что такое система одного окна
Что такое система одного окна
С 1 ноября 2020 года прием документов в МФЦ только по предварительной записи!
Выдача документов осуществляется в обычном режиме.
За 60 минут до закрытия центра прекращается выдача талонов электронной очереди на приём и выдачу документов.
Уважаемые пользователи! На портале проводятся технические работы. В течение короткого времени отдельные страницы могут быть недоступны. Приносим извинения за доставленные неудобства.
О МФЦ
Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.
Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:
Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации существующих процессов предоставления государственных услуг, которая должна выражаться в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за обратившихся заявителей на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им и(или) других уполномоченных организаций между собой.
Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» в Санкт-Петербурге является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предметам их ведения.
Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей, в том числе обеспечивающих предоставление заявителям возможности одновременного получения нескольких государственных услуг при однократном обращении, включая государственные услуги, предоставляемые при участии федеральных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, функционирующих на территории Санкт-Петербурга.
Основными формами организации предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге по принципу «одного окна» являются:
Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ
Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ включает следующие основные административные процедуры:
Информация предоставлена Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» («Мои документы»)
© 2007–2021 Комитет по информатизации и связи
«Единое окно»: механизм работы и практика применения
Механизм «Единого окна» позволяет усовершенствовать увязку существующих государственных систем и процессов при одновременном стимулировании более открытых и простых методов функционирования государственных органов и их работы с предприятиями. Это также приведет к укреплению координации и сотрудничества между государственными органами, имеющими отношение к деятельности в области торговли.
Более 30 стран из всех регионов мира внедрили механизм «Единого окна» и получили значительные выгоды благодаря сокращению административных барьеров и ресурсов, связанных с подготовкой, представлением и обработкой искомой официальной информации. Механизмы «Единого окна» в равной степени часто обеспечивают снижение транзакционных издержек в сфере внешней торговли, повышают уровень соблюдения торговыми организациями предъявляемых требований благодаря более точному и своевременному представлению данных, что сопровождается повышением доходов государства, ростом эффективности и действенности управления и контроля на границе.
Принципиальную схему «Единого окна» можно представить в форме буквы «Т» (рис. 1), где горизонтальной линией обозначено информационное взаимодействие государственных органов (ФОИВ) “G2G”, а вертикальной линией (основанием) – взаимодействие государства и бизнеса (участники ВЭД) – “B2G”. Участники ВЭД (бизнес) являются поставщиками информации в механизме одного окна. Государственные органы (ФОИВ) обмениваются между собой и бизнесом информацией, первоначально полученной от участников ВЭД.
Отсутствие вертикальной составляющей (B2G) в схеме «Единого окна», как это видно из рисунка, приведет к неработоспособности всего механизма.
Развитие информационных технологий в Таможенном союзе также предполагают создания системы «Единого окна». В настоящее время принята концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее ИИСВВТ). Система будет состоять из центрального узла и узлов, разворачиваемых в каждом государстве Таможенного союза. Также, правовой основой информационного взаимодействия должны послужить Соглашение о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза и Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле. Согласно этим международно-правовым документам, а также технико-экономическому обоснованию создания и функционирования ИИСВВТ подсистема «Единое окно» является частью ИИСВВТ. Секретариат Комиссии Таможенного союза координирует создание, обеспечение функционирования и развития этой подсистемы.
Данную подсистему планируется внедрить в эксплуатацию в 2012 году, на 2011 год запланировано формирование технического задания и проектирования.
Какая цель внедрения данной подсистемы, и какие задачи она будет решать? Попробуем разобраться.
В связи с указанной целью основными задачами внедрения ЕОИС в сфере внешней торговли являются:
— обеспечение транспарентного и централизованного доступа к информации (нормативные акты, образцы формуляров документов, инструкции по их заполнению, классификаторы, справочники кодов и т.д.), регулирующей ВЭД для всех участников на основе широкого применения в деятельности уполномоченных органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа участников ВЭД и заинтересованных организаций к соответствующей информации с использование современных ИКТ и сети Интернет;
— формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в информационных системах, обмена информацией в электронном виде между заинтересованными органами государственной власти, организациями и участниками ВЭД, а также контроля за использованием государственных информационных систем;
-сократить время выпуска товаров и числа документов, представляемых в этих целях;
— осуществить переход на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях;
— усовершенствовать систему анализа и управления рисками и полноценно перейти к выборочному контролю;
— создать эффективную систему контроля за соблюдением участниками ВЭД таможенного законодательства после выпуска товаров, обеспечивающей ускорение и упрощение осуществления таможенных процедур в пунктах пропуска и таможенного оформления товаров;
— предусмотреть порядок использования ЕОИС при внедрении обязательного предварительного информирования в электронным виде об экспорте и импорте товаров;
— утвердить оператора ЕОИС, с целью обеспечения бесперебойной работы системы, а также получения и маршрутизации информации от участников ВЭД к уполномоченным органам и обратно;
— создание электронного документооборота между участниками ВЭД, уполномоченными органами государственной власти и другими заинтересованными органами, а также системы межведомственного электронного документооборота;
— содействие гармонизации и упрощению таможенных и иных формальностей путем единовременной подачи всей информации от участников ВЭД в электроном виде (запросы), а далее маршрутизации ее уполномоченным/заинтересованным органам с использованием информационных систем и технологий;
— оптимизировать использование ресурсов государства и коммерческого сектора, в том числе сократить издержки на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза;
— на основе ЕОИС реализовать принцип «одной остановки»;
— повысить производительность таможенной службы, уполномоченных органов государственной власти и участников внешней торговли, без снижения уровня безопасности;
— привлечь дополнительное число участников ВЭД путем снижения административных барьеров, а также дополнительных издержек, возникающих из-за них;
— повысить уровень согласованности и взаимодействия таможенных систем стран мира, а также других контролирующих органов друг с другом, с использованием определенной модели данных, направляемых по каналам связи;
— создать стимулы для предоставления участникам ВЭД обеспечения (гарантий) их деятельности путем представления законопослушным участникам ВЭД упрощенных процедур, которые повышают эффективность внешнеторговых операций и облегчают соблюдение таможенных требований.
В подсистеме «Единое окно» будут взаимодействовать следующие субъекты:
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что внедрение механизмов «Единого окна» на таможенной территории Таможенного союза трудная задача, которая требует изменений скорее не на программном и техническом уровне, а на уровне самих подходов к осуществлению взаимодействия между бизнесом и государственными органами. Предстоит сломать существующую долгое время идеологию предоставления сведений в государственные органы и перенаправить потоки информации в «Единое окно», что согласитесь не так-то просто.
Страны, где механизмы «Единого окна» уже доказали свою эффективность прошли долгий путь (5-10 лет) от концепции «Единого окна» на бумаге, до реализации ее на практике. Перед государственными органами государств-членов Таможенного союза стоит более амбициозная задача: реализовать данные механизмы за 2-3 года. Поэтому уже сейчас необходимо проводить ряд исследований направленных на выработку подходов реализации механизмов «Единого окна» на таможенной территории Таможенного союза.
С 1 января 2021 года в сфере регулирования внешнеторговой деятельности начнет функционировать информационная система «Одно окно»
Информационная система «Одно окно» призвана обеспечить взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти РФ, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в целях развития внешнеторговой деятельности и обеспечения возможности использования содержащихся в этой системе документов и информации в целях осуществления государственного контроля (надзора), предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, предоставления иных услуг, формирования статистики в сфере внешнеторговой деятельности.
АО «РЭЦ» как оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности:
участвует в соответствии со своей компетенцией в информационном взаимодействии указанной системы и механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, создаваемого в Российской Федерации в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС;
действует от имени, в интересах и с согласия участника внешнеторговой деятельности без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участником внешнеторговой деятельности государственных услуг, иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, если иное не установлено законодательством РФ и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности и АО «РЭЦ»;
определяет перечень услуг, обеспечивающих взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в целях развития и поддержки экспорта.
Обеспечение доступа участников внешнеторговой деятельности к информационной системе «Одно окно» осуществляется на добровольной и безвозмездной основе.
Документы и информация, содержащиеся в информационной системе «Одно окно», используются в соответствии с законодательством РФ органами государственной власти РФ, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией.
Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами органам и агентам валютного контроля с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.
АО «РЭЦ» обязано соблюдать коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна АО «РЭЦ» при осуществлении им своих полномочий.
Предусматривается, что представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, АО «РЭЦ» органам и агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна АО «РЭЦ» при осуществлении им своих полномочий.
Правительство РФ по согласованию с Банком России будет устанавливать порядок функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе права и обязанности АО «РЭЦ» как ее оператора, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности, сроки и порядок их предоставления с использованием информационной системы «Одно окно», утверждать перечень государственных и иных услуг (функций), административных и иных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности, предоставление (исполнение) которых может осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2021 года.
Одно окно
Важной составляющей этой технологии является минимизация количества документов, которые заявитель должен предоставлять в орган власти для принятия решения. Это достигается построением развитой инфраструктуры эффективного межведомственного взаимодействия, причём как на одном уровне власти (по горизонтали), так и межуровневого взаимодействия (по вертикали). Как правило, при предоставлении государственной услуги необходима информация из разных органов включая разные уровни власти.
В России принцип одного окна реализуется в системе межведомственного электронного взаимодействия, благодаря которой граждане и организации могут получать государственные услуги в многофункциональных центрах и на портале государственных услуг.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации (СТО БР ИББС) — комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учётом требований российского законодательства.
«Система «Одно окно» откроет доступ экспортерам к десяткам услуг»
Российский экспортный центр (РЭЦ) завершает подготовку к официальному запуску информационной системы «Одно окно». Система обеспечит бизнесу онлайн-доступ к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт. О том, когда состоится запуск системы, какие сервисы в первую очередь начнут работать, какие услуги смогут получить экспортеры, в интервью «Интерфаксу» рассказал вице-президент РЭЦ Алексей Михайлик.
— Алексей, в Российском экспортном центре Вы возглавляете направление, отвечающее за запуск информационной системы «Одно окно». На какой стадии сегодня находится разработка, когда планируется запуск системы?
— Мы проектировали и разрабатывали информационную систему больше года и сегодня подходим к запланированной точке старта первых сервисов для экспортеров.
Мы завершили все основные разработки, создали современную цифровую платформу, на которой будут базироваться государственные и аналитические сервисы для экспортеров, проделали огромнейший объем работ по взаимодействию с госведомствами для создания автоматических алгоритмов получения от этих ведомств тех сведений, которые нужны для определенных экспортных процедур, но которые сейчас получают сами экспортеры. В результате в текущий момент более 60 видов сведений передаются через СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия — ИФ), то есть через канал обмена данными между ведомственными структурами. Все это делается для того, чтобы для получения услуг экспортерам не надо было в тысячный раз заполнять анкету, прикладывать одни и те же документы. В результате наши сервисы станут реально цифровыми.
Важно также отметить, что в процессе работы над проектом к нам подключились новые участники, такие как, например, Торгово-промышленная палата.
Здесь надо сказать, что эта огромная работа, пока еще не видимая извне, она как фундамент нужна для создания экосистемы «Одного окна». С конца текущего года начнут появляться сервисы, как видимые потребителям элементы нашей экосистемы.
Сейчас мы уже предоставили общий доступ к порталу «Одного окна», наполняем его новостями и сервисами. Уже работает личный кабинет как авторизованная зона, куда клиент попадает, используя механизмы идентификации, которые работают в том числе на сайте Госуслуг.
Работа проходит в хорошем темпе, регулярно проходят рабочие встречи межведомственных групп, где участвуют более 20 различных органов власти. Постоянно идет общение с экспортерами.
— В процессе работы над созданием «Одного окна» вы пригласили группу экспортеров для тестирования системы. Получили обратную связь? Активно ли они включились в работу?
— С экспортерами мы взаимодействовали с момента проектирования системы. С сентября прошлого года проводили с ними встречи, приглашали их к себе и показывали все процессы и прототипы экранных форм «Одного окна». Когда была готова цифровая платформа, мы самых активных экспортеров пригласили поучаствовать в ее тестировании. В этой работе приняли участие представители более 200 компаний. С ними мы находились в плотном контакте, получая обратную связь.
С учетом мнения экспортеров мы внесли серьезные изменения в дизайн, сделали более удобным процесс использования личного кабинета, внесли значительные изменения в каждый из сервисов. Так, мы кардинально переработали сервисы по оказанию господдержки, исключив из процесса эксплуатации сканированные документы, их заменили сведения, предоставляемые смежными ведомствами.
В этой большой работе по переводу господдержки экспортеров в цифровой вид приняли активное участие руководители и сотрудники министерства промышленности и торговли, министерства сельского хозяйства и других ведомств, которые совместно с РЭЦ цифровизируют эти процессы, чтобы сделать их бесшовными.
Мы поэтапно приглашаем экспортеров принять участие в тестировании «Одного окна». На днях сделана первая рассылка нескольким тысячам компаний с предложением зайти на портал и изучить его возможности. До конца года система станет доступной уже для всех.
— Какие сервисы будут запущены в ноябре?
— Запуск системы ведется планомерно, что позволяет запускать все услуги по графику, утвержденному дорожной картой проекта. Это ряд госсервисов, которые представляют министерства и ведомства. По принципу «одного окна» первыми начнут работать сервисы таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки НДС.
— Сколько всего услуг вы планируете запустить на платформе?
— За 2020-2021 годы на платформе появится более 20 услуг. В их числе будет предоставлен доступ к процедурам сертификации и лицензирования. Экспортеры говорят, что им нужна помощь именно в получении разрешительных документов. И фокус следующего года будет направлен именно на то, чтобы все основные документы экспортеры могли получать в цифровом виде.
— Кто будет оказывать услуги, помимо госорганов, и какова роль РЭЦ в этом процессе?
— На следующий год есть планы по созданию экспертной платформы, маркетплейса услуг партнеров, на котором экспортеры получат доступ к десяткам сервисов, востребованных на рынке.
Также обсуждается возможность оказания услуг крупнейшими перевозчиками и логистическими операторами на платформе «Одного окна». Результатом реализации такой услуги может стать комплексный процесс от момента формирования запроса клиента, формирования маршрута передвижения до «приземления» на господдержку экспортной транспортной деятельности.
— Есть ли у вас уже понимание того, какие услуги будут наиболее востребованы?
— Российский экспортный центр на протяжении пяти лет предоставляет консалтинговые, цифровые нефинансовые и финансовые услуги. И мы хорошо представляем себе, какие услуги востребованы нашими клиентами, учитывая потребности клиентской базы российского Агентства по страхованию АО «ЭКСАР» и специализированного экспортно-импортного банка АО «Росэксимбанк», входящих в Группу РЭЦ. Именно эту информацию мы использовали при проектировании системы. Но уже сейчас мы понимаем, что в будущем система будет саморазвиваться, обрастая новыми сервисами, созданными на основе потребностей самих пользователей – экспортеров.
— Можно ли назвать систему «Одного окна» уникальной? Есть ли аналоги за рубежом?
Также известный пример «single window» порта Гамбург в Германии, где в единую точку сведены логистические и таможенные услуги для морских перевозок. Существует директива ООН, которая описывает принципы создания и модели «single window».
— Какие у вас планы по развитию «Одного окна» на ближайшую перспективу?
— Планы огромные. Мы планируем расширить доступ к государственным сервисам. В следующем году нам предстоит создать еще 20 сервисов. И, в первую очередь, это доступ в цифровом виде к разрешительным документам.
Второе направление развития будет связано с расширением бизнеса экспортеров, с поиском потенциальных покупателей, коммуникаций с ними, продвижением и так далее.
Также огромнейший пласт работы и по аналитике. В текущий момент мы подключились к большому количеству зарубежных баз данных, которые собирают и консолидируют информацию по всему миру, например, о контейнерных перевозках, маркетинговых акциях, компаниях. Мы проводим работы по объединению этих разрозненных баз данных для предоставления экспортерам полноценной аналитической информации.
Таким образом, система «Одно окно» будет развиваться сразу по различным направлениям в соответствии с потребностями экспортеров. Теперь РЭЦ – это часть большого «Одного окна».