что такое sfx в кино
SFX — наша работа
SFX: то, чего не может быть
Музыка, кино, компьютерные игры, реклама, всевозможные телевизионные заставки немыслимы без звуковых эффектов. Рёв динозавров в «Парке Юрского периода», столкновение «Титаника» с айсбергом, звуковое оформление World of Tanks или Witcher – всю эту безумную и прекрасную звуковую палитру создают настоящие маги – саунддизайнеры. От их творческого видения и вкуса зависит звуковой фон будущей игры или кино.
Звуковые эффекты (sound effect, audio effect) – искусственно созданный или обработанный звук, применяемый для усиления ощущения присутствия. Существуют огромные базы самых разных шумов, которые погружают человека в нужную обстановку и делают его не только зрителем, но и в какой-то степени участником событий, даже если эти события совершенно невероятные и фантастические.
Саунддизайн применяется не только в индустрии развлечений. Например, в рекламе используются определенные звуковые символы, созданные специально для различных товаров. Этот трюк прекрасно работает с подсознанием: услышав такой шумовой символ, покупатель мгновенно поймёт, о каком продукте идёт речь, даже если он его не видит.
Много шума из ничего
Саунддизайн игр, кино, рекламы – от профессионалов.
Качественное шумовое сопровождение – гарантия успеха любого предприятия, будь то запись аудиокниг, компьютерная игра, приложение или же реклама.
Студия «Рексквер» располагает не только обширной лицензионной фонотекой звуков, но и всеми необходимыми ресурсами для создания абсолютно уникальных звуковых эффектов. Конечно, в стоках можно найти много готовых звуков. Однако профессионалы прибегают к ним нечасто. Это объясняется просто: всё не может звучать одинаково. Даже такой простой звук, как льющаяся из крана вода, зависит от многих факторов: с какой высоты падает струя, какой у неё напор, об какую поверхность ударяется и как далеко эта струя находится в кадре. А ведь именно от деталей зависит самое важное – поверит вам аудитория или нет.
По этой причине «Рексквер» пишет многие звуки или фоны с чистого листа: автомобильные гонки, выстрелы, фэнтези-эффекты.
Глубина, диапазон, панорама, время, пространство – все эти звуковые параметры учитываются при записи sfx.
SFX — наша работа
Мы используем высокочувствительные микрофоны, улавливающие самые тонкие нюансы определённого звукового эффекта. А после записи идёт кропотливый процесс простпродакшена и при необходимости – имплементация аудиоэффектов в звуковые движки.
Вся эта звуковая кухня – на наших саунддизайнерах – мегапрофессионалах, создающих невозможное.
Саунддизайн для игр, кино, приложений от студии звукозаписи «Рексквер» – это наша работа!
Визуальные эффекты и спецэффекты: в чем разница между VFX и SFX?
Сегодня мы перечислим лучшие визуальные эффекты в кино, поговорим об истории спецэффектов и выясним различия между визуальными и специальными эффектами, а также где их можно использовать помимо кинематографии.
Как развивались видеоэффекты?
Давайте сначала разберём фильмы с лучшими спецэффектами и поговорим о развитии SFX и VFX.
В наши дни визуальные эффекты прошлого века выглядят фальшиво и странно, но в свое время они стали вехами мирового кинематографа. Одним из примеров стал фильм «Метрополис» 1927 года, в котором перед зрителями предстаёт город будущего. Здесь впервые использовался так называемый эффект Шюфтана: с помощью системы зеркал, расположенных под разными углами, создавался образ города, окруженного неземными ландшафтами, на что было потрачено целое состояние. Кроме того, «Метрополис» был европейским фильмом, который стал своего рода вызовом Голливуду. Однако впоследствии американцы стали активно использовать эффект Шюфтана, и даже сейчас, когда компьютерная графика в кино давно перестала быть чем-то инновационным, режиссеры прибегают к нему время от времени – например, так снимались некоторые сцены «Властелина колец».
Настоящим прорывом 60-х годов стала «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Это, пожалуй, самый известный из пионеров в области визуальных эффектов. Удивительно, но космические корабли и пейзажи, созданные полвека назад, выглядят вполне реалистично и по сей день. В фильме использовались различные продвинутые видео спецэффекты, хотя о компьютерной графике не было и речи.
Еще больше спецэффектов было в оригинальном фильме «Звездные войны». Джордж Лукас создал поистине фантастический мир с их помощью. При создании фильма использовались макеты и куклы (Звезда смерти в «Звездных войнах» на самом деле была чуть более полутора метров в диаметре), а также синие экраны, которые накладывались на искусственное изображение – техника, с помощью которой до сих пор создают спецэффекты для видео. Чтобы картинка на экране выглядела правдоподобно, снимать нужно с повышенной частотой – до 80-100 кадров в секунду.
Фильм 1982 года «Чужой» стал очередной вехой в эпоху спецэффектов, доказав, что хорошей фантастике не нужна CGI графика. Перед создателями фильма стояла задача придумать персонажа, совершенно не похожего на обычного человека, но при этом вызывающего положительную реакцию у зрителей. Публика просто влюбилась в инопланетную куклу, которая ожила благодаря огромному труду целой команды. Её голова была механической, а внутри находился актер, и не один, а три разных, заменяя друг друга. Одна кукла стоила 1,5 миллиона долларов. Много усилий было вложено в создание ярких и выразительных глаз персонажа.
В «Охотниках за привидениями» (1984), как ни странно, цифровые видео эффекты также не использовались, несмотря на обилие в фильме потусторонних сил и ловушек для призраков. Вместо этого команда использовала анимацию и эффект, называемый матовой живописью, то есть использование нарисованных от руки изображений в кадре, которые перекрывали реальные интерьеры и пейзажи. К тому же, в фильме множество реквизита, пиротехники и других практических эффектов.
И как можно забыть о «Матрице»? Этот фильм, можно сказать, один сплошной спецэффект! Одни только замедленные сцены чего стоят. Не менее мощное впечатление производят застывшие в движении персонажи. Чтобы кадры получались в точности такими, какими мы их помним, съемочная команда установила несколько десятков камер, которые снимали по одному кадру за раз или несколько с небольшой задержкой. Затем полученный материал собирался в одну сцену. В итоге получились лучшие спецэффекты своего времени. А для сцен перестрелок, где использовалась макросъемка, делалось более десятка снимков одновременно.
Давайте теперь узнаем, чем спецэффекты в кино отличаются от визуальных.
Разница между визуальными и спецэффектами
Зрители часто говорят «спецэффекты», «визуальные эффекты» или «VFX эффекты», описывая любой эффект в фильме. Однако существует значительная разница между понятиями «визуальные эффекты» и «спецэффекты». Итак, что такое визуальные эффекты?
VFX (Визуальные эффекты)
Примеры: хромакей, 3D-рендеринг, сгенерированные компьютером изображения, анимация, цифровое композитирование, и миниатюрные эффекты.
SFX (Спецэффекты)
SFX – это и есть те самые спецэффекты. Их основа – умение использовать реквизит и материалы в фильме во время съемок.
Основные SFX эффекты: практические эффекты, протезный макияж, ротоскопирование, метод Шюфтана, dolly zoom и миниатюрные эффекты.
Не только кинематограф: где и как использовать VFX и SFX
Кинематография – первое, что приходит на ум, когда мы говорим об SFX и VFX. Но кино спецэффекты не ограничиваются фильмами, существует также множество других применений эффектов в визуальном контенте, например, в музыкальных видеороликах, рекламе, и видео на YouTube.
Музыкальные клипы
Различные эффекты для видео уже давно играют огромную роль в музыкальной индустрии. И хотя речь идет не о фильмах, а о музыке, нельзя отрицать, что некоторые из лучших эффектов жанра пришли из мира кино. Если вы не видели следующие музыкальные клипы, то обязательно обратите внимание на визуальные эффекты в «Take on Me» от A-ha, «Rockit» Херби Хэнкока, «Sledgehammer» Питера Габриэля, «Leave Me Alone» Майкла Джексона или «Rock DJ» Робби Уильямса.
Мало кому нравится реклама – она раздражает, отвлекая нас от контента, но и здесь найдется место различным техникам и приемам из кинематографа. Стоит лишь добавить эффекты в видео – и созданный промо ролик из раздражающего превратится в запоминающийся. Реклама намного дешевле, чем фильм, но она также намного короче, поэтому ролики зачастую практически полностью состоят из визуальных эффектов. Вспомните рекламу «Hulk» от Renault, рекламу Джона Льюиса «Buster the Boxer» или ролик «T-shirts» от IKEA.
Ролики на YouTube
На YouTube у вас вообще нет никаких ограничений – красивые эффекты на видео только добавят вам подписчиков. Конечно, нельзя использовать чужой контент, выкладывать ролики порнографического или насильственного характера или видео, пропагандирующие расовую неприязнь, но во всем остальном YouTube является идеальной платформой для всех видов видео-контента, будь то музыкальные видео, фильмы, реклама или любые ролики на ваш выбор. Все зависит от вас – можете даже придумать новый жанр видео. Единственное, что от вас требуется – это креативность и смелость. На YouTube вы можете узнать, как создаются спецэффекты, изучить новые техники работы с видеоконтентом или просто посмотреть, как работают профессиональные художники по визуальным эффектам.
Компьютерная графика, её виды, а также другие эффекты зачастую определяют успех фильма. Но визуальные эффекты не ограничиваются кинематографом. Они имеют решающее значение во многих других типах контента. И хотя киноиндустрия остается главным источником технологий видеопроизводства, многие виды эффектов позже применяются контентмейкерами на YouTube, режиссерами музыкальных клипов и студиями по созданию рекламы.
Спецэффект
Спецэффекты также часто применяются, когда естественная съёмка сцены слишком затратна по сравнению со спецэффектом (например, съёмка масштабного взрыва). Спецэффекты применяются и для улучшения или модификации уже предварительно отснятого материала (например, для наложения погодной карты как фон для телеведущего, рассказывающего о прогнозе погоды).
Спецэффекты родились почти сразу с зарождением кинематографа. Создателем классических спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке пленки, кашировании и других трюках был Жорж Мельес. Первым фильмом, в котором спецэффекты играли существенную роль, считается трехминутная лента Мельеса «Замок Дьявола» (Le manoir du diable, 1896), в которой зрителю были продемонстрированы появления, исчезновения и трансформации людей и предметов в антураже готического замка. Некоторые примеры ранних спецэффектов получены с помощью колоризации — ручного раскрашивания кадров.
Спецэффекты условно разделяют на две группы — визуальные и механические эффекты. К визуальным относятся оптические эффекты (комбинированные съемки), а также компьютерная графика. Механические (физические) спецэффекты — это обработка материалов перед съемкой. Сюда относится моделирование, пиротехника и технические приспособления, специальный грим. Существуют также звуковые спецэффекты.
Методы исполнения спецэффектов также применяются при исполнении монтажных переходов между монтажными кадрами, например распространённый метод вытеснения изображения.