что такое сказочные формулы в сказке

Разработка урока с авторской презентацией по литературе на тему «Поэтика русской народной сказки. Сказочные формулы» (5 кл.)

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Какие поступки совершает герой? 2. Какие черты характера присущи герою? 3. Как относятся к герою другие персонажи? 3. Чем вам понравился герой? ПЛАН-ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА

ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ

1. Старинные слова и устойчивые выражения; 2. Троекратные повторы; 3. Постоянные эпитеты. СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Эпитет – это эмоционально-оценочное определение, подчеркивающее признак предмета, создающий определенный образ. Постоянные эпитеты – это эпитеты, которые употребляются постоянно только в сочетании с одним определенным словом: добрый молодец, красная девица. Постоянные эпитеты характерны для произведений УНТ, в том числе и для сказок. СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Выучить термины: эпитет, постоянный эпитет; Выписать из сказки примеры: постоянных эпитетов, повторов, сказочных выражений Прочитать сказку: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Номер материала: ДВ-404373

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов

Время чтения: 2 минуты

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц

Время чтения: 1 минута

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказке

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Определение

Сказочными формулами называют устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, своего рода штампы, которые используются во всех фольклорных сказках. Эти фразы по месту их употребления в повествовании разделяют на зачинные (или инициальные), срединные (медиальные) и концовки.

Сказочные формулы в сказке выполняют функцию своеобразных композиционных элементов, мостиков повествования, переводя слушателя от одного сюжетного события к другому. Они помогают слушателю запомнить историю и облегчить ее пересказ, а также наполняют сказочное повествование напевностью.

Зачин (инициал)

Самый популярный и хорошо всем известный пример из народных сказок: «Жили-были. » (царь с царицей, старик со старухой и др.). Характерно, что это краткие предварительные данные, и для сюжета они не особенно важны.

Этот вид формул дает слушателю установку на вымысел, поскольку сообщает, что сказочное событие произошло не сегодня, не вчера, а когда-то «давным-давно», «в незапамятные времена».

В зачине может присутствовать не только временной, но и пространственный ориентир, например: «в одном царстве, тридевятом государстве. «, «в одном селе. » и др.

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказкеИ временной, и топографический зачины сообщают неконкретные, неопределенные сведения, подготавливая слушателя (читателя), отрывая его от обыденной обстановки и указывая ему, что его вниманию предлагается именно сказка, то есть вымышленная история. События этой истории протекают в неведомом месте, в неведомое время.

Иногда для того, чтобы указать, что мир необычен, сказитель мог ввести даже дополнительные черты настоящего абсурда: «Это произошло, когда козлиные рога упирались в небо, а верблюжий хвост был короток и тащился по земле …» (тувинская народная сказка).

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказкеМногие авторы литературной сказки, строя свое произведение в народно-поэтической сказочной манере, с теми же целями активно использовали в качестве стилистически организующих элементов сказочные формулы. Вот хорошо всем известный пример зачина из «Сказки о Рыбаке и Рыбке» А.С. Пушкина:

«Жили-были старик со старухой

У самого синего моря. «

Присказка

Известную фольклорную присказку про Кота ученого, переложив ее в стихотворение, включил в свою поэму «Руслан и Людмила» Александр Сергеевич Пушкин.

Медиальные (срединные) формулы

Сказочные формулы середины могут указывать на временные и пространственные рамки повестования, то есть сообщать о том, как долго и где именно странствовал герой. Это может быть просто сообщение («долго ли, коротко ли шел он») либо же здесь может рассказываться о трудностях, с которыми пришлось столкнуться герою (героине) в пути: «семь пар железных сапог истоптала, семь железных хлебов изгрызла» или «три железных посоха изломала».

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказкеИногда срединная формула становилась некоей остановкой в рассказе, указывая на то, что история подходит к развязке: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. «

Многие из сказочных формул имеют древнейшее происхождение. Хоть и схематично, но они сохраняют в себе ритуально-магические черты. Так, удивление стража Царства Мертвых из сказок индоевропейских народов угадываем мы в реплике Бабы-Яги, которая при встрече с Иваном-Царевичем не может не заметить: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!»

Формулы-описания

Широко распространены в сказках портретные формульные фразы, которые служат для описания персонажей и явлений природы. Как и присказки, они так же мало привязаны к конкретной истории и кочуют из сказки в сказку.

Вот примеры сказочных формул, служащих для характеристики боевого богатырского коня: «Конь бежит, земля под ним дрожит, из обоих ноздрей пламенем пышет, из ушей дымом валит». Или: «Его ладный конь несется, горы и долы перепрыгивает, темны чащи между ног пропускает».

Концовка

У конечных (финальных) фраз сказки иные, нежели чем у начальных, задачи: они возвращают слушателя в реальный мир, порой сводя повествование к короткой прибаутке. Иногда концовка может содержать некую моральную сентенцию, поучение, содержать в себе житейскую мудрость.

Конечная формула может кратко сообщить о будущем героев: «Стали они жить, да поживать, да добра наживать. «

Заканчиваться сказка может и иначе, когда сказитель, как бы ставя в повествовании точку, объявляет: «Вот вам сказка, а мне дайте бубликов связку». Или: «Вот и сказочке конец, подай водочки корец».

Источник

Интеллектуальные и креативные формулы русской народной сказки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)

Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение

Интеллектуальные и креативные формулы

русской народной сказки.

Исполнитель: учитель начальных классов Фомина Елена Геннадиевна

Сыктывкар 2016

Содержание

Основные особенности сказки. История бытования сказки………………….6

Функции сказки: культурно-этническая, лексико-образная,

Сказка – инструмент интеллектуального развития…………………………. 36

Креативная функция сказки……………………………………………………39

— Понятие о воображении

— Развитие творческого воображения

Введение

«Через сказку, фантазию, игру – через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А.Сухомлинский

Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Издательства выпускают большое число сборников сказок разных эпох и народов. Немало существует и исследовательских книг, статей о сказках. Однако учебных книг о сказке почти нет. Небольшие и весьма общие разделы, отведенные сказке в справочной литературе, в учебниках по фольклору, работы, написанные учеными на социальные темы (происхождение сказок, их композиция), не могут удовлетворить потребности учителя.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, культурно-этническая, лексико-образная, креативная функции сказок.

Во-первых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен культуры исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его традиции и обычаи героев, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.

В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Школьник встречается со сказками и в азбуке, и в первых книгах для чтения, и при изучении литературы в старших классах. Но, проводя внеклассные мероприятия и викторины, видно, что круг сказок, читаемых детьми, узок, они плохо знают героев сказок, обычаи и традиции своего и других народов. Поэтому одним из важных моментов в работе с детьми является расширение круга читаемых сказок, знакомство с основными особенностями сказки, их типами и характерными сказочными героями, обрядами и традициями.

Во-вторых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому опыту.

Поэтому передо мной, как учителем, встает необходимость создания на уроке условий, стимулирующих развитие эмоциональной сферы детей.

К сожалению, сейчас все больше внимания стали уделять только интеллектуальному развитию. Родители очень рано начинают обучать своих детей, готовить к взрослой жизни. Но для ребенка важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств.

Младший школьник начинает осознавать себя как личность. Он учится строить свои отношения со сверстниками, жить в коллективе. При этом он сталкивается с трудностями общения. Это возраст, когда ребенок очень любит играть. И чаще всего личностные качества проявляются в игре (честность, взаимопонимание, взаимовыручка, умение прощать, быть терпимым к другим, сопереживание).

Решение этой проблемы вижу через погружение в мир сказок. Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы к тебе относились другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе. Идентифицируя себя со сказочными героями, младший школьник стремится подражать им в своей жизни. Задача учителя помочь найти ребенку свое «я» и свое место в обществе, не навязывая образцов и стандартов.

В-третьих, сказка выполняет лексико-образную функцию.

В начальный период обучения происходит обогащение словарного запаса и речевой активности, но все же в этот период дети с трудом связанно и логично строят предложения, редко применяют средства выразительности в речи. В решении этой проблемы так же помогут сказки. Они расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Помогают сделать нашу речь эмоциональной, образной, красивой. Формируют языковую культуру личности, учат владению многозначительностью народной речи.

Сочинение сказок в начальной школе является основой способности к творческому выполнению заданий в старшей школе, в том числе интеллектуальных, умения принимать нестандартные решения в будущем, когда школа уже окончена, а умение связывать между собою отдельные сказочные образы затем перерастет в логическое мышление.

От учителя требуется мобилизация всех способов, приемов, механизмов, методик, формирующих творческие качества личности.

Работая учителем начальных классов, прихожу к выводу о том, что сказка оказывает незаменимую услугу ребенку, являясь эффективным инструментом познания мира, развивает ребенка интеллектуально, творчески и нравственно. Поэтому мне интересна эта тема и не только традиционная методика, но и творческие инновационные наработки педагогов в данной области. В своей работе я сделала попытку обобщить существующий опыт и использовать его в работе с детьми.

Изучая этот вопрос, я обратилась к истории изучения сказки, педагогам и писателям.

Поэтому большой интерес для меня представляют работы Э.В.Померанцевой, В.П.Аникина, В.Я.Проппа, посвященные русской сказке. В них описывается история бытования сказок, основные черты сказки и попытки её классификации.

Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться настоящей, большой мечты. Метод творческого воображения у детей успешно применялся Львом Толстым, авторами ТРИЗ (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.), Джанни Родари. Идея книги Д.Родари «Грамматика фантазии» сводится к тому, что воображение присуще не только талантливым людям, а им наделены все.

Глубоко проникнуть в мир сказки младшему школьнику нелегко. Поэтому в своей работе я ставлю перед собой цель:

Формирование и развитие нравственных основ личности младшего школьника путём изучения русских народных сказок.

Научить младших школьников ориентироваться в мире сказок, знать и глубоко понимать их, опираясь на своеобразие типов сказок, показать этнонациональное своеобразие сказок.

Формировать языковую культуру личности ребёнка, способствовать воспитанию красивой речи, коммуникативной компетенции обучающихся.

Воспитывать основы духовности, нравственного отношения к жизни, национального самосознания.

Формировать творческие качества личности.

1. Основные особенности сказки. История бытования сказки

Сказка – поэтический вымысел: это подчеркивается распространенным в русской сказочной традиции зачином сказки: «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве», посредством которого слушатель уводится в особый, «сказочный» мир, живущий своей особой жизнью. Такое же значение имеет и распространенная в русских сказках концовка «Сказка вся – боле врать нельзя».

Характерные черты сказки, живущей в быту народа в течение многих веков, определяются самой жизнью народа, условиями его труда, его духовными и эстетическими запросами.

Русская сказка чрезвычайно многообразна и богата. Ее национальная специфика сказывается в ее высокой идейности, в своеобразии ее богатого языка, в чисто русских бытовых подробностях, в характере пейзажа, в том, что в ней рисуется определенный уклад русской жизни.

Структура сюжета определяется многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойственен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов, а также устойчивостью компонентов. Ей присущи почти все постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение лиц, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достичь цели.

Идейное богатство русской сказки, так же, как ее высокая художественная ценность, способствовали ее сохранности в устном репертуаре народа, определили интерес к ней лучших русских писателей, художников, композиторов.

История бытования сказки

Русский сказочный репертуар весьма богат. Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. В «Слове о богатом и убогом» ( XII в.) рассказывается о том, как богатому человеку перед сном особые слуги «бають и кащунять» – сказывают сказки. В летописях и других памятниках древней письменности встречаются словесные формулы, близкие к сказочным. К началу XIII в. русской сказке уже была свойственна так называемая «сказочная обрядность», т.е. стилевые каноны сказки, общие места, троичность, постоянные эпитеты и т.д. уже сложились в эпоху Киевской Руси.

В XVIII в. кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания, в которых обычно народные сказки подвергались переделке, как в книге М.Д.Чулкова «Пересмешник, или Славянские сказки» (1761). В XVIII в. появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными сказочными особенностями: «Сказка о воре Тимошке» и «Сказка о цыгане» в сборнике В.Левшина «Русские сказки» (1780-1783), «Сказка о Иване-богатыре, мужицком сыне» в сборнике П.Тимофеева «Русские сказки» (1787).

В первой половине XIX в. бытовало немало рукописных сборников сказок, но появились и печатные сборники. Тексты сказок первой половины XIX в. из сборников и рукописей объединены в книге «Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX в. (1961).

Важное общественное и научное значение получил сборник А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки» (1885-1864). Это общерусский сборник: в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.

В конце XIX – начале XX вв. появляется ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. После революции собирание сказок приняло организованные формы: его вели научные институты и высшие учебные заведения. В наши дни они продолжают эту работу.

Источник

Что такое сказочные формулы

Определение

Сказочными формулами называют устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, своего рода штампы, которые используются во всех фольклорных сказках. Эти фразы по месту их употребления в повествовании разделяют на зачинные (или инициальные), срединные (медиальные) и концовки.

Сказочные формулы в сказке выполняют функцию своеобразных композиционных элементов, мостиков повествования, переводя слушателя от одного сюжетного события к другому. Они помогают слушателю запомнить историю и облегчить ее пересказ, а также наполняют сказочное повествование напевностью.

Зачин (инициал)

Самый популярный и хорошо всем известный пример из народных сказок: «Жили-были. » (царь с царицей, старик со старухой и др.). Характерно, что это краткие предварительные данные, и для сюжета они не особенно важны.

Этот вид формул дает слушателю установку на вымысел, поскольку сообщает, что сказочное событие произошло не сегодня, не вчера, а когда-то «давным-давно», «в незапамятные времена».

В зачине может присутствовать не только временной, но и пространственный ориентир, например: «в одном царстве, тридевятом государстве. «, «в одном селе. » и др.

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказкеИ временной, и топографический зачины сообщают неконкретные, неопределенные сведения, подготавливая слушателя (читателя), отрывая его от обыденной обстановки и указывая ему, что его вниманию предлагается именно сказка, то есть вымышленная история. События этой истории протекают в неведомом месте, в неведомое время.

Иногда для того, чтобы указать, что мир необычен, сказитель мог ввести даже дополнительные черты настоящего абсурда: «Это произошло, когда козлиные рога упирались в небо, а верблюжий хвост был короток и тащился по земле …» (тувинская народная сказка).

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказкеМногие авторы литературной сказки, строя свое произведение в народно-поэтической сказочной манере, с теми же целями активно использовали в качестве стилистически организующих элементов сказочные формулы. Вот хорошо всем известный пример зачина из «Сказки о Рыбаке и Рыбке» А.С. Пушкина:

«Жили-были старик со старухой

У самого синего моря. «

Присказка

Известную фольклорную присказку про Кота ученого, переложив ее в стихотворение, включил в свою поэму «Руслан и Людмила» Александр Сергеевич Пушкин.

Медиальные (срединные) формулы

Сказочные формулы середины могут указывать на временные и пространственные рамки повестования, то есть сообщать о том, как долго и где именно странствовал герой. Это может быть просто сообщение («долго ли, коротко ли шел он») либо же здесь может рассказываться о трудностях, с которыми пришлось столкнуться герою (героине) в пути: «семь пар железных сапог истоптала, семь железных хлебов изгрызла» или «три железных посоха изломала».

что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть фото что такое сказочные формулы в сказке. Смотреть картинку что такое сказочные формулы в сказке. Картинка про что такое сказочные формулы в сказке. Фото что такое сказочные формулы в сказкеИногда срединная формула становилась некоей остановкой в рассказе, указывая на то, что история подходит к развязке: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. «

Многие из сказочных формул имеют древнейшее происхождение. Хоть и схематично, но они сохраняют в себе ритуально-магические черты. Так, удивление стража Царства Мертвых из сказок индоевропейских народов угадываем мы в реплике Бабы-Яги, которая при встрече с Иваном-Царевичем не может не заметить: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!»

Формулы-описания

Широко распространены в сказках портретные формульные фразы, которые служат для описания персонажей и явлений природы. Как и присказки, они так же мало привязаны к конкретной истории и кочуют из сказки в сказку.

Вот примеры сказочных формул, служащих для характеристики боевого богатырского коня: «Конь бежит, земля под ним дрожит, из обоих ноздрей пламенем пышет, из ушей дымом валит». Или: «Его ладный конь несется, горы и долы перепрыгивает, темны чащи между ног пропускает».

Концовка

У конечных (финальных) фраз сказки иные, нежели чем у начальных, задачи: они возвращают слушателя в реальный мир, порой сводя повествование к короткой прибаутке. Иногда концовка может содержать некую моральную сентенцию, поучение, содержать в себе житейскую мудрость.

Конечная формула может кратко сообщить о будущем героев: «Стали они жить, да поживать, да добра наживать. «

Заканчиваться сказка может и иначе, когда сказитель, как бы ставя в повествовании точку, объявляет: «Вот вам сказка, а мне дайте бубликов связку». Или: «Вот и сказочке конец, подай водочки корец».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *