что такое сиблинг у ребенка
Причины конфликтов и особенности воспитания сиблингов
Сиблинги — это дети, у которых общими являются и мать, и отец. Воспитываясь в одной семье, братья и сёстры формируют особые отношения.
Что влияет на становление личности каждого ребёнка, и какие трудности в их взаимодействии могут наблюдаться? Рассмотрим в данном материале.
Как ведут себя дети при рождении брата или сестры?
Ещё один ребёнок — это всегда стресс для старшего. Особенно остро реагируют сиблинги возрастом 3-5 лет.
Нередко появление младшего члена семьи сопровождается агрессивным поведением, умственным регрессом, заметным, но обратимым. К примеру, ребёнок, давно отвыкший от соски, требует её снова, не хочет воспроизводить слова или фразы, которые уже знает.
Такие проявления вызваны стремлением старшего обратить на себя внимание родителей, показать, что он тоже нуждается в ласке, заботе и любви. В желании избавить сына или дочь от негативных последствий стресса не следует говорить ребёнку, что он старший, большой, не настаивать на соответствующем возрасту поведении. Психоэмоциональное состояние малыша нормализуется, когда он привыкнет к младшему сиблингу.
Если по истечении 2-3 месяцев «симптомы» не исчезают, желательно обратиться к педиатру или детскому психологу. Это критически необходимо, если старший ребёнок пробует навредить новорожденному.
Отношения детей
Во взаимодействии сиблингов есть несколько «Ахиллесовых пят». Родителям следует внимательно отнестись к каждой из них.
Разница в возрасте
Характер отношений сиблингов во многом зависит от того, сколько лет их разделяет.
При разнице до 3-4 лет наблюдается тенденция к соперничеству. Поскольку старший ребёнок всё ещё остро нуждается во внимании взрослого, дети активно конкурируют за любовь и заботу родителей. Также на старшего оказывает большое влияние страх, связанный с потерей статуса единственного ребёнка, к которому он привык. По утверждению Альфреда Адлера, изучавшего поведение сиблингов, это особенно актуально для семей с однополыми детьми.
Современные родители довольно часто задумываются, как решить эту проблему. Они стараются запланировать появление младшего таким образом, чтобы разница между детьми составила 4-5 лет. Такой подход обеспечивает золотую середину между кризисами 3 и 7 лет. В обозначенный период старший сиблинг становится более самостоятельным и в большинстве случаев с готовностью идёт на диалог с родителями.
Вмешательство взрослых в конфликтные ситуации
Вовлечение родителей в детские конфликты — деликатный вопрос, ответ на который индивидуален в каждом конкретном случае.
Нередко участие взрослых в спорной ситуации приводит к её усугублению. Некоторые родители хотят, чтобы дети разрешили конфликт по-взрослому, не принимая во внимание особенности возрастной психологии. В случае с малышами такой подход может оказаться неэффективным, ведь даже подростки далеко не всегда приходят к решению проблемы путём, очевидным для мамы и папы.
Подробнее о конфликтах и их причинах
Часто между сиблингами складываются непростые отношения. Дети могут ссориться из-за самых незначительных мелочей. Чтобы своевременно разряжать обстановку, родителям следует научиться аккуратно сглаживать острые углы. В этом им поможет знание причин, провоцирующих конфликты. Среди факторов, обуславливающих конфликтные ситуации:
Сиблинговый конфликт: возможные действия родителей
Существует несколько моделей, вовлечение или невмешательство взрослых в которые провоцирует усугубление конфликта.
Родителям категорически не рекомендуется принимать сторону кого-либо из детей. Также не следует во всеуслышание оценивать поведение ребёнка: «Ты поступаешь плохо».
Мелкие ссоры неизбежны, а потому лучше не реагировать на них слишком.
Ни в коем случае нельзя игнорировать проявления физического или психологического насилия между детьми.
Одна из грубейших ошибок — не позволять каждому из сиблингов высказать свою точку зрения. Также не поспособствует нивелированию конфликта регулярно проговариваемое «Вот вы вырастете и обязательно подружитесь».
Чтобы не провоцировать ещё большей враждебности между сиблингами, не следует обсуждать их конфликты с посторонними, тем более в присутствии детей.
Советы по воспитанию сиблингов
Отношения сиблингов формируются и под влиянием позиции, которую занимают родители. Психологи рекомендуют:
Сколь бы сложными ни были отношения между братьями и сёстрами, дети активно влияют друг на друга. От того, как они научатся справляться с конфликтами, зависит не только микроклимат в семье, но и характер взаимодействия с людьми вне её.
Поэтому родителям следует подойти к воспитанию сиблингов максимально ответственно. Не принуждать их к дружбе, но поощрять хорошие отношения разумной позицией. И в воспитании детей большое значение имеет умение родителей управлять своими эмоциями. Чтобы его развить, следует пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Расстройство сиблингового соперничества
Расстройство сиблингового соперничества – эмоциональное нарушение, развивающееся у старшего ребенка на основе чувства ревности, спровоцированного рождением младшего брата или сестры. Проявляется недоброжелательностью к сибсу – игнорированием, нежеланием играть, делиться игрушками, помогать. Тяжелые случаи сопровождаются открытой жестокостью, физической расправой, унижением младшего ребенка, регрессом развития, потерей сформированных навыков. Основой диагностики является клинический метод, дополнением – психологическое обследование. Лечение осуществляется методами индивидуальной, семейной психотерапии.
МКБ-10
Общие сведения
После появления младшего сиблинга легкие эмоциональные отклонения наблюдаются у большинства детей. Нарушения связаны с изменением семейной обстановки, перераспределением внимания родителей. Полноценные детско-родительские отношения, пластичность нервной системы ребенка позволяют преодолеть ревность в течение нескольких месяцев. О расстройстве сиблингового соперничества свидетельствуют стойкие, выраженные эмоционально-волевые нарушения, сопровождающиеся семейной дезадаптацией. Эпидемиологических данных нет, значительная часть случаев не диагностируется и не учитывается.
Причины расстройства сиблингового соперничества
Факторами формирования патологической ревности являются определенные эмоционально-личностные черты пациента, особенности детско-родительских отношений. Причинами расстройства могут быть:
Патогенез
В основе патогенеза расстройства сиблингового соперничества лежит чувство ревности. Его развитие провоцируется изменением внутрисемейных отношений – внимание, свободное время родителей перераспределяется. У ребенка возникает страх потери, чувство недоверия, сомнения в родительской любви. Появляется стремление вернуть прежнюю ситуацию, отсюда – игнорирование потребностей младенца, нежелание «признавать» его, играть, разговаривать. Регресс развития реализует возврат ситуации «любимого» ребенка.
Симптомы расстройства сиблингового соперничества
Расстройство проявляется регрессом физиологического, психического развития. Распадается сформированная функция контроля над опорожнением кишечника, мочевого пузыря, возникает желание сосать соску, нарушается навык использования ложки. Поведение напоминает младенческое: пациент просится на руки, не засыпает самостоятельно, сообщает о потребностях плачем. Мать вынуждена уделять старшему больше внимания, что закрепляет регресс. Вариантом взаимодействия является конфронтация. Развиваются немотивированные вспышки гнева, дисфория, стойкая тревожность. Больной становится озлобленным, отгороженным, замкнутым, совершает поступки «назло».
Эмоциональные, поведенческие симптомы дополняются соматическими. Возникают нарушения сна, аппетита, боли различной локализации, дисфункции кишечника. Происходит вторичное снижение активности иммунной системы – пациент начинает часто болеть инфекционными заболеваниями. Болезненный ребенок требует повышенного внимания взрослых: мама подолгу сидит возле кровати, поет колыбельные, позволяет спать вместе, готовит отдельные блюда, кормит ложечкой, жалеет.
Осложнения
Осложнения расстройства сиблингового соперничества возникают при отсутствии психотерапевтической помощи. Группа риска – эмоционально-лабильные дети дошкольного, младшего школьного возраста. Развивается выраженная тревожность, преобладает сниженное настроение, закрепляются психосоматические заболевания. Физиологические проявления – головные, абдоминальные боли, тошнота, слабость – появляются дома, провоцируются контактом с младшим сибсом, родителями. В гостях, школе, детском саду недомогания крайне редки. Затяжные эмоционально-волевые отклонения – подавленное настроение, озлобленность, тревожность – приводят к формированию соматизированной депрессии. Возникает риск социальной дезадаптации, школьной неуспеваемости.
Диагностика
Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10) относит расстройство сиблингового соперничества к рубрике «эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста». Постановкой диагноза занимается врач-психиатр. Диагностический процесс включает:
При диагностике важно дифференцировать патологию от других эмоциональных синдромов, поведенческих расстройств, неврозов, психопатий. Ключевым признаком является ограниченность эмоциональных проявлений рамками семьи, развитие симптомов в первые 6 месяцев жизни младенца (младшего ребенка).
Лечение расстройства сиблингового соперничества
Большинство случаев не требует медикаментозного вмешательства, лечение проводится психотерапевтическими методами. Выбор техник зависит от возраста, особенностей клинической картины. Комплексная медико-психологическая помощь включает следующие методы:
Выраженные психосоматические проявления – боли, нарушения пищеварения, простудные заболевания – требуют применения симптоматических препаратов на начальном этапе специального лечения. Причины физических недомоганий устраняются методами психотерапии.
Прогноз и профилактика
Прогноз расстройства сиблингового соперничества благоприятный. Синдром хорошо поддается психокоррекции: ревность смягчается, постепенно редуцируется, сменяется уверенностью, спокойствием, доброжелательностью. Если развиваются сопутствующие депрессивные, невротические расстройства, требуется глубокое медицинское вмешательство, длительное наблюдение. Основой профилактики являются близкие, доверительные отношения детей и родителей. Ребенка необходимо подготовить к рождению сестры/братика: рассказать об особенностях младенцев, потребностях, режиме дня, предстоящем перераспределении свободного времени мамы. После выписки из роддома нужно включать ребенка в процесс ухода за младенцем, хвалить, подчеркивая важность его помощи.
Сиблинг: причины конфликтов, особенности воспитания
Сиблингами в психологии называют братьев и сестер, которые имеют общих родителей. Воспитание в одинаковых условиях делает взаимоотношения сиблингов особенными. Рассмотрим подробнее, что именно влияет на формирование личности каждого из них и с какими проблемами могут столкнуться родители.
Что такое сиблинги у людей
Новые понятия все чаще входят в нашу жизнь, и все больше людей задаются вопросом: что такое сиблинги? Такое название было заимствовано из английского языка «siblings». Кто же такие сиблинги?
Сиблинги – это дети одних родителей, т.е. сиблингами можно назвать братьев и сестер. В случае, когда дети имеют лишь одного общего родителя, применяется термин «полусиблинги».
Понятие получило широкое распространение в психологии, потому что оно позволяет не уточнять пол сиблинга или порядок его рождения (например, учитывается у восточных народов).
Немного истории
В психологию понятие «сиблинги» ввели Фрэнсис Гальтон и Альфред Адлер в XIX веке.
Ф. Гальтон в своем труде «Английские люди науки: их природа и воспитание» отметил, что большая часть выдающихся людей, получивших Нобелевскую премию, являются первыми детьми в семьях. Это позволило ему предположить, что:
А вот А. Адлер сделал несколько выводов, связанных с порядком рождения сиблингов:
К настоящему времени все эти выводы не раз проверялись различными исследованиями. Но однозначных результатов о том, что порядок рождения оказывает определенное психологическое влияние на ребенка, получено не было. Чтобы делать такие выводы, необходимо учитывать еще группу факторов, таких как: размер семьи, социальный статус ее членов, разница в возрасте сиблингов, темперамент, методы воспитания и др.
Поведение ребенка при рождении брата или сестры
Новый ребенок в семье всегда становится для первого стрессом, особенно это касается детей в возрасте от 3 до 5 лет. Часто можно наблюдать, как меняется его поведение: сопровождается агрессией или начинается регрессивный период в развитии. Например, трехлетний ребенок, отвыкший от соски, может начать снова ее требовать или отказываться говорить уже выученные слова и фразы.
Таким способом старшие дети пытаются показать родителям, что они нуждаются в большей любви, ласке и внимании к себе.
Специалисты рекомендуют в это время не напоминать малышу, что он уже большой, и не требовать от него соответствующего поведения. Эмоциональное состояние ребенка само придет в норму тогда, когда он привыкнет к братику или сестричке и своей новой роли.
Если же негативные последствия не проходят в течение 2-3 месяцев, то родителям рекомендуется обратиться за помощью к детскому психологу или педиатру. Особенно важно принять такие меры, если старший ребенок пытается нанести вред младшему.
Отношения сиблингов
Есть несколько уязвимых моментов в отношениях сиблингов, на которые родители должны обращать особое внимание. Рассмотрим каждый из них.
Разница в возрасте
От того, насколько большая разница в возрасте у детей сиблингов, зависит насколько близкими и дружественными будут их отношения.
Если разница составляет менее 3-4 лет, то детям придется соперничать друг с другом за родительское внимание и заботу, ведь даже старший ребенок еще сильно зависит от взрослого.
Кроме того, первенцу всегда тяжело потерять свой статус лидера и «монарха, потерявшего престол», по словам А. Адлера. Особенно остро это проявляется между сиблингами одного пола.
Современные родители все больше задумываются над этим вопросом и пытаются запланировать рождение младших детей так, чтобы избежать негатива и зависти. Считается, что идеальная разница – 4-5 лет, когда кризис 3 лет прошел, а кризис 7 лет еще не начался. Именно в этом возрасте малыш уже более самостоятелен и готов вести разговор со взрослыми.
Вмешательство взрослых
Вмешательство родителей в отношения своих детей – это сложный и деликатный вопрос, подходить к которому нужно в индивидуальном порядке.
Главное, что должны усвоить мама и папа — в большинстве случаев любое участие в спорах между детьми приведет только к еще большему конфликту сиблингов. Тем более, что они подходят к решению с позиции взрослых, а даже подростки еще не всегда умеют улаживать конфликты по-взрослому.
Конфликты сиблингов
Часто отношения сиблингов складываются непросто. Дети могут ссориться и ругаться по самым незначительным поводам. Родителям необходимо научиться сглаживать все острые углы, чтобы разрядить обстановку. Для этого нужно знать, какие причины вызывают такое поведение.
Можно выделить несколько факторов, которые обычно влияют на возникновение конфликтов между сиблингами:
Чего не следует делать родителю в случае сиблингового конфликта
Есть ряд ситуаций, которых взрослые должны избегать, чтобы не провоцировать еще больший конфликт.
Родители не должны:
Воспитание сиблингов
Родители должны подходить к воспитанию сиблингов с большой серьезностью, ведь именно от их поведения и позиции зависит, как сложатся отношения детей.
Рассмотрим, на какие воспитательные моменты рекомендуют обратить внимание психологи.
Соперничество сиблингов
Отношения между сиблингами часто не простые, ведь им приходится соперничать друг с другом. Особенно часто это явление возникает у однополых или близких по возрасту детей. Такое поведение не означает, что они не любят своих братьев и сестер, сиблингам просто трудно усвоить правила семьи и оценить свое поведение.
Поводом для соперничества также может служить ревность. Каждый ребенок занимает свою позицию в семье, но всеми силами пытается показать, как он отличается от остальных сиблингов. Родители пытаются разделить свое внимание поровну между всеми детьми, но каждый из них хочет получить чуть больше, чем другие.
Все это и провоцирует ревность. Случается, что она не проходит и во взрослом возрасте, и отношения сиблингов всю жизнь носят сопернический и отдаленный характер.
Мой опыт работы с сиблингами в школе
Сиблинги, которые учатся вместе в одном классе, — не самое частое явление. Сложность работы с такими детьми зависит, прежде всего, от их воспитания и характера.
Если оба или один из братьев или сестер растут капризными, требовательными и не приученными уважать взрослых, то они могут вести себя в школе так же как дома. Учителю придется решать спорные ситуации, когда у одного из сиблингов лучше раздаточный материал, место за партой или порция в столовой.
Особое внимание стоит обратить на сиблингов, которые соперничают даже тогда, когда сталкиваются с общими трудностями, например, не могут наладить контакт с одноклассниками. Об этом нужно обязательно сообщить родителям и психологу. При необходимости он проведет диагностику привязанности сиблингов и проанализирует их межличностные отношения.
В остальных же случаях стоит предоставить детям возможность самим решать свои проблемы. Если острых ситуаций в семье не возникает или они сразу решаются, то и в школе сиблинги свое соперничество не проявляют.
Заключение
Какими бы сложными не были отношения между сиблингами, каждый из них оказывает на другого огромное влияние. От их взаимодействия и умения решать конфликты зависит становление личности и взаимодействие с окружающими в дальнейшей жизни. Поэтому стоит приложить всевозможные усилия, чтобы братья и сестры дружили и поддерживали друг друга во всем.
Что такое сиблинг у ребенка
English version: Alekseeva O.S. Birth order and siblings’ cognitive development
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
Представлены результаты исследования влияния порядка рождения на когнитивное развитие сиблингов в двухдетных семьях. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе выборку составили 113 подростков (средний возраст 14,9 лет). На втором этапе обследовано 70 полных семей, имеющих двоих детей. Средний возраст старшего сиблинга был 17,7 лет, младшего – 14,5 лет. Показано, что когнитивные характеристики младшего сиблинга зависят от интервала между рождениями детей и стиля детско-родительских отношений, тогда как на интеллект старшего ребенка эти переменные особого влияния не оказывают.
Ключевые слова: порядок рождения, когнитивные характеристики, сиблинги, интервал рождения, детско-родительские отношения
Исследования влияния фактора порядка рождения на когнитивное развитие имеют длительную историю. Еще Ф. Гальтон заметил, что среди видных английских ученых преобладают первенцы или единственные дети. Впоследствии аналогичные выводы получили и другие исследователи. Было замечено, что действие эффекта очередности рождения заключается также и в том, что с увеличением порядкового номера ребенка постепенно снижаются его интеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка, который часто показывает результаты лучше, чем у предыдущих детей. Эффект очередности рождения наблюдается в семьях любого размера и зависит от возраста и интервалов рождения детей [Zajonc, Bargh, 1980].
Современные исследователи развития практически единодушны во мнении, что порядок рождения является одним из самых явных факторов неразделенной среды. Рождение младшего сиблинга – событие, которое, несомненно, оказывает сильное влияние на первого ребенка; наличие старшего сиблинга – один из ключевых факторов внешней среды для младшего. Очевидно, что наличие сиблинга влияет на старшего и младшего ребенка по-разному.
Белмонт [1977] в своем исследовании порядка рождения показал, что по мере увеличения количества детей в семье происходит снижение интеллекта у сиблингов. Эта тенденция была выявлена во всех семьях независимо от размера, т.е. и в двухдетных, и в девятидетных семьях. Последний ребенок во всех семьях имел самый низкий интеллект. Уровень интеллекта первого ребенка снижался с увеличением количества детей в семье (за исключением семей с единственным ребенком). Уровень интеллекта единственного ребенка соответствовал уровню интеллекта первого ребенка в четырехдетной семье и, что интересно, уровню интеллекта второго ребенка в двухдетной семье.
Анализируя эти данные, исследователи Зайонц и Маркус [1975] предположили, что средовыми условиями развития интеллекта ребенка являются средние значения от уровней интеллекта всех членов семьи, включая самого ребенка. Зайонц и Маркус выдвинули объяснение, что снижение интеллекта у последних детей и более низкий интеллектуальный уровень единственных детей, по сравнению со старшими детьми в двух- и трехдетных семьях имеет сходные причины. Единственные и последние дети в семье не имеют возможности передавать свой опыт младшим сиблингам, поэтому они находятся в несколько худших условиях для когнитивного развития. Эта модель, получила название модели взаимовлияния [Андреева, 1994]. С появлением новых данных содержание модели претерпело значительные изменения. Так, связь интеллекта с порядковым номером ребенка может быть двоякой – либо отрицательной, либо иметь U-образную форму, т.к. факт наиболее низкого интеллекта у младших детей во многих работах не подтверждается.
Порядок рождения, кроме интеллекта, может быть связан с рядом личностных особенностей. Так, еще Адлер утверждал, что порядковая позиция ребенка в структуре семьи является важным фактором, участвующим в формировании некоторых характеристик личности. Он считал, что первенцы при появлении второго ребенка в семье лишаются своего «трона» и единственное, что остается старшему ребенку в такой ситуации, это завоевать, подобно взрослым, власть и авторитет благодаря выдающимся достижениям. Последнего же ребенка, по мнению Адлера, все члены семьи балуют, что может приводить к конфликту между стремлением к независимости от других членов семьи и фактической вовлеченностью в эмоциональные проблемы. В более поздних работах Эрнста и Ангста было показано, что действительно существует связь между особенностями поведения и порядком рождения: например, первенцы чаще вступают в конфликт с родителями и более агрессивны по отношению к младшим, чем младшие к старшим. [Ernst, Angst, 1983]. А в работах Бернд наоборот утверждается, что именно младшие дети проявляют больше агрессии [Berndt et al., 1986].
Ряд исследований посвящен поиску взаимосвязей между порядком рождения и особенностями воспитания. Например, в исследовании Кидвелл было показано, что мужчины, которые были «средними» (т.е. не первенцами и не рожденными последними) в семье, отмечали, что в детстве их чаще наказывали и относились более несправедливо, чем к первым или последним братьям и сестрам. [Kidwell, 1981]. Данн, в своем анализе влияния порядка рождение на отношение к детям пишет, что несмотря на то что существует общепринятое мнение, что родители по-разному ведут себя с первыми и вторыми детьми, эти данные не нашли подтверждения в исследованиях. И в Колорадском, и в Кембриджском исследовании не было значимых различий в материнском поведении с первым и с более поздними детьми. [Dunn, Plomin, 1990].
Таким образом, данные, полученные при изучении эффекта порядка рождения, не позволяют сделать однозначных выводов о природе влиянии этого фактора. Объясняя эти противоречия, некоторые исследователи склоняются к точке зрения, что при изучении эффекта порядка рождения, часто не учитывается ряд побочных переменных, и поэтому выводы делаются не совсем корректно. Так, например Данн говорит о том, что различия между сиблингами, причину возникновения которых многие исследователи отнесли к порядку рождения, на самом деле появились в результате других влияний, например различного отношения родителей к детям или влияния сиблингов друг на друга (например, копирование младшим поведения старшего) [Dunn, Plomin, 1990].
Методы исследования
В нашем исследовании мы ставили перед собой цель определить влияние порядка рождения на когнитивное развитие сиблингов, и обнаружить взаимосвязи этой переменной с другими факторами неразделенной среды.
Данное исследование является частью Московского сиблингового исследования и проводится при поддержке гранта РГНФ 06-06-00227а. Исследование включало в себя два этапа.
Первый этап исследования
Выборку составили 113 подростков, каждый из которых имел одного брата или сестру и у которых разница между сиблингами не превышала пяти лет. Возраст испытуемых был от 13 до 17 лет. Средний возраст – 14,9 лет. 39 испытуемых являлись старшими сиблингами, 73 – младшими. Все испытуемые были учащимися 8–11 классов московских школ.
Второй этап исследования
Выборка включала в себя 70 полных семей, имеющих двух родных детей в возрасте от 8 до 22 лет. Разница между сиблингами не превышала 6-ти лет. Средний возраст старшего ребенка – 17,7 лет, младшего – 14,5, матери – 43,9, отца – 45,9. Все семьи проживали в Москве или Московской области.
Методы второго этапа исследования. Для определения интеллектуального развития мы использовали тест Векслера. Для сиблингов от 15 лет и старше WAIS – III. Для сиблингов младше 15 лет – WISC [Филимоненко, Тимофеев, 2001].
Для диагностики детско-родительских отношений методику И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» [Марковская, 2006]. В опроснике «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) 10 шкал: Требовательность – нетребовательность родителя; Строгость – мягкость родителя; Контроль – автономность по отношению к ребенку; Эмоциональная близость – эмоциональная дистанция ребенка к родителю; Принятие – отвержение ребенка родителем; Сотрудничество – отсутствие сотрудничества; Согласие – несогласие между ребенком и родителем; Последовательность – непоследовательность; Авторитетность родителя; Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями.
Результаты исследования
1. При анализе данных первого этапа исследования с помощью t-критерия Стьюдента нами было проведено сравнение результатов старших и младших сиблингов. Значимых различий обнаружено не было. Все испытуемые, независимо от их положения в сиблинговой паре, в целом одинаково справились с предложенными заданиями.
Далее нами было проведено более деление по группам по интервалу рождения. В первую группу вошли испытуемые, у которых интервал рождения с сиблингом был два года и меньше, во вторую группу те, у кого интервал рождения с сиблингов был от 3-х до 4-х лет, в третью вошли те испытуемые у кого интервал рождения с сиблингом был 5–6 лет. С помощью дисперсионного анализа было выявлено, что интервал рождения не влияет на общий балл по тестам ШТУР и АСТУР у старших сиблингов, но зависит от интервала рождения у младших сиблингов (см. рис 1).
Рис. 1. Влияние интервала рождения на общий балл по тестам ШТУР-2 и АСТУР у младших сиблингов.
Из графика видно, что при интервале рождения в 3–4 года младшие дети хуже справляются с тестом, чем в случае, если у них интервал рождения 1–2 года или 5–6 лет.
Таким образом, нами было получено, что в данном случае влияние порядка рождения на когнитивные характеристики детей связано с интервалом рождения. Младшие дети с интервалом рождения 3–4 года хуже справляются с заданиями. На когнитивные способности старших детей интервал рождения не оказывает влияние.
2. Анализ результатов выполнения теста интеллекта старшими и младшими сиблингами, выросшими в одной семье, не обнаружил различий. Различия были обнаружены только по субтесту кубики Коса, старшие дети выполняли этот субтест лучше, чем младшие.
Для анализа взаимосвязей между порядком рождения и интервалом рождения нами было произведено такое же деление на группы, как и при проведении первого этапа тестирования. В результате, мы обнаружили сходную закономерность: интервал рождения не влияет на коэффициент интеллекта старшего сиблинга, однако связан с интеллектом младшего сиблинга. Однако в данном случае худшие результаты получили младшие дети, у которых интервал рождения с сиблингом не превышал двух лет (см. рис. 2).
Рис. 2. Влияние интервала рождения на IQ (по Векслеру) младших сиблингов.
Таким образом, результаты внутрисемейного исследования подтверждают обнаруженную нами ранее взаимосвязь взаимовлияния факторов интервала и порядка рождения.
В нашем исследовании анализировалась зависимость между характером детско-родительских отношений и когнитивным развитием старшего и младшего сиблинга.
Было проведено сравнение результатов опросника детско-родительских отношений. Оказалось, что различия в отношении к старшему и младшему и у отца, и у матери существует только по шкале Контроль. И отец, и мать указали, что они больше контролируют младшего сиблинга, чем старшего. Такой результат может быть объяснен тем, что младших сиблингов больше контролируют в силу их возраста.
Был обнаружен ряд корреляционных связей между шкалами опросника детско-родительских отношений и интеллектом детей.
Наибольшее число корреляций с интеллектуальными показателями сиблингов было получено для шкалы материнского Контроля: с данной шкалой отрицательно коррелируют показатели вербального интеллекта старшего сиблинга (–0,26) и все три показателя интеллекта младшего сиблинга (вербальный: –0,53; невербальный: –0,34; общий интеллект: –0,46). То есть более выраженное контролирующее поведение матери соответствует более низкому интеллекту детей. Отцовское Сотрудничество обнаружило взаимосвязи с показателем невербального интеллекта старшего сиблинга (0,25) и показателем общего интеллекта младшего сиблинга (0,26). Показатели общего и вербального интеллекта младшего сиблинга еще связаны со шкалой Принятия ребенка, как в материнской, так и в отцовской версии опросника. Показатель IQ младшего сиблинга коррелирует с этой шкалой в отцовской версии опросника (0,25), а показатель вербального интеллекта младшего сиблинга – в материнской версии опросника (0,26) (см. табл. 1).
Таблица 1
Корреляции показателей интеллекта детей и родительского отношения к старшему и младшему ребенку
Шкалы ВРР | Старший сиблинг | Младший сиблинг | ||||
VIQ | PIQ | IQ | VIQ | PIQ | IQ | |
Отец | ||||||
Сотрудничество | 0,25 | 0,26 | ||||
Принятие | 0,25 | |||||
Мать | ||||||
Контроль | –0,26 | –0,53 | –0,34 | –0,46 | ||
Принятие | 0,25 |
ВРР – опросник «Взаимодействие родителя с ребенком».
Приведены данные о статистически значимых корреляциях (уровень значимости p Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.