что такое система пробации
Чуйченко рассказал, зачем нужна служба пробации
Служба пробации для бывших осуждённых будет включать в себя индивидуальные программы поддержки и меры стимулирования работодателей для их трудоустройства, заявил министр юстиции России Константин Чуйченко, выступая в Совете Федерации. Об этом в среду сообщает ТАСС.
Глава Минюста обратил внимание, что создание эффективной службы пробации является одним из приоритетных вопросов. «Граждане, отбывающие наказание, зачастую теряют социальные связи, лишаются семьи, дома, работы. Люди освобождаются из мест лишения свободы, имея судимость, но не имея профессии, часто без средств к существованию, без жилья. Они остаются один на один с серьёзнейшими проблемами, что, безусловно, отражается на росте рецидивной преступности», — сказал Чуйченко.
Разрабатываемый законопроект «О системе пробации» определит категории граждан, для которых будет применяться пробация, социальная адаптация и реабилитация, добавил он. «Это разработка индивидуальной программы: консультирование по социально-правовым вопросам, оказание психологической помощи, содействие в получении необходимых документов, в трудоустройстве, в получении общего и профессионального образования», — пояснил министр юстиции.
Глава Минюста отметил, что координацию взаимодействия в сфере пробации возьмут на себя уголовно-исполнительные инспекции на базе ФСИН.
«Предполагается, что важная роль будет у субъектов РФ. В их полномочия будет входить принятие соответствующего регионального законодательства, региональных государственных программ в этой сфере, а также выработка мер по экономическому стимулированию работодателей, трудоустраивающих осуждённых», — добавил Константин Чуйченко.
Ранее министр на расширенной коллегии ведомства в апреле сообщил, что Министерство юстиции в текущем году разработает законопроекты о создании службы пробации и о повышении качества контроля за соблюдением прав человека в местах заключения. «За текущий год нужно закрепить институт пробации на законодательном уровне, разработать и внести соответствующий закон», — отметил министр.
В мае Минюст представил на общественное обсуждение Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, которая предусматривает значительное сокращение числа содержащихся в заключении граждан в ближайшие годы — с нынешних 482,9 тысячи до 250-300 тысяч.
Согласно концепции, в ближайшие девять лет в стране будет внедрена система пробации, предполагающая социальную адаптацию освободившихся из заключения. Внедрять её планируют в два этапа — до 2024 года систему закрепят на законодательном уровне, а необходимые полномочия возложат на уголовно-исполнительные инспекции. На втором этапе планируется оказывать помощь в занятости и устройстве быта освободившимся из мест заключения.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.
Зачем нужна федеральная служба пробации
850 руб. – столько в России единовременно получают освобождающиеся из исправительных учреждений от Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Помимо денег они получают билеты до города, где они официально зарегистрированы. Дальше ответственность за поддержку бывших осужденных несут региональные власти, поскольку федеральной службы пробации в России нет.
Судимость создает значительные препятствия для трудоустройства. Работодатель обязан проверить, есть ли у соискателя непогашенная судимость, так как это законное препятствие для работы на некоторых должностях. Но не только: зачастую работодатели в анкете при приеме на работу задают вопрос и о том, привлекался ли человек когда-либо к уголовной или административной ответственности. Положительный ответ не может быть законным основанием для отказа в трудоустройстве, но на деле это часто происходит. Не имея возможности заработать на жизнь законным трудом, люди, недавно освободившиеся из мест лишения свободы, могут совершать новые преступления. Рецидивная преступность – большая проблема: 63% осужденных, которые находятся в исправительных колониях (а это основное место отбытия наказания для осужденных к лишению свободы), – рецидивисты.
Разорвать порочный круг «преступление – невозможность найти работу после освобождения – новое преступление» призвана государственная социальная поддержка бывших заключенных. Какая помощь требуется бывшим заключенным? Многим из них нужно временное жилье, особенно в условиях, когда нет поддержки со стороны семьи, а это не редкость: по данным переписи заключенных 2009 г., 83% всех арестованных не состояли в браке или развелись в ходе судебного процесса. Накопить денег на будущую жизнь в исправительном учреждении при зарплате 2000 руб. в месяц после всех вычетов тоже практически невозможно. Кроме того, бывшим осужденным требуется помощь в поиске работы, восстановлении документов, бывает, что у них не хватает денег даже на одежду и продукты.
Для того чтобы разобраться, как работает государственная социальная поддержка бывших осужденных, Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге совместно с Центром стратегических разработок провел исследование ситуации в 14 российских регионах с наибольшим количеством колоний на основе информации, полученной в ответ на запросы в официальные органы.
Специального федерального закона, позволяющего эффективно помогать бывшим осужденным наладить обычную жизнь, не существует. Нет и единой по всей стране специализированной программы помощи таким людям. Если в регионе нет собственных дополнительных программ помощи, бывшие заключенные могут претендовать только на помощь для бездомных, безработных, малоимущих или инвалидов – и то только если смогут доказать свою принадлежность к одной из этих категорий нуждающихся.
На региональном же уровне работает две государственные службы, в которые могут обратиться освободившиеся осужденные и люди, имеющие судимость: центры социальной адаптации (ЦСА) и центры занятости населения. В ЦСА бездомные и малоимущие могут жить шесть месяцев и раз в сутки получать бесплатное питание. Однако чаще всего ЦСА не могут обеспечить временным жильем всех желающих. Так, в ЦСА Красноярского края в 2017 г. обратилось 30% освободившихся из мест лишения свободы, а временное жилье получил лишь 21% обратившихся. В некоторых регионах ЦСА вообще нет.
Центры занятости населения занимаются в том числе трудоустройством бывших осужденных. По закону администрация исправительного учреждения должна уведомить центры занятости за шесть месяцев до освобождения заключенных о том, где они планируют жить, и предоставить сведения о числе нуждающихся в помощи при поиске работы и бытовом устройстве. Однако в центры занятости в среднем обращается 16–18% освободившихся из мест лишения свободы граждан. Большая часть вакансий для бывших осужденных предполагает неквалифицированный труд. Так, в Челябинской области самые распространенные виды занятости для бывших осужденных – это подсобный рабочий, уборщик, грузчик, сторож, мойщик автомобилей, кондуктор, упаковщик, рабочий по уходу за животными, дорожный рабочий, вальщик леса, горничная.
Центры занятости дают возможность пройти профессиональное обучение, однако этот механизм работает плохо: в среднем на обучение центры занятости отправляют около 7% от числа обратившихся бывших осужденных. Но и профобучение не гарантирует трудоустройства: из числа направленных на обучение на работу устраивается меньше трети. Иными словами, лишь каждый 50-й обратившийся в центр занятости бывший осужденный пройдет обучение и найдет работу по новой специальности. В целом поиск работы через центры занятости для несудимых примерно в 2 раза эффективнее, чем для бывших осужденных. В 2016 г. 64% подавших заявление в центры занятости по всей России получили работу, в то время как среди бывших осужденных – лишь 28%. Те бывшие заключенные, которых не удалось трудоустроить, получают пособие, сумма которого зависит от прежнего заработка. Так как отсидевшие долгое время не работали, пособие это очень маленькое.
Для повышения эффективности работы центров занятости с бывшими осужденными в нескольких регионах (например, в Татарстане, Челябинской области) работодателей обязали выделять таким соискателям рабочие места в обмен на льготы и субсидии. Таких мест, однако, создается мало, но при этом в отдельных регионах не все зарезервированные рабочие места оказываются занятыми (например, из 38 таких рабочих мест в Татарстане в 2017 г. занято было 14 – меньше половины). По региональным законам работодатели обязаны создавать вакансии, но не обязаны заполнять их. Кроме того, эти рабочие места чаще всего предполагают тяжелые условия труда.
Регионам не удается удовлетворить нужды освободившихся из мест лишения свободы в полном объеме. Решением этой проблемы, по мнению экспертов из регионов, может стать создание единой службы пробации для бывших осужденных. ФСИН будет проще сотрудничать с такой организацией, а бывшие осужденные всегда будут знать, куда обращаться. Кроме того, принятие федерального рамочного закона о социальной реабилитации таких людей помогло бы регионам организовать помощь. Это первые шаги, необходимые, чтобы снизить долю рецидивистов в исправительных колониях.
Автор — стажер-исследователь Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Научат жить вольно
Поэтому давно говорится о том, что тем, кто после освобождения хочет вернуться к нормальной, то есть законопослушной, жизни, нужна социальная поддержка. Для этого и необходима отдельная служба пробации.
О разрабатываемом проекте минюст сообщил, отвечая на рекомендации Счетной палаты, которая провела аудит государственной программы «Юстиция».
Предполагается, что пробация будет создана на базе существующих уголовно-исполнительных инспекций. Она станет контролировать, например, исполнение такого наказания, как обязательные работы. В ней будут отмечаться условно осужденные. Но, как подчеркивают многие эксперты, одной из миссий новой службы должна стать помощь в социализации бывших заключенных. Если человек не сможет устроиться на воле, есть большой риск, что он вернется на преступную дорожку. Поэтому общество заинтересовано, чтобы у тех, кто хочет забыть свое криминальное прошлое, был такой шанс.
В свою очередь в Счетной палате отметили, что хотя программа «Юстиция» ставит перед собой важные цели, например, преодоление правового нигилизма, поддержание уважения закона, трудно оценить ее эффективность в этой части. При этом на нее тратятся серьезные государственные средства.
Кроме того, Счетная палата обратила внимание на необходимость скорейшего утверждения новой концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также формирования службы пробации.
В минюсте согласились с выводами Счетной палаты и пообещали внести необходимые коррективы.
События
Татьяна Москалькова: создание службы пробации – приоритетное направление для каждого государства
«Создание службы пробации является приоритетным направлением для каждого государства, так как обеспечивает социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, помогает им вернуться в общество, и, следовательно, препятствует рецидиву совершения преступлений», – отметила в своем выступлении Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова на совещании Комитета Совета Федерации по социальной политике 25 октября, посвященном социальным аспектам создания системы пробации.
На протяжении последних лет количество обращений к Уполномоченному от осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, о содействии в «возвращении» в открытое общество, неуклонно растет. Основная тематика жалоб по этой теме касаются вопросов, установления инвалидности, получения социальных пенсий и пенсий по старости, решения жилищных проблем, получения материальной помощи, льгот и мер поддержки, трудоустройства осужденных.
Татьяна Москалькова поддержала скорейшее принятие законопроекта «О системе пробации», особо выделив положения об определении категории граждан, для которых будет применяться пробация, социальная адаптация и реабилитация, разработке индивидуальных программ для осужденных, создании центров социальной адаптации на федеральном уровне.
Заместитель Министра юстиции Российской Федерации Всеволод Вуколов сообщил, что законопроект «О пробации» впервые вводит комплексную систему ресоциализации и социальной адаптации, тогда как раньше отдельные соответствующие функции были распределены между разными органами. В законе объединены все субъекты пробации, а уголовно-исполнительная инспекция станет координатором этой работы. «Такой подход приведет к тому, что 30-40 тысяч человек попадут в зону действия программы», – сказал Всеволод Вуколов. Он также считает необходимым привлекать осужденных к работам по городскому благоустройству, озеленению улиц.
Заместитель директора ФСИН России Анатолий Якунин рассказал о работе исправительных центров и опыте ресоциализации осужденных. По его словам, на сегодняшний день в местах лишения свободы находится более 180 тысяч человек, которым наказание может быть заменено на принудительные работы, ежегодно увеличивается количество рабочих мест для этой категории осужденных. Перспективным направлением, по мнению Анатолия Якунина, является создание частных исправительных центров, и бизнес-сообщество все больше проявляет интерес к такой форме организации деятельности. Параллельно в исправительных учреждениях идет подготовка по 160 рабочим специальностям, чтобы осужденные, приступая к принудительным работам, уже имели необходимую квалификацию.
Вместе с представителями государственной власти в межведомственную рабочую группу по разработке данного законопроекта входят и сотрудники Аппарата Уполномоченного.
В мероприятии приняли участие сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, региональные уполномоченные, члены научного-экспертного сообщества.
Служба пробации за рубежом и перспективы ее создания в России
Дата публикации: 13.07.2021 2021-07-13
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Бадракова, Л. З. Служба пробации за рубежом и перспективы ее создания в России / Л. З. Бадракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83216/ (дата обращения: 01.12.2021).
Статья посвящена вопросам, связанным с понятием «пробация», а также направлена на определение целей, принципов и методов службы пробации. Мы рассмотрели опыт зарубежных стран в сфере работы службы пробации и необходимые условия для ее создания в России.
Ключевые слова: пробация, служба пробации, пенологическая деятельность, наказания, не связанные с лишением свободы.
Актуальность вопроса связана с постоянным реформированием системы уголовного законодательства, а именно поисками альтернативных лишению свободы наказаний. Повышающаяся криминогенность в местах лишения свободы, рост пенитенциарного рецидива, проблемы обеспечения правопорядка в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, их недофинансирование, усугубляющиеся трудности в размещении осужденных подтверждают несостоятельность применения лишения свободы как основного средства противостояния преступности. Возникла потребность в проведении пенитенциарной реформы, направленной на сужение сферы применения наказания в виде лишения свободы.
Понятие «пробация» ((от лат probatio — испытание) — уголовный надзор, опека) находит свое отражение в правовом дискурсе для институциализации пенологической деятельности (служб) по мере проведения работ с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Пенитенциарные системы многих стран мира включают службу пробации в качестве важнейшего института сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений.
Пробация в США — это откладывание судом вынесения приговора или приостановка его действия в отношении виновного лица (если есть существенные условия и на определенный срок). Служба пробации является частью судебной системы, осуществляя надзор за условно осужденными. Служба пробации находится под руководством Административного офиса при Верховном суде США, а непосредственное руководство на местах осуществляется местными судами. Согласно американской доктрине соотношение между лицами, находящимися в условиях тюремного заключения, и лицами, находящимися на пробации, составляет 1:2. Подобная организованность возможна благодаря местным службам пробации, количество которых составляет более 1750 единиц, причем половина из них предназначена для надзора за несовершеннолетними. Способы надзора различны. К примеру, используется так называемая «почтовая» пробация, когда осужденному необходимо ежемесячно высылать почтовую открытку с кратким описанием своей жизни и изменениями в ней. Свое распространение получила и «телефонная» пробация, осуществляемая с помощью телефонных переговоров осужденного с сотрудником службы пробации по бессистемному графику, в которых осужденный дает ответы на определенные вопросы, анализируемые службой пробации. Результаты таких форм социально-правового контроля позволили выявить «размытость» надзора, что привело к внедрению в некоторых американских штатах пробации с интенсивным надзором. В некоторых штатах пробационный надзор назначается пожизненно. Сотрудник службы пробации обладает специальными полномочиями, например, он может арестовать поднадзорного без соответствующего ордера в случае нарушения условий пробации или условного осуждения.
Согласно исследованиям если преступники по своим личностным характеристикам и характеру содеянного, не представляют большой общественной опасности, то их следует направлять на пробацию. Американцы сами активно участвуют на волонтерской основе в исполнении пробации, содействуя штатному составу в оказании помощи осужденным по программам ресоциализации. [1]
Хотим отметить, что в Российской Федерации нет службы, которая соответствовала бы зарубежным службам пробации. Специалисты полагают, что в нашей стране есть уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, которые были осуждены без изоляции от общества. Но содержание функций уголовно — исполнительных инспекций в России не соответствуют зарубежным службам пробации.
Мы со стороны нашей уголовно-исполнительной инспекции можем заметить отсутствие выполнения следующих функций: не предоставление суду досудебных докладов, отсутствие попыток примирения потерпевшего и жертвы преступления.
При осуществлении контроля за условно осужденным уголовно — исполнительной инспекции не предоставлено право применения мер предупредительного характера: например, возлагать дополнительные обязанности на осужденных в случае отсутствия в приговоре, а также право на отмену условного осуждения в случае систематических нарушений общественного порядка. Это все свидетельствует о необходимости расширения функции уголовно-исполнительных инспекций. Для облегчения работы по воспитательным программам в инспекцию ввели психолога, что способствует более успешной социальной реабилитации осужденных. В последние годы и материально техническая и финансовое обеспечения претерпели значительное развитие. Все это создает необходимые условия для развития самой инспекции, соответственно формирования на ее базе службы пробации. [4]
В урегулировании этого вопроса Уголовный и Уголовно-исполнительный Кодексы нуждаются в правовых нормах, которые смогут регулировать назначение и исполнение наказания в виде организации свободы в случае назначения пробации в качестве самостоятельного наказания
Элементы пробации для осужденных без изоляции от общества можно отработать в рамках экспериментальных (пилотных) проектов, которые могут быть проведены в различных регионах России.
В нашей стране применимы функции пробации в виде предоставления досудебного доклада, программы коррекции, примирения с помощью посредника.
Досудебный доклад может быть представлен в виде информации, характеризующей клиента пробации. Доклад готовится работником службы пробации по запросу суда или прокурора. Его необходимо подготовить на этапе решения вопроса о мере пресечения, при подготовке административной комиссией тюрьмы материалов для суда о досрочном условном освобождении лица, соответственно о пребывании лица под надзором (пробацией).
Досудебный доклад должен включать в описательной части:
— результаты психосоциального тестирования личности;
— оценку рисков совершения уголовных правонарушений.
Примирение с помощью посредника состоит в защите интересов потерпевшего, то есть возможности высказывания обидчику своих претензий, а преступнику компенсировать вред. Примирение касается как моральной, так и материальной составляющих. Основа применения — милосердие, прощение отступившегося. А также примирение — восстановление утраченного в результате преступления и исправление правонарушителя.
Перспективным направлением профилактики преступлений, совершаемых условно осужденными, выступает использование комплекса специально-криминологических мер. Их реализация в первую очередь требует введения в штат УИИ должности оперативного сотрудника с закреплением соответствующих полномочий. Просчеты в построении системы профилактики преступлений, совершаемых условно осужденными, негативным образом отражаются на увеличении количества проводимых первоначальных, розыскных мероприятий (далее — ПРМ) в отношении лиц, скрывающихся от исполнения наказания. Сложившаяся в УИИ практика осуществления первоначальных розыскных мероприятий в отношении условно осужденных позволяет выявить ряд проблем, требующих законодательного урегулирования. В частности, сотрудники УИИ не наделены полномочиями на осуществление оперативно-розыскных мероприятий. ПРМ и отдельные оперативно-розыскные мероприятия в отношении подучетного УИИ лица, скрывающегося от контроля УИИ, проводятся силами сотрудников отдела розыска территориального органа ФСИН России (в рамках розыскного дела) с привлечением сил сотрудников территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. Розыск условно осужденных, скрывающихся от исполнения наказания, как особая задача, стоящая перед сотрудниками УИИ и оперативными работниками отдела розыска территориальных органов ФСИН России, требует повышения методического и правового обеспечения.
Мировая тенденция развития служб пробации и их опыт способствуют при создании пробации в Российской Федерации формированию следующих принципов:
— наличие у указанного института самостоятельного ведомственного подчинения;
— заполнение службой пробации социально — реабилитационной работы с гражданами, преступившими закон;
— служба должна представлять собой компактный орган, в обязанности которого будет входить не только решение социально-реабилитационных задач, но и организационная и финансовая мобилизация всех соответствующих ресурсов на обслуживаемой территории.
По опыту стран Запада можно сделать вывод, что проработанная система пробации способна не только предупредить криминализацию личности, снизить повторную преступность и уменьшить нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе. [2]
Отбывание наказания без изоляции от общества позволит избежать нравственные, психологические и физические последствия изоляции, поскольку альтернативное наказание при помощи сотрудников служб пробации сохраняет и развивает навыки социального взаимодействия. Санкции, которые не связаны с изоляцией от общества, имеют значительные экономические преимущества, способствуют разгружению учреждений лишения свободы, перераспределению ресурсов. [3]
Чтобы развитие службы пробации не обострило проблемы с антикоррупционной деятельностью, необходимо нормативно формализовать правовой статус сотрудников (определить вид государственной службы, зону ответственности, права и обязанности сотрудников, их социальные гарантии и т. д.).
Таким образом, в настоящее время институциализация пробации в разных странах реализуется посредством создания многофункциональных служб пробации, но разной подведомственности (Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Верховный суд, Прокуратура). С учетом зарубежной практики по этому вопросу, можно объединить условное осуждение и ограничение свободы и исполнять в качестве основного и дополнительного вида наказания, применяя даже в отношении несовершеннолетних. Это и будет в российском законодательстве пробацией.
1. Габраев А. Ш., Новиков А. В. Перспективы реализации института пробации в современной пенитенциарной политики Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 // URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=23244 (дата обращения: 19.04.2019)
2. Смирнов Л. Б., Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право / учебник для юридических ВУЗов и факультетов. 2017. С. 78–80.
3. Темирбекова А. Пробация: сущность, цели и методы реализации // URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/node/8643 (дата обращения: 19.03.19)
4. Тепляшин П. В. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями // ФГКОУ ВПО Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018г. № 16–2. С. 40–41.