что такое скит в монастыре фото
Скит в христианстве
Что такое скит?
Скит — это уединенное жилище для монахов-отшельников, которое часто располагается неподалеку от больших монастырей. Туда уходят те, кто готов к особому духовному подвигу и отрешению от всего мирского.
Слово «скит» происходит от одного из пустынных мест в Египте (Скитская пустыня), в котором в IV — V вв. были уединенные поселения монахов. Скиты были первыми формами монашеской жизни.
Как устроен скит?
При этом скит даже при монастыре обычно имеет:
Скит нередко становится жилищем одного монаха-отшельника, но иногда и группы монахов. Жизнь в уединенном скиту — отдельная и очень трудная форма подвижничества.
Как правило в скиту есть отдельные кельи для каждого, но все имущество остается общим. Справедливо распределяются труд и его плоды.
Где можно встретить скиты?
На Святой Горе Афон, где расположено много больших монастырей, скитом, как правило, называют небольшой монашеский поселок, состоящий из отдельных калив и подчиненный какому-либо из 20 правящих монастырей.
Скитами там также называют достаточно большие селения монахов, подчиненные другим монастырям, то есть не имеющих официально статуса монастыря.
На Валааме скитами называли отдельные постройки, в которых располагались как кельи монахов, так и домовые церкви. Сейчас там действует Скит Всех Святых (Белый скит, Большой скит). Он был основан еще игуменом Назарием в конце XVIII века. Там крайне строгий устав. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы. С недавнего времени были введены некоторые послабления: женщины-паломницы могут попасть по особому благословению на некоторые службы в течение всего года.
Также на Валааме действуют Скит Николая Чудотворца, Скит Иоанна Предтечи и многие другие. Есть скиты и на удаленных островах Ладожского озера^
Как живут монахи в скиту?
Скит предполагает более строгие обеты. Монахи, живущие там, часто берут на себя дополнительные подвиги послушания:
При этом жизни в скиту сама по себе сложнее жизни в большом монастыре. Поэтому подвиг такой жизни принимает на себя не каждый. Нужна особая духовная зрелость, чтобы пойти на это.
Читайте также:
Что такое скит
Если говорить об общем значении этого понятия, скитом принято называть поселение монахов, расположенное в значительном отдалении от поселков и городов. В Православии скитом традиционно называют общежитие иноков, расположенное в некотором отдалении от монастыря.
Первые скиты
Первые скитские поселения зародились в одно время со становлением христианства как новой религии, они были первыми поселениями монахов. Первые христианские подвижники часто выбирали для жизни глухую, пустынную местность, чтобы мирские дела и заботы не становились преградой для самоотверженного служения Богу.
Первые христиане часто подвергались гонениям, поэтому богослужения приходилось проводить в тайных храмах, а сами монахи и священнослужители жили в отдаленных местах. Распространение скитского движения тесно связано с возникновением отшельничества.
Важно! Понятие «скит» происходит от названия Скитской пустыни.
Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей. В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило.
Афонские скиты
На Афоне скитом называют отдельный монашеский поселок, подчиняющийся какому-то монастырю. Обычно такой поселок состоит из калив.
Интересно знать! Каливой на Афоне называют хижину, в которой живут монахи. Чаще всего в ней живет от трех до шести иноков. Каждая калива считается отдельной единицей и живет по собственному распорядку. Несколько калив, расположенных вместе, образуют скит.
Кроме того, на Афоне существует такое понятие, как общежительные скиты. По сути, они абсолютно ничем не отличаются от обычных монастырей, разве что они подчиняются одной из обителей.
Православные скиты России
Когда речь заходит о скитском движении в России, чаще всего это ассоциируется с аскетизмом и старообрядчеством.
Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян.
В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения. Классическим примером такой обители можно считать Комаровский скит. Современники первых старообрядческих скитов описывают их как солидные строения.
Монастырское подворье состояло из нескольких келий общежительного типа, храмов и добротных хозяйственных построек. Часто все здания были соединены между собой тайными ходами. Однако скитские поселения далеко не всегда следует связывать со старообрядческим движением. Скиты часто основывали отшельники, стремившиеся к аскетическому образу жизни.
Важно знать! Под словом аскетизм в Православии обычно подразумевают строгий уклад жизни, сопряженный с добровольным отказом от различных бытовых и материальных благ.
Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам.
Мужские православные скиты
Андреевский скит
Андреевский скит считается образцом классического древнерусского зодчества севера России. Впервые церковные постройки на этом месте возникли еще в XIV веке, со временем церковное подворье увеличивалось и расширялось.
В определенный исторический период скит выполнял функцию таможни — иноки проверяли иностранные суда, чтобы купцы не ввозили в Россию запрещенные товары, и чтобы в страну не въезжали люди, страдающие от заразных болезней. В советскую эпоху в скиту располагался штрафной изолятор для женщин. С начала 90-х годов прошлого века монашеская жизнь в обители была возобновлена.
Никольский скит
Монастырь был построен на острове Конд по приказу императора Николая II. Всего за 4 года на пустынном острове был построен большой храм и все монастырские постройки, было обустроено подворье, проведены хорошие дороги, были созданы все условия для ведения хозяйства. В Советское время монастырь был полностью разрушен.
Свято-Вознесенский скит
Монастырь был построен на Секирной горе. Изначально на вершине горы был построен одноглавый храм, который по совместительству был и маяком, указывающим путь морякам и рыболовам. В Советские времена в здании храма был штрафной изолятор, а у подножия горы производились расстрелы.
Богослужения в храме возобновились в 1992 году, а полноценная монашеская жизнь на острове была возобновлена в 2003 году.
Свято-Троицкий скит
Монастырь был построен на острове Анзер, куда удалялись отшельники для того, чтобы получить опыт пустынножительства. Позже здесь располагались солеварни и рыболовное хозяйство. С давних времен обитель была местом массового паломничества верующих.
Сергиевский скит
Поселение было основано на острове Большая Муксалма еще в XVI веке. Проживающие там иноки преимущественно занимались сельским хозяйством. После того, как к власти пришли большевики, монастырь находился в запустении, многие постройки обветшали или были разрушены. С 2003 года в монастыре начали селиться новые насельники. Недавно там начались реставрационные работы.
Скит Всех Святых
Скит Всех Святых — самое большое монастырское подворье на Валааме. Полагают, что он был построен на том месте, где ранее стояла келья Александра Свирского — там были построены храм, трапезная и шесть келейных зданий.
Женщины могли попасть сюда лишь в престольные праздники в составе крестного хода. С 40-х годов работа монастыря была прекращена. В наши дни храмовый комплекс и монастырское хозяйство были полностью восстановлены.
Не менее известен и Воскресенский скит, расположенный на берегу Никоновской бухты, в том месте, где Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.
Женские православные скиты
Серафимо-Знаменский скит
Обитель, расположенная на юге Подмосковья, известна всем христианам, как место, в котором действительно царит Вера, Надежда и истинная Любовь. Монастырь пережил множество испытаний и тяжкие времена, но сейчас духовная жизнь в его стенах возрождается.
Покровский скит
Скит расположен в глухом лесу Ленинградской области. Монахини, живущие в обители, научились совмещать служение Богу и социальную деятельность — они помогают людям, страдающим от наркозависимости.
Свято-Троицкий скит
Тихвинская епархия знаменита не только своими храмами и часовнями, на ее территории также располагается Свято-Троицкий скит. В храмах обители ежедневно проходят богослужения, которые нередко посещают паломники из разных городов России.
Это далеко не полный список скитских поселений, действующих на территории России — в действительности их во много раз больше. Обители, скиты и монастыри переживали тяжелые времена и в имперский период, и в годы советской власти.
И все же, они снова и снова восстают из руин и возобновляют свою деятельность. Ведь если в сердце человека зажглась искра веры в Господа, он сделает все, чтобы не потушить этот благодатный огонь.
Поездка в скит преп. Германа Аляскинского
Скит преп. Германа Аляскинского был основан в горах Калифорнии иеромонахом Серафимом (Роузом) и его другом игуменом Германом (Подмошенским). Скрытый от людских взоров среди дикой природы, скит стал настоящим форпостом Православия на дальнем западе. О своей недавней поездке в эту святую обитель рассказывает наш бывший соотечественник, ныне живущий в Торонто.
В Сан-Франциско я поклонился мощам святителя Иоанна Шанхайского. Затем, уточнив, как добраться до скита святого Германа, и купив «спальник», я отправился в путь…
Когда-то я читал переписку о. Серафима (Роуза) с его духовным чадом о. Алексием (Янгом). В одном из писем о. Серафим подробно описывал состояние дороги, ведущей в скит, и возможность добраться до скита на машине. Сейчас мне вспомнилось это описание, так как я даже не мог предположить, что подъем на гору к скиту окажется таким трудным и опасным. Дорога, как узкая лента, извивалась и изгибалась, круто «взлетая» вверх, а справа была пропасть, от одного вида которой становилось не по себе. Пришлось сбросить скорость до минимума и быть предельно внимательным.
В скиту меня встретил монастырский трудник. Он повел меня к о. Паисию. О. Паисий вспомнил наш телефонный разговор и радостно поприветствовал меня как старого знакомого. Как раз в это время он готовил ужин для братии, поэтому поручил о. Николаю показать мне монастырь. О. Николай хорошо говорил по-русски, он три года жил в России в монастырях, поэтому с большим удовольствием начал рассказывать мне про скит. Я попросил о. Николая показать мне могилу о. Серафима (Роуза). Мы прошли к могиле. Могила очень необычная – гроб возвышается над землей и стоит на деревянном настиле.
Вокруг шумел лес, но это не мешало мне наслаждаться удивительной, необычной тишиной – кроме звуков, которые издавала природа, не было слышно ничего, все это успокаивало и приводило меня в состояния душевного мира. Мне много чего хотелось сказать о. Серафиму; и я – говорил… Так, очевидно, прошло несколько часов.
Уже спустились сумерки, когда меня позвали на ужин. Трапезная освещалась последними лучами заходящего солнца через огромные окна, расположенные по периметру зала. Напротив меня сидел монах небольшого роста, который почему-то долго не приступал к ужину, хотя и каша, и салат были необычайно вкусными. Наконец, монах, искоса посмотрев на меня, взял большой ломать хлеба, вывернул все из тарелки на хлеб, сверху положил салат, полил все кетчупом, накрыл данное сооружение другим ломтем хлеба и со словами «Вот так-то лучше» с удовольствием стал уплетать самодельный «кашабюргер».
После ужина я подошел к игумену отцу Дамаскину познакомиться, он задал несколько вопросов, посетовал на то, что практически вся братия вынуждена уехать на праздник в другой монастырь на несколько дней, в том числе и сам настоятель.
После службы я и еще двое посетителей со своими спальниками и фонариками в сопровождении отца Николая пошли на ночлег. Дом для посетителей монастыря находился чуть ниже, в метрах 50 от скита, но ночью дойти до него было нелегко: узенькая тропинка извивалась между деревьев и иногда терялась. Наконец мы подошли к длинному дому, внутри которого стояло два ряда кроватей, всего было, наверное, кроватей 15-20, стояла печь при входе и несколько керосинок, возле порога на улице – бак с водой. Забравшись в спальник, я тут же заснул. Разбудил меня будильник, и мы отправились на утреню. Ночью почти вся братья уехала из монастыря, поэтому в храме было немноголюдно.
После окончания службы и завтрака отец Паисий повел меня по скиту. Первой на нашем пути была церковь, построенная о. Серафимом, это было маленькое и уютное помещение. На стенах, помимо икон, висело много портретов святых Царственных Страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры и их детей. Отец Серафим очень почитал Царя-мученика. Далее мы пошли в типографию, где стояли печатные станки: выпуск журналов и книг был и является чуть ли не единственным источником дохода скита. Посетили очень богатую библиотеку, которая уже не вмещает такого количества книг.
Далее мы поднялись к кладбищу, нас всю дорогу провожали коты: их много в скиту, коты совсем не ручные. Вначале один кот поднялся, прошел параллельно нам метров пять и сел, затем эстафету принял другой кот, который тоже прошел какое то расстояние и исчез, появился третий и т.д.
О. Паисий объяснил, что коты спасают их от змей, которых в этих краях множество. Было время, когда змеи настолько обнаглели, что заползали в кельи, а когда появились коты в скиту, то змеи исчезли.
Постояли на могилке о. Серафима и пошли в столярку, где монах вручную зачищал наждачкой новый купол под покраску.
– Электричество не думаете провести в скит? – спросил я.
– А зачем? – удивился о. Паисий.
– Удобней, станки можно купить, да и многое другое.
– Телевизор, например, – добавил о. Паисий, шутливо глядя на меня.
Мне почему-то стало смешно от моих слов, они действительно звучали нелепо, аскетизм, который царил в этом святом месте, как бы насмехался над всеми благами цивилизации, я здесь не чувствовал нужды в электрическом свете, горячей воде и других «удобствах». Меня не раздражал свет керосинки, который горел всю ночь, но если бы это была бы электрическая лампочка, наверно я не смог бы заснуть.
Мы подошли к небольшому огородику, здесь росло много зелени, лук, чеснок, салат, свекла. Свежую зелень монахи употребляли в основном для салатов, а продукты завозили из Платины – это небольшое поселение у подножья горы, на вершине которой расположен скит.
На прощание о. Паисий подарил мне много книг и просил меня, грешного, и всех православных молиться за монахов, живущих в скиту. Посмотрев в зеркало заднего вида, в клубах пыли я увидел фигурку монаха, который осенял крестным знамением меня, мою машину и весь мой путь.
Скит на болотах
Беседа с режиссером Ежи Калиной (Польша)
конце января – начале февраля нынешнего года в Днепропетровске проходил четвертый кинофорум документалистов. «Международная киноассамблея на Днепре», проводимая Центром православной культуры «Лествица» по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, традиционно объединяет тех мастеров докуметального кино, которые в своей работе опираются на христианские нравственные ценности. Одним из участников кинофорума стал православный режиссер из Польши Ежи (Георгий) Калина, фильм которого «Архимандрит» был очень тепло встречен зрителями.
– Ваш фильм посвящен истории создания скита во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, строителем которого стал бывший наместник Супрасльского Благовещенского монастыря архимандрит Гавриил (Гиба). Расскажите, как возник замысел картины?
– Отца Гавриила я знаю давно – уже более 20 лет. Еще будучи наместником в Супрасльском монастыре, он решил устроить скит в уединенном болотистом месте на северо-востоке Польши, близ маленькой деревушки. Место, как явствует из фильма, было выбрано не случайно.
Когда я впервые приехал туда, отец Гавриил очень уверенно говорил мне, что через три года на этом болоте будет стоять храм. Даже показывал: вот здесь будет братский корпус, здесь – мост через болото, а здесь – прудик, где мы будем разводить рыбу для трапезы братии. Слушая отца архимандрита, я тогда подумал, что он – большой фантазер. Но, оказалось, я воспринимал его слова как человек малой веры. Если у человека есть истинная вера и желание сделать что-то хорошее во имя Господа, то это получится.
Ежи Калина в Киеве на фестивале Покров |
О том, что можно снять фильм обо всем этом, я подумал только тогда, когда архимандрит Гавриил, передав обязанности наместника Супрасльской лавры, насовсем уехал в это глухое место. Тогда там было просто болото и вокруг много речек. Не было – и нет – электричества, водоснабжения, даже телефон не работает! Когда дождь идет, туда не дойти и не доехать, только на большом тракторе.
Очевидно, что такая стройка требовала больших денег. У Польской Православной Церкви их нет, государство на подобные цели средств не дает, у самого отца Гавриила тем более ничего не было. Все получилось благодаря простым верующим, которые его поддержали, потому что он обладает внутренней духовной силой, притягивающей людей. Эти люди – и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые – безвозмездно трудились на строительстве скита вместе с отцом Гавриилом, приносили свои пожертвования.
Сегодня этот скит – единственный православный скит в Польше. Возможно, и в Западной Европе.
– Как вы познакомились с отцом Гавриилом? Вы из православной семьи?
– Я из православных белорусов. Это такое этническое меньшинство в Польше, они проживают в Белостокской области, на севере-востоке страны, на границе с Белоруссией. Там много православных – около 200 тысяч, а население всей области – 1 миллион человек. Православные белорусы – коренные жители этих мест, они тут живут многими поколениями. На территории современной Польши они оказались потому, что польские границы не раз меняли свои очертания.
Я был крещен в детстве, как мои отец и дед. В тех деревнях, где белорусы проживают компактно, почти нет римо-католиков. В нашей деревне был всего один на 300 человек. Но, надо сказать, сейчас на эти земли переселяется все больше жителей из центральной Польши, а они католики. Вторая проблема – это смешанные браки: в подавляющем большинстве такие пары идут венчаться не в православную церковь, а в католический костел, а дети в таких семьях почти всегда становятся католиками. Это неизбежный процесс ассимиляции. Боюсь, лет через 20 немного останется православных в Польше. Но своих детей мы с женой воспитали в Православии.
Отец Гавриил с послушником. Фото Ежи Калины |
С отцом Гавриилом я познакомился, когда был еще студентом Белостокского университета. Это были годы вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси, когда люди начали обращаться к вере, хотя у нас это было не так, как в бывшем Советском Союзе. В это время в Польше многие молодые люди вступали в братства православной молодежи и участвовали в молодежных встречах. Такие встречи в Белостоке вел и отец Гавриил, который тогда был игуменом в Супрасльском монастыре. Я посещал эти встречи, тогда еще не столько, чтобы общаться с отцом Гавриилом, сколько потому, что встретил там девушку, которая мне понравилась. Эта девушка стала моей женой. Мы вместе уже 20 лет, у нас двое детей, слава Богу!
Тогда еще молодыми мы ездили в Супрасльскую лавру, помогали, чем могли. Архимандритом там тогда был ныне покойный епископ Мирон. Вы, наверное, знаете, что владыка Мирон вместе с президентом Польши погиб в авиакатастрофе под Смоленском. Хороший был владыка, Царствие ему Небесное! Тогда нам довелось чаще общаться с отцом Гавриилом. Надо сказать, что он, кроме того, что является духовником многих людей в Польше, еще занимается лечением травами. Он это практиковал, еще живя в Супрасльском монастыре, даже написал книгу о лекарственных травах. К нему за помощью приезжали тысячи людей, не только православные, но и католики. Это такой удивительный человек, который с каждым умеет говорить, для каждого находит время. Все те люди, которые раньше ездили к нему в обитель, теперь приезжают в эту деревню. Он там еженедельно, по вторникам, принимает их – в здании старой школы. Принимает больных не только с физическими недугами. За кадром он мне говорил, что приезжает все больше и больше людей, которые больны духом, иногда одержимы злыми силами. И эти несчастные тоже приезжают к нему за помощью.
Фильм был очень хорошо принят в Польше и других странах, он получил призы многих православных кинофестивалей – в 2012 году на фестивалях «Покров» в Киеве, «Лучезарный ангел» в Москве; был показан на «Радонеже». Благодаря этому фильму люди узнают о ските, а это в нынешних условиях очень важная позитивная информация.
– Насколько важна для вас тема Православия?
– Я уже 20 лет работаю на государственном телевидении в Белостоке, делаю программу, адресованную белорусскому населению. Она выходит раз в неделю, длится полчаса. Снимал документальные фильмы о святых местах Восточной Европы, Белоруссии прежде всего, а также Украины, Литвы, Грузии.
Съемки во время крестного хода. Фото Ежи Калины |
У нас в Польше есть православный монастырь во имя великомученика Димитрия Солунского. Так вот, снимая фильм об этой обители, мы сначала поехали в Грецию – в Салоники, проводили съемки в Словакии и Чехии, чтобы показать, что Православие в Польше пришло не от русского царя, как думают многие поляки, что у него своя история на этих землях.
– Как обстоит дело в Польше с документальным кино?
– Плохо. Финансирование осуществляет только государственное телевидение и в очень малом объеме. Я уже 20 лет работаю на телевидении, но так плохо, как сейчас, дело не обстояло еще никогда. По моему опыту, приходится тратить 80 процентов времени и сил на то, чтобы найти и убедить спонсора, и только 20 собственно на работу.
– В вашем фильме есть эпизод, когда отец Гавриил приходит на разоренную неизвестными монастырскую пасеку, показаны также Святые врата скита с вырванным из главки купола крестом. Это простое хулиганство или свидетельство того, что какие-то люди против появления нового места молитвы православных?
– Трудно сказать. Полиция этих преступников так и не нашла. Хочу отметить, что в последние годы в Польше нарастают радикальные националистические настроения, особенно среди молодых людей 20–25 лет. Они стригутся наголо и внешне очень напоминают скинхедов. В Белостокской области было много случаев, когда эти люди вели себя агрессивно, особенно по отношению к иностранцам, например подожгли дом, принадлежащий мусульманам. Они заявляют о себе как об антисемитах, но враждебно настроены и к русским, и к православным. Я убежден, что эпизод, показанный в фильме, не является единичным. Сорванный крест – только один факт. К архимандриту Гавриилу в скит часто приходят непрошенные гости и отнюдь не для молитвы.
Но будет неправильным говорить, что в Польше плохо относятся к православным. Люди хорошие и плохие есть везде. Беда именно в росте числа националистически настроенных людей.
Храм скита. Фото Ежи Калины |
Когда произошли эти случаи, местные жители некоторое время держали вахту в скиту. Ночами мужчины из близлежащей деревни – а там живут почти одни православные – оставались с отцом Гавриилом и поочередно обходили территорию, проверяя, все ли в порядке. Приезжали и молодые люди из Белостока и из городка Нарва. Но фактически архимандрит живет один в безлюдном месте. Правда, после случившегося полиция стала чаще наведываться в скит, стали приезжать и пограничники, так как это приграничная территория. Но постоянно они там находиться не будут, конечно. Сейчас отец архимандрит живет в этом скиту все еще один.
– В фильме отец Гавриил, отвечая на ваш вопрос: «Почему у него до сих пор не появилось послушников в скиту?», говорит, что желающие были, но никто не выдерживает скитской жизни из-за царящей вокруг тишины. Вам удалось ощутить эту тишину?
– Дело в том, что отец Гавриил, благословляя меня снимать этот фильм, настойчиво приглашал приехать тогда, когда в скиту будет много людей. Я отснял кучу материала, но тишину услышать так и не смог. Так что сам я эту скитскую атмосферу не прочувствовал, но, возможно, это и не нужно – до конца показывать сокровенную жизнь монаха. Это та тайна, о которой должен знать лишь Господь.