что такое скорбь по христианскому
Скорби
Ско́рби — 1) (ед. ч.) внутреннее чувство, характеризуемое как глубокая печаль; 2) (мн. ч.) аскетическое понятие, сближающееся по смыслу с понятием Божественного наказания или действия воспитательного характера, осуществляемого в рамках Божественного Промысла.
Как скорби людей согласуются с Божественным человеколюбием?
Тот факт, что путь в Царствие Божие лежит через скорби, Господь засвидетельствовал ясно и определённо ( Деян.14:22 ). Но значит ли это, что Бог желает видеть человека скорее скорбящим, нежели счастливым? Следует ли из этого, что Богу в принципе нравится, когда человек охвачен печалью? — Отнюдь нет.
Согласно Божественному Откровению, человек создан для счастья, а не для скорби. Именно поэтому первозданный Адам был поселён в благоухающем Раю. Причиной же его постыдного изгнания послужил грех. Спасение человека, единение его с Богом с дохристианских времен ассоциировалось в пророческой проповеди с радостью и ликованием ( Пс.117:15 ).
Ещё более явственно эта связь обнаружилась во времена Нового Завета. Так, первый призыв Благовестника Гавриила, адресованный Деве Марии, звучал: «радуйся» ( Лк.1:28 ) (см.: Благовещение). Впоследствии Сам Господь Иисус Христос желал Своим ученикам совершенной радости ( Ин.15:11 ). Наконец, вечное блаженство обещано всем праведникам и составляет один из важнейших предметов христианской надежды.
Почему же тогда путь в Царство Небесное сопряжен с множеством скорбей?
С одной стороны, это обстоятельство обусловлено греховностью мира, не желающего жить в соответствии с нравственным законом и готового вести брань с представителями Царства Добра. В этой связи Спаситель предупреждал Своих апостолов: «вы восплачете и возрыдаете» ( Ин.16:20 ).
С другой стороны, непосредственным виновником и источником скорби нередко является тот, кто, собственно, и испытывает скорбь. Скажем, если человек злоупотребляет спиртным или, что хуже, потребляет наркотическое зелье, он сам обрекает себя на материальные трудности, болезни, осуждение со стороны ближних. Чем не повод для скорби?
Но бывает, что и Бог нарочито подводит человека к тем или иным формам страдания, например, с целью наказания, с целью избавления грешника от греха.
По учению Священного Писания, скорбь может благотворно сказаться на состоянии человеческой души ( Рим.5:3-6 ). Например, болезнь может ограничить человека в возможности грешить ( 1Пет.4:1 ), а может послужить средством для вразумления, для испытания духа, духовной закалки. Заметим, что некоторые люди только тогда и обращаются к Богу, когда испытывают сильную скорбь.
Конечно, из всего сказанного не следует автоматически, что чем больше человек испытывает скорбей, тем ближе он к Богу, ближе ко спасению.
Мнение о том, что всякая скорбь, как таковая, полезна, ошибочно. Особенно часто подобное суждение можно услышать в отношении болезней, мол всякая болезнь происходит от Бога, всякая болезнь — благо. Но если бы это и действительно было бы так, для чего тогда Христос исцелял обращавшихся к Нему хромых, слепых, прокаженных? Для чего и мы молимся об исцелении ближних, почему задумываемся о собственном здоровье, соблюдаем правила гигиены, отсекаем вредные привычки?
Человек не должен изобретать для себя скорби искусственно. Так он может надломить свои душевные и физические силы, довести себя до состояния уныния и отчаяния.
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». ( Ин.16:33 ).
«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.» ( Рим.5:3-6 ).
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». ( Деян.14:22 )
О скорбях, болезнях и их терпении
Временное наслаждение есть наживка на крючке греха, от сатаны закинутая.
Временное же страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни.
Клевету, наказание (когда и бываю невиновен), оскорбление, гонение, обиду, болезнь, нищету, голод, холод, заточение, труд каторжный — все терпи с благодарностью. Все обязуюсь терпеть Бога ради, оставления грехов и будущаго блаженства с радостию, благодарением.
И искушению радоваться следует — и побеждать его, терпением и молитвою к Богу о помощи, благодарить Господа за это искушение, видеть здесь Промысл Божий.
Свои скорби, болезнь следует скрывать — будь весел пред людьми; думай: какое им дело до моих скорбей.
Кто потерпит досаждения, без труда спасется. Великомученице Варваре Спаситель в ее страданиях дал обетование: «Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем».
Христос — Царь наш — страдалец; Он — Царь мучеников, нищих, гонимых. И Царица — Богородица — страдалица.
Потерпи — Господь терпел невинно мене ради, и что, неужели зря? Вот и ты терпи.
«В терпении обретай мужество», — говорит святой Ефрем Сирин.
Терпеть не будешь — бесу жертвою будешь.
Терпеть надо все без исключения, принимая то, как от руки Божией. Терпи мужественно все, преодолевай себя. Бога ради неси недуги и крест.
Крест свой тяжел, но, преобразясь в Крест Христов — делается легок. Сам Господь говорит об этом: иго… Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф 11, 30). Достигнешь сего, если, даже и каясь, будешь благодарить Христа; от благодарения и славословия — приходит радость. Не ропщи на тяжесть твоего креста, но многократно повторяй: слава Богу!
Уповай на помощь Божию. Ведь упование… не посрамит (Рим 5, 5).
Болеешь — жди с упованием утешения от Бога; когда же радуешься — жди от Бога смиряющей скорби. И так будет.
Если ты в нездоровье унываешь — то как бы «утешаешься» раздражением. Сие не полезно.
Молись: «Господи, имиже веси судьбами спаси нас, грешных. Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобою скорби».
Если против желания терпишь болезнь, холод, досаду, укор, насмешки — вспомни Царя, без воли и ведения Коего ничто не совершается. Раз Он допустил сие — это и есть самое нужное — лучшее тебе. Ты ведь часто молишься: «Да будет воля Твоя». Вот и отвергай свою волю, подчиняя ее воле Божией.
Как преодолеть скорби: советы пяти святых отцов
Зачем нам посылаются скорби? Что делать, если душу терзают тревоги и печали? И как преодолеть горе? Предлагаем Вам советы пяти святых отцов, на примере собственной жизни знакомых со словом «скорбь».
Макарий Египетский
«Скорби и испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и его милосердия»
Не терять надежду. Этим отличается благоразумная душа, понимая, что все в земном мире временно, а по-настоящему держаться нужно за Бога.
Понимать, что скорби могут быть нападками потусторонних сил в случае духовного возрастания верующего. Дьявол не хочет, чтобы мы были с Богом, поэтому всячески нам старается навредить. Переживания, сомнения, печаль, депрессия и уныние становятся не чем иным, как призывом как усилить свою духовную жизнь.
Скорби нужно рассматривать как инструмент трезвения. Именно страдания и лишения открывают человеку тленность, временность и бесполезность земной жизни перед лицом вечности. Святой писал, что в скорбях еще более открывается любовь человека к Богу, за что верующий будет вознагражден небесными дарами.
Любую скорбь можно победить терпением. Выработав это качество, Вы вскоре с удивлением заметите, что большая часть «атакующих» душу скорбей на самом деле такими даже не является. Ряд наших переживаний становится откликом поврежденной души на невозможность и дальше продолжать потворствовать страстям. То есть, мы часто скорбим по греху.
Ефрем Сирин
«Есть два рода скорбей: скорбь по Богу и скорбь мирская, скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения, а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую»
Христианский богослов IV века удивлял образованностью и глубиной ума даже Василия Великого. Он проникал в сущность духовной природы человеческих проблем и дал верующим советы по преодолению скорбей «на века».
Ефрем призывал переносить скорби этой короткой жизни ради Бога, обещая, что это создаст близость с Ним и человек будет руководим самими святыми.
Преподобный напоминает о понятии крестоношения, приводя пример Христа и призывая следовать за Ним. Если мы идем за Богом, помня его путь, то как мы можем переживать о своих проблемах?
Быть задетым колким словом острого человека совсем не страшно, уверяет Ефрем Сирин. Другое дело, что реакция на такую скорбь, обида или ожесточение, омрачает душу злопамятством и ведет к потере возможности извлечь из скорбной ситуации духовную пользу.
Перенесение скорбей, которые приходят от дьявола, делает человека более стойким. А вот постоянный ропот на их появление создает лазейку для лукавого, и лишь умножает несчастье.
Земная жизнь выступает для нас местом обучения перед жизнью вечной. Грех особенно заметен в экстремальных ситуациях и вне зоны комфорта. Страдающий человек открывает свое истинное лицо, так как в эти моменты у него просто нет сил и желания притворяться кем-то. Поэтому скорбь дает возможность увидеть себя настоящего, провести самоанализ, поработать над ошибками и стать лучше уже сегодня.
Но Ефрем Сирин предупреждает, что христианам не стоит демонстрировать свои скорби как элемент превосходства или средство манипуляции. Нам знакома ситуация, когда рассказывая о своих бедах, один человек пытается убедить ближнего в своей исключительности. Каждому Бог посылает скорби по силам. Не стоит делать это предметом гордости. Тогда скорби точно будут напрасными, а не ради Бога.
Иоанн Златоуст
«Если у тебя есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбью. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее»
Архиепископ Константинопольский испытал в своей жизни немало взлетов и падений. Святой Иоанн жил в столице крупнейшего государства мира, он был вхож в императорский дворец и обладал огромными возможностями. Но свои дни Иоанн закончил в ссылке, оклеветанный и осужденный. Старый, больной, терпящий насмешки конвоиров, учитель Церкви умер со словами «Слава Богу за все». Пожалуй, он сможет рассказать нам, как переносить скорби и лишения.
Зная о жизни будущего века, как-то даже неприлично рассуждать о скорбях для праведных и спокойствии для грешников здесь, считает Златоуст. Вслед за земной жизнью наступит время Суда, где каждый человек получит по своим заслугам. Поэтому христианин должен сосредотачиваться не на анализе внешнего мира, а на своей духовной жизни.
Спокойное перенесение скорбей сегодня формирует мир в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.
Иоанн призывает следить за состоянием души, а не тела. Если человек в любой непонятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то это обрекает его на несчастье уже в нынешней жизни, не говоря о будущей.
Любая скорбь становится безобидной, если человек усиленно молится. Благодаря регулярному разговору с Богом человек избавляется от всех постигших его несчастий. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.
Совсем не переживать невозможно, говорит Златоуст. Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей.
О людях, которых скорби портят, Златоуст говорит как о слабых. При этом святой отмечает, что отсутствие скорби принесло бы им еще больший вред. Дело не в обстоятельствах, а в малодушии.
Нил Синайский
«Не отказывайся от нищеты и скорби – этой пищи для молитвы нетягостной»
Константинопольский префект Нил, ученик Иоанна Златоуста, в зрелом возрасте вместе с женой принял решение посвятить себя Богу. Он раздал все свое имение и состояние нищим, а остаток жизни провел аскетом в синайской пустыне. Мог ли Нил не скорбеть, расставаясь со столичной жизнью, комфортным жилищем, деньгами и званием? Рассказываем, что святой писал о перенесении невзгод и печалей.
Очевидно, что святой Нил понимал дикость привязанности к мирской жизни, которая временна. Поэтому подвижник призывал спокойно относиться к радостям и скорбям как к приходящим и уходящим состояниям.
Во время скорби нужно сосредотачиваться на доброй надежде на Бога. Ведь все происходит именно по Его воле и направлено на помощь нашим душам.
Не стоит жаловаться Богу на свои проблемы, а вот молиться во время скорбей с надеждой на счастливый исход необходимо.
Духовные дары зачастую связаны с перенесенными скорбями. Они выступают своеобразной тренировкой, в которой «прокачиваются» мышцы души.
Игнатий Брянчанинов
«Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха…»
Знаменитый богослов XIX века мог сделать блестящую карьеру офицера, но Бог распорядился иначе. Тяжелая болезнь вынудила святителя уволиться в запас, а позже стать монахом. Но Игнатий принял выпавшие на его долю скорби со смирением. И стал святым.
В минуты скорби необходимо молиться. Молитва помогает преодолеть разрыв с Богом, призвать в жизнь в благодать и преодолеть все временные невзгоды.
Важно предаваться в руки Божии. То есть внутренне обращаться к Господу со словами «да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя». Это, кстати, верный способ перестать волноваться.
К сожалению, природа человека такова, что в сытом достатке он забывает о Боге, источнике вечной жизни. Скорби выступают отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу.
Для радости в Небесном Царстве необходимы скорби в земной жизни. Аксиома, к которой пришел в своем опыте и святитель Игнатий.
Не принимать скорби означает отвергать шанс на спасение души. Бог дает всем испытания по силам, и если бы это было необходимо, обязательно бы провел беду мимо человека.
Можно выделить главное, в чем схожи точки зрения святых отцов о скорбях. Скорби нас исцеляют, они посылаются нам не в наказание за грехи, потому что Господь желает нам только добра. Это, скорее, путь к спасению через борьбу со страстями, через смирение и осознание своей греховности. Это своего рода «хирургическая операция», которая необходима для нашего спасения, когда не помогают «простые лекарства» (заповеди). Есть мнение святых отцов, что раньше спасались мученичеством за Христа, умирали на поле брани за «други своя» и за Отечество. Сейчас мы спасаемся болезнями и скорбями, иначе наше сердце очерствело бы совсем.
Одним из самых сильных молитвенных щитов христианина считается Псалтырь. Пророк Давид написал многие псалмы книги в состоянии глубокой скорби. Верующие из поколения в поколение находят помощь и утешение, а также таинственное вмешательство Бога в неразрешимые ситуации в Псалтыри.
Вы можете подать записку на чтение Неуспымыаемой Псалтыри в пять русских монастырей. И дай Бог, чтобы Ваша скорбь отошла, а трудности отступили, послужив на пользу духовной жизни:
Скорбь
Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.
Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов
Скорбь – это то, что причиняет нам беспокойство, нарушает мир и покой.
Какие скорби бывают?
Скорби делятся на душевные и телесные. К душевным относятся скорби, связанные с грехами, с духовными переживаниями, а к скорбям плоти относятся болевые эффекты, болезни разные. Бывает еще, что душа болит так, что тело изнемогает и скорбит вместе с душою. Бывают скорби житейские, скорби семейные, профессиональные.
Но прежде всего о причинах.
Причин скорбей много. Важно, чтобы человек немножко вышел из состояния сытости, покоя и комфорта, состояния стабильности. Все это приводит человека к расслаблению, то есть к деградации духовной. И поэтому скорбь, когда приходит, начинает человека взбадривать, заставляет его обращать внимание на внутренние вещи: может быть, он делает что-то неправильно, и его совесть начинает обличать. И человек начинает думать, где же он был неправ, что же сделал греховного.
Поэтому первейшая причина появления скорбей – это пробуждение к духовной жизни.
А второе, как апостол Петр говорит, страдающие плотью перестают грешить. Человек, находясь в страдании, не то что не способен ко греху, но о грехе думает меньше. Допустим, человек крепкого здоровья с радостью идет блудить, и ничто его не останавливает до тех пор, пока он не заболеет.
Если человек начинает пребывать в немощах от скорбей, то он становится более мягким по отношению к другим, и, соответственно, менее подверженным греху.
Скорбь – это хорошо или плохо?
Скорбь – это хорошо. У каждой медали есть две стороны. Саму по себе скорбь святые отцы не только просили, а благодарили за них Бога и просили, чтобы Господь эти скорби не отнимал. Если не было скорбей, молились и раскаивались перед Богом – они считали, что если нет скорбей, значит, Господь забыл их. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): если человек скорбит, значит, на нем печать избранничества Божия. И ситуация такова, что в жизни должно проходить так: только внешние скорби закончились, на работе или еще с кем-то, начинаются скорби семейные, семейные неурядицы только закончились, начинаются какие-то внутренние скорби и проблемы. И, соответственно, человек, находясь постоянно в состоянии скорби, пробуждается к молитве, к покаянию, и, конечно, это хорошо. Но сама скорбь для человека, который любит покой, смерти подобна, и поэтому мы все сегодня скорбей избегаем.
То есть, можно сказать, скорби – это полезно: в них человек активизируется в своей духовной жизни. Но помимо пользы есть еще что-то?
Что касается пользы, она вообще многообразная, человек скорбящий может и милостыню творить, и человека простить; будучи без скорбей, он может этого не сделать. Поэтому скорбь, безусловно, приносит человеку пользу, но только в том случае, если человек терпит это все с благодарением Богу. Как говорят святые отцы, если ты просто терпишь и не благодаришь Бога, не участвуешь в этой скорби, как говорит преподобный
Амвросий Оптинский, то скорбь не приносит плодов, и человек, который может укрепиться и благодарить Бога, превращается в ропотника, а это приносит обратный эффект. Но если человек к скорби относится правильно, он получает, безусловно, пользу, которая прежде всего выражается, как мы уже сказали, как в духовном пробуждении, так и во внутреннем прозрении, настрое на покаяние, на смиренномудрие – скорбящий человек не высокомудрствует, он сокрушен, немножко подавлен. И это состояние помогает человеку если не избежать, то как-то умерить свои страсти, чтобы не сделать конкретно какого-то грубого греха.
Человек становится еще и сочувствующим, и сопереживающим.
Да, он размягчается от скорби. Говорил же преподобный Исаак Сирин, что скорбь – это путь к Богу, то есть невозможно прийти к Богу без скорби. Если мы посмотрим всех, кто приходит в храм, 90%, а может быть, и больше, это те, кто пришли, из-за скорбей – потери ближних, скорбей на работе, уныния (очень часто, бывает, уныние так гнетет людей, что они от неизбывности приходят в храм).
А если, как Вы сказали, человек становится ропотником, начинается некая ненависть не только к своей жизни, но и ко всему окружающему?
Да, и к Богу тоже, и это называется – путь к сатане. И сегодня мы видим очень много примеров, когда люди, озлобившись не только на окружающих, но и на Бога, реально становятся неспособными к добру: у них все и во всем виноваты. Единственный, кого они готовы оправдать, сатана, как бедный падший дух, который захотел свободы от Бога, но не получил и был за это наказан. Это все так и происходит.
Надо уметь быть благодарным за все
Как же переносить все-таки скорбь?
Скорбь нужно переносить с благодушием. Благодушие – это добродетель, которая сегодня дается не сразу. Любая скорбь подавляет человека, наполняет душу смущением, сомнением, отягощает и отяжеляет. Но благодушие, когда человек настраивает душу свою на благие мысли и с терпением благодарит Господа, соответственно, прощает обидчиков, молится за тех, кто причиняет ему скорби, приносит ему неоценимые плоды, и эти скорби начинают приносить человеку большие духовные радости и продвижение в духовной жизни.
Скорбь и последние времена.
Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), скорбь и последние времена суть друзья неразлучные, поэтому это подвиг последних времен. Нужно понимать, что мы должны вооружиться философией терпения этих скорбей и через скорби приобретать для себя духовные блага. Об этом и святые отцы говорили в древности, что со временем в людях вообще подвижничество ослабеет, но будут попускаться такие скорби, благодаря которым люди будут в Царствии Небесном впереди нас.
На что нужно обратить внимание в первую очередь, когда нас посетила скорбь?
Когда скорбь приходит, ни в коем случае не надо расстраиваться, нужно сразу обратиться к смиренномудрию, в молитвах благодарить Бога и укреплять свою душу именно благодушием. И скорбь будет просто от нас отходить, укрепляя и закаляя в духовной жизни.
Скорбь: тесный путь
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Очень часто настигающие человека искушения состоят в тех или иных скорбях, которые он испытывает. Это могут быть телесные болезни, утраты, обиды, наносимые другими людьми. И духовная высота христианства состоит не просто в том, чтобы благодушно и с терпением их переносить. Более того, Новый Завет говорит о том, что «многими скорбями надлежит войти нам в Царство Божие» (Деян 14, 22), что скорби и умение их переносить – это единственный путь, по которому можно достичь спасения.
Таким образом, скорбь в древнегреческом языке звучит как то, что давит, теснит и поэтому мучит. Оно схоже с нашим словом «утеснение». И в полном созвучии с этими смысловыми оттенками слова ἡ θλῖψις находятся следующие слова Христа: «Входите узкими вратами, ибо широки врата и просторен путь, ведущий в гибель, и многие идут им. Ибо узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7, 14).
Что это за широкий путь, ведущий в погибель? Жизнь в собственное удовольствие, жизнь для себя, когда человек бежит от испытаний и трудностей. Таким путем идти легко, поэтому, согласно Евангелию, им идет большинство. Но путь христианина должен быть путем несения креста, то есть – путем избрания и принятия скорбей и страданий, когда человек сам, добровольно вступает на теснящий и давящий путь скорбей и лишений. Или, хотя бы, не уклоняется от них. А это, конечно, противоречит нашим так называемым естественным желаниям, влечениям и привычкам. Идти таким путём очень трудно, и лишь немногие способны находить в скорбях радость спасения и хвалиться ими, потому что они полезны в духовном смысле, многому учат. Так апостол Павел говорит: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим 5, 3).
Христианский философ Серен Кьеркегор говорил, что в духовном смысле жизненный путь значит то, как этим путем идут. Поэтому, с точки зрения Кьеркегора, теснота пути христианина означает даже не то, что этот путь тесен, «…но сама теснота пути является путем… Теснота есть как, которое указывает путь совершенства». А теснота, которой следует идти, как мы видим из Евангелия, это и есть скорби и страдания.