что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

Синтаксис. Пунктуация

Урок 1. Русский язык 5 класс ФГОС

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

Конспект урока «Синтаксис. Пунктуация»

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Зачем нам синтаксис?

· Для чего нам пунктуация?

· И чем синтаксис отличается от пунктуации?

Мы знаем, что все разделы языка связаны друг с другом.

Например, фонетика изучает буквы и слоги. А графика изучает буквы, которыми обозначаются звуки. Лексика изучает слова, которые состоят, конечно, из звуков. А записываются буквами. Морфемика изучает части слова – ведь нужно посмотреть, из чего состоят слова!

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

Словообразование выясняет, как при помощи различных частей слова можно образовать новые слова. Словообразование связано с морфологией, ведь она изучает части речи, и нужно понять – как они образуются.

Но с чем же связана морфология? Неужели ни с чем?

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

Нет, конечно. Морфология тесно связана с синтаксисом.

Но что изучает синтаксис? Для чего он нужен?

Синтаксис очень важен и совершенно необходим.

Ведь морфология очень любит слова и их формы. Но у неё они всегда в полном беспорядке: разбросаны, не связаны… Посмотрите, каждая форма слова как будто по отдельности. Во всех этих формах с трудом можно угадать смысл. А вот наводить порядок как раз и должен синтаксис.

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

В синтаксисе слова связываются между собой. Свяжем по смыслу формы слов, которые мы видим.

У нас получились словосочетания!

Из слов и словосочетаний в синтаксисе строятся предложения. Какие предложения мы можем построить? Красивые цветы растут на клумбе.

Как бы мы общались, если бы синтаксиса не было? Ну, например, в школе учительнице пришлось бы разговаривать с учениками при помощи отдельных слов: кто, пойти, отвечать, доска.

Ответы учеников звучали бы не менее странно: я, хотеть, рассказать, фонетика.

И никто бы друг друга не понимал.

Итак, синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.

Кстати, слово синтаксис – древнегреческое. Оно обозначает «составление, порядок, построение».

Ну вот. Теперь мы знаем, что синтаксис изучает словосочетания, предложения, текст… Но разве синтаксис не связан ни с каким разделом, кроме морфологии? Нет, у него есть постоянная, очень настойчивая спутница – Пунктуация.

Выясним, что она изучает.

Пунктуация действительно следует за Синтаксисом постоянно. Как только синтаксис решит: составлю-ка я предложение! – как пунктуация уже тут как тут. «Расставь знаки препинания, расставь знаки препинания!»

«Вот ведь приставучая, − думает Синтаксис. – Надо, наверное, текст составить!» А Пунктуация не отстаёт: «Не забудь знаки препинания, знаки препинания не забудь…»

И повсюду, куда ни глянешь – Пунктуация: знаки препинания, знаки препинания… Уже и надоела синтаксису, он сам не знает: как от неё спастись?

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

Никак. Ведь вы, наверное, уже догадались.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки. Слово это латинское. И произошло от слова «пунктум» − точка.

И потому синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.

Вот, например, две фразы.

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

Разница между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о чем речь?

И наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки препинания. Рассмотрим предложение: Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые.

Зачем тут нужны знаки препинания? Нужны ли они? Если мы знаем синтаксис, то сразу же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.

Не следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!

Вася дотронулся к стволу берёзы. Предложение неправильно построено. То есть, выбрана неправильная форма слова: нужно говорить «дотронулся до ствола берёзы». Значит, это вопрос синтаксиса. Это синтаксическая ошибка.

А вот если мы напишем: Вася, дотронулся, до ствола берёзы… В этом предложении две лишние запятые. Ведь нам совсем незачем выделять сказуемое запятыми. Если ошибка связана со знаками препинания, то это вопрос пунктуации. Это пунктуационная ошибка.

Что нам требуется запомнить?

Синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.

Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.

Пунктуация изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке тесно связаны между собой.

Источник

Конспект урока на тему: «Синтаксис и пунктуация» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация».

познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация», с предметом изучения данных разделов языкознания;

показать, чем отличается слово от предложения;

дать представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;

формировать живой интерес к изучению русского языка;

развивать умение составлять предложения и находить границы предложения;

развивать монологическую речь;

воспитывать бережное отношение к русскому языку;

воспитывать чувство ответственности, уважения к истории родного языка.

карточки с буквами с, и, н, т, а, к, с, и, с;

таблица со знаками препинания;

презентация урока, ПК.

I . Организационный момент.

II . Введение в тему.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.

2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):

часть речи, обозначающая предмет;

падеж, отвечающий на вопрос кто?;

неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;

название падежа, который отвечает на вопрос кем?;

слова, противоположные по значению;

часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;

морфема, стоящая между корнем и окончанием;

самый распространенный союз;

звук, который мы слышим на конце слова груз.

Какое же слово получилось?- синтаксис.

III . Изучение нового материала.

Что изучает синтаксис.

1. Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис.

Что же изучает синтаксис?

Синтаксис изучает строение предложения и словосочетаний.

Запись в тетрадь: «Синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений».

Почему в этом предложении нужно поставить тире?

2. Наблюдение над языковым материалом:

На доске 2 столбика.

1 столбик 2 столбик

Иней, деревья, ветка, на, Серебристый иней сверкает на

серебристый, сверкать. ветках деревьев.

Есть ли смысл в том, что записано в 1 столбике?

Во 2-ом – предложение, т.к.несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически).

Что сделали, чтобы получилось предложение? (соединили по смыслу, изменили форму слова).

3. Работа с предложением.

Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смысл.

(Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения).

На доске записаны слова. Составьте предложения:

На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. (Около леса на снегу мы увидели следы зайца).

Проверка выполненного задания.

IV . Продолжение. Изучение нового материала.

Что изучает пунктуация.

1. Правильно понять смысл написанного помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

«Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»

Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )

Как вы думаете, какой знак самый нужный?

3. Поможет нам в этом сценка по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»

У последней Точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

-Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак:

-Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые,

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие, прикатило многоточие,

И прочие, прочие, прочие…

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвалась с той же строчки тетя Точка с Запятой:

— Если нет над вами точки, запятая- знак пустой!

Двоеточие, мигая, закричало:

— Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:

— если вам угодно знать, я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился:

Восклицательный знак возмутился:

И сказала Точка, Точка- одиночка:

— Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.

Согласны ли вы с мнением Точки?

А вы как думаете, какой знак самый важный?

Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему?

4. Работа с учебником. Анализ упражнения 375.

5. Сообщения учащихся «А знаете ли вы?»

Интересно, когда появились знаки препинания?

( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).

Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.

Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.

Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова.

К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.

Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.

К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.

Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».

В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.

Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.

6. Работа с учебником. Упр.123

7. Сообщения учащихся по изучаемой теме.

Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».

V . Закрепление изученного материала.

Работа с предложенным текстом.

Перед вами текст шуточного стихотворения, прочитайте его выразительно:

Кисель там варят из резины, Кроят рубахи из пластмассы,

Там шины делают из глины, Посуду делают из мяса,

Кирпич там жгут из молока, Котлеты стряпают из сажи,

Творог готовят из песка. Там ваксу делают из пряжи.

Стекло там плавят из бетона, Прядут там нитки из сукна,

Плотины строят из картона, Костюмы шьют из толокна,

Обложки там из чугуна, Кисель там варят…

Там варят сталь из полотна.

Почему стихотворение вызывает у нас улыбку?

Зачеркните неправильные и расставьте правильные знаки препинания.

Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».

Какой вывод можем сделать?

( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

VII . Вывод по уроку.

О чем мы сегодня говорили на уроке?

С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?

Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

VIII . Домашнее задание: упражнение 377, знать определение синтаксиса и пунктуации.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Синтаксис и пунктуация

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.

Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?

Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.

Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.

Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет.

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.

Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.

Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).

Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».

Функции знаков в препинания

что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Смотреть картинку что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Картинка про что такое синтаксис и пунктуация 5 класс. Фото что такое синтаксис и пунктуация 5 класс

Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.

Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.

Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.

Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.

Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.

Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный / множественный выбор

Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?

Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?

Варианты ответа: 5, 10, 7, 11

Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Что изучают синтаксис и пунктуация»

Урок русского языка в 5 классе

« Что изучают синтаксис и пунктуация»

Тип урока: усвоение новых знаний.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

дать понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке, объяснить их неразрывную связь;

— познакомить с деятельностью выдающегося учёного – лингвиста А.М.Пешковского;

— развивать ключевые компетенции при обучении языку, формировать умения и навыки самостоятельной работы;

— развить способности делать выводы и обобщать;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные : имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

В начале урока разминка: развиваем внимание и быстроту реакции. Задание: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.

Выделите и объясните написание окончаний имен существительных.

О Б Ж Е Д З Я В З Д
Ы В К О А И Г Ж Р А
Д М Ж М А О Т И Ж К
И Н Е У В Ч Д А О Т
С О Я М А Т Ж Е М Д
Д А В Т И О К Ж Е О

Ответ: Без языка и грамматики не учатся математике.

Вспоминаем падежные окончания существительных.

Кто знает, что такое грамматика? (…)

Грамматика – это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква.

Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.
Что изучает морфология?

Запишите в тетрадь.

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий:
— способы соединения слов в словосочетания и предложения,
— типы предложений и их строения.

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Самуил Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе»

— Что такое грамматика?
— Из каких разделов состоит грамматика?
— Для чего нужно изучать грамматику?

Угадывают и записывают пословицу.

Отвечают на вопрос.

Работают вместе с учителем.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

Прочитайте слова, записанные на доске: Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в;

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация – punctum = точка (лат.)

В школе изучают 10 знаков препинания.

(Во время рассказа предложите детям расслабиться, откинуться на спинку стула.)

Из истории знаков препинания.

Пунктуация появилась намного позже,чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.

Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.

К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.

Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли “полуточием”, восклицательный знак – “удивительным”, кавычки – “пресекательным” или “отменительным” знаком, а перенос – “единительным”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *