что такое словообразовательный тип

Словообразовательный тип

СЛОВООБРАЗО́ВАТЕЛЬНЫЙ ТИП — класс производных основ (слов), образ. по одной схеме. Эта схема учитывает: 1) частеречную принадлежность производящей и производной основы, 2) способ и средство словообразования, 3) словообразовательное (деривационное) значение. Так, С. Т., к к-рому относятся слова учитель, водитель, строитель, м. б. определен след. обр.: отглагольные существительные, образованные суффиксальным способом при помощи суффикса -телъ с деривационным значением «производитель действия, названного мотивирующим глаголом».

Смотреть что такое «Словообразовательный тип» в других словарях:

Словообразовательный тип — одно из центральных понятий словообразования; совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного… … Википедия

тип словообразовательный — Основная единица, наряду со словообразовательным гнездом, входящая в систему синхронного словообразования. Ее также характеризуют как основную единицу классификации производных слов, класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Араева, Людмила Алексеевна — Людмила Алексеевна Араева (род. 3 февраля 1947(19470203), Кемерово) зав. кафедрой стилистики и риторики КемГУ, доктор филологических наук, профессор, действительный член МАН ВШ, Почетный профессор Кузбасса. Имеет два высших образования:… … Википедия

Мазовецкий диалект польского языка — Мазовецкий диалект на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С. Урбаньчика[1][2] … Википедия

Мазовецкий диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе работ С. Урбанчика … Википедия

Белорусские фамилии — (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия

Малопольский диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С … Википедия

Грамматические единицы — Грамматические единицы слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, простое предложение, сложное предложение) как носители обобщённых грамматических свойств, а также средства выражения грамматических значений: служебные морфемы … Лингвистический энциклопедический словарь

Источник

Словообразовательный тип

что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип

что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип

Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются:

1) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов;

2) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, кото-рое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. например, прилагательные серебристый, перистый, бархатистый, хулиганистый (разг.), блондинистый (разг.) относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются существительными (серебро, перо, бархат, хулиган, блондин) и имеют один и тот же формант — суффикс -ист-, обозначающий характерное свойство. Прилагательные данного типа имеют словообразовательное значение «имеющий свойства, характерные для кого-чего-нибудь». Словообразовательный тип — основная ячейка словообразовательной системы языка, так как именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование новых слов. Чтобы установить, к какому словообразовательному типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является мотивированным. Для этого нужно соотнести анализируемое слово с мотивирующим, а затем установить два признака словообразовательного типа, о которых говорилось раньше. Например, глаголы отлететь, отбежать, отшуметь, отлюбить, отсоветовать, отучить, несмотря на формальное сходство словообразовательного средства — префикса от-, не могут быть отнесены к одному словообразовательному типу. Объясняется это тем, что приведенные глаголы характеризуются формантами, не тождественными в семантическом отношении. Среди этих глаголов выделяются три словообразовательных типа, каждый из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями мотивирующих и мотивированных слов: 1) лететь – отлететь, бежать – отбежать (удаление на некоторое расстояние от чего-нибудь); 2) шуметь – отшуметь, любить – отлюбить (окончание длившегося определенное время действия); 3) советовать – отсоветовать, учить – отучить (действие, противоположное действию, названному мотивирующим глаголом).

Другой пример: к одному словообразовательному типу нельзя отнести существительные работник, наследник, заступник, сапожник, взяточник, вестник, грибник, хотя все они имеют в своем составе суффикс –ник со значением лица. Эти существительные мотивируются разными частями речи и имеют разное словообразовательное значение: работать – работник, наследовать – наследник, заступаться – заступник (лицо — производитель действия, названного мотивирующим глаголом); сапог – сапожник, взятка – взяточник, весть – вестник, гриб – грибник (лицо по отношению к объекту своей деятельности/объект — мотивирующее существительное).

Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре, т.е. связано с семантикой мотивирующей части (основы) и форманта. Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые ряды одинаковым образом построенных слов. в семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.

По характеру отношений между значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов (например, прыгнуть так относится по значению к прыгать, как свистнуть к свистеть, толкнуть к толкать, крикнуть к кричать, скользнуть к скользить и т.д.); 2) типы, у которых эти отношения не тождественны и число этих отношений принципиально не ограничено. Так, в тип существительных с суффиксом -ость, мотивированных прилагательными, входят такие существительные, как смелость, бледность, мягкость, облачность, имеющие значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим прилагательным (смелый, бледный, мягкий, облачный)»; существительные выпуклость, помятость, имеющие значение «место, пространство как носитель признака, названного мотивирующим словом (выпуклый, помятый)»; наличность, юность – «совокупность однородных предметов, лиц как носитель признака, названного мотивирующим словом (наличный, юный)»; знаменитость, индивидуальность, бездарность — «отдельное лицо как носитель признака, названного мотивирующим словом (знаменитый, индивидуальный, бездарный)», и другие существительные, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим прилагательным в отношениях, свойственных только этим существительным: древность — древняя вещь, пошлость — пошлое замечание, пошлый поступок, случайность — случайное обстоятельство, закономерность — закономерный факт и др. разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в существительных с суффиксом –ость это значение — «непроцессуальный признак, названный мотивирующим прилагательным» + вторичное значение — «носитель признака»

что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями.Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями.Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Источник

Словообразовательный тип

Словообразовательный тип — одно из центральных понятий словообразования; совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.

Литература

Смотреть что такое «Словообразовательный тип» в других словарях:

Словообразовательный тип — класс производных основ (слов), образ. по одной схеме. Эта схема учитывает: 1) частеречную принадлежность производящей и производной основы, 2) способ и средство словообразования, 3) словообразовательное (деривационное) значение. Так, С. Т., к к… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

тип словообразовательный — Основная единица, наряду со словообразовательным гнездом, входящая в систему синхронного словообразования. Ее также характеризуют как основную единицу классификации производных слов, класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Араева, Людмила Алексеевна — Людмила Алексеевна Араева (род. 3 февраля 1947(19470203), Кемерово) зав. кафедрой стилистики и риторики КемГУ, доктор филологических наук, профессор, действительный член МАН ВШ, Почетный профессор Кузбасса. Имеет два высших образования:… … Википедия

Мазовецкий диалект польского языка — Мазовецкий диалект на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С. Урбаньчика[1][2] … Википедия

Мазовецкий диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе работ С. Урбанчика … Википедия

Белорусские фамилии — (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия

Малопольский диалект — на карте диалектов польского языка, составленной на основе карты С … Википедия

Грамматические единицы — Грамматические единицы слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, простое предложение, сложное предложение) как носители обобщённых грамматических свойств, а также средства выражения грамматических значений: служебные морфемы … Лингвистический энциклопедический словарь

Источник

Что такое словообразовательный тип

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).

§ 28. Словообразовательный формант

Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.

Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.

В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.

§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо

Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:

что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип

§ 30. Словообразовательные типы

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.

Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования

Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:

Смешанные способы словообразования

В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:

Последние два способа малопродуктивны.

Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).

Морфологические средства

Роль словообразовательных средств

Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).

Источник

Классификация словообразовательных типов.

что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип

что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип

что такое словообразовательный тип. Смотреть фото что такое словообразовательный тип. Смотреть картинку что такое словообразовательный тип. Картинка про что такое словообразовательный тип. Фото что такое словообразовательный тип

При общей характеристике того или иного СТ учитываются транспозиционный / нетранспозиционный вид отношений между дериватом и производящим, а также характер деривации и вид словообразовательного значения.

Классификация СТ по грамматическому соотношению производящего и производного (транспозиционные и нетранспозиционные типы).

Транспозиция – перевод слова из одной части речи в другую. Поэтому вся сфера синтаксической деривации относится к транспозиционным типам – ведь сущность синтаксической деривации как раз и состоит в переводе производного в иную по сравнению с производящим словом часть речи. Ясно, что деление СТ на транспозиционные и нетранспозиционные существенно лишь для сферы лексической деривации, поскольку лишь в ней есть и транспозиционные и нетранспозиционные типы.

Если члены словообразовательной пары принадлежат к одной части речи, то перед нами нетранспозиционный СТ (банка – баночка, играть – подыграть, красный – красноватый), а если к разным частям речи – транспозиционный СТ (белый – белеть, голубой – голубизна, дом – домашний).

Еще одна содержательная классификация СТ – это деление СТ по характеру деривации (типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации).

Лексическая деривация имеет место тогда, когда лексическое значение (ЛЗ) производных слов не тождественно ЛЗ производящих (компьютер – компьютеризация, мастерить – мастерская).

Синтаксическая деривация – когда ЛЗ производных слов тождественно ЛЗ производящих, но производные слова отличаются от производящих частью речи (смотреть – смотр, глухой – глушь, черный – чернота).

Компрессивная деривация служит целям сокращения уже имеющихся в языке номинативных единиц; она включает разного рода сокращенные названия, или номинации. Компрессивная деривация обслуживает разные способы словообразования: суффиксальная универбация (пятиэтажка – пятиэтажный дом, сокращенка – сокращенная дорога), сложносокращенный способ (старпом – старший помощник, завлаб – заведующий лабораторией), аббревиация (РФ).

Классифицировать СТ можно также по виду словообразовательного значения. Выделяются модификационные и мутационные типы.

Модификационными называются такие СТ, производные в составе которых обозначают лишь какое-то видоизменение (модификацию) значения производящего слова (см. материал предыдущей лекции) – черный – черненький, черноватый; стол – столик, столище; быстро – быстренько, горох – горошина (единичность), пионер – пионерия (собирательность), говорить – заговорить и т.д.). Производные модификационных словообразовательных типов всегда принадлежат той же части речи, что и их производящие.

Мутационные (от лат. mutatio – ‘изменение’) СТ включают производные, которые обозначают не модификацию значения производящего, а содержат значимые смысловые наращения ср. лес – лесник, школа – школьник, комбайн – комбайнер, колоть – колун. Значения производных слов, принадлежащих к мутационным СТ, очень разнообразны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *