что такое ситуация общения
Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»
Татьяна Мысова
Консультация для воспитателей «Ситуации общения как средство развития речи дошкольников»
Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.
Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип “интеллектуального голода”, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.
Особенности ситуации общениякак формы работы с детьми:
участие в ситуации общения (в основном добровольное);
позиция взрослого как партнера по общению;
изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.
Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.
Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений.От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуациисвязано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.
Ситуации общения с детьми в разных возрастных группах
1. Ситуация общения «Мой родной Архангельск»
Цель: Воспитывать культуру поведения и общения во время прогулки по городу. Воспитывать привычку следовать правилам культуры. Систематизировать знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Пробудить чувство уважения к родному городу, его жителям.
2. Ситуация общения » Осенние изменения «
3. Ситуативный разговор » Комплименты для мамы»
Цель: Способствовать развитию добрых чувств к маме, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать заботливое отношение к ней. Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая.) Обеспечить применение на практике умения говорить комплименты друг другу.
4. Ситуация общения «Бездомные животные»
Цель: Формировать правильное поведение в природе. Развивать стремление детей облегчить жизнь бездомным животным зимой. Продолжать формировать правильное поведение с бездомными животными. Рассказать о правилах соблюдения гигиены после общения с животными. Формировать безопасное поведение в природе. Стремиться к З. О. Ж.
5. Игровая ситуация «Наши имена и фамилии»
Цель: Формировать привычку обращаться к взрослым по имени и отчеству, представляться при знакомстве, называя свое имя и фамилию. Добиться усвоения знаний о том, что у каждого есть свои имя и фамилия, которые отличаются друг от друга.
6.Беседа: «Правила на всю жизнь»
Цель: Систематизировать знания об основных правилах поведения и культуры общения. Формировать высшие моральные качества личности. Вызвать желание следовать одобряемым нормам поведения.
7. Имитационная игра » Мы в транспорте»
Цель:Формировать представление об этичном и правильном поведении в транспорте: во время поездки не бегать по салону, сидеть, удерживаясь за поручни. Формировать культуру общения: громко не разговаривать, не баловаться, обращаться к взрослым на «Вы».
8. Проблемная ситуация «Кто прав? Кто виноват? «
Цель: Закрепить правила общения со сверстниками во время совместных игр. Формировать привычку просить прощения, если виноват. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Воспитывать дружеское взаимоотношение.
9. Ситуация общения «Скоро в школу мы идем»
Цель: Формировать представления детей о школе, закреплять ранее полученные знания. Формировать интерес к окружающему, совместным играм. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
10. Ситуация общения «Как избежать неприятностей во дворе и на улице»
Цель: Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций; помочь воспитанникам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; воспитывать культуру поведения и общения в группах.
11. Ситуация общения «Правила дорожного движения»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода; закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности; активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.
12. Игровая ситуация «Скоро праздник Новый год»
Цель: закрепить приметы зимы, знания о празднике Новый год; активизировать речь детей, учить развернуто отвечать на вопросы, участвовать в беседе, задавать вопросы.
13. Беседа «Жадность»
Цель: формировать у детей представления о качествах личности, этических нормах поведения; учить детей различать черты характера героев; давать моральную оценку происходящему; поддерживать потребность в общении со взрослым и формировать стремление общаться с другими людьми, сверстниками; формировать представление о том, что «жадничать – нехорошо», и способах исправления такого поведения.
14. Беседа «Дружная семья»
Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Закрепить знание пословиц о семье. Развивать связанную речь детей.
15. Ситуация общения «Советы Мойдодыра»
Цель: расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности; способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене.
Метод пошагового обучения в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР Личностно-ориентированный подход всё более стремительно завоёвывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода очевидна.
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Из опыта работы Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти.
Основные коммуникативные ситуации: определение и характеристика
Общение между людьми будет неэффективным, если собеседники не знают, как управлять конкретной коммуникативной ситуацией, в которой они находятся. Она может быть очень нестабильной. Партнеры должны четко и адекватно реагировать на изменения в ее структуре и уметь не проявлять (или проявлять, но правильно) собственные реакции.
Разберемся в терминологии
В толкованиях значений слов «общение» и «коммуникация» много похожего, но есть и различия:
Вам будет интересно: Учитель как субъект педагогической деятельности: описание, методы преподавания
Таким образом, различие в этих понятиях кроется в том, что первое из них отражает психологические аспекты взаимодействия людей, а второе относится к технической стороне взаимного информирования.
В результате общения и получения разнообразнейшей информации извне через различные каналы человек развивается как личность, познает мир и учится пользоваться его благами, устанавливать, говоря научным языком, коммуникативные связи с окружающими в собственных интересах.
Схема коммуникативного процесса
Вам будет интересно: Стратегические риски: виды, анализ и оценка
Для обмена какими-либо сведениями требуется минимум два участника этого процесса: первый — отправитель, инициатор коммуникации, второй — получатель информации. Чтобы она была правильно воспринята и истолкована адресантом, отправитель должен позаботиться о ее доступности: учесть возраст, уровень образованности и степень его интереса к предмету, правильно выбрать способ кодирования (средство коммуникации) и канал передачи. Кодирование происходит с помощью письма, рисунка, фото, схемы, таблицы, устной речи. Много важного можно сообщить, например, языком жестов, мимикой, голосовыми интонациями, особым поведением, специальным одеянием.
Каналы передачи: телефон, телеграф, почта, средства массовой информации, личное общение.
Получатель декодирует поступившую информацию и, если есть необходимость, сам становится отправителем: отбирает для ответа нужный материал, способ кодирования, выбирает средства передачи, отправляет партнеру по общению.
Коммуникативный процесс может быть кратким, односторонним (приказ директора по учреждению) и длительным, когда между его участниками взаимодействие происходит многократно (например, планирование работы предприятия). Его эффективность зависит от того, насколько хорошо участники владеют технологиями общения.
Что такое «коммуникативная ситуация»?
Вам будет интересно: Изучение иностранного через общение с носителями языка. Обзор сервисов
Ситуация — это сочетание, стечение различных условий существования чего-либо. Она может быть благоприятной и неблагоприятной, краткосрочной и долгосрочной, управляемой и неуправляемой, изменяемой и стабильной.
Анализ коммуникативной ситуации показывает, что ее характер зависит от таких условий, как:
С изменением одного или нескольких этих показателей меняется и вся ситуация общения, что приводит или к достижению его участниками поставленных целей или, наоборот, к непониманию и несогласию.
Личностно ориентированное общение
Основными коммуникативными ситуациями, по мнению Леонтьева А. А. и Бгажнокова Б. Х., считаются личностно ориентированная и социально ориентированная. Классификация типов и видов общения обширна, зависит от методологических подходов к их изучению.
Личностно ориентированное общение направлено на формирование у человека (ребенка, ученика, студента, работника, пациента) собственных переживаний по какому-либо поводу, на обмен мнениями, эмоциями, знаниями. Общение, коммуникативная ситуация подобным же образом строится специалистами, работающими в сфере оказания услуг населению (медицинских, образовательных, культурных, социальных).
С учетом личностных качеств, уровня воспитанности, общего развития и знаний, места, времени общения, присутствия или отсутствия других лиц, уровня отношений с ребенком воспитатель создает определенную коммуникативную ситуацию. Пример: он, заботясь об индивидуальном подходе к личности, выбирает цель, средства и способы, тон общения с воспитанником. При этом он учитывает и собственное эмоциональное состояние, поскольку такие отрицательные чувства, как гнев, могут толкнуть на нежелательные высказывания и действия.
Социально ориентированное общение
Этот тип коммуникативной деятельности отличается от личностно ориентированного по следующим параметрам: в основе лежат социально направленные отношения, которые диктуются объективными, а не субъективными факторами.
Цель социально ориентированного общения — прямое или опосредованное воздействие на членов общества с помощью принятых норм и правил. Такой тип взаимодействия существует между членами трудового коллектива, между руководителями и подчиненными и может осуществляться в прямых контактах и опосредованно через письменные распоряжения, приказы, уведомления, докладные.
Соблюдение служебного этикета требует выбора вербальных и невербальных средств общения, его стиля, целей, длительности, учета обстановки. Социальная коммуникативная ситуация отношений подчиненного с начальником, например, исключает фамильярность, допустимую иногда в неформальной обстановке, но требует краткости и четкости изложения проблемы, использования профессиональных терминов.
На совещаниях и общих собраниях требуется соблюдение регламента выступлений, их практической обоснованности.
Руководство, заботящееся о социально-коммуникативном развитии, о социальной ситуации в своем коллективе, находит возможности для повышения культуры его членов в области служебного и межличностного общения.
Коммуникативные барьеры («шумы»)
В течение жизни человек попадает в различные коммуникативные ситуации или же сам создает их. Его речь должна быть понятной, доступной, точной. Это показатель как его собственной культуры, так и уважения к партнеру по общению.
Много недоразумений, обид, недоговоренностей, нерешенных проблем между людьми возникает из-за различных помех («шумов»), препятствующих нормальному развитию коммуникативной ситуации. Барьеров этих множество, и они возникают по разным причинам:
Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от позитивности настроя и умения с первых минут определить психологическое состояние и тип собеседника, подстроиться к нему.
Подготовка к общению
Подготовленная коммуникативная ситуация должна быть стечением желательных, а не случайных, обстоятельств.
Любое общение, личностное или деловое, имеет свои цели участников, и поэтому требует с их стороны подготовки, продуманности структуры и содержания.
Эффективность коммуникативных связей
Выражения «плохие отношения», «натянутые отношения» обозначают непродуктивные отношения или их отсутствие.
Не всякое общение заканчивается удовлетворением интересов всех его участников: кто-то полностью достиг поставленных целей, кто-то — частично, а у кого-то переговоры закончились вовсе безрезультатно. Однако первый участник получил желаемое, но перессорился со всеми остальными. Второй и третий, будучи недовольными результатами, сохранили нормальные деловые контакты и намерены в дальнейшем поддерживать их. Соответственно, именно для них коммуникативные связи оказались эффективными, поскольку сохранены отношения. В дальнейшем это позволит им объединять усилия для решения других задач.
Важный закон общения
Подготовка и осуществление сценариев общения требует больших затрат внутренней энергии от каждого его участника, если он хочет во что бы то ни стало добиться желаемой цели. Это один из законов эффективной коммуникации.
Безусловная вежливость, спокойствие даже в провоцирующей ситуации, сохранение личного достоинства демонстрируют внутреннюю силу и внушают уважение. Участник общения должен быть внимательным и открытым, готовым идти на компромиссы и твердым в тех вопросах, где уступки невозможны.
Усилий требует демонстрация доброжелательного отношения к партнеру, готовность предоставить необходимые и достаточные разъяснения, доказательства своей правоты. Понимание и учет эмоционального состояния собеседника, подавление собственных негативных переживаний в интересах дела — задача не из легких.
Правильная речь, умение убеждать, настаивать и соглашаться, управлять коммуникативным процессом — результат не только воспитания, обучения и опыта, но и большой внутренней работы над собой.
Значение «ситуация общения»
Что означает «ситуация общения»
Словарь социолингвистических терминов
Ситуация общения
Словарь лингвистических терминов
Ситуация общения
1) Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи.
2) Ситуация, в которой возникает общение между говорящим и слушающим.
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Ситуация общения
совокупность различного рода обстоятельств, условий, в которых происходит или может (должен) происходить речевой или коммуникативный акт, осознаваемых с точки зрения адекватности – неадекватности им его содержания и стиля. Сюда включается: конкретное место речевого акта; время, в которое он происходит, обстановка речи в узком смысле слова, социальная обстановка, особенности личности собеседника (аудитории), социальные особенности говорящего. Эти компоненты речевой ситуации, разумеется, каждый раз «работают», дают о себе знать все вместе, определяя, обусловливая речевые тактики и остальное речевое поведение участников коммуникативного акта, в том числе его возможность или отказ от него. Во многих случаях речевой ситуации тот или иной из перечисленных компонентов, например, место разговора, имеет наибольшее значение, а другие – меньшее; одни из компонентов бывают адекватны теме и стилю разговора, монолога, а другие неадекватны. Для оптимальности коммуникативного акта, естественно, хорошо, когда все они адекватны.
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор «ситуация общения»
Фонетический разбор «ситуация общения»
Значение «ситуация общения»
Карточка «ситуация общения»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии
Как управлять общением? Используем внешние факторы
Управлять общением – один из важнейших навыков, которым должен обладать журналист. Эффективность общения зависит от многих факторов, в том числе и внешних. Зная эти внешние факторы, умея управлять ими, можно сделать общение действительно успешным.
Внутренние и внешние факторы общения
Сначала определимся: что относится к внутренним, а что – ко внешним факторам общения.
Ко внутренним факторам, которые влияют на общение, отнесем психологические характеристики нас самих, наши такт, способность к эмпатии, наблюдательность, правдивость, авторитет и пр.
Внешние факторы общения – это:
Некоторыми внешними факторами управлять невозможно или крайне сложно. Например, вряд ли мы сможем повлиять на возраст нашего собеседника. Однако этот фактор мы можем учесть и общаться иначе, чем с молодым человеком. Мы не повлияем на темперамент нашего собеседника, на его тип личности или мотивы… Мы можем только учесть это во время выстраивания отношений.
Но есть и такие внешние факторы, которые поддаются нашему управлению и даже могут быть специально организованы.
Обстановка общения
Так, зачастую залогом успешного общения становится оформление офиса. Грамоты, кубки, почетные значки, фотографии с кадрами в момент награждений и иные трофеи расскажут о достижениях и успехах фирмы или предпринимателя. Обычно посетителя в таких фирмах оставляют на некоторое время в одиночестве – чтобы он успел оглядеться и рассмотреть символы успеха.
Солидно отделанный и обставленный офис также свидетельствует об успехах его хозяев, о том, что здесь водятся деньги, они вкладываются в том числе и в комфорт, а значит, услуги здесь стоят дорого. Но и работа выполняется качественно – ведь именно за качество платят клиенты и посетители!
Однако с роскошью важно не переусердствовать: все хорошо, что в меру!
В кабинете начальника, когда он восседает на высоком кресле, а мы сидим напротив на жестком стуле, не очень-то тянет говорить по душам. А в будуаре с толстыми коврами, скрадывающими шумы, на роскошной кровати с женой или мужем вряд ли хочется обсуждать рабочие моменты.
Успешнее пройдет общение между людьми, которые сидят свободно вокруг небольшого столика, а не в ряд. Особенно эффективно расставлять стулья вокруг стола в том случае, если партнеры по общению встречаются впервые. Такая обстановка подчеркивает равноправие всех участников и располагает к доверию.
Начальник в кресле – это подчеркивание его авторитета. Если руководитель хочет сделать беседу более доверительной или дружеской, он может встать из кресла и выйти из-за стола, присесть рядом с собеседником на диванчик или стул. Такое поведение будет символизировать для собеседника: начальник «на моей стороне». Однако эти же действия начальника только повредит официальному разговору, деловой беседе.
Ситуация общения
Разные ситуации по-разному влияют на общение. В ситуации конфликта, например, общаться гораздо труднее, чем в ситуации, когда собеседник внимательно слушает и старается нас понять. Внутреннее сопротивление собеседника – зависит ли оно от неприятного первого впечатления, закоренелой зависти, негативных установок, предвзятости или мимолетного плохого настроения – всегда негативно влияет на общение.
В «тяжелых» случаях, чтобы сделать общение успешным, важно сначала разрядить обстановку: шуткой, прямым вопросом, что не так, неоспоримыми фактами…
Не только в сложных, но даже в типичных ситуациях общения мы иногда ведем себя неправильно. Представим только: входим в офис, а там – человек десять обращают на нас свои взоры. Кто-то из нас бодро пройдет мимо, громко и внятно поздоровавшись, отпустив шутку. А иной – потупит глаза, что-то буркнет и постарается побыстрее прошмыгнуть мимо. Последнее недопустимо, т. к. свидетельствует о закомплексованности.
Можно потренироваться дома, перед зеркалом, а потом перед близкими людьми, здороваться внятно, радостно, приветливо. Вскоре те, у кого получится преодолеть свою застенчивость или закомплексованность, заметят: люди начнут отвечать так же дружелюбно и приветливо.
К типичным ситуациям общения можно отнести умение не мямлить, а сказать твердое «нет!», когда невозможно сказать «да». Или ситуации, когда нужно кого-то о чем-то попросить, красиво поблагодарить, попросить прощения…
Каждый по-своему ведет себя – и получает разные результаты.
Особенности собеседника или групп
Все мы являемся представителями каких-то социальных групп. Чем более «зрелая» группа, коллектив, чем более сознательны их представители, тем больше можно рассчитывать на эффективное общение.
Конечно, начальнику проще управлять подчиненными, т.к. его статус – выше. Талантливому учителю, сумевшему найти подход к детям, проще убедить в чем-то подопечного, чем его нерадивому коллеге. Спокойной, постоянной в воспитании матери легче принудить к чему-то ребенка, чем той, которая воспитывает «от случая к случаю» и чаще всего – силовыми методами.
Важно помнить: неравенство в социальном статусе, в возрасте, в заслугах и чем-то еще не дает морального преимущества над собеседником. Тот, кто «выше», должен видеть в том, кто от него зависит или ему подчиняется, прежде всего человека, и относиться к нему гуманно, уважительно и со вниманием. Общение свысока создает психологические барьеры, преодолеть которые гораздо сложнее, чем воздвигнуть.
Общий тезаурус, или запас слов
У каждого из нас, людей, свой запас слов и свое понимание хорошей речи. Совпадение тезауруса у собеседников означает, что они общаются друг с другом «на одном языке».
Есть специальные слова, связанные с профессией. Журналисты, например, прекрасно знают, что означает «ляп», «полоса». Медики, летчики, конструкторы и механики оперируют своим специфическим набором слов. Слов, вроде бы и сходные по звучанию с нашей обычной речью, но имеющих совершенно иное смысловое содержание.
В одном из учебников по психологии общения приводился пример. Учитель физкультуры отдал младшим школьникам известную при ходьбе строем команду: «Взять ногу!». Эту команду школьники восприняли буквально и пытались в самом деле во время ходьбы взять ногу рукой.
Так что наличие общего тезауруса поможет общаться более эффективно, а иначе можно попасть впросак, а то и в неприятную ситуацию.
Мы учли внешние факторы общения. Учимся управлять общением дальше? Если готовы, в помощь – публикации:
Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!
деловое общение
Основные столпы психологии общения по Аллану Пизу
Так, например, изучая язык телодвижений (бодилэнгвидж), Пиз пришёл к выводу, что человек проявляет себя или своё текущее внутреннее состояние своей манерой курить, а также манерой подавать руку при встрече.
И далеко не всегда на то или иное рукопожатие стоит отвечать. Кроме того, выяснилось, что невербалика в общении занимает 60–65%, тогда как словам отводится гораздо меньше. Люди с развитой интуицией, в особенности женщины, у которых она развита больше, часто произносят фразу «он врёт» после нескольких минут знакомства с человеком.
Часто люди, сами того не осознавая, имеют в виду, что видят несовпадение вербального и невербального аспектов, выдаваемых человеком во время коммуникации. А человек невосприимчивый может не обратить на это никакого внимания.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Прочитав данную главу, вы будете знать:
o основные этапы развития теории коммуникации;
o что является предметом и объектом теории коммуникации;
o междисциплинарный характер коммуникативных знаний;
o категориальный аппарат теории коммуникации.
Коммуникация — процесс обмена смысловой информацией между людьми (индивидами и группами) посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит этот процесс к взаимопониманию или нет [108].
Истоки и основные этапы развития теории коммуникации
Для российской системы образования теория коммуникации — сравнительно новая учебная и научная дисциплина, но за рубежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самостоятельного академического курса эта область научного знания сформировалась к середине XX в. и стала развиваться столь же быстрыми темпами, как и породившая ее электронно-коммуникативная революция, произошедшая в это время. В течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сложился круг авторитетных ученых, экспертов, специалистов и, в целом, научных школ по изучению данной тематики, издается большое количество учебной и научной литературы.
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в. и является многоаспектным, в нем условно можно выделить следующие значения:
o универсальное — способ и средства связи любых объектов как материального так и духовного мира;
o техническое — коммуникация как путь сообщения, связь между двумя точками пространства, средство передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;
o биологическое — широко используется исследователями при изучении сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и других живых организмов;
o социальное — употребляется для обозначения и характеристики разнообразных связей и отношений, возникающих в человеческом сообществе, форма взаимодействия людей по передаче информации от одного к другому, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых сигнальных систем.
Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации, но вместе с тем это не означает, что она ограничивается областью только социальных наук. Данная дисциплина является самостоятельной комплексной областью современного научного знания, имеющего свой предмет и объект, свой категориальный аппарат, свои законы и даже традиции. Теория коммуникации органическим образом сочетает в себе результаты исследований целого ряда наук — философии, социологии, психологии, политологии, культурологи, лингвистики, экономики и других дисциплин. Современное научное сообщество, отвечая потребностям и реалиям нашего времени, выступило с предложением выделить теорию коммуникации из «пограничного» состояния в отдельно стоящую науку под общим названием коммуникология.
В настоящее время существует целая плеяда различных теоретических моделей социальной коммуникации.
В контексте бихевиоризма (направление в психологии, изучающее поведенческие аспекты человека) основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада характера.
Такое же понимание коммуникации мы видим и в семиотических моделях отечественного ученого Ю. Лотмана и итальянского семиотика У. Эко.
Семиотика — научное направление, находящееся на стыке лингвистики, логики, философии и других наук, изучающее коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.
В игровой модели коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э. Берна и Й. Хейзингу, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства «Другого» (коммуникативного отношения: Я — Другой). В понимающей модели коммуникации, основными представителями которой являются М. Вебер, Г. Г. Гадамер, Г. Шпет, основополагающим результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, так называемое взаимное понимание.
Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представляет теория информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер, Г. Маклюэн). В этой теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. И информация выступает основой культуры и всех культурных ценностей.
Экзистенциалистская модель рассматривает коммуникацию как «заброшенность в мир». Такое понимание коммуникации объясняется развитием в XX в. такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизоляции, что порождает такое явление культуры, как некоммуникабельность.
Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали «кризисом коммуникации».
Таким образом, обобщая различные теории толкования систем взаимодействия и общения различных представителей социума, социальная коммуникация понимается как движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Примерами такой коммуникации могут выступать дружеская беседа, деловое общение, телепередача, компьютерный поиск информации и т.п.
Коммуникационная деятельность в обществе осуществляется в трех формах:
1) общение — диалог (или полилог, если речь идет о коллективном общении) равноправных партнеров;
2) управление — целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;
3) подражание — заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Следует отмстить, что именно благодаря подражанию из поколения в поколение передаются такие составляющие человеческой культуры, как язык, обычаи, традиции, знания, умения и профессиональные навыки.
Источник: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Прочитав данную главу, вы будете знать: o основные этапы развития теории коммуникации; o что является предметом и объектом теории коммуникации; o междисциплинарный характер коммуникативных https://studme.org/16840626/menedzhment/metodologicheskie_osnovy_teorii_kommunikatsii
Жестикуляция
Также по жестам можно научиться разгадывать, врёт ли собеседник. Например, если человек стремится вас обмануть или попросту нечестен, в процессе коммуникации его глаза будут встречаться с вашими лишь 30% времени от всего времени общения. Частые лёгкие прикосновения к носу также считаются признаком обмана. Хотя также может быть свидетельствовать о неуверенности. То же касается и разговора.
На восприятие информации собеседником влияет не только содержательная часть, но и интонация, использование тех или иных слов, ясность изложения, формулировка, подача. Аллан Пиз считает, что при определённой наблюдательности и тренировках можно «мастером разговора», но для этого нужно научиться не только не только самому говорить мастерски, но и уметь слушать собеседника, чтобы вовремя и правильным образом реагировать.
«Должен» переводится как «по моему мнению» и является одним из самых распространённых манипуляторов в современном английском языке. Аллан Пиз. Алан Гарнер. Говорите точно…
Требования речевого этикета в официальной обстановке
Официальная обстановка предполагает выполнение требований соответствующих норм этикета в речевом поведении. К ним относится:
— обязательное двустороннее обращение на «Вы» к собеседнику, независимо от того, к какой возрастной и социальной категории он принадлежит;
— строгое следование нормам этикетной рамки общения (стандартные слова приветствия и прощания);
— применение общепринятых форм вежливости, предусмотренных этикетом («будьте добры», «разрешите мне…», «будьте любезны» и т. д.).
Официальная обстановка предполагает соблюдение требований к лексике участников коммуникации — в нее не должны включаться жаргонные, бранные, просторечные слова, а также диалектизмы.
Особые требования существуют и в отношении произношения слов. Необходимо придерживаться литературного типа произношения, говорить четко, ясно. Недопустимо говорить скороговоркой, бормотать, небрежно оформлять речь. Нужно произносить, например, не [када], а [кагда]; не [здраст’е], а [здравствуйт’е].
Основным тоном во время строгих официальных бесед должен оставаться сдержанный, спокойный, а при менее строгих уместен доброжелательный, спокойный, приветливый.
Неофициальная обстановка характерна для проведения презентаций, деловых встреч за пределами офиса, юбилеев, повседневного общения в коллективе. Участники беседы чувствуют себя намного свободнее при выборе различных речевых средств, чем в официальной обстановке. То есть они применяют те же нормы и правила речевого поведения, что используются в повседневной жизни.
Требования речевого этикета в неофициальной обстановке
В данном случае существуют более свободные нормы:
— используется обращение на «ты» или «Вы» в зависимости от возраста, степени знакомства и положения собеседника;
— употребляются слова прощания и приветствия;
— применение этикетных требований сводится к минимуму.
Однако, несмотря на менее строгие требования к отбору слов, остается нежелательным употреблять лексические пласты, которые не рекомендуется применять, когда имеет место быть официальная речевая ситуация.
Это же касается и норм произношения.
Степень знакомства участников является основным определяющим фактором речевого поведения в неофициальной обстановке. При общении с малознакомыми или незнакомыми людьми применяются, по сути, те же требования этикета, что и при официальном общении. Если даже присутствует «посторонний» (клиент, посетитель), люди, находящиеся с ним в одном помещении, должны использовать правила официального общения.
Это правило неприменимо лишь для муниципальных служащих любого ранга (работников ведомств и министерств). Для них официальное общение должно быть единственным видом делового общения (речевая ситуация, виды и нюансы взаимодействия при этом могут изменяться). Представителям власти недопустимо в качестве рабочей обстановки использовать неофициальную. Употреблять обращение на «ты» во время работы не позволяют строгие иерархические отношения.