что такое синтаксический параллелизм в литературе

Синтаксический параллелизм

что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть фото что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть картинку что такое синтаксический параллелизм в литературе. Картинка про что такое синтаксический параллелизм в литературе. Фото что такое синтаксический параллелизм в литературе

Для выразительности речи (экспрессивности) часто применяются стилистические фигуры. Особую популярность они находят в литературе. Для правильного восприятия сюжета читателем автору необходимо с их помощью акцентировать внимание.

Синтаксический параллелизм выражает контрастность, сходство образов, идей и относится к одному из таких приемов.

Что такое синтаксический параллелизм

Слово образовано от греческого «parallelos», которое в переводе означает «идущий рядом».

Под параллелизмом понимают конструкции: словосочетания, предложения и их части с одинаковой грамматической структурой, расположенные в определенной последовательности в смежных частях текста.

Фигура часто используется в публицистической речи и научной прозе. Но наибольшее применение параллелизм нашел в художественных текстах.

Синтаксический параллелизм в литературе

Под литературным параллелизмом понимаются сходные элементы в построении высказывания, использование повторяющихся форм и слов. Прием придает художественному тексту структуру и ритм.

Синтаксический параллелизм встречался еще в древней письменности. Он характерен как для прозы, так и для поэзии и заключается в повторении одной и той же структуры предложений. В стихосложении соединяется с рифмой. Широко применяется в фольклоре: песнях, частушках, былинах.

Функции синтаксического параллелизма:

Применение фигуры пробуждает у читателя интерес, вызывает образные ассоциации. С ее помощью передается эмоциональное состояние, переживания субъекта:

С помощью синтаксического параллелизма усиливаются любые эмоциональные состояния, а также риторические вопросы.

Примеры

Рассмотрим пример полного синтаксического параллелизма: смежный параллелизм двустиший.

«Разве когда облегчил ты

Разве когда утолил ты

Эффект от заданного вопроса усиливается повторением двух предложений с одинаковым грамматическим строением. Это придает сказанному эмоциональность, некоторую степень возбуждения.

«Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?»

Лингвистическое явление характеризуется похожим порядком слов, с однотипными членами предложения. В приведенном примере также есть противопоставление, при котором используется антитеза (контраст, резкое противопоставление понятий).

«Кто любил – тот не забыл;

Кто забыл — тот не любил;

Кто любил, а все ж забыл,

Тот забыл то, как любил.»

В данном двустишье четко просматривается авторская позиция, выделенная с помощью синтаксического параллелизма.

Часто синтаксический параллелизм подкрепляется анафорическим повтором (анафорой – повторением слов или групп слов) и другими сложными синтаксическими конструкциями.

Тот поселянин, черный, горячий?

И он – вернется, вновь вверяясь

И.В. Гете «Песнь странника»

В приведенном примере автором передается спасительная надежда, с уверенностью и успокоением передаваемая встревоженному слушателю.

Синтаксический параллелизм – важный инструмент в руках мастеров слова. Он позволяет сделать произведение не только образным и красивым. Прием устанавливает эмоциональную связь между автором и читателем, чем приковывает к произведению, заставляя погрузиться в него и дочитать до конца.

Источник

Параллелизм в литературе. Примеры

Параллелизм в лите­ра­ту­ре — это тож­де­ствен­ное или оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское постро­е­ние отрез­ков тек­ста или пред­ло­же­ний.

В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях для созда­ния образ­ной, яркой, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чита­те­лей речи широ­ко исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные при­е­мы и сред­ства. К образно-выразительным сред­ствам худо­же­ствен­ной речи отно­сят­ся, в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры. Укажем неко­то­рые из них:

Рассмотрим одну из фигур образ­ной речи и узна­ем, что такое парал­ле­лизм в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре.

Параллелизм — это…

Понятие «парал­ле­лизм» было извест­но древним гре­кам, кото­рые исполь­зо­ва­ли эту фигу­ру речи в рито­ри­ке, где она обо­зна­ча­ла при­ем повто­ре­ния или сопо­став­ле­ния сход­ных эле­мен­тов речи.

В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка сло­во parallelos бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом». Этот тер­мин зна­ком мно­гим есте­ствен­ным нау­кам. Его исполь­зу­ют мате­ма­ти­ки, физи­ки, био­ло­ги. В лите­ра­ту­ре им обо­зна­ча­ют один из при­е­мов поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в сопо­став­ле­нии двух явле­ний путем парал­лель­но­го изоб­ра­же­ния. Такое сопо­став­ле­ние под­чер­ки­ва­ет сход­ство или раз­ли­чие реа­лий дей­стви­тель­но­сти и в то же вре­мя сооб­ща­ет поэ­ти­че­ской речи осо­бен­ную выра­зи­тель­ность, кото­рая воз­дей­ству­ет на чита­те­ля соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста про­из­ве­де­ния эта фигу­ра речи име­ет самое раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние, назна­че­ние и смысл.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое парал­ле­лизм в лите­ра­ту­ре, дает­ся в Википедии:

Параллелизм — рито­ри­че­ская фигу­ра, пред­став­ля­ю­щая собой рас­по­ло­же­ние тож­де­ствен­ных или сход­ных по грам­ма­ти­че­ской и семан­ти­че­ской струк­ту­ре эле­мен­тов речи в смеж­ных частях речи, созда­ю­щих еди­ный поэ­ти­че­ский образ.

что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть фото что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть картинку что такое синтаксический параллелизм в литературе. Картинка про что такое синтаксический параллелизм в литературе. Фото что такое синтаксический параллелизм в литературе

В худо­же­ствен­ной речи парал­лель­ны­ми эле­мен­та­ми могут быть отдель­ные зву­ки, сло­ва, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния или части пред­ло­же­ний.

Параллелизм тематический

В лите­ра­ту­ре наи­бо­лее рас­про­стра­нен парал­ле­лизм тема­ти­че­ский, в осно­ве кото­ро­го лежит прин­цип сопо­став­ле­ния двух явле­ний, близ­ких по сво­е­му содер­жа­нию. Например, пона­блю­да­ем, как мастер­ски его исполь­зу­ет поэт М.Ю. Лермонтов в сти­хо­тво­ре­нии «Тучи»:

Тучки небес­ные, веч­ные стран­ни­ки!
Степью лазур­ною, цепью жем­чуж­ною
Мчитесь вы, буд­то как я же, изгнан­ни­ки
С мило­го севе­ра в сто­ро­ну южную.

В этом худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии автор про­во­дит образ­ную парал­лель «туч­ки небес­ные — стран­ни­ки» и изгнан­ник, странник-поэт.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический парал­ле­лизм свой­стве­нен тек­сту или его отдель­ным смеж­ным частям, в кото­рых пред­ло­же­ния, сле­ду­ю­щие друг за дру­гом, автор стро­ит по одно­му и тому же син­так­си­че­ско­му прин­ци­пу, напри­мер, соблю­дая один и тот же поря­док чле­нов пред­ло­же­ния:

Совсем ско­ро сой­дет вода, пока­жет­ся мок­рая зем­ля. Засияет солн­це. Расцветут цве­ты. Распустятся моло­дые листи­ки (Г. Ветрова).

что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть фото что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть картинку что такое синтаксический параллелизм в литературе. Картинка про что такое синтаксический параллелизм в литературе. Фото что такое синтаксический параллелизм в литературе

Полный син­так­си­че­ский парал­ле­лизм харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что что в его соста­ве две и более син­так­си­че­ские еди­ни­цы име­ют рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов:

В лоб цело­вать — забо­ту сте­реть.
В лоб целую.
В гла­за цело­вать — бес­сон­ни­цу снять.
В гла­за целую.

Синтаксический парал­ле­лизм быва­ет непол­ным, напри­мер:

В огром­ном горо­де моём — ночь.
Из дома сон­но­го — прочь.

Примеры синтаксического параллелизма в литературе

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива,
И све­жий лес шумит при зву­ке ветер­ка,
И пря­чет­ся в саду мали­но­вая сли­ва
Под тенью сла­дост­ной зеле­но­го лист­ка.

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тре­во­га,
Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, —
И сча­стье я могу постиг­нуть на зем­ле,
И в небе­сах я вижу бога.

М. Ю. Лермонтов. Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива

Я был вам зве­ня­щей стру­ной,
Я был вам цве­ту­щей вес­ной,
Но вы не хоте­ли цве­тов
И вы не рас­слы­ша­ли слов.

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем коман­ди­ру,
Не рас­ска­жем нико­му.

М. А. Светлов. В раз­вед­ке.

И молить­ся не учи меня. Не надо!
К ста­ро­му воз­вра­та боль­ше нет.
Ты одна мне помощь и отра­да,
Ты одна мне неска­зан­ный свет.

С. Есенин. Письмо мате­ри.

Мы любим всё — и жар холод­ных числ,
И дар боже­ствен­ных виде­ний,
Нам внят­но всё — и ост­рый галль­ский смысл,
И сумрач­ный гер­ман­ский гений…

Параллелизм в народной песне

Параллелизм раз­лич­ных видов харак­те­рен для уст­но­го народ­но­го твор­че­ства — народ­ной пес­ни, частуш­ки и т. д. Наиболее рас­про­стра­нен­ным видом парал­ле­лиз­ма в народ­ном твор­че­стве явля­ет­ся сопо­став­ле­ние явле­ний при­ро­ды с собы­ти­я­ми чело­ве­че­ской жиз­ни:

Как све­тил да све­тил месяц по полу­но­чи,
Светил в поло­ви­ну,
Как ска­кал да ска­кал один доб­рый моло­дец
Без вер­ной дру­жи­ны…

Здесь син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с ана­фо­рой. Понаблюдаем за исполь­зо­ва­ни­ем парал­ле­лиз­ма в народ­ной песне:

Раскудрявая берез­ка,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ретиво моё сер­деч­ко,
Горя нет, а ты болишь…

Отрицательный параллелизм

Наряду с пря­мым парал­ле­лиз­мом в сво­ем твор­че­стве поэты исполь­зу­ют парал­ле­лизм отри­ца­тель­ный, вос­при­няв этот при­ем из народ­ной пес­ни. Отрицательный парал­ле­лизм стро­ит­ся так, что пер­вый ряд в поэ­ти­че­ском срав­не­нии начи­на­ет­ся с части­цы «не».

что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть фото что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть картинку что такое синтаксический параллелизм в литературе. Картинка про что такое синтаксический параллелизм в литературе. Фото что такое синтаксический параллелизм в литературе

Например, чита­ем у А. С. Пушкина:

Не стая воро­нов сле­та­лась
На гру­ды тле­ю­щих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шай­ка соби­ра­лась…

Не ветер бушу­ет над бором,
Не с гор побе­жа­ли ручьи,
Мороз-воевода дозо­ром
Обходит вла­де­нья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрас­но дули вет­ры,
Не напрас­но шла гро­за.
Кто-то тай­ным тихим све­том
Напоил мои гла­за.

Источник

Синтаксический параллелизм. Примеры

Синтаксический парал­ле­лизм — это сход­ное постро­е­ние смеж­ных фраз, сти­хо­твор­ных строк или строф худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния.

Рассмотрим с при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, что такое син­так­си­че­ский парал­ле­лизм.

Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи

Образные средства в литературе

В сво­ем арсе­на­ле худож­ни­ки сло­ва име­ют мно­же­ство выра­зи­тель­ных средств, что­бы создать яркий и впе­чат­ля­ю­щий образ. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях писа­те­ли актив­но исполь­зу­ют тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры:

Параллелизм изве­стен в био­ло­гии, мате­ма­ти­ке, физи­ке. В лите­ра­ту­ре сло­вом «парал­ле­лизм» обо­зна­ча­ют сход­ные эле­мен­ты в постро­е­нии выска­зы­ва­ния. Это могут быть зву­ки и сло­ги (зву­ко­вой парал­ле­лизм), повто­ря­ю­щие сло­ва (лек­си­че­ский парал­ле­лизм) и син­так­си­че­ские кон­струк­ции — фра­зы и пред­ло­же­ния.

Что такое синтаксический параллелизм?

Если в про­из­ве­де­нии име­ют­ся оди­на­ко­вые или сход­ные по син­так­си­че­ско­му постро­е­нию смеж­ные стро­фы, фра­зы, пред­ло­же­ния, то такие кон­струк­ции назы­ва­ют линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном «син­так­си­че­ский парал­ле­лизм».

что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть фото что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть картинку что такое синтаксический параллелизм в литературе. Картинка про что такое синтаксический параллелизм в литературе. Фото что такое синтаксический параллелизм в литературе

При исполь­зо­ва­нии син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма повто­ря­ет­ся одно­тип­ное син­так­си­че­ское постро­е­ние сле­ду­ю­щих друг за дру­гом частей выска­зы­ва­ния, фраз и пред­ло­же­ний. Синтаксический парал­ле­лизм выра­жа­ет­ся в опре­де­лен­ном, похо­жем поряд­ке слов с одно­тип­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

Алмаз шли­фу­ет­ся алма­зом,
Строка шли­фу­ет­ся стро­кой.

С помо­щью это­го сти­ли­сти­че­ско­го при­ё­ма автор сопо­став­ля­ет два объ­ек­та дей­стви­тель­но­сти и выра­жа­ет свое отно­ше­ние к тому, что он изоб­ра­жа­ет, исполь­зуя опре­де­лен­ное постро­е­ние сти­хо­твор­ной фра­зы.

Часто син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с дру­ги­ми образ­ны­ми сред­ства­ми худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, напри­мер с ана­фо­рой:

Лениво дышит пол­день мгли­стый,
Лениво катит­ся река,
И в твер­ди пла­мен­ной и чистой
Лениво тают обла­ка.

Ф. И. Тютчев. Полдень

Нередки соче­та­ния син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма с анти­те­зой:

Белеет парус оди­но­кой
В тумане моря голу­бом.
Что ищет он в стране дале­кой,
Что кинул он в краю род­ном?

М. Ю. Лермонтов. Парус

Отрицательный синтаксический параллелизм

Из народ­но­го твор­че­ства мно­гие писа­те­ли вос­при­ня­ли отри­ца­тель­ный парал­ле­лизм, кото­рый име­ет рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов, но в отли­чие от пря­мо­го парал­ле­лиз­ма стро­ит­ся с упо­треб­ле­ни­ем части­цы «не»:

В завет­ных ладан­ках не носим на гру­ди,
О ней сти­хи навзрыд не сочи­ня­ем,
Наш горь­кий сон он не бере­дит,
Не кажет­ся обе­то­ван­ным раем.
Не дела­ем её в душе сво­ей
Предметом куп­ли и про­да­жи,
Хворая, бед­ствуя, немот­ствуя на ней,
О ней не вспо­ми­на­ем даже.

А. Ахматова. Родная зем­ля

Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы

Жизнь без тре­вог — пре­крас­ный свет­лый день,
Тревожная — вес­ны мла­дые гре­зы.
Там — солн­ца луч и в зной оли­вы сень,
А здесь — и гром, и мол­ния, и сле­зы…

Молятся звез­ды, мер­ца­ют и рде­ют,
Молится месяц, плы­вя по лазу­ри,
Легкие туч­ки, сви­ва­ясь, не сме­ют
С тем­ной зем­ли к ним при­тя­ги­вать бури.

Но слиш­ком рано твой уда­рил час,
И вещее перо из рук упа­ло.
Какой све­тиль­ник разу­ма угас!
Какое серд­це бить­ся пере­ста­ло!

Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова

Не отто­го, что зер­ка­ло раз­би­лось,
Не отто­го, что ветер выл в тру­бе,
Не отто­го, что в мыс­ли о тебе
Уже чужое что-то про­со­чи­лось, —
Не отто­го, совсем не отто­го
Я на поро­ге встре­ти­ла его.

Источник

что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть фото что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть картинку что такое синтаксический параллелизм в литературе. Картинка про что такое синтаксический параллелизм в литературе. Фото что такое синтаксический параллелизм в литературе

Он часто встречается в эпических произведениях. Например, в финской «Калевале»: Шесть он зернышек находит, семь семян он поднимает.

Параллелизм в более поздней литературе становится сложнее, он может достигаться с помощью анафоры и эпифоры, симплоки, климакса (градации), антитезы, бессоюзия.

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

Отрицательный синтаксический параллелизм

Отрицательный синтаксический параллелизм строится с употреблением частицы «не»:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.

Синтаксический параллелизм как риторический прием

Параллелизм часто используется в риторике и публицистике, чтобы подчеркнуть важную мысль, перечислить аргументы, показать общее и различия между явлениями. Большое внимание ему уделяли в античной риторике.

Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим тер­пе­ни­ем? Как дол­го еще ты, в сво­ем бешен­стве, будешь изде­вать­ся над нами? До каких пре­де­лов ты будешь кичить­ся сво­ей дер­зо­стью, не знаю­щей узды?

Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины

Нередко в публичных выступлениях ораторы используются параллели в виде анафоры (повторов в начале нескольких отрывков) или эпифоры (повторов в конце).

Синтаксический параллелизм в литературе. Примеры

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
М.Ю. Лермонтов

Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
А.А. Фет

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н.А. Некрасов

Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Н.А. Заболоцкий

Источник

Синтаксический параллелизм — это… в литературе. Примеры

Синтаксический парал­ле­лизм — это сход­ное постро­е­ние смеж­ных фраз, сти­хо­твор­ных строк или строф худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния.

Рассмотрим с при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, что такое син­так­си­че­ский парал­ле­лизм.

Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи

Образные средства в литературе

В сво­ем арсе­на­ле худож­ни­ки сло­ва име­ют мно­же­ство выра­зи­тель­ных средств, что­бы создать яркий и впе­чат­ля­ю­щий образ. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях писа­те­ли актив­но исполь­зу­ют тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры:

Параллелизм изве­стен в био­ло­гии, мате­ма­ти­ке, физи­ке. В лите­ра­ту­ре сло­вом «парал­ле­лизм» обо­зна­ча­ют сход­ные эле­мен­ты в постро­е­нии выска­зы­ва­ния. Это могут быть зву­ки и сло­ги (зву­ко­вой парал­ле­лизм), повто­ря­ю­щие сло­ва (лек­си­че­ский парал­ле­лизм) и син­так­си­че­ские кон­струк­ции — фра­зы и пред­ло­же­ния.

Что такое синтаксический параллелизм?

Если в про­из­ве­де­нии име­ют­ся оди­на­ко­вые или сход­ные по син­так­си­че­ско­му постро­е­нию смеж­ные стро­фы, фра­зы, пред­ло­же­ния, то такие кон­струк­ции назы­ва­ют линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном «син­так­си­че­ский парал­ле­лизм».

что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть фото что такое синтаксический параллелизм в литературе. Смотреть картинку что такое синтаксический параллелизм в литературе. Картинка про что такое синтаксический параллелизм в литературе. Фото что такое синтаксический параллелизм в литературе

При исполь­зо­ва­нии син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма повто­ря­ет­ся одно­тип­ное син­так­си­че­ское постро­е­ние сле­ду­ю­щих друг за дру­гом частей выска­зы­ва­ния, фраз и пред­ло­же­ний. Синтаксический парал­ле­лизм выра­жа­ет­ся в опре­де­лен­ном, похо­жем поряд­ке слов с одно­тип­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

С помо­щью это­го сти­ли­сти­че­ско­го при­ё­ма автор сопо­став­ля­ет два объ­ек­та дей­стви­тель­но­сти и выра­жа­ет свое отно­ше­ние к тому, что он изоб­ра­жа­ет, исполь­зуя опре­де­лен­ное постро­е­ние сти­хо­твор­ной фра­зы.

Часто син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с дру­ги­ми образ­ны­ми сред­ства­ми худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, напри­мер с ана­фо­рой:

Ф. И. Тютчев. Полдень

Нередки соче­та­ния син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма с анти­те­зой:

Белеет парус оди­но­кой
В тумане моря голу­бом.
Что ищет он в стране дале­кой,
Что кинул он в краю род­ном?

М. Ю. Лермонтов. Парус

Отрицательный синтаксический параллелизм

Из народ­но­го твор­че­ства мно­гие писа­те­ли вос­при­ня­ли отри­ца­тель­ный парал­ле­лизм, кото­рый име­ет рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов, но в отли­чие от пря­мо­го парал­ле­лиз­ма стро­ит­ся с упо­треб­ле­ни­ем части­цы «не»:

В завет­ных ладан­ках не носим на гру­ди,
О ней сти­хи навзрыд не сочи­ня­ем,
Наш горь­кий сон он не бере­дит,
Не кажет­ся обе­то­ван­ным раем.
Не дела­ем её в душе сво­ей
Предметом куп­ли и про­да­жи,
Хворая, бед­ствуя, немот­ствуя на ней,
О ней не вспо­ми­на­ем даже.

А. Ахматова. Родная зем­ля

Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы

Жизнь без тре­вог — пре­крас­ный свет­лый день,
Тревожная — вес­ны мла­дые гре­зы.
Там — солн­ца луч и в зной оли­вы сень,
А здесь — и гром, и мол­ния, и сле­зы…

Молятся звез­ды, мер­ца­ют и рде­ют,
Молится месяц, плы­вя по лазу­ри,
Легкие туч­ки, сви­ва­ясь, не сме­ют
С тем­ной зем­ли к ним при­тя­ги­вать бури.

Но слиш­ком рано твой уда­рил час,
И вещее перо из рук упа­ло.
Какой све­тиль­ник разу­ма угас!
Какое серд­це бить­ся пере­ста­ло!

Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова

Не отто­го, что зер­ка­ло раз­би­лось,
Не отто­го, что ветер выл в тру­бе,
Не отто­го, что в мыс­ли о тебе
Уже чужое что-то про­со­чи­лось, —
Не отто­го, совсем не отто­го
Я на поро­ге встре­ти­ла его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *