что такое сипр во фгос

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Презентация к уроку

Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.

Первая и основная цель СИПР построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;

3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;

4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):

1. Структура СИПР

2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)

3. Психолого-педагогическая характеристика

4. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

Индивидуальный образовательный маршрут:

Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классе\на занятии; Режим посещения школы.

5. Содержание образования

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

5.1. Базовые учебные действия

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

5.3. Психолого-педагогическое сопровождение

5.4. Нравственное развитие

5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

5.6. Внеурочная деятельность

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

7. Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.

Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).

Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.

Источник

СИПР для обучающегося с интеллектуальным нарушением (ФГОС в.2)

Подпись родителя (ей)

обучающегося 1 Б класса

Данная программа разработана для ученика 1 « Б » спец. класса _________________.

Ребёнок проходит обучение по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением интеллекта (ФГОС II вариант).

Структура СИПР включает:

Общие сведения о ребёнке;

Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

Индивидуальный учебный план и индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий;

Индивидуальный коррекционно- развивающий план, включающий: перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

План внеурочной деятельности;

Содержание образования в условиях организации и семьи;

Условия реализации потребности в уходе и присмотре;

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

Программа сотрудничества школы и семьи;

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

Средства мониторинга и оценки динамики обучения;

Приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ

Дата рождения: __________________________

Адрес проживания: _____________________________

Никита поступил в 1 «Б» класс ______________________ 1 сентября 2016 года согласно заключению ТПМПК № ____________ от ____________________ г.

Мальчик воспитывается в неполной семье. Воспитанием ребенка занимаются папа, ____________________ и бабушка, _______________________. Папа и бабушка с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка. Реагируют на просьбы и пожелания педагога. Материальные и жилищные условия жизни семьи хорошие.

По заключению ПМПК Н. относится к V группе здоровья. Подлежит обучению по адаптированной образовательной программе (вариант ФГОС для обучающихся с нарушением интеллекта №2). Относится к категории «ребенок-инвалид».

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка сформированы на низком уровне. Знает, но не называет свое имя, не называет имена родственников, одноклассников. От дома до школы добирается при помощи взрослого. Правую и левую руки не определяет.

Школу посещает стабильно. Пропусков без уважительных причин нет.

Речь и альтернативная коммуникация. Наблюдается системное недоразвитие речи. Принимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Простые словесные инструкции понимает, задания выполняет. Связная речь отсутствует. Наблюдаются нарушения звукопроизношения. В речи употребляет звукокомплексы, прямые открытые слоги. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Ориентируется в названиях предметов, наиболее обиходных действий. Знает названия слов, обозначающих основные цвета.

Внимание. Внимание отвлекаемое, рассеянное, истощаемое, концентрация и распределение затруднено (концентрируется на собственной деятельности в течении 5-7 минут).

Сенсорное развитие : показывает и выбирает основные цвета: красный, зеленый, синий, желтый. Основные формы: круг, квадрат, треугольник не показывает. Не ориентируется во времени: (времена года и части суток).

Память: кратковременная, истощаемая . Зрительная и слуховая память отражают низкую способность к произвольному и непроизвольному запоминанию, сохранение информации затруднено. (Зрительная память на 1 объект).

Мыслительная деятельность: группирует предметные картинки по группам (одежда, посуда, мебель). Предметную картинку из 2-4 элементов выполняет самостоятельно. Вкладывает геометрические формы в гнезда, складывает пирамидку и матрешку самостоятельно. Лишнее по признакам не выделяет. Устанавливает последовательность событий из 3 картинок. Мышление наглядно-образное.

Мотивационная сфера : Учебная мотивация не сформирована. Ведущий мотивом является мотив игровой деятельности. Нуждается в организующем и контролирующем воздействии педагога.

Эмоционально-волевая сфера: Преобладает спокойное эмоциональное состояние. При призыве сесть за парту или выполнить какое-либо задание проявляется упрямство, вплоть до истерики и слез. Не усидчив, отвлекаем, на достижение цели не мотивирован. Не способен длительное время выполнять монотонную работу. В школу приходит с удовольствием. Мало заинтересован в общении с педагогами и одноклассниками. В классном коллективе поддерживать игру не умеет. Во время занятий предпочитает хаотично ходить по классному кабинету.

Особенности поведения: Эмоционально не устойчив, упрям, контактен. Правила поведения в школе понимает частично, их соблюдение требует контроля со стороны педагога.

ИЗО : при раскрашивании выходит за пределы границы рисунка, цвета не соотносит, рисует чаще «рука в руке». Выполняет аппликацию с активной помощью педагога.

Характеристика составлена на момент поступления ребёнка в школу.

Источник

Выступление на педагогическом совете «Специальная индивидуальная программа развития СИПР. Методика разработки СИПР»

Специальная индивидуальная программа развития СИПР. Методика разработки СИПР.

Все дети, имеющие особые образовательные потребности,

обусловленные особенностями их развития,

имеют возможность получить образование.

С 01 сентября 2016 года обучение детей с ОВЗ осуществляется по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и Федеральным государственным образовательным стандартам образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (далее ФГОС О УО).

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка СИПР. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Целью СИПР является, обретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

СИПР ориентирована на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, формирование социально-бытовых навыков.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности обучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

При организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основополагающими являются принципы:

принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников);

принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).

Этапы проектирования и реализации СИПР

Структура специальной индивидуальной программы развития.

В соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) структура СИПР включает [ Слайд 2 ]:

1) общие сведения о ребёнке;

2) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

3) индивидуальный учебный план;

4) содержание образования в условиях организации и семьи;

5) условия реализации потребности в уходе и присмотре;

6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

7) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

8) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

9) средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Рассмотрим разделы программы и на некоторых остановимся более подробно.

1. Общие сведения о ребенке (ФИО ребенка, возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения, место жительства, мать, отец, год обучения, форма обучения).

Примерный план психолого-педагогической характеристики обучающегося, составляемой при разработке СИПР

1. Год обучения ребенка в образовательной организации.

2. Социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение семьи к ребенку).

3. Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка.

4. Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами.

5. Социальные компетенции:

5.1. базовые учебные действия.

5.2. коммуникативные возможности (речь и общение).

5.3. игровая деятельность.

5.4. предметно-практическая деятельность (действия с предметами, инструментами, материалами).

5.6. бытовая и трудовая деятельность.

5.7. математические представления.

5.8. представления об окружающем мире (о себе, ближайшем окружении, природном, растительном, социальном мире).

6. Потребность в уходе. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная / частичная, постоянная / эпизодическая.

7. Потребность в присмотре. Требуется постоянный / эпизодический контроль, необходимо планировать занятость ребенка.

8. Выводы по итогам оценки: приоритетное содержание обучения и воспитания на предстоящий период.

3. Индивидуальный учебный план , отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

Индивидуальный учебный план

Предмет, коррекционный курс

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

4.3. Нравственное воспитание.

4.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

4.5. Внеурочная деятельность.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося ). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР. В реализации СИПР обучающегося принимают участие следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог.

7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

8. Перечень необходимых технических и дидактических материалов.

В качестве средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, рассматриваются:

— кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор;

— прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;

— игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромабаночек, вибромассажер;

— предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);

— средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;

— средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «МОТОмед» и др.;

— другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

СИПР составляется на один год . Специалисты, участвующие в реализации СИПР: учитель класса и/или предмета, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др.

Кроме того, СИПР может содержать приложение, включающее задания, рекомендации для их выполнения в домашних условиях.

Далее более подробно представим содержание и организацию работы по двум разделам СИПР: индивидуальный учебный план, программа сотрудничества с семьёй.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план включает набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП.

Различия в индивидуальных учебных планах зависят от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся.

При составлении индивидуального учебного плана, а именно при выборе учебных предметов и коррекционных курсов, образовательной организации следует учитывать рекомендации по образованию обучающегося с ОВЗ, сформулированные в следующих документах:

— коллегиальном заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК);

— индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребёнка инвалида, полученной в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

— заключениях узких специалистов образовательной организации (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога).

В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития б о льший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС О УО).

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также определяется индивидуальным учебным планом и фиксируется в расписании занятий.

Рассмотрим пример индивидуального учебного плана.

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

На основании заключений специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, школьного психолого-педагогического консилиума из обязательной части учебного плана были исключены следующие учебные предметы: Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир, Изобразительная деятельность, Адаптивная физкультура. Содержание и темы, соответственно, указанных учебных предметов могут быть интегрированы в содержание коррекционных курсов и программы внеурочной деятельности. Например, в программу коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» включены темы учебных предметов: «Окружающий природный мир», «Речь и альтернативная коммуникация» и т.п. В индивидуальном учебном плане преобладает часть, формируемая участниками образовательных отношений, данные коррекционные курсы согласованы с родителями.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие», ребёнок с тяжёлой умственной отсталостью получает информацию об окружающем мире через тактильную стимуляцию. Курс «Предметно-практические действия» направлен на развитие общей и тонкой моторики обучающегося, формирование способов обследования предметов. «Альтернативная коммуникация» – курс учит понимать язык жестов, систему символов, пиктограмм, проявлению эмоций.

Представленный учебный план рассчитан на 8 часов, так как обучающемуся было рекомендовано обучение на дому.

Организация внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями Стандарта организуется внеурочная деятельность. К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Внеурочная деятельность направлена на коррекцию и компенсацию различных дефектов развития обучающихся. При организации внеурочной деятельности необходимо включать обучающихся в деятельность, которая направлена на формирование навыков взаимодействия с обычно развивающимися сверстниками и с разными людьми, а так же приобретение навыков по самообслуживанию.

При составлении СИПР совместно с родителями оговариваются мероприятия, которые может посетить ребёнок в сопровождении родителей (законных представителей) или тьютора. Обеспечивается добровольность участия обучающихся во внеурочной деятельности с учетом их интересов, а также запросов родителей (законных представителей) обучающихся.

Во внеурочных мероприятиях ребёнок может выступать в роли участника или зрителя в зависимости от его индивидуальных возможностей и способностей, а так же от содержания данного мероприятия.

Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Присутствие на торжественной линейке

Присутствие на мероприятии

Присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях

Знакомство с атрибутами праздника, участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях

Знакомство с атрибутами праздника, изготовление открытки для мамы

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Торжественная линейка, посвященная окончанию учебного года.

Присутствие на торжественной линейке

Внеурочная деятельность носит прикладной характер. В результате этой деятельности происходит не только коррекция ручной моторики, но и постепенная подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.

В образовательной организации реализуются программы внеурочной деятельности. В программу включены только те темы занятий, которые посильны ребёнку для выполнения, совместно с учителем, тьютором или родителем.

Если ребёнок по каким-либо причинам не может посетить мероприятие или занятие внеурочной деятельности, то образовательная организация (далее ОО) приглашает родителей этого ребёнка на мероприятие, с целью обучения родителей приемам, формам, использованию атрибутов, выстраиванию взаимодействия с ребенком при проведении мероприятия дома (опосредованное взаимодействие учащегося и педагога через родителя).

Методы и формы работы образовательной организации в рамках Программы сотрудничества с семьей.

При разработке данной программы необходимо учитывать следующие особенности:

1) знакомство с семьёй (состав, возраст, профессии родителей, образовательный и культурный уровень родителей) с целью определения ресурсного потенциала семьи и оказания необходимой помощи (при разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе);

2) учёт особенности семьи при планировании совместных мероприятий (общая атмосфера в семье, характер взаимоотношений, приоритеты воспитания, готовность родителей к сотрудничеству со специалистами ОО);

3) разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (индивидуальные беседы, консультации, домашнее визитирование);

4) определение роли семьи в образовательном процессе (ОО и Родитель, являющийся законным представителем учащегося, совместно несут ответственность за результаты деятельности участников образовательного процесса в пределах компетенции каждой из сторон, разграниченной Договором);

5) знакомство родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами;

Проблема, которая может возникнуть при работе с детьми и родителями (законными представителями) данной категории, – это недостаток собственного ресурса образовательной организации (например, приобретение специального технического оборудования – вертикализатора для ребёнка, не способного двигаться, коляски с удерживающими устройствами, так как ребёнок не может удерживать своё тело в вертикальном положении и т.п. Средств для приобретения данного оборудования в образовательной организации не предусмотрено).

Для повышения эффективности деятельности ОО с семьями учащихся с ОВЗ необходимо иметь перечень муниципальных организаций и учреждений, которые могут оказать помощь в организации обучения и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ребенку и семье.

Формы и методы работы с семьей в рамках реализации СИПР.

Родители, воспитывающие детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находятся в сложном эмоциональном состоянии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству со специалистами и педагогами ОО. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией семей, важно осознать необходимость психолого-педагогической помощи родителям, именно она является первым шагом на пути к созданию доверительных отношений между специалистами ОО и семьёй. При оказании семьям психолого-педагогической помощи специалисты образовательной организации используют следующие методы и формы работы семьей:

метод наблюдения – помогает собрать материал о семье. Специалисты наблюдают за общением ребёнка и родителей в семье, школе, общением со сверстниками.

метод бесед – один из самых распространённых методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, наметить пути их решения.

метод убеждения – помогает убедить родителей, чтобы они сами начали действовать в соответствии с данными рекомендациями, инструкциями, или обратились за необходимой помощью в ту или иную инстанцию.

Наиболее эффективными являются следующие формы обратной связи при работе с родителями:

анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением родителей в жизнь образовательного учреждения;

письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;

анкетирование в конце учебного года.

В основном используется индивидуальный подход в проведении консультирования родителя (законного представителя) ребёнка в виде беседы.

На основе детального анализа семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителями, осуществляется выбор содержания Программы сотрудничества с семьёй.

В таблице ниже представлены формы работы специалистов и учителей с родителями обучающегося и результаты данной работы.

Формы работы специалистов и учителей с родителями

обучающегося с ОВЗ

Создание доверительных отношений, осознание искренности в желании помочь ребёнку

Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организация предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье

Приобретение навыков решения конфликтных ситуаций с ребёнком, обучение эффективному взаимодействию с ним, решение некоторых личностных проблем, осознание и оптимизация своей родительской позиции

Индивидуальные занятия с детьми с участием родителей

Родители учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним.

Кроме того, на занятиях родители учатся соотносить возможности ребёнка и свои требования к нему.

Консультирование родителей по использованию заданий-инструкций, буклетов, памяток

Родители закрепляют учебный материал, отрабатывают формируемые навыки и поддерживают уже сформированные с помощью заданий-инструкций, буклетов, памяток.

С целью создания предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье учитель-дефектолог предлагает родителям из подручных средств изготовить дидактические игрушки.

При организации работы с родителями, воспитывающими «особого ребёнка», необходим контроль и обучение родителей: на занятиях педагог показывает родителям как работает с обучающимся сам (приёмы, формы работы при выполнении того или иного задания), при этом демонстрирует, как могут действовать родители при закреплении или отработке учебного материала.

Так как родители являются непосредственными участниками разработки СИПР и несут ответственность за её реализацию, они заполняют расписку.

(ФИО родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка _______________________________________________________________

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций учителя и специалистов.

О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями моего ребенка, предупрежден(а).

Подпись родителя ______________ Дата ________________

С целью обеспечения успешного обучения ребенка формируемым навыкам, и поддержания уже сформированных навыков для родителей разрабатываются и выдаются под роспись памятки-задания, инструкции.

Таким образом, мы рассмотрели структуру СИПР в соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО). При разработке СИПР очень часто возникает много вопросов и поэтому при поддержке Министерства образования и науки РФ, Псковского государственного университета Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области был разработан Электронный учебно-методический ресурс : Учебно-методический комплекс по разработке и реализации СИПР. http://xn--h1adfofdl.xn--p1ai/

Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом второго варианта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ИН-2).

УМК предназначен для специалистов, участвующих в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). УМК может использоваться при разработке СИПР для обучающихся по IV варианту АООП начального образования детей с ОВЗ, на основе ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемый в УМК материал поможет учителям и другим специалистам планировать и осуществлять образование детей нарушениями интеллекта с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и в соответствии с требованиями ФГОС.

УМК представлен в виде электронного ресурса, который позволяет:

выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;

через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;

просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;

подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;

составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;

получить консультацию по разработке и реализации СИПР.

В структуру УМК включены следующие блоки и разделы:

1 блок – нормативно-правовой – содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

2 блок – содержательный – включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. В блоке, в общей сложности, представлены 1 237 образовательных задач, сформулированных в форме возможных (ожидаемых) результатов и методических рекомендаций к ним по учебным предметам и коррекционным курсам для включения их в СИПР. Для удобства пользования образовательные задачи пронумерованы (например: «1.3.1.2», где первая цифра – номер учебного предмета или коррекционного курса, вторая – номер раздела программы учебного предмета или коррекционного курса, третья – номер подраздела (не всегда имеется) и последняя – номер образовательной задачи для внесения в СИПР). Для некоторых образовательных задач имеются ссылки на видеоматериал, иллюстрирующий возможные подходы к реализации образовательных задач. По ряду разделов учебных предметов «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир» приложен материал для создания заданий и рабочих тетрадей с целью формирования представлений у обучающихся. Кроме того, предлагаются фотографии примерного предметного и изобразительного материала, который может использоваться специалистами в ходе реализации СИПР.

3 блок – технологический – представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

5 блок – консультационный – позволяет сформулировать и направить вопросы разработчикам УМК, найти ответы в разделе «часто возникающие вопросы», оставить отзыв, выразив свое мнение о ресурсе и предложения по совершенствованию УМК. Через данный блок вы можете также прислать свои материалы (файлы с примерами СИПР, методические рекомендации, фотографии материалов и оборудования и др.), которые будут рассмотрены разработчиками УМК и по согласованию с авторами включены в соответствующие блоки и разделы УМК.

Таким образом, мы рассмотрели структуру СИПР в соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) и методику ее разработки. Надеюсь, что данный материал поможет в разработке данных программ в нашем Центре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *