что такое синергия простыми словами в православии
Синергия
Сине́ргия (от греч. συνεργία (синергиа) – содействие, соучастие) соработничество Бога и человека в деле достижения спасения.
Синергийность подвижничества означает со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли.
Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свое падшее естество. Он не может произвольно победить «вторую» страстную природу и заменить ее новой. Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни». Но и Бог не будет ничего делать без усилия человека, хотя и мог бы спасти всех людей даже вопреки их желанию. От человека Он ожидает желания спасения и твердой решимости, смотрит на его волевое предначинание, а после довершает его Своей благодатью. Благодаря этому человеческая воля становится существенным и необходимым условием в деле спасения, но свершить спасение дает благодать.
Святой Макарий Великий раскрывает сотрудничество Бога и человека примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с человеческой душой Бог. В Своей благости Он нисходит к стремлению человеческой души пребывать с Ним. Отсюда весь христианский подвиг превращается в совместное богочеловеческое действие. Каждый христианский подвижник может сказать вместе с апостолом: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» ( Кол. 1:29 ). В каждом христианине происходит восполнение человеческих усилий Божественной помощью, по слову св. Иустина Поповича, человеческая свобода срастворяется и объединяется с благодатью. Именно поэтому подвизающийся христианин, по словам святого, есть небо-земное существо, а его жизнь – небо-земной подвиг.
Православная Церковь отвергает любое учение о благодати, которое ущемляет человеческую свободу… как говорит Павел, «мы соработники (sunergoi)» ( 1Кор. 3:9 ). Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела. Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы. «Приобщение людей ко Христу и наше единение с Богом требует сотрудничества двух неравных, но равно необходимых сил: божественной благодати и человеческой воли». Высший пример синергии являет собой Богоматерь.
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» ( Откр. 3:20 ). Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь: Он не взламывает ее. Божья благодать всех зовет, но никого не принуждает. Как говорит Иоанн Златоуст, «Бог никогда никого не приводит к Себе понуждением и насилием. Он хочет, чтобы спаслись все, но никого не неволит». «Дело Бога – предложить Свою благодать, – говорил св. Кирилл Иерусалимский (+ 386), – дело человека – принять и хранить эту благодать».
епископ Каллист (Уэр)
Стяжание благодати Святого Духа и обо́жение: в чем суть учения о синергии?
«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вторая Неделя Великого Поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. Он прославился, как защитник практики непрестанной молитвы, исихии (молчания) и автор учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.
В рубрике «Толковый словарь» мы писали про слово ἡ ἐνέργεια (energeia) – энергия. Оно по-древнегречески дословно означает «действительность», «деятельность», «действие».
Также очень важным для православия словом и понятием является и родственное древнегреческой энергии слово ἡ συνεργία – синергия, которое переводится на русский как «содействие», «сотрудничество», «соработничество». Оно образовано при помощи приставки συν – «с», «со», и существительного ἐνέργεια.
Это малопонятное для неспециалистов слово крайне важно для верного понимания православного богословия и аскетики. Учение о синергии существовало в Церкви всегда, но подробно было сформулировано в традиции исихазма, являющегося сердцевиной православной духовности.
Особая роль в этом принадлежит Григорию Паламе, учившему о соединении нетварной Божественной энергии и энергии тварной, человеческой. Впервые же похожий на синергию термин употребляется уже в Новом Завете, в Первом Послании к Коринфянам Павел говорит: «Мы соработники (συνεργοί) Бога» (1 Кор 3, 9).
Фундаментальной установкой паламитского богословия была следующая идея: благодаря синергии, то есть соединению энергий Бога или Его благодати и покоряющихся ей энергий человека, в результате длительного и крайне трудного аскетического пути для подвижника становится возможным обожение.
За паламистским богословием и спорами вокруг него стоят очень сложные и утонченные идеи, которые очень трудно понять неподготовленному человеку. Тем не менее, важно подчеркнуть тот факт, что и сам Палама, и его последователи никогда не рассматривали синергию как некое абстрактное, идеальное понятие. Для него, как и для афонских монахов-исихастов, поддержавших Паламу в его спорах с его оппонентами (первым из них был итальянский монах Варлаам, которого А. Ф. Лосев назвал «кантианцем XIV века»), синергия была опытной реальностью – тем, что на практике происходило в «умном делании» афонских исихастов.
Синергия, то есть стяжание благодати Святого Духа, опытно переживалось монахами-подвижниками как вполне объективный факт.
Например, в «Святогорском томосе» прямо говорится, «таинственные действования (энергии) Духа… действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями».
То есть, познать энергии Бога можно лишь в том случае, если ты и сам живешь «по Духу». Получается, что познать правду паламизма (а значит – и православия) можно только опытно, практически. Чтобы достичь синергии, встречи Бога и человека, нужно пройти путем аскетического делания. Одного интеллектуального усилия тут никак не достаточно. Действительно, как сказано в Нагорной проповеди, лишь чистые сердцем могут узреть Бога (Мф 5,8).
Чтобы отстоять эту опытную правду монашеского «умного делания», и был введен в XIV веке паламитский догмат о неразличимом различии в Боге Его сущности и Его энергий. Этого требовали интересы главного дела христианства – спасения человека, которое не может быть объяснено рационально и разумно, потому что вера выше любого человеческого знания, выше человеческого разума, и всего того, что он в принципе способен постичь. Как и остальные догматы, он вводился вопреки получившим распространение рациональным представлениям, которые пытались толковать богословские проблемы преимущественно на основе разума.
Синергия Божественной благодати и человеческих усилий
Святые отцы, употребляя это понятие говорят, что мы не можем спастись без Божией благодати, а подается она только тому, кто поступает по воле Божией. Бог же почтил нас свободой воли и не спасает нас насильно. Человек не в состоянии собственными силами победить страстную природу своей души, повреждённой первородным грехом, не может сам изменить и исцелить себя и добиться спасения. Священное Писание говорит: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19, 25-26).
Прп. Макарий Великий писал: «Поэтому насколько (каждый христианин) верует, насколько он подвизается и насколько он в телесном и душевном борении предает себя всякому благоугождению заповедям, настолько он стяжает причастие Духу для духовного возрастания и обновления ума (Рим. 12, 2), приобретая себе, по благодати и дару Божиему, спасение и, с помощью веры, любви и борения свободного произволения, усваивая себе преуспеяние и возрастание в меру совершенного духовного возраста. И это для того, чтобы стать ему, как по благодати, так и по праведности, наследником вечной жизни. Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия (самого) человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в (полную) меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1); и еще: «Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего» (Пс. 43, 4), — здесь говорится о силе Божией, содействующей их собственному борению».
То есть, с одной стороны, спасение человека возможно только Божией благодатью. С другой стороны, без усилий человека спасение его также невозможно. Бог не принуждает человека, его спасение может быть лишь результатом решения его свободной воли и действий в соответствии с этой волей. Бог, оживляя душу человека призывающей благодатью, ожидает от него твердой решимости обрести спасение и, видя его волевое предначинание, довершает его Своею благодатью. Чтобы быть возрожденным благодатию, человек должен сам содействовать своему возрождению. Это и есть синергия. Только совместное усилие Бога и человека ведёт к спасению.
О необходимости подвига, усилия со стороны человека для спасения многократно говорится в Священном Писании. Сам Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его» (Мф. 11, 12). О синергии Божественной благодати и человеческих усилий говорит апостол Павел: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 12-13). Если таких усилий со стороны человека нет, то благодать не принесет плода и может оказаться «тщетной».
Если, уверовав, человек начинает содействовать Богу в своём спасении, то благодать Божия совершает в человеке спасение многоразличными действиями. Апостол Павел говорит: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол. 1, 29).
Прп. Макарий Великий говорит: «Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому, повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв возлюбил, и предначал волею. А чтобы мысль привести в действие, или перенести труд, или совершить дело, — сие благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему. Посему, воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли; сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему, совершение дела Духом зависит от воли человека».
Труды братии Валаамского монастыря
Рекомендуем
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
СИНЕРГИЯ
Смотреть что такое СИНЕРГИЯ в других словарях:
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
Синергия (греч.) – это совместное действие, направленное на достижение общей цели. В мехатронике все энергетические и информационные потоки направлен. смотреть
СИНЕРГИЯ
3.20 синергия: (В психике личности.) Психоинформационное взаимодействие (совместное координированное действие) органов чувств, процессов мышления, об. смотреть
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество)совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном дей. смотреть
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
(СИНЭРГИЯ, греч. synergeia совместное действие) *соработничество* человека и Бога в реализации Божия замысла о спасении мира и человека; взаимодействие божественной благодати и человеческогой свободы. Учение о синергии опирается на опыт апостольской жизни по Евангелию 1 Кор.3.9. Участие человека предполагает благодатный дар Бога, молитвенно-смиренное *хождение перед Богом*, служение Ему и зрелую духовность, ответственные отношения, диалог с Богом, содействие Св. Духа. Лютеранская и кальвинистская мысль слишком низко оценивала значение человеческих усилий в деле спасения, чтобы соглашаться с синергией. смотреть
СИНЕРГИЯ
— международный издательский дом, ЗАО, Москва. Детская, учебная, зарубежная и классическая литература для школьников. (Бим-Бад Б.М. Педагогический. смотреть
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
(синергизм) 1. Вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных средств, характерное тем, что результирующее действие превышает действие каждой компоненты в отдельности. 2. Вариант комбинированного совместного действия двух или нескольких агентов (действующих сил), характерный тем, что результирующее воздействие превышает воздействие каждого агента в отдельности, — проявляется свойство системности воздействия. смотреть
СИНЕРГИЯ
— англ. synergia; нем. Synergie. 1. Совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. 2. Совместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности. 3. Незапланированное и неосознаваемое в качестве такового сотрудничество индивидов, преследующих собственные цели, но действующих при этом в одном направлении, т. е. как соц. группа. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: синергизм. смотреть
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
(от греч.-сотрудничество, содружество): совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В теологии – соучастие (по Лютеру, невозможное) человека в искупительных делах Божьих. В социологии совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности. В философии – создание целостного знания на основе соединения исторически сложившихся различных подходов. смотреть
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
рост эффективности деятельности в результате слияния компаний по сравнению с деятельностью до объединения.Словарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.Сино. смотреть
СИНЕРГИЯ
(от греч. synergeia сотрудничество, содружество) совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В теологии соучастие (по Лютеру, невозможное) человека в искупительных делах Божьих. В социологии совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности. смотреть
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
Ударение в слове: синерг`ияУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: синерг`ия
СИНЕРГИЯ
ж.(взаимное усиление действия) synergism, synergy- групповая синергия- сексуальная синергия- средовая синергия
СИНЕРГИЯ
(от греч. synergeia — сотрудничество, содружество, кооперадия) — (в биологии) совместное действие каких-либо органов или систем. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: синергизм. смотреть
СИНЕРГИЯ
большая эффективность образовавшейся в результате слияния компании по сравнению с ее отдельными частями до объединения – цель любого слияния и поглощен. смотреть
СИНЕРГИЯ
(Synergy). Комбинированное действие различных элементов, которое оказывается более эффективным, чем сумма воздействия всех элементов, взятых в отдельности. Это же слово (название) относится к совместным действиям индивидов. смотреть
СИНЕРГИЯ
сущ. жен. рода, только ед. ч.мед.синергія
СИНЕРГИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. о синерги/иСинонимы: синергизм
СИНЕРГИЯ
Rzeczownik синергия f synergia
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
условие, состоящее в том, что общий результат превосходит сумму сложенных эффектов; при синергическом слиянии стоимость после слияния превосходит сумму стоимостей отдельных компаний до слияния. смотреть
СИНЕРГИЯ
Рис Рия Сени Сеня Ринг Рин Серин Серия Сиг Регин Нии Нигерия Нигер Синергия Сирин Снег Нея Негр Иня Иния Гинея Гея Ген Ясир Генри Гирин Гиря Грин Нер Снг Сияние Сирия Син. смотреть
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
(механизм робота) synergyСинонимы: синергизм
СИНЕРГИЯ
объяснение причины поглощения неэффективного бизнеса.Синонимы: синергизм
СИНЕРГИЯ
Соединяет кажущиеся несопоставимыми части в полезное и действующее целое. Такие сочетания часто используются в творческом мышлении.
СИНЕРГИЯ
[生理] 协同协作增效协作(指药物)Синонимы: синергизм
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
(греч. synergia взаимодействие)см. Синергизм.
СИНЕРГИЯ
рост эффективности деятельности в результате слияния компаний по сравнению с деятельностью до объединения.
СИНЕРГИЯ
1) synergism2) synergyСинонимы: синергизм
СИНЕРГИЯ
СИНЕРГИЯ
синергия (греч. synergia взаимодействие) — см. Синергизм.
СИНЕРГИЯ
1) synergism 2) synergy
СИНЕРГИЯ
(совместное, сочетанное действие каких-л., органов или систем) synergié
СИНЕРГИЯ
ж. sinergia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: синергизм
Впервые термин «синергия» ( synergy ) применила Рут Бенедикт ( Ruth Benedict ), учеником которой был Маслоу.
Термин определял степень межперсонального сотрудничества и гармонии внутри общества.
В православии под синергией понимается совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения.
Синергия в естественных науках
Под синергизмом в биологии развития системогенез по материальному носителю и функции различают: первичный системогенез — синергогенез; соматогенез — это сложные межклеточные взаимодействия и гомеостаз (физиология, биохимия) ; морфогенез — уровень клеточного и тканевого роста и формообразования.
Под синергизмом в медицине понимается комбинированное действие лекарственных веществ на организм, при котором суммированный эффект превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности
Синергия в организации
Три основных процесса в синергетическом действии — это адекватное планирование, эффективный обмен знаниями и оперативной информацией между сотрудниками организации и текущая координация работы.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
.
Синергия – это энергия или сила, создаваемая в процессе совместной работы различных частей или процессов.
В заключении хотелось бы привести еще один пример синергии раскрывыющий ее сущность из области культуры.
Синерги́я — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы, эмерджентность
В православии под синергией понимается совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения. Синергия в естественных науках.
Есть также московский ВУЗ дистанционного обучения Синергия [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]