что такое сквернословие в православии
Безобидно ли сквернословие?
Урок в школе
Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Постараемся показать исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него.
Начнем с того, что мат — явление древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал еще апостол Павел. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы еще вернемся.
В чем же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению? Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производные от них слова.
Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.
Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоеваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.
Одним из распространенных мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.
Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления. чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.
Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».
За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В медицине есть род психического заболевания (правда, плохо изученного), когда человек, может быть, даже далекий от грязной брани, страдает необъяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной брани, часто очень изощренной. Иногда хулит святых и Бога. Для верующего человека все очевидно. В духовной практике это называется одержимостью, или беснованием. Бес, находящийся в одержимом, заставляет его произносить страшные ругательства и хулу. Из практики известно, что такого рода беснование может случиться по попущению Божию даже с детьми.
Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов.
Приведу пример того, как действует так называемое «черное слово», то есть выражения с упоминанием черта.
Один человек очень любил употреблять это слово к месту и не к месту. И вот приходит он как-то домой (а посередине его комнаты стоял стол) и видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовешь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история.
Как священник могу привести немало подобных случаев даже из своей небольшой практики.
Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе.
Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.
Помимо того что матерщина духовно вредит, она культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки.
Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.
Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.
Однажды мы с супругой отдыхали в подмосковной деревне Фенино. И там повстречали маленького мальчика, который только недавно начал говорить. Ему было года три. И вот в его ничтожном словарном запасе уже присутствовала матерная брань. Что же будет дальше?
Часто молодые люди ругаются матом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Слышал шутку. Прапорщик отчитывает солдат: «Ну что вы материтесь как дети?» В каждой шутке, как известно, только доля шутки.
Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним. Если вы ругаетесь в присутствии девушек и сами позволяете им ругаться, какие же вы после этого мужчины?
Но как же, скажете вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова? Не все, что на TV, правильно и хорошо. То, что показывают, нужно обязательно фильтровать. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только чтобы втыкать в уши MP-3 плеер, но и чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующих жвачку попсы?
Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.
Игумену Савве (Молчанову), который окормляет очень много военных, один армейский чин рассказал, что он долго не мог избавиться от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как только у него вырывалось «гнилое слово», он брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок сквернословия был совершенно им оставлен. Очень хорошо молодым людям последовать этому примеру.
Почему нецензурная брань неприемлема и отвратительна
Мнения пастырей
Чем неприемлема и отвратительна нецензурная брань? Как от нее уберечь своих детей, когда ее слышишь на улице на каждом шагу, когда ругаются даже девушки? Как и почему вообще с нами случилась такая беда – повсеместное разлитие нецензурной брани?
Иллюстрация Дмитрия Петрова
Это грех Хама
– Нецензурная брань – это всегда показатель, кто же мы есть на самом деле. Потому что слово человека всегда изнутри идет и что в твоем сердце, то и в словах. Если ты сам свою душу превратил в грязное болото и расплескиваешь его посредством своих скверных слов, то не думай, что будешь счастлив. Потому что даже если окружить тебя всеми благами, ты всё равно самого себя в грязь погрузишь своей собственной речью. Разве же хочется в этой грязи барахтаться?
Что сказать тем, кто привык к нецензурщине? Ну, хотя бы так: «Неужели самое дорогое слово – слово “мама” – стало для вас низким, ругательным? Это ведь как проклятие самих себя, потому что неуважение к маме. Это грех Хама, который против него самого обернулся». Но если сквернослов в ответ смеется, хохочет, то потерял он лицо человеческое и вряд ли что-то удастся ему объяснить.
Привычка к нецензурной брани сходна с одержимостью. Матерщинник подчас не может совладать с собой, его изнутри подпирает, чтобы вставлять в речь эту грязь. Так темные духи стараются всё перепортить, осквернить, очернить, подбрасывают нашей душе искушения, которые губят нас. Так что выбирай сам, что ты хочешь: душу свою спасти или погубить.
Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему
Что касается детей, то важно понять: если они сохранили к тебе уважение, то сами будут видеть и чувствовать этот контраст: в семье никто не ругается, а вне семьи ругань – это то, что за пределами нормального человеческого общения. Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему, так же, как нет смысла подражать какой-нибудь болезни или одержимости.
Сквернословие – болезнь души, и эта болезнь уходит, когда человек приобщается Источнику чистоты – Богу. Тогда душа более тонко улавливает, что ей самой плохо от всякой скверны и нечистоты. А подлинное благородство, высота души и ее достоинство выражаются прежде всего в чистой речи.
Нецензурная брань – это молитва к сатане
– Нецензурная брань – это, если говорить коротко, молитва к сатане, по большому счету. Она – венец той злобы, которая прячется в нашем сердце и выплескивается оттуда. Это очень сильно вредит тому, кто оскверняет себя этой демонической злобой и извергает ее из себя в виде нецензурной брани.
Правда, меня заставляет проявлять некоторую осторожность по отношению к нецензурным словам то, что к ним иногда прибегал старец Павел (Груздев). Видимо, тут решающим является то, что творится внутри человека. У него, конечно же, внутри был мир. Эти слова он, возможно, подхватил в лагерях, но они у него не шли как выражение злобы. Может, кому-то они были полезны как способ смирения.
Но это отдельный случай. Мы не можем примерять на себя опыт старцев. Нам, мирянам, простым людям, важно понимать, что это хула на Божию Матерь, на все святое, что это молитва бесам. Это сильно разрушает здоровье – и душевное, и телесное. Это рвет наши отношения с Богом и призывает к нам бесов, которые питаются нашими грехами. Человек все больше и больше порабощается ими, что может привести к очень плачевным последствиям.
Через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром
– Мне нецензурная брань отвратительна. Я уже рассказывал, что вырос в армейской среде, где бранятся практически все. Потому и для меня матерщина когда-то была естественна. И только потом, два десятилетия спустя, мне удалось избавиться от этого темного морока. Но сколько труда пришлось для этого приложить!
За годы служения у Престола я на собственном опыте убедился, что через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром. Ругаются практически все, может, кроме верующих. Люди сроднились с матом и даже не замечают, как темное начало обуздало их душу. Об этом и мой рассказ «Язык мой – друг мой?», опубликованный на сайте «Православие.ru».
Из последних наблюдений. 8 июля, накануне нашего престольного праздника, вечером после всенощной отправляюсь на хлебокомбинат за пирогами для завтрашнего стола. На проходной пожилая вахтерша, услышав, что ей нужно открыть ворота, потому как приехали из храма за пирогами, рассмеявшись, отпустила хлесткую матерную шутку, смысл которой: «Да никогда»!
Загрузившись, прежде чем отъехать, я поздравил женщин с наступающим праздником и в двух словах рассказал им о Тихвинской иконе Божией Матери, и бабушка расплакалась. Оказывается, в этот день шесть лет назад трагически погиб ее сын.
Как уберечь детей от матерщины? Не ругаться самим и не позволять никому материться в разговоре с тобой. Объяснять детям пагубность этого действа.
Когда-то матерились только самые низшие, необразованные слои российского общества. В армии офицеры никогда не матерились между собой, хотя в общении с солдатами, особенно распекая подчиненных, командир мог и «загнуть», но перед этим произносил обязательную фразу: «Касается всех, кроме господ офицеров и вольноопределяющихся»!
После Октябрьской социалистической революции к власти пришли те, для кого мат был нормой жизни. Они расправились с аристократами, уничтожили священников и дворян, изгнали университетскую профессуру. И общество стало таким, каким стало.
Что требовать от молодых девчонок, если уважаемый профессор и популяризатор науки Татьяна Черниговская считает мат лишь дополнительным средством коммуникации и не видит в его тотальном распространении ничего дурного?!
Как противостоять этому явлению? Только профилактикой и кропотливой повсеместной разъяснительной работой, начиная с творческой богемы, больших чиновников и даже профессоров. Только бы очень хотелось, чтобы те, от кого это зависит, не ограничиваясь пустыми декларациями, сами являлись бы для всех примером.
