что такое синдром выученной беспомощности

Выученная беспомощность

Феномен выученной беспомощности и его научное обоснование

Выученная беспомощность — это нарушение мотивации, которое сформировалось у человека из-за значимой ситуации в его детстве, в которой он прилагал определенные усилия, чтобы ее изменить, но результат от этого не зависел. В итоге человек потерял способность формировать навык того, что если возникнут похожие ситуации, то его действие может дать результат.

Люди с синдромом выученной беспомощности имеют слабую мотивацию на достижение целей и стараются избегать неприятных ситуаций, связанных с преодолением препятствий.

Человек с данным синдромом часто не может понять, чем хочет заниматься. Он постоянно откладывает начало какой-либо деятельности, даже той, которое связано с получением положительных эмоций: «Я хотел бы, но…». Также ему, как правило, сложно продолжить начатое дело и довести его до конца по причине потери интереса или возникновения различных препятствий, так как преодоление препятствий – это много новых отдельных дел, каждое из которых требуется довести до конца.

Ученые-психологи М. Селигман и С. Майер, которые описали синдром выученной беспомощности, экспериментировали на собаках. Сначала животных подвергали слабым ударам тока, от которых у них не было возможности уклониться. Потом их переводили в условия, где они уже могли быть активны и избежать неприятных ощущений, но они по-прежнему не пытались это сделать, так как на основании предшествующего опыта им казалось, что они никак не могут повлиять на ситуацию. Последовавшие многочисленные научные исследования выявили существование этого синдрома и у людей.

Примеры выученной беспомощности

Одним из распространённых примеров проявления выученной беспомощности является неуспешность человека в профессиональной деятельности, когда, несмотря на достаточный опыт работы и способности к данной деятельности, человек как будто «топчется на одном месте», хотя, казалось бы, давно мог бы сделать карьеру, больше зарабатывать.

Факторы формирования выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности обычно появляется к 8 годам и выражает то, насколько человек верит в эффективность своих усилий. Формирование синдрома выученной беспомощности в детстве во многом зависит от стиля воспитания.

Факторы, которые влияют на формирование синдрома выученной беспомощности:

При синдроме выученной беспомощности человек может по-разному объяснять для себя, почему у него не получилось добиться желаемого: потому что так сложились обстоятельства, которые он не мог контролировать, или потому что он приложил недостаточно усилий (перфекционизм). Для успешной коррекции синдрома психолог будет учитывать ответы и установки клиента.

Источник

Я боюсь действовать: что такое выученная беспомощность

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

О том, что это и как с этим бороться, рассказывает Александрина Григорьева — кандидат психологических наук, клинический психолог, психотерапевт, директор клиники «Нейроцентр» в Москве.

Безответственность и пессимизм

Внешне выученная беспомощность выглядит как бездействие. Подверженный ей человек ничего не делает даже в простых жизненных ситуациях и ждет помощи от других. Он избегает ответственности и не проявляет инициативу. У него нет любопытства к чему-то новому.

Сначала выученная беспомощность проявляется в отдельных ситуациях, однако может распространиться и на все сферы жизни. Любая необходимость что-то решать будет сопровождаться чувством неизбежности негативного результата. Для таких людей свойственны пессимистичные мысли: «все плохо», «ничего уже не исправить», «ничего не получится».

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

Психологические травмы

Выученная беспомощность развивается в ответ на негативный опыт, которого хочется в будущем избежать. Кроме того, такое состояние может возникать из-за длительного воздействия на личность, когда ей показывают, что есть некто другой, кто держит все под контролем и все делает лучше и быстрее. Жертве внушают, что без него ей будет сложно выполнить даже самую простую задачу. Так может намеренно происходить в абьюзивных отношениях. Однако похожие комплексы могут формироваться из благих намерений.

Чем раньше, тем лучше

Некоторые родители подвергают своих детей гиперопеке. Мать и отец делают все за ребенка и не дают ему возможности проявить инициативу. Из-за этого формируется отдельный тип личности, в психологии он называется «тревожно-пассивный» и может усугубляться из-за критики окружающих. В итоге вырабатывается выученная беспомощность, которая мешает самореализации.

Но для детей и подростков есть и хорошие новости: чем моложе человек, тем больше у него шансов преодолеть такое поведение. Гибкость психики в юном возрасте позволяет быстро справляться с негативом из собственного опыта.

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

Портится все

Выученная беспомощность с возрастом становится частью личности, проявляясь как в профессиональной, так и в личной среде. Особенно оказываются поражены те сферы жизни, где нужна инициатива. Люди, подверженные этому феномену, не могут создавать близкие отношения с другими. У этого есть две главные причины.

В профессиональной среде люди с выученной беспомощностью — отличные исполнители. Однако большего от них не стоит ожидать. Они сделают только то, что скажут. Даже легкий выход за рамки стандартного может поставить в тупик. При любом отклонении от инструкции понадобится помощь.

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

Спасение профессионалами

Психологи применяют к взрослым с выученной беспомощностью методы когнитивной поведенческой терапии. Они позволяют менять поведение и мысли, чтобы формировать внутреннюю устойчивость и способность опираться на себя.

Психологи помогают повысить уровень ответственности и создать ощущение личной причастности к выполняемой задаче. Для этого используются такие тактики:

Пять советов для повышения инициативности

Если чувствуете, что не можете выполнять рабочие задачи без других, боитесь вступать в отношения из-за страха в будущем расстаться, или если другие части этого материала показались схожими с вашей жизнью, обратитесь к квалифицированному психотерапевту. Профессионально помочь сможет только он. А для профилактики ранних признаков можно следовать этим советам.

Источник

7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

Термин «выученная беспомощность» появился чуть больше 50 лет назад, но что он означает — до сих пор известно не всем. Как справиться с нежеланием прилагать усилия в ожидании отсутствия результата и почему сделать это никогда не поздно, рассказывает психолог Анна Скавитина.

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

В застёгнутой на все пуговицы шубе шестилетняя Вика в фойе музыкальной школы с интересом смотрит на своего друга, который стоит, растопырив руки в сторону, а его няня старается быстро одеть мальчика в зимнюю одежду.

«Илюша, как же ты будешь жить дальше, если ты до сих пор не научился одеваться сам?» — голосом противной воспитательницы детского сада говорит Вика. Илюша терпеливо подставляет шею под шарф, которым в несколько слоёв заматывает его няня поверх высокого ворота шерстяного свитера.

«Вика, мне не надо учиться ерунде! Когда я вырасту, я буду великим музыкантом, и меня всю жизнь будет одевать няня или жена, чтобы я не тратил на это время. А ты, Вика, учись. Вот будешь моей женой, будешь меня одевать!» Мы с няней Илюши с трудом сдерживаем смех, хотя если задуматься, то это совсем не смешно. Я невольно наблюдаю, как формируется выученная беспомощность у мальчика.

Нам, взрослым, часто хочется сэкономить время и сделать за ребёнка то, что ему было бы хорошо научиться делать самому: одеваться, готовить уроки, убирать за собой игрушки, наводить порядок в комнате, варить макароны. «Ладно, давай я, мы ведь торопимся», — так пресекаются неуклюжие попытки ребёнка сделать что-нибудь самому, вместо того, чтобы показать ему, как нужно делать. Дети довольно быстро понимают, что можно не напрягаться и лучше даже не начинать действовать, всё равно в конце услышишь: «Ты всё сделал неправильно! Ничего тебе нельзя доверить!» Быстро ставшая популярной в интернете шуточная фраза: «Сделайте сами, у меня лапки!» — вполне отражает не столько желание лениться, сколько именно её, выученную беспомощность.

Выученной (обученной) беспомощностью называют потерю человеком мотивации что-либо делать в результате пережитого опыта независимости результата от прилагаемых усилий.

Если опыт убеждает, что мои действия никак не влияют на события и не приводят к желательным результатам, то это рождает ощущение бессмысленности усилий. Человек, столкнувшийся с неуспехом может справиться с негативными эмоциями и попытаться изменить ситуацию или не справиться и оставить всё, как есть. Это и есть выученная беспомощность: «Я думаю, что кто-нибудь другой на моем месте, может быть, и справился бы, но не я».

Впервые синдром выученной беспомощности был описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967). Выученная беспомощность проявляется не только в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, но и в неспособности впоследствии обучаться тому, что может оказаться вполне эффективным в подобных ситуациях, а также в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных усилий.

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

Есть, как обычно, две новости: плохая и хорошая. Плохая: Селигман утверждает, что выученная беспомощность формируется уже к восьми годам и указывает на три причины:

Опыт наблюдения за беспомощными людьми, например, регулярный просмотр телесюжетов на эту тему.

Гиперопека и готовность родителей всё делать за ребёнка.

Другой исследователь, Диана Циринг (Циринг Д. А., 2009) выяснила, что мамы детей с выученной беспомощностью намного чаще, чем мамы самостоятельных детей уделяют им время, силы и внимание, воспитание для многих из них является делом жизни, одновременно они склонны к постоянным ограничениям и запретам. Отцы не устанавливают понятных границ поведения для ребёнка, закрепляют за ним минимум домашних обязанностей, не привлекают к помощи в делах, но склонны к жесткому стилю воспитания, склонны наказывать за любые нарушения семейных требований, убеждены в полезности строгости для ребёнка. Такие отцы поощряют детские черты характера: игривость, наивность, боятся взросления своих детей, не давая им достаточного опыта преодоления жизненных трудностей.

А какая же новость хорошая? Хотя выученная беспомощность — довольно стабильная характеристика личности, если захотеть — с ней можно справиться. И у себя, и у ребёнка.

Подумайте и опишите те области жизни, учёбы, в которых ваш ребёнок может на что-то влиять. Опишите и те области, где он ничего не может делать сам. Можно это даже нарисовать. Скорее всего, зона, неподконтрольная ребёнку, будет намного больше. Посмотрите, что из второй зоны можно передать под контроль ребёнку. Не надо всё и сразу, надо что-то одно, не очень большое. Подумайте вместе с ребёнком, как добиться успеха в этой области. Похвалите за старания. Через несколько дней ещё раз проанализируйте список или картинку, оценив, что ещё вы можете передать ребёнку под контроль.

Предлагайте ребёнку вместо обвинения себя в неудачах, создания из всего катастрофы, искать вместе объяснения и способы изменения ситуации. Обсуждайте, что конкретно ребёнок может сделать сам. Например, очередная полученная двойка — не повод списывать всё на бестолковость и плохую память, а повод сесть и понять, что можно сделать: попросить учителя или одноклассника объяснить тему, попробовать понять, в каком месте нужно приложить усилия

Объясняйте разницу между реальными фактами и собственными убеждениями, задавая правильные вопросы. Обсудите, что можно сделать, чтобы превратить неудачу в успех. Тренируйтесь с ребёнком регулярно на любых ситуациях. Своих, чужих, литературных, мультипликационных.

Учите называть эмоции и обсуждайте, как правильно работать с негативом. Человек, который не справляется со своими отрицательными эмоциями, не имеет сил, не в состоянии и следовать конструктивным способам влиять на свое будущее.

Чтобы научиться контролировать хоть что-нибудь, надо позволить пережить ребёнку небольшую неудачу, совершить свою собственную ошибку. Уже после неё стоит задать правильные вопросы, придумать способы исправления и осуществить их. Принцип: бессмысленно ругать ребёнка за ошибку, лучше хвалить за то, что он её исправил.

Спрашивайте ребёнка, чем он хочет заняться в свободное время, как он хочет планировать своё расписание, давайте ему право выбора в любой подходящей ситуации, поддерживайте его выбор.

Ищите в прошлом ситуации, в которых уже получалось повлиять на ход событий, вспоминайте, что ребёнок сделал сам, чтобы повлиять на ситуацию.

И, конечно, на детей влияет пример родителей, которые не сдаются и продолжают действовать, даже если им кажется, что «ребёнка они окончательно испортили или он такой уж уродился, теперь всё равно ничего с ним сделать нельзя». Можно и нужно использовать все вышеприведенные пункты для изменения выученной родительской беспомощности. Никогда не поздно меняться! Вы точно не опоздали.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»:

Источник

Выученная беспомощность и способы работы с ней

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

О жизни

Давайте для начала рассмотрим несколько жизненных ситуаций.

Первая – о женщине, прожившей 15 лет в браке, которая уже давно мечтает уйти от мужа-тирана.

Отношения в их семье далеки от понятия близости, окутаны грубостью и цинизмом с его стороны, пассивностью и жертвенностью – с ее. Муж часто избивает жену, когда, как он утверждает, «у него срывает крышу», а она «попадается под руку»!

Она мечтает о разводе. Но, вот уже 15 лет не уходит, а только тихо плачет по ночам, уткнувшись в подушку…

Вторая, о девушке, которая работает в одной очень известной фирме. Работа престижная, высокооплачиваемая. что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощностиНо, она просто ненавидит ее! Когда заходит в кабинет к шефу, то уже готова к порции брани и оскорблений в свой адрес, которые уж никак не зависят от качества выполненной ею работы.

Она может сделать все безупречно, вот только начальник сегодня не в настроении, а значит – грушей для битья снова станет она.

Девушка работает в фирме уже больше года, столько же рыдает в туалете после каждого визита к начальнику-самодуру.

И последняя – о мужчине 40 лет, который после сокращения на работе из-за кризиса в компании, получил десяток отказов на собеседованиях, без объяснений или же с объяснением в одно предложение: «Вы нам не подходите!».

У него семья, маленький ребенок, сломанные амбиции и возрастающее желание выпить, чтобы снять стресс после очередного «провала».

Что же общего между этими случаями, кроме того, что, на первый взгляд, все три героя кажутся очень несчастными?

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

Ответ кроется в основе того, как они воспринимают реальность и что в связи с этим чувствуют.

Психологи во главе с Мартином Селигманом, в подобных случаях говорят о выученной беспомощности, за открытие которой ученый получил награду Американской психологической ассоциации.

Но, тем не менее, и человек, и животное остаются пассивными, бездейственными, нежелающими менять среду или же воздействовать на нее в ответ.

Такое состояние возникает, когда любые попытки противостоять повторяющемуся негативному опыту систематически заканчиваются поражением, ощущением отсутствия личного контроля над происходящим, в ситуациях постоянного хаоса и неопределенности.

Человек теряет чувство контроля, перестает верить в собственные силы и способность что-то изменитьчто такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности. Вследствие чего могут развиваться подавленность, депрессия, более раннее наступление смерти.

Научно доказано

У теории есть экспериментальная основа – исследовательское подтверждение.

Первые эксперименты, открывшие феномен выученной беспомощности, проводились М. Селигманом на собаках. Животные фиксировались в особые упряжки, по звонку их ударяли током.

В основе лежала теория условного рефлекса Ивана Павлова и гипотеза о том, что на площадке для собак с ослабленной фиксацией и низкой перегородкой, услышав звонок, собаки немедленно будут избегать боли всеми возможными способами, и в первую очередь, сбегать!

Но результат эксперимента был поразительным! Собака оставалась на месте и просто скулила.

Интересно, что другая собака, в опыте которой не было таких испытаний, немедленно убегала с вольера после первого же удара током.

В своих дальнейших исследованиях М. Селигман установил, что собаки, у которых в опыте была возможность повлиять на ситуацию (к примеру, они могли головой нажать на кнопку, выключающую удары тока), оказывали сопротивление и пытались найти выход из ситуации даже, когда были зафиксированы в упряжке.

Результаты говорили сами за себя – чувство выраженной беспомощности возникает, когда отсутствует возможность влиять и контролировать неприятные события.

В последующем подтверждение теории нашлось и в отношении жизни людей. Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден – психологи, изучавшие беспомощность в одном из домов престарелых.

Результаты эксперимента показали следующее: группа пожилых людей, которым предоставили возможность распорядится обстановкой в комнате на свое усмотрение, делать выбор, как наполнить свой досуг (смотреть фильм или нет), и нести самостоятельную ответственность за выбранный ими же подарок (комнатное растение), субъективно ощущали себя менее несчастными, имели лучшее состояние здоровья и общий уровень самочувствия, жили дольше. Чего не скажешь о той подгруппе, которая была лишена этих возможностей.

Таким образом, мы видим, что контроль над ситуацией и собственной жизнью препятствует развитию беспомощности и полной атрофии воли и желания изменить сложившуюся ситуацию.

Можно ли преодолеть выученную беспомощность?

К счастью, ощущение беспомощности и последствия, которые она за собой несет – не приговор! С этим можно работать, не всегда это сделать легко в одиночку, иногда может потребоваться помощь профессионала.

Вот несколько рекомендаций, которые могут в этом помочь.

В первую очередь, в работе с выученной беспомощностью важно вернуть субъективное чувство контроля. что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощностиВ этом поможет выполнение действия! Любого действия, которое вы сами выбираете делать.

Вы можете что-то сделать и делаете!

Опыт концентрационных лагерей показывает, что в ситуации чрезмерного давления, нестабильных правил и угрозы смерти, сопровождавшееся наказанием за малейшую провинность, человек очень быстро ломается и теряет силу воли.

что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности

Бруно Беттельгейм – психолог, который, согласно его слов, выжил в таких условиях только благодаря тому, что снова и снова брал контроль за жизнь в свои руки! А способ был достаточно прост – он делал все, что было разрешено в лагере по собственному выбору!

На первый взгляд – самые элементарные вещи: чистил зубы, потому что выбирал это, а не потому соблюдал гигиену, ложился спать, а не участвовал в обсуждениях заключенных ночьючто такое синдром выученной беспомощности. Смотреть фото что такое синдром выученной беспомощности. Смотреть картинку что такое синдром выученной беспомощности. Картинка про что такое синдром выученной беспомощности. Фото что такое синдром выученной беспомощности. Так он чувствовал возможность выбирать, принимать решения и сразу же действовать в связи с ними!

Из этого можно сделать вывод, что шаг номер один в противостоянии выученной беспомощности – искать точки контроля, те сферы и ситуации, в которых вы можете делать выбор и реализовывать собственное решение!

Начните с мелких бытовых вещей: выкинуть старый шкаф, сделать перестановку, решится на звонок, который давно откладывали, и вы очень скоро почувствуете результат.

Фиксировать такие зоны своего влияния можно письменно, постоянно задавая себе вопрос: «Что я могу сделать прямо сейчас?».

Задавать правильные вопросы тоже очень действенный способ. Важно научится различать реальные факты и свое восприятие.

Ведь, очень часто чреда мелких жизненных событий соединяются в одну цепочку и подытоживаются самоуничижительными мыслями: «Я ни на что не способен», «Не стоит даже пробовать», «У меня снова ничего не получится».

Учитесь задавать себе вопросы и искать на них ответы. Например, спросите себя: «Почему я так уверен, что ничего не получится?», «Что заставляет меня так думать?», «Зачем мне так думать?».

Ответив на них, в продолжении можно сделать более развернутую работу по поиску иного взгляда на событие, своеобразное переосмысление происходящего.

Для этого можно воспользоваться схемой ABCDE.

Инструкция звучит следующим образом – расчертите лист бумаги на 5 столбиков, где:

Но, важно помнить также о том, что нет единственной «волшебной таблетки», которая бы вмиг исцелила любого!

С чего начать?

Жизненная история каждого из нас уникальна, поэтому, прежде чем испытать определенную методику, следует прислушаться к себе и позаботится о своей безопасности, возможно обратившись за поддержкой и помощью к профессионалу.

Но, главное помнить: преодолевая трудности, мы обретаем силу.

Все в наших руках! Давайте делать выбор в пользу воли и ответственности, а не пассивности и беспомощности!

Источник

Выученная беспомощность: почему сотрудники ведут себя как малые дети

Эксперименты на собаках

В шестидесятых годах прошлого века американский психолог Мартин Селигман открыл явление, которое назвал «выученной беспомощностью». Феномен был открыт в ходе эксперимента, основанного на классических принципах обусловленности Ивана Павлова.

Селигман разместил две группы собак в разных комнатах. Каждая собака помещалась в отдельном боксе, к полу которого был подведен слабый ток. Собаки из первой комнаты могли ткнуться мордой в некую точку бокса и вырваться на свободу. У собак во второй комнате не было никакой связи между их действиями и свободой (их ящики открывались в зависимости от действий собак из первой комнаты). Была еще и третья, контрольная группа собак, которых вообще не били током.

Если очень кратко формулировать последствия эксперимента, то собаки из первой комнаты быстро восстановились после мучений, вернулись к своим социальным привычкам и физическим характеристикам. А собаки из второй комнаты впали в депрессию и апатию. Это было выяснено следующим образом: после основной части эксперимента все три группы собак были помещены в одну комнату, где по полу шел ток. Чтобы выбраться, собакам необходимо было перепрыгнуть через небольшую перегородку. Вот только если собаки первой и третьей группы быстро приходили к этому решению, то собаки второй группы какое-то время метались от боли, скулили, а затем ложились на пол, причиняющий им боль. Потому что за время травмирующей вынужденной беспомощности они разуверились в своих силах настолько, что даже физическая боль не возвращала им жажду активных действий.

Селигман и коллеги были в шоке, потому что это поведение собак полностью противоречило тогдашним бихевиористским представлениям о природе мотивации. Эксперимент (без тока, разумеется) было решено провести на людях. И его результаты были подтверждены — если человека помещать в ситуацию вынужденной беспомощности, где от его решений и действий ничего не зависит, человек вскоре выучится этой беспомощности и перестанет что-либо делать. К этому выводу пришли после работы с двумя группами участников в доме престарелых, одна из которых сама принимала решение относительно своего меню, свободного времени, формата ухода за садом и комнатой, а второй группе лишь предписывались указания, хоть и в вежливой форме. Удивительно, но уже через три недели участники из первой группы демонстрировали меньшую депрессию и лучшее здоровье, чем участники второй группы. Еще более удивительно то, что результаты эти сохранились через год после окончания эксперимента.

Родина апатии

В России похожий эксперимент проводится вот уже много лет. Ключевой посыл органов власти гражданам из века в век — это то, что влиять вы ни на что не можете. На подчинении и хаотичном наказании построено воспитание малышей, образование школьников и студентов. И затем эта свежая сила с выученной беспомощностью приходит на работу, где вы ждете от сотрудников проактивной взрослой осознанной ответственной позиции. Ага, сейчас.

Согласно многолетним исследованиям Алексея Левинсона и команды Левада-центра​, ключевые отличия Homo Soveticus — апатичность, несамостоятельность, виктимность — на данный момент системно закреплены в нации как негативный побочный эффект коммунистического эксперимента над огромной и талантливой страной.

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые исследователи связывают особенности русского национального характера с гораздо более древними явлениями, чем коммунизм, тоталитаризм, царизм. Так, Малкольм Глэдуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» объясняет, что каждый национальный характер изначально выковывался как система адаптации к имеющемуся климату. В нашем случае это рискованное земледелие. Оно порождает удивительную смесь: изрядная доля безразличия (зачем выкладываться на полную, если заморозки убьют урожай), бесконечное долготерпение (сопротивляться климату бесполезно), невероятная креативность (чтобы выжить в этой среде, необходимы выдающиеся способности к адаптации), и недюжинные способности к подвигу (потому что без подвига в этой реальности не справиться).

Конечно, в ходе истории каждая северная страна с похожими климатическими условиями адаптировалась к ним со своими нюансами. Но мы адаптировались вот таким вот удивительным образом с набором системных психологических характеристик, отлично сформулированными в интервью Германа Грефа, где он, в частности, упоминает «индекс дистанции власти».

Этот параметр оценки любой культуры (от семейной и организационной до национальной) вывел Герт Хофстеде, известный исследователь сравнения культур. Так вот, по показателю «дистанция власти» (то есть тому, насколько высоко мы ставим над собой каждого представителя власти, насколько мы склонны подчиняться власти и обожествлять ее) Россию опережают только страны с актуальными монархическими принципами управления. В общем, основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб. И проявляется это от семьи, школы, паспортного стола до Думы, правительства, администрации президента. Мы также пытаемся втянуть в эту парадигму остальной мир, но он почему-то не хочет.

Воспитание руководителя

Как это системное явление, в котором контракт с одной стороны подразумевает фигуру властителя, а с другой — зависимых объектов с выученной беспомощностью, проявляется в бизнесе?

Классический треугольник Карпмана рассказывает нам о том, что все мы склонны метаться между трех ролей — спасателя, преследователя и жертвы. И, попав хоть в одну из этих ролей, мы обязательно пройдем весь круг. Жена алкоголика, спасая его от бутылки, в какой-то момент обязательно впадет в состояние карателя-преследователя со скалкой в руках; а потом нет-нет да и ощутит себя глобальной жертвой.

Так и гиперактивный руководитель или менеджер: то героически тащит все на себе (классический спасатель); то орет на окружающих, так как они не соответствуют его ожиданиям (преследователь); то он действительно физически и эмоционально истощен и искренне чувствует себя полумертвым заложником общей тупости (жертва).

Как разбивать этот порочный треугольник? Для начала желательно не впадать в роль спасателя. Поэтому жен алкоголиков учат прежде всего тому, что каждый человек сам себе хозяин и никого невозможно спасти от зависимости, пока человек сам этого не захочет. Точно так же ни за кого невозможно научиться работать эффективно.

Это вроде бы вполне очевидная мысль — но тогда почему же руководители и менеджеры продолжают это делать? Почему спасать так привычно и приятно? Да потому что личность руководителя формировалась тоже не вдруг. Если человек вырос до менеджера хотя бы самого среднего звена, это означает, что, скорее всего, он с детства стремился брать на себя больше ответственности. И эта психологическая особенность отличала его от остальных.

Возможно, родители возлагали на него огромные ожидания; возможно, надо было держать высокую планку достижений семьи; возможно, отец слишком агрессивно относился к детям и матери — так или иначе, будущий менеджер или предприниматель мало-помалу научился действовать чуть активнее, чем окружающие. За 15–20 лет формирования характера это «мало-помалу» выковывается в ключевую характеристику.

А психика устроена на воспроизведение действий, ведущих к успеху, и так пятилетка за пятилеткой такой человек тащит на себе все больше и больше. Поэтому первый навык успешного руководителя — это навык делегирования, освоение постепенного снятия с себя ответственности. Нужно сознательно выращивать взрослую позицию, прежде всего у себя, а затем (ну, или параллельно) у окружающих.

Шесть способов повзрослеть

Осознавать — то есть ловить себя и других за руку каждый раз, когда вы или сотрудники впадаете в детско-родительский спазм. Необходимо делать в этот момент паузу, замечать инфантильность в поведении, в коммуникации, в том или ином решении. С осознания начинаются любые изменения.

Отражать — озвучивать себе и другим осознаваемые и замечаемые примеры инфантильности или родительства. Например, в своих тренингах я провожу большой блок с психодраматическим проигрыванием позиций взрослого, ребенка и родителя: в этом упражнении участник-взрослый должен принимать бизнес-решение, в том время как его партнеры по упражнению отчаянно конфликтуют, сбивая с толку. Любопытно, что уже после тренинга этот понятийный аппарат входит в обыденную речь участников.

Например, на кофе-брейке можно услышать, как один коллега говорит другому: «Да явно не успею я этот отчет сдать, вообще что-то идет не так», а второй реагирует: «Это тебе сколько сейчас лет, семь или уже десять?» В общем, отражение — это уважительная обратная связь, в которой мы друг другу озвучиваем, когда замечаем нездоровое поведение.

Планировать — вводить взрослое поведение как критерий в производственной деятельности. Внедрять его в оценку в формы обратной связи, разрабатывать то, как желаемый формат рабочих взаимоотношений будет отражен в системе показателей, планировать обучение и развитие в связи с задачей всем планомерно взрослеть. Например, в Сбербанке развитие эмоционального интеллекта является планомерной частью обучения в корпоративном университете — а ведь осознание личной ответственности за эмоции и их выражение (то есть очень взрослая позиция) является одним из ключевых критериев эмоционального интеллекта.

Действовать — прежде всего следовать принципу «практикуй, что проповедуешь». Если hr-отдел вешает на флаги лозунги о ценностях компании, значит, сотрудники этого отдела сами должны являть эталонный пример реализации принципов в действии. Если на уровне планирования в показатели труда введено проактивное поведение, значит, при премировании сотруднику должно быть указано: ты здесь взял на себя инициативу, и вот ты ее довел до ума, и вот поэтому ты получил такую-то премию.

Преодолевать сопротивление — важно понимать, что никто взрослеть просто так не собирается. Человек стремится к существованию в режиме максимального удержания ресурсов — никто не будет делать того, чего можно не делать. Поэтому приготовьтесь к сопротивлению и воспринимайте его как необходимую часть процесса.

Наблюдать результаты — довольно банально приводить здесь ключевой элемент ко​нтура управления, но про это часто забывают, а без наблюдения результатов, обратной связи по ним, корректировки в случае необходимости повысить «взрослость» системы невозможно.

На каждом своем тренинге я вижу очень талантливых, трудолюбивых, жаждущих развития и готовых принимать личную ответственность за происходящее сотрудников разных уровней. Потому что в каждом человеке и в каждой компании есть все ресурсы для конструктивных изменений — в такой большой и талантливой стране, изголодавшейся по конструктивному диалогу, они назрели уже давно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *