что такое скорбь если не сохранение любви
Переживая скорбь
Для тех, кого постигла утрата
Горе — это болезненный опыт, но важно знать и верить, что боль утихнет. Для того чтобы эмоциональные раны затянулись, разным людям требуется различное время.
Горюющий человек не всегда может контролировать свои чувства. Как же обычно протекают переживания?
Шок и отрицание — первые реакции на потерю. Неверие в реальность происходящего и нечто вроде эмоционального оцепенения сопровождают человека в этот период. «Это не могло на самом деле случиться!» — чаще всего произносит он в таком состоянии.
Гнев на себя и других за то, что не смогли предотвратить потерю, — еще один этап переживаний. Он является защитой от невыносимой боли и осознания неизбежности случившегося. «Почему это произошло именно со мной?» — возникает вопрос. Порой гнев может быть направлен на того, кто умер («На кого же ты нас оставил?»). Когда излить гнев на покойного невозможно, подыскиваются другие «жертвы». В скорби люди склонны критически относиться к окружающим, которые живут как ни в чем не бывало.
Вина за то, что сделано или не сделано для предотвращения потери, является частым спутником горя. Бесконечный хор «Ах, если бы…» звучит в душе человека. Порой эти упреки адресуются кому-то еще: «Если бы “скорая помощь” приехала быстрее…»; «Если бы я был там, я бы помог…»… Иногда состояние виновности вызывается чувством облегчения, испытываемым после смерти человека, страдавшего продолжительной болезнью. В таких случаях иногда говорят: «Ну, наконец-то отмучился». А потом чувство вины за такие слова и такие мысли бередит душу.
Депрессия, ощущение физического и умственного опустошения, неспособность и нежелание выполнять даже привычные и необходимые дела — также частое проявление горя. Скорбь парализует все обычные, свойственные живым людям чувства. «У меня как будто все онемело», — описывает свое состояние человек. Пережившим личную трагедию кажется, что все вокруг переменилось: пища утратила вкус, мир стал враждебным, ничто не приносит удовлетворения. Неожиданно набегают слезы, иногда без всякого повода. Депрессия похожа на хмурый день, когда облака настолько заволакивают солнце, что кажется, будто оно уже не светит.
Одиночество и страх от неожиданно свалившейся на плечи ответственности и возможных изменений в жизни — нередкие спутники этого сложного периода. Человека пугают и ждущие его впереди проблемы, и необходимость построения новых отношений.
Надежда появляется, когда человек принимает свою потерю. Воспоминания доставляют уже меньшую боль, и есть возможность сосредоточиться на будущем, исполненном надежды.
Одной женщине помогли пережить потерю матери следующие слова: «Не противьтесь скорби. Терпеливо пройдите весь печальный путь — шаг за шагом, не пытаясь уклониться в сторону. Испейте горькую чашу до дна. Каждый день мы испытываем жгучую боль, ибо нас окружает то, что осталось после наших любимых, — одежда, которую они носили; письма, написанные ими; книги, которые они читали; стулья, на которых они сидели; музыка, которую они любили; улицы, по которым они гуляли. Грустно и печально, больно — но чем были бы мы без этих воспоминаний? Может, лучше быстрее порвать с прошлым, чтобы утихла эта боль? Нет, истинно любящие сердца скажут, что и в печали они обретают новую радость — радость, известную только страдальцам».
Труд по переживанию горя — это постепенный процесс, в ходе которого страдающий человек стремится достичь душевного исцеления. Для этого нужно приложить немало усилий — душевных, физических, духовных.
Невозможно предложить некие патентованные рецепты или три простых правила преодоления личной скорби. Однако человек может помочь себе пережить горе, если будет уделять должное внимание своим эмоциональным и физическим нуждам.
Чтобы сохранить эмоциональное здоровье, необходимо поощрять внешние проявления скорби. Мы не без причины наделены слезными железами, так что нечего смущаться, когда они действуют. Очень плохо, что смелость и слезы принято в нашем обществе рассматривать как две противоположности. Мужчины вовсе не должны видеть в своих слезах признак слабости. Если же кому-то неловко плакать на людях, то ничто не помешает выплакаться в одиночестве.
Сдерживая эмоции ради того, чтобы «хорошо держаться» и показать «силу духа», человек может нанести ущерб своему здоровью, причем далеко не безобидный. Оплакивание любимых — это проявление любви, а вовсе не слабости. Выражение скорби свидетельствует не о недостатке мужества, а о нашей человечности. Порой важно говорить о своих чувствах вслух — так можно избавиться от беспокойства и страха. Следует принимать помощь от тех, кто ее предлагает, или обращаться за помощью, когда вы в ней нуждаетесь.
Родственники и друзья хотят помочь, но часто совершенно не знают, что делать, пока человек сам не расскажет, в чем он нуждается.
Важно знать, что ведение дневника, написание книги, рисование позволяют выразить все свои переживания с той степенью откровенности, какую человек вряд ли может позволить себе с собеседником. Это своеобразный диалог с собой, и разница лишь в том, что на бумаге он более четко сформулирован, а значит, осмыслен.
Важно помнить, что вокруг вас есть люди, которым вы нужны. Забота и помощь им позволяют вернуть в сердце душевное тепло, переключиться на деятельность, вернуться к активному общению, найти в жизни новый смысл и цели.
Еще один важный момент. Люди, переживающие горе, должны не забывать заботиться о своем здоровье. Необходимо отдыхать, правильно питаться, регулярно выполнять физические упражнения. Внимательно относитесь к таким симптомам, как головные боли, тошнота, головокружение, дрожь, изжога, тяжелое дыхание, снижение веса, бессонница, усталость и т.д., которые могут быть связаны со стрессом. Если они не исчезнут, необходимо обратиться за медицинской помощью. И в целом не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью, если в ней есть необходимость.
Каким бы густым ни казался мрак, рано или поздно в нем начинают появляться проблески надежды.
Промежутки между периодами невыносимой скорби и переживаний увеличиваются. Сначала это — час, проведенный без мучительных воспоминаний, потом — несколько часов, потом — день. Первая ночь нормального сна. Вновь появившийся вкус пищи. Медленно, почти незаметно, начинается возвращение к жизни. Воспоминания становятся нежными и не такими болезненными, как прежде. Улыбка перестает быть вымученной, обретая свою естественность.
Скорбь, которую переживает человек, потерявший близкого, может длиться различное время, но она обязательно завершится:
Почему важно ОТПУСТИТЬ ДУШУ умершего близкого «на тот свет»?
Смерть близкого человека – это всегда тяжелое испытание для тех, кто его любил и ценил. После этого не всем удается полностью смириться с потерей и вернуться к привычной жизни. В подобных ситуациях важно уметь отпускать душу умершего, облегчая таким образом ее дальнейшую участь и сохраняя свои жизненные силы.
Почему важно отпускать душу покойного
Существует несколько причин, из-за которых нельзя длительно оплакивать мертвого человека и отрицать его кончину:
Существует поверье, согласно которому сильная тоска по мертвому приводит к тому, что усопший «тонет в них». Известны случаи, когда умершие постоянно снились тем, кто их чрезмерно оплакивал.
Наталья, 37 лет:
«Несколько лет назад муж насмерть разбился в автомобильной аварии. Я долгое время убивалась за ним, постоянно плакала, не могла ничем заниматься ни дома, ни на работе. Скоро супруг начал мне сниться. Он приходил почти каждую ночь, говорил, что тоскует, звал с собой. Мое самочувствие сильно ухудшилось, обострились все хронические заболевания. Появился страх умереть и оставить детей сиротами. По совету батюшки стала читать особые молитвы, чаще посещать храм. Вскоре стало намного легче, здоровье восстановилось, сны с покойным мужем прекратились».
Как отпустить умершего – мнение священников
Представители православного духовенства призывают не предаваться постоянной, разрушительной скорби после смерти родного или близкого человека. Также они предупреждают об опасности обращения к магическим способам вызова духа умершего.
Подобными попытками часто стремятся воспользоваться темные силы, которые умеют запутывать человека, вводить в заблуждение, беседуя с ним от имени покойного. В то же время Церковь не исключает возможности встречи с душой усопшего, однако уточняет, что подобные вещи происходят только с Божьего позволения.
Чтобы скорее отпустить душу умершего и не удерживать ее на земле своей тоской, священники советуют читать сильные молитвенные тексты:
Чтобы обрести душевное равновесие и спокойствие, также стоит обращаться к Великим святым. Огромную поддержку может оказать Матрона Московская. Существует немало молитв, посредством которых ее просят о помощи в непростых ситуациях. Если есть возможность, также приложитесь к мощам Матроны.
Что рекомендуют психологи
Специалисты в области психологии считают, что чрезмерные переживания об умершем наносят серьезный вред. Чтобы смириться с невозвратной утратой и отпустить душу покойного, рекомендуется:
Необходимо научиться жить дальше и продолжать нести свою миссию на земле. Помните – близкий человек по-прежнему любит вас, пристально наблюдает с небес, огорчается и радуется вместе с вами.
О скорбях
Из наследия Оптинских старцев
Наша земная жизнь полна скорбей: это болезни, потери, неурядицы и нестроения, неприятности, огорчения, несчастные случаи… Иногда люди унывают от находящих на них скорбей и начинают роптать, порой такой ропот доходит даже до отрицания веры в Промысл Божий.
Что такое скорбь и каковы причины скорбей
Преподобный Никон давал такое определение скорби:
«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли».
«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений:
«Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны».
Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности
Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа.
Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике:
«Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается».
Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни:
«Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей».
«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».
Если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее
Преподобный Анатолий наставлял, что если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее, даже если ты будешь мудр, как царь Соломон:
«Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа. Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно».
И апостолы не могли избежать скорбей
Преподобный Амвросий подчеркивал, что даже апостолы не могли избежать скорбей ради пользы душевной, тем более нам, немощным, не следует их отрекаться. Старец приводил пример апостола Иоанна Богослова:
«Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобною женщиною топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение 10 лет и более».
А также старец приводил пример апостола Павла, который получил от Господа многие откровения, но и он не был свободен от скорбей:
«Святой апостол Павел пишет о себе так: “За премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти”. Александр, ковач, много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий».
Всякому благому делу предыдет или последует искушение
Преподобный Макарий напоминал слова святых отцов о том, что всякому благому делу предшествует или последует искушение:
«Скорби же бывают различны – внешние и внутренние… А святые отцы, прошедши сами сей путь, научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо быть не может».
Иным – в начале пути, иным – в середине, а иным – уже на конце поприща
Преподобный Иосиф подчеркивал, что посылаются скорби в разные периоды жизни, но избегнуть их никто не может:
«Святые отцы пишут, что иным посылает Господь скорби в начале, иным в середине пути, а иным уже на конце поприща по Своему Премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией».
Непрестанные скорби – признак особого Божия промышления
Старец Варсонофий отмечал, что непрестанные скорби – признак особого Божия промышления о человеке:
«Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать».
Не следует завидовать живущим без скорбей
Преподобный Никон наставлял:
«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».
Не нужно беспокоиться предчувствиями скорбей
Старец Лев учил не беспокоиться напрасно предчувствиями скорбей, а уповать на Промысл Божий, пекущийся о нас:
«Вас еще беспокоят какие-то предчувствия возможных скорбей. Приписывая их суеверию, можно прямо назвать неверием в Промысл Божий, пекущийся о всякой твари и о нас; когда без воли Божией не падает влас главы нашея, то кольми паче ничего не может случиться с нами скорбного без воли Его».
Нельзя самовольно искать скорбей
Преподобный Макарий советовал не искать самому креста, а принимать тот, который посылает Господь:
«Идя путем креста, не спеши и не выбирай, а принимай тот, который Господь тебе посылает».
Преподобный Никон предостерегал:
«Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог».
Поучения преподобного Амвросия
Старец Амвросий очень любил короткие и остроумные поучения и часто их к месту употреблял. Такие наставления хорошо запоминались и всплывали в памяти в трудную минуту.
«Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос».
«В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело – сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное».
«За битого двух небитых дают, да еще не берут».
«Приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел…»
О терпении в скорбях
Преподобный Амвросий наставлял: «Искушения неприятны, а полезны, да и податься от них некуда, по сказанному: “В мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет».
А иногда великий Оптинский старец вздыхал коротко:
«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».
Преподобный Иосиф также учил терпению:
«Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения».
Старец Анатолий (Зерцалов) советовал:
«Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи».
«Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать там от святых».
«Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего: скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее».
«Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро»
Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал:
«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».
Старец называл и плоды скорбей:
«Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».
А закончить нашу главу о скорбях хочется утешающими словами первого Оптинского старца Льва:
«Вы право сказали: вси есмы в бедах и искушениях; прибавлю я: но жив Господь, яко не попустит искуситися выше меры нашей, ибо у Него на весах милосердия всё взвешено: и количество немощей, и сила и потребность скорби, посылаемой нам. Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро, и всему свое время. Тот, Кто вызвал вас из среды мирного жития вашего в пространство, Тот водворит и мир и устроит всякое успокоение».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
О несении скорбей и чрезмерных требованиях
Каждый из нас сталкивается в жизни со скорбными обстоятельствами – собственными или ближнего. И православный человек, конечно же, руководствуясь христианскими ценностями понимает, что ему указан путь понимания смысла своих страданий. Как это можно воплотить в жизнь? Ведь наша психика реагирует по определенным законам и их очень важно учитывать, дабы не брать на себя, а тем более не возлагать на других «бремена неудобоносимые». Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное; ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное». Переживание скорби, наверное, одно из самых глубоких и ценных проявлений душевной жизни. Давайте подробнее рассмотрим ее.
«Это не со мной»
В то время как наше осознанность напоминает нам о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) и совершает сложную работу по осмыслению своей скорби, в наших более глубоких слоях психики происходит иное. И первая естественная реакция – шок и оцепенение. Он может длиться от нескольких секунд до нескольких недель. Оцепенение проявляется в скованности, которая сменяется периодически хаотической активностью. За этим включается защита, то есть отрицание: «Это не со мной» или «Этого не может быть». Мы не можем поверить… Человек чувствует как-бы нереальность происходящего, некоторую бесчувственность, которая может вылиться в невозможность вспомнить. Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» пишет: «Я не помню, как несут, опускают гроб. Как бросают комья земли, засыпают могилу, как служит панихиду священник. Что-то вытравило это все из памяти. Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти – провал». Наша душа с одной стороны, понимая необходимость скорбей, с другой – не хочет их принимать. Можно сказать, что на это указывает нам Христос, по воплощении имеющий в себе Божественную и человеческую природу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Поэтому очень важно дать душе время и помочь принять реальность утраты. Ведь горе разрывает восприятие на «до» и «после» и нам хочется остаться в этом «до», а в «после» мы не можем попасть. И люди, переживающие тяжелые утраты, часто видят сны, где «все, как и прежде».
Период поиска утраченного
В этот период, даже если мы просто соучаствуем в чужом страдании, наша психика пытается как бы вернуть утраченное. Происходит это неосознанно. Обычно это происходит на 5-12-й день после утраты или тяжелой болезни, когда человек или его близкие фантазируют о скором выздоровлении, хотя факты говорят об обратном. В случае смерти, мы как-бы случайно хотим набрать номер умершего или купить для него что-то им любимое. Как тут не вспомнить о Рахиль, которая плачет о детях своих и не хочет утешаться, как бы в душе еще не отпуская детей от себя. Я помню, как ко мне обратилась женщина, у которой умер маленький ребенок и ей начало казаться, что она видит его, когда смотрит на чужих детей. Эти «видения» были очень кратковременными, но эмоционально сильными и визуально яркими. Окружающие решили, что она сошла с ума. Ко мне ее направил ее духовник, который сразу понял, что это не духовная, а психическая проблема. Мы поработали с ней 3 встречи и видения исчезли, дальше шла работа с горем.
Период острой скорби
В норме этот период начинается от полутора месяцев с момента произошедшего несчастья. Даже в норме здесь мы можем встретить очень тяжелые состояния печали, астенические реакции и слабость. Возникают различные нарушения сна и аппетита. Это период боли и фрустраций. Могут возникать навязчивые мысли о том, как бы все могло сложиться, если бы… Возникают непрошенные воспоминания, которые поглощают много душевной энергии. Помните, как у Иеремии: «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои» (Плач 3, 1-9).
Конечно, эта глава говорит нам и о том, что «Благ Господь к надеющимся на него, к душе, ищущей Его». Но как мы видим, фазы острого горя и Иеремия не избежал. Что уже говорить о нас, детях XXI-го века. У нас может возникнуть и желание отчуждения, и утрата теплоты. Многие не могут самостоятельно пройти эти этапы. Им нужна наша помощь. Но было бы ошибочно увещевать не только скорбящего, но даже и тех, кто сопереживают горю ближнего, сразу же начать размышлять о полезности горя. Для этого нужно время, а нам важно сформировать утраченную культуру горевания.
Любая утрата – сложный комплекс реакций на трагичное событие, затрагивающее все стороны жизни, все 3 яруса человеческой жизни: телесный, душевный и духовный. И каждому ярусу надо дать свое время и свой темп принятия. «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?» – читая эти вопрошания Иова (Иов, 3:11) мы иногда стараемся скорее пробежать их глазами, перейдя к этапу утешения. Но в жизни нельзя так просто перелистнуть страницу.
Период поиска смысла
Фаза острого горя была важна, так как именно она дает нам силы принять действительность и выстраивать с ней новые отношения. Она помогает психике перестроить внутренние связи с утраченным. Это очень тяжелая и сложная работа души. Ведь из принципа удовольствия нам нужно перестроиться на принцип острой неудовлетворенности. «Зачем приняли меня колена? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно», – думаем мы вслед за праведным Иовом (Иов, 3:12,13), когда небытие кажется нам гораздо приятнее бытия. Но это всего лишь чувства… Для скорбящего горе в этот период становится ведущей деятельностью: оно становится основным содержанием его жизненной активности и становится возможностью развития его личности. И здесь важно понимать духовный смысл скорби. Но этот смысл душа должна выстрадать самостоятельно, он не может быть навязан.
Опасности сопереживающих
И как опасно в такой период уподобиться нам друзьям Иова, на которых Господь воспылал Своим гневом! Как опасно вразумлять, указывая на духовную слабость, призывая к вершинам, недостижимым в этот период. Елифаз Феманитянин говорил Иову: «А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?» (Иов, 4: 5,6) Вроде бы желая поддержать друга, он упрекает его. К сожалению, и мы, желая поддержать, упрекаем то в малодушии, то в излишней привязанности к земному. На ранних стадиях горевания это недопустимо. Да и кто мы такие, чтобы упрекать? Даже если у каждого из нас есть свой опыт горя, горе каждого уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины мира каждого, от его надежд, радостей, привязанностей и слабостей.