что такое скалярная цепь в менеджменте
II. Принципы управления А. Файоля
В историю менеджмента А. Файоль вошел не только благодаря выделенным им административным функциям, но и за счет так называемых принципов управления. Его знаменитые 14 принципов управления упоминаются в любом учебнике менеджмента, поэтому в этой лекции мы не можем их не коснуться.
14 принципов управления Анри Файоля |
1. Разделение труда; |
2. Власть; |
3. Дисциплина; |
4. Единство распорядительства (командования); |
5. Единство руководства; |
6. Подчинение частных интересов общему; |
7. Вознаграждение; |
8. Централизация; |
9. Иерархия (скалярная цепь); |
10. Порядок; |
11. Справедливость; |
12. Постоянство состава персонала; |
13. Инициатива; |
14. Единение персонала. |
Весьма важным является тезис А. Файоля о необходимости творческого подхода к реализации предлагаемых принципов. Он пишет, в частности, что «Почти никогда не приходится применять один и тот же принцип в тождественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов». Впоследствии именно этот тезис стал методологическим основанием для развития ситуационного подхода к управлению.
1. Разделение труда. А. Файоль не первым обратился к проблеме разделения труда. До него этот вопрос подробно обсуждался в работах А. Смита, Ч. Бэббиджа, М. Вебера, Ф. Тейлора и др. А. Файоль делает акцент на двух обстоятельствах, определяющих необходимость разделения труда:
— широта выполняемых функций неизбежно связана с частыми переменами, а всякая перемена влечет за собой усилие приспособления, т. е. уменьшение производства;
— разделение труда позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие.
Вместе с тем А. Файоль совершенно справедливо отмечает, что разделение труда должно иметь пределы. Это замечание стало весьма актуальным уже во второй половине XX в. в связи с развитием автоматизации. Стало ясно, что предельное разделение труда снижает его содержательность, что негативно сказывается на трудовом поведении работника.
Наиболее действенными средствами поддержания дисциплины, по мнению А. Файоля, являются:
— хорошие начальники на всех ступенях;
— возможно более ясные и справедливые соглашения;
— рассудительно применяемые карательные санкции.
4. Единство распорядительства. Смысл этого принципа, по А. Файолю, состоит в том, что «служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник». Таким образом, предложенное ранее разделение труда должно коснуться и самой управленческой деятельности. Сфера управления также должна быть функционализирована, в этом он смыкается с учением Ф. Тейлора о функциональной организации.
5. Единство руководства. По мнению А. Файоля, единство руководства связано с единством распорядительства, но их не следует смешивать. Выражается же принцип единства руководства следующим образом: один руководитель и одна программа действий для всей совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
6. Подчинение частных интересов общим. Данный принцип означает, что в рамках предприятия интересы отдельного служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия в целом.
Средствами для достижения данного принципа являются:
— стойкость и хороший пример начальников;
— возможно более справедливые соглашения;
7. Вознаграждение персонала. А. Файоль обратился к проблеме вознаграждения персонала уже после Ф. Тейлора и, очевидно, не ставил перед собой задачи столь же подробно изучить эту проблему, как это сделал Ф. Тейлор. Тем не менее, в его наблюдениях относительно правил вознаграждения персонала много актуального и по сей день.
Непосредственный размер заработной платы конкретного работника, по мнению А. Файоля, должен определяться двумя группами факторов.
1. Факторы, не зависящие от воли хозяина и ценности служащего:
— дороговизна жизни в регионе;
— общее состояние дел в отрасли;
— экономическое положение предприятия.
2. Факторы, зависящие от ценности служащего:
— личный вклад работника;
— рыночная стоимость работника (избыток или недостаток подобного рода специалистов на рынке труда).
Крайне важным является тезис А. Файоля о ситуационном характере степени централизации, которая может зависеть от таких факторов, как:
— широта номенклатуры производимой продукции;
— экономическое состояние предприятия;
— квалификация персонала и его отношение к труду.
С этой точки зрения невозможно абстрактно оценить преимущество и недостатки централизированного или децентрализированного руководства, все определяется указанными выше и многими другими факторами. Этот тезис А. Файоля впоследствии также был использован сторонниками ситуативного подхода к управлению.
— создавать условия для развития горизонтальных отношений;
— поощрять право должностных лиц определенного уровня на принятие самостоятельных решений.
Рис. 2.1. Скалярная цепь А. Файоля
10. Порядок. А. Файоль в качестве характеристики данного принципа использует различение материального и эмоциального порядка. При этом формула материального порядка у него звучит так: «определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте».
Таков же для него и социальный порядок – «определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте». Так же и в случае с социальным организмом.
11. Справедливость. В характеристике данного принципа А. Файоль различает понятия «правосудие» и «справедливость». Правосудие для него предполагает наличие определенных твердо установленных правил. Между тем реальная деятельность на предприятии столь многообразна, что, очевидно, не может быть обеспечена набором всех необходимых правил. Поэтому, считает А. Файоль, акцент нужно делать не только на нормы, но и на благожелательное отношение к персоналу, и справедливость он рассматривает как результат сочетания благожелательности с правосудием.
12. Постоянство состава персонала. Во времена А. Файоля промышленный персонал еще не обладал высокой квалификацией и для многих предпринимателей рассматривался как своего рода проходящий материал. Однако и тогда уже на освоение профессии требовалось время, и особенно это было актуально для работников, занимавших руководящие должности. А. Файоль очень точно отмечает, что «текучесть состава является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел на предприятии.
Одновременно А. Файоль предупреждает, что чрезвычайно низкая текучесть приводит к старению коллектива, к ослаблению критичности и инновационности его потенциала. Этот тезис полностью подтвердили и исследования, проводившиеся во второй половине XX в.
В частности, было установлено, что при текучести кадров, не превышающей 5% в год, на предприятии начинаются серьезные стагнационные процессы.
14. Единение персонала. Одной из основных задач руководителя является единение персонала. Главным принципом, обеспечивающим единение персонала, по мнению А. Файоля, является обеспечение единства распорядительства. Одновременно в целях единения персонала руководитель должен избегать двух опасностей:
— ни при каких обстоятельствах нельзя разделять персонал на враждующие группы;
— нельзя злоупотреблять письменными формами общения с персоналом.
Аналитический подход к принципам управления А. Файоля позволяет сделать следующие выводы:
1. А. Файоль выступает как убежденный сторонник ситуативного подхода к управлению. По его мнению, в управлении нет единственно верного пути, практическое применение тех или иных управленческих принципов зависит от множества внутренних и внешних обстоятельств. Вполне закономерно в этих условиях суждение А. Файоля об управлении как особого рода искусства.
2. Взгляды А. Файоля выходят далеко за рамки организационно-технологического подхода. Вместе с тем необходимость управления поведением персонала у него скорее декларируется, поскольку серьезного развития термин «социальный организм» в его работах не получает.
ЦЕПЬ СКАЛЯРНАЯ
Смотреть что такое «ЦЕПЬ СКАЛЯРНАЯ» в других словарях:
цепь скалярная — иерархия уровней управления, существующая во всех компаниях, за исключением самых мелких, создаваемая, действующая для осуществления вертикального разделения управленческих функций … Словарь экономических терминов
Цепь команд — иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как скалярная подчиненность или скалярная цепь … Словарь терминов антикризисного управления
ЦЕПЬ КОМАНД — в управлении: иерархия уровней управления, существующая во всех компаниях, за исключением самых мелких, создаваемая, действующая для осуществления вертикального разделения управленческих функций; синоним скалярная цепь … Энциклопедический словарь экономики и права
цепь команд (в управлении) — иерархия уровней управления, существующая во всех компаниях, за исключением самых мелких, создаваемая, действующая для осуществления вертикального разделения управленческих функций; синоним скалярная цепь … Словарь экономических терминов
ГОСТ Р 52002-2003: Электротехника. Термины и определения основных понятий — Терминология ГОСТ Р 52002 2003: Электротехника. Термины и определения основных понятий оригинал документа: 128 (идеальный электрический) ключ Элемент электрической цепи, электрическое сопротивление которого принимает нулевое либо бесконечно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 19880-74: Электротехника. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 19880 74: Электротехника. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: S3 Элемент электрической цепи Отдельное устройство, входящее в состав электрической цепи, выполняющее в ней определенную функцию Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
электрическая — 3.44 электрическая [электронная, программируемая электронная] система; Е/Е/РЕ система (electrical/electronic/programmable electronic system; E/E/PES): Система, предназначенная для управления, защиты или мониторинга, содержащая одно или несколько… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
14 принципов Файоля — для эффективного менеджмента
Запрос «Файоль» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
(фр. Henri Fayol; 29 июля 1841 (1841-07-29), Константинополь, Османская империя — 19 ноября 1925, Париж, Франция) — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.
Биография[править | править код]
Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville
, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.
А. Файоль — 14 принципов управления
Уважаемый Читатель, статья рассчитана на практиков, а не на студентов(не для пустых рефератов) и требует вдумчивого чтения.
Примечание. Если сравнивать работы А.Файоля и Ф. Тейлора, хотя это «разноплановые» подходы к организации труда, все же у них есть и много общего, работа Ф. Тейлора отличается более точными формулировками и глубиной. Ф.Тейлор, дал не только теорию, проверенное практикой, но и прикладные инструменты, которые можно «сходу» опробовать на практике. У А.Файоля есть только принципы(теория), хотя он сам был и практиком. У него нет того самого инстурментария, а это резко снижает возможность применения в повседневных реалиях.
Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г. ( найдете на этом сайте). Анри Файоль (родился 29 июля 1841, Константинополь, Османская империя — умер 19 ноября 1925, Париж, Франция).
В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Ниже разберем один из популярных тезисов классика.
1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.
3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.
7. Вознаграждение персонала. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет.
8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.
9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.
10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте».
11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации.
Хотелось бы отметить одно очень примечательное высказывание классика: «Управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей и имеющихся ресурсов. »
Данный афоризм принадлежит Анри Файоль, и высказывание раскрывает одну из сторон управления. Соль этого высказывания в том, что оно соединяет в себе два уровня управления «операционный» и «стратегический». В идеальном управлении все едино и одно плавно переходит в другое. При обучении управлению, или как рассматривают управленческие приемы, принято разделять их на 3 уровня — операционный, тактический, стратегический. Это делается с целью облегчить разбор ситуаций и процесс обучения. В реальной жизни такого разделения нет. Любые действия на операционном уровне должны быть связаны со стратегическим уровнем, и как нам говорит Анри Файоль — «…все это должно нас вести к цели…». Хочу обратить внимание на последнее слово «цель», ибо большинство руководителей и людей считающих себя управленцами не до конца понимают суть этого понятия, соответственно суть афоризма.
Вы удивитесь, у 90% компаний ее нет. Их ответы будут однородны, типа «больше клиентов=больше денег», но увы это ПСЕВДОцели и заранее обречены на провал. Подробней о Цели можно почитать тут.
Еще одно шутливое высказывание классика: «Если руководитель один день не пришел на работу, то это будет тот самый день, когда все его планы рухнут». Это, как я понимаю, намек на тотальную склонность людей, к ручному управлению. На то, что руководители не умеют выстраивать работу персонала, чтобы в их отсутствии все работало достаточно эффективно, а не в аварийном режиме.
Управленческая концепция[править | править код]
Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления[5].
Управлять по Файолю означает[6]:
Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления
. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые[5].
Принципы управления по Файолю:
Анри Файоль
Анри ушёл в отставку в 1918 году, сделав свой концерн самым успешным и что немаловажно, стабильным предприятием во Франции. Как вы помните, с 1914 года по 1918 была первая мировая война. И именно благодаря существованию горнодобывающего завода удалось поддержать обороноспособность страны.
Поэтому не удивительно, что Анри был удостоен массы наград, среди которых был и орден Почетного легиона. Его учредил ещё сам Наполеон Бонапарт в 1802 году.
Научная деятельность
Файоль пришел в фирму как стажер, но ум и трудолюбие в скором времени выделили его из ряда работников. Мони сделал Анри своим протеже, а в 1888 году молодой француз встал у руля компании. За время пребывания на производстве инженер изучил причины подземных пожаров, научился их предотвращать, узнал, как восстановить пострадавшие в огне места добычи.
Начиная с 1870-х годов ученый написал ряд статей, связанных с развитием горного дела. В работах теоретик рассматривал темы формирования угольных пластов, саморазогрева угля и другие. Ранние труды автора публиковались во французском Бюллетене социальной науки, а с 1880-х — в сборнике, издаваемом Академией наук Франции.
Задумываясь об эффективности работы фирмы, мужчина стремился улучшить условия для рабочих, в частности, выступал за разделение труда. В 1900 году Файоль стал членом организаций Comité Central des Houillères de France, Comité des forges, связанных с металлургическим бизнесом и угольными шахтами. К тому времени у теоретика сформировалось четкое представление о необходимости тщательного изучения администрирования бизнеса.
Мужчина считал, что управлять компанией по наитию нельзя. Для этого требовались научно-обоснованные методы, повышающие качество работы, производительность труда. В 1916 году Анри постарался описать эти механизмы в книге «Общее и промышленное управление». Здесь француз представил собственную теорию, которую назвал файолизмом.
Согласно концепции ученого, процесс менеджмента представляет собой пять связанных между собой и в то же время являющихся автономными функций. Прежде всего, руководитель предприятия должен уметь планировать спектр работ, далее — выступать грамотным организатором. Для этого необходимо научиться отдавать распоряжения.
Чтобы поручения были понятны персоналу, выполнялись вовремя и в полном объеме, начальнику требуется координировать и контролировать рабочий процесс. На основе этого мужчина сформулировал 14 принципов управления. Часть из них ранее называлась в других научных статьях, что-то обобщено, а оставшееся сформулировано Файолем впервые.
A post shared by TUDOADM_ (@tudoadm_) on May 11, 2020 at 10:30am PDT
Портрет Анри Файоля
Среди названных в работе пунктов отмечалось разделение труда, о котором ученый задумывался в ранние годы работы в компании. Понимая деятельность предприятия как единого механизма, француз уделял большое внимание вопросам корпоративной культуры. Анри выступал против текучки кадров, отмечая, что это ослабляет организацию.
Некоторые тезисы автора содержали указания конкретно для верхушки руководства. Так, руководителю фирмы необходимо не превышать полномочия и отвечать за последствия собственных приказов. Теория Файоля быстро привлекла внимание фирм и корпораций, стала ориентиром для менеджеров.
Одновременно с ученым вопросами менеджмента заинтересовался и инженер Фредерик Тейлор. Этого мужчину называют основоположником Школы научного управления. По аналогии с файолизмом идеи автора назвали тейлоризмом. Работами Анри вдохновился и исследователь Гаррингтон Эмерсон, создав труд «Двенадцать принципов производительности».
В числе единомышленников учения француза оказался и предприниматель Генри Форд. В частности, бизнесмен использовал в работе принципы, перечисленные в теории Файоля. Среди них дисциплина, вознаграждение и другие. Теоретик Линдалл Урвик на основе идей представителя французской горной промышленности в 1943 году написал книгу «Элементы делового администрирования».
Классическая школа менеджмента — Структура классической школы
Классическая или административная школа менеджмента занимает период с 1920 по 1950 год. Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основателей теории управления, считается основателем этой школы.
В отличие от школы научного менеджмента, которая в первую очередь занималась рациональной организацией труда отдельного работника и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию организационного управления в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к управлению организациями, поэтому классическую школу часто называют административной.
Авторы, писавшие о научном менеджменте, сосредоточили свои исследования в основном на том, что называется производственным менеджментом. Они были озабочены повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С появлением школы менеджмента специалисты стали постоянно разрабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Тейлор и Гилбрет начали свою карьеру в качестве простых рабочих, что, несомненно, повлияло на их взгляды на управление организациями. В отличие от них, авторы, которые считаются основателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей крупных корпораций.
Последователи классической школы, как и те, кто писал о научном менеджменте, мало заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работа была в значительной степени основана на личных наблюдениях, а не на научной методологии. «Классика» пытается взглянуть на организации с широкой точки зрения и пытается выявить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. В его основе лежала идея о том, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.
Эти принципы касаются двух основных вопросов. Одна из них заключалась в разработке рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, «классические» теоретики уверенно находили наилучший способ разделить организацию на отделы или рабочие группы. Традиционно в качестве таких функций рассматривались финансы, производство и маркетинг. С этим тесно связано определение основных функций управления. Основной вклад Файоля в теорию управления заключался в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе этой главы мы более подробно рассмотрим сами функции управления.
Вторая категория классических принципов касалась структуры организации и управления сотрудниками. Примером этого является принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы и отчитываться только перед одним начальником.
Структура классической школы
Сторонники «научного менеджмента» — не единственные представители классического периода в развитии мирового менеджмента. Как отмечалось ранее, «научный менеджмент» является лишь одним из направлений (хотя и центральным) в более широком научном образовании, известном как «классическая» школа социологии управления. Помимо американских инженеров, сформировавших основу «научного менеджмента» — Ф.Тейлора, Г.Ганта, А.Хэлси, Ф.Гилбрета, Г.Хатауэя, С.Томпсона и Г.Эмерсона, к «классической» школе причисляют также английских, французских и немецких ученых. Среди них выделяются такие личности, как Л. Гулик, А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Дж. Муни, А. Рейли, Э. Брех, Л. Аллен, М. Фоллетти, Р. Шелтон.
Таким образом, «научный менеджмент» как преимущественно американское явление следует называть скорее направлением, чем школой, этот термин привязан ко всей «классической» школе, в которой были сильны и европейские традиции.
Основными подходами, сформировавшими теоретико-методологический и научно-методический фундамент этой школы, являются принципы научной организации труда Тейлора, социологическая теория бюрократической организации Вебера, административная система Файоля и «синтетическая» концепция менеджмента Гулика, Муни, Рейли и Урвика. Все они сгруппированы в школе хронологически и тематически, а не организационно. И здесь не может быть и речи о научном сообществе или группе единомышленников, своего рода «невидимом колледже». Ни Тейлор, ни Вебер не опирались непосредственно на идеи друг друга, хотя Вебер ссылается на систему Тейлора в своей работе «Экономика и общество». В то же время «синтетический» подход возник как теоретическое обобщение всех предыдущих концепций менеджмента. Известно также, что Файоль признавал заслуги Вебера в развитии организационной теории. Но каждый из них пошел своим независимым путем.
Теория менеджмента «классической» школы разрабатывалась не только чистыми теоретиками, такими как М.Вебер, но и практикующими менеджерами. В США практиков теории управления также называют «великими организаторами» (такой термин предложил Эрнст Дейл). Большинство из них — директора крупных компаний и президенты компаний, такие как Генри Форд и Эндрю Карнеги. Джеймс Муни был президентом знаменитой компании General Motors. Вместе с Алленом Рейли он опубликовал две книги «Прогрессивная промышленность» (1931) и «Принципы организации» (1939).
Принципы управления Анри Файоля
Анри Файоль, с именем которого связано возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента. В течение 30 лет он руководил крупной французской горно-металлургической компанией «Комамбо», которая на момент его назначения генеральным директором (1888) находилась на грани банкротства, а к моменту его отставки (1918) стала одной из самых мощных французских компаний, известной своим административным, техническим и научным персоналом. Обобщив свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию управления». Его первая статья, посвященная этой теории, была опубликована в 1900 году, а книга «Общий и промышленный менеджмент» — в 1916 году.
Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и другие, которые рассматривали деятельность организаций с широкой точки зрения и пытались выявить общие черты и закономерности организаций в целом.
В отличие от основателей школы научного менеджмента Тейлора и Гилбрета, которые начинали свою карьеру в качестве простых рабочих, что, несомненно, повлияло на их представления об управлении организациями, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве топ-менеджеров в крупных компаниях: Файоль, как упоминалось выше, руководил крупной французской компанией, Урвик был консультантом по управлению в Англии, Муни работал в General Motors. Их в первую очередь интересовала эффективность управления в широком смысле этого слова по отношению к работе организации в целом.
Целью школы менеджмента было создание универсальных принципов управления, следуя которым, как считали ее основатели, организация, несомненно, добьется успеха.
Принципы менеджмента — это основные правила, которые регулируют построение и функционирование системы менеджмента; основные требования, которые должны быть выполнены, чтобы менеджмент был эффективным. По словам Файоля, принципы — это маяк, который служит путеводной звездой.
CLASS=»f35″>Поскольку он рассматривал организацию как специфический вид деятельности и столь же специфическую систему управления, и поскольку его идеи соответствовали принципам Тейлора о стимулах для каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего руководства:
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, которые относятся к любой сфере деятельности, и специфические, которые относятся именно к управлению промышленным предприятием.
Преемниками Файоля, развившими и углубившими основные положения его учения, являются Линдалл Урвик, Л. Гулик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоун, Г. Черч.
На основе разработок Файоля и его преемников возникла классическая модель организации, основанная на четырех основных принципах:
Все вышеперечисленные принципы организации хорошо сохраняются и в настоящее время, хотя достижения научно-технического прогресса наложили на них определенную печать. Таким образом, широкое использование электронно-вычислительной техники на практике упростило связи между органами (конечностями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
В целом, классическая школа менеджмента характеризуется тем, что она игнорирует людей и их потребности. За это представители школы справедливо подвергаются критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Формальная логика Муни и Рейли
Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. Только тогда он будет работать хорошо. Более того, они не понимали термин «формальные принципы» в узко прагматическом смысле — как набор некоторых математических абстракций, применимых к любой ситуации. Будучи опытными практиками и инженерами, они стремились построить модель организации, как человек конструирует машину, то есть на основе логически последовательных и непротиворечивых принципов.
Для формализации принципов организации они использовали логические законы, открытые немецким ученым Левисом Ф. Андерсоном в 1929 году. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается процессом и результатом. В свою очередь, каждый процесс и результат также имеет свой принцип, процесс и результат. Используя такую логическую систему, Муни и Рейли преобразовали структуру управления организацией следующим образом.
Согласно подходу Муни и Рейли, координация — это первый и самый важный принцип организации. В нем потенциально содержатся все остальные принципы. Если логически расширить принцип координации, то он состоит из скалярного процесса и функционального результата. Последняя выражает выделение определенной зоны ответственности для каждого члена организации, тем самым определяя место и функцию человека в иерархической пирамиде. Таким образом, принцип координации имеет 1) процесс (скаляр) и 2) результат, или функцию. Другие принципы, подчиненные принципу координации, расшифровываются аналогичным образом.
Давайте рассмотрим концепцию Муни и Рейли более подробно. Как мы уже видели, основным понятием здесь является «принцип». Этот термин используется в двух смыслах — описательном и нормативном. С одной стороны, принципы описывают наиболее характерные и общие черты современных организаций. Они словно впитывают в себя все лучшее из практического опыта успешных компаний. Ведь какие бы цели ни преследовала та или иная организация — получение прибыли, благотворительность или ориентированность на оказание услуг — без координации это невозможно. Это универсальная и типичная черта организации любого размера и типа — в бизнесе, религии, армии, просвещении и правительстве.
Изучая различные учреждения, предприятия и правительственные организации, Муни и Рейли обнаружили, что действия людей имеют установленный набор обязанностей и должны быть взаимосвязаны. Когда люди работают вместе, они достигают большего эффекта, чем если бы они работали по отдельности. Об этом говорит принцип координации.
Это описательная сторона принципов. Нормативная часть заключается в том, что принципы, каждый в своей области, требуют конкретных и тесно связанных между собой действий. Принцип координации как нормативный требует координации рабочих функций не только по горизонтали, но и по вертикали. Например, когда нужно поднять тяжелый предмет, который не под силу одному человеку, группа работников координирует свои действия для достижения общей цели и получения выгоды. Именно в такой согласованности и заключается преимущество организации.
Лидерство и скалярный принцип
Но чтобы координировать действия не двух-трех, а десятков или сотен людей, нужен центр, который будет регулировать и синхронизировать коллективные усилия. Другими словами, должен быть лидер, наделенный соответствующим авторитетом или властью.
Для разовых операций, таких как поднятие тяжестей, подходит неформальный лидер, который лишь временно руководит. Долгосрочным организациям нужен постоянный лидер, в котором подчиненные не сомневаются.
Личность лидера здесь не так важна. Конечно, подчиненные не должны сомневаться в нем как в личности, но главное, что он имеет право командовать и отдавать приказы. Формальная структура власти, их институциональные полномочия придают им легитимность.
Руководитель в такой структуре должен рассматриваться не как «владелец» или носитель власти, а как представитель легитимной власти. Можно узурпировать власть или иным образом временно получить ее, но невозможно осуществлять эффективную координацию от имени этой власти. Необходим другой мандат и гарантии. Когда существует иерархия власти, оформленная юридически, люди подчиняются не личности лидера, а структуре, стоящей за ним.
Сначала люди принимают легенду или миф о происхождении власти и ее законном авторитете, и только потом готовы подчиняться. Также должна быть доктрина, то есть относительно последовательная концепция или учение о том, каковы высокие цели организации, как она намерена достичь успеха и как она намерена сделать всех членов организации счастливыми.
Скалярный принцип описывает вертикальную координацию. Термин «скаляр» происходит от слова «шкала», которое означает лестницу, движение по социальной лестнице, карьеру. Скалярный принцип означает иерархическую структуру организации, расположение уровней управления сверху вниз.
Лидерство как организационный принцип подразумевает власть и проявляется в делегировании полномочий. Начальник обязан делегировать часть своих полномочий своим сотрудникам. Если он этого не делает, то обрекает себя на выполнение слишком большого количества второстепенных, даже незначительных задач. Оптимальное делегирование основано на соблюдении пропорций. Чрезмерное делегирование чревато отказом от полномочий и ответственности; оно угрожает разрушить основу единства руководства. Лидер должен сосредоточиться на выполнении только самых важных задач; второстепенные он/она делегирует подчиненным.
Лидерство является частью скалярного принципа и конкретизирует его. Другой стороной этого принципа является концепция «функционального определения». Это означает, что рабочие задачи на каждом уровне управления определяются максимально подробно и конкретно. Основным критерием является объем обязанностей сотрудника. Функциональное определение или функциональный принцип гласит, что три и только три функции лежат в основе всех остальных организационных функций — определяющая, прикладная и интерпретирующая. Их также можно назвать планированием, исполнением и контролем. Когда эти функции взаимосвязаны, они составляют основу принципа координации.
Муни и Рейли проиллюстрировали действие принципов организации на исторических примерах. Например, экклесия, собрание жителей Афин, была уполномочена принимать, исполнять и толковать все гражданские законы. Другими словами, собрание народа управлялось по принципу действия. Классическим примером управления по скалярному принципу является римское правительство. Император Диоклетиан построил на нем иерархическую структуру территориального управления страной.
Муни и Рейли считают, что принципы формальной организации универсальны, они применимы во всех областях, включая промышленность. Их вклад в развитие менеджмента заключается в создании причинно-следственной модели организации. Язык Муни и Рейли, особенно в книге «Прогрессивная промышленность», очень сложен для понимания и требует значительных усилий и знаний. Однако все это окупается систематическим характером полученных знаний и точностью логических доказательств.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института