что такое синонимы для детей

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Источник

Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»

Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке.

Что такое синонимы?

Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.

Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания.

Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной.Например:

а) рассердиться, разозлиться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;

б) надеть (что-нибудь, натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…

В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов.Например:

а) пышный хлеб – это хлеб свежий, мягкий;

б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…

Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла.Например:

а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…;

б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость…

в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…

Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения словарного запаса ребёнка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа, к языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…

Предлагаем вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступном детям, понятной лексике, они позволят вам помочь обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.

«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»

Бросаете ребёнку мяч и называете слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению,например:

Источник

Конспект » Что такое синонимы»

Конспект урока русского языка (УМК «Школа России», 2 класс, 1 ч.)

Тема урока : что такое синонимы

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению синонимов.

-Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием

-Учить обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач

-Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы

-Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу

-Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

-Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения

-Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом

-Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование урока : словари синонимов; учебник «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, проектор, экран, компьютер, презентация учителя.

Источник

Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

что такое синонимы для детей. Смотреть фото что такое синонимы для детей. Смотреть картинку что такое синонимы для детей. Картинка про что такое синонимы для детей. Фото что такое синонимы для детей Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».

— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;

— развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

— воспитательные:воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.

Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.

Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия,ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Основные понятия: слова-друзья (синонимы).

Словарная работа: улей, приятель.

Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.

1.Дидактический материал: набор «Узнай настроение».

2.Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.

3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.

5. Наклейки для детей.

Список используемой литературы:

1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М. : Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);

2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).

Тип урока:открытие нового знания.

Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Цель этапа: включение в деятельность.

Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.

Слайд 1. Организация занятия.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели все учтиво.

Мы с улыбочкой вздохнём

И занятие начнём!

Слайд 2. Настроение детей.

Проверка готовности к занятию.

— Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.

— У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.

— Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

3. Постановка цели (целеполагание).

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

— Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

— Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?

— И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.

4. Актуализация знаний.

Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.

Слайд 4. Смайлики плохого настроения.

— Рассмотрите смайлики и определите их настроение.

Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.

— Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…

(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Рассматривают смайлики, определяют их настроение.

А остальные проверяют их.

5. Открытие нового знания.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.

— Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

Слайд 7. Дюймовочка.

— А вы помните, кто спас Дюймовочку?

— И у слов есть друзья.

— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.

Слайд 8. «Зайкина избушка».

— Давайте вспомним эту сказку

Слайд 9. Лиса обманщица.

— Кого обманула лиса?

-Какими другими словами можно заменить слово обманула?

Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

— Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

— Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

— Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.

Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.

Подбирают слова близкие по значению.

Слайд 12. Упражнение лодочка.

— Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

6. Закрепление новых знаний.

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Слайд 13. Берёзовая роща.

— Посмотрите, где мы оказались? В лесу.

— Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.

Слайд 14. Медвежата и улей.

— Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?

Слайд 15. Медвежонок и медведица.

Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.

— Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.

— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Слайд 16. Веселая разминка.

А теперь мы разомнемся,

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Вы, ребята, не устали?

Все руками помахали

И на место побежали!

«Закрепление новых знаний».

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Слайд 17. Зарядка для глаз.

— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.

Слайд 18. Пословица.

— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

— Назовите слова-синонимы.

— Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Знакомятся с новым словом.

Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.

Слайд 19. Зарядка для рук.

— Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

— А теперь пришло время найти друзей.

Слайд 20. Игра «Найди друзей».

— Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.

— Нужны слова-друзья? Для чего?

— Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.

— Теперь не страшно идти по лесу.

— А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)

Слайд 22. Заяц и лиса.

— Что у первой группы получилось?

— Что у второй группы получилось?

— Лиса и заяц друзья?

— Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.

Делают вывод совместно с педагогом.

Из пазлов собирают животных: лису, зайца.

Работают в группах.

7. Подведение итогов занятия.

— Вам понравилось путешествие?

— С какими словами вы познакомились?

— Назовите слова – друзья.

Слайд 23. Настроение.

-На занятии мне понравилось потому, что…

— Мне было трудно потому, что…

— Мне было грустно потому, что…

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы Цели: Обогащение двигательного и познавательного опыта детей за счет выполнения игровых заданий. Задачи: Оздоровительные: Создать положительный.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Моё настроение» Занятие «Мое настроение» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательных процессов детей подготовительной группы. Задачи: • Развивать мышление, память. • Развивать межполушарное.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Безопасность детей в холодный период года в группе и на улице» Программные задачи: 1) уточнить представление детей о правилах безопасности в холодный (зимний) период времени. 2) закрепить знания о нагревательных.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Моя малая Родина» Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города. Задачи: 1. Познакомить.

что такое синонимы для детей. Смотреть фото что такое синонимы для детей. Смотреть картинку что такое синонимы для детей. Картинка про что такое синонимы для детей. Фото что такое синонимы для детейКонспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Весной в деревне» Программное содержание: Цель: Закрепление и формирование математических представлений через игру Задачи на развитие познавательных способностей:.

Конспект занятия для подготовительной группы «География для детей» В. Колокольчик нам поет Всех друзей к себе зовет! (Дети становятся в круг) В. Я рада, что мы снова вместе, начнем, как всегда, с нашей дружной.

Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.

Источник

Что такое синонимы для детей

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

что такое синонимы для детей. Смотреть фото что такое синонимы для детей. Смотреть картинку что такое синонимы для детей. Картинка про что такое синонимы для детей. Фото что такое синонимы для детей

Аннотация: Дидактическая игра является одним из самых оптимальных методов развития речи детей. Ребёнок учится подбирать слова-синонимы (похожие по смыслу слова), а в дальнейшем используют их в разговорной речи.

Статья:

Исследования педагогов позволили выделить в речевом развитии детей ряд направлений,

тесно связанных между собой. Одним из таких направлений является развитие лексики детей, включающее в себя обогащение словаря детей, в том числе СИНОНИМАМИ.

Анализируя содержание дидактических игр, можно сделать вывод, что многие игры ста-

вят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний, развивают все компоненты речи, а значит и лексику.

В своей практике работу по обогащению словаря детей синонимами мы начинаем после

ознакомления с антонимами, т.к. работа с антонимами детям даётся легче.

Нами были отобраны дидактические игры на развитие СИНОНИМИИ.

подготовительный этап, по аналогии с антонимией предполагает ознакомление де-

тей с понятием «СИНОНИМ ». К сожалению, нам не удалось найти такого материала

в методической литературе. Мы считаем, что ознакомление с понятием «синоним» можно

провести в форме беседы, разговора, где можно использовать сравнение слов-синонимов с

Практика показывает, что легче детям удаётся подбор синонимов к словосочетаниям, чем к изолированным словам. Именно поэтому,

2- основным этапом по развитию синонимии будет использование дидактических

игр, направленных на нахождение синонимов к СЛОВОСОЧЕТАНИЯМ.

К таким играм можно отнести следующие:

« Какие слова вы услышали»

« Найди нужное слово»

« Найди другое слово» ( О.С. Ушакова)

Эти игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное время.

Также на втором этапе работы можно использовать РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ, где дети, опираясь на предложенную ситуацию, без особого труда научатся подбирать близкие по смыслу слова. Сюда можно включить такие упражнения, как:

« Рыжая Белочка и серенький Зайчишка»

« Про Медведя и про Зайца

Пример: д/и « Света пьёт сок»

2) – обогащать словарь детей синонимами.

( «ДОВОЛЬНАЯ», «РАДОСТНАЯ», «ВЕСЁЛАЯ», «УЛЫБЧИВАЯ»).

А. Г. Арушанова предлагает провести инсценировку сказки «Лиса и Рак», где с помощью игрушек и действий с ними ребёнок учится подбирать близкие по смыслу слова.

Работу с речевыми ситуациями лучше использовать в самостоятельной деятельности, т.к. они похожи на рассказы, сказки и путём рассуждения, введения ребёнка в игровую ситуацию он легко подходит к нахождению синонимов.

Следующий блок игр более сложный по содержанию, предлагает подбор синонимов без опоры на игровую ситуацию с минимальным использованием наглядности, с опорой на словесные указания, т.е. подбор СИНОНИМОВ К ИЗОЛИРОВАННЫМ СЛОВАМ.

К таким дидактическим играм относятся:

« Я начну, а ты продолжи»

« Кто больше вспомнит»

« Помоги Петрушке вспомнить слово».

Такие дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, т.к они кратковременны и используются для закрепления знаний.

В сборниках дидактических игр, представленных автором О.С. Ушаковой, встречаются игры на одновременное нахождение и синонимов и антонимов:

« Найди нужное слово»

« Какие слова вы услышали»

« Найди другое слово»

Данные дидактические игры будут способствовать закреплению полученных знаний об антонимах и синонимах и послужат материалом для 3-го этапа работы, по обогащению словаря детей СИНОНИМАМИ и АНТОНИМАМИ.

В результате проводимой работы мы убедились, что словарь детей значительно обогатился синонимами и антонимами, а речь стала более точной выразительной, правильной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *