что такое слово божье найти в библии
Слово о слове Божием
Цель земной жизни человека — обрести вечную жизнь в Царстве Небесном. К ней надо идти ежедневно, ежеминутно. В этом деле не бывает отпуска или выходных. Что же конкретно надо делать сегодня, чтобы спастись? С чего начать и как узнать, что ты на правильном пути? Где взять «инструкцию к руководству», которая бы нам все разъяснила?
Сам Господь дает человеку «инструкцию к спасению». В притче о сеятеле Христос говорит, что, как сеятель засевает землю зерном, так и слово Божие засевает сердца человеческие (ср. Лк. 8, 11), духовно питает, делает способными к жизни вечной. Слово Божие и есть та «инструкция», следуя которой, человек обретает истинную жизнь.
Но само понятие «слово Божие» многозначно. В первую очередь, это Сам Господь Иисус Христос, Ипостасный Бог Слово, Который всевается в каждого из нас, как семена — в землю. Евангелист Иоанн Богослов называет Его Словом, через Которое все существующее получило бытие (см. Ин. 1, 1—3), и это «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин. 1, 14). Старец Фаддей Витовницкий подчеркивает, что Бог сокровенно живет в сердце любого человека, пусть и не помышляющего о Нем, и даже атеиста, — Господь всегда не где-то рядом, а в самом центре жизни каждого из нас. Ибо только Он дает жизнь и движет жизнью.
Словом Божиим называют и записанные в Священном Писании «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), которые Бог открыл всему человечеству, призывая денно и нощно поучаться в законе Господнем разумом и волей (см. Пс. 1, 2). Данный стих псалмопевца означает, что нам необходимо изучать Священное Писание, прежде всего Евангелие, и погружать в него свою волю — то есть применять книжное знание на практике, постигать его опытно.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что книги Священного Писания даны нам по нашему нерадению: если бы мы были истинными детьми Божьими, мы бы имели непосредственное единение с Творцом, и Сам Господь — Бог Слово научал бы нас. Так Бог научал преподобную Марию Египетскую. Находясь в пустыне, она воспринимала слово Божие напрямую от его Источника и дословно цитировала Священное Писание, не будучи грамотной.
И апостол Иоанн Богослов пишет христианам: «Помазание, которое вы получаете от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему» (1 Ин. 2, 27). Если бы мы жили столь же чисто, как апостол Иоанн Богослов или Мария Египетская, то нам было бы достаточно иметь благодать Святого Духа, которую человек получает в таинстве Миропомазания. Сам Дух Святой, живущий в наших сердцах, учил бы нас и наставлял на всякую истину (ср. Ин. 16, 13). Но поскольку мы утрачиваем дары благодати в своей жизни, то, как говорит святитель Иоанн Златоуст, надо пользоваться хотя бы книгами. Ибо если мы и их отвергнем, то у нас не останется и этой возможности узнать, как обрести спасение.
Развивая эту мысль святителя, можно сказать, что нам уже и Писания недостаточно для выстраивания правильного пути к Богу. Для этого надо читать творения святых отцов: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, писания аскетов и других подвижников Православной Церкви. Чем дальше человек отстоит от Бога, тем больше ему нужно помощников, чтобы двигаться к Господу. Преподобной Марии Египетской даже Священное Писание не надо было читать — такова была ее решимость обрести чистоту и жить по воле Божией. Нам же и из Писания без толкования святых отцов уже не познать Истину.
Через молитву и таинства Православной Церкви Бог, подобно семени, всевается в человека. Но сможет ли Он «прорасти» и когда это произойдет — зависит от самого человека. По пояснению праведного Николая Кавасилы, наша задача, получив Крещение, дать Христу возможность действовать в нас и не свергать венца с головы своей, не обнажать меча на самого себя, не угашать тот факел, который в нас зажжен. Вспомним притчу о закваске (см. Мф. 13, 33), которую женщина положила в три меры муки и не замечала, как постадийно вскисало все тесто, и только в конце процесса увидела результат. Так и нам надо не мешать Христу «переквашивать» нас. А делать это мы мешаем Ему своими грехами.
Итак, слово Божие многозначно понимается в Предании Церкви, и ни одно из значений не противоречит другому, скорее дополняет. Это Сам Господь, Который обращается к человеку или напрямую, если человек приобретает способность к богообщению, или посредством Священного Писания и Предания святых отцов, или в церковных таинствах и молитву, через чистую совесть, которая становится «проводником» слова Господня, действующим в человеке.
Слово Божие
Сло́во Бо́жие – 1) (греч. Логос – Λογος) – Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы, воплотившееся в Иисусе Христе; 2) Священное Писание (Библия); 3) Волеизъявление Божье.
Святая Троица есть единосущное Божество, в трех Лицах (Ипостасях) – Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец есть Божественный Ум, Бог Сын – Божественное Слово, сопребывающее нераздельно со Святым Духом. Слово Божие – Слово Божественного Ума, Которое присуще Ему извечно, Которым Он создал все мироздание.
О Слове Божьем сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Слово Божие – «Свет Отца, Слово великого Ума, превосходящий всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Образ Бессмертного Отца и Печать Безначального, Сияющий вместе с великим Духом, добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет», – говорит св. Григорий Богослов. Слово Божие именуется Единородным Сыном Божьим, поскольку Оно в вечности рождается Божественным Умом, Богом-Отцом, «поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца» (св. Максим Исповедник).
Слово Божие Своим бытием предшествует творению всего существующего, «не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – говорит св. Максим Исповедник. Словом Божьим создан весь мир: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:4 ). Бог Отец сотворил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рассеял тьму, Словом произвел свет, основал землю, распределил звезды, разлил воздух, установил границы моря, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по Своему подобию, привел все в порядок», – говорит св. Григорий Богослов.
На Предвечном Совете Св. Троицы предначертано принятие Словом Божьим человеческого естества. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», – говорит Иоанн Богослов ( Ин. 1:14 ). В Воплотившемся Божьем Слове – Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению. «Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, – говорит Ириней, – чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим».
В чём усматривается аналогия между Богом Словом и человеческим словом?
Основание для использования аналогии, где Бог Отец сопоставляется с человеческим умом, Сын Божий — с мыслью-словом, а Святой Дух, как Выразитель Слова Божьего, — с дыханием-голосом (выражающим рождённую в уме мысль-слово), находят, в частности, в том, что Сын Божий назван в Евангелии Богом Словом ( Ин. 1:1-2 ); кроме того, в Писании Ветхого Завета представлена подобная аналогия: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» ( Пс. 32:6 ).
Означенная аналогия использовалась церковными писателями с раннехристианских времен. Суть аналогии можно представить в следующих тезисах.
Слово Божье
Слово Божье
I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Первоначальное значение еврейского слова давар («вещь» и «слово») — «оборотная сторона», «подоплека», т.е. смысл какой-либо вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не «слово» в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом.
II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) «Слово Божие» как слово Бога. Если ВЗ говорит о «слове Божием» (только 6 раз) или о «слове Яхве», то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании ( Быт 1 ). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу ( Иер 23:29 ). Слово Бога пребудет вечно ( Ис 40:8 ), человек живет словом, исходящим из уст Господа ( Втор 8:3 ). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню ( Ам 8:11 );
2) «Слово Божие» как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа «словом Божиим», если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение ( 3Цар 22:19 ; Ис 7:7–17 ; Иер 7:2–7 ). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье ( Иер 23:28 ; Иер 27:18 ). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано ( Ис 55:10 ). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой ( 2Пар 18:24 ; ср. 4Цар 9:36 ; Иер 28:16 );
3) «Слово Божие» как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде ( Исх 24:4 ), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее «Священным Писанием», — это уже не то «Божие слово», каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Иер 7:22 ). Если первоначально «слово Божие» было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных «слов» выражение «слово Божие» применительно к → Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово ( Притч 13:13 ), так и собрание свящ. текстов в целом ( 2Пар 29:15 ).
III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в Евангелиях выражение «слово Божие» может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному человеку ( Лк 3:2 ) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе ( Мк 7:13 );
2) в остальных же случаях словосочетание «слово Божие» в НЗ получает совершенно новое, исключит. значение: оно стало означать то единств. Слово Божие, Которое есть Христос ( Ин 1:14 ; Откр 19:13 ), или то, которое Бог сказал во Христе. Ключом к пониманию выражения «слово Божие» здесь является не «слово», а личность Иисуса и Его дело. В конечном итоге этим «словом Божиим» являются все события, связ. со смертью Иисуса и Его воскресением (→ Имена Иисуса Христа, III,В,2). Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется; речь не идет о «старом» и «новом» слове, как, например, в случае с → заветом и → сотворением мира. Это, скорее, слово Бога, исполн. в Иисусе Христе ( Кол 1:25–27 ), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола ( Евр 1:1–4 ; Евр 2:14 ). Поэтому если Церковь говорит о «слове Божием», то подразумевает Иисуса Христа и Его соверш. ради нас подвиг спасения, который должен быть проповедан и постигнут в вере.
Это новозаветное слово Божье может называться и «словом о кресте» ( 1Кор 1:18 ), «словом истины» ( 2Кор 6:7 ), «словом жизни» ( Флп 2:16 ), «словом примирения» ( 2Кор 5:9 ), «словом спасения» ( Деян 13:26 ), «словом благодати» ( Деян 14:3 ); или просто «словом» ( 2Тим 4:2 ), причем всегда подразумевается только одно «Слово Божие» — Христос, Его дело и Его жизнь. Евангелие потому является «словом Божьим», что сказавший это слово во Христе, есть Бог. На этом основана и его действенность. Оно возрастает Божьей силой ( Деян 19:20 ), только через Бога оно достигает сердец слушателей ( Кол 4:3 ), воздействует как благодать и жизнь ( Деян 20:32 ; 1Пет 1:23 ) и, наконец, оно и есть сама сила Божья ( 1Кор 1:18 ), которая «острее всякого меча» ( Еф 6:17 ; Евр 4:12 ). Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя ( Кол 3:16 ), он встает на путь спасения, и Божье откровение в полной мере проникает в его жизнь.
Слово Божье
I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Первонач. значение евр. слова давар («вещь» и «слово») – «оборотная сторона», «подоплека», т.е. смысл какой-л. вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не «слово» в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом.
II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) «Слово Божие» как слово Бога. Если ВЗ говорит о «слове Божием» (только 6 раз) или о «слове Яхве», то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании ( Быт. 1 ). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу ( Иер. 23:29 ). Слово Бога пребудет вечно ( Ис. 40:8 ), человек живет словом, исходящим из уст Господа ( Втор. 8:3 ). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню ( Ам. 8:11 );
2) «Слово Божие» как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа «словом Божиим», если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение ( 3Цар. 22:19 ; Ис. 7:7–17 ; Иер. 7:2–7 ). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье ( Иер. 23:28 ; Иер. 27:18 ). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано ( Ис. 55:10 ). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой ( 2Пар. 18:24 ; ср. 4Цар. 9:36 ; Иер. 28:16 );
3) «Слово Божие» как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде ( Исх. 24:4 ), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее «Священным Писанием», – это уже не то «Божие слово», каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Иер. 7:22 ). Если первонач. «слово Божие» было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных «слов» выражение «слово Божие» применительно к ⇒ Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово ( Притч. 13:13 ), так и собрание свящ. текстов в целом ( 2Пар. 29:15 ).
III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в Евангелиях выражение «слово Божие» может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному человеку ( Лк. 3:2 ) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе ( Мк. 7:13 );
2) в остальных же случаях словосочетание «слово Божие» в НЗ получает совершенно новое, исключит. значение: оно стало означать то единств. Слово Божие, Которое есть Христос ( Ин. 1:14 ; Откр. 19:13 ), или то, которое Бог сказал во Христе. Ключом к пониманию выражения «слово Божие» здесь является не «слово», а личность Иисуса и Его дело. В конечном итоге этим «словом Божиим» являются все события, связ. со смертью Иисуса и Его воскресением (⇒ Имена Иисуса Христа, III,В,2). Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется; речь не идет о «старом» и «новом» слове, как, например, в случае с ⇒ заветом и ⇒ сотворением мира. Это, скорее, слово Бога, исполн. в Иисусе Христе ( Кол. 1:25–27 ), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола ( Евр. 1:1–4 ; Евр. 2:14 ). Поэтому если Церковь говорит о «слове Божием», то подразумевает Иисуса Христа и Его соверш. ради нас подвиг спасения, который должен быть проповедан и постигнут в вере.
Это новозаветное слово Божье может называться и «словом о кресте» ( 1Кор. 1:18 ), «словом истины» ( 2Кор. 6:7 ), «словом жизни» ( Флп. 2:16 ), «словом примирения» ( 2Кор. 5:9 ), «словом спасения» ( Деян. 13:26 ), «словом благодати» ( Деян. 14:3 ); или просто «словом» ( 2Тим. 4:2 ), причем всегда подразумевается только одно «Слово Божие» – Христос, Его дело и Его жизнь. Евангелие потому является «словом Божьим», что сказавший это слово во Христе, есть Бог. На этом основана и его действенность. Оно возрастает Божьей силой ( Деян. 19:20 ), только через Бога оно достигает сердец слушателей ( Кол. 4:3 ), воздействует как благодать и жизнь ( Деян. 20:32 ; 1Петр. 1:23 ) и, наконец, оно и есть сама сила Божья ( 1Кор. 1:18 ), которая «острее всякого меча» ( Еф. 6:17 ; Евр. 4:12 ). Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя ( Кол. 3:16 ), он встает на путь спасения, и Божье откровение в полной мере проникает в его жизнь.
Библия – Слово Божие к Человечеству
Слово «Библия» означает «книга», но Библия не обычная книга. Это Книга книг, потому что в ней, и только в ней, мы находим явленную человечеству волю Бога.
Библия – это книга о Боге и человеке.
Хотя Библия касается многих тем, но в основном Библия – это словa Бога для человека о том:
Основная тема Библии
Каждая часть Библии как-то связана с Божьим планом спасти человека от греха посредством Его Сына Иисуса. Бог хочет, чтобы всякий получил спасение (1 Тимофею 2:4 ), посему Его спасение не ограничивается какой-то расой или культурой, но доступно всем людям повсюду.
Мы могли бы сказать, что основную идею Библии возможно выразить таким общим утверждением: «Христос грядет».
Ветхий Завет указывает на тот факт, что Христос, или Мессия, придет однажды в этот мир. Первые четыре книги Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) показывают нам, что Христос уже пришел как Спаситель человека. Потом Новый Завет предупреждает нас, что Христос однажды придет опять как Судья всех людей (Деяния 1:11 ; 2 Коринфянам 5:10 ).
Почему мы должны верить, что Библия действительно является Словом Божиим?
Пожалуйста, рассмотрите некоторые доказательства, заставляющие нас верить в то, что Библия пришла от Бога, то есть в то, что она является откровением Божиим человечеству.
Во-первых, сама Библия заявляет, что она от Бога.
«Все Писание богодухноветто и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»
(2 Тимофею 3:16 ).
Согласно этому стиху источником Библии является никто иной, как Сам Бог. Буквально сотни раз в Библии мы читаем «Так говорит Господь» или подобное утверждение. На протяжении всей истории многие атаковали Библию или насмехались над ней, но все попытки показать, что она не есть слово Божие, с треском провалились.
Гармония и последовательность послания Библии явно указывает на то, что Библия – это слово Господа.
Да, Бог использовал людей, чтобы написать 66 книг Библии, но записанное этими людьми не было их собственными мыслями, а волей Божией.
Эти около 35 писателей Библии жили в разные периоды истории, жили в различных регионах мира, имели разное образование и происхождение, и, во многих случаях, лично никогда не были знакомы друг с другом. Однако когда они писали книги Библии, в которой они говорили о бесчисленном количестве тем, их послание от начала до конца было в совершенной гармонии и не имело никаких противоречий.
Такое единство в послании, записанном более чем 30 человеками, показывает, что оно должно было быть в одном Разуме – у Бога!
Гармония библейского послания с историей и открытиями археологии также приводит нас к выводу, что Библия должна быть словом Божиим.
Библия упоминает огромное количество народов, городов и людей. Всякий раз, когда историки или археологи находят достоверную информацию вне Библии, имеющую отношение к тем народам, городам и людям, описанным в Писаниях, то в каждом случае найденное ими полностью поддерживает то, что в Библии написано об этих темах. Такая гармония между историческими событиями, записанными в Библии, и общепризнанными фактами светской истории, не является случайной: мы ожидаем, что слово Божие должно быть в полной гармонии с историческими и археологическими открытиями, и это так и есть!
Замечательная запись исполненных пророчеств в Библии – это ещё один источник доказательств в пользу Библии как слова Божия.
Лет за 700 до рождения Христа пророк Исайя записал, что огромный древний город Вавилон будет разрушен и никогда не заселится снова (Исайи 13:17-22 ).
Догадайтесь, что случилось? Сегодня на лице земли нет города Вавилона, как Исайя и говорил.
Удивительно, как мог Исайя знать, что так произойдет?
В другом случае Исайя предсказал, что девственница родит сына и назовут его Эммануил (Исайи 7:14 ). Новый Завет записывает, что это предсказание исполнилось тогда, когда родился Иисус (Матфея 1:18-25 ).
Как Исайя узнал, что такое замечательное событие произойдет через 700 лет в истории?
Тот же пророк Исайя предсказал, что человек по имени Кир, который ещё не родился во дни Исайи, но позже стал царем Мидо-Персидской империи, поможет иудейскому народу вернуться на родину и отстроить Божий храм в Иерусалиме (Исайи 44:28 ). Спустя около 350 лет после того как Исайя сделал такое предсказание, Кир совершил то, о чём Исайя говорил, что Кир сделает (Ездры 1:1-4 ).
Вот суть всего этого: Исайя своею силой и знанием никоим образом не мог сделать вышеупомянутые предсказания с такой точностью, называя конкретные события, места и конкретных людей. Его знание о таких вещах должно было быть от Бога, ибо только Бог может предсказывать будущее с 100% точностью. Исполнившиеся пророчества являются мощным доказательством того, что Бог – источник Библии!
Ещё один замечательный факт относительно Библии – это её гармония с подлинной наукой.
Фактически библейское послание не только гармонирует с истинной наукой, но в ряде случаев библейские записи говорят о научных истинах, которые не были «открыты» учеными до тех пор, пока не прошли сотни и тысячи лет после того, как Библия записала их.
Эти заявления, которые точны с точки зрения науки, заставляют нас вопрошать: как писатели Библии, которые не были учеными, пришли к таким выводам? Единственным правдоподобным ответом является то, что их слова были от Бога. Да, Библия – это слово Божие!
Библия отвечает на важнейшие вопросы человека
Библия преисполнена ответов на важные вопросы, которые люди задавали на протяжении веков.
Библия – это книга для нас с вами!
Дорогой читатель, Библия – это послание Божие для нас с вами, да, для каждого человека на этой планете. Это послание может умудрить нас во спасение (2 Тимофею 3:15 ), показывая нам вечную жизнь, которая доступна через Иисуса Христа (Иоанна 20:30,31 ).
Мы с вами должны рассмотреть это послание, принять его и постараться жить в соответствии с ним!