что такое склонность к профессиональной деятельности
Определение профессиональных склонностей — Л. Йовайши
Популярный, несложный и быстрый тест на профориентацию «Определение профессиональных склонностей» для школьников всех возрастов (включая выпускников школ и абитуриентов) от известного литовского психолога Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной. Отличается простотой прохождения и точностью результатов.
Методика Йовайши заключается в исследовании 6 склонностей к различным направлениям деятельности на основе Ваших увлечений, навыков и предрасположенностей. В результате Вы получите описание направлений и примеры подходящих профессий по следующим категориям:
Опросник Йовайши разделяет склонности по степени выраженности, а достоверный результат (на основе Ваших ответов, конечно же) написан понятным языком и, следовательно, поможет сделать один из первых шагов в решении задачи «Выбор профессии». Тест Йовайши онлайн прост и понятен, прохождение займёт не более 5-10 минут.
Инструкция к тесту «Определение профессиональных склонностей»
Вам будет предложено 24 вопроса с тремя вариантами ответов в каждом. Выберите один самый подходящий для Вас вариант ответа в каждом вопросе. Старайтесь отвечать честно, не подстраиваясь под ожидания окружающих Вас людей.
Время прохождения теста: 5-10 минут.
Стоимость теста: бесплатно, без регистрации и смс.
Возможная аудитория теста: школьники, выпускники школ, абитуриенты
Результат теста: доступен сразу после ответа на все 24 вопроса в виде 6 склонностей к различным направлениям профессиональной деятельности, отсортированным по степени выраженности склонности от большей к меньшей с описанием склонности и примерами подходящих профессий.
Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка
Об эксперте: Павел Специан — генеральный директор «Компьютерной Академии Шаг».
Что такое «врожденные способности»
Не существует единого определения «таланта»: обычно его объясняют в виде совокупности способностей, причем реализованных. А в Большом психологическом словаре авторства Бориса Мещерякова и Владимира Зинченко «талант» и вовсе назван не научным понятием, а житейским, поскольку для него нет методов диагностики. Он также соотносится с понятием «одаренность» и может определяться как высокий уровень развития способностей. В книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» американского психолога Говарда Гарднера описано семь видов таланта или типа интеллекта:
Согласно ним человек получает склонности к определенной профессии. Например, вербально-лингвистический тип интеллекта отвечает за способность писать и читать, соответственно, с ним легче стать журналистом или юристом.
Нидерландский нейробиолог Дик Свааб в свою очередь говорил, что талант закладывается в мозге (фактически, зависит от его структуры), а в книге приводил в пример скрипачей, у которых увеличена часть мозга, контролирующая пальцы левой руки. А в исследовании Института генетики и цитологии НАН Республики Беларусь удалось выявить отличия детей-спортсменов (с заложенными склонностями) от «обычных» — повышенная способность к утилизации глюкозы в печени и мышечных волокнах и устойчивость к гипоксии в генах. У музыкантов и художников превалировала аллель G, которая отвечает за способность долго выполнять работу на одинаковой интенсивности, что формирует психологическую выносливость.
Талант подразумевает способности человека к определенному делу: например, он потрясающе рисует, при этом не зная досконально теорию, или в два-три раза быстрее сверстников обучается языкам. Однако талант — это только предрасположенность, которая без должного развития никак не способствует освоению какой-либо профессии. В разных источниках таланту отводится от 5% до 10% от всех факторов успеха — остальное зависит от упорства и трудолюбия. Так, существует «правило 10 тыс. часов», озвученное канадским журналистом Малкольмом Гладуэллом, которое гласит, что для достижения экспертности в каком-либо деле нужно посвятить ему 10 тыс. часов. Оно сформировалось после исследования роста мастерства скрипачей и пианистов, проведенного в 1993 году. Его авторы опровергали значимость таланта и указывали на то, что различия в результатах музыкантов сводились только к объему их практики. Величина в 10 тыс. часов условна, но сама идея верна: намного важнее иметь интерес к конкретной сфере, чем способности.