События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций
– Сквернословие бывает разное, иногда бывает как в известной шутке: это они не ругаются, они так разговаривают. Это явление больше социальное и культурное, мода в обществе на распущенность и вседозволенность, и люди, в особенности молодежь, легко этому поддаются. Конечно, хорошего в этом ничего нет, слова имеют свою силу, но так же, как мы часто молимся механически и от такой молитвы наша жизнь мало меняется, возможно и «привычное» сквернословие, которое, как наружная грязь, не проникает в глубину души.
Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать
Вот когда мы ругаемся «в сердцах», это уже как сердечная молитва, только не к Богу обращенная, а к злым силам, и воздействие ее на душу соответствующее: пускаем в душу бесов, и они там всё загаживают, разрушают и опустошают. А мы это чувствуем после припадков гнева. Бороться с этим злом надо, взращивая в душе страх Божий и мысль о Его вездесущии. Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать. Тогда и дети наши, видя перед собой добрый пример, ему последуют.
И надо, чтобы заработали законы, запрещающие сквернословие, ведь смогли же у нас достаточно быстро искоренить курение в общественных местах. Надо всем благоразумным людям желать и содействовать укреплению государственной власти и органов правопорядка. Совершенно очевидна взаимосвязь и последовательность событий: «мирные» демонстрации – переворот – грязь на улицах, цигарка в зубах и матерщина. События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м дали тому наглядную иллюстрацию.
Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве
– Господь наш Иисус Христос по Божеству Своему – вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Слово. Им сотворен весь мир. Слово – это не только звук, но и мысль, а если мы говорим о Господе, то это Божественная мысль. И в человеке дар слова – это дар Божественный, одно из проявлений образа Божия в человеке. Естественно, этот дар благодатный, он дан нам для благовествования. И если мы этот дар оскверняем в себе, то согрешаем против Бога и против своего призвания быть причастниками Божеского естества. Это грех совсем не малый, как кажется иногда. Вспомним, как Сам Господь говорил, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном суде (см.: Мф. 12: 36). А что же говорить о сквернословии?! Вот почему и апостол Павел напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29).
Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога
Сквернословие – это прямое следствие сочетания человеческой души с духами тьмы поднебесными, которые стремятся осквернить в человеке всё, что в нем есть Божественного. Мнят таким образом посмеяться над Богом. Конечно, Бог поругаем не бывает, но человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве и если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека.
Как мы можем уберечь от этой скверны своих детей? Ну, прежде всего ни под каким предлогом не допускать сквернословие в семье. Это послужит добрым примером и положит доброе основание для поведения наших детей в будущем. Кроме того, в семье, где вся жизнь строится православно, не только в формальном, но и в духовном, нравственном отношении, у ребенка естественным образом сформируется правильное отношение к дару слова и дару речи как к дару Божественному.
Конечно, на улице и в обществе на современного ребенка льются потоки словесной скверны. Но, во-первых, при правильном настроении всякий человек (и юный) может избегать мест, где сквернословие бытует как норма общения. Больше того, можно сказать, что обилие сквернословия есть верный индикатор того, что от этого места и от такого сообщества лучше держаться подальше.
Когда при вас бранятся, повторяйте про себя Иисусову молитву и помолитесь о том, кто одержим страстью сквернословия
Ну, а во-вторых, надо понимать, что мир действительно лежит во зле, и не смущаться, не унывать, не отчаиваться от многообразного проявления зла, а только учить наших детей, чтобы они, по слову Псалмопевца, «уклонялись от зла» и «творили благо», то есть, избегая нечистых компаний, сами старались употреблять Божественный дар слова для благовествования. Если же случится где невольно быть свидетелем площадной брани и не будет возможности покинуть это место, то нужно просто молиться про себя, то есть молча, повторяя, например, Иисусову молитву и от души молясь о просвещении человека, одержимого страстью сквернословия. Таким образом избежим греха осуждения и ум свой сохраним от осквернения.
Ну а если говорить о причинах массового растления и распущенности (в том числе и в речи) в наше время, то они очевидны: крайнее ослабление веры в народе. Веры не номинальной и формальной, а деятельной и созидательной, тесно связанной с жизнью по заповедям Христовым. И лучшее, что мы с вами можем сделать для изменения положения, это самим жить благочестиво.
Как бороться с матом
протоиерей Дионисий Свечников и
Наталья Ярасова, психолог-консультант
Миссионерского отдела Тульской епархии для «Азбуки веры»
По последним статистическим данным в России 18% опрошенных людей матерится ежедневно и еще 19% — несколько раз в неделю. Социологи отмечают, что употребление матерных выражений напрямую зависит от положения в стране: чем страшнее жить, тем больше матерятся люди. Это происходит от того, что они очень напуганы и выплескивают таким способом свой страх.
Но мат может быть и «нормой жизни» человека. Формирование мата как привычки начинается обычно в подростковом возрасте, или даже в детстве. Но если маленький ребенок слепо повторяет матерные слова за родителями, то подросток с помощью мата самоутверждается. Это связано с чувством неуверенности в себе, в своем будущем.
В обществе бытует мнение, что матерщинники имеют недостаточный словарный запас, чтобы приличным образом выразить свои эмоции. В реальности же матерятся люди самого разного уровня эрудиции и широты кругозора. И хотя мат больше распространен среди малообразованного населения, в некоторых социальных группах даже «на нём разговаривают», нельзя объяснить матерщину только лишь малым лексическим запасом.
Зачем и почему люди матерятся
Среднестатистический российский матерщинник — это семейный мужчина до 45 лет с высшим образованием и довольно высоким уровнем ежемесячного дохода. Среди женщин в 2–3 раза меньше матерщинниц. А почти 80% женщин старше 55 лет категорически не приемлют мат.
Что интересно, мужчины чаще всего ругаются матом для защиты — от реальной угрозы, от собственного страха или чтобы скрыть свою заниженную самооценку (то есть многие мужчины матерятся, как и подростки, для самоутверждения).
Так почему же довольно успешные люди нуждаются в таких словесных защитах? Согласно опросам, матерщинники обычно убеждены, что мат — это отличный способ снять напряжение и что матерная речь лучше доходит до «некоторых», так их лучше понимают. Специалисты утверждают, что мат выполняет несколько функций:
С точки зрения психологии склонность к употреблению мата тесно связана с уровнем эмоционального интеллекта. Понятие эмоционального интеллекта используют в практической психологии для обозначения совокупности навыков человека, связанных со способностью распознавать и понимать эмоции — как свои, так и чужие, а также управлять эмоциональным состоянием, устанавливать и укреплять эмоциональные связи.
Эмоциональный интеллект подразумевает наличие у человека следующих качеств:
И, в самом деле, заядлые матерщинники в большинстве случаев имеют специфический эмоциональный интеллект: у них недостаточный уровень эмпатии, они не имеют привычки ставить себя на место собеседника и сочувствовать людям, зачастую они с негативом относятся к окружающим (даже если презентуют себя общительными людьми), редко предлагают свою помощь, пренебрежительно относятся к чувствам других людей — даже жены, детей, родителей.
Возможно, читая эти слова, склонные к сквернословию люди возмутятся — мол, ничего подобного. Однако такова реальность — большинство людей не одобряют мат вообще или, как минимум, в общественных местах, но убежденных матерщинников это не волнует, они отстаивают свое право материться где угодно, и так и делают, не считаясь с желаниями и чувствами окружающих. В большинстве городов России мат слышен на улице, в транспорте, в магазинах. Присутствие женщин и детей сквернословов не останавливает, а попытки остановить ругань могут вызвать агрессивную реакцию.
Психологический эффект мата
Многие матерщинники сдерживаются в общественных местах, однако в своей компании использовать мат не стесняются. Статистика неумолима — сквернословят люди чаще в домашних условиях, среди близких. На работе из-за начальства, клиентов или других причин любители нецензурно выражаться не могут дать себе волю, поэтому «отыгрываются» дома. Во многих семьях, где есть человек, ругающийся матом, на этой почве возникает огромное количество проблем
В отличие от женского мата, который нередко является способом сбросить напряжение «в пустоту», мужской мат чаще агрессивен и направлен на других людей. Причем, если даже бранные слова безадресны, агрессия может проявиться в ответ на просьбу родственников не материться.
«Постоянно мне грубит»; «мат и бесконечное хамство в мою сторону»; «материт последними словами»; «во всем меня виноватой делает»; «обматерит, а ты еще и виноватой остаёшься»; «обзывает матом, говорит такие вещи, что врагу не пожелаешь»; «я его скоро возненавижу»; «долго терпела и пугала разводом»; «подумываю о разводе»; «после развода, когда говорю об алиментах и помощи с детьми, материт меня» — это всего несколько примеров жалоб женщин на поведение мужей.
Сторонники мата нередко используют в качестве аргумента исследования зарубежных ученых, которые, якобы, доказывают пользу матерных слов.
Психологи Ричард Стивенс и Олли Робертсон из Университета Кила (Великобритания), провели ряд экспериментов, результаты которых были опубликованы в журнале Frontiers in Psychology. Сначала ученые подтвердили, что ругань способна оказывать обезболивающий эффект в экстремальных ситуациях. Затем они попытались определить механизмы этого явления, проверяя известные гипотезы о том, что обезболивание происходит за счет эмоциональной реакции или же за счет отвлечения внимания. При этом проводили сравнение реакций на традиционный мат, на придуманные новые ругательства и на нормальные слова.
В эксперименте приняли участие 92 добровольца, средний возраст 27 лет. Им предлагалось опустить воду в ледяную воду и выкрикивать матерные слова и слова созвучные им. Когда боль невозможно будет терпеть, испытуемым нужно было выдернуть руку из холодной жидкости. При этом проводились замеры сердечной деятельности и опросы. Было установлено, что болевой порог и устойчивость к боли повышались только у тех, кто матерился. А вновь созданные ругательства, как и нормальные слова, не оказывали влияния на болевой порог и устойчивость к боли. В результате исследования установлено, что обезболивание происходит не за счет отвлечения внимания, а, скорее всего, за счет эмоционального возбуждения. Причем вновь созданные ругательства вызывали эмоционально выраженную, но скорее юмористическую реакцию, и это не влияло на восприятие боли. Соответственно, можно предположить, что обезболивающий эффект связан именно с тем эмоциональным возбуждением, которое вызывает в человеке употребление матерных слов. Бранная речь в сознании тесно связана с агрессивностью, сексуальностью и с юмором, вдобавок присутствует собственная эмоциональная реакция на использования табуированных, запрещенных в приличном обществе слов. Поскольку значимого влияния юмора на изменение болевого порога и устойчивости к боли не выявлено, скорее всего, мат оказывает воздействие на восприятие боли через агрессию, сексуальное возбуждение и напряжение от совершения запретного.
Все это согласуется с физиологией человека: обезболивание вызывается выработкой гормонов эндорфинов. Эти гормоны вбрасываются в кровь под воздействием трех видов эмоций: гнев, смех, сексуальное возбуждение.
Российский невролог, нейрофизиолог Александр Будик в беседе на радио Sputnik пояснил, что организм воспринимает мат как агрессию, которая позволяет частично заглушить боль. Обсценная (ненормативная) лексика активирует работу центральной нервной системы, поскольку агрессия приводит организм в состояние стресса. На фоне стресса человек, действительно, может не заметить даже очень острую боль. Похожее состояние испытывают спортсмены, продолжая бороться даже после получения травмы. «Что в обычном состоянии для человека будет сильная боль, то в возбужденном состоянии он не почувствует», — объяснил врач.
«Юмористическое» влияние мата, хоть он и не блокирует болевые чувства, тоже очевидно — смех, связанный с матом, способствует сбросу напряжения в экстремальных ситуациях.
Российский ученый Л. Китаев-Смык проводил исследования позитивного и негативного влияния матерной речи при подготовке межпланетного полета, в хирургическом отделении Института им. Н.В. Склифосовского, в боевых условиях на Северном Кавказе и в российских тюрьмах. В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат способствует выработке эндорфинов всеми тремя эмоциональными путями: мат агрессивен, матерные шутки смешны, причем сам мат, по определению, основан на грубой сексуальности. Поэтому мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшить страх и боль. Однако Китаев-Смык подчеркивает, что сексуализация речи может быть целесообразна только в ситуации стресса и только в мужской компании, а в обыденной жизни она наносит существенный вред.
Несомненно, нельзя безнаказанно часто или постоянно находиться в состоянии агрессивного стресса или сексуального возбуждения. Это вредно для организма, так как создает лишнюю нагрузку на нервную и сердечнососудистую системы. Постоянное употребление мата поддерживает в психике человека более или менее выраженную фоновую сексуально-окрашенную агрессивность, а это может в определенной степени истощить нервную систему.
Вдобавок было установлено, что мат с его эротической подоплёкой способствует выработке мужских гормонов андрогенов. У мужчин избыточная выработка андрогенов может остаться без серьезных негативных последствий, однако женскому организму дополнительная выработка андрогенов наносит однозначный вред. Не менее опасен мат для детей и подростков. Грубые сексуальные ругательства вредно влияют на становление неокрепшей психики ребенка.
Мат — это всегда эмоционально окрашенная речь: даже при иллюзии «спокойного» использования бранных слов перед самым их употреблением, в момент выбора слов, есть побуждение, кратковременное эмоциональное переживание. При использовании мата это агрессивно-сексуальное побуждение. И посредством эмоционального заражения мат оказывает сильное влияние на тех, кто находится рядом с матерящимся.
Многие люди болезненно воспринимают мат. Кто-то считает, что мат — это признак низкого уровня культуры, кто-то убежден в его психической и духовной опасности. Столкновение с матерщинниками у таких людей вызывает состояние дискомфорта, тревожности, даже если матерятся не в их адрес. Человек, «настроенный» на чистоту речи от бранных слов может даже заболеть, если вынужден присутствовать рядом с постоянно бранящимся матерщинником.
О том, какое влияние матерная речь оказывает на психику самого человека, хорошо сказал доктор психологических наук, профессор, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Борис Алексеевич Сосновский: «Какова речь — таково и мышление. И что плохого, что я матом ругаюсь? Да у меня психика уже вся другая. Вместо того, чтобы описать нечто красивое, я сказал — такая-то мать. И все закрылось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюансов. Мне нравится, как над этим явлением издевались Ильф и Петров. К примеру, образ Эллочки Людоедочки. Небольшого словарного запаса ей хватало, чтобы обходиться в мире. То же самое и с матом. Ограничения, которые накладывает эта лексика на психику, потрясающие. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клёво. Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная».
Некоторые исследования подталкивают к мысли, что мат активизирует в мозге иные отделы, чем весь остальной словарный запас. По словам Ричарда Стивенса, автора книги «Белая ворона: почему хорошо быть плохим», об исследованиях которого уже шла речь, мозг обрабатывает брань иначе, чем обычную речь. За последнюю отвечают кора головного мозга и ряд конкретных участков в его левом полушарии, в то время как брань ассоциируется с более «примитивными» отделами мозга. «У людей, страдающих афазией (нарушениями сформировавшейся речи), обычно есть повреждения левого полушария мозга и затруднения с речью. Но есть и немало описанных случаев афазии, при которых пациенты могли довольно свободно пользоваться стереотипическим языком — то есть петь песни или сквернословить», — говорит Стивенс. «Исследования пациентов с синдромом Туретта, при котором иногда наблюдается импульсивное влечение к брани, дают основания полагать, что матерная ругань связана с более глубокими отделами мозга — с его подкорковыми ядрами».
Российские медики давно обнаружили, что когда человек восстанавливается после инсульта или инфаркта, первыми словами у него нередко бывают матерные. Это такая примитивная речь, позволяющая работать мозгу по упрощенной схеме, вдобавок снижая страх и восприятие боли.
Духовное осмысление мата
Проблема мата требует и духовной оценки. «От избытка сердца говорят уста» ( Мф.12:34 ) — утверждается в Священном Писании. Если сердце человека обуревают нечистые страсти, то они неминуемо выплескиваются наружу. Проявляться это может как в словах, так и в действиях. Слово — это, с одной стороны, дело простое, но в то же время и сложное. Казалось бы, что может быть проще сказать что-то, болтать — не мешки таскать. Но последствия у всего лишь одного слова могут быть очень разными. Слово может быть созидательным, а может быть и разрушительным. Одним всего лишь словом можно выразить любовь, и также одним словом объявить войну. Слово животворит и слово убивает.
Сквернословие — это разрушительное слово. Вот, что говорит об этом апостол Иаков: «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Невероятно глубокая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неудивительно, ведь «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Бог сотворил все сущее Словом. Человек, создан по образу и подобию Божию, наделен даром слова и должен задумываться о том, что произносит. Недаром гласит народная мудрость: «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Господь Иисус Христос указывает на строгость Суда Божьего за сквернословие: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21-22 ).
Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквернословие не может дать ничего, кроме скверны, которая оскверняет, в первую очередь того, кто его произносит. Также оно действует и на окружающих.
Современные исследователи относят происхождение мата к языческим временам. Мат был частью заклинаний, обращенных к языческим божествам, матерные слова были связаны с ритуальным призванием демонов. Его использование в обиходе, особенно дома, было недопустимо, так как могло навлечь беду. Вот что пишет об этом гнусном пороке епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху ( Еф.5:4-5 ). От него стонет Земля Русская, им растлены души… Скверные чудовищные предложения суть на самом деле «священные», «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не просто грубую шутку допускаешь, но ты произносишь страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, не зная и не желая этого, колдуном, магом, чародеем».
К сожалению, склонность людей к следованию страстям не всегда усмиряется наставлениями Церкви. Поэтому в XV веке на Руси необходимость ограничить пагубное влияние мата привела к появлению первого законодательного запрета на матерные выражения. Его ввел великий князь Василий III еще в 1480 году. Его сын Иван Грозный велел «кликать по торгам», чтобы московиты «матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли».
Однако люди продолжали материться. Известный автор рассказов о своем путешествии с посольством в Россию немец Адам Олеарий в XVII веке писал: «Малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непотребные слова». Несмотря на то, что записи Олеария явно предвзяты и служат цели показать Россию страной диких варваров, не стоит сомневаться, что проблема мата в нашей стране стояла остро, так как на это указывают и другие источники.
Позднее законы предписывали более суровые наказания за матерщину. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, чтобы «песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися… А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею — и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи».
Законы, введенные Петром I, допускали острог и физическое наказания для того, «кто другого не одумавшись с сердца, или опамятоваясь, бранными словами выбранит», если он не раскается и не попросит христианского прощения, или не заплатит деньгами, если «жестоко бранил».
Если же брань была матерной и оскорбительной для веры, то наказание было жестоким: «кто Пресвятую Матерь Божию Деву Марию и святых ругательными словами поносит», «кто имя Божие… и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам… хотя сие в пианстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена голова да будет».
Должно осознавать, что матерщина основана, в первую очередь, на гнусно-оскорбительном употреблении слова «мать». То, что дорого человеку, что является для него одним из самых высоких понятий, низводится до циничного, вульгарного и уничижительного употребления. А.П. Чехов писал: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».
А поскольку мат имеет ритуальное происхождение, то направлен он не против некой абстрактной матери, а, в первую очередь, против Той, кто наиболее дорога христианину — Пресвятой Богородицы. Неудивительно, что ярые матерщинники не способны к деятельной и осознанной молитве. Нельзя одними и те же устами призывать имя Божие и Его Пречистой Матери и материться.
Священник Александр Шумский описывает один интересный опыт: «Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: «Господи, помилуй!» Два слова — всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться — хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет».
Но если в разговорной речи мат еще может быть связан с кратковременным эмоциональным порывом, то использование мата в письменной речи явно свидетельствует об укоренении страсти.
С широким распространением книгопечатания и появлением различных журналов и газет проблема мата остро встала и для письменного слова. Неофициально еще в XVIII веке использование бранных слов в печатных книгах и т.п. считалось недопустимым. А в XIX веке в нашей стране появился новый государственный орган — цензура. Помимо идейной проверки текстов, цензура не пускала в печать и матерную лексику. Именно с того времени мат называют еще и «нецензурной лексикой».
Что делать матерщинникам и как жить со сквернословом
Всесторонне рассмотрев проблему мата и сквернословия, необходимо дать совет тем, кто, будучи подвержен гнусному пороку, хочет искоренить его из своей жизни.
Каждый человек, позволяющий себе хотя бы иногда матерное словцо, оправдываясь стрессом, должен задать себе вопрос: можно ли использовать кратковременный болеутолитель, если при этом разрушаешь свою душу? Возможный обезболиващий и обесстрашивающий эффект мата слишком кратковременный. А духовный вред матерной речи — огромен. Пагубное воздействие на психику, на душу человека оказывает и мат сам по себе, и та сексуально-окрашенная агрессия, которую он с собой несет. Поэтому, несомненно, стоит пренебречь возможными «выгодами» мата. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» ( Лк.9:24-25 )
Как и всякий грех, сквернословие требует искреннего покаяния и твердого намерения больше не грешить. Исповедь — первым делом. Молитва очень важна. Во-первых, молить Господа помочь избавиться от греха сквернословия. Во-вторых, в тот самый момент, когда с языка готово уже сорваться бранное слово, нужно в уме произнести Иисусову молитву или хотя бы короткое «Господи, помилуй». В‑третьих, быть очень внимательными к собственным мыслям. Многие люди, не произнося мат устами, в уме матерятся как сапожники.
Отовсюду должно искоренять мат — с языка, из ума, из сердца. Будучи своего рода антимолитвой, мат искореняем молитвой, покаянием и воздержанием языка. Нужно держать в уме наставление апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:29-30 ).
Если затруднительно сразу раз и навсегда перестать материться, то весьма полезным будет начать хотя бы с обязательства обуздывать свой язык в дни многодневных постов. Мат, будучи гнусной привычкой, будет искореняться, встречая сопротивление ума.
Серьезной проблемой является наличие в семье матерщинника. Как правило, это муж, хотя и жены нынче не сильно отстают от супругов. Бороться с матом в семье необходимо. Для того чтобы выбрать стратегию поведения с матерщинником, нужно оценить ситуацию: понять отношение человека к мату и его готовность сопротивляться пороку.
Можно выделить несколько вариантов матерщины.
При этом стоит учитывать, хочет ли человек избавляться от мата (хочет, но пока не получается) или же не хочет, особенно, если попытки остановить мат приводят к агрессивной реакции и опасности насилия.
Если человек не проявляет агрессии, то вооружившись аргументами данной статьи, стоит пытаться вразумлять матерщинника. Если удастся заложить зерно сомнения в его душу, то оно может дать добрые всходы. Тогда немалое значение будет играть желание самого матерщинника избавиться от греха. Хотя бы малое, даже просто высказанное, при должном усердии оно принесет плоды.
Если матерщинник упорствует в своем грехе, остановить мат не удается, но он не нападает агрессивно на других людей, то можно постараться отнестись к этому, как к испытанию собственной души, к тому, удастся ли удержать самого себя от страстей гневливости, обиды и т.п., взращивать в себе терпение, смирение. Смирение в данном случае не означает совершенное принятие мата как нормы и молчаливое согласие с ним. Необходимо молиться, особенно в моменты искушений, и за самого матерщинника. Особо усердно нужно молиться, если мат непосредственно связан с кощунством, остановить которое человек не в силах. Произнесение в уме Иисусовой молитвы будет правильным ответом на мат.
Если же сквернослов агрессивен и мат — активная сторона домашнего насилия, то стоит рассматривать ситуацию именно как проблему насилия. (Домашнее насилие: христианское осмысление)
Очень важно помнить, что нельзя ставить знак равенства между матом и матерщинником. Бороться надо с грехом, а не с человеком. Мат — это порок, греховная страсть. Ведь собрав волю в кулак, принеся покаяние в сквернословии и укрепившись молитвой, человек может навсегда победить грех. Лишь бы было желание.