что такое слова признаки в русском
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 75 «Что такое слова-признаки?»
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ты, наверное, ответил: «большой, розовая, пушистое, разноцветные». Все эти слова обозначают признаки предметов. Но почему вопросы к ним разные? Давай разбираться!
Слова-признаки помогают нам лучше представить, какого предмет цвета или размера, какое у него настроение, из чего он сделан или откуда он.
Слова-признаки различаются не только по тому, какие признаки они обозначают, но и по тому, какого рода или числа предмет.
К словам мужского рода мы задаём вопрос: «Какой?», к словам женского рода: «Какая?», к словам среднего рода: «Какое». Если слово множественного числа, то мы задаём вопрос: «Какие?». Помни, что вопрос мы всегда задаём от предмета!
Слова-признаки играют очень важную роль в предложении. Они помогают понять, о каком именно предмете мы говорим.
А теперь, давай потренируемся!
Слова-признаки отвечают на вопросы:
б) Что делает? Что делают?
г) Какой? Какая? Какое? Какие?
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Найди в тексте слова-признаки и напиши их по порядку.
Мне очень нравится золотая осень. На деревьях жёлтые листья, на небе красивые белые облака. У зайчика уже новая шкурка. Он готов к зиме. Серый волк не увидит его на снегу. Маленький ёжик запасает на зиму фрукты и ягоды, а косолапый мишка ложится спать.
Раскрась только те предметы, которые могут ответить на вопрос: «Какой?».
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А,Б,В
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Золотая Жёлтые Красивые Белые Новая Серый Маленький Косолаый
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты ответов являются неправильными.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 75 «Что такое слова-признаки?»
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ты, наверное, ответил: «большой, розовая, пушистое, разноцветные». Все эти слова обозначают признаки предметов. Но почему вопросы к ним разные? Давай разбираться!
Слова-признаки помогают нам лучше представить, какого предмет цвета или размера, какое у него настроение, из чего он сделан или откуда он.
Слова-признаки различаются не только по тому, какие признаки они обозначают, но и по тому, какого рода или числа предмет.
К словам мужского рода мы задаём вопрос: «Какой?», к словам женского рода: «Какая?», к словам среднего рода: «Какое». Если слово множественного числа, то мы задаём вопрос: «Какие?». Помни, что вопрос мы всегда задаём от предмета!
Слова-признаки играют очень важную роль в предложении. Они помогают понять, о каком именно предмете мы говорим.
А теперь, давай потренируемся!
Слова-признаки отвечают на вопросы:
б) Что делает? Что делают?
г) Какой? Какая? Какое? Какие?
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Найди в тексте слова-признаки и напиши их по порядку.
Мне очень нравится золотая осень. На деревьях жёлтые листья, на небе красивые белые облака. У зайчика уже новая шкурка. Он готов к зиме. Серый волк не увидит его на снегу. Маленький ёжик запасает на зиму фрукты и ягоды, а косолапый мишка ложится спать.
Раскрась только те предметы, которые могут ответить на вопрос: «Какой?».
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А,Б,В
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Золотая Жёлтые Красивые Белые Новая Серый Маленький Косолаый
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты ответов являются неправильными.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация
Слова-признаки
Всего получено оценок: 14.
Всего получено оценок: 14.
Во 2 классе вы уже знаете, что у каждого слова есть значение. Слова называют предметы, явления, лица, действия. У всего этого есть признаки. Нам мало знать, что растёт цветок, хочется понять какой он: маленький или большой, синий или красный. Если мы говорим о погоде, то тоже характеризуем её: хорошая, ненастная, ветреная. В русском языке такие слова называют словами-признаками. Ещё они называются прилагательными.
Вопросы, на которые отвечают слова-признаки
Если мы говорим о признаке предмета, то от слова, его называющего, задаём вопрос: мышка (какая?) серая, настроение (какое?) весёлое, урок (какой?) интересный, ученики (какие?) умные. Обратите внимание: во всех примерах вопросы у нас получились разные. Потому что слова, от которых задавался вопрос, употреблены в разных формах числа и рода. Если мышка одна, то и вопрос ед. ч. — какая?
Признаки слов-признаков
Чаще такие слова называют прилагательными. Их основное значение — указывать на признаки слова, которое они характеризуют.
У прилагательных есть характеристики. Они непостоянные, что значит, что этот признак будет меняться в зависимости от слова, от которого задаётся вопрос. Красивая (ж. р.) ваза, красивый (м. р.) пиджак, красивые (мн. ч.) листья. Одно и то же слово может употребляться в том числе и роде, которое требует существительное.
Такие характеристики называются морфологическими признаками. У каждой части речи они свои. А правильное сочетание прилагательного и существительного в речи изучает раздел языка под названием грамматика.
Прилагательные употребляются в той же форме, что и существительные. То есть ставятся в тот же род и число, чтобы наша речь была красивой. Школьник (м. р., ед. ч.) старательный, тетради (мн. ч.) новые.
Слова-признаки помогают нам сравнивать предметы между собой. Если качество выражается в большей или меньшей степени мы говорим: высочайшая гора — самая высокая гора; мельчайшая частица — самая мелкая частица. Когда мы с помощью прилагательных сравниваем что-то, такой признак называется степенью сравнения.
Употребление слов-признаков
Основные признаки, которые характеризуют прилагательные:
Прилагательные делают нашу речь красивее, яснее, разнообразнее. Любое объяснение станет понятнее, если описать признаки. Представьте, друг скажет просто: игра, — вы потребуете уточнить, какая: компьютерная, спортивная, новая, скучная. Хотя, что такое игра, вы прекрасно знаете, без признаков бывает сложно понять друг друга.
По количеству употреблений в речи имена прилагательные занимают третье место, после существительного и глагола. В любой ситуации наш мозг стремится не просто назвать предмет, но оценить его, описать качества.
Что мы узнали?
Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какие?. Характеризуют предмет, явление, человека. Употребляются в форме рода и числа существительного, к которому относятся. Помогают сделать речь красивее.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 71. Слова-признаки
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое имя прилагательное?
2) Отличительные признаки имени прилагательного.
3) Роль в предложении.
4) Синонимы и антонимы.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой, какая? какое? какие?
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят
от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют,
уточняют или дополняют их.
Сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи,
различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Анто́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,
имеющие прямо противоположные лексические значения.
Словосочетание — это два и более слов, связанных между собой по смыслу и
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. —
М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Добрый, красивая, голубое, дружные – это имена прилагательные.
Имена прилагательные – это слова, которые описывают предметы, явления и
стала ягода красной. (Какая?) ягода – красная ягода.
стал карандаш синим. (Какой?) карандаш – синий карандаш.
стали листья зелёными. (Какие?) листья – зелёные листья.
Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов, такие
1) цвет – белые облака, голубые незабудки;
2) запах – нежный аромат, душистая ромашка;
3) вкус – сладкий нектар, кислый щавель;
4) форма – круглое солнце,
5) размер – узкий ручеёк, высокая ель;
6) материал – бумажный кораблик, деревянная скамейка;
7) внутренние и внешние качества людей и животных – красивая девочка,
Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными, которые
они описывают и всегда стоят в форме такого же числа и рода, что и имя
Прилагательное никогда не употребляется без имени существительного.
Эту часть речи назвали имя прилагательное, потому что оно прилагается к имени
существительному и объясняет, какой это предмет.
Чтобы отыскать в тексте имена прилагательные, сначала надо найти имя
существительное, а потом – имя прилагательное, которое к нему относится.
В предложении имя прилагательное является второстепенным членом
предложения и подчеркивается волнистой линией.
Поиграем в игру «Съедобное-несъедобное». Перед вами имена прилагательные:
сладкое, сахарное, съедобное, кислое, синее, пышное, горькое, красивое, резиновое,
глупое, ягодное, мягкое, круглое, полосатое, высокое, доброе, кудрявое, воздушное,
восхитительное, солёное, большое. Выберите те из них, которые можно отнести к
пирожному. Если ошибётесь, пирожное сразу станет несъедобным!
Пирожное КАКОЕ? Сладкое, сахарное, съедобное, кислое, синее, пышное,
горькое, красивое, резиновое, глупое, ягодное, мягкое, круглое, полосатое, высокое,
доброе, кудрявое, воздушное, восхитительное, солёное, большое.
Много известных людей писали о русском языке. Прочитайте высказывание А.Н.
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».·
Ответьте на вопросы по тексту:
– Какой, по мнению автора, русский язык?
– С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского
– На какой вопрос отвечают выделенные слова?
– Какой частью речи они являются?
Мамы поют своим детям колыбельные песни.
Вспомните колыбельные, которые вам мама пела в детстве?
Послушайте известную колыбельную медведицы из мультфильма «Умка».
Музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.
Постарайтесь запомнить как можно больше имён прилагательных.
Что же ты, глупышка, не спишь.
Спи и ты скорей, малыш.
Мы плывём на льдине,
По седым суровым морям.
Светят дальним кораблям.
Проверьте себя! В тексте колыбельной встретились прилагательные:
БОЛЬШАЯ, БЕЛЫЕ, СЕДЫЕ, СУРОВЫЕ, ЗВЁЗДНЫЕ, ДАЛЬНИМ.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Части речи.
Распределите слова на возможное количество групп согласно теме урока.
Запишите название каждой группы. Птица, кузнечик, приходить, думать, бегемот,
смотреть, зелёный, пёстрая, море, гнедая, рассказывать, горы, синее, большие,