Например, если человек от природы великолепно поет, но ему это неинтересно, он не будет учиться и развиваться, и прекрасным певцом не станет. То же касается и других профессий. При этом даже самый яркий талант еще нужно обнаружить. И это не всегда происходит, когда родители умиленно наблюдают за двухлетней дочерью, садящейся в шпагат и встающей на мостик без подготовки, подражая гимнасткам на экране телевизора. Чтобы условный талант получил развитие, человек должен уделять этому все свободное время, а значит, быть заинтересованным в конкретной деятельности. Никакой талант бы не помог Биллу Гейтсу стать фигурой мировой величины в ИТ, если бы он не имел страсти к программированию с подросткового возраста.
Ошибки родителей в подготовке ребенка к будущей профессии
Одна из главных и распространенных ошибок — проецирование родителями на ребенка своих желаний и нереализованных в детстве мечтаний. Например, мама хотела стать пловчихой, но что-то не сложилось, и теперь она подсознательно или осознанно намерена вырастить пловца из сына. Хорошо, если он тоже увлечен этим, готов заниматься. Но бывает и так, что ребенку не хочется, а иногда и способностей нет совершенно. В подростковом возрасте часто случается так, что родители решили сделать сына физиком, не спросив, чего он сам хочет. Возможно ребенок даже отучится положенные четыре года, получит диплом, но в результате по специальности работать не пойдет или продержится на ней недолго.
Несоответствие ожиданий от будущей профессии у детей и родителей видно и из опросов: так, холдинг «Ромир» в 2019 году выяснил, что 24% россиян хотели бы, чтобы ребенок стал врачом, 18% — юристом. Вот только среди школьников в медицину хотели пойти лишь 12%, а в юриспруденцию — 6%.
Другая ошибка — пытаться готовить ребенка с пяти лет в условные хирурги. Мир меняется стремительно и порой неожиданно, что подтвердила пандемия. Никто не знает, что будет востребовано спустя 12-13 лет, когда он закончит школу, и тем более спустя 16-17, когда выпустится из университета.
Развивать определенные способности и навыки ребенка с детства можно и нужно, но в попытках угадать перспективное направление для сегодняшнего дошкольника и даже младшего школьника нет никакого смысла.
Еще одна причина, по которой не стоит активно заниматься профориентацией ребенка в шесть-семь и даже десять лет — риск лишить его детства. Родители, пытающиеся с пеленок вырастить будущего великого пианиста или второго Билла Гейтса, заставляют ребенка заниматься ежедневно, отправляют в секции и следят, чтобы нагрузки были максимальными, а то и пытаются параллельно развивать все навыки сразу. Например, кроме хоккея заставляют заниматься баскетболом — словно если в одном виде спорта не получится, можно пойти во второй. Ребенок перегружается: у него нет времени на прогулки с друзьями, походы в кино и разные важные «детские дела».
Современные подходы к выявлению интересов ребенка и их недостатки
Исследование РАНХиГС показало, что 42% родителей отдают детей в различные кружки. Фактически это первое, с чего начинают мамы и папы, пытаясь определить, что понравится ребенку. Самым большим спросом пользуются спортивные секции, следует из данных «Юла» и Research.Mail.ru. Когда ребенок ходит на занятия в нескольких кружках сразу, с одной стороны, получает разностороннее развитие. В будущем это ему так или иначе поможет: условная гимнастика в детстве подарит осанку, рисование — чувство цвета, шахматы разовьют логику. Жизненный опыт у детей, занимавшихся в разных секциях, богаче, утверждают эксперты ВШЭ. Но несколько кружков — это еще и перегруженность, невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, углубиться, поэтому здесь нужно уже после первого года решать, от чего отказаться, а что развивать активнее.
Другой подход — наблюдение за интересами ребенка. Например, родители видят, что ребенок при звуках любой музыки начинает танцевать или подпевать, и записывают его в музыкальную школу или на танцы. С одной стороны, такой анализ создает связь родителей с ребенком, помогает лучше его понять. С другой, если мама с папой решили, что пение — это то самое и пытаются развивать только это направление, опять встают вопрос перегруженности детской психики и проблема сужения общего кругозора: кроме музыкальной школы ребенок ничего не видит. Повезло, если угадали, и он действительно станет хорошим артистом, но возможно, после школы он резко захочет уйти в ветеринарию, а нужных навыков в детстве и подростковом периоде не получено, и биология была еле сдана на «удовлетворительно».
В школах популярно использование тестов на профориентацию: ребенок решает набор заданий, а результаты анализирует машина, которая по итогу выдает заключение: например, высока склонность к искусству и естественным наукам, плохие навыки в математике, логике. Плюс тестов — возможность получить рекомендации сразу по нескольким направлениям, где ребенку стоит развиваться, и сделать выбор. Но такие результаты не отличаются абсолютной точностью и сильно зависят от изменчивости детской психики. Сегодня у ребенка настроение выбрать одни ответы, завтра — другие, и результаты будут соответственно меняться. Еще существуют тесты, которые определяют талант через нейрометрию (оценку активности мозга по микроимпульсам) — такие есть например, у «Вербатории». Но некоторые ученые оспаривают эффективность методики (в частности, об этом рассуждает в статье научная сотрудница РАНХиГС Галина Резапкина). Кроме того, импульсы мозга меняются под воздействием различных факторов (от стресса до патологий), и в таком случае есть риск регулярно получать разные «заключения» о таланте.
Рубежи профориентации
У большинства детей без каких-либо ярко выраженных способностей (например, абсолютный музыкальный слух в три года) склонность к определенным видам деятельности выявляется в семь-восемь лет, когда завершается период игровой деятельности и начинается развитие эмоциональной сферы. До этого возраста проявляются в основном творческие способности, и зачастую нет смысла чем-либо серьезно заниматься, потому что ребенок еще не способен осознавать, например, гимнастику или плавание как «работу». Решение погружаться в это для него — игра, зависящая от факторов «хочу»/«не хочу». До семи-восьми лет ребенок в целом может интересоваться только игровыми видами деятельности и ходить в секции лишь ради друзей. И только потом начнется пора настоящего интереса к спорту, музыке или шахматам.
Подростковый кризис (примерно 13 лет) тоже может повлиять на интересы ребенка, который начинает искать себя в мире. Причем возможны два варианта: попытка стать максимально самостоятельным и выбрать «взрослое» занятие или, наоборот, всеми силами пытаться отодвинуть взросление и вернуться к детским увлечениям. Например, ребенок до школы занимался плаванием, потом бросил, и в 13-15 лет снова хочет туда же, просто потому что эмоционально процесс возвращает его в условные шесть-семь лет.
После завершения подросткового периода (18-19 лет) эмоциональная сфера начинает сдавать позиции перед рациональной, и это тоже может повлиять на смену интересов человека. Выбор профессии уже чаще происходит не по критерию «нравится» или «не нравится», а с учетом перспективности, востребованности, полезности для мира и общества. В исследовании, проведенном в Бразилии на людях в возрасте 12-65 лет, четко прослеживаются изменения ценностей с течением жизни. Для 20-30 летних было характерно стремление к карьерному росту, в то время как после 30 лет рос интерес к семье, и здесь на первый план может выйти стабильность профессии, а не ее перспективность.
В исследовании коммуникационной группы ADV Group, проведенном в 2014 году (больше подобных исследований не выполнялось), четко видны изменения интересов в зависимости от возраста. У подростков 13-17 лет акцент идет на видеоигры, спорт, моду, музыку и танцы, а у студентов 18-24 лет приоритеты смещаются: спорт теряет актуальность и пропадает из топа. Возможно, одна из причин в том, что родители в этом возрасте уже перестают влиять на выбор ребенка, и он может уйти из секций, в которые его отдали. Кроме того, часто после школы те, кто не планирует дальше связывать жизнь со спортом, бросают его. У молодых людей 25-34 лет в топе интересов остается мода, появляется тяга к кулинарии и возвращается на прежние позиции спорт. После 35 лет картина остается прежней, но добавляются путешествия, а после 45 лет в топ попадает литература, которая остается актуальной и для людей 55-64 лет, и для тех, кому 65-74 лет, но сюда также добавляются искусство и кино.
Профориентация будущего
В первую очередь обучение и переобучение могут стать непрерывным процессом. Это значит, что идея « работать в компании X на должности Y до самой пенсии» перестанет быть актуальной. Человек может сменить несколько профессий, даже не связанных между собой, и для каждой надо будет получать новые навыки. Поэтому вопрос профориентации будет вставать неоднократно — не только в начале 11 класса для определения списка экзаменов и вузов для поступления.
Из этого вытекает другое следствие: вместо разовых тестов профориентация превратится в часть учебной программы школьника. Например, в виде предметов, погружающих в особенности той или иной специальности, либо в виде посещения различных компаний, лабораторий, где в формате экскурсии или даже практики можно углубиться в интересующую деятельность, узнать про ее особенности и подводные камни.
При этом может вырасти количество узкоспециализированных методов профориентации, в частности, в области ИТ. Со стремительно развивающейся цифровизацией родители будут все сильнее заинтересованы в том, чтобы ребенок пошел в сферу технологий, но сегодня это уже не одна профессия условного «программиста» или «информатика», а несколько десятков узких направлений. И методики профориентации должны будут определять, кем именно будет интересно развиваться конкретному человеку (ребенку или взрослому): захочет он стать крутым сисадмином, веб-дизайнером или разработчиком.
И не менее важный момент — необходимо отказаться от рекомендации конкретных профессий в различных сервисах для профориентации. Мир меняется слишком стремительно, полную базу специальностей составить нереально и бессмысленно: то, что сегодня актуально, через год может полностью исчезнуть. Появляются гибридные профессии вроде дата-журналиста, который пишет тексты и работает с базами данных. Поэтому более актуальными станут рекомендации не конкретных специальностей вроде «разработчик», «ветеринар», а направления деятельности — например, «социальная помощь».
Тест Методика Йовайши
Пройти тест можно онлайн бесплатно на нашем сайте. Результат вы увидите сразу после прохождения — баллы посчитаются автоматически.
О тесте
Наиболее адаптированным вариантом является модификация Резапкиной, состоящая из 24 вопросов с 3 вариантами ответов в каждом. В зависимости от того, какая область у вас является ведущей, то есть наиболее выраженной, можно делать выбор профессии. Определение склонностей по Йовайши будет полезно всем, кто ищет себя: старшеклассникам перед поступлением в ВУЗ, студентам перед устройством на работу, взрослым в случае, если они решили сменить профессию. Это отличный профориентационный тест, который можно применять наравне с другими известными методиками.
Профессиональные склонности
Сфера работы с людьми. Таким людям подойдет работа, связанная с обучением, обслуживанием или управлением. Подходящие профессии: преподаватель, воспитатель, администратор, экскурсовод, социолог, психолог, HR-менеджер, врач. Такая работа всегда предполагает тесное общение с другими людьми, способность донести информацию и выслушать, оказать помощь.
Сфера умственного труда, исследовательской и интеллектуальной деятельности. Сюда относятся все профессии, которые связаны с наукой, изучением, исследованием. Подходящие профессии: ученый (в любой области), юрист, инженер, врач, лингвист. В этой области высоко ценится острый ум, аналитические способности,
Сфера эстетики и искусства. В эту область идут люди, имеющие интерес и талант в какой-то творческой области: музыка, живопись, литература и т.д. Необходимые психологические качества: артистизм, креативность, независимость. Подходящие профессии: дизайнер, писатель, актер, музыкант, модельер, художник, визажист, повар, портной.
Сфера физического труда, активной и подвижной деятельности. Сюда относятся профессии, которые связаны со спортом и физической активностью, путешествиями, экспедициями, военной и даже экстремальной деятельностью. Спортивный тренер, спортсмен, стюардесса, охранник, дальнобойщик, экспедитор, военный, строитель, медсестра, кладовщик, полицейский и другие. Для этой области важны физическая выносливость и психологическая устойчивость.
Сфера планово-экономической деятельности. Эта область предполагает склонность к расчетам, анализу, планированию и требует от человека системного мышления, внимательности и собранности. Подходящие профессии: бухгалтер, экономист, менеджер, предприниматель, таргетолог, маркетолог, аудитор, страховой агент, чертежник, документовед, коммерсант.
Сфера технических интересов и практической деятельности. Сюда отностися все, что связано с техникой, производством, обслуживанием оборудования, ремонтные работы, управление транспортом и тому подобное. Подходящие профессии: программист, электротехник, радиотехник, Web-мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь, монтажник, водитель, строитель и т.д.
Количество баллов
Уровни выраженности ранжируются следующим образом:
Пройти тест опросник профессиональных склонностей по методике Йовайши можно бесплатно на нашем сайте. Либо вы можете скачать бланк вопросов и ответов и ключ для интерпретации результатов чтобы провести тест в бумажном виде.
Пройти тест Йовайши
Инструкция: Продолжите утверждения, выбрав наиболее подходящий по вашему мнению вариант ответа. Время выполнения теста: 5-7 минут.
Что такое склонность к профессиональной деятельности
Скачать бланк и текст опросника : blank_prof_sklon.zip
  | I | II | III | IV | V | VI |
1. | а |   |   | б | в | |
2. | а | б | в |   | ||
3. | а | б | в |   | ||
4. |   | а |   | б | в | |
5. | а | б | в |   |   | |
6. | а | б |   | в | ||
7. | а | б | в |   | ||
8. | а |   |   | б | в | |
9. | а | б | в |   | ||
10. |   | а | б | в | ||
11. | а | б | в |   |   | |
12. |   | а | б | в |   | |
13. | а |   |   | б | в | |
14. | а | б | в |   | ||
15. | а |   | б |   | в |   |
16. | а |   | б |   | в | |
17. |   | а | б | в | ||
18. | а | б | в |   |   | |
19. |   | а |   | б | в | |
20. | а |   | б |   | в | |
21. | а | б | в |   | ||
22. | а | б | в |   | ||
23. | а | б | в | |||
24. | а |   |   | б | в | |
Сумма баллов |   |   |   |   |
Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
- 10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ
Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ» в других словарях:
Профессии в мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий … Википедия
Профессии в Мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий 2.1 Аграрии и … Википедия
Натальная астрология — Геоцентрическая система Птолемея Натальная астрология (от. лат. natalis отн … Википедия
Харьковский институт труда — (Всеукраинский институт труда) (ВИТ) Год основания 1921 Реорганизован Институт рационализации управления … Википедия
ПСИХОДИАГНОСТИКА — (от греч. psychē – душа + diagnōstikos – способный распознавать). То же, что психологическая диагностика. Область психологии, объектом изучения которой являются особенности психического развития человека и их соответствие требованиям того или… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Санато́рно-куро́ртный отбо́р — совокупность медицинских мероприятий, проводимых в целях определения показаний или противопоказаний к курортному лечению, а также места, медицинского профиля санатория, длительности и сезона санаторно курортного лечения. Цель С. к. о. улучшение… … Медицинская энциклопедия
Социалистические партии — I Общий обзор. Германия. Франция. Бельгия. Голландия. Швейцария. Австрия и Венгрия. Англия. Италия. Испания и Португалия. Дания, Швеция и Норвегия. Болгария, Сербия и Румыния. Америка. Австралия. Япония. Под этим именем разумеются все те… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Корреляция — (Correlation) Корреляция это статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин Понятие корреляции, виды корреляции, коэффициент корреляции, корреляционный анализ, корреляция цен, корреляция валютных пар на Форекс Содержание… … Энциклопедия инвестора
Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
образование — Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения; появились… … Москва (энциклопедия)