что такое слабая позиция парного согласного звука

Что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках рядом со словом пиши проверочные слова.

Зелёный наря(т,д) полей радует гла(з,с).

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

У бабушки получился вкусный (пироги).

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.

Источник

Парные согласные — правило, примеры, таблица

Парные соглас­ные зву­ки — это шум­ные соглас­ные, кото­рые обра­зу­ют пары по при­зна­кам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое пар­ные соглас­ные в рус­ском язы­ке, какие пары соглас­ных раз­ли­ча­ют в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ских осо­бен­но­стей. Приведем таб­ли­цу и при­ме­ры пар­ных соглас­ных в кон­це и сере­дине слов.

Звуки речи

Разговаривая меж­ду собой или читая вслух, мы про­из­но­сим сло­ва. Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи. Звуки речи отли­ча­ют­ся от букв тем, что зву­ки про­из­но­сят­ся, а бук­вы пишут­ся. С помо­щью букв пере­да­ют­ся зву­ки на пись­ме. Звуки созда­ют фоне­ти­че­скую обо­лоч­ку сло­ва, кото­рую мы слы­шим и можем сами вос­про­из­ве­сти с помо­щью орга­нов речи.

Друг от дру­га зву­ки речи отли­ча­ют­ся спо­со­бом обра­зо­ва­ния. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся так, что воз­дух сво­бод­но про­хо­дит меж­ду напря­жён­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая при этом может менять своё очер­та­ние. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состо­ят толь­ко из голо­са. Другие зву­ки речи, и их гораз­до боль­ше, фор­ми­ру­ют­ся ина­че. При их обра­зо­ва­нии выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ют на сво­ём пути раз­лич­ные пре­пят­ствия при смы­ка­нии и раз­мы­ка­нии орга­нов речи и выхо­дит через рот либо через нос. При этом воз­ни­ка­ет харак­тер­ный для каж­до­го зву­ка шум. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки:

Согласные зву­ки явля­ют­ся шум­ны­ми, так как фор­ми­ру­ют­ся с помо­щью шума. Большинство этих зву­ков речи явля­ют­ся пар­ны­ми соглас­ны­ми.

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

ОпределениеЗвонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум и голос.

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат при­глу­шён­но.

ОпределениеГлухие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых отсут­ству­ет голос.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие соглас­ные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таб­ли­це.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать сло­ва:

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

Понаблюдаем:

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких соглас­ных:

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в сло­вах:

ОпределениеОглушение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го в кон­це или в сере­дине сло­ва на пар­ный глу­хой соглас­ный.

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми соглас­ны­ми:

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих соглас­ных:

ОпределениеОзвончение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го на пар­ный глу­хой соглас­ный в кон­це или в сере­дине сло­ва перед глу­хим.

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не сов­па­да­ют.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите боль­ше при­ме­ров с пар­ны­ми соглас­ны­ми.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких слу­ча­ях пом­ним, что в напи­са­нии пар­ных соглас­ных букв не сле­ду­ет пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва. В рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как слы­шат­ся. На пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся. Морфема сохра­ня­ет свое еди­ное напи­са­ние вне зави­си­мо­сти от зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния. Обратимся к пра­ви­лу напи­са­ния пар­ных соглас­ных.

ПравилоВ сло­ве пишет­ся та бук­ва, кото­рая высту­па­ет в фор­ме это­го сло­ва или в род­ствен­ном сло­ве, если за соглас­ным сто­ит глас­ная бук­ва или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ных кор­ня и про­ве­рить пар­ные соглас­ные, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

1. поста­вим сло­во с сомни­тель­ным конеч­ным соглас­ным в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла:

У сло­ва «моло­дёжь» нет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла. Тогда при­бе­га­ем к дру­го­му спо­со­бу про­вер­ки.

2. Образуем фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, в чём нам помо­гут сло­ва «мно­го» или «нет»:

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его зву­ча­ние.

3. Поищем род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после про­ве­ря­е­мо­го пар­но­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ный звук или сонор­ные «н», «л», «м», «р»:

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка, чаще все­го заим­ство­ван­ных, нель­зя про­ве­рить пар­ные соглас­ные с помо­щью «кон­троль­но­го сло­ва». Это сло­вар­ные сло­ва, напи­са­ние кото­рых запом­ним:

Видеоурок

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Изменение звуков в потоке речи

Перечень рассматриваемых вопросов:

Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.

Чередование звуков – замена одного звука другим.

Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.

Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.

Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.

Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.

Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.

Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.

Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.

Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.

Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.

Это называется законом редукции.

Позиционные чередования гласных звуков (редукция).

Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.

Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.

То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].

Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.

В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.

Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)

пишем справка – говорим спра[ф]ка;

пишем коробка – говорим коро[п]ка,

пишем зарядка – говорим заря[т]ка,

пишем варежки – говорим варе[ш]ки,

пишем в школу – говорим [ф] школу.

Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

пишем просьба – говорим про[з’]ба,

пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,

пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.

Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):

Пишем власть – говорим вла[с’]ть,

Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,

пишем нести – говорим не[с’]ти,

пишем класть – говорим кла[с’]ть.

В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.

По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.

В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.

«Редукция звука [о] (слабая позиция)»

Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.

Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.

Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.

Уподобление по глухости.

В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона.

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.

Источник

Сильные и слабые позиции согласных звуков

В классе используют различные формы разноуровневого обучения школьников. Ученики работают в трёх группах. В первой группе дети с высокими учебными способностями и высокой и средней работоспособностью. Вторая группа – средний и низкий уровень способностей к учению и средняя работоспособность. Третья группа учащихся с низкими и средними учебными способностями и низкой работоспособностью.

На данном уроке происходит работа по открытию новой позиции парных согласных звуков и дальнейшему её применению в обучении школьников.

Тема: Сильные и слабые позиции согласных звуков.

Цели: научить выделять признаки сильных и слабых позиций парных согласных звуков; знакомство с новой для детей “слабой” позицией согласных звуков перед согласными звуками; отрабатывать способ письма с пропусками орфограмм слабых позиций.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Настрой детей на доброжелательное отношение друг к другу; на культурный диалог при работе в группах.

– Измените слова: луга, бока так, чтобы они называли один предмет. Запишите оба изменения каждого слова звуками. Рядом запишите изменения буквами.

Для 3 группы задание №1 выполняется по образцу. Задание №2 в группах разное, с учётом их учебных способностей.

Для 1 группы: записать схемы сильных и слабых позиций согласных звуков.

2 группа: указать рядом со схемами сильную и слабую позицию согласных звуков.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

3 группа: соединить линией сильную и слабую позиции со схемами.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

3. Проверка работ группы у доски:

Начинают дети из 1 группы, чтобы остальные ученики ещё раз послушали объяснение.

Из схем, записанных на доске выбирают более полную или отвечают на вопросы учителя.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

4. Постановка проблемы:

– Нет ли у согласных, ещё каких–нибудь слабых позиций? (Выслушивают мнение детей).

– Запишите название предметов гудок, каток звуками. Измените каждое слово так, чтобы оно называло много предметов, и запишите изменения слов звуками. Выделите кружками предпоследние согласные звуки в изменениях.

Ученики 1 группы работают самостоятельно и наблюдают над изменениями каждого слова.

Ученики 2 и 3 группы работают вместе с учителем.

– У гласных звуков сильные и слабые позиции определяются ударением. А чем же определяются позиции парных согласных звуков? (соседом справа, то есть О, нет).

– Выделите и выпишите предпоследние согласные звуки.

– Есть ли гласные звуки в слабой позиции? Отметь их.

– Есть ли согласные звуки в сильных позициях? Объясните.

– Позиции всех ли согласных звуков отметили?

– В какой позиции возможны оба звука из пары? (В сильной). Выпишите их.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

– А в какой позиции на работу выходит только 1 согласный звук из пары? (В слабой).

– Какой это звук? (согласный, глухой).

– Покажите стрелочками, какой звук появился вместо звуков [Д] и [Т] перед согласными.

Открытие детьми новой позиции.

– Сравните и обсудите в паре слабую позицию согласных звуков с той, которую вы узнали раньше. (1 группа самостоятельно делают вывод о новой слабой позиции). Вы сегодня сделали ещё одно открытие. Сколько теперь знаете слабых позиций согласных звуков? Можно ли буквами обозначить звуки в слабых позициях? (Нет, т.к. орфограммы, ставлю прочерк).

Запишите рядом буквенную запись. У кого буквенная запись другая, без пропусков?

– Что помогло записать слова без пропусков? (закон русского письма).

6. Первичное закрепление:

Запись слов, предложений с пропуском орфограмм слабых позиций.

Первая группа работает самостоятельно;
Вторая – по образцу;
Третья группа с учителем.

Если в группах возникают вопросы, то они показывают карточку с вопросительным знаком. Дети из 1 группы приходят на помощь.

7. Рефлексия деятельности:

– Какое открытие каждый для себя сделал?

8. Домашнее задание:

Для первой группы: записать несколько слов, где парные согласные звуки стоят перед другими согласными.

Вторая и третья группа задание по учебнику.

Следующий урок русского языка начинается с определения позиций согласных звуков в словах, записанных 1 группой.

Источник

Парные согласные звуки

Парные соглас­ные зву­ки — это шум­ные соглас­ные, кото­рые обра­зу­ют пары по при­зна­кам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое пар­ные соглас­ные в рус­ском язы­ке, какие пары соглас­ных раз­ли­ча­ют в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ских осо­бен­но­стей. Приведем таб­ли­цу и при­ме­ры пар­ных соглас­ных в кон­це и сере­дине слов.

Звуки речи

Разговаривая меж­ду собой или читая вслух, мы про­из­но­сим сло­ва. Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во скла­ды­ва­ет­ся из звуков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи. Звуки речи отли­ча­ют­ся от букв тем, что зву­ки про­из­но­сят­ся, а бук­вы пишут­ся. С помо­щью букв пере­да­ют­ся зву­ки на пись­ме. Звуки созда­ют фоне­ти­че­скую обо­лоч­ку сло­ва, кото­рую мы слы­шим и можем сами вос­про­из­ве­сти с помо­щью орга­нов речи.

Друг от дру­га зву­ки речи отли­ча­ют­ся спо­со­бом обра­зо­ва­ния. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся так, что воз­дух сво­бод­но про­хо­дит меж­ду напря­жён­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая при этом может менять своё очер­та­ние. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состо­ят толь­ко из голо­са. Другие зву­ки речи, и их гораз­до боль­ше, фор­ми­ру­ют­ся ина­че. При их обра­зо­ва­нии выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ют на сво­ём пути раз­лич­ные пре­пят­ствия при смы­ка­нии и раз­мы­ка­нии орга­нов речи и выхо­дит через рот либо через нос. При этом воз­ни­ка­ет харак­тер­ный для каж­до­го зву­ка шум. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные звуки:

Согласные зву­ки явля­ют­ся шум­ны­ми, так как фор­ми­ру­ют­ся с помо­щью шума. Большинство этих зву­ков речи явля­ют­ся пар­ны­ми согласными.

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке различают

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат приглушённо.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие согласные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таблице.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие согласные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать слова:

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть фото что такое слабая позиция парного согласного звука. Смотреть картинку что такое слабая позиция парного согласного звука. Картинка про что такое слабая позиция парного согласного звука. Фото что такое слабая позиция парного согласного звука

Понаблюдаем:

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких согласных:

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в словах:

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми согласными:

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих согласных:

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не совпадают.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких слу­ча­ях пом­ним, что в напи­са­нии пар­ных соглас­ных букв не сле­ду­ет пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва. В рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как слы­шат­ся. На пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся. Морфема сохра­ня­ет свое еди­ное напи­са­ние вне зави­си­мо­сти от зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния. Обратимся к пра­ви­лу напи­са­ния пар­ных согласных.

Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ных кор­ня и про­ве­рить пар­ные соглас­ные, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

1. поста­вим сло­во с сомни­тель­ным конеч­ным соглас­ным в фор­му мно­же­ствен­но­го числа:

У сло­ва «моло­дёжь» нет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла. Тогда при­бе­га­ем к дру­го­му спо­со­бу проверки.

2. Образуем фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, в чём нам помо­гут сло­ва «мно­го» или «нет»:

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его звучание.

3. Поищем род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после про­ве­ря­е­мо­го пар­но­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ный звук или сонор­ные «н», «л», «м», «р»:

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка, чаще все­го заим­ство­ван­ных, нель­зя про­ве­рить пар­ные соглас­ные с помо­щью «кон­троль­но­го сло­ва». Это сло­вар­ные сло­ва, напи­са­ние кото­рых запомним:

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *