что такое северное возрождение
Северное Возрождение
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.
Содержание
Отличие от итальянского Возрождения
Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.
Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Периоды
Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии. Истоки и первые этапы носят название Ars nova.
Представители
Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения представлены фламандо-голландской и немецкой живописью
В Нидерландах и Фландрии это, прежде всего, Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк, Робер Кампен, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг. Мастера «второго эшелона» — Гертген тот Синт Янс, Квентин Массейс и Бернар ван Орлей. Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля, а также Иоахима Патинира, Адриана Изенбранта, Яна Провоста, Яна ван Скорела.
В Швейцарии — Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515—1532),Никлаус Мануэль Дёйч, Ханс Леу младший, Ханс Фриз и Урс Граф.
Литература
Kemperdick, S. The Early Portrait from the collection of the Prince of Liechtenstein and the Kunstmuseum Basel. Munich-Berlin-London-New York, 2006.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Северное Возрождение» в других словарях:
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции 1 й трети 15 16 вв.; для отдельных стран существует собственная … Большой Энциклопедический словарь
Северное Возрождение — принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции первой трети XV XVI вв.; для отдельных стран существует… … Энциклопедический словарь
Северное Возрождение — см. Возрождение Северное. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13 16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Роль искусства Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории… … Энциклопедический словарь
Возрождение — Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе… … Художественная энциклопедия
Возрождение — Запрос «Возрождение» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Возрождение Северное — культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали … Художественная энциклопедия
Возрождение (значения) — Возрождение: Содержание 1 История 2 Населенные пункты 2.1 Белоруссия 2.2 Россия … Википедия
Ленинское Возрождение — Хутор Ленинское Возрождение Страна РоссияРоссия … Википедия
Юго-Северное сельское поселение — Герб Флаг (описание) … Википедия
Искусство Северного Возрождения: история, характеристика 1 598 слов Раздел в процессе наполнения и корректировки
В изобразительном искусстве термин «Северное Возрождение» относится к быстрому развитию изобразительного искусства (около 1430-1580 гг.), которое происходило в двух основных областях: нидерландские Низины Фландрии и Голландии, а также вся территория Германии. Вплоть до середины 16 века нидерландские районы управлялись герцогами Бургундскими, а затем Габсбургами, которые также правили большей частью Германии. Северное Возрождение славилось передовыми техниками масляной живописи, реалистичным, выразительным алтарным искусством, портретами на деревянных панно, а также гравюрами на дереве и другими формами гравюры. Каменная скульптура не пользовалась популярностью, но резьба по дереву была немецкой специальностью.
До 1500 года искусство Возрождения в Италии почти не влияло на развитие живописи и скульптуры в Северной Европе. (Во всяком случае, Италия находилась под влиянием Севера.) Даже после 1500 года, во воемена расцвета Высокого Возрождения, такие проблемы, как религия, политика, климат и различные художественные традиции, как правило, сводили к минимуму принятие культурных идей из Флоренции и Рима.
Ренессанс в Северной Европе
О фламандской и голландской масляной живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О росписи и резьбе по дереву в Германии (1430-1580):
Искусство немецкого Возрождения.
Скульптура эпохи Возрождения
Подробнее о трехмерных пластических произведениях искусства из мрамора, бронзы, дерева и их авторах:
Скульпторы эпохи Возрождения (1400-1600).
Эволюция визуального искусства
Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти здесь: Хронология истории искусства.
Готические традиции
Что касается форм искусства, то Север знал об истинном Возрождении так же мало, как Италия о подлинном готическом стиле искусства, но интеллектуальное движение, благодаря которому Западная Европа вышла из Средневековья, было столь же сильным на Севере, как и на Юге. Если мы датируем начало новой эры примерно 1492 годом, годом открытия Нового Света, то это только поворотный момент революции. Движение, которое привело к этому, началось в начале века и с тех пор Европа пережила полную реконструкцию своей культуры.
Северные страны, особенно Фландрия (с ее процветающими центрами, такими как Антверпен, Гент и Брюгге) – в то время часть большого герцогства Бургундия – были, наряду с Флоренцией, самым богатым и наиболее экономически развитым регионом Европы. Как и в Италии, здесь развивалась городская культура, в которой усиливалось влияние буржуазии. Несмотря на это общее социальное сходство, на севере не было сопоставимой революции в искусстве. Живопись значительно дольше оставалась привязанной к средневековым традициям. Лишь постепенно в реальном мире появились священные темы. В своих религиозных картинах художники пытались максимально естественно передать пространство, цвет, объем и свет.
В отличие от итальянских художников, северные художники не были заинтересованы в повторном открытии духа Древней Греции. Вместо этого они стремились использовать весь потенциал масляной краски и запечатлеть природу именно такой, какой они ее находили. (Примечание: Подробнее о пигментах, использованных в масляной живописи эпохи Возрождения: Цветовая палитра эпохи Возрождения)
Как и в Италии, религия доминировала в живописи и скульптуре того периода, но более тонкими способами и всегда с землистыми краями. Если искусство итальянского Возрождения мечтательно и идеализировано, то северное искусство практично, приземленно и бесстрастно. Это повлияло на популярность жанров живописи, и мы видим, как историческая живопись уступает место портретному искусству и жанровой живописи, особенно после Реформации (около 1520 г.), когда церковь в Риме перестала быть главным покровителем искусств на Севере Европы. Список наиболее важных работ из Италии и Северной Европы ищите в разделе «Величайшие картины эпохи Возрождения».
Ренессанс в Нидерландах – характеристика
Фламандская живопись и голландская живопись, которые охватывали как светские, так и религиозные темы, отличались широким распространением использования масла и яркими цветами. Фрески были редкостью. Гентский алтарь – пример нидерландского христианского искусства начала 15-го века, хотя Босе и Брейгель Старшие создавали свои собственные инновационные религиозные произведения.
Детальный Реализм
В то время как итальянское искусство 15 века было основано на математически рассчитанной линейной перспективе, Голландское искусство определялось эмпирической перспективой. В отличие от итальянских художников эпохи Возрождения, которые стремились к научному и рациональному пониманию мира и создавали картину, так сказать, изнутри, голландцы пытались докопаться до тайн мира с точным наблюдением за всеми вещами, фиксируя каждую деталь. Художники учились на непосредственном наблюдении и знании последовательности вещей. Они рисовали то, что видели – и, таким образом, как на рисунке выложенного плиткой пола в работе Рогира ван дер Вейдена, они очень близко подошли к эффекту центральной перспективы. Этот подход, основанный на наблюдении и опыте, показал художникам, что формы теряют свои очертания по мере удаления от них, а интенсивность цвета уменьшается и приобретает голубоватый оттенок.
Для пейзажных видов, которые придавали глубину их интерьерам, они изобрели – задолго до Леонардо – воздушную и цветовую перспективу. Вовремя эпохи голландского барокко 17 века, внимание нидерландцев к детализированным повседневным темам легло в основу Золотого века голландского реализма (около 1600–1680 гг.).
Нидерландские художники
Среди ведущих фламандских и голландских старых мастеров: Роберт Кампен (ок. 1378–1444), известный такими работами, как Триптих Зайлерна (1410 г.) и Алтарь Мерод (1425 г.); Ян ван Эйк (1390-1441), известный Гентским алтарем (1432) и свадьбой Арнольфини (1434); ученик Яна ван Эйка, Петрус Христос (около 1410–1475), наиболее известный своим « Портретом девушки » (1470, Галерея Старых мастеров, Берлин); Рогир Ван дер Вейден (1400–1464 гг.), известный своим необычайным реализмом, как в его шедевре « Снятие с креста » (1435 г.), для церкви Нотр-Дам-дю-Деор (ныне в Музее Прадо, Мадрид); Диерих Баутс (1420-1475) за его религиозные картины; Хуго Ван Дер Гус (1440-1482), известный своим алтарем Портинари (1475), повлиявшим на раннее Возрождение во Флоренции; великий Иероним Босх (1450-1516) с его « Садом земных наслаждений » (1510-15) и другими морализаторскими трудами; Иоахим Патенье (1485-1524), пионер-пейзажист; Питер Брейгель Старший (c.1525-1569) более всего известный своими ландшафтно-описательными работами, такими как Вавилонская башня (1563).
Возрождение в Германии – характеристики
Немецкий ренессанс был известен своей графикой и гравюрой, которые были связаны с немецким опытом в развитии процессов печати, как в изобретении печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1450-х годах. Еще одним первым немецким пионером рисунка и гравюры был Мартин Шонгауэр (1448-1491) из Кольмара.
Графика
Фактически, задолго до того, как Гутенберг начал печатать книги, маленькие ялики, напечатанные из деревянных блоков, имели широкое распространение. Позже появились блочные книги в виде серии ксилографий в переплете с несколькими строками текста. В гравюре на дереве белые части рисунков вырезаются в деревянном блоке до тех пор, пока рисунок не станет рельефным, когда его можно будет нанести чернилами. В офорте и гравировке с другой стороны, художник гравирует или вытравливает («кусает» кислотой) линии на металлической пластине. Чернила, удерживаемые только надрезанными линиями, под давлением впитываются листом бумаги. Таким образом, гравировка на медной пластине может работать с тонкими пересекающимися линиями и гораздо более свободно, чем гравер по дереву, который сначала тщательно избегал всякой перекрестной штриховки. Прошло некоторое время, прежде чем они достигли степени совершенства, позволяющей получать полутона. Скорее позже, чем гравюра на дереве, гравюра на меди получила еще более широкое распространение. Гравюры на меди были работой ювелиров и опытных рисовальщиков.
Новая техника гравировки по металлу предназначалась не только для воспроизведения эфемерных рисунков; более гибкое искусство и еще одно способное к развитию, оно взяло на себя задачу книжной иллюстрации от художников-миниатюр. В свободной идиоме линии можно было выразить многие вещи, которые было бы запрещено воспроизводить более сложным использованием цвета. По этой причине даже великие мастера шестнадцатого века прибегали к рисованию линий, чтобы выразить свои глубочайшие чувства.
Портретная живопись, как и резьба по дереву, была еще одной областью, в которой немецкие художники сияли. Экспрессионистская сторона немецкого характера проявилась в ряде ярких религиозных произведений, в том числе выдающихся запрестольных образах и панно.
Величайшие художники Северного Возрождения
Наиболее известными немецкими художниками были Стефан Лохнер (1400-1451), художник « Страшного суда » (1440-е); гравер Мартин Шонгауэр (пост 1455-91), известный своей « Мадонной в розовом саду » (1473) и более 100 гравюрами с автографом; Маттиас Грюневальд (1470-1528), создатель Изенхаймского алтаря (1510-15); великий рисовальщик Альбрехт Дюрер (1471-1528), известный своим мастерством рисования и гравюрами, в т.ч. гравюрами на дереве, такими как « Четыре всадника Апокалипсиса » (1497-8), а также алтарями, портретами и этюдами природы; Лукