что такое синусы и манюшки
Синус лифтинг
Имплантация требует костной массы, иначе имплант не установят с требуемой глубиной и быстро разрушится. Для истонченной костной ткани в стоматологической практике используют синус лифтинг.
Что это
Операционная манипуляция, которую проводят для увеличения количества костной ткани верхней челюсти.
В черепной коробке вокруг носа расположены гайморовы пазухи большого объема. Они находятся сразу над корнями боковых жевательных зубов. Изнутри пазухи покрыты тонкой защитной оболочкой, которую приподнимают и заполняют образованное пространство материалом.
В результате операции хирурги получают достаточную для надежной установки импланта толщину.
Обратите внимание! Термин «лифтинг» используют в медицинской косметологии, но он не имеет ничего общего с синус лифтингом в стоматологии.
Косметологическая процедура — это серия, уколов филлерами с гиалуроновой кислотой, которая «подтягивает» овал лица, разглаживает мимические морщины.
Иногда родной кости недостаточно
Кость верхней челюсти более пористая и при наличии зуба пронизывается системой капилляров, которые питают кость. Если пациент удаляет зуб и не задумывается об установки импланта сразу, то уже через 6 месяцев наблюдается истончение костной ткани.
Это происходит из-за отсутствия зуба, который отвечал за функционирование кости. Отсутствие зубного корня приводит к отсутствию жевательной нагрузки, «питание» кровью прекращается и губчатое вещество истончается. Через год проседание достигает пика и при установке импланта или мостовидного протеза абсолютно точно потребуется синус лифтинг челюсти.
При этом, у пожилых пациентов истончение происходит даже со стороны гайморовой пазухи — изнутри.
Избежать последствий можно установкой искусственного дентального импланта на место удаленного зуба в срок, который не превысит полугода после хирургического вмешательства.
Виды операции
Показаниями к проведению синус лифтинга служит недостаток костной ткани, причем даже если одного миллиметра не будет хватать для надежной установки новой шестерки, например, без хирургического вмешательства дело не обойдется.
Дополнительная информация. Согласно доступной статистике, 80 % пациентов страдают от нехватки высоты зубного гребня верхней челюсти. К группе риска относятся люди, которые потеряли зубы более полугода назад, страдающие пародонтозом и кистами. Кроме того, истончение костной ткани иногда является врожденной особенностью.
От размера недостающей ткани зависит вид манипуляции.
Закрытая операция
Закрытый синус лифтинг — более простой тип операции, который легче переноситься пациентом. Включает несколько ступеней:
Применение данного способа возможно только при достаточной толщине «родной» кости от 5 мм. В таком случае возможна установка сразу трех имплантов-корней.
Формирование кармана для заполнения проводят или с помощью шарика-баллона, который надуваясь, создает необходимый объем (наиболее безопасный метод), либо ручными инструментами механическим методом.
Открытая операция
Открытый синус лифтинг — сложное полноценное хирургическое вмешательство, которое проводится при значительном истончении тканей (более 6 мм) и при отсутствии в зубной ряде трех зубов и более.
Создание пространства в кости может привести к перфорации оболочной пазухи. В таком случае врач либо зашивает отверстия и продолжает работу, либо накладывает швы и переносит дальнейшие действия на период после заживления.
Далее стоматолог-хирург принимает решение сразу поставить имплант при небольшой нехватке кости, либо:
После приживления новых материалов через 3-4 месяца пациент возвращается за установкой имплантов.
Противопоказания
Любое хирургическое вмешательство имеет противопоказания и операция синус лифтинга не исключение.
Под абсолютным запретом:
Существуют и относительные противопоказания, с которыми можно работать до операции по лифтингу:
Важно! Повремените с манипуляциями при простудных заболеваниях, особенно тех, что сопровождаются насморком. Сначала — здоровье, потом — импланты.
Таким образом, прежде чем идти к хирургу, необходимо провести санацию не только полости рта, но и всего организма.
Если пациенту все же противопоказан лифтинг, тогда можно поставить более короткие импланты и условно-съемный протез.
Используемые материалы
Материал для наращивания костной ткани бывает:
Внимание! Собственные компоненты быстрее истончаются и в таком случае потребуется дополнительная аугментация.
2. Материалы животного происхождения, которые получают из образцов костей крупного рогатого скота. В данном случае после измельчения вещество проходят обязательную стерилизацию и вывод примесей (коллагена) для иссушения. Полученную крошку можно подогнать под необходимый размер спрессовав в блоки. Такой материал обладает хорошей степенью приживаемости и невысокой стоимостью, поэтому он наиболее распространен среди хирургов. Животные компоненты начинают взаимодействовать с тканями, которые их окружают, формируя новую кость и рассасываясь, когда дело сделано.
На заметку! Нередко животные ткани смешивают с аутотрансплантатом, чтобы снизить затраты на операцию.
3. Искусственная ткань — состоит из синтетических волокон — гранулата или фосфата кальция. В составе присутствует замена строительного костного вещества — гидроксиапатита. Действие аналогично животным компонентом, после наращивания кости происходит рассасывание. Современные материалы обладают высокой стоимостью, но стимулируют активный процесс регенерации, а также биосовместимостью.
Выбор материала зависит от нескольких факторов:
Что будет после
Осложнения после синус лифтинга возможны, так как эта манипуляция считается полноценным хирургическим вмешательством. Вопрос только в том, как избежать большинства из них и подготовиться к лечению.
Врачебные ошибки
Их можно избежать, если выбрать проверенную клинику. Тщательно выбирайте, кому доверить свою челюсть, чтобы избежать:
Неопытность стоматолога может проявится и в процессе манипуляций:
Избежать «врачебных» осложнений после синус лифтинга помогут отзывы пациентов и знакомых. Подойдите к этому со всей ответственностью.
Несознательность пациента
Выбрать хорошую поликлинику — мало. Важно соблюдать все рекомендации, которые даст специалист после операции, а также не утаивать информацию на этапе сбора анамнеза и диагностики. Нарушение этих принципов приведет к:
Рекомендации
Список советов для сохранения желаемого эффекта достаточно обширен, вот основные пункты:
Неудобств можно избежать, если вовремя поставить имплант на место вырванного зуба. Но, если есть показания и время ушло, подберите надежного специалиста и тогда все пройдет хорошо.
Зойкина квартира (Булгаков М. А., 1925)
Видала, что значит Александр Аметистов? Я же говорил!
Ты не глуп, Александр Аметистов.
Не глуп. Вы слышите, товарищи, — не глуп. Что, Зоечка, хорошо я работаю?
Да, ты исправился и поумнел.
Ну, Зоечка, половина твоего богатства сделана моими мозолистыми руками, и визу ты мне выправишь. Ах, Ницца, Ницца, когда же я тебя увижу? Лазурное море, и я на берегу его в белых брюках! Не глуп! Я-гениален!
Слушай, гениальный Аметистов, об одном тебя попрошу, не говори ты по французски. По крайней мере при Алле не говори. Ведь она на тебя глаза таращит.
Что это значит? Я плохо, может быть, говорю?
Ты не плохо говоришь… ты кошмарно говоришь!
И еще: зачем ты врешь поминутно? Какой ты, ну какой ты, к черту, кирасир? И кому это нужно?
Нету у тебя большего удовольствия, чем какую-нибудь пакость сказать человеку. Вот характер! Будь моя власть, я бы тебя за один характер отправил бы в Нарым.
Но так как власть не твоя, так готовься скорее. Не забудь, сейчас Гусь будет. Я иду переодеваться. (Уходит.)
Гусь? Что ж ты молчишь? (Впадает в панику.) Гусь, гусь, гусь! Господа, Гусь! (Лезет вверх по лестнице, снимает портрет Маркса.) Слезайте, старичок, нечего вам больше смотреть. Ничего интересного больше не будет. И где это ласточкино гнездо. Небесная Империя! Племянница Манюшка!
Мне интересно, чего ты там сидишь? Я, что ль, один все буду двигать?
Успеешь с посудой. Помогай! Квартира под руками Аметистова и Манюшки волшебно преображается. Звонок три раза. Маэстро. Открывай.
Здравствуйте, Павел Федорович.
Здравствуй, Манюша. Здравствуйте.
Маэстро, мое почтение.
Простите, я давно хотел попросить вас: называйте меня по имени и отчеству.
Чего ж вы обиделись? Вот чудак человек! Между людьми одного круга… Да и что плохого в слове «маэстро»?
Просто это непривычное обращение режет мне ухо, вроде слова «товарищ».
Пардон-пардон. Это большая разница. Кстати о разнице: нет ли у вас папиросочки?
Мерси боку [Merci beaucoup. – Большое спасибо (фр.).]
Нет, Павлик, погодите, я еще не одета. Как вы себя чувствуете?
Сейчас. (Выдвигает из-за занавеса картину обнаженной женщины.) Ги…
Вот это я понимаю! Хорошая картиночка. Граф, что вы скажете про этот сюжетик? Манюшка. Не чета тебе?
Бесстыдник. А может, я лучше. (Скрывается.)
Вуаля! [Voila! – Смотрите-ка! (фр.)] Ведь это рай. А? Граф, да вы гляньте, развеселитесь, что вы сидите, как квашня!
Что это такое — квашня?
Ну, с вами не разговоришься! Как квартиру находите? А?
Очень уютно. Отдаленно напоминает мою прежнюю квартиру.
Очень хороша, только у меня ее отобрали.
Какие-то с рыжими бородами выкинули меня…
Это печальная история.
Павлик! Здравствуйте! Вы сегодня бледный. Ну-ка, идите к свету, я погляжу на вас… Тени под глазами…
Нет, это пустяки. Просто я сегодня слишком долго спал.
Ну, идемте ко мне, посидим до гостей. (Скрывается с Оболъяниновым.)
Условный звонок-три долгих, два коротких.
Вот он, черт его возьми… Где ты пропадал?
Я мал-мала юпки гладил.
Ну тебя к богу с твоими юбками. Кокаину принес?
Давай, давай! Слушай, ты, Сам-Пью-Чай, смотри мне в глаза.
Смотлю тебе галаза.
Отвечай по совести: аспирину подсыпал?
Ох, знаю я тебя. Бандит ты! Ну, если только подсыпал, бог тебя накажет! (Hюxaeт.)
Счас. (Надевает китайскую кофту и шапочку.)
Совершенно другой разговор. И на какого черта вы, китайцы, себе косы бреете. С косой тебе совершенно другая цена была бы! Звонок условный. Ага. Мымра. Эта аккуратнее всех.
Цыть ты! Какая она тебе Мымра!
Здравствуйте, Александр Тарасович. Здравствуй, Херувимчик! Сегодня как-то особенно нарядно. Ах, какая прелесть! Хризантемы. Это мой любимый цветок. Обожаю. (Поет.) И на могилу обещай ты приносить мне хризантемы…
Шли бы вы одеваться, Наталия Николаевна, а то поздно. Сегодня большой день: новые модели будем демонстрировать.
Прислали? Ах, какая прелесть! (Убегает.) Херувим зажег китайский фонарь в нише, дымит курением.
Я не буду налегай. (Хлопочет, исчезает.)
Почтение администратору этого монастыря.
Это уж от него зависит.
А то я в последнее время почему-то в загоне. (Исчезает.)
Аметистов (летит к зеркалу, охорашивается).
Здравствуйте, мадам Иванова…
Дайте мне папироску.
Манюшка. Папиросы! Пауза. Холодно на дворе?
У нас сюрприз: модели пришли из Парижа.
Изумительные. Прямо пальчики оближешь.
Вы в трамвае приехали?
Народу много в трамвае?
Манюшка (подает папиросы).
Вот женщина! Ей-богу. Всю жизнь с такой можно прожить, и не соскучишься. Не то что ты — тарахтишь, тарахтишь.
Я ведь необразованная.
А ты образовывайся, деточка. А ты только с китайцами умеешь перемигиваться.
Ничего я не перемигиваюсь… Властный звонок.
Он! Узнаю звонок коммерческого директора. Великолепно звонит! Открывай, впускай. Потом сейчас же лети переодеваться. Херувим будет подавать.
Гусь идет. (Исчезает.)
Ах, батюшки! Гусь! (Бежит открывать.)
Зоя, Гусь! Зоя, Гусь! Принимай. Я исчезаю. (Исчезает.)
Зоя (в роскошном туалете).
Как я рада, милый Борис Семенович!
Здравствуйте, Зоя Денисовна, здравствуйте!
Садитесь сюда, здесь уютнее. Ай-яй-яй, какой же вы нехороший!
Вы мне говорите, что я нехороший? Это замечательно. Вся Москва мне твердит на всех перекрестках, что я именно хороший, и только вы одна находите, что это наоборот.
Ах, Борис Семенович. Москва льстива. Она преклоняется перед людьми, занимающими такое громадное положение, как ваше, а я бедная портниха, мне все равно. Ай-яй! Сосед, близкий знакомый, а хоть бы раз зашел.
Поверьте мне, я с удовольствием, но у меня…
Я шучу… Я знаю, что у вас дела по горло.
Не по горло, а вот сколько. Утром заседание, в полдень заседание, днем заседание, вечером заседание, а ночью…
Бедненький, вы переутомитесь.
Ну, вот видите. Вам нужно развлекаться!
О том, чтобы я развлекался, не может быть и речи… (Увидел картину.) Ай, замечательный художник… Замечательный художник… прямо замечательный.
Замечательная школа. Вот это школа! Скажите, вы не хотите продать эту картину?
А вы хотели бы ее купить?
Вы пикантная женщина.
Ах, какая там пикантная. Старость, старость, дорогой Борис Семенович. Картину я не собираюсь продавать, но, когда я буду уезжать за границу, я вам ее подарю.
Вы обидите меня отказом. Ни слова. Вы так много сделали для меня. Мастерская обязана вам своим существованием.
Ах, это пустяки. Кстати о мастерской. Я ведь к вам отчасти по делу. Только это между нами. Мне нужен парижский туалет. Знаете, какой-нибудь крик моды, червонцев на двадцать или двадцать пять.
Ах, плутишка! Влюблен! Ну, сознавайтесь. Влюблен?
Не бойтесь. Не скажу супруге. Ах, мужчины, ах, мужчины!
Хорошо, сейчас мы все это устроим. Только Уговор: это тоже между нами. Мой администратор покажет вам модели, и вы выберете все, что вам нужно. А потом будем ужинать. Сегодня вы мой, я вас не выпущу.
Мерси. У вас есть администратор? Это замечательно. Посмотрим, посмотрим, какой у вас такой администратор.
Сейчас вы его увидите. (Скрывается.)
Аметистов (во фраке, внезапно).
Кан он парль дю солен, он вуа ле рейон. Что в переводе на русский язык означает: когда говорят о солнце, видят его лучи.
Это вы мне про лучи?
Вам, глубокоуважаемый Борис Семенович. Позвольте представиться Аметистов.
Желаете иметь туалетик? Доброе дело задумали, доброе дело задумали, многоуважаемый Борис Семенович. Могу вас уверить, что такого выбора вы нигде в Москве не встретите. Херувим!
Позвольте. Это же китаец!
Точно так. Китаец, с вашего позволения. Не обращайте на него внимания, почтеннейший Борис Семенович. Обыкновенный сын Поднебесной Империи, и отличается только одним качеством — примерной честностью.
Преданный старый мои лакей, драгоценнейший Борис Семенович. Вывез я его из Шанхая, где долго странствовал, собирая материалы.
Это замечательно. Для чего материалы?
Для большого этнографического труда. Впрочем, я вам как-нибудь после расскажу о своих скитаниях, глубочайше уважаемый мною Борис Семенович. Вы прямо будете рыдать. Херувим! Дай нам чего-нибудь прохладительного.
Сицас. (Исчезает и тотчас появляется с шампанским.)
Это шампанское? Замечательно вы поставили дело, гражданин администратор.
Вы работали в Париже?
Пять лет, любезнейший Борис Семенович. Херувим, можешь идти.
Вы знаете, если б я верил в загробную жизнь, я бы сказал, что он действительно вылитый Херувим.
Глядя на него, невольно уверуешь. Вашe здоровье, глубоко и искренне уважаемый мною Борис Семенович! А также здоровье вашего почтенного треста тугоплавких металлов! Ура, ура и ура! Нет, нет, до дна, не обижайте фирмы.
У вас замечательно поставлено дело.
Будьте спокойны. Итак, она блондинка, шатенка? Гусь. Кто?
Пардон-пардон. Та уважаемая особа женского пола, для которой предназначается туалет.
Между нами — она светлая брюнетка.
У вас есть вкус. Прошу вас еще бокальчик, а также попрошу привстать.
Мерси, благодарю вас. К этой визитке светлая брюнетка прямо сама просится. Гигантский вкус у вас, Борис Семенович! Иначе, впрочем, и быть не может.
Позвольте, а если я сниму визитку?
Если вы снимете вашу уважаемую визитку, мы к ней подберем такой пандан из области брюнеток, что вы будете поражены.
Я уже поражен вашей постановкой.
Херувим! Херувим появился. Попроси маэстро, а также мадемуазель Лиз.
Конт [Comte – граф (фр.).] Обольянинов. Располагайтесь поудобнее, милейший Борис Семенович. Миндалю? (Затемняет сцену, хлопнув в ладоши.) Ателье!
Обольянинов у рояля. Играет печальное. Открывается освещенная эстрада, и на ней появляется Лизанька в зеленом туалете. Изображает замерзающую девушку. Херувим сыплет на нее снег.
Что вы плачете так, одинокая бедная девочка. (Пауза.) Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы. Лизанька умирает возле уличной урны. Ваш сиреневый трупик закроет саваном мгла.
Вытряхайтесь, Лизанька. Лизанька исчезает, Обольянинов прекращает музыку. Занавеску закрывает Аметистов. Что вы скажете, драгоценнейший Борис Семенович?
Мерси. Нет, вы прямо обаятельная личность.
Знаете, Борис Семенович. Пообтесался в свое время. Потерся при дворе.
Точно так. Я, знаете ли, если расскажу вам некоторые тайны своего деторождения, вы прямо изойдете слезами.
Это замечательно. Э… у вас есть, может быть, что-нибудь более…
Узнаю ваш вкус, почтеннейший Борис Семенович. И поверьте фирме. (Берет скрипку.) Ателье!
Мымра на эстраде в роскошном и открытом туалете кормит искусственных голубей. Аметистов играет на скрипке ноктюрн Шопена под аккомпанемент Обольянинова. Не выгибайтесь так, Наталья Николаевна. Вечер еще впереди.
Не смейте мне делать замечания!
Больше жизни, мадмуазель Натали!
Манюшка появляется на эстраде в русском костюме.
Мадемуазель Мари, стиль рюсс! Маэстро!
Обольянинов играет «Светит месяц». Манюшка танцует. Аметистов играет на балалайке.
Мануска! Когда танцуиси, мене самалатли, гости не самалатли.
Уйди, черт ревнивый!
Я играю, горничная на эстраде танцует… Бывшие куры… Что происходит в Москве?
Скатывайся с эстрады, накрывай ужин в два счета. (Гусю.) Э бьен? [Et bien? – Hy как? (фр.)]
Совершенно верно, обаятельнейший Борис Семенович! Ателье!
Иванова появляется на эстраде в роскошном и рискованном платье. Обольянинов играет страстный вальс.
Аметистов (заканчивая танец, бросает Иванову к ногам Гуся.)
Я-палач! Музыка обрывается.
Херувим (выбегает из-за занавески, аплодирует).
Постановсика! Постановсика! Аметистова!
Что вы скажете, чудеснейший Борис Семенович, по поводу разрезов на этом платье?
Где вы их видите, гражданин администратор?
Мадам, продемонстрируйте мосье разрезы. Пардон-пардон. (Исчезает.)
Вам угодно видеть разрезы, мосье?
Очень вам признателен, до глубины души…
Иванова (внезапно садится к Гусю на колени).
Ах, что вы делаете! Дерзкий. Не смейте держать меня! Гусь. Кто вам сказал, что я вас держу?!
Дерзкий! В вас есть что-то африканское!
Вы мне льстите. Я никогда даже не был в Африке.
Ну, может быть, читали про нее. (Целует Гуся.) Что вы делаете? Нет, вы безумно дерзкий. Не трогайте меня, сейчас войдут сюда. Вы знаете, мне нравятся такие, как вы. Для вас, наверное, не существует препятствий. (Целует.) Я пропала…
Аметистов (появился внезапно).
Дарованный Богом. Интересные факты из жизни Станислава Монюшко
Станислав Монюшко вошел в историю как первопроходец, родоначальник двух национальных опер. Ему принадлежит авторство первого белорусского («Идиллия») и первого польского («Галька») оперных шедевров. 5 мая исполнится 200 лет со дня рождения великого композитора. Интересные факты из жизни знаменитого земляка — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Станислав Монюшко
Малая родина
От малоприметной улицы Станислава Монюшко в Лошице у самой границы Минска, если дальше двигаться на машине на юго-восток, через полчаса попадем в поселок Смиловичи, где находилось родовое гнездо древнего шляхетского рода Монюшко и где можно увидеть, каким был их дворец. А там рукой подать до Убеля — усадьбы, в которой родился будущий композитор.
…Как писал в мемуарах Чеслав Монюшко, жена Елизавета стонала пять дней, роды едва не закончились трагически, уже послали за хирургом, но молитвы помогли — и младенец появился на свет в четвертом часу утра 5 мая 1819 года. Больше детей этой паре Бог не дал…
Утопающая в зелени усадьба на берегу Волмы не сохранилась — дом в войну уничтожили фашисты. На территории бывшей усадьбы много лет работает санаторий «Минсктранса». Раньше отдыхающие совершали пешую прогулку в поселок Озерный, в школе которого благодаря белорусским и польским энтузиастам работал единственный в мире музей Монюшко. Не так давно музей переехал в Смиловичи.
Стась рос в атмосфере творчества. Отец Чеслав Монюшко, участник наполеоновских войн, был хорошим художником. Из Смиловичей приезжал дядя Казимир, из Родковщины — дядя Доминик, люди высокообразованные, доктора права и философии. Мальчик бывал в их поместьях (впоследствии смиловичский дворец дяди Казимира стал прототипом «Страшного двора» — места действия одноименной оперы Станислава Монюшко). Искру таланта у пятилетнего Станислава первой заметила мать. Елизавета ежедневно играла и пела для сына, вместе с ним изучала Священное писание.
Эти две силы — вера в Бога и музыка — поведут Монюшко по жизни.
Минское отрочество
В 1830 году Чеслав Монюшко привозит семью в Минск и селится в доме на углу улиц Волоцкой (Интернациональной) и Доминиканской (Энгельса). Некоторое время Монюшко жили в Семинарском (Музыкальном) переулке в двухэтажном строении, которое вошло в историю нашего города как Дом масонов. Оба здания сохранились.
Появление семейства в Минске было связано с необходимостью дать сыну хорошее образование. Однако почему губернский Минск, а не столичная Варшава? Ответ лежит на поверхности: род Монюшко уже не так богат, как когда-то.
Юный Станислав поступил в Минскую мужскую гимназию, где его друзьями стали будущий поэт Томаш Зан и будущий композитор Флориан Миладовский. А три года спустя… ушел из гимназии из-за слабого здоровья.
Зато он смог полностью отдаться музыке, которой его учил прекрасный минский педагог Доминик Стефанович. Семья Монюшко всегда радовалась, когда в гостиной появлялись музыканты — любители и профессионалы. Часто звучали Моцарт, Россини, Шуберт…
Будущий композитор получил в Минске такую подготовку, что с 1837-го по 1840-й успешно учился в Берлинской музыкальной академии. Там овладел искусством дирижера — мог руководить хором и оркестром. Начал сочинять…
Усадьба Чеслава Монюшко в Убеле на рисунке Наполеона Орды
Вопрос знатоку
Какую роль сыграл Минск в судьбе Станислава Монюшко?
— Огромную, — отвечает профессор Белорусской государственной академии музыки, заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Скоробогатов. — В том, что изысканный аристократизм сочетался в творчестве композитора с истинной народностью, повинны Убель и Минск. Станислав запасся музыкальными впечатлениями — источником вдохновения — на долгие годы. Его наследие — кантаты, балеты, романсы, мессы, псалмы и, конечно, оперы — это настоящее мелодическое богатство, которое принадлежит сегодня всему миру. А истоки этого богатства здесь.
Становление, возмужание Монюшко шло в Вильно, Берлине и Варшаве. Однако маэстро никогда не забывал город своей ранней юности, приезжал к родителям и друзьям. Дружба с драматургом Винцентом Дуниным-Марцинкевичем принесла такие чудесные плоды, как оперы «Состязание музыкантов», «Волшебная вода» и другие. Минчане любили земляка и ставили его оперы «Конторщики», «Еврейский рекрутский набор», «Лотерея».
Эпохальным событием стала постановка в Минском городском театре 8 февраля 1852 года комической оперы Монюшко «Идиллия» («Селянка») на либретто Дунина-Марцинкевича при участии местного учителя музыки Кжижановского. С оперной сцены впервые зазвучал белорусский язык! Спектакль тут же запретили. Клавир Монюшко был утерян, но… Ученый археограф Язеп Янушкевич, будучи в Польше в 1990-х, случайно услышал фрагмент этой оперы, привез запись в Минск, а композитор Владимир Курьян использовал его, когда оформлял «Ідылію» Николая Пинигина в Купаловском театре. Первая белорусская опера хотя бы частично вернулась на сцену.
В сентябре 2016 года Монюшко сам появился в Минске, теперь уже навсегда. Бронзовые Монюшко и Дунин-Марцинкевич присели на скамью у ратуши.
Памятник создателям первого белорусского оперного спектакля «Идиллия» («Селянка») стоит вблизи того места, где на улице Волоцкой (ныне Интернациональной) находился Минский городской театр, в котором шла «Идиллия»
Знаете ли вы, что…
К 200-летию Монюшко
Его музыку в Минске можно услышать
Его музыку можно воспроизвести
Творческий коллектив Большого театра Беларуси «Беларуская капэла» подготовил новые книги. В ближайшие дни выйдут органные и камерно-вокальные произведения Монюшко, его хоровая музыка, 15 песен на стихи Адама Мицкевича, клавиры опер «Слово чести» и «Лотерея», либретто многих опер, в том числе в переводах Янки Купалы и Максима Танка. Композитору также посвящены новые монографии В. Скоробогатова, А. Корженевской, В. Мархеля, С. Немогай.