что такое словообразовательный тип
Словообразовательный тип
СЛОВООБРАЗО́ВАТЕЛЬНЫЙ ТИП — класс производных основ (слов), образ. по одной схеме. Эта схема учитывает: 1) частеречную принадлежность производящей и производной основы, 2) способ и средство словообразования, 3) словообразовательное (деривационное) значение. Так, С. Т., к к-рому относятся слова учитель, водитель, строитель, м. б. определен след. обр.: отглагольные существительные, образованные суффиксальным способом при помощи суффикса -телъ с деривационным значением «производитель действия, названного мотивирующим глаголом».
Смотреть что такое «Словообразовательный тип» в других словарях:
Словообразовательный тип — одно из центральных понятий словообразования; совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного… … Википедия
тип словообразовательный — Основная единица, наряду со словообразовательным гнездом, входящая в систему синхронного словообразования. Ее также характеризуют как основную единицу классификации производных слов, класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Араева, Людмила Алексеевна — Людмила Алексеевна Араева (род. 3 февраля 1947(19470203), Кемерово) зав. кафедрой стилистики и риторики КемГУ, доктор филологических наук, профессор, действительный член МАН ВШ, Почетный профессор Кузбасса. Имеет два высших образования:… … Википедия
Мазовецкий диалект польского языка — Мазовецкий диалект на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С. Урбаньчика[1][2] … Википедия
Мазовецкий диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе работ С. Урбанчика … Википедия
Белорусские фамилии — (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда территория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия
Малопольский диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С … Википедия
Грамматические единицы — Грамматические единицы слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, простое предложение, сложное предложение) как носители обобщённых грамматических свойств, а также средства выражения грамматических значений: служебные морфемы … Лингвистический энциклопедический словарь
Словообразовательный тип
Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются:
1) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов;
2) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, кото-рое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. например, прилагательные серебристый, перистый, бархатистый, хулиганистый (разг.), блондинистый (разг.) относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются существительными (серебро, перо, бархат, хулиган, блондин) и имеют один и тот же формант — суффикс -ист-, обозначающий характерное свойство. Прилагательные данного типа имеют словообразовательное значение «имеющий свойства, характерные для кого-чего-нибудь». Словообразовательный тип — основная ячейка словообразовательной системы языка, так как именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование новых слов. Чтобы установить, к какому словообразовательному типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является мотивированным. Для этого нужно соотнести анализируемое слово с мотивирующим, а затем установить два признака словообразовательного типа, о которых говорилось раньше. Например, глаголы отлететь, отбежать, отшуметь, отлюбить, отсоветовать, отучить, несмотря на формальное сходство словообразовательного средства — префикса от-, не могут быть отнесены к одному словообразовательному типу. Объясняется это тем, что приведенные глаголы характеризуются формантами, не тождественными в семантическом отношении. Среди этих глаголов выделяются три словообразовательных типа, каждый из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями мотивирующих и мотивированных слов: 1) лететь – отлететь, бежать – отбежать (удаление на некоторое расстояние от чего-нибудь); 2) шуметь – отшуметь, любить – отлюбить (окончание длившегося определенное время действия); 3) советовать – отсоветовать, учить – отучить (действие, противоположное действию, названному мотивирующим глаголом).
Другой пример: к одному словообразовательному типу нельзя отнести существительные работник, наследник, заступник, сапожник, взяточник, вестник, грибник, хотя все они имеют в своем составе суффикс –ник со значением лица. Эти существительные мотивируются разными частями речи и имеют разное словообразовательное значение: работать – работник, наследовать – наследник, заступаться – заступник (лицо — производитель действия, названного мотивирующим глаголом); сапог – сапожник, взятка – взяточник, весть – вестник, гриб – грибник (лицо по отношению к объекту своей деятельности/объект — мотивирующее существительное).
Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре, т.е. связано с семантикой мотивирующей части (основы) и форманта. Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые ряды одинаковым образом построенных слов. в семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.
По характеру отношений между значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов (например, прыгнуть так относится по значению к прыгать, как свистнуть к свистеть, толкнуть к толкать, крикнуть к кричать, скользнуть к скользить и т.д.); 2) типы, у которых эти отношения не тождественны и число этих отношений принципиально не ограничено. Так, в тип существительных с суффиксом -ость, мотивированных прилагательными, входят такие существительные, как смелость, бледность, мягкость, облачность, имеющие значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим прилагательным (смелый, бледный, мягкий, облачный)»; существительные выпуклость, помятость, имеющие значение «место, пространство как носитель признака, названного мотивирующим словом (выпуклый, помятый)»; наличность, юность – «совокупность однородных предметов, лиц как носитель признака, названного мотивирующим словом (наличный, юный)»; знаменитость, индивидуальность, бездарность — «отдельное лицо как носитель признака, названного мотивирующим словом (знаменитый, индивидуальный, бездарный)», и другие существительные, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим прилагательным в отношениях, свойственных только этим существительным: древность — древняя вещь, пошлость — пошлое замечание, пошлый поступок, случайность — случайное обстоятельство, закономерность — закономерный факт и др. разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в существительных с суффиксом –ость это значение — «непроцессуальный признак, названный мотивирующим прилагательным» + вторичное значение — «носитель признака»
Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями.Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями.Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.
Словообразовательный тип
Словообразовательный тип — одно из центральных понятий словообразования; совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.
Литература
Смотреть что такое «Словообразовательный тип» в других словарях:
Словообразовательный тип — класс производных основ (слов), образ. по одной схеме. Эта схема учитывает: 1) частеречную принадлежность производящей и производной основы, 2) способ и средство словообразования, 3) словообразовательное (деривационное) значение. Так, С. Т., к к… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
тип словообразовательный — Основная единица, наряду со словообразовательным гнездом, входящая в систему синхронного словообразования. Ее также характеризуют как основную единицу классификации производных слов, класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Араева, Людмила Алексеевна — Людмила Алексеевна Араева (род. 3 февраля 1947(19470203), Кемерово) зав. кафедрой стилистики и риторики КемГУ, доктор филологических наук, профессор, действительный член МАН ВШ, Почетный профессор Кузбасса. Имеет два высших образования:… … Википедия
Мазовецкий диалект польского языка — Мазовецкий диалект на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С. Урбаньчика[1][2] … Википедия
Мазовецкий диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе работ С. Урбанчика … Википедия
Белорусские фамилии — (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда территория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия
Малопольский диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С … Википедия
Грамматические единицы — Грамматические единицы слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, простое предложение, сложное предложение) как носители обобщённых грамматических свойств, а также средства выражения грамматических значений: служебные морфемы … Лингвистический энциклопедический словарь
Что такое словообразовательный тип
Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).
§ 28. Словообразовательный формант
Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.
Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.
В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.
§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо
Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:
§ 30. Словообразовательные типы
По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:
Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.
Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.
Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования
Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:
Смешанные способы словообразования
В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:
Последние два способа малопродуктивны.
Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).
Морфологические средства
Роль словообразовательных средств
Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).
Классификация словообразовательных типов.
При общей характеристике того или иного СТ учитываются транспозиционный / нетранспозиционный вид отношений между дериватом и производящим, а также характер деривации и вид словообразовательного значения.
Классификация СТ по грамматическому соотношению производящего и производного (транспозиционные и нетранспозиционные типы).
Транспозиция – перевод слова из одной части речи в другую. Поэтому вся сфера синтаксической деривации относится к транспозиционным типам – ведь сущность синтаксической деривации как раз и состоит в переводе производного в иную по сравнению с производящим словом часть речи. Ясно, что деление СТ на транспозиционные и нетранспозиционные существенно лишь для сферы лексической деривации, поскольку лишь в ней есть и транспозиционные и нетранспозиционные типы.
Если члены словообразовательной пары принадлежат к одной части речи, то перед нами нетранспозиционный СТ (банка – баночка, играть – подыграть, красный – красноватый), а если к разным частям речи – транспозиционный СТ (белый – белеть, голубой – голубизна, дом – домашний).
Еще одна содержательная классификация СТ – это деление СТ по характеру деривации (типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации).
Лексическая деривация имеет место тогда, когда лексическое значение (ЛЗ) производных слов не тождественно ЛЗ производящих (компьютер – компьютеризация, мастерить – мастерская).
Синтаксическая деривация – когда ЛЗ производных слов тождественно ЛЗ производящих, но производные слова отличаются от производящих частью речи (смотреть – смотр, глухой – глушь, черный – чернота).
Компрессивная деривация служит целям сокращения уже имеющихся в языке номинативных единиц; она включает разного рода сокращенные названия, или номинации. Компрессивная деривация обслуживает разные способы словообразования: суффиксальная универбация (пятиэтажка – пятиэтажный дом, сокращенка – сокращенная дорога), сложносокращенный способ (старпом – старший помощник, завлаб – заведующий лабораторией), аббревиация (РФ).
Классифицировать СТ можно также по виду словообразовательного значения. Выделяются модификационные и мутационные типы.
Модификационными называются такие СТ, производные в составе которых обозначают лишь какое-то видоизменение (модификацию) значения производящего слова (см. материал предыдущей лекции) – черный – черненький, черноватый; стол – столик, столище; быстро – быстренько, горох – горошина (единичность), пионер – пионерия (собирательность), говорить – заговорить и т.д.). Производные модификационных словообразовательных типов всегда принадлежат той же части речи, что и их производящие.
Мутационные (от лат. mutatio – ‘изменение’) СТ включают производные, которые обозначают не модификацию значения производящего, а содержат значимые смысловые наращения ср. лес – лесник, школа – школьник, комбайн – комбайнер, колоть – колун. Значения производных слов, принадлежащих к мутационным СТ, очень разнообразны.