что такое синайский кодекс

В рукописи содержания Ветхого и Нового Завета подверглись серьезной переработке, текст испещрен большим количеством пометок ранних переписчиков, редакторов и корректоров. Этот античный манускрипт оказал громадное влияние на всю библиистику. На сегодня его можно считать как наиболее полную версию христианской Библии. Это один из наиболее ценных источников, который дает возможность текстологам воссоздавать оригинальный текст новозаветных книг.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

Кодекс был написан в IV веке и до середины XIX века хранился на Синайском полуострове (отсюда и название) в библиотеке монастыря Святой Екатерины. Частично рукопись Ветхого Завета была утрачена, однако новозаветный текст сохранился полностью. На самом деле Синайский кодекс это единственная греческая унциальная рукопись с полным текстом Нового Завета. Кроме библейских текстов в кодексе содержится два произведения ранних христианских авторов II века: «Послание Варнавы» и (частично) «Пастыря» Гермы. В научной литературе Синайский кодекс обозначается первой буквой еврейского алфавита (алеф) или номером 01.

Кроме Синайского кодекса, из тех времен до наших дней дошла только одна, почти полная рукопись христианской Библии – так называемый Ватиканский кодекс, который хранится в библиотеке Ватикана в Риме.

ОПИСАНИЕ СИНАЙСКОГО КОДЕКСА

Есть предположение, что этот кодекс входил в число 50-ти рукописей Божественных Писаний, заказанных около 331 года н. э. императором Константином Евсевию Кесарийскому.

В дошедшем до наших дней виде Синайский кодекс состоит из более 400 пергаментных листов обработанной кожи размерами 38 х 34 см. На этих листах записана примерно половина Ветхого Завета, апокрифические тексты (Септуагинта) и полный Новый Завет, а также два раннехристианских теста, которые не входят в современные Библии. Большая часть первого раздела рукописи сегодня отсутствует и считается утерянной. Текст рукописи написан на тонком пергаменте, 38,1 см. на 33,7-35,6 см., на листе располагается в 4 колонки по 48 строк в каждой. Цвет текста — бледно-коричневый.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

Как в большинстве древних манускриптов, текст написан без пробелов, в качестве разделения применяются только точки в конце предложения. Нет знаков ударения и придыхания. Цитаты текста из Ветхого Завета на письме не выделены. Разбиение Аммония и каноны Евсевия выделяются красным цветом и, может быть были добавлены другим писцом. Весь текст написан греческим унциальным письмом.

По мнению исследователей, над этим кодексом работали три писца (называемые А, В и D). Кроме этого, как видно, в период с IV века по XII век приблизительно девять переписчиков вносили в текст коррективы.

КАК БЫЛ ОБНАРУЖЕН КОДЕКС

В 1844 году Синайский кодекс абсолютно случайно обнаружил немецкий ученый Константин фон Тишендорф.

Как-то раз, работая в главной библиотеке монастыря, ученый увидал корзину, наполненную листами древней рукописи. Тишендорф стал рассматривать листы — это был древний список Септуагинты, написанный красивым унциальным письмом. Монах-библиотекарь сообщил, что уже 2 такие корзины сожгли и содержимое этой корзины также будет предано огню. Ученый попросил не сжигать листы, сославшись на ценность древнего манускрипта.

В корзине находилось 43 листа, и еще 86 листов этого же кодекса Тишендорф смог найти в библиотеке. По содержанию это были: Первая книга Царств, Книга пророка Иеремии, Книга Ездры и Неемии, Книга пророка Исаии, первая и четвертая Макковейские книги. В монастыре ученому позволили взять 43 листа, которые он в последствии опубликовал в Германии под названием «Фредерико-Августиновский кодекс», посвятив его своему покровителю — королю Саксонии.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

Синайский кодекс неоднократно переписывался. Тишендорф идентифицировал четыре разные копии, но со временем исследователи сошлись во мнении, что с полной уверенностью можно говорить лишь о трех копиях, а четвертая – если она и существует – точно не совпадает с тишендорфской. Каждую из 3-х идентифицированных рукописей отличает особенный, только ей присущий тип письма.

ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РУКОПИСИ

1859 год — Тишендорф, которому покровительствовал российский император Александр 2, вернулся на Синай, где смог обнаружить еще несколько листов Ветхого Завета из Синайского кодекса и нашел полный Новый Завет. Ученый смог уговорить монахов отдать ему все листы рукописи в качестве подношения русскому царю. Так Тишендорф приехал с кодексом в Санкт-Петербург, где опубликовал факсимильное издание. Александр 2 передал рукопись в Публичную библиотеку, где она хранилась до 1933 года.

1933 год — советская власть, сочтя христианскую реликвию неприемлемой для атеистической страны, продала весь кодекс в Британский музей за 100 000 фунтов стерлингов. Продажа осуществлялась по личному распоряжению Сталина. Деньги на приобретение реликвии англичане смогли собрать за один день. С 1973 года кодекс хранится в библиотеке Британского музея. В результате, на сегодняшний день кодекс разбит между Лейпцигом (43 листа, которые были приобретены Тишендорфом в 1844 году) и Лондоном (оставшиеся 347 листа, перевезенные им в 1859 году в Россию). В Санкт-Петербурге остались лишь фрагменты 3-х листов рукописи.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

1975 год — монахами монастыря Святой Екатерины была открыта потайная комната, в которой кроме прочих рукописей нашли 12 недостающих листов кодекса, а также 14 фрагментов. Хотя в свое время царь Александр 2 отправил на Синай в знак благодарности 9 000 руб., современные монахи поднимают вопрос о законности отчуждения памятника Тишендорфом. Как они считают, немецкий ученый, будучи представителем «пиратской археологии» XIX века, ввел в заблуждение настоятеля монастыря. В подтверждении этого они ссылаются на сохранившуюся расписку, в которой Тишендорф пообещал вернуть пергаменты в монастырь сразу по окончании их научного издания.

2005 год — все четыре владельца листов рукописи договорились о том, что будет произведено его высококачественное сканирование с целью размещения полного текста в Интернете. Первые цифровые фотографии были опубликованы в 2008 году 24 июля.

В электронное издание кодекса, еще вошли листы, обнаруженные в библиотеке монастыря святой Екатерины в 1975 г.: это их первая публикация.

Благодаря появившейся возможности свободного доступа, теперь все желающие имеют возможность узнать до какой степени изменился текст Библии за полторы тысячи лет.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

• Синайский наравне с Ватиканским кодексом отражает историю складывания канона библейских текстов. К примеру, в Синайском кодексе Евангелие от Марка короче более поздних вариантов на 12 стихов: в нем отсутствует эпизод с появлением воскресшего Христа перед апостолами.

• Кодекс написали на пергаменте, то есть он был чрезвычайно дорогой книгой в IV столетии. Согласно некоторых подсчетов, на изготовление страниц для нее понадобилось не меньше 350 кож животных.

• Название рукописи «Сodex Sinaiticus» в буквальном переводе означает «Книга Синая»

• На работу над виртуальной версией кодекса ушло больше 4-х лет и стоило это свыше полутора миллионов долларов.

Источник

Новое в блогах

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

Приложения пользователя

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

Кандидат исторических наук и эксперт в области редких книг и рукописей Петр Дружинин рассказывает об утрате Синайского кодекса (Codex Sinaiticus) – древнейшего рукописного кодекса Библии, который оказался в руках историков 170 лет назад.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

«На эту сумму можно было купить 40 Rolls-Royce»

Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) – древнейший рукописный кодекс Библии и самый древний полный текст Нового Завета, написанный христианскими монахами на пергамене в IV веке н.э. Долгие века он хранился в греческом монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Синайский кодекс считается самым выдающимся памятником христианской письменности, сохранившимся до наших дней.

Еще в Средние века Синайский кодекс был разделен на части, и его находка также происходила не в один момент. В настоящее время Синайский кодекс хранится в нескольких местах: 347 листов – в Британской библиотеке, 43 листа – в Университетской библиотеке в Лейпциге, 12 листов и несколько фрагментов чудом уцелели в монастыре Святой Екатерины на горе Синай и 3 фрагмента – в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Впрочем, лондонская часть – собственно то, что и называлось в XIX веке Codex Sinaiticus, – является самой большой ценностью: именно в ней сохраняются 199 листов с Новым Заветом; и эта самая ценная часть до 1933 года принадлежала Публичной библиотеке в Ленинграде.

Из этого можно сделать вывод, что судьба рукописи даже после ее обретения была нетривиальна.

Прежде всего дискутируется вопрос о приоритете в открытии кодекса. Первые 43 листа, с фрагментами текстов Ветхого Завета, обнаружил в 1844 году на Синае немецкий теолог и охотник за библейскими рукописями Константин Тишендорф. Он издал их в Лейпциге в 1846 году отдельным альбомом и назвал Кодексом Фридриха Августа (Codex Friderico-Augustanus) в честь короля Саксонии Фридриха Августа II, подданным которого был Тишендорф.

А в 1845 году русский ученый-монах – архимандрит Порфирий (Успенский) обнаружил там же, на Синае, уже основную часть кодекса, включающую полный Новый Завет.

В свой следующий приезд, в 1850 году, он подробно описал эту рукопись, а в 1857 году факсимильно воспроизвел несколько строк для образца интересного почерка кодекса. Впрочем, несмотря на свое первенство, Порфирий не смог оценить достоинство находки: русскому монаху не понравились «неканонические» места рукописи и он счел ее испорченной, отрезав от нее кусочек на память.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

В 1859 году все тот же Тишендорф отправился на деньги русского правительства в путешествие за библейскими рукописями. Разрешение на поездку и указ о выделении денег дал лично император Александр II. И вот тогда, как имеющему покровительство русского государя, синайские монахи показали и Тишендорфу «испорченную» рукопись Нового Завета – ту самую, которую дважды изучал русский монах Порфирий. Но поскольку Тишендорф был прежде всего ученый, к тому же лютеранин, он обратил свое внимание на древность манускрипта – именно на то, чего в силу недостаточности палеографических и богословских знаний не смог верно понять Порфирий, который датировал рукопись V или даже VI веком.

Тишендорф же убедительно доказал, что манускрипт написан в IV веке (между 325 и 360 годами), то есть перед ним была самая ранняя из сохранившихся в мире рукописей Нового Завета.

Но одно дело найти рукопись, а совсем другое – перевезти в Россию. Если бы в 1845 или 1850 году ее захотел забрать с собой русских монах Порфирий, это удалось бы практически беспрепятственно. Когда же в феврале 1859 года рукопись обнаружил Тишендорф, который был еще и великий PR-мастер, он сразу же возгласил «городу и миру», что им обнаружена древнейшая библейская рукопись! После таких заявлений дело сильно усложнялось. К тому же, будучи лютеранином, он для греческих монахов Синайского монастыря оставался иноверцем и не мог ожидать ни уступок, ни снисхождения. Дабы не выпустить рукопись из рук, Тишендорф взялся снять с нее копию и тем самым заодно выиграть время. Для этого рукопись была перевезена монахами в столицу Османской империи Константинополь.

И неспроста: Тишендорф знал, что скоро в Святой земле будет очень важный русский путешественник – родной брат русского императора Александра II великий князь Константин Николаевич, с которым Тишендорф был не только знаком, но и довольно близок. Взяв в оборот великого князя, ученый использовал его в качестве движителя своих интересов. Расчет оказался в высшей степени верным: русское посольство в Константинополе стало намного более заинтересовано в помощи путешествующему немцу, и в результате русский посланник при Оттоманской Порте князь Алексей Лобанов-Ростовский выдал монахам официальную расписку от имени российского Министерства иностранных дел в том, что-де рукопись забирается Тишендорфом для научного издания, а Российская империя гарантирует возвращение Синайского кодекса законному владельцу.

В том же 1859 году христианская святыня навсегда покинула свою обитель, в ноябре прибыла в Петербург и была показана императору и императрице, а в 1862 году вышло четырехтомное (!) факсимильное издание Bibliorum Codex Sinaiticus Petropolitanus, которое одновременно преподносилось как одно из главных свершений по случаю праздновавшегося тысячелетия России.

Все бы хорошо, но древнейшая в мире библейская рукопись де-факто была в Петербурге в архиве Министерства иностранных дел, а де-юре принадлежала братии Синайского монастыря. Этот вопрос заботил и синайских монахов, и императора Александра II. К тому же многие не только считали, но и выражали вслух мнение, что «немец украл библейскую рукопись из монастыря». Собственно, такая точка зрения утвердилась, да и в ХХ веке продолжали считать, что Синайский кодекс был взят из монастыря незаконно, а хранение его в Петербурге – нарушение обязательства МИДа вернуть сокровище законному владельцу. Именно поэтому поле революции 1917 года Синайская обитель предъявляла права на рукопись, но не преуспела. И лишь недавно удалось доказать благодаря архивным находкам Анны Захаровой, что рукопись была официально передана в 1869 году синайской братией: новый русский посланник в Константинополе генерал Николай Игнатьев устроил это дело ценою 9 тыс. руб. серебром.

Конечно, братию вынудили подписать этот акт сами обстоятельства, ведь после того, как рукопись покинула Синай, никто и не сомневался, что более она туда никогда не возвратится.

Что же касается суммы 9 тыс. руб., то для сравнения скажем: факсимильное издание 1862 года стоило казне 20 тыс. То есть легитимность передачи была достигнута, но историческая правда тоже всем была очевидна. Но дело сделано, бумага подписана братией монастыря и поступила в МИД, и с того момента Синайский кодекс – собственность Российской империи. Из архива МИДа он тогда же поступил на вечное хранение в Публичную библиотеку.

Так бы и оставался этот манускрипт жемчужиной рукописной коллекции библиотеки в Петербурге, но ныне там сохраняются лишь жалкие остатки – несколько жалких фрагментов и ни единого полного листа. Дело в том, что в 1933 году английское правительство купило Синайский кодекс за £100 тыс., что в то время, в разгар Великой депрессии, составляло полмиллиона долларов. Рукопись была помещена в Британский музей, а часть потраченных средств была возмещена путем всенародной подписки.

Эйфория англичан от приобретения древнейшей рукописи Нового Завета была омрачена тем, что эпоха Великой депрессии делала такую покупку вызывающей для огромной армии британских безработных, которые даже устраивали демонстрации протеста по этому поводу. И никакая символичность этого акта, когда «народ-безбожник отрекается от христианских святынь» в пользу верующих англичан, не сглаживала впечатления от гигантской траты в тяжелую годину.

Но, конечно, никакое правительство не смогло бы купить эту драгоценную рукопись, если бы советское правительство не захотело ее продать. А оно не только захотело, но и официально согласилось на указанную сумму, которую в 1933 году предложило правительство Великобритании. Решение о продаже было принято последней инстанцией – голосованием на заседании Политбюро, а на одной из выписок значится и имя «главного» – Иосиф Сталин.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

Когда в 1970 году библиотека Британского музея получила самостоятельность, одним из главных сокровищ Британской библиотеки стал именно Синайский кодекс, он и сейчас выставлен в галерее драгоценностей в специальной витрине. Побывайте там – вы получите очень сильное впечатление.

Учитывая выдающееся значение этого памятника для человечества, в 2005 году начал работу международный проект Codeх Sinaiticus, основанный Британской библиотекой и остальными держателями фрагментов манускрипта.

Если этот международный проект сделал доступным в интернете сам текст рукописи, то к истории Синайского кодекса, несмотря на издание под этой эгидой нескольких книг, с той поры почти ничего не добавилось: наиболее важные находки последних десятилетий, сделанные немецким богословом Куртом Аландом и российским византинистом Анной Захаровой, совершились до начала проекта.

Что же могли сделать мы, если уже все было осуществлено предшественниками, а международный проект в общем-то решил подвести черту под исследованием этого выдающегося памятника письменности? Оказалось, что остается совершенно неисследованной история знаменитой рукописи в ХХ веке – то, как произошла ее продажа советским правительством в 1933 году.

Дальше – больше. Много интересного нам принесла работа в английских архивах, которая была проделана в 2013 году благодаря помощи Фонда Михаила Прохорова. Соединение воедино материалов из русских и английских архивов позволило увидеть целостную картину событий, предшествовавших исторической продаже. И хотя это было очень любопытно, но все-таки излишне «официально»: ощутимо недоставало подготовительных документов, агентурной переписки – словом, настоящей исторической правды… К сожалению, по нашей теме нам так ничего и не удалось найти в государственных архивах.

Но помог случай. Пытаясь реконструировать биографии всех участников сделки, мы нашли некоторых родственников. И вот сын одного из них передал нам для публикации папку-скоросшиватель с надписью Maggs Bros. Это название существующей и по сей день английской антикварной фирмы, но в 1933 году фирма выступила посредником при продаже Синайского кодекса британскому правительству. Внутри папки – подлинная переписка относительно продажи манускрипта.

Если бы продажа была не в начале 1930-х годов, а несколькими годами позднее, когда секретные документы уже нельзя было даже выносить из госучреждений, тогда эти бумаги были бы либо переданы в секретный архив, либо уничтожены. Но они сохранились, и сохранила их семья репрессированного, несмотря на все опасности. Надеюсь, что довольно скоро они будут опубликованы в отдельной работе о продаже Синайского кодекса, написание которой подходит сейчас к своему завершению.

О чем же говорят эти неизвестные документы? Кроме официальных бумаг по переговорам относительно окончательной цены, которые велись с фирмой Maggs Bros, там много и более интересных сведений.

Оказывается, например, что Синайский кодекс предлагался не только Британскому музею, но никто решительно не верил, что коммунистические агенты действительно уполномочены продать знаменитый манускрипт. Теперь можно назвать все государства, а также крупнейшие библиотеки и даже частных лиц, которые отказались от приобретения: их список имеется среди документов, причем указаны и причины отказов.

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс

Не менее важно полное описание переговоров русских дипломатов с представителями английского кабинета министров, которые велись с ведома премьер-министра Великобритании Джеймса Макдональда. Но прямые переговоры по торговому вопросу тогда могли вестись где угодно, но только не в Лондоне, ведь в 1927 году в результате англо-советского кризиса были разорваны как торговые, так и дипломатические отношения СССР и Англии, а в 1929 году восстановлены только дипломатические: парламент не хотел «кормить коммунистический режим». Именно по этой причине все переговоры относительно Синайского кодекса проходили в Париже. А благодаря тому, что советский представитель на этих переговорах не только вел дневник, но и оставил записи-стенограммы каждой встречи, мы имеем исключительные подробности относительно этого переговорного процесса, завершившегося сделкой.

Например, основной вопрос был сперва не собственно в сумме, а скорее в том, в какие сроки нужно будет оплачивать эту сумму. Великобритания настаивала на рассрочке, но, когда рассрочка была отвергнута – нам же надо было выполнять государственный план, – стала жестко снижать цену.

Именно последнее обстоятельство стало определяющим, потому что нашелся в Англии человек, который сделал покупку кодекса главным делом своей жизни. Это член попечительского совета Британского музея, директор Британского музея в 1909–1930 годах, выдающийся специалист по библейским рукописям сэр Фредерик Кенион. Именно ему Великобритания обязана приобретением драгоценной рукописи, именно его встречи и разговоры с премьер-министром Макдональдом, с главой англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Космо Гордоном Лэнгом, с влиятельными членами английского парламента привели к тому, что казначейство его величества короля Георга V согласилось заплатить искомую сумму за сокровище, принадлежавшее до 1917 году его двоюродному брату – императору Николаю II.

Однако то обстоятельство, что англичанам удалось купить рукопись вдвое дешевле первоначальной цены, оказывается не столько следствием умения англичан, хотя нельзя не оценить их таланта переговорщиков, сколько результатом полного провала советской дипломатии и разобщенности в действиях участников процесса. Подробное описание этого инцидента, его причин и последствий представлено в указанных бумагах во всех подробностях.

В любом случае если удастся довести работу над документами до конца, то возможно будет изложить беспрецедентную новейшую историю древнейшей рукописи Нового Завета, поистине детективную, но и безусловно правдивую.

Источник

СИНАЙСКИЙ КОДЕКС

что такое синайский кодекс. Смотреть фото что такое синайский кодекс. Смотреть картинку что такое синайский кодекс. Картинка про что такое синайский кодекс. Фото что такое синайский кодекс
Септуагинта, Синайский кодекс (фрагмент), Книга Эсфирь, 2:3-8

Синайский кодекс, рукопись греческой Библии IV в., один из самых древних полных кодексов Священного Писания Нового Завета.

Часть рукописи Ветхого Завета была утрачена, но новозаветный текст сохранился целиком. Синайский кодекс является единственной греческой унциальной рукописью с полным текстом Нового Завета. Помимо библейских текстов кодекс содержит два произведения ранних христианских авторов II века: «Послание Варнавы» и (частично) «Пастыря» Ермы (до открытия Синайского кодекса первая из этих книг существовала лишь в латинском переводе, вторая же была известна только по названию). В научной литературе Синайский кодекс обозначается первой буквой еврейского алфавита א (алеф) или номером 01.

Наряду с Ватиканским кодексом этот текст лежит в основе современных критических изданий Нового Завета, таких как 27-е издание Нестле-Алланда и 4-е издание Объединенных библейских обществ.

История

В 1844 году, путешествуя в поисках древних рукописей, молодой немецкий ученый Константин фон Тишендорф прибыл в монастырь св. Екатерины на горе Синай. В отличие от большинства древних обителей, этот монастырь никогда не подвергался разграблению и потому содержал ценнейшие исторические материалы. В монастыре св. Екатерины было тогда три библиотеки, размещавшихся в трех отдельных помещениях, и в них, по мнению Тишендорфа, насчитывалось около 500 древних рукописей. Тишендорф был неутомимым искателем старинных манускриптов с целью восстановить первоначальный текст Священного Писания Нового Завета.

Однажды, работая в главной библиотеке монастыря, Тишендорф увидел корзину, полную листов древней рукописи. Ученый осмотрел листы – это был древний список Септуагинты, написанный красивым унциальным письмом. Подошедший монах-библиотекарь сказал, что уже две таких корзины были преданы огню и содержимое этой корзины тоже должно быть сожжено, Тишендорф попросил этого не делать, сославшись на ценность древнего манускрипта. В корзине было 43 листа, и еще 86 листов того же кодекса ученый нашел в библиотеке. По содержанию это были: 1-я книга Царств, книга пророка Иеремии, книга Ездры и Неемии, книга пророка Исаии, первая и четвертая Макковейские книги. В монастыре Тишендорфу разрешили взять 43 листа, которые он затем опубликовал в Германии. Кодекс был назван «Фредерико-Августиновским» в честь короля Саксонии, который в то время покровительствовал ученому.

В апреле-мае 1845 года в монастырь св. Екатерины прибыл архим. Порфирий (Успенский), где он также обнаружил листы Синайского кодекса, и не только 86 листов, которые не разрешили вывезти Тишендорфу во время первого посещения монастыря, но и оставшиеся части Ветхого Завета и весь Новый Завет. Вот как это описывает сам архим. Порфирий:

Впоследствии, анализируя текст, архимандрит Порфирий датировав его V веком, предположил, что он был переписан с Александрийского списка, и, возможно, имел отношение к Александрийской огласительной школе, так как за богослужением не употреблялся. В настоящее время текст датируется IV веком. Первым так датировал текст Константин Тишендорф, позднее Владыка Порфирий также был готов пересмотреть свою датировку.

В 1859 году Тишендорф, уже под покровительством русского царя Александра II возвращается на Синай, где знакомится с находками архим. Порфирия. Учёному удаётся уговорить монахов выдать ему все листы кодекса в качестве подношения российскому императору. Получив кодекс, Тишендорф привёз его в Санкт-Петербург, где было осуществлено его факсимильное издание в 1862 году под заголовком «Codex Bibliorum Sinaiticus Petropolitanus, спасенный из мрака под покровительством Его Императорского Величества Александра II, доставленный в Европу и изданный к вящему благу и славе христианского учения трудами Константина Тишендорфа».

Император передал бесценный свиток в Публичную библиотеку, где он сохранялся до 1933 года, когда Советская власть, посчитав христианскую реликвию обузой для атеистического государства, продала весь кодекс Британской библиотеке за 100 000 фунтов стерлингов.

Большая часть информации об открытии Синайского кодекса практически ничего не упоминает о трудах архим. Порфирия. Уже в XIX-м веке выдающийся русский литургист А.А. Дмитриевский отмечал:

Результатом научной деятельности архим. Порфирия стала вышедшая в 1862 году книга «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет не полностью и весь Новый Завет с посланием святого апостола Варнавы и книга Ермы».

Современное местонахождение кодекса

Таким образом, в настоящее время кодекс разбит между Лейпцигом (43 листа, приобретённые Тишендорфом в 1844 г.) и Лондоном (оставшиеся 347 листов, перевезённые им в 1859 г. в Россию). В Санкт-Петербурге остались только фрагменты трёх листов кодекса. В 1975 г. монахи монастыря св. Екатерины открыли потайную комнату, в которой помимо прочих рукописей обнаружились 12 недостающих листов кодекса, а также 14 фрагментов.

Хотя в своё время император Александр II отправил на Синай в знак благодарности 9 000 рублей, современные монахи подняли вопрос о законности отчуждения памятника Тишендорфом. По их мнению, немецкий учёный, будучи представителем «пиратской археологии» XIX века, ввёл в заблуждение настоятеля монастыря. В подтверждение своей правоты они ссылаются на сохранившуюся расписку, в которой учёный обещает возвратить пергаменты в монастырь сразу по окончании их научного издания.

В 2005 году все четыре владельца листов кодекса договорились о том, что будет осуществлено его высококачественное сканирование с целью размещение полного текста в Интернете [4].

Особенности

Синайский кодекс написан на тонком пергаменте, 38,1 см. на 33,7-35,6 см. Текст на листе располагается в четыре колонки по 48 строк в каждой. Цвет текста — бледно-коричневый.

Как и в подавляющем большинстве древних манускриптов, слова текста написаны без пробелов, в качестве разделения используются только точки в конце предложений. Отсутствуют знаки ударения и придыхания. Цитаты текста из Ветхого Завета на письме не выделены. Разбиение Аммония и каноны Евсевия выделены красным цветом, и, возможно, добавлены другим писцом. Весь текст написан греческим унциальным письмом.

Исследователи полагают, что над Синайским кодексом работали три писца (называемые A, B и D). Кроме того, очевидно в период с IV века по XII век примерно 9 переписчиков вносили в текст коррективы.

Существует предположение, что Синайский кодекс входит в число пятидесяти рукописей Божественных Писаний, заказанных около 331 г. императором Константином Евсевию Кесарийскому.

Использованные материалы

[1] Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Спб., 1910, т. II, с. 682.

[2] Порфирий (Успенский), архимандрит. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. СПб., 1856, с. 226.

[3] Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890, с. 6.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *