что такое система станиславского кратко и понятно

Система Станиславского

Система Станиславского — теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрской игры.

В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.

Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.

Содержание

Основные принципы системы

Правда переживаний

Продумывание предлагаемых обстоятельств

Рождение текста и действий «здесь и сейчас»

Очень важная особенность актёрской игры — переживание «здесь и сейчас». Любая эмоция, любое действие должно родиться на сцене. Актёр, несмотря на то, что он знает, что он должен делать как тот или иной персонаж, должен дать себе возможность захотеть совершить то или иное действие. Действие, таким образом совершённое, будет естественным и оправданным. Если одно и то же действие из спектакля в спектакль будет совершаться каждый раз «здесь и сейчас», то оно не станет у актёра неким «штампом». Актёр каждый раз будет выполнять его по-новому. И для самого актёра выполнение этого действия каждый раз будет давать ощущение новизны, необходимое для того, чтобы получать удовольствие от своей работы.

Работа актёра над своими собственными качествами

Для того, чтобы иметь возможность придумывать обстоятельства роли, актёру необходимо обладать развитой фантазией. Чтобы роль получалась максимально «живой» и интересной для зрителя, актёр должен использовать свою наблюдательность (замечать в жизни какие-то интересные ситуации, интересных, «ярких» людей и т. д.) и память, в том числе и эмоциональную (актёр должен уметь вспомнить то или иное чувство для того, чтобы быть в состоянии снова его пережить).

Взаимодействие с партнёрами

Творчество в театре чаще всего носит коллективный характер: актёр работает на сцене вместе с партнёрами. Взаимодействие с партнёрами — очень важный аспект актёрской профессии. Партнёры должны друг другу доверять, друг другу помогать и содействовать. Чувствование партнёра, взаимодействие с ним — один из основных элементов актёрской игры, позволяющих поддерживать включённость в процесс игры на сцене.

Источник

Основные идеи Константина Станиславского

что такое система станиславского кратко и понятно. Смотреть фото что такое система станиславского кратко и понятно. Смотреть картинку что такое система станиславского кратко и понятно. Картинка про что такое система станиславского кратко и понятно. Фото что такое система станиславского кратко и понятно

Кокося – такое милое прозвище носил в детстве известный театральный режиссер, преподаватель и актер Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938). Он был болезненным и неуклюжим ребенком, страдал рахитом, имел много дефектов речи, но страстно грезил сценой. Некоторые богатые родственники не разделяли его увлечения и говорили: «У Кости не то в голове, что нужно».

Дабы сохранить честь купеческой семьи, Константин Сергеевич сменил фамилию (при рождении он был Алексеевым) и тайком начал играть в театре. В итоге он стал мэтром, разработавшим инновационную систему, которая до сих пор повышает уровень мастерства актеров по всему миру.

В статье мы расскажем об идеях и приемах Станиславского, которые могут быть полезны не только жаждущим посвятить свою жизнь сцене, но и тем, кто имеет дело с аудиторией, публичными выступлениями и просто стремится развивать свою эрудицию.

Проживать, а не играть в жизнь

Главная идея, которую проповедовал Станиславский, заключалась в том, что актер должен находиться на сцене в натуральном, естественном состоянии, т.е. чувствовать настоящие эмоции, аналогичные тем, которые испытывает персонаж.

Концепция подлинных переживаний была революционной. До нее профессиональных актеров учили лишь показывать эмоции. При этом исполнитель оставался удаленным от своего героя, в то время как Станиславский учил актера чувствовать себя в единстве с персонажем.

Физические действия рождают эмоции

Как вжиться в роль и выглядеть на сцене правдоподобно? Большинство актеров считает, что для этого нужно максимально прочувствовать своего персонажа и совершать действия на сцене, исходя из этих чувств. Станиславский утверждал, что подобное перевоплощение делает актёрскую игру неискренней, натужной, и предлагал обратный подход: правильно выполнять физические действия на сцене (ходить, жестикулировать и т.д.), которые и спровоцируют рождение нужных эмоциональных переживаний.

Станиславский предлагал придумывать истории для действий, чтобы выполнять их правильно. Например, актерская задача – показать, как человек разжигает камин. Нужно не просто совершать действия, чтобы развести огонь, а создать в голове историю, допустим, о том, что утром герою предстоит важная встреча, а значит нужно комфортно выспаться, но обогреватель не работает и ночь холодна, поэтому камин – единственное спасение.

Так у действий появляется простой мотив, который делает их реалистичными.

Идея ультранатуральности

Великий режиссер утверждал: главное препятствие на пути к подлинному исполнению – это отсутствие веры актера в истинность происходящего на сцене. Если он не верит, что картонный меч в его руках самый настоящий, то зрители не поверят, даже если актер будет сжимать в руках стальной клинок. Чтобы достичь абсолютной правдивости, Станиславский разработал следующие техники:

«Учитывая обстоятельства»

Все начинается со сценария. Именно там находится основная информация о персонаже. Станиславский требовал, чтобы актер искал подсказки в сценарии, отвечая на вопросы: кто я? где я? когда происходит действие? какова моя цель? почему я хочу ее достичь? как ее достичь? каковы препятствия?

Учтя обстоятельства, актер сможет понять, как они повлияли на характер персонажа.

«Эмоциональная память»

Идея техники состоит в том, чтобы актер вспоминал личный прошлый опыт, во время которого он испытывал эмоции, аналогичные тем, которые переживает персонаж, и «заимствовал» их для воплощения роли.

«Подтекст»

Подтекст – это неочевидное сообщение, скрытый смысл. Допустим, героиня пьесы говорит своему избраннику: «Я люблю тебя», и зритель может подумать, что это счастливый, сказочный момент в жизни персонажей. Но актерская подача будет совсем другой, если героиня переживает, что возлюбленный может ее бросить. Станиславский утверждал, что подтекст влияет на тон голоса и язык тела, помогает актеру сделать выбор, как двигаться и говорить, чтобы убедить зрителя в правдивости сцены.

«Что, если»

Суть техники в том, чтобы актер нашел ответ на вопрос: «Что бы я сделал, оказавшись в ситуации персонажа?» Это хороший способ задуматься над естественными реакциями героя на события и показать их максимально убедительно.

Например, известны следующие обстоятельства роли: персонаж потерял работу, а завтра ему нужно платить за квартиру. Задача актера – вдохнуть жизнь в героя, продемонстрировав его реакции. Здесь и поможет техника «Что, если», при которой актер должен ответить на вопрос: «Что бы я сделал в подобной ситуации, будучи рассерженным: яростно разбил кружку с водой о стену или плеснул себе в лицо, чтобы охладить пыл?»

«Наблюдение»

Станиславский утверждал, что актер должен быть увлеченным наблюдателем. Так он сможет понять переживания персонажа, которые сам никогда не испытывал. Великий режиссер призывал своих учеников внимательно наблюдать за окружающими, сосредотачиваясь на их физических качествах так же, как и на характере. Он считал, что любой персонаж должен проявлять уникальные черты, которые актер может почерпнуть из наблюдений.

Вот почему некоторые актеры, чтобы выглядеть максимально правдоподобными в роли, могут какое-то время жить жизнью своего героя и тщательно исследовать ее детали.

Например, Джонни Депп, сыгравший американского журналиста Хантера Томпсона в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», переехал к нему жить на 4 месяца, носил одежду журналиста, жил по его графику, чтобы перенять манеру поведения. Актер Джим Керри при подготовке к роли американского комика Энди Кауфмана в фильме «Человек на Луне» долгое время изучал пленки с записями выступлений юмориста.

Станиславский был уверен: если актер овладеет всеми перечисленными техниками, он автоматически встанет на путь истинного исполнения и сможет вызывать у зрителя желание смеяться и плакать, отождествляя актера с персонажем.

Принципы общения

Станиславский понимал, что общение – один из ключевых аспектов жизни. Актеры находятся в постоянном взаимодействии с коллегами по сцене и зрителями. Чтобы сделать общение эффективным, великий режиссер настаивал на соблюдении следующих принципов:

Эти принципы общения также подчиняются главному правилу Станиславского – быть правдивым во всем. Искренность проявляется в голосе, выражении лица и языке тела. Когда она охватывает все человеческое существо, то создает бессознательную связь между говорящим и слушателем, делая общение успешным.

Сверхзадача, цели и сквозная линия

Сверхзадача, по Станиславскому, это ключевая жизненная цель, которую можно сравнить с главной артерией, питающей человеческий организм. Более мелкие, текущие цели являются этапами на пути к сверхзадаче, а сам путь к ней называется сквозной линией.

Люди и обстоятельства постоянно ставят барьеры на пути к сверхзадаче. Театральный мэтр учил относиться к этому, как к благу, поскольку противодействие стимулирует активность, которая является основой движения вперед. Станиславский призывал актеров оставаться верными сверхзадаче и стремиться к ее достижению, игнорируя посторонние, чуждые цели.

Расслабление по Станиславскому

Выступая перед аудиторией или камерой, каждый человек испытывает волнение и, как следствие, мышечное напряжение. Это могут быть спазмы в ногах или ощущение будто перехватило горло.

Станиславский считал, что невозможно полностью снять мышечное напряжение. Если попытаться расслабить ноги, оно переместится на плечи, если стряхнуть с плеч, оно может сковать спину. Задача актера – держать напряжение под контролем и не показывать его публике.

Чтобы этому научиться, Станиславский разработал специальную технику. Необходимо занимать разные позы, например, сидеть на стуле, висеть на дереве или просто лежать на полу, при этом отмечая, какие мышцы напрягаются, и пытаться их расслабить. Благодаря регулярной практике процесс расслабления мышц станет подсознательным, автоматическим.

Это упражнение могут использовать не только актеры, но и все те, кто взаимодействует с аудиторией. Выполняя его каждый день в течение 15-30 минут, можно научиться быстро идентифицировать место возникновения напряжения и отпускать его.

Константин Сергеевич Станиславский не терпел фальши и призывал к искреннему выражению себя как на сцене, так и в жизни. Он был уверен, что правдивость, которая обычно проста и понятна, завораживает и способна проникнуть глубоко в подсознание слушателя.

Дорогие читатели, учитесь жить без притворства и не спешите действовать так, чтобы угодить другим. Будьте честны с собой и окружающими, это поднимет вашу жизнь на более высокий уровень. Успехов!

Источник

Познание мира

что такое система станиславского кратко и понятно. Смотреть фото что такое система станиславского кратко и понятно. Смотреть картинку что такое система станиславского кратко и понятно. Картинка про что такое система станиславского кратко и понятно. Фото что такое система станиславского кратко и понятно

Система Станиславского: что это такое, особенности и как ее применяют в актерском мастерстве

Говорят, что любимые слова Станиславского своим актерским ученикам были: «Я вам не верю, вы меня не убеждаете». Его способ видеть и понимать, как должны действовать театральные артисты, был требовательным, но в то же время скрупулезным. Настолько, что это стало его собственным методом: система Станиславского.

Его системный подход к актерскому мастерству не только произвел революцию в представлении России его времени, но и сумел пересечь границы, изменив направление западного театра.

Этот метод имел решающее значение при создании пьес, сериалов и фильмов в том виде, в каком мы их знаем сегодня.

Что такое система Станиславского?

Константин Сергеевич Алексеев (Москва 1863-1938), более известный как Станиславский, был плодовитым российским актером, режиссером и театральным педагогом, известным как автор одного из важнейших методов в истории исполнительского искусства: системы Станиславского. Его метод, результат многих лет усилий, был предназначен для того, чтобы позволить актерам контролировать самые неосязаемые и неконтролируемые аспекты человеческого поведения на сцене, такие как эмоции и художественное вдохновение.

Станиславский изучал, что делают актеры, которые естественным образом сумели войти в образ. Основываясь на своих наблюдениях и опыте, этот российский режиссер создал систему, которую каждый актер, как новичок, так и ветеран своей профессии, мог применять в своих работах, добиваясь более чистого, более реального и естественного исполнения. Этот метод был настолько революционным во время своего появления, что обозначил «до» и «после» в мире актерского мастерства, установив стандарты, которые разграничивали грань между убедительным исполнением искусственного и плохо представленного.

Этот метод был сформулирован в то время, когда исполнительское искусство его родины, России, характеризовалось условными и стереотипными клише. Актеры действовали искусственно, даже театрально. Спектакли были окутаны аурой фальшивой эмоциональности и слабой подготовки со стороны актеров, настолько мало, что они даже узнали, что они хотели сказать, уже находясь на сцене.

Станиславский провел тщательное расследование, чтобы его актеры с самого начала работали с чем-то, что они воспринимают как реальное, с людьми, элементами и объектами, рассматриваемыми не как простые элементы сцены, а как части реальной, обыденной сцены, часть самой жизни. Люди не актеры в нашей жизни, мы их часть, мы больше живем ими, чем играем их.

Чтобы заставить актера войти в сцену, которую он представляет, Станиславский защищает использование эмоциональной памяти. Актер или актриса должны помнить личный опыт, похожий на тот, который они пытаются изобразить, помогая им почувствовать себя более погруженными и вовлеченными в то, что они пытаются изобразить на сцене. Вам следует найти в своей жизненной истории ситуацию, в которой вы испытывали эмоции, аналогичные эмоциям вашего персонажа.

Но это достигается не только за счет искренних эмоций. Также необходима небольшая внешняя поддержка, изменяющая нашу внешность и поведение, чтобы вдохнуть жизнь в персонажа, который призван изображать или, скорее, воплощать в жизнь. Делайте макияж, одевайтесь, гуляйте, короче говоря, ведите себя как персонаж, поскольку внешние физические действия помогают вызвать искомую эмоцию, следуя принципу, что если вы начнете плакать, вам будет грустно.

Принципы системы Станиславского

Система Станиславского довольно сложна, и ее нельзя назвать статичной именно из-за того, насколько она претерпела изменения с тех пор, как была концептуализирована в начале 20-го века. Тем не менее, можно выделить некоторые из его наиболее важных принципов, которые помогли обозначить до и после того, как артисты театра, а затем фильмы и сериалы представляли своих персонажей:

Концентрация на характере

Актер должен реагировать на воображение, научившись думать, как персонаж, концентрируясь на том, что он играет.

Чувство истины

С чувством истины мы могли бы сказать, что одна из идей этого метода — различать органическое и искусственное. Станиславский твердо верил, что в исполнительском искусстве должны соблюдаться естественные законы, которые, если их уважать, отделяют хорошую, естественную и гармоничную работу от плохой, искусственной и сверхактивной.

Действуйте в соответствии с данными обстоятельствами

Актер должен уметь использовать обстоятельства, описанные в тексте, и обращаться с ними, но с помощью истины и использования органических средств. Речь идет о том, чтобы придерживаться сценария, но при этом освобождая себя, демонстрируя свою эмоциональность, оставаясь верным тому, что появляется в сценарии, но при этом делая выступление индивидуальным и естественным.

Физический метод

Станиславский видел, что у многих из его учеников было глубокое эмоциональное напряжение и психические проблемы. Благодаря своему методу он смог помочь снять физическое и эмоциональное напряжение с актеров, заставив их расслабить мышцы во время выступления и действовать более раскрепощенно.

Вдобавок российский режиссер придавал исключительное значение физическому фактору, который не только расслаблял, но и точнее сценивал. Именно из-за этого его система также была известна как метод физического воздействия из-за большого упора на расслабление мышц во время выполнения.

Основные направления

Сферы внимания — вот что Станиславский имел в виду, говоря о работе с ощущениями. Актер должен раскрыть сенсорную основу произведения. Его задача — научиться запоминать ощущения, которые испытывает его персонаж, ощущения, которые изменяют его настроение и его манеру поведения с другими персонажами в пьесе и со зрителями.

Общение и контакты

Актер должен иметь возможность взаимодействовать с другими персонажами спонтанным образом, не нарушая содержания книги, но это не кажется несколько принудительным или искусственно подготовленным. Общение и контакт с другими актерами очень важны во время репетиций и финальных выступлений.

Разделение ролей на подразделения и цели

Художники должны научиться разделять роль своих главных героев на разумные единицы, которые могут работать отдельно. Задача актера и актрисы — определить каждую единицу роли, ощущая ее как собственное желание, а не как литературную идею, вытекающую из либретто режиссера.

Креативность в действии и мышлении

Невозможно быть актером, не проявляя творчества. Творчество проявляется как в творческом состоянии ума, так и в способах действия.

Работа с текстом сценария

Этот принцип может показаться очевидным, поскольку сложно представить произведение надежно, полностью игнорируя то, что в нем говорится в либретто. Однако в России в начале прошлого века это не воспринималось некоторыми русскими артистами как должное, так как во многих случаях либретто не читалось, и они надеялись, что скажут им свои фразы во время выступления.

Актер должен уважать то, что он вкладывает в сценарий, запоминать и усваивать свои реплики. Актер должен раскрыть социальный, политический и художественный смысл текста, понять идеи, которые режиссер увековечил в сценарии спектакля. Как художник, актер или актриса должны служить средством доверить эти ценности и взгляды публике, пришедшей посмотреть на работу.

Важность системы Станиславского сегодня

Система Станиславского со временем эволюционировала. Вначале актерам и актрисам нужно было найти правду о персонаже, отнестись к нему как к реальной сущности. Однако с течением времени практика нахождения на собственном опыте ресурсов, позволяющих ему почувствовать то, что чувствует его персонаж в любой ситуации, была включена.

Сегодня принято понимать, что актер должен не только понимать, что происходит с его персонажем в пьесе, но также должен знать жизненную ситуацию, в которой он находится, и какие обстоятельства его окружают. Зная это и живя этим в своей собственной плоти, актер сможет точно так же отреагировать на то, как его персонаж будет делать это, делая игру максимально естественной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Система Станиславского – 7 основных принципов

Системы Станиславского заключается в том, что обратившись к много успешных людей. Тем не менее, что это такое, и в чем суть этого явления знают не все. Если вам нравится саморазвитие, то вы должны хотя бы теоретически знать систему Станиславского.
что такое система станиславского кратко и понятно. Смотреть фото что такое система станиславского кратко и понятно. Смотреть картинку что такое система станиславского кратко и понятно. Картинка про что такое система станиславского кратко и понятно. Фото что такое система станиславского кратко и понятноКонстантин Сергеевич Станиславский

Система Станиславского-теория сценического искусства, метода актерской техники. Был разработан российский режиссер, актер, педагог и театральный деятель Константин Сергеевич Станиславский в период с 1900 по 1910 год.

В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актера в образ.

Конечно, она использовала в своей работе важные аспекты эвристики в целом и латерального мышления в частности. Это несмотря на то, что потом этих областях науки не существовало как самостоятельной дисциплины.

Цель системы Станиславского является достижение полной психологической достоверности актерской игры.

Основой этой системы является разделение, действующую на три технологии: ремесло, представление и переживание.

Система полностью описана в книге К. С. Станиславского “Работа актера над собой”, которая была опубликована в 1938 году.

Станиславский умер в 1938 году, но его научные достижения и творческую интерпретацию человеческой психологии актуальны по сей день. В этой статье мы рассмотрим 7 ключевых принципов, которые составляют систему Станиславского.

Действие – исполнительских искусств

Система Станиславского-это довольно относительное понятие. Автор сам признался, что учиться мастерству и набираться опыта, студент может быть только в тесной связи с учителем.

То есть, чтобы добиться хорошего результата невозможно. Интересно, что многие понимают систему Станиславского по-разному. Даже главная его условия могут отличаться от тех или иных актеров или режиссеров.

Центральным элементом системы необходимо рассмотреть принцип работы.

Действия, в свою очередь, является основой исполнительского искусства как любой спектакль состоит из множества действий, каждое из которых должно привести к достижению определенной цели.

При построении своей ролью, актер должен не просто имитировать эмоции и чувства вашего персонажа, потому что тогда его игра оказывается ложным.

Наоборот, актер обязан попытаться построить цепочку, состоящую из простых физических действий. Из-за этого, его действия правдивым и естественным.

Не играть, а жить

Правдивость, в системе Станиславского-одна из самых важных элементов. Ни один актер или режиссер не может изобразить что-то лучше, чем то, что существует в природе, в реальном мире.

Природа-главный художник и инструмент, и поэтому он должен быть использован. Во время выступления перед аудиторией должен не просто играть роль, и в полной мере жить.

В архивах я нашел следующую фразу: “Когда шоу он дал мне и минуты почувствовал себя в душе Хлестаков”. Любая роль должна быть важной частью художника.

Но чтобы добиться такого результата, колонки должны использовать свой опыт и воображение, благодаря которому он сможет поверить, что он выполнял эти действия, и его характер.

В этом случае, все элементы роли и ваши обязанности не будут надуманными, но буквально на части себя.

Анализ

Человек так устроен, что он часто не способен анализировать собственные эмоции. Он не понимает, как он чувствует, когда он ест, ходит или говорит. Также мы не склонны анализировать действия других людей.

Актер, напротив, должен быть очень хорошим исследователем. Например, он должен все подробно изучить, как это его обычный день. Или наблюдать за поведением человека, пытаясь угодить людям, к кому он пришел.

Эти и другие замечания должны быть знакомы. Из-за этого, актеру или режиссеру удастся собрать определенную информацию и набираться опыта. Кроме того, он сможет правильно выстроить цепочку физических действий, и поэтому опыт вашего персонажа.

Простота, логика и последовательность

По мнению партитуры Станиславского (цепи) физические действия должны быть просты и понятны. Из-за того, что художник имеет в сотни раз разговаривал с аудиторией, он должен снова и снова переживать свою роль, и в сложной схеме действий он, конечно, будет путаться.

Было бы гораздо сложнее выражать какие-то эмоции на сцене, а зрители, в свою очередь, будет сложнее анализировать свою игру. Станиславский считал, что почти все действия людей очень логичны и последовательны. Так же они должны быть и во время театральных представлений.

Логика и последовательность должна быть во всем: цели, желания, мысли, эмоции, действия и других областях. В противном случае, это будет такая же катавасия.

Сверхзадача и сквозное действие

Одним из самых важных условий в системе Станиславского есть такое понятие, как сверхзадача. Ни актеры, ни режиссеры, ни в коем случае не следует пренебрегать идеями автора спектакля в пользу собственного мнения.

Директор должен полностью раскрыть идею автора и попытаться выразить это на сцене. Как актер, в дополнение к этому, вы еще должны и так глубоко прониклись идеями своих героев. Наиболее важная задача состоит в том, чтобы выразить основную идею произведения, так как это основная цель работы.

Всех участников группы актер должен стремиться к достижению этой цели. Это может быть достигнуто при условии разъяснения основных направлений деятельности, проходящих через все части работы и называется сквозным действием.

Коллективность

Наиболее важной задачей будет доступен только тогда, когда все участники объединяют свои усилия в работе над шоу. Станиславский утверждал, что взаимная гибкость и понимание общей цели чрезвычайно важно.

Когда художник пытается охватить идеи художника, писателя или режиссера, а художник или писатель желает актера – в этом случае все будет замечательно. Художников надо любить и понимать, что они лицо и уметь дать друг другу.

При отсутствии действующей группы взаимной поддержки, искусство обречено на провал. Многие из вас, наверное, слышали знаменитую фразу Станиславского: “Любите искусство в себе, а не себя в искусстве”.

Театральное образование

Искусство должно быть хорошим учителем как для актерской труппе и зрителям, пришедшим в театр. Сам Константин Сергеевич признался, что главная задача театрального искусства-это развлечение.

Но в то же время он упомянул свою идею следующим образом: “публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов”.

Важно помнить, что зрители посещают спектакли, как в качестве развлечения и для того, чтобы отвлечься от домашних дел, семьи и работы. Но, конечно, это никоим образом не должна стимулировать актеры идти на поводу у публики.

Ведь, когда зрители занимают свои места в зале и “отбой”, “мы можем вливать им в душу все, что мы хотим”, – сказал Станиславский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *