что такое сейды на кольском полуострове

Тайна Сейдов

Есть многое на свете друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Шекспир трагедия «Гамлет».

Письмо о светящихся скалах.
«Уважаемая Валерия Ильинична!
Вашу «розовую записку» получил. Письмо долго блуждало, так как есть еще Охотск на Сахалине. Наши ученые – если вообще сподобятся до Охотска доберутся не скоро: практика показывает, что они любят места потеплее, где есть фрукты и нет комаров.
Экспедиция Шпаро через лед на остров Врангеля – слишком уж редкое исключение из правил. Но это молодежь, маститые на это не способны. Может, и до наших Охотских чудес когда-нибудь ученые доберутся. На это будете не Вы. И уж во всяком случае, не я: стар я, не по силам.
А вот когда-то мог различать светящиеся скалы. Находятся они около 140 меридиана, между мысами Мофета и Куприянова, западнее владения Амура. Берег Охотского моря здесь обрывист и разделен узкими речными долинами. Издавна местные жители передовали рассказы о светящихся скалах. Наш зверобойный вельборт, а было это 1937 году, однажды припозднился, льды сжимало и мы ушли к берегам, где льды были реже. Шли, шли, темно, луны нет, мелко и кажется идти некуда. И тут я заметил, что береговые обрывы – не то светятся, не то кажется, что они излучают слабый красноватый свет, но кажутся более светлыми, чем небо. Моторист ничего не различил, а стрелок различал свет, но хуже меня. Много позднее я опять попал в эти места. Вечером, затемно, среди льда мы собрали вельботы, подняли их на палубу и, закончив работу, выключили свет. И в темноте я опять заметил, что скалы светятся. Из всей команды в 15 человек только четверо различали свечение. А один из мотористов, работавший ранее в кузнице, сказал, что скалы светятся, остывающее раскаленное железо и мне кажется, это было очень верное сравнение: скалы напоминали холодеющее разогретое железо. Якуты говорят, такая же светящаяся скала есть на перевале Охотского хребта, на водоразделе между Ленским бассейном и Охотским, где-то выше Арки… О светящихся скалах я вспомнил лишь потому, что встретил человека, с которым плавали тогда, посидели, поговорили весь вечер.
А теперь о том, что Вас интересует.Новостей по старым спилам пока нет, И о деревьях-гигантах пока люди не рассказывали. А вот о людях-гигантах я слышал немало…»
Ю.В. Шереметьев.

Источник

Сейды Кольского полуострова

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Среди чарующих ландшафтов Европейского Севера внимание путешественника привлекают необычные каменные конструкции.

Установленные так внешне неустойчиво, что, кажется, и стоять не должны, они сумели-таки выстоять под напором временных факторов и событий.

Это сейды — культовые изваяния древних саами.

В саамской традиции «сейд» — одухотворенный объект всеобщего поклонения. Им может быть дерево, гора, река, озеро, камень и рукотворное каменное сложение.

Этнограф Н.Волков в 1947 г. на заданные саами вопросы, что означает это слово и каково предназначение сейда, получал путаные ответы, связывавшие сейды с подобием человека, чем-то, что способно влиять на судьбу человека и определять вселенский порядок вещей.

В любом селении указывали на два-три камня, признававшихся местным населением сейдами, а иногда на гору или естественное возвышение, хотя сейдом, судя по всему, был камень на ней.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 1. Сейд, установленный на трех опорах над небольшим желобом в скале. Гора Воттоваара, Карелия

Ныне сейдом принято именовать крупный валун или сложение нескольких валунов, опирающихся на вспомогательные камни (от одного до десяти).

В России они встречаются в Мурманской области, Карелии, северной части Ленинградской области.

Аналогичные памятники известны также в Швеции, Финляндии, Норвегии, где, впрочем, их называют по-другому, например летучими валунами, «курицей на яйцах», «столами гигантов» и др.

Как появились сейды

До середины XX в. рукотворность сейдов не обсуждалась, их чаще всего считали природными образованиями ледниковой эпохи.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Но когда был открыты крупные комплексы из сотен сейдов, их происхождение уже не могло быть однозначно объяснено деятельностью ледника.

Первый такой комплекс был обнаружен археологом И.М.Мулло в 1968 г. на вершинах скалистых островов Русский и Немецкий Кузов в Белом море, другие подобные скопления культовых камней были зафиксированы в 1990-х годах, также в Карелии, на вершинах гор Воттоваара, Кивакка, Нуорунен и некоторых других.

По расположению на пологих вершинах невысоких карельских гор данные комплексы получили название плато сейдов.

На данном этапе в России именно эти расположенные в Карелии святилища древних саами наиболее изучены.

Различают два базовых типа сейдов: [1] антропоморфные, посвященные «духам предков», и [2] зооморфные, «отвечающие» за удачную охоту и благосклонность природных явлений.

Но данные трактовки небесспорны — некоторые сейды напоминают птиц и животных (лемингов, волков, китов, тюленей), если смотреть на них с определенных точек обзора.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 3. Фрагмент панорамы плато сейдов. Гора Двойная, Кольский полуостров

У саами действительно существовали священные скальные образования, напоминающие контуры людей, — скала Куйвы на Сейдозере (Ловозерские тундры, центральный район Кольского полуострова), «Раткольский бог» (скала на острове Ратколье, Онежское озеро), скала Астувансалми (Финляндия).

Впервые систематизацию культовых комплексов дохристианских саами в Скандинавии осуществил А.Воррен.

В его классификации насчитывается восемь типов капищ: от гротов, ям и расщелин до скалистых склонов, камней-валунов (и сооружений из них), озер и священных источников.

Это изваяние чуть меньше полутора метров в высоту служило объектом поклонения местных жителей.

В отличие от Карелии, Кольский полуостров во многом еще «белое пятно» на карте распространения древних саамских святилищ.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 4. Стиль постановки сейдов, характерный для района горы Северный Сейдпакх

В 1970-х годах Ю.В.Титовым здесь была обследована группа сейдов, расположенных на скалистой возвышенности в полутора километрах от пос.Серебрянский на правом берегу р.Воронья.

Им были описаны поставленные на «ножки» валуны – от мелких, едва достигавших в высоту полметра, до валунов гигантских размеров – от трех до трех с половиной метров в высоту.

Сложения валунов здесь отображали формы птиц и морских животных.

Характерные особенности сейдов

В расположении святилищ древних саами в Карелии выделяется несколько характерных признаков:

Результат работы с источниками и уточнения географических особенностей сейдов Карелии позволил определить места возможного расположения крупных скоплений культовых камней древних саамов на Кольском полуострове и посетить эти места в 2004 и 2005 гг.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 5. Для сейдов часто выбирались валуны, имеющие повреждения, выветривания. Гора Двойная, Кольский полуостров

Были обследованы северные районы Кольского полуострова от Лиинахамари до горы Северный Сейдпакх.

В этой полосе было выявлено несколько крупных комплексов, по предварительной оценке, состоящих из нескольких тысяч культовых камней.

Обзор плато сейдов Кольского полуострова позволяет выделить конструктивные и ландшафтные внешние признаки, по которым с большой степенью вероятности можно отнести тот или иной сейд к рукотворным объектам.

К первым относятся особенности установки камня, условно названные архитектурой сейда.

Так, валуны околосферической формы имеют опоры под центром, плоскиеобломки скал обычно возводились горизонтально на трех-четырех опорах, камни околокубической формы часто удерживались на ребре при помощи одной опоры.

Стандартные признаки сейдов — визуально неустойчивая установка валунов, использование опорных камней цвета, отличного от цвета самого сейда, использование породы, нехарактерной для данной местности.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 6. Редкая компоновка: один трехопорный сейд опирается на другой. Гора Двойная, Кольский полуостров

На плато сейдов собственно камням-сейдам часто сопутствуют другие конструктивные элементы: каменные кучи и пирамидки, очажные и квадратные выкладки, заложенные камнями трещины в скалах.

Выявлены даже характерные для данной местности «стили».

Их существование в установке камней может говорить о длительном времени развития и существования этого культа, а также, вероятно, о некоторых отличиях в культурном плане между племенами, обитавшими в различных районах Карелии и Кольского полуострова.

С другой стороны, различные стили соответствуют различным формам рельефа.

Рукотворность комплексов плато сейдов подчеркивают и ландшафтные признаки.

Они установлены только на скальных поверхностях, на доминирующих над местностью высотах, вблизи небольших водоемов или источников.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 7. В сейдах часто наличествует не только инженерная, но и эстетическая составляющая. Териберка

Сейды никогда не возводились на хаотических скоплениях валунов, оставленных ледником.

Условные центры культовых комплексов — и рукотворные конструкции, отличные от сейдов, и естественные образования.

На горе Кивакка в Карелии (название которой происходит от Киви Акка — «Каменная Баба») сейды группируются вокруг разлома, проходящего через вершину горы, а на горе Двойной центрами служат скальный останец на одной вершине и небольшая каменная пирамидка, возведенная над трещиной, на другой.

На карельской горе Нуорунен — собственно центральная вершина, на террасе вокруг которой сгруппированы сейды.

По этим признакам можно предположить, что древние обитатели Севера выбирали места для возведения культовых комплексов на некотором удалении от определенных природных объектов — останцов, скал, ущелий, провалов, которые, видимо, обожествлялись, как и сами сейды.

Культ сейдов

Для сооружения сейдов использовались валуны, принесенные ледником из других мест, а в некоторых случаях обломки скал, удаленных не более чем на несколько сотен метров.

Но откуда возник культ сейдов?

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 8. Треснувший валун, обе части которого приподняты на опоры. Подобная компоновка зафиксирована в комплексах сейдов горы Воттоваара, Лиинахамари. На фото: сейд на горе Нуорунен, Северная Карелия, национальный парк Паанаярви

В Скандинавии по некоторому внешнему сходству принято считать культ сейдов заимствованным от культа дольменов Южной Швеции.

Истоки культа сейдов кроятся в специфике северной природы.

На чем хочется остановить свой взор в окружающем ландшафте?

На то, что из него выделяется, — на запрятаный среди камышей скалистый остров, на самую крутую гору, бездонный водопад или таинственное ущелье.

Именно возле таких «темных пятен», именовавшихся термином «урочища», наши предки чаще всего возводили свои святилища.

Немногочисленные валуны, оставшиеся на возвышенностях после схода ледников, не могли не вселять в древних саамов благоговение и страх, не способных объяснить происхождение столь странных природных образований.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 9. В распространенном представлении лапландский сейд выглядит именно так: эффектная глыба на трех опорах, парящая над тундрой. Район горы Северный сейдпакх

Отсюда и наделение сейдов магическими свойствами вплоть до их обожествления.

Распространение сейдов вполне укладывается в эту традицию копирования магических символов.

В тундре на подступах к горе Двойной возвышается небольшая сопка среднего высотного диапазона, но доминирующая над местностью.

На вершине ее ни одного сейда, и только у подножия, на небольшой террасе возле двух малюсеньких водоемов, располагается компактное скопление из десятка сейдов.

Наличие воды требовалось для отправления ритуалов, приношений и других религиозных или мистических действ.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Фото 10. Неустойчивая вертикальная постановка. Один из отрогов горы Двойной, Кольский полуостров

Вода была определяющим фактором в выборе места для расположения сейдов.

Саамы издревле увязывали горы с раем, а верховые озера считали прообразами источников мировых запасов воды.

Неподалеку от озер располагались и сейды, возведенные некогда на территории современных Швеции (озеро Виксиярви, гора Мионювара) и Финляндии (озера Кикасярви, Наккалаярви, Сомасярви).

Сосредоточение множества культовых камней на плато сейдов подчеркивало «святость» данных мест.

Вероятнее всего, плато были своеобразными религиозными и культурными центрами древних саами.

Очевидно, что обнаруженные святилища далеко не последняя точка в их исследовании. Впереди новые поиски, новые экспедиции.

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуостровеМлекопитающие-рекордсмены

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуостровеКакие животные были первыми?

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуостровеАстроном Николай Козырев

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуостровеГеоргий Гамов и его открытия

Источник

Сейдозеро: почему его считают самым таинственным водоемом Кольского полуострова

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Многие античные авторы писали о таинственной Гиперборее – стране с развитой культурой, расположенной далеко на севере. Она до сих пор не найдена исследователями, в отличие от легендарной Трои. Некоторые ученые считают гиперборейцев не мифическими героями, а вполне реальными людьми – предками ариев, мигрировавших на юг в результате изменения климата еще на заре нашей цивилизации. А истоки их древней культуры энтузиасты ищут на Кольском полуострове, у священного для саамов Сейдозера.

Прародина цивилизации

Древние греки считали, что из Гипербореи в Дельфы прибыл сам бог Аполлон. В представлении античных ученых и писателей, далеко на севере расположен благословенный край, где живут мудрые, добродетельные и сильные люди. Причем, они наделены такими идеальными качествами и способностями, что намного превосходят жителей других стран. Об этом кандидат философских наук Олег Матвейчев написал в своей статье «Гиперборея и гиперборейцы в трудах античных ученых», которая опубликована в журнале «Социально-гуманитарные знания» (№ 3 за 2017 г.).

Согласно древнегреческим преданиям, гиперборейцы иногда открывали избранным людям тайны мироздания и оказывали им помощь в экстремальных ситуациях.

В научном сообществе не утихают споры о том, где могла находиться эта таинственная страна и что за народ ее населял. Среди отечественных исследователей есть ученые, которые проводят прямую аналогию между Гипербореей и Арктидой (родиной древних ариев). Истоки этой цивилизации они ищут на севере России, ориентируясь на мифы и предания разных народов.

Известный публицист Александр Асов в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что некоторые саамские легенды о священном Сейдозере удивительным образом перекликаются со славянскими мифами. Речь в них идет о неких людях или предках, которые были вынуждены покинуть свою родину из-за козней злого Куйвы, в образе которого исследователь увидел явные черты Кощея Чернобога.

Поэтому автор не сомневается, что легендарная прародина славян и, вообще, колыбель нашей цивилизации находится в районе Сейдозера.

Экспедиция А.В. Барченко

Слово «сейд» в переводе с саамского языка означает «священный». Так коренные жители Кольского полуострова называют камни или скалы, имеющие для них культовое значение. Сейдозеро (Сейдъявврь), расположенное в Ловозерских тундрах, имеет особый сакральный статус, поскольку рядом с ним сосредоточены древние объекты поклонения саамов.

Это уникальное и загадочное озеро заинтересовало энтузиастов, увлеченных поисками легендарной Гипербореи. В 1922 г. в отдаленный район Кольского полуострова отправилась экспедиция, которую возглавил известный оккультист Алексадр Барченко, тесно сотрудничавший с особым спецотделом ОГПУ, занимавшимся паранормальными явлениями. То есть, это был практически советский «агент Малдер».

Формальным поводом для экспедиции послужило направление Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности (Институт мозга). А.В. Барченко и его спутники должны были исследовать мерячение – странную психическую болезнь, встречающуюся на Крайнем Севере. Это необычное состояние часто связывали с шаманскими практиками, которые также интересовали многих ученых, тем более что в России всегда ходили легенды о могуществе саамских заклинателей духов.

Писатель Антон Первушин в книге «Оккультный Сталин» (Москва, 2006 г.) рассказал читателям, что в районе Сейдозера участники экспедиции обнаружили ряд объектов, которые привлекли их внимание. Так, еще на подходе к священному водоему исследователи заметили массивный прямоугольник, словно высеченный из гранита. Правильная геометрическая форма этого камня заставила А.В. Барченко задуматься о его рукотворном происхождении. К тому же, компас подтвердил, что гранитный прямоугольник точно ориентирован по сторонам света. Еще один подобный камень путешественники обнаружили, когда подошли ближе к Сейдозеру.

Один из участников экспедиции, астроном Александр Кондиайн, сделал в своем дневнике такую запись: «По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура. Контуры ее темные, как бы выбиты в камне».

Согласно древней легенде саамов, эта напоминающая человека наскальная фигура – тень, оставшаяся от коварного предводителя захватчиков, которого звали Куйва. В далеком прошлом его воины собирались полностью истребить местных жителей, но саамский шаман одолел иноземное войско с помощью могущественных духов. А сам Куйва навеки остался здесь, превратившись в изображение на скале.

Экспедиция А.В. Барченко обнаружила остатки древних каменных сооружений, полуобвалившиеся траншеи и пещеры, заваленные камнями подземные ходы, пирамидальные камни и мощеную двухкилометровую дорогу, ведущую от Ловозера к Сейдозеру. В одном из горных ущелий путешественники увидели желтовато-белую колонну, напоминающую гигантскую свечу, а рядом с ней – камень правильной кубической формы.

О результатах исследований А.В. Барченко рассказала «Красная газета» в номере от 19 февраля 1923 г. В статье говорилось, что исследователи нашли в районе Сейдозера остатки культуры, существовавшей в то время, когда цивилизация Древнего Египта еще даже не зародилась. И хотя сейчас от былого величия этой предполагаемой Гипербореи остались лишь камни, местные саамы все еще поклоняются им, считая священными.

Что нашел В.Н. Демин

Поиски древней прародины не давали покоя многим ученым. В 1997 году доктор философских наук Валерий Демин организовал еще одну экспедицию в район легендарного Сейдозера, которую так и назвал «Гиперборея-97». Как и А.В. Барченко, исследователь придерживался мнения, что примерно в пятом тысячелетии до нашей эры древние арии вынуждены были покинуть свою страну в результате изменения климата. Когда в прежде благословенном краю резко похолодало, представители высокоразвитой культуры мигрировали на юг, заложив основы многих цивилизаций.

По результатам своей экспедиции В.Н. Демин написал статью «Гиперборея – праматерь мировой культуры», в которой выразил уверенность, что именно на Кольском полуострове находится колыбель нашей цивилизации. Об этом свидетельствует хотя бы само его название, ведь Коло – это одно из имен Солнца у древних славян. Отсюда в русском языке появились такие слова как «коляда» или «коловорот» (солнцеворот). А гиперборейцы, по мнению организатора экспедиции, несомненно, поклонялись дневному светилу.

«Именно поэтому экспедиция отправилась в самый центр Кольского полуострова, в район горного массива Ловозерские тундры и священного саамского Сейдозера. Здесь, в труднодоступной горной местности, на высоте примерно полкилометра от уровня озера, и был обнаружен мощный мегалитический комплекс: циклопические сооружения, культовые и оборонительные кладки, геометрически правильные плиты с таинственными знаками и следами техногенной обработки», – отметил В.Н. Демин.

А еще, участники экспедиции 1997 года нашли древнейшую обсерваторию. Они увидели среди скал устремленный прямо в небо 15-метровый желоб с двумя визирами, который своими очертаниями напомнил исследователям секстант обсерватории, построенной ханом Улугбеком под Самаркандом в XV веке.

На горе Нинчурт, название которой переводится с саамского как «женские груди», помимо гигантских руин техногенного происхождения, остатков древних ступеней и стен, участники экспедиции нашли камень, на котором было высечено изображение трезубца и цветка, похожего на лотос.

Реальное Сейдозеро

На Кольском полуострове есть несколько водоемов, оспаривающих друг у друга название Сейдозеро и претендующих на статус священного места. То из них, которое исследовали А.В. Барченко и В.Н. Демин, имеет в длину около 8 км, а его ширина варьируется в разных местах от 1,5 до 2,5 км. Водоем находится на высоте 189 м над уровнем моря. В него втекает река Эльморайок, а вытекает река Сейдъяврйок, которая несет свои воды в соседнее Ловозеро.

С точки зрения географии и гидрологии, Сейдозеро ничем не примечательно. Если бы его особо не почитали саамы, то исследователи могли бы просто не обратить внимания на необычные камни и наскальные изображения. К тому же, некоторые скептически настроенные ученые считают, что никаких реальных доказательств существования древнейшей цивилизации на Кольском полуострове найдено не было.

Например, кандидат философских наук О.А. Матвейчев в своей вышеназванной статье подверг резкой критике результаты исследований В.Н. Демина и других энтузиастов. Автор отметил, что саму тему поисков легендарной Гипербореи дискредитируют псевдонаучные публикации в желтой прессе и телепередачи, посвященные паранормальным явлениям. И нельзя серьезно воспринимать утверждения типа: «Гиперборея, она же Россия – прародина всех людей на Земле».

Кстати, обоснованные сомнения в великом открытии А.В. Барченко заставили группу партийных и научных деятелей отправиться к Сейдозеру еще летом 1923 г. Возглавил эту малоизвестную экспедицию Арнольд Колбановский – секретарь наркома просвещения А.В. Луначарского.

В книге «Оккультный Сталин» А.Н. Первушин написал, что после внимательного рассмотрения Куйвы скептически настроенные исследователи решили, что это изображение представляет собой «не что иное, как выветренные темные прослойки в отвесной скале, издали напоминающие своей формой подобие человеческой фигуры».

Точно так же, результатом воздействия природных сил, которые при наличии фантазии можно принять за рукотворные объекты, А.Э. Колбановский и его спутники назвали остальные находки А.В. Барченко. Например, каменное пирамидальное сооружение, принятое энтузиастами за историческую предшественницу величественных древнеегипетских гробниц, при ближайшем рассмотрении оказалось лишь обыкновенным вздутием горной породы, образовавшемся на одной из вершин.

Так что поиски легендарной Гипербореи продолжаются.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что такое сейды на кольском полуострове

Сейды, мегалиты русской Арктики

контуры полярной мегалитической культуры

(раздел закончен в 2004, издан в виде книги в 2006, скорректирован и исправлен в 2012)

Европейский север, Карелия и Кольский полуостров являются одними из самых насыщенных «мегалитических» регионов России. Комплексы многотонных камней-сейдов установлены в тайге и тундре неведомым народом в доисторические времена. Загадки лапландских сейдов, также как и их южных собратьев по мегалитическому интернационалу: менгиров, дольменов, кромлехов еще далеки от разрешения. Проблематика таких простых, на первый взгляд конструкций как валун установленный на камни-ножки, оказалась вовсе не простой. Как знать, когда мы наконец узнаем, зачем древние обитатели Арктики возводили среди бескрайней тундры удивительные каменные конструкции, получившие поэтическое название «летучие камни Лапландии»? Данная небольшая работа содержит фактические материалы (этнографические, археологические, мифологические, мистические…), гипотезы, реконструкции и предположения, касающиеся культуры арктических мегалитов, культуры, которую мы начинаем только сейчас открывать для себя.

Материалы, ставшие основой этой работы, были собраны как в походах по Кольскому полуострову, Карелии, Исландии, так и в общении с исследователями, краеведами, «традиционалистами», экстрасенсами. Время покажет, насколько верны высказанные здесь предположения и гипотезы, и верны ли они вообще.

Глава 1. Что есть сейды?

Глава 2. Сейды одиночные и комплексы, конструктивные и ландшафтные особенности, сопутствующие конструкции

Глава 4. Истоки: откуда пошли сейды?

Глава 5. Культ сейдов – подход рациональный.

Глава 6. Магия сейдов – подход иррациональный.

Глава 7. От простого к сложному и обратно? Возможная эволюция конструкций

Глава 8. «Каменная экспансия» с севера? Сходство с более поздними памятниками Ленинградской области, Карелии и Исландии

Глава 9. Подходы к датировке

Глава 10. Сейды и гиперборейская теория

Глава 11. Общие выводы

© Art Gratis 2000-2005, все фото ( кроме подписанных отдельно ) сделаны автором в 2000-2004гг., любое несогласованное с автором использование материалов является нарушением закона об авторском праве, при цитировании ссылка на первоисточник обязательна

Вступление: что есть сейды?

Тому кто видел скудный почвенный покров Заполярья также покажется смешным предположение о эрозии грунта под камнями. К сожалению сейдам уделено гораздо меньше внимания, чем их соседям, лабиринтам и петроглифам, хотя они его заслуживают не меньше. В отличии от каменных лабиринтов распространенных только в северной Европе и петроглифов, распространенных повсеместно, сейды имеют вполне четкие, хотя и не менее непостижимые аналоги среди древнейших мегалитов мира. Древние культовые камни, традиционно приписываемые саамам, поражают не только количеством и размерами, но и многими особенностями, которые при беглом осмотре даже не бросаются в глаза. Стоит внимательно присмотреться и непременно увидишь то искусство с которым валуны поставлены на камни-подставки, какой психологический эффект производит на смотрящего камень установленный так, что кажется он и стоять не должен, до того неустойчиво установлен, но тем не менее сейды стоят уже не одну тысячу лет. Невозможно также не обратить внимание на то как окружающий ландшафт подчеркивает «избранность» камня, что камни-подставки могут быть из совершенно иной породы чем сам сейд. Какие прекрасные виды открываются с многих мест установки сейдов. Уходя с плато сейдов чувствуешь благоговение и восхищение перед разумом и мастерством древних строителей в незапамятные времена в приполярном регионе так умело поставивших столь непостижимые конструкции.

Ну и конечно каждый, кто видел в горах места скоплений сотен сейдов невольно задается вопросом: «кто, когда и зачем все это сделал?»

В данной небольшой работе, содержащей больше вопросов, чем ответов, лишь намечены некоторые возможные направления по которым придется пройти чтобы получить ответы на эти простые, и в тоже время сложные вопросы.

фото сейдов, классическое представление о предмете

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Канонический лапландский сейд, камень на подставках с навершием, в данном даже проскальзывает нечто зооморфное (кстати «шапка» расположена именно на «голове» зооморфного камня, но зооморфность читается лишь в одном ракурсе)

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Сейд над тундрой, строгая гармоничная постановка

что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть фото что такое сейды на кольском полуострове. Смотреть картинку что такое сейды на кольском полуострове. Картинка про что такое сейды на кольском полуострове. Фото что такое сейды на кольском полуострове

Сейд в тайге, массивный валун на маленьких подставках, на скале под углом. Классика жанра

Сейды одиночные и комплексы, конструктивные и ландшафтные особенности,

Среди особенностей расположения как комплексов сейдов так и отдельных камней на Кольском полуострове есть факты, ознакомление с которыми задает много вопросов. Например, почему расположенные в горах сейды часто ставились у источников, или даже над ними? Почему некоторые горы бывают «опоясаны» сейдами по высоте около100м, но выше и на вершине нет ни одного? С чем связан высотный диапазон комплексов 300-700м, когда самые высокие горы Кольского полуострова обойдены комплексами мегалитов, несмотря на обилие подручного строительного материала, а попадающие в данный высотный промежуток горы Карелии отмечены сейдами? В некоторых случаях это можно попробовать объяснить старыми береговыми террасами, но по данным геологов изостатический подъем Кольского полуострова, не говоря о Карелии не достигает 300м.

На многие вопросы четких и однозначных ответов пока нет, можно утверждать лишь однозначную связь комплексов сейдов с некоторыми геологическими особенностями региона. Но, например, мифологически этот высотный выбор можно объяснить культом Рана-нейды(Небесной девы) покровительницы первой весенней травы (43) – именно в этом диапазоне первым тает снег весной, когда невысокие сопки еще укрыты сугробами и в вершинах Хибин, Луявра и подобных снег может оставаться еще долго.

Если обращаться к здравому смыслу, то ледник мог, если мог, нагромождать хаотические и бессистемные конструкции, случайно и в случайных местах, то что часть сейдов соответствует этому признаку также очевидно, но именно эта часть вызывает наименьший интерес и здесь не рассматривается.

Кроме того существуют особые признаки выбора мест для постановки сейдов, которые отсутствуют в местах хаотического скопления валунов разбросанных ледником – вероятность встретить в этих нагромождениях сейд крайне мала, а «подгонку» легко опознать с большой долей вероятности. Несмотря на то, что некоторое рациональное зерно в «ледниковой» гипотезе есть, о чем будет сказано ниже, все-таки её стоит лучше оставить в разряде казусов исторического материализма вроде «лабиринты – ловушки для рыб» (продолжая: «дольмены из-за явного сходства с скворечниками – ловушки для птиц, а стоунхендж не что иное как сушилка для белья великанов. ») и т.д. и т.п. Рукотворность многих сейдов, по мнению, автора бесспорна. Наличие не только некоей «разумности», но и инженерной, а также эстетической мысли, несомненно имеется в величественных мегалитах Арктики.

Условно сейды можно разделить на несколько основных типов, отличающихся конструктивными особенностями:

1 в виде камня с одной стороны приподнятого на булыжник-подставку,

2 камень, полностью поставленный на камни-подставки, количеством от трех до десятков.

3 камень сверху которого установлен один или несколько камней(«шапки»),

4 камень на подставках, сверху которого установлено один или несколько камней,

5 пирамидка из небольших камней на вершине валуна.

6 камень установленный на ребро, или узкой частью вниз.

7 камень просто поставленный вершиной вниз.

Это только основные конструктивные особенности сейдов, одиночно встречаются и совершенно уникальные конструкции – маленький камень на подставках расположенный на большом камне на подставках, камень-сейд на двойных подставках-кладках, пирамидка из камней на вершине валуна установленного на подставки, конструкция из нескольких камней поставленных друг на друга, сейд на подставках над трещиной, сейды установленные под углом до 45 градусов на скалах.

Безлесые вершины, «лысые горы», часто становились сакральными точками многих народов Мира в том числе и саами, на разных языках Скандинавии у этих северных «лысых гор» свои названия – fjell, fjdll, tunturi. В русском языке последнее стало прообразом слова «тундра», «полярная степь».

Обобщая признаки плато сейдов можно выделить несколько основных пунктов:

1 привязка к геологическим особенностям

2 наличие верховых озер

3 «средний» высотный диапазон

4 «многовершинность» (либо пологое плато, учитывающее предыдущие признаки)

5 наличие мощных останцев (либо многочисленные выходы скал на дневную поверхность)

Места с подобными признаками выделялись не только сейдами, но и петроглифами. В северной Швеции недавно было открыто святилище условно названное «Падьяланта»(52). По основным ландшафтным особенностям – высотному диапазону, наличию небольших озер и мощных останцев, это «стандартное» священное место древних обитателей европейского Севера. Парадокс в данном случае представляет другое – петроглифы-изображения лодок и кораблей на высоте 700-800метров от уровня и на удалении 40км от моря. Свидетельства глобального подъема Скандинавии в послеледниковое время или просто горные саами в своем капище высекали изображения чужеземных транспортных средств? Возможно, что лодки в данном случае были символом перехода между мирами, как это часто упоминается в древних мифологиях норвежцев и саами? Петроглифы-символы подчеркивали сакральность места? Загадки петроглифов, как и лабиринтов тесно переплетаются с темой сейдов и не только на уровне внешних признаков святилищ, но и по взаимному расположению. Хотя среди комплексов сейдов достоверные петроглифы не найдены, но несомненно что эти две категории памятников взаимно дополняющие.

Кроме возвышенностей священными местами считались и ущелья. В Финляндии известно труднодоступное урочище Пакасайво именуемое «лапландским адом». Вход в него предваряет массивный сейд. Привязка магического мировосприятия древних саами к ущельям и трещинам в скалах также очевидна, так в Хибинах есть «ущелье мертвых», сейды иногда ставились над трещинами в скалах, как бы соединяя их.

Можно выделить несколько основных способов, которыми древние люди добивались нужного им «неустойчивого» положения сейдов:

1 сейд ставился на одной опоре под углом до 30градусов.

2 опоры наклоняли сейд установленный на склоне. В некоторых случаях создается впечатление, что опоры буквально «подталкивают» сейд к обрыву.

3 сейд ставился фактически на обрыве, под углом до 45градусов, упираясь опорами в скалу.

4 сейд ставился острой вершиной вниз.

5 совершенно уникальная «дольменная» постановка – сейд плита, в горизонтальном положении сверхустройчивая по определению, ставилась на опоры расположенные вершинами вниз.

6 опоры сейда ставились неустойчиво, держась в заданном положении только за счет веса самого сейда.

7 сейд располагался на опорах так чтобы часть его «висела» вне опор.

8 камни ставились «в распорку» – «домиком».

9 сейд ставился «на попа», нечто вроде «менгира-на-шарнирах».

Иногда встречаются и другие варианты постановки, например сейд нависающий над обрывом. Даже те сейды, которые ставились вполне сносно, также тяготеют к обрывам, трещинам, склонам. В некоторых случаях сейды ставились устойчиво со всех сторон – как по постановке, так и по расположению. Но по другим признакам (месторасположению, весу) такие можно отнести к более поздним, возможно средневековым имитациям.

Систематизирую сейды и их комплексы, наталкиваешься на неожиданные выводы: в выборе места для «капищ» главную роль играли «невидимые» геологические признаки. В постановке же самих камней количество камней-опор, вес и прочие внешние признаки также уступали главному требованию – сейдом в комплексе может быть любой камень, хоть вообще без опор, но установленный неустойчиво. Неустойчивость была главным каноном, все остальное было второстепенно. Можно было извращаться с опорами как угодно – главное стремиться к этому «каноническому» условию постановки. Возможно, предположить, что каждый род ставил сейды по-своему, или в разные сезоны постановка была различной, или еще чего подобного, но это все второстепенные детали. Наличие в геологически активных точках неустойчивых камней явно было зачем-то нужно древним людям. Причем эти два требования были ГЛАВНЫМИ в полярном мегалитостроении. Получается, что строители сейдов делали упор именно на некое непонятное нам знание, а не воротили валуны от безделья, величия своих возможностей ради.

Людям во все времена было свойственно использовать то, что есть в недрах Земли – мы сейчас используем нефть, газ, добываем руду, а что могли «качать» своими неустойчивыми камнями в геологических разломах древние люди? Интересно, какую роль играли водоемы в таких местах? Может быть сам химический состав воды в них отличается от равнинных «обычных» озер и рек? Сейды тоже вряд ли «случайно» оказывались над и вблизи источников. Совершенно очевидно, что в этом был заложен какой-то смысл.

Плато сейдов производят сильное визуальное впечатление и наивно полагать это случайным эффектом, при внимательном осмотре становится очевидным то искусство, с которым ставились камни. Ведь не только сама постановка камня, но выбор места подчеркивал этот эффект, в основном камни ставились на выступах скал, покатых «лбах», останцах, на обрывах. Довольно часто камни ставились и на трещинах, как бы отмечая их.

Здесь мы можем только гадать, как далеко распространялись познания древних в этой области и какой вкладывался смысл.

— во первых, для установки большого количества сейдов большого веса необходимо наличие свободного народа и некоей его организующей силы-власти

— во вторых, предположив что сейды ставились на протяжении длительного времени должна существовать и традиция (ритуал? «техническое описание»? методика?) их возведения передаваемая через поколения.

— в третьих, места расположения сейдовых плато выбирались с учетом знания геологических свойств местности, ибо странно предположить, что такие комплексы оказались «случайно» на месте тектонического разлома (г.Двойная, Кивакка) или в центре древнего землетрясения (г.Воттоваара). Кроме этого совершенно очевидно наличие знания о ландшафтных особенностях и наиболее эффективном их использовании в обустройстве комплексов. Сама постановка сейдов также подразумевает познания в сооружении с максимальным визуальным, а следовательно и психологическим эффектом на смотрящего. Что бросается в глаза? В первую очередь неестественность сейдов отличающая их от обычных камней. Интересно, что непременной ландшафтной составляющей комплексов является наличие небольших верховых озер, они есть на Воттовааре, Кивакке, Двойной. Например, над тундрой возвышается сопка высотой метров 400 от уровня моря, самая высокая точка окрестностей, на вершине ни одного сейда, лишь у подножия, возле двух небольших озер, располагается скопление из примерно 10 сейдов. Это тоже явно не случайное совпадение вероятно наличие воды было необходимо для каких-то ритуалов, мистерий, приношений и т.п. действ. Вполне возможно, что вода была важнее «высотности» в выборе места для возведения сейдов. В саамской мифологии горы были олицетворением рая Сайваймо, верховые озера вероятно могли быть прообразами тех колодцев-источников всех земных вод, бывших при сотворении Мира (43). Сами священные озера именовались «сайва»(saivo или saiva) и считались воротами в мир духов Сайвамаа. Расположение сейдов возле озер прослеживается в финской части Лапландии – в округе Енонтекио известны сейды Накала (Nakkala seita) возле озера Наккалаярви, Кикасярви и Сомасярви камни в местности Касиварси, и в горной части Швеции (озеро Виксиярви-гора Мионювара).

Подобный широкий спектр знаний невозможно получить без длительного наблюдения за особенностями местности, обобщающего опыта и схемы его наследования. Условно можно сказать что существовала некая каста шаманов и по совместительству инженеров-геофизиков стоявших у истоков сооружения комплексов сейдов. Также ясно, что эти люди проживали на данной территории относительно длительное время, позволившее им исследовать местность и сделать свои выводы о её структуре и свойствах. Они не были случайно прокочевавшим народом, т.к. культовые комплексы выглядят отнюдь не рассчитанными на один-два сезона ритуальных действ, поскольку содержат разнообразные конструкции, и по тому, что некоторые почитались до недавних пор, почитание это имеет длительную традицию. Сейчас известно, что первопоселенцами европейского Севера были саами. Рассмотрим подробнее сведения об истории этого народа применительно их причастности к строительству сейдов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *