что такое сквернословие в православии

Безобидно ли сквернословие?

Урок в школе

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

что такое сквернословие в православии. Смотреть фото что такое сквернословие в православии. Смотреть картинку что такое сквернословие в православии. Картинка про что такое сквернословие в православии. Фото что такое сквернословие в православии

Постараемся показать исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него.

Начнем с того, что мат — явление древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал еще апостол Павел. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы еще вернемся.

В чем же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению? Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производные от них слова.

Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.

Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоеваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.

Одним из распространенных мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.

Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления. чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В медицине есть род психического заболевания (правда, плохо изученного), когда человек, может быть, даже далекий от грязной брани, страдает необъяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной брани, часто очень изощренной. Иногда хулит святых и Бога. Для верующего человека все очевидно. В духовной практике это называется одержимостью, или беснованием. Бес, находящийся в одержимом, заставляет его произносить страшные ругательства и хулу. Из практики известно, что такого рода беснование может случиться по попущению Божию даже с детьми.

Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов.

Приведу пример того, как действует так называемое «черное слово», то есть выражения с упоминанием черта.

Один человек очень любил употреблять это слово к месту и не к месту. И вот приходит он как-то домой (а посередине его комнаты стоял стол) и видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовешь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история.

Как священник могу привести немало подобных случаев даже из своей небольшой практики.

Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе.

Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.

Помимо того что матерщина духовно вредит, она культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки.

Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.

Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.

Однажды мы с супругой отдыхали в подмосковной деревне Фенино. И там повстречали маленького мальчика, который только недавно начал говорить. Ему было года три. И вот в его ничтожном словарном запасе уже присутствовала матерная брань. Что же будет дальше?

Часто молодые люди ругаются матом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Слышал шутку. Прапорщик отчитывает солдат: «Ну что вы материтесь как дети?» В каждой шутке, как известно, только доля шутки.

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним. Если вы ругаетесь в присутствии девушек и сами позволяете им ругаться, какие же вы после этого мужчины?

Но как же, скажете вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова? Не все, что на TV, правильно и хорошо. То, что показывают, нужно обязательно фильтровать. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только чтобы втыкать в уши MP-3 плеер, но и чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующих жвачку попсы?

Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.

Игумену Савве (Молчанову), который окормляет очень много военных, один армейский чин рассказал, что он долго не мог избавиться от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как только у него вырывалось «гнилое слово», он брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок сквернословия был совершенно им оставлен. Очень хорошо молодым людям последовать этому примеру.

Источник

Почему нецензурная брань неприемлема и отвратительна

Мнения пастырей

Чем неприемлема и отвратительна нецензурная брань? Как от нее уберечь своих детей, когда ее слышишь на улице на каждом шагу, когда ругаются даже девушки? Как и почему вообще с нами случилась такая беда – повсеместное разлитие нецензурной брани?

что такое сквернословие в православии. Смотреть фото что такое сквернословие в православии. Смотреть картинку что такое сквернословие в православии. Картинка про что такое сквернословие в православии. Фото что такое сквернословие в православии Иллюстрация Дмитрия Петрова

Это грех Хама

– Нецензурная брань – это всегда показатель, кто же мы есть на самом деле. Потому что слово человека всегда изнутри идет и что в твоем сердце, то и в словах. Если ты сам свою душу превратил в грязное болото и расплескиваешь его посредством своих скверных слов, то не думай, что будешь счастлив. Потому что даже если окружить тебя всеми благами, ты всё равно самого себя в грязь погрузишь своей собственной речью. Разве же хочется в этой грязи барахтаться?

Что сказать тем, кто привык к нецензурщине? Ну, хотя бы так: «Неужели самое дорогое слово – слово “мама” – стало для вас низким, ругательным? Это ведь как проклятие самих себя, потому что неуважение к маме. Это грех Хама, который против него самого обернулся». Но если сквернослов в ответ смеется, хохочет, то потерял он лицо человеческое и вряд ли что-то удастся ему объяснить.

Привычка к нецензурной брани сходна с одержимостью. Матерщинник подчас не может совладать с собой, его изнутри подпирает, чтобы вставлять в речь эту грязь. Так темные духи стараются всё перепортить, осквернить, очернить, подбрасывают нашей душе искушения, которые губят нас. Так что выбирай сам, что ты хочешь: душу свою спасти или погубить.

что такое сквернословие в православии. Смотреть фото что такое сквернословие в православии. Смотреть картинку что такое сквернословие в православии. Картинка про что такое сквернословие в православии. Фото что такое сквернословие в православии

Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему

Что касается детей, то важно понять: если они сохранили к тебе уважение, то сами будут видеть и чувствовать этот контраст: в семье никто не ругается, а вне семьи ругань – это то, что за пределами нормального человеческого общения. Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему, так же, как нет смысла подражать какой-нибудь болезни или одержимости.

Сквернословие – болезнь души, и эта болезнь уходит, когда человек приобщается Источнику чистоты – Богу. Тогда душа более тонко улавливает, что ей самой плохо от всякой скверны и нечистоты. А подлинное благородство, высота души и ее достоинство выражаются прежде всего в чистой речи.

Нецензурная брань – это молитва к сатане

– Нецензурная брань – это, если говорить коротко, молитва к сатане, по большому счету. Она – венец той злобы, которая прячется в нашем сердце и выплескивается оттуда. Это очень сильно вредит тому, кто оскверняет себя этой демонической злобой и извергает ее из себя в виде нецензурной брани.

что такое сквернословие в православии. Смотреть фото что такое сквернословие в православии. Смотреть картинку что такое сквернословие в православии. Картинка про что такое сквернословие в православии. Фото что такое сквернословие в православии

Правда, меня заставляет проявлять некоторую осторожность по отношению к нецензурным словам то, что к ним иногда прибегал старец Павел (Груздев). Видимо, тут решающим является то, что творится внутри человека. У него, конечно же, внутри был мир. Эти слова он, возможно, подхватил в лагерях, но они у него не шли как выражение злобы. Может, кому-то они были полезны как способ смирения.

Но это отдельный случай. Мы не можем примерять на себя опыт старцев. Нам, мирянам, простым людям, важно понимать, что это хула на Божию Матерь, на все святое, что это молитва бесам. Это сильно разрушает здоровье – и душевное, и телесное. Это рвет наши отношения с Богом и призывает к нам бесов, которые питаются нашими грехами. Человек все больше и больше порабощается ими, что может привести к очень плачевным последствиям.

Через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром

– Мне нецензурная брань отвратительна. Я уже рассказывал, что вырос в армейской среде, где бранятся практически все. Потому и для меня матерщина когда-то была естественна. И только потом, два десятилетия спустя, мне удалось избавиться от этого темного морока. Но сколько труда пришлось для этого приложить!

За годы служения у Престола я на собственном опыте убедился, что через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром. Ругаются практически все, может, кроме верующих. Люди сроднились с матом и даже не замечают, как темное начало обуздало их душу. Об этом и мой рассказ «Язык мой – друг мой?», опубликованный на сайте «Православие.ru».

Из последних наблюдений. 8 июля, накануне нашего престольного праздника, вечером после всенощной отправляюсь на хлебокомбинат за пирогами для завтрашнего стола. На проходной пожилая вахтерша, услышав, что ей нужно открыть ворота, потому как приехали из храма за пирогами, рассмеявшись, отпустила хлесткую матерную шутку, смысл которой: «Да никогда»!

Загрузившись, прежде чем отъехать, я поздравил женщин с наступающим праздником и в двух словах рассказал им о Тихвинской иконе Божией Матери, и бабушка расплакалась. Оказывается, в этот день шесть лет назад трагически погиб ее сын.

что такое сквернословие в православии. Смотреть фото что такое сквернословие в православии. Смотреть картинку что такое сквернословие в православии. Картинка про что такое сквернословие в православии. Фото что такое сквернословие в православии

Как уберечь детей от матерщины? Не ругаться самим и не позволять никому материться в разговоре с тобой. Объяснять детям пагубность этого действа.

Когда-то матерились только самые низшие, необразованные слои российского общества. В армии офицеры никогда не матерились между собой, хотя в общении с солдатами, особенно распекая подчиненных, командир мог и «загнуть», но перед этим произносил обязательную фразу: «Касается всех, кроме господ офицеров и вольноопределяющихся»!

После Октябрьской социалистической революции к власти пришли те, для кого мат был нормой жизни. Они расправились с аристократами, уничтожили священников и дворян, изгнали университетскую профессуру. И общество стало таким, каким стало.

Что требовать от молодых девчонок, если уважаемый профессор и популяризатор науки Татьяна Черниговская считает мат лишь дополнительным средством коммуникации и не видит в его тотальном распространении ничего дурного?!

Как противостоять этому явлению? Только профилактикой и кропотливой повсеместной разъяснительной работой, начиная с творческой богемы, больших чиновников и даже профессоров. Только бы очень хотелось, чтобы те, от кого это зависит, не ограничиваясь пустыми декларациями, сами являлись бы для всех примером.

События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций

– Сквернословие бывает разное, иногда бывает как в известной шутке: это они не ругаются, они так разговаривают. Это явление больше социальное и культурное, мода в обществе на распущенность и вседозволенность, и люди, в особенности молодежь, легко этому поддаются. Конечно, хорошего в этом ничего нет, слова имеют свою силу, но так же, как мы часто молимся механически и от такой молитвы наша жизнь мало меняется, возможно и «привычное» сквернословие, которое, как наружная грязь, не проникает в глубину души.

что такое сквернословие в православии. Смотреть фото что такое сквернословие в православии. Смотреть картинку что такое сквернословие в православии. Картинка про что такое сквернословие в православии. Фото что такое сквернословие в православии

Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать

Вот когда мы ругаемся «в сердцах», это уже как сердечная молитва, только не к Богу обращенная, а к злым силам, и воздействие ее на душу соответствующее: пускаем в душу бесов, и они там всё загаживают, разрушают и опустошают. А мы это чувствуем после припадков гнева. Бороться с этим злом надо, взращивая в душе страх Божий и мысль о Его вездесущии. Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать. Тогда и дети наши, видя перед собой добрый пример, ему последуют.

И надо, чтобы заработали законы, запрещающие сквернословие, ведь смогли же у нас достаточно быстро искоренить курение в общественных местах. Надо всем благоразумным людям желать и содействовать укреплению государственной власти и органов правопорядка. Совершенно очевидна взаимосвязь и последовательность событий: «мирные» демонстрации – переворот – грязь на улицах, цигарка в зубах и матерщина. События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м дали тому наглядную иллюстрацию.

Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве

– Господь наш Иисус Христос по Божеству Своему – вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Слово. Им сотворен весь мир. Слово – это не только звук, но и мысль, а если мы говорим о Господе, то это Божественная мысль. И в человеке дар слова – это дар Божественный, одно из проявлений образа Божия в человеке. Естественно, этот дар благодатный, он дан нам для благовествования. И если мы этот дар оскверняем в себе, то согрешаем против Бога и против своего призвания быть причастниками Божеского естества. Это грех совсем не малый, как кажется иногда. Вспомним, как Сам Господь говорил, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном суде (см.: Мф. 12: 36). А что же говорить о сквернословии?! Вот почему и апостол Павел напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29).

Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога

Сквернословие – это прямое следствие сочетания человеческой души с духами тьмы поднебесными, которые стремятся осквернить в человеке всё, что в нем есть Божественного. Мнят таким образом посмеяться над Богом. Конечно, Бог поругаем не бывает, но человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве и если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека.

Как мы можем уберечь от этой скверны своих детей? Ну, прежде всего ни под каким предлогом не допускать сквернословие в семье. Это послужит добрым примером и положит доброе основание для поведения наших детей в будущем. Кроме того, в семье, где вся жизнь строится православно, не только в формальном, но и в духовном, нравственном отношении, у ребенка естественным образом сформируется правильное отношение к дару слова и дару речи как к дару Божественному.

что такое сквернословие в православии. Смотреть фото что такое сквернословие в православии. Смотреть картинку что такое сквернословие в православии. Картинка про что такое сквернословие в православии. Фото что такое сквернословие в православии

Конечно, на улице и в обществе на современного ребенка льются потоки словесной скверны. Но, во-первых, при правильном настроении всякий человек (и юный) может избегать мест, где сквернословие бытует как норма общения. Больше того, можно сказать, что обилие сквернословия есть верный индикатор того, что от этого места и от такого сообщества лучше держаться подальше.

Когда при вас бранятся, повторяйте про себя Иисусову молитву и помолитесь о том, кто одержим страстью сквернословия

Ну, а во-вторых, надо понимать, что мир действительно лежит во зле, и не смущаться, не унывать, не отчаиваться от многообразного проявления зла, а только учить наших детей, чтобы они, по слову Псалмопевца, «уклонялись от зла» и «творили благо», то есть, избегая нечистых компаний, сами старались употреблять Божественный дар слова для благовествования. Если же случится где невольно быть свидетелем площадной брани и не будет возможности покинуть это место, то нужно просто молиться про себя, то есть молча, повторяя, например, Иисусову молитву и от души молясь о просвещении человека, одержимого страстью сквернословия. Таким образом избежим греха осуждения и ум свой сохраним от осквернения.

Ну а если говорить о причинах массового растления и распущенности (в том числе и в речи) в наше время, то они очевидны: крайнее ослабление веры в народе. Веры не номинальной и формальной, а деятельной и созидательной, тесно связанной с жизнью по заповедям Христовым. И лучшее, что мы с вами можем сделать для изменения положения, это самим жить благочестиво.

Источник

Как бороться с матом

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков и
Ната­лья Яра­сова, пси­хо­лог-кон­суль­тант
Мис­си­о­нер­ского отдела Туль­ской епар­хии для «Азбуки веры»

По послед­ним ста­ти­сти­че­ским данным в России 18% опро­шен­ных людей мате­рится еже­дневно и еще 19% — несколько раз в неделю. Социо­логи отме­чают, что упо­треб­ле­ние матер­ных выра­же­ний напря­мую зави­сит от поло­же­ния в стране: чем страш­нее жить, тем больше мате­рятся люди. Это про­ис­хо­дит от того, что они очень напу­ганы и выплес­ки­вают таким спо­со­бом свой страх.

Но мат может быть и «нормой жизни» чело­века. Фор­ми­ро­ва­ние мата как при­вычки начи­на­ется обычно в под­рост­ко­вом воз­расте, или даже в дет­стве. Но если малень­кий ребе­нок слепо повто­ряет матер­ные слова за роди­те­лями, то под­ро­сток с помо­щью мата само­утвер­жда­ется. Это свя­зано с чув­ством неуве­рен­но­сти в себе, в своем буду­щем.

В обще­стве бытует мнение, что матер­щин­ники имеют недо­ста­точ­ный сло­вар­ный запас, чтобы при­лич­ным обра­зом выра­зить свои эмоции. В реаль­но­сти же мате­рятся люди самого раз­ного уровня эру­ди­ции и широты кру­го­зора. И хотя мат больше рас­про­стра­нен среди мало­об­ра­зо­ван­ного насе­ле­ния, в неко­то­рых соци­аль­ных груп­пах даже «на нём раз­го­ва­ри­вают», нельзя объ­яс­нить матер­щину только лишь малым лек­си­че­ским запа­сом.

Зачем и почему люди мате­рятся

Сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­сий­ский матер­щин­ник — это семей­ный муж­чина до 45 лет с высшим обра­зо­ва­нием и довольно высо­ким уров­нем еже­ме­сяч­ного дохода. Среди женщин в 2–3 раза меньше матер­щин­ниц. А почти 80% женщин старше 55 лет кате­го­ри­че­ски не при­ем­лют мат.

Что инте­ресно, муж­чины чаще всего руга­ются матом для защиты — от реаль­ной угрозы, от соб­ствен­ного страха или чтобы скрыть свою зани­жен­ную само­оценку (то есть многие муж­чины мате­рятся, как и под­ростки, для само­утвер­жде­ния).

Так почему же довольно успеш­ные люди нуж­да­ются в таких сло­вес­ных защи­тах? Согласно опро­сам, матер­щин­ники обычно убеж­дены, что мат — это отлич­ный способ снять напря­же­ние и что матер­ная речь лучше дохо­дит до «неко­то­рых», так их лучше пони­мают. Спе­ци­а­ли­сты утвер­ждают, что мат выпол­няет несколько функ­ций:

С точки зрения пси­хо­ло­гии склон­ность к упо­треб­ле­нию мата тесно свя­зана с уров­нем эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта. Поня­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта исполь­зуют в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии для обо­зна­че­ния сово­куп­но­сти навы­ков чело­века, свя­зан­ных со спо­соб­но­стью рас­по­зна­вать и пони­мать эмоции — как свои, так и чужие, а также управ­лять эмо­ци­о­наль­ным состо­я­нием, уста­нав­ли­вать и укреп­лять эмо­ци­о­наль­ные связи.

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект под­ра­зу­ме­вает нали­чие у чело­века сле­ду­ю­щих качеств:

И, в самом деле, заяд­лые матер­щин­ники в боль­шин­стве слу­чаев имеют спе­ци­фи­че­ский эмо­ци­о­наль­ный интел­лект: у них недо­ста­точ­ный уро­вень эмпа­тии, они не имеют при­вычки ста­вить себя на место собе­сед­ника и сочув­ство­вать людям, зача­стую они с нега­ти­вом отно­сятся к окру­жа­ю­щим (даже если пре­зен­туют себя общи­тель­ными людьми), редко пред­ла­гают свою помощь, пре­не­бре­жи­тельно отно­сятся к чув­ствам других людей — даже жены, детей, роди­те­лей.

Воз­можно, читая эти слова, склон­ные к сквер­но­сло­вию люди воз­му­тятся — мол, ничего подоб­ного. Однако такова реаль­ность — боль­шин­ство людей не одоб­ряют мат вообще или, как мини­мум, в обще­ствен­ных местах, но убеж­ден­ных матер­щин­ни­ков это не вол­нует, они отста­и­вают свое право мате­риться где угодно, и так и делают, не счи­та­ясь с жела­ни­ями и чув­ствами окру­жа­ю­щих. В боль­шин­стве горо­дов России мат слышен на улице, в транс­порте, в мага­зи­нах. При­сут­ствие женщин и детей сквер­но­сло­вов не оста­нав­ли­вает, а попытки оста­но­вить ругань могут вызвать агрес­сив­ную реак­цию.

Пси­хо­ло­ги­че­ский эффект мата

Многие матер­щин­ники сдер­жи­ва­ются в обще­ствен­ных местах, однако в своей ком­па­нии исполь­зо­вать мат не стес­ня­ются. Ста­ти­стика неумо­лима — сквер­но­сло­вят люди чаще в домаш­них усло­виях, среди близ­ких. На работе из-за началь­ства, кли­ен­тов или других причин люби­тели нецен­зурно выра­жаться не могут дать себе волю, поэтому «отыг­ры­ва­ются» дома. Во многих семьях, где есть чело­век, руга­ю­щийся матом, на этой почве воз­ни­кает огром­ное коли­че­ство про­блем

В отли­чие от жен­ского мата, кото­рый нередко явля­ется спо­со­бом сбро­сить напря­же­ние «в пустоту», муж­ской мат чаще агрес­си­вен и направ­лен на других людей. Причем, если даже бран­ные слова без­ад­ресны, агрес­сия может про­явиться в ответ на просьбу род­ствен­ни­ков не мате­риться.

«Посто­янно мне грубит»; «мат и бес­ко­неч­ное хам­ство в мою сто­рону»; «мате­рит послед­ними сло­вами»; «во всем меня вино­ва­той делает»; «обма­те­рит, а ты еще и вино­ва­той оста­ёшься»; «обзы­вает матом, гово­рит такие вещи, что врагу не поже­ла­ешь»; «я его скоро воз­не­на­вижу»; «долго тер­пела и пугала раз­во­дом»; «поду­мы­ваю о раз­воде»; «после раз­вода, когда говорю об али­мен­тах и помощи с детьми, мате­рит меня» — это всего несколько при­ме­ров жалоб женщин на пове­де­ние мужей.

Сто­рон­ники мата нередко исполь­зуют в каче­стве аргу­мента иссле­до­ва­ния зару­беж­ных ученых, кото­рые, якобы, дока­зы­вают пользу матер­ных слов.

Пси­хо­логи Ричард Сти­венс и Олли Роберт­сон из Уни­вер­си­тета Кила (Вели­ко­бри­та­ния), про­вели ряд экс­пе­ри­мен­тов, резуль­таты кото­рых были опуб­ли­ко­ваны в жур­нале Frontiers in Psychology. Сна­чала ученые под­твер­дили, что ругань спо­собна ока­зы­вать обез­бо­ли­ва­ю­щий эффект в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях. Затем они попы­та­лись опре­де­лить меха­низмы этого явле­ния, про­ве­ряя извест­ные гипо­тезы о том, что обез­бо­ли­ва­ние про­ис­хо­дит за счет эмо­ци­о­наль­ной реак­ции или же за счет отвле­че­ния вни­ма­ния. При этом про­во­дили срав­не­ние реак­ций на тра­ди­ци­он­ный мат, на при­ду­ман­ные новые руга­тель­ства и на нор­маль­ные слова.

В экс­пе­ри­менте при­няли уча­стие 92 доб­ро­вольца, сред­ний воз­раст 27 лет. Им пред­ла­га­лось опу­стить воду в ледя­ную воду и выкри­ки­вать матер­ные слова и слова созвуч­ные им. Когда боль невоз­можно будет тер­петь, испы­ту­е­мым нужно было выдер­нуть руку из холод­ной жид­ко­сти. При этом про­во­ди­лись замеры сер­деч­ной дея­тель­но­сти и опросы. Было уста­нов­лено, что боле­вой порог и устой­чи­вость к боли повы­ша­лись только у тех, кто мате­рился. А вновь создан­ные руга­тель­ства, как и нор­маль­ные слова, не ока­зы­вали вли­я­ния на боле­вой порог и устой­чи­вость к боли. В резуль­тате иссле­до­ва­ния уста­нов­лено, что обез­бо­ли­ва­ние про­ис­хо­дит не за счет отвле­че­ния вни­ма­ния, а, скорее всего, за счет эмо­ци­о­наль­ного воз­буж­де­ния. Причем вновь создан­ные руга­тель­ства вызы­вали эмо­ци­о­нально выра­жен­ную, но скорее юмо­ри­сти­че­скую реак­цию, и это не влияло на вос­при­я­тие боли. Соот­вет­ственно, можно пред­по­ло­жить, что обез­бо­ли­ва­ю­щий эффект связан именно с тем эмо­ци­о­наль­ным воз­буж­де­нием, кото­рое вызы­вает в чело­веке упо­треб­ле­ние матер­ных слов. Бран­ная речь в созна­нии тесно свя­зана с агрес­сив­но­стью, сек­су­аль­но­стью и с юмором, вдо­ба­вок при­сут­ствует соб­ствен­ная эмо­ци­о­наль­ная реак­ция на исполь­зо­ва­ния табу­и­ро­ван­ных, запре­щен­ных в при­лич­ном обще­стве слов. Поскольку зна­чи­мого вли­я­ния юмора на изме­не­ние боле­вого порога и устой­чи­во­сти к боли не выяв­лено, скорее всего, мат ока­зы­вает воз­дей­ствие на вос­при­я­тие боли через агрес­сию, сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние и напря­же­ние от совер­ше­ния запрет­ного.

Все это согла­су­ется с физио­ло­гией чело­века: обез­бо­ли­ва­ние вызы­ва­ется выра­бот­кой гор­мо­нов эндор­фи­нов. Эти гор­моны вбра­сы­ва­ются в кровь под воз­дей­ствием трех видов эмоций: гнев, смех, сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние.

Рос­сий­ский нев­ро­лог, ней­ро­фи­зио­лог Алек­сандр Будик в беседе на радио Sputnik пояс­нил, что орга­низм вос­при­ни­мает мат как агрес­сию, кото­рая поз­во­ляет частично заглу­шить боль. Обсцен­ная (ненор­ма­тив­ная) лек­сика акти­ви­рует работу цен­траль­ной нерв­ной системы, поскольку агрес­сия при­во­дит орга­низм в состо­я­ние стресса. На фоне стресса чело­век, дей­стви­тельно, может не заме­тить даже очень острую боль. Похо­жее состо­я­ние испы­ты­вают спортс­мены, про­дол­жая бороться даже после полу­че­ния травмы. «Что в обыч­ном состо­я­нии для чело­века будет силь­ная боль, то в воз­буж­ден­ном состо­я­нии он не почув­ствует», — объ­яс­нил врач.

«Юмо­ри­сти­че­ское» вли­я­ние мата, хоть он и не бло­ки­рует боле­вые чув­ства, тоже оче­видно — смех, свя­зан­ный с матом, спо­соб­ствует сбросу напря­же­ния в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях.

Рос­сий­ский ученый Л. Китаев-Смык про­во­дил иссле­до­ва­ния пози­тив­ного и нега­тив­ного вли­я­ния матер­ной речи при под­го­товке меж­пла­нет­ного полета, в хирур­ги­че­ском отде­ле­нии Инсти­тута им. Н.В. Скли­фо­сов­ского, в боевых усло­виях на Север­ном Кав­казе и в рос­сий­ских тюрь­мах. В ходе наблю­де­ний ученый со своими еди­но­мыш­лен­ни­ками убе­дился в том, что мат спо­соб­ствует выра­ботке эндор­фи­нов всеми тремя эмо­ци­о­наль­ными путями: мат агрес­си­вен, матер­ные шутки смешны, причем сам мат, по опре­де­ле­нию, осно­ван на грубой сек­су­аль­но­сти. Поэтому мат бло­ки­рует гор­моны стресса и спо­со­бен умень­шить страх и боль. Однако Китаев-Смык под­чер­ки­вает, что сек­су­а­ли­за­ция речи может быть целе­со­об­разна только в ситу­а­ции стресса и только в муж­ской ком­па­нии, а в обы­ден­ной жизни она нано­сит суще­ствен­ный вред.

Несо­мненно, нельзя без­на­ка­занно часто или посто­янно нахо­диться в состо­я­нии агрес­сив­ного стресса или сек­су­аль­ного воз­буж­де­ния. Это вредно для орга­низма, так как создает лишнюю нагрузку на нерв­ную и сер­деч­но­со­су­ди­стую системы. Посто­ян­ное упо­треб­ле­ние мата под­дер­жи­вает в пси­хике чело­века более или менее выра­жен­ную фоно­вую сек­су­ально-окра­шен­ную агрес­сив­ность, а это может в опре­де­лен­ной сте­пени исто­щить нерв­ную систему.

Вдо­ба­вок было уста­нов­лено, что мат с его эро­ти­че­ской подо­плё­кой спо­соб­ствует выра­ботке муж­ских гор­мо­нов андро­ге­нов. У мужчин избы­точ­ная выра­ботка андро­ге­нов может остаться без серьез­ных нега­тив­ных послед­ствий, однако жен­скому орга­низму допол­ни­тель­ная выра­ботка андро­ге­нов нано­сит одно­знач­ный вред. Не менее опасен мат для детей и под­рост­ков. Грубые сек­су­аль­ные руга­тель­ства вредно влияют на ста­нов­ле­ние неокреп­шей пси­хики ребенка.

Мат — это всегда эмо­ци­о­нально окра­шен­ная речь: даже при иллю­зии «спо­кой­ного» исполь­зо­ва­ния бран­ных слов перед самым их упо­треб­ле­нием, в момент выбора слов, есть побуж­де­ние, крат­ко­вре­мен­ное эмо­ци­о­наль­ное пере­жи­ва­ние. При исполь­зо­ва­нии мата это агрес­сивно-сек­су­аль­ное побуж­де­ние. И посред­ством эмо­ци­о­наль­ного зара­же­ния мат ока­зы­вает силь­ное вли­я­ние на тех, кто нахо­дится рядом с мате­ря­щимся.

Многие люди болез­ненно вос­при­ни­мают мат. Кто-то счи­тает, что мат — это при­знак низ­кого уровня куль­туры, кто-то убеж­ден в его пси­хи­че­ской и духов­ной опас­но­сти. Столк­но­ве­ние с матер­щин­ни­ками у таких людей вызы­вает состо­я­ние дис­ком­форта, тре­вож­но­сти, даже если мате­рятся не в их адрес. Чело­век, «настро­ен­ный» на чистоту речи от бран­ных слов может даже забо­леть, если вынуж­ден при­сут­ство­вать рядом с посто­янно бра­ня­щимся матер­щин­ни­ком.

О том, какое вли­я­ние матер­ная речь ока­зы­вает на пси­хику самого чело­века, хорошо сказал доктор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щего кафед­рой пси­хо­ло­гии и педа­го­гики Алтай­ской ака­де­мии эко­но­мики и права Борис Алек­се­е­вич Сос­нов­ский: «Какова речь — таково и мыш­ле­ние. И что пло­хого, что я матом руга­юсь? Да у меня пси­хика уже вся другая. Вместо того, чтобы опи­сать нечто кра­си­вое, я сказал — такая-то мать. И все закры­лось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюан­сов. Мне нра­вится, как над этим явле­нием изде­ва­лись Ильф и Петров. К при­меру, образ Эллочки Людо­едочки. Неболь­шого сло­вар­ного запаса ей хва­тало, чтобы обхо­диться в мире. То же самое и с матом. Огра­ни­че­ния, кото­рые накла­ды­вает эта лек­сика на пси­хику, потря­са­ю­щие. Это гигант­ские потери. Про­ис­хо­дит не только редук­ция речи, но и редук­ция мысли, чело­ве­че­ской пси­хики. В данной связи мат не уни­ка­лен. При­кольно, клёво. Если бы эти слова засо­ряли только язык. Они засо­ряют пси­хику. Это потеря лич­ност­ная».

Неко­то­рые иссле­до­ва­ния под­тал­ки­вают к мысли, что мат акти­ви­зи­рует в мозге иные отделы, чем весь осталь­ной сло­вар­ный запас. По словам Ричарда Сти­венса, автора книги «Белая ворона: почему хорошо быть плохим», об иссле­до­ва­ниях кото­рого уже шла речь, мозг обра­ба­ты­вает брань иначе, чем обыч­ную речь. За послед­нюю отве­чают кора голов­ного мозга и ряд кон­крет­ных участ­ков в его левом полу­ша­рии, в то время как брань ассо­ци­и­ру­ется с более «при­ми­тив­ными» отде­лами мозга. «У людей, стра­да­ю­щих афа­зией (нару­ше­ни­ями сфор­ми­ро­вав­шейся речи), обычно есть повре­жде­ния левого полу­ша­рия мозга и затруд­не­ния с речью. Но есть и немало опи­сан­ных слу­чаев афазии, при кото­рых паци­енты могли довольно сво­бодно поль­зо­ваться сте­рео­ти­пи­че­ским языком — то есть петь песни или сквер­но­сло­вить», — гово­рит Сти­венс. «Иссле­до­ва­ния паци­ен­тов с син­дро­мом Туретта, при кото­ром иногда наблю­да­ется импуль­сив­ное вле­че­ние к брани, дают осно­ва­ния пола­гать, что матер­ная ругань свя­зана с более глу­бо­кими отде­лами мозга — с его под­кор­ко­выми ядрами».

Рос­сий­ские медики давно обна­ру­жили, что когда чело­век вос­ста­нав­ли­ва­ется после инсульта или инфаркта, пер­выми сло­вами у него нередко бывают матер­ные. Это такая при­ми­тив­ная речь, поз­во­ля­ю­щая рабо­тать мозгу по упро­щен­ной схеме, вдо­ба­вок снижая страх и вос­при­я­тие боли.

Духов­ное осмыс­ле­ние мата

Про­блема мата тре­бует и духов­ной оценки. «От избытка сердца гово­рят уста» ( Мф.12:34 ) — утвер­жда­ется в Свя­щен­ном Писа­нии. Если сердце чело­века обу­ре­вают нечи­стые стра­сти, то они неми­ну­емо выплес­ки­ва­ются наружу. Про­яв­ляться это может как в словах, так и в дей­ствиях. Слово — это, с одной сто­роны, дело про­стое, но в то же время и слож­ное. Каза­лось бы, что может быть проще ска­зать что-то, бол­тать — не мешки тас­кать. Но послед­ствия у всего лишь одного слова могут быть очень раз­ными. Слово может быть сози­да­тель­ным, а может быть и раз­ру­ши­тель­ным. Одним всего лишь словом можно выра­зить любовь, и также одним словом объ­явить войну. Слово живо­тво­рит и слово уби­вает.

Сквер­но­сло­вие — это раз­ру­ши­тель­ное слово. Вот, что гово­рит об этом апо­стол Иаков: «Так и язык — неболь­шой член, но много делает. Посмотри, неболь­шой огонь как много веще­ства зажи­гает! И язык — огонь, при­краса неправды; язык в таком поло­же­нии нахо­дится между чле­нами нашими, что осквер­няет все тело и вос­па­ляет круг жизни, будучи сам вос­па­ляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Неве­ро­ятно глу­бо­кая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неуди­ви­тельно, ведь «словом Гос­под­ним небеса утвер­ди­шася, и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Бог сотво­рил все сущее Словом. Чело­век, создан по образу и подо­бию Божию, наде­лен даром слова и должен заду­мы­ваться о том, что про­из­но­сит. Неда­ром гласит народ­ная муд­рость: «слово не воро­бей, выле­тит — не пой­ма­ешь». Гос­подь Иисус Хри­стос ука­зы­вает на стро­гость Суда Божьего за сквер­но­сло­вие: «Вы слы­шали, что ска­зано древним: «не убивай, кто же убьет, под­ле­жит суду». А Я говорю вам, что всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему: «рака», под­ле­жит синед­ри­ону; а кто скажет: «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной» ( Мф.5:21-22 ).

Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквер­но­сло­вие не может дать ничего, кроме скверны, кото­рая осквер­няет, в первую оче­редь того, кто его про­из­но­сит. Также оно дей­ствует и на окру­жа­ю­щих.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­тели отно­сят про­ис­хож­де­ние мата к язы­че­ским вре­ме­нам. Мат был частью закли­на­ний, обра­щен­ных к язы­че­ским боже­ствам, матер­ные слова были свя­заны с риту­аль­ным при­зва­нием демо­нов. Его исполь­зо­ва­ние в оби­ходе, осо­бенно дома, было недо­пу­стимо, так как могло навлечь беду. Вот что пишет об этом гнус­ном пороке епи­скоп Вар­нава (Беляев): «Сквер­но­сло­вие — гнус­ный порок, кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии при­рав­ни­ва­ется к смерт­ному греху ( Еф.5:4-5 ). От него стонет Земля Рус­ская, им рас­тлены души… Сквер­ные чудо­вищ­ные пред­ло­же­ния суть на самом деле «свя­щен­ные», «молит­вен­ные» фор­мулы, обра­щен­ные к срам­ным демо­нам. Хри­сти­а­нин! Упо­треб­ляя их, кому ты слу­жишь вместо Бога! Ты не просто совер­ша­ешь лег­ко­мыс­лен­ное дело, не просто грубую шутку допус­ка­ешь, но ты про­из­но­сишь страш­ные закли­на­ния, ты накли­ка­ешь и при­вле­ка­ешь гнус­ней­ших бесов, ты в это время сатане при­но­сишь про­ти­во­есте­ствен­ную сло­вес­ную жертву. Ты дела­ешься, не зная и не желая этого, кол­ду­ном, магом, чаро­деем».

К сожа­ле­нию, склон­ность людей к сле­до­ва­нию стра­стям не всегда усми­ря­ется настав­ле­ни­ями Церкви. Поэтому в XV веке на Руси необ­хо­ди­мость огра­ни­чить пагуб­ное вли­я­ние мата при­вела к появ­ле­нию пер­вого зако­но­да­тель­ного запрета на матер­ные выра­же­ния. Его ввел вели­кий князь Васи­лий III еще в 1480 году. Его сын Иван Гроз­ный велел «кли­кать по торгам», чтобы мос­ко­виты «матерны бы не бра­ни­лись и вся­кими б непо­треб­ными речами сквер­ными друг друга не уко­ряли».

Однако люди про­дол­жали мате­риться. Извест­ный автор рас­ска­зов о своем путе­ше­ствии с посоль­ством в Россию немец Адам Оле­а­рий в XVII веке писал: «Малые дети, еще не уме­ю­щие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непо­треб­ные слова». Несмотря на то, что записи Оле­а­рия явно пред­взяты и служат цели пока­зать Россию стра­ной диких вар­ва­ров, не стоит сомне­ваться, что про­блема мата в нашей стране стояла остро, так как на это ука­зы­вают и другие источ­ники.

Позд­нее законы пред­пи­сы­вали более суро­вые нака­за­ния за матер­щину. В 1648 году царь Алек­сей Михай­ло­вич издал указ, чтобы «песней бесов­ских не пели, матерны и всякою непо­треб­ной лаею не бра­ни­лися… А которы люди учнут кого бра­нить матерны и всяко лаею — и тем людям за такие супро­тив­ные хри­сти­ан­скому закону за неистов­ства быти от Нас в вели­кой опале и в жесто­ком нака­за­ньи».

Законы, вве­ден­ные Петром I, допус­кали острог и физи­че­ское нака­за­ния для того, «кто дру­гого не оду­мав­шись с сердца, или опа­мя­то­ва­ясь, бран­ными сло­вами выбра­нит», если он не рас­ка­ется и не попро­сит хри­сти­ан­ского про­ще­ния, или не запла­тит день­гами, если «жестоко бранил».

Если же брань была матер­ной и оскор­би­тель­ной для веры, то нака­за­ние было жесто­ким: «кто Пре­свя­тую Матерь Божию Деву Марию и святых руга­тель­ными сло­вами поно­сит», «кто имя Божие… и службу Божию поно­сит, и руга­ется слову Божию и святым таин­ствам… хотя сие в пиан­стве или трез­вом уме учи­нится: тогда ему язык рас­ка­лен­ным желе­зом про­жжен, и потом отсе­чена голова да будет».

Должно осо­зна­вать, что матер­щина осно­вана, в первую оче­редь, на гнусно-оскор­би­тель­ном упо­треб­ле­нии слова «мать». То, что дорого чело­веку, что явля­ется для него одним из самых высо­ких поня­тий, низ­во­дится до цинич­ного, вуль­гар­ного и уни­чи­жи­тель­ного упо­треб­ле­ния. А.П. Чехов писал: «Сколько ост­ро­умия, злости и душев­ной нечи­стоты потра­чено, чтобы при­ду­мать эти гадкие слова и фразы, име­ю­щие целью оскор­бить и осквер­нить чело­века во всем, что ему свято, дорого и любо».

А поскольку мат имеет риту­аль­ное про­ис­хож­де­ние, то направ­лен он не против некой абстракт­ной матери, а, в первую оче­редь, против Той, кто наи­бо­лее дорога хри­сти­а­нину — Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Неуди­ви­тельно, что ярые матер­щин­ники не спо­собны к дея­тель­ной и осо­знан­ной молитве. Нельзя одними и те же устами при­зы­вать имя Божие и Его Пре­чи­стой Матери и мате­риться.

Свя­щен­ник Алек­сандр Шум­ский опи­сы­вает один инте­рес­ный опыт: «Раз я одному сквер­но­слову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испы­ты­ва­ешь ника­кой труд­но­сти, чтобы эти слова про­из­но­сить. А попро­буй хотя бы одну минуту гово­рить: «Гос­поди, поми­луй!» Два слова — всего одну минуту!» И он не смог. Он разо­злился и еще меня матом обру­гал после этого. Вот такой печаль­ный экс­пе­ри­мент. Попроси чело­века пару минут вместо сквер­но­сло­вия помо­литься — хотя бы на спор. Ведь не про­из­не­сет даже корот­кую Иису­сову молитву. Будет еще злиться и драться поле­зет».

Но если в раз­го­вор­ной речи мат еще может быть связан с крат­ко­вре­мен­ным эмо­ци­о­наль­ным поры­вом, то исполь­зо­ва­ние мата в пись­мен­ной речи явно сви­де­тель­ствует об уко­ре­не­нии стра­сти.

С широ­ким рас­про­стра­не­нием кни­го­пе­ча­та­ния и появ­ле­нием раз­лич­ных жур­на­лов и газет про­блема мата остро встала и для пись­мен­ного слова. Неофи­ци­ально еще в XVIII веке исполь­зо­ва­ние бран­ных слов в печат­ных книгах и т.п. счи­та­лось недо­пу­сти­мым. А в XIX веке в нашей стране появился новый госу­дар­ствен­ный орган — цен­зура. Помимо идей­ной про­верки тек­стов, цен­зура не пус­кала в печать и матер­ную лек­сику. Именно с того вре­мени мат назы­вают еще и «нецен­зур­ной лек­си­кой».

Что делать матер­щин­ни­кам и как жить со сквер­но­сло­вом

Все­сто­ронне рас­смот­рев про­блему мата и сквер­но­сло­вия, необ­хо­димо дать совет тем, кто, будучи под­вер­жен гнус­ному пороку, хочет иско­ре­нить его из своей жизни.

Каждый чело­век, поз­во­ля­ю­щий себе хотя бы иногда матер­ное словцо, оправ­ды­ва­ясь стрес­сом, должен задать себе вопрос: можно ли исполь­зо­вать крат­ко­вре­мен­ный боле­уто­ли­тель, если при этом раз­ру­ша­ешь свою душу? Воз­мож­ный обез­бо­ли­ва­щий и обес­стра­ши­ва­ю­щий эффект мата слиш­ком крат­ко­вре­мен­ный. А духов­ный вред матер­ной речи — огро­мен. Пагуб­ное воз­дей­ствие на пси­хику, на душу чело­века ока­зы­вает и мат сам по себе, и та сек­су­ально-окра­шен­ная агрес­сия, кото­рую он с собой несет. Поэтому, несо­мненно, стоит пре­не­бречь воз­мож­ными «выго­дами» мата. «Ибо что пользы чело­веку при­об­ре­сти весь мир, а себя самого погу­бить или повре­дить себе?» ( Лк.9:24-25 )

Как и всякий грех, сквер­но­сло­вие тре­бует искрен­него пока­я­ния и твер­дого наме­ре­ния больше не гре­шить. Испо­ведь — первым делом. Молитва очень важна. Во-первых, молить Гос­пода помочь изба­виться от греха сквер­но­сло­вия. Во-вторых, в тот самый момент, когда с языка готово уже сорваться бран­ное слово, нужно в уме про­из­не­сти Иису­сову молитву или хотя бы корот­кое «Гос­поди, поми­луй». В‑третьих, быть очень вни­ма­тель­ными к соб­ствен­ным мыслям. Многие люди, не про­из­нося мат устами, в уме мате­рятся как сапож­ники.

Ото­всюду должно иско­ре­нять мат — с языка, из ума, из сердца. Будучи своего рода анти­мо­лит­вой, мат иско­ре­няем молит­вой, пока­я­нием и воз­дер­жа­нием языка. Нужно дер­жать в уме настав­ле­ние апо­стола Павла: «Ника­кое гнилое слово да не исхо­дит из уст ваших, а только доброе для нази­да­ния в вере, дабы оно достав­ляло бла­го­дать слу­ша­ю­щим. И не оскорб­ляйте Свя­таго Духа Божия, Кото­рым вы запе­чат­лены в день искуп­ле­ния» ( Еф.4:29-30 ).

Если затруд­ни­тельно сразу раз и навсе­гда пере­стать мате­риться, то весьма полез­ным будет начать хотя бы с обя­за­тель­ства обуз­ды­вать свой язык в дни мно­го­днев­ных постов. Мат, будучи гнус­ной при­выч­кой, будет иско­ре­няться, встре­чая сопро­тив­ле­ние ума.

Серьез­ной про­бле­мой явля­ется нали­чие в семье матер­щин­ника. Как пра­вило, это муж, хотя и жены нынче не сильно отстают от супру­гов. Бороться с матом в семье необ­хо­димо. Для того чтобы выбрать стра­те­гию пове­де­ния с матер­щин­ни­ком, нужно оце­нить ситу­а­цию: понять отно­ше­ние чело­века к мату и его готов­ность сопро­тив­ляться пороку.

Можно выде­лить несколько вари­ан­тов матер­щины.

При этом стоит учи­ты­вать, хочет ли чело­век избав­ляться от мата (хочет, но пока не полу­ча­ется) или же не хочет, осо­бенно, если попытки оста­но­вить мат при­во­дят к агрес­сив­ной реак­ции и опас­но­сти наси­лия.

Если чело­век не про­яв­ляет агрес­сии, то воору­жив­шись аргу­мен­тами данной статьи, стоит пытаться вра­зум­лять матер­щин­ника. Если удастся зало­жить зерно сомне­ния в его душу, то оно может дать добрые всходы. Тогда нема­лое зна­че­ние будет играть жела­ние самого матер­щин­ника изба­виться от греха. Хотя бы малое, даже просто выска­зан­ное, при долж­ном усер­дии оно при­не­сет плоды.

Если матер­щин­ник упор­ствует в своем грехе, оста­но­вить мат не уда­ется, но он не напа­дает агрес­сивно на других людей, то можно поста­раться отне­стись к этому, как к испы­та­нию соб­ствен­ной души, к тому, удастся ли удер­жать самого себя от стра­стей гнев­ли­во­сти, обиды и т.п., взра­щи­вать в себе тер­пе­ние, сми­ре­ние. Сми­ре­ние в данном случае не озна­чает совер­шен­ное при­ня­тие мата как нормы и мол­ча­ли­вое согла­сие с ним. Необ­хо­димо молиться, осо­бенно в моменты иску­ше­ний, и за самого матер­щин­ника. Особо усердно нужно молиться, если мат непо­сред­ственно связан с кощун­ством, оста­но­вить кото­рое чело­век не в силах. Про­из­не­се­ние в уме Иису­со­вой молитвы будет пра­виль­ным отве­том на мат.

Если же сквер­но­слов агрес­си­вен и мат — актив­ная сто­рона домаш­него наси­лия, то стоит рас­смат­ри­вать ситу­а­цию именно как про­блему наси­лия. (Домаш­нее наси­лие: хри­сти­ан­ское осмыс­ле­ние)

Очень важно пом­нить, что нельзя ста­вить знак равен­ства между матом и матер­щин­ни­ком. Бороться надо с грехом, а не с чело­ве­ком. Мат — это порок, гре­хов­ная страсть. Ведь собрав волю в кулак, при­неся пока­я­ние в сквер­но­сло­вии и укре­пив­шись молит­вой, чело­век может навсе­гда побе­дить грех. Лишь бы было жела­ние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *