что такое сибирский цирюльник

СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК

« Сибирский цирюльник» ( 1998, оригинальное название: Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský / Il barbiere di Siberia) — драма. Съёмки проводились в Ярославле.

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Режиссёр: Никита Михалков

Сценаристы: Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков

Оператор: Павел Лебешев

Композитор: Эдуард Артемьев

Художники: Владимир Аронин, Владимир Мурзин

Продюсеры: Никита Михалков, Мишель Сейду, Леонид Верещагин

Производство: Студия « ТриТэ» ( Россия, Франция, Италия, Чехия)

Премьеры: 30 октября 1998 — Москва, 12 мая 1999 — Париж, 14 мая 1999 — Рим, 20 января 2000 — Прага.

Жанр: исторический фильм

Сюжет:

Действие фильма происходит в годы правления Александра III. «Сибирский цирюльник» — паровая самоходная лесопилка, заказ на производство которой пытается получить в соответствующих государственных органах авантюрист МакКрэкен ( Ричард Харрис). На подмогу к нему направляется очаровательная Джейн ( Джулия Ормонд), в чью задачу входит, изображая дочь изобретателя, шантажировать чиновников Комиссии по техническим нововведениям. По пути она знакомится с юнкером Андреем Толстым ( Олег Меньшиков). Московской мишенью Джейн становится начальник юнкерского училища, он же заместитель председателя комиссии, генерал Радлов ( Алексей Петренко). Генерал влюбляется в прелестную иностранку, она же симпатизирует Андрею. Последний со всем пылом русского офицера отвечает ей взаимностью.

Во время любительского спектакля Андрей, исполняющий роль Фигаро в постановке « Севильского цирюльника», в порыве ревности прямо со сцены бросается на Радлова. На беду Андрея в зале находился царевич Михаил и великий князь Алексей Александрович, в покушении на которых Толстого и обвиняют. Бывшего юнкера, закованного в кандалы, отправляют в Сибирь. Много лет спустя Джейн разыскивает его, но уже поздно. Тем не менее, их сын, рождённый в Америке, унаследовал все лучшие качества своего отца.

Съёмки большинства эпизодов фильма проходили в Москве, Костроме, Нижегородской области, а также в Чехии и Португалии. Одна из сцен снималась в Ярославле — возле стен Спасо-Преображенского монастыря на площади Богоявления. Но при монтаже эта сцена в фильм не вошла.

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Награды:

Создатели фильма: Михалков Никита Сергеевич, режиссёр-постановщик, Ибрагимбеков Рустам Мамед Ибрагим оглы, автор сценария, Лебешев Павел Тимофеевич, оператор-постановщик, Аронин Владимир Сахнович, художник-постановщик, Иванова Наталья Юрьевна, художник по костюмам, Артемьев Эдуард Николаевич, композитор, Ильин Владимир Адольфович, Меньшиков Олег Евгеньевич, Петренко Алексей Васильевич, исполнители ролей, Верещагин Леонид Эмильевич, постановщик фильма, продюсер, — были награждены Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года.

Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов « Золотой витязь» ( 1999).

Премия « Золотой Овен» в категории « Лучшая роль второго плана» — Владимиру Ильину.

Мнение критика:

Сразу после московской суперпремьеры нового фильма Никиты Михалкова « Сибирский цирюльник» раздался стройный хор его критиков. И актеры, дескать, стары для ролей молодых героев. И сюжет неправдоподобный. И снято все это исключительно для заграничных зрителей. И денег государственных истрачено слишком много Что тут скажешь? Да, фильм дорогой ( по разным источникам его стоимость колеблется от 30 до 40 миллионов долларов). Но, ей Богу, лучше снять один качественный, зрелищный, а, значит, дорогой, фильм, чем полсотни дешевой антизрительской « чернухи», «элитарной» невнятицы и дилетантской халтуры…

По качеству изображения и стереозвука, по размаху массовых съемок и зрелищности « Сибирский цирюльник» ничуть не уступает голливудским аналогам ( «Доктор Живаго», «Николай и Александра»). А на мой взгляд, так и превосходит их. Давний соратник Михалкова — замечательный оператор Павел Лебешев снял фильм в стилистике русской живописи второй половины ХIХ века. А не менее талантливый композитор Эдуард Артемьев написал задушевную, щемящую сердце музыку…

По поводу заграничных зрителей. Не вижу ничего плохого, если картина Михалкова сможет прорвать многолетний барьер изоляции российского кино от массовой западной аудитории, и ее посмотрят десятки миллионов. При этом отмечу, что « Сибирский цирюльник» не выглядит « клюквой», базарной матрешкой для малосведущего в нашей истории и жизни Запада. Это фильм открытых и ярких чувств, понятных любому нормальному человеку.

О правдоподобии. По-моему, нельзя подходить к картине Михалкова как к психологической драме на реальном историческом материале. Это не документальная драма, а синтез романтической мелодрамы и комедии. А условность жанра вполне допускает условность сюжетных поворотов, характеров и возраста персонажей.

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Вопреки расхожему мнению, я как-то не уловил в «Сибирском цирюльнике» неких « великодержавных идей» и «политических манифестов». Да, Россия показана у Михалкова мощной державой с традициями воинской дружбы и взаимовыручки. Страной образованного офицерской корпуса. Недаром действие одной из лучших сцен фильма происходит в Кремле, где император Александр III ( Никита Михалков) принимает присягу юнкеров. Но есть в фильме и ирония, насмешка авторов над иными русскими традициями. Одна сцена, где бравый генерал спьяну разгрызает стакан чего стоит! А главное — это картина о романтической и безрассудной любви. В рамках выбранного авторами жанра « Сибирский цирюльник» кажется весьма гармоничным и последовательным…

Александр Федоров
(Кино-Театр.ру)

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Источник

СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК

Полезное

Смотреть что такое «СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» в других словарях:

Сибирский цирюльник — У этого термина существуют и другие значения, см. Сибирский цирюльник (значения). Сибирский цирюльник The Barber of Siberia … Википедия

сибирский цирюльник — крупномасштабный проект «Академия Красоты» в розничных точках с использованием огромного стенда. (Словарь бизнес сленга компании Schwarzkopf Россия) … Словарь бизнес-сленга

Сибирский цирюльник (значения) — «Сибирский цирюльник» фильм режиссёра Н. Михалкова (1998) «Сибирский цирюльник» издательский дом Н. Михалкова, основанный в 2002 году. Кроме книг, выпускает культурно исторический журнал «Свой» [1] См. также Севильский цирюльник… … Википедия

Цирюльник — (через польск. cyrulik от лат. chiru … Википедия

Севильский цирюльник (значения) — Севильский цирюльник пьеса П. Бомарше. Севильский цирюльник (опера) опера Д. Россини Севильский цирюльник (Паизиелло) опера Д. Паизиелло. См. также Сибирский цирюльник (фильм) … Википедия

Cибирский цирюльник — Filmdaten Deutscher Titel: Der Barbier von Sibirien Originaltitel: Cибирский цирюльник Produktionsland: Frankreich Russland Italien Tschechische Republik Erscheinungsjahr: 1998 Länge … Deutsch Wikipedia

Михалков, Никита — Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Н. — Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Н. С. — Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Источник

Приключения сибирского цирюльника

Замысел «Сибирского цирюльника» возник у Никиты Михалкова ещё в 1980-х, но осуществить его он смог только в 1998 году.

Сценарий писали сразу три сценариста: сам Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков и Роспо Палленберг.

Никита Михалков к тому моменту уже имел опыт создания 19 сценариев, в том числе к таким фильмам, как «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979).

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Рустам Ибрагимбеков в 1998 году считался одним из опытнейших сценаристов советского и российского кино. За его плечами было 44 сценария, среди них «Белое солнце пустыни» (1970), «Допрос» (1979) и «Филёр» (1987).

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

У Михалкова имелся свежий опыт плодотворной работы с Ибрагимбековым. Свой первый фильм «Спокойный день в конце войны» (1970) он снял по сценарию Ибрагимбекова, вместе они написали сценарии к фильмам «Урга.
Территория любви» (1991) и «Утомлённые солнцем» (1994).

Американский сценарист Роспо Палленберг специализировался на фильмах с мистической подоплёкой. В его послужном списке значилось три сценария: к триллеру «Изгоняющий дьявола — 2: еретик» (1977), к сюрреалистической драме «Экскалибур» (1981) по роману Томаса Мэлори и к истории из жизни каннибалов «Изумрудный лес» (1985).

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Образы «Сибирского цирюльника»

На главную роль — юнкера императорского военного училища Андрея Толстого — Михалков пригласил Олега Меньшикова. Тот снялся в 19 фильмах, но по-настоящему прославился образом Костика в «Покровских воротах» (1982) режиссёра Михаила Козакова. Михалков уже работал с Меньшиковым в фильме «Утомлённые солнцем» (1994): тогда актёр сыграл сотрудника НКВД Митю. За эту роль он получил Государственную премию. На момент съёмок «Цирюльника» Меньшикову, которому требовалось исполнить роль юноши, было уже 38 лет.

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Актриса получила известность после картины «Легенды осени» (1994), где сыграла в дуэте с молодым Бредом Питтом. Российская тема была не чужда Джулии: она исполнила роль будущей русской императрицы в телефильме «Молодая Екатерина» (1990) и сыграла дочь Сталина Надежду Аллилуеву в американо-российско-венгерском проекте «Сталин» (1992).

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Обаятельного и беспутного генерала Радлова режиссёр сначала представлял в исполнении актёра Юрия Богатырёва. Но тот умер в 1989 году. Новым генералом стал Алексей Петренко. К тому моменту Петренко был одной из величайших звёзд российского кино: он снялся в 42 фильмах, но более всего поразил зрителей ролью Распутина в «Агонии» (1974).

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Уже после съёмок «Сибирского цирюльника» Харрис предстал в образе Альбуса Дамблдора в картинах «Гарри Поттер (2001) и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната» (2002).

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Павел Лебешев — классик российского операторского цеха. Его почерк хорошо узнаваем в семи снятых для Никиты Михалкова картинах: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Родня» (1981) и «Без свидетелей» (1983).

Но за периодом активного сотрудничества последовал 13-летний перерыв, режиссёр и оператор почти не общались. И вот внезапно Никита Михалков зовёт Лебешева стать главным оператором «Сибирского цирюльника» — картины с беспрецедентным для России бюджетом.

Основная сюжетная линия «Сибирского цирюльника» охватывает события в России 1885 года. Во времена царствования императора Александра III империя переживала промышленный подъём, попутно велась кампания по вытеснению иностранцев из экономики страны; сегодня мы назвали бы это «импортозамещением». В таких условиях чужеземцу пробиться со своим изобретением без протекции в России было довольно трудно. Впрочем, кому в России хоть когда-нибудь было легко?

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Пришествие парового монстра

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

В фильме Никита Михалков использовал приём перемежающихся сцен. Чтобы подчеркнуть контраст, режиссер использовал сходные ситуации, например атмосферу императорского военного училища в России 1885 года и военной базы в Соединённых Штатах 1905 года.

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

В «американской» сюжетной линии «Сибирского цирюльника» потомок Андрея Толстого подвергается издевательствам сержанта О’Лири по кличке Бешеный Пёс. Американский кинематограф неоднократно затрагивал тему прессинга молодых новобранцев. Самые оригинальные изображения специфических армейских взаимоотношений оставили Стэнли Кубрик в своей «Цельнометаллической оболочке» (1987) и Роберт Земекис в «Форресте Гампе» (1994).

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

Съёмки Масленицы планировались как демонстрация широкой русской культуры: с блинами, каруселями и кулачными боями. Однако погода едва не сорвала планы режиссера. Из-за неожиданной оттепели лёд на Новодевичьем пруду начал таять на глазах. Помогла техника: съёмки продолжались, но прямо ко льду подавался жидкий азот, который не давал ему растаять.

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

В «Сибирском цирюльнике» много музыки Моцарта, создающей аллюзийные связи с главными героями фильма. Андрей Толстой рассказывает, что они в училище ставят оперу, где он поёт севильского цирюльника. Cын Толстого, Эндрю, следуя родовой памяти, защищает великого Моцарта от невежественного сержанта в далёкой Америке. Однако оперу «Севильский цирюльник», с которой перекликается название фильма, написал отнюдь не Моцарт, а совсем другой композитор — Джоаккино Россини. Опера Моцарта называлась «Свадьба Фигаро», и Фигаро в ней давно выслужился из цирюльников в камердинеры.

что такое сибирский цирюльник. Смотреть фото что такое сибирский цирюльник. Смотреть картинку что такое сибирский цирюльник. Картинка про что такое сибирский цирюльник. Фото что такое сибирский цирюльник

В 2000 году фильм был удостоен Государственной премии.

В 2014 году должна была выйти телевизионная многосерийная версия «Сибирского цирюльника», однако Никита Михалков сообщил, что коробки с плёнкой загадочно исчезли при перевозке из Парижа в Рим…

© 2021 Музей кино При поддержке Министерства культуры РФ Адрес: Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36 Тел.: +7 (495) 150-3600

Источник

Старые песни про «особый путь» — «Сибирский цирюльник» в прокате

Аккурат к весенним заморозкам в российские кинотеатры возвращается «Сибирский цирюльник». О лихой-удалой картине русской жизни более двадцати лет назад писал Олег Ковалов для «Новейшей истории отечественного кино». Публикуем этот текст.

По словам Никиты Михалкова, мировая премьера «Сибирского цирюльника» могла состояться в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Мадриде. Однако он убедил продюсеров, что первый показ фильма должен пройти именно в Москве. Специально к премьере были выпущены сто шелковых платков с изображением «Большой прогулки по Москве», одеколоны «Юнкерский» №1 и №3, сигары «Сибирский цирюльник», заведен сайт в интернете, открывающийся рекламным слоганом фильма «Он русский. Это многое объясняет…» Издательство «Российский архив» при студии «ТриТэ» приурочило к премьере выход «Словаря терминов XIX века». Для демонстрации картины в Кремлевском дворце съездов из Лондона был привезен экран площадью 322 кв.м, установлены три ультрасовременных кинопроектора «Ernemann» и звуковая система Dolby Digital Surround. В фойе дворца представлены исторические костюмы (в том числе императорские) из фондов дворцов-музеев Павловска и Царского Села, 20 главных костюмов, использовавшихся на съемках, и 20 подлинных документов эпохи Александра III из фондов Государственного исторического архива. На премьеру приглашены руководители фракций и комитетов Госдумы и Совета федерации.

В конце ХХ в. положение российского кино кажется столь плачевным, что премьера любого фильма изумляет уже просто тем, что он вообще снят. Премьера, проходящая с таким размахом — изумляет вдвойне. Дискуссии о кинематографе неизменно сводятся к обсуждению проблем выживания самой отрасли, а все разговоры о тенденциях кинопроцесса кажутся блажью. И, тем не менее, сквозной мотив важнейших фильмов этого времени все же вырисовывается. Завершается бурный век, будущее пугает. Подобное ощущение реальности выразил еще Осип Мандельштам — «Мы живем, под собою не чуя страны…». Российский художник привык осмыслять «судьбы Родины», а эта точка опоры уходит из-под ног. Поэтому главные фильмы второй половины 1990-х гг. пронизаны рефлексией по поводу России. Их авторы то поэтизируют ее неказистую обыденность («В той стране» Лидии Бобровой), то гневно разоблачают ее героическую мифологию («Окраина» Петра Луцика), то производят изысканный демонтаж устойчивого стереотипа «Россия, которую мы потеряли» («Про уродов и людей» Алексея Балабанова).
«Сибирский цирюльник» становится самым широковещательным и репрезентативным «высказыванием о Родине». Страна в это время блуждает без руля и ветрил, в верхах ей срочно подыскивают (так и хочется сказать — «прописывают») «национальную идеологию». Учитывая державные декларации Михалкова, казалось, что он подыграет этим ожиданиям.

В поезде, мчащем сквозь снега в Москву, пылкий и неопытный юнкер Андрей Толстой знакомится с американкой Джейн. Она с восторженным удивлением открывает для себя «страну чудес» — все здесь поставлено с ног на голову, все весело, непонятно, интересно и нерасчетливо. В этих щедрых обильных краях живут с огнем и азартом, много пьют, дерутся и целуются, широко гуляют, сходят с ума от любви, а громадные, похожие на медведей генералы совсем не страшные — хлещут водку ковшами и закусывают краями граненых стаканов.

Фильм, к которому искусственно подогревается интерес, обычно разочаровывает, но с картиной Михалкова этого не случилось. Многие опасались увидеть на экране «развесистую клюкву» и квасной патриотизм. Идейный «новодел» в фильме и вправду есть. Москва 1885 г. снята так, что именно она кажется столицей страны и оплотом русского духа — а сомнительный, вечно бунтующий и зараженный «западничеством» Петербург вынесен «за скобки». Привычную по советским учебникам «эпоху реакции» новый исторический комикс изображает как время долгожданной стабильности, передышку между потрясениями никому не нужных разрушительных реформ. Образ Александра III ничуть не напоминает здесь тот знаменитый и почти гротескный конный монумент Паоло Трубецкого, где царь похож на грузного жандарма, под тушей которого изнемогает стреноженная Россия. На экране предстает «народный Государь», мудрый и просвещенный консерватор, его выезд на площадь озвучен державным гимном и обставлен со всей возможной торжественностью. Этого осанистого мужика, с бородой лопатой и хищным живым взором, играет сам Михалков. Борцам со столь обаятельным царизмом никакого сочувствия больше не полагается.

Но кинематограф Михалкова — энергетичный и чувственный. Кумиры автора — Федерико Феллини и Борис Барнет. Скучно снимать он не умеет, а излагать в пустых залах даже самые патриотичные идеи — захотел бы, не может. «Сибирский цирюльник» пронизывает «фирменная» непринужденность михалковской интонации, а необычный для режиссера постановочный размах выгодно оттенен шармом отделки интимных и трепетных деталей. Вместо консервативного лубка предстает зрелище задорное и изобретательное, и самые предубежденные критики, поиздевавшись над очевидными драматургическими просчетами и исторической недостоверностью, не могут не признать, что просмотр фильма доставляет… удовольствие. Просто удовольствие — как морозный воздух, весенняя свежесть, ароматный суп под рюмку ледяной водки или дружеская беседа на дачной террасе. Зрителя пока еще не обманешь никаким пи-аром, и факты сборов (впервые за долгие годы) говорят сами за себя — так, петербургский кинотеатр «Аврора» будет показывать «Цирюльника» почти год при заполненных залах. И пусть несостоявшийся идеологический манифест «новой России» воспринимается как впечатляющее зрелище, как чувствительная костюмная мелодрама — успех очевиден, и в пореформенной России он дорогого стоит.

Но «идеологическое» — обычно чванное, официозное, холодное. Фильм Михалкова — шутовской, клоунский, ребячливый: как забыть, скажем, натирку полов в юнкерском училище, превращенную здесь в балет! Масленица, где над куполами встает нежно-розовая заря, а на снегу вырастает целый город из пестрых шатров, с лотками, балаганами, ряжеными, ледяными горками, осененными гирляндами цветных взрывающихся петард — шедевр постановочного искусства, напоминающая разом и холсты Бориса Кустодиева, и феллиниевские карнавалы, которые начинаются с огней, хохота, буйного веселья, а завершаются — медленным дотлеванием праздника и одинокой слезой в ледяной пустыне. Заплетающимися ногами блуждает в сугробах здесь запойный генерал, герой Алексея Петренко, прижимая к сердцу своему, исходящему тоской, благостью и любовью, заветный штоф и невозмутимого лилипутика в треуголке, что в ярмарочном балагане изображал самого Наполеона, лютого врага бравого российского вояки…

Михалков создал фильм о России, поражающий как раз не постановочным размахом — а тем, что каким-то чудодейственным образом выразил на экране, казалось бы, пластически невыразимое — почти физическое ощущение хлебниковского: «О Русь! Ты вся — поцелуй на морозе!»

Достойно изумления, что фальшивой позолоты лишено здесь даже то, что сегодня успело подернуться пленкой пошлости. Например, выезд Государя начинается с панорамы по носкам юнкерских сапог, меж которых скачет воробышек. Затем камера выходит на фигуру опаздывающего на службу нескладехи-звонаря (первый же звон колокола так чист и глубок, что от него замирает вся округа). Завершается панорама мальчишеским ликованием восторженных юнкеров, принимающих присягу…

Но в этой лучащейся истории, напоенной ароматом ушедшего времени, наступает иррациональный поворот. Мир, изображенный на экране, увы, слишком хорош, чтобы быть истинным и вечным. Фильм вовсе не несет нам образное послание будущего политического лидера, а сообщает извечную грустную истину — за гармонию нужно платить. Получись в полной мере любовный сюжет отношений юнкера Андрея Толстого и американки Джулии — возможно, мы получили бы серийную мелодраму. А так — тема заскорузлой каторжной России, куда неминуемо попадет и будет перемелена самим этим плотным месивом тел в грязно-бурых арестантских халатах, трепетная человеческая песчинка — грянула здесь, как обухом по голове… Сюжета любви благородного юнкера и авантюристки не получилось. Получился сюжет вечный и куда более российский: «изгнание из рая».

Судьба фильма лишь на первый взгляд кажется идиллической. Ретро-утопия непродуктивна в принципе. Призывающие воскресить «позавчерашнюю» общественную формацию в глубине души понимают, что претворенная в жизнь консервативная утопия возведет в России не расписные шатры кустодиевской ярмарки, а мир «Мертвых душ», «Записок охотника», «Воскресенья», рассказов «В овраге» и «Суходол». Подобное «светлое будущее» уже описано, и нормального человека туда не тянет. Оттого, изображая российскую монархию, Михалков словно бы прячется за условность и стилизацию. Его Россия — «кустодиевская», но Кустодиев — петербургский художник «Серебряного века», и Россия его ярмарок — уже тогда была стилизацией. А насквозь цитатная ткань «Сибирского цирюльника» является своеобразной «стилизацией стилизации».

Вне российского контекста картина Михалкова просто не может существовать. И потому того мирового резонанса, на который рассчитывали авторы, она не получит. Фильм «опоздал» — ему следовало появиться хотя бы в 1991 г., на волне надежд, что Россия, освободившись от коммунистов, принесет миру некое «новое слово». Но реформы идут через пень-колоду, Кремль сотрясают скандалы, в Чечне льется кровь. На этом фоне старые песни про «особый путь» России изрядно раздражают, регулярное разворовывание западных инвестиций слабо соотносится с тем кодексом чести, который воспевает «Сибирский цирюльник», а зарубежные выходки русской «элиты» отбивают всякую охоту умиляться национальной «непредсказуемости». Трудно было найти столь неудачный момент для воспевания «таинственной русской души».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *