что такое скфо в спорте
Северо-Кавказский федеральный округ
№ | Флаг | Субъект Федерации | Площадь, тыс. км 2 | Население (перепись 2010 г.), чел. | Столица или центр и их население, тыс. чел. |
---|---|---|---|---|---|
1 | Республика Дагестан | 50,3 | 2 910 249 | Махачкала (577,9) | |
2 | Республика Ингушетия | 3,5 | 412 529 | Магас (2,5) | |
3 | Кабардино-Балкарская Республика | 12,5 | 859 939 | Нальчик (240,9) | |
4 | Карачаево-Черкесская Республика | 14,3 | 477 859 | Черкесск (116,3) | |
5 | Республика Северная Осетия — Алания | 8 | 712 980 | Владикавказ (313,8) | |
6 | Ставропольский край | 66,2 | 2 786 281 | Ставрополь (401) | |
7 | Чеченская Республика | 16 | 1 268 989 | Грозный (271) |
География
Население и национальный состав
Численность населения [8] [9] | ||
---|---|---|
2010 | 2011 | 2012 |
9 428 826 |
Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения) [10] [11] [12] | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
20,1 | ||||||||
2009 | 2010 | 2011 | ||||||
Смертность (число умерших на 1000 человек населения) [13] [14] | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
7,3 | ||||||||
2009 | 2010 | 2011 | ||||||
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения) [15] [16] | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
12,8 | ||||||||
2009 | 2010 | 2011 | ||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) [17] | |
---|---|
2009 | |
72,0 |
Национальный состав
Население федерального округа, по результатам переписи 2010 года, составило по данным Росстата 9 428 826 человек.
По результатам переписи 2010 года, по данным Росстата национальный состав округа следующий [18] :
Крупные города
В федеральном округе 13 городов с населением более 100 тысяч человек [19] :
Повышенное внимание в СКФО уделят вопросам цифровизации, культуры, спорта и туризма
Под особым контролем
Вице-премьер России Дмитрий Чернышенко и постпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка провели совещание, посвященное вопросам цифровизации, развития спорта, культуры и туризма на Северном Кавказе. В нем приняли участие глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, министр спорта РФ Олег Матицын, руководитель Ростуризма Зарина Догузова, замглавы Минкульта РФ Ольга Ярилова, а также руководители регионов СКФО.
Юрий Чайка в ходе приветственного слова выразил благодарность вице-премьеру за внимание, которое тот проявляет в отношении северокавказских регионов. Он отметил растущую роль цифровизации, ее влияние на экономику и общественные отношения, а также на рынок труда и развитие у работников новых компетенций. По словам полпреда, регионам Северного Кавказа необходимо двигаться в ногу со временем, соответствуя всем современным тенденциям развития общества. Для этого, как указал Чайка, важно, чтобы в каждом из них была обеспечена качественная реализация национальной программы «Цифровая экономика», за счет которой к установленным срокам будут достигнуты целевые показатели развития общества.
Полпред обратил внимание и на другие важные аспекты развития субъектов СКФО. По его словам, огромное значение имеет сфера туризма. Чайка напомнил, что Северный Кавказ – это место, которое может быть весьма привлекательным для отдыха, так как исторически ассоциируется с понятиями здоровья и долголетия. Если рационально использовать конкурентные преимущества и сформировать условия для инвесторов, туризм здесь может выйти на новый уровень, но при этом не стоит забывать о бережном отношении к кавказской природе – ее нужно сохранить для будущих поколений.
В качестве главной цели обсуждения Чайка обозначил установление взаимодействия между федеральными и региональными органами власти и выработку решений по реализации ключевых направлений национальной программы «Цифровая экономика», национального проекта «Культура» и иных вопросов. По его мнению, скоординированное взаимодействие всех участников процесса способно обеспечить эффективное использование ресурсов, которыми располагает округ, и за счет этого будут созданы заделы для реализации будущих проектов по достижению национальных целей развития до 2030 года.
Поддержка и инициатива
Обращаясь к вопросу о цифровизации в регионах СКФО, вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что в каждом региональном органе будут назначены лица, ответственные за цифровую трансформацию. Их действия будут координироваться со стороны Минкомсвязи, которое, в свою очередь, даст оценку успешности данного процесса в каждом субъекте. До 2024 года на проекты цифровой трансформации в регионах предполагается выделить до 86 миллиардов рублей.
Кроме того, Чернышенко упомянул о развитии туризма, отметив, что участие субъектов в разработке нацпроекта в соответствующей сфере крайне важно. Он указал, что со стороны регионов СКФО должна исходить инициатива по участию в программе развития внутреннего туризма в текущем году. Ранее в рамках данной программы власти уже выделили 15 миллиардов рублей, которые будут направлены на поддержку отечественного турбизнеса и выплаты российским гражданам, выбирающим отдых внутри страны и покупающим туры на определенных условиях. Ожидается, что до 3 миллионов россиян захотят воспользоваться данной программой и получить так называемый «туристический кэшбек».
В Госдуму внесли законопроект о финансовых группах и финансовых холдингах. Документ подготовили для повышения эффективности контроля рисков на финансовом рынке, обеспечения финансовой стабильности и защиты прав клиентов финорганизаций.
Совместно с регионами
Президентский указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» затрагивает, помимо всего прочего, и нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации» в части достижения цели «Цифровая трансформация». Об этом заявил глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев. Он рассказал, что индикаторами достижения вышеуказанной цели являются четыре показателя: достижение «цифровой зрелости» в ведущих отраслях социальной сферы и экономики, в том числе, таких, как образование, здравоохранение, госуправление; цифровизация социально значимых услуг (до 95% услуг должно быть доступно в электронном виде); увеличение доли домохозяйств с возможностью широкополосного доступа к интернету до 97%, увеличение вложений в российские IT-решения в четыре раза по сравнению с показателями за 2019 год. Как пояснил Шадаев, работа над увеличением доли массовых социально значимых услуг и домохозяйств с доступом к сети будет осуществляться совместно с регионами. Помимо этого, он упомянул о платформе обратной связи на Едином портале государственных и муниципальных услуг, посредством которой жители регионов имеют возможность направить жалобы по работе органов государственной власти и органов местного самоуправления или выступить с какими-либо инициативами в этой сфере. По словам министра, все регионы СКФО захотели принять участие в пилотном проекте в рамках тестирования данной платформы.
Эффективность и контроль
В государственной программе «Развитие культуры» имеется особый раздел по опережающему развитию СКФО. Об этом заявила замминистра культуры Ольга Ярилова. Она уточнила, что в 2019 году Минкульт в рамка исполнения соответствующей программы направил для субъектов данного округа порядка 3 миллиардов рублей, а в 2020 году предполагается направить 1,5 миллиарда рублей. Нацпроект «Культура» предусматривает выделение северокавказским регионам финансирования в размере 5,5 миллиарда рублей до 2024 года. Ярилова высказалась по поводу задач, которые необходимо решить в текущем году. В первую очередь она подчеркнула важность рационального использования бюджетных средств. Как указала замминистра, прошлогодний опыт демонстрирует, что это возможно при условии, что взаимодействие с регионами выстроено эффективно, и по всей цепочке, начиная от федерального центра и заканчивая конкретным учреждением, действует система контроля. Кроме того, Ярилова сделала акцент на важности выполнения всех показателей нацпроекта. Она отметила, что в СКФО показатель посещаемости оказался вторым среди всех федеральных округов. По словам Яриловой, в августе в этот показатель будут внесены коррективы, и в ведомстве рассчитывают, что нацпроект «Культура» в округе будет исполнен на 100%, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться в этом году.
Зарина Догузова, возглавляющая Ростуризм, особое внимание обратила на реализацию подпрограммы «Туризм», входящей в госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика». Она обозначила пути решения отдельных вопросов субъектов СКФО, в том числе, связанных с развитием туристической сферы. Догузова упомянула о развитии туристической, санаторно-курортной и иной инфраструктуре, а также необходимости продвижения туристического потенциала регионов СКФО. Кроме того, глава Ростуризма рассказала о новом нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства», разработку которого поручил ведомству президент РФ. Догузова указала, что его формирование обеспечит возможность синхронизации профильных федеральных ведомств, региональных органов государственной власти, а также различных организаций, экспертов и профессиональных сообществ и позволит оптимизировать работу, направленную на сохранение и развитие туристического потенциала страны. Руководитель Ростуризма отметила, что проект позволит России выйти в мировые лидеры в данном направлении. Она попросила власти субъектов СКФО активнее подключаться к соответствующему процессу и предлагать собственные идеи, проекты и мероприятия, которые могли бы способствовать обеспечению качественного и комфортного отдыха для россиян и гостей из других стран.
По итогам совещания сформирован перечень поручений, реализация которых будет взята на особый контроль.
Развитие спортивной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе с учетом национальных особенностей
The development of sports infrastructure in the North Caucasus federal district, taking into account national peculiarities
Выходные сведения: Тюфтяков А.А. Развитие спортивной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе с учетом национальных особенностей // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/razvitie-sportivnoy-infrastruktury-skfd/
Авторы:
Тюфтяков А.А. 1 1 преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Рос-сийская Федерация, taa02@mail.ru
Authors:
Tuyftyakov A.A. 1
1 lecturer of the Physical Education Department, «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation, taa02@mail.ru
Ключевые слова: СКФО, массовый спорт, финансирование, социально-экономическое развитие, спортивная инфраструктура, олимпийский резерв
Keyword: North Caucasus Federal district, sports, financing, socio-economic development, sports infrastructure, Olympic reserve
Аннотация: В статье проводится анализ основных социально-экономических показателей Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в динамике за 2014-2016 гг.: выполнена оценка состояния спортивной инфраструктуры в разрезе регионов СКФО, определены динамические изменения в объемах финансирования физической культуры и спорта (ФКИС) как в абсолютном выражении, так и в расчете на одного жителя, а также представлена структура распределения средств на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) спортивно-технологическим оборудованием в рамках в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.». В ходе анализа было установлено, что в СКФО низкий уровень социально-экономического развития, поскольку федеральный округ вносит низкий вклад в ВВП страны, в регионе наблюдается снижение объемов инвестирования, а также достаточно высокий уровень миграционного оттока, который в силу национально-религиозных особенностей народностей Северного Кавказа перекрывается высоким уровнем рождаемости. Как было установлено, в СКФО на развитие ФКИС выделяются самые низкие объемы финансирования в России, что обусловлено в большей степени дотационным характером бюджетов регионов СКФО. Несмотря на низкие объемы фи-нансирования, СКФО является родиной большого числа олимпийских чемпионов по спортивной борьбе. Наибольшие объемы финансирования ФКИС в расчете на одного жителя выше в Чеченской Республике, ниже остальных финансирование в расчете на 1 жителя в Кабардино-Балкарии.
Annotation: The analysis of the main socio-economic indicators of the North Caucasus Federal district (ncfo) in the dynamics for 2014-2016 is carried out in the article: the state of the sports infrastructure in the context of the regions of the NCFD is assessed, the dynamic changes in the volume of financing of physical culture and sports (FKIS) are determined both in absolute terms and per capita, and the structure of distribution of funds for equipping sports and health complexes (Foci) with sports and technological equipment is presented in the framework of the Federal target program «Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015». The analysis found that the NCFD has a low level of socio-economic development, since the Federal district makes a low contribution to the country’s GDP, there is a decrease in investment in the region, as well as a sufficiently high level of migration outflow, which due to the national and religious features of the peoples of the North Caucasus is covered by a high birth rate. The NCFD allocates the lowest amounts of funding for the development of the FCIS in Russia, which is due to the more subsidized nature of the regional budgets of the NCFD. Despite the low funding, the NCFD is home to a large number of Olympic wrestling Champions. The largest amount of funding for FKIS per capita is higher in the Chechen Republic, while the rest is lower per 1 resident in Kabardino-Balkaria.
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – наименьший по площади территории субъект Российской Федерации, с высокой плотностью населения, которая уступает только Центральному Федеральному округу [1, 2]. В состав СКФО входит 6 республик и 1 край. Численность населения в СКФО имеет тенденцию к росту, несмотря на высокие темпы миграционного оттока, которые перекрываются самыми высокими в стране показателями рождаемости. Демографическая ситуация в СКФО обусловлена религиозными и национальными особенностями населения, проживающего на его территории.
В силу национально-религиозных особенностей населения социально-экономическое развитие и развитие спорта в регионе отличается от общих тенденций в регионах России. В СКФО готовят сильнейших спортсменов по греко-римской борьбе, вольной борьбе и дзюдо, которые становятся олимпийскими чемпионами, и на протяжении многих лет не уступают золотые медали в вышеупомянутых видах спорта участникам из других стран [3]. Еще одной отличительной особенностью развития спорта в регионе является невысокая доля женщин, систематически занимающихся спортом, что связано с религиозными особенностями и национальными традициями народов Северного Кавказа. В силу природно-географических условий в СКФО располагается сравнительно небольшое количество бассейнов, что может быть связано с особенностями рельефа. Несмотря на самую маленькую площадь территории из всех субъектов РФ, спортивная инфраструктура развита в СКФО лучше, чем в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) – самом большом по площади территории, поскольку число стадионов, плоскостных сооружений и залов в СКФО превышает показатели ДФО [4].
СКФО принял участие в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [5] и ее продолжении на 2016-2020 гг. [6]. Результаты программы, отраженные в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» (ФЦП) [7], показали, что в СКФО было создано больше спортивных объектов, чем Уральском, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах, а объем средств, направленных на развитие спортивной инфраструктуры превысил 3,5 млрд. руб. Также СКФО занимает 4 место по объемам, полученных на приобретение искусственных покрытий для футбольных полей, и первое место по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, увеличение которой обусловлено действием ФЦП.
В связи с тем, что СКФО обладает рядом особенностей в социально-экономическом развитии, располагая одной из лучших в мире школой по подготовке борцов (вольная борьба, греко-римская борьба), о чем говорят результаты олимпиад. Рассмотрим, как в динамике изменялись основные социально-экономические показатели региона, спортивную инфраструктуру в разрезе регионов СКФО, затраты на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) спортивно-технологическим оборудованием в рамках развития массового спорта, динамику изменения объемов финансирования ФКИС в разрезе регионов СКФО.
Статья написана с использованием статистической информации Федеральной службы государственной статистики [1, 2], статистическая информация Министерства спорта РФ [4, 7]. Для анализа данных использовались статистико-экономические методы (метод сбора данных, метод сравнительного анализа, метод статистического наблюдения, табличный метод, и графический метод) [8].
Результаты и обсуждение
На современном этапе в Российской Федерации большое внимание уделяется развитию массового спорта [9, 10], проявляющееся, в том числе в развитии спортивной инфраструктуры [11]. Развитие социальной сферы имеет большую зависимость от состояния экономики страны. В Российской Федерации, ввиду введенных против нее экономических санкций [12], которая в совокупности со снижением цен на нефть привела к кризисной ситуации в экономике. Ученые часто подчеркивают, что финансирование спорта в России находится на недостаточно высоком уровне [13], и, в силу экономических обстоятельств, следует ожидать изменения в политике финансирования спортивной отрасли и перехода к использованию государственно-частного партнерства в области спорта [14].
На финансирование спорта и развитие спортивной инфраструктуры влияет также социально-экономическое развитие региона, поскольку при невозможности получения целевых средств из федерального бюджета регионы сами финансируют приоритетные направления, необходимые для формирования благоприятной среды проживания населения на их территории. Социально-экономическое развитие СКФО, как отмечают Абазов А.С. и Хубулова В.В. [15], как и во всей России имеет дисбаланс в рамках отдельных территорий. Имеются проблемные округа из-за низкозаселенности при очень тяжелых природно-климатических условиях, что препятствует динамичному развитию социальной сферы, в том числе улучшению спортивной инфраструктуры [16, 17].
СКФО пополняет олимпийский резерв Российской Федерации перспективными спортсменами по спортивной борьбе. Спортивная борьба – основной вид спорта, практически традиционный, для народов Северного Кавказа [20]. И, как отмечает Магомедалиева М.Б. [21], если в 2020 г. будет принято решение об исключении спортивной борьбы из списка Олимпийских игр, то это негативно скажется как на лидирующих позициях России в медальном зачете, так и на развитии Северного Кавказа.
В целом в СКФО наблюдается прирост численности населения и снижение миграционного оттока, но в силу слабого экономического развития большинства республик, входящих в его состав, перспектив для развития экономики в регионе не так много. Некоторые авторы [22] связывают слабое развитие экономики СКФО с проблемами безработицы, высокого уровня коррупции, высокой дотационности республик СКФО, а также со сложными естественно-географическими условиями и большим количеством этнических групп населения, проживающих на его территории.
Проанализируем основные социально-экономические СКФО показатели в динамике за 2014-2016 гг., чтобы оценить его долю в экономике России.
Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических показателей СКФО 2014-2016 гг.
Численность населения, тыс. чел.
Доля в структуре РФ, %
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
В % от среднего по России уровня
Стоимость основных фондов, млрд. руб.
Доля в структуре РФ, %
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
Доля в структуре РФ, %
Объем ВРП, млрд. руб.
Доля в структуре РФ, %
Источник: данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики РФ [1, 2]
В динамике численность населения СКФО увеличивается и в структуре РФ занимает 6,7% (таблица 1). Заработные платы в регионе значительно ниже, чем в среднем по России и этот разрыв в динамике увеличивается, достигая 37,3%, что объясняет высокий миграционный отток населения. Стоимость основных фондов СКФО занимает всего 2,5% в структуре России, а инвестиции не превышают 4% и динамике сокращаются. ВРП в абсолютном выражении растет, но его доля в структуре России снижается. Исходя из анализа, можно сказать, что социально-экономические показатели СКФО находятся на низком уровне и вклад региона в развитие российской экономики носит незначительный характер.
Как отмечалось выше, спортивная инфраструктура в СКФО развита даже лучше, чем в ДФО, несмотря на небольшую площадь территории. Проанализируем количество спортивных сооружений, расположенных в регионах СКФО, для наглядного представления о размещении спортивных объектов на территории федерального округа, и структуру занимающихся спортом по состоянию на 2016 г.
Таблица 2 – Спортивная инфраструктура СКФО, 2016 г.
Площадь территории, кв. км.
Количество спортивных сооружений
Плоскост-
ные сооружения
Численность занимающихся, в % от всего населения
Доля женщин, в % от численности женщин
Республика Северная Осетия-Алания
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Распределение общего числа спортивных сооружений по регионам СКФО пропорционально площади территории, занимаемой этими регионами (таблица 2). Стоит отметить республику Дагестан, поскольку спортивная инфраструктура на фоне других республик наиболее развита, а сам регион является родиной большого количества олимпийских чемпионов по различным видам спортивной борьбы. Судя по доле населения, систематически занимающегося спортом, хуже всего развит массовый спорт в Республике Ингушетия, где наблюдается наименьший процент занимающихся спортом, особенно низок показатель вовлеченности женщин.
Оценим, как изменялось финансирование ФКИС в СКФО в период за 2014-2016 гг.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 1 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в регионах СКФО в 2014-2016 г., млн. руб.
Наиболее стабильно происходило финансирование ФКИС в Чеченской Республике и Республике Дагестан (рисунок 1). Карачаево-Черкесская Республика вышла на третье место по объемам финансирования ФКИС только за счет огромного вливания в 2014 г., а в последующие годы суммы приблизились к показателям Республики Ингушетия и Кабардино-балкарии. Также стабильность в финансировании наблюдается в Республике Северная Осетия-Алания. В динамике объемы финансирования растут в Ставропольском крае, в Чеченской Республике финансирование происходит скачкообразно. Но при всем этом объемы финансирования ФКИС в СКФО находятся на самом низком уровне в России, к примеру, в ЦФО и ПФО объемы финансирования ФКИС в 10 раз выше.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 2 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя в регионах СКФО в 2014-2016 г., руб.
В силу того, что в Карачаево-Черкесской Республике финансирование происходило крайне неравномерно, целесообразно исключить ее из графического анализа. В расчете на 1 жителя финансирование ФКИС выше всего в Чеченской Республике (рисунок 2). Достаточно высоко относительно других регионов можно оценить показатели Республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания. Ниже остальных финансирование в расчете на 1 жителя в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии.
Развитие массового спорта во многих регионах России стало возможным благодаря повышению доступности спортивных объектов, в частности за счет создания большого количества ФОКов.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 3 – Структура финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов СКФО
Наибольшее количество оснащенных спортивно-технологическим оборудованием ФОКов в СКФО оказалось в Ставропольском крае (рисунок 3), туда же был направлен наибольший объем целевых средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием. На втором месте по объему полученных средств находится Карачаево-Черкесская Республика, на третьем Кабардино-Балкария. Наименьший объем средств был получен Республикой Дагестан.
В ходе исследования было установлено, что социально-экономическое развитие СКФО находится на низком уровне. Регион характеризуется самым высоким уровнем естественного прироста и высоким миграционным оттоком населения. Доля СКФО в ВРП страны находится на уровне 2,5%, а уровень заработных плат значительно ниже среднероссийского уровня.
Спортивная инфраструктура в СКФО достаточно хорошо развита, а распределение спортивных объектов пропорционально площади территории, занимаемой отдельными регионами. Наиболее высокая доля населения, занимающегося спортом, фиксируется в Республике Дагестан, а наиболее низкая – в Республике Ингушетия.
Отличительной особенностью развития спорта в СКФО является сильная школа по подготовке спортсменов в спортивной борьбе – регион богат на Олимпийских чемпионов по греко-римской и вольной борьбе. В то же время уровень финансирования ФКИС в СКФО самый низкий в России, что объясняется дотационным характером бюджета СКФО, поэтому на развитие спорта выделяются крайне низкие суммы.
По результатам исследования можно сказать, что регион нуждается в реформировании социально-экономической среды, развитии сильных сторон региона для развития АПК, туризма, отраслей нефтехимической промышленности, что смогло бы поспособствовать уменьшению зависимости СКФО от дотаций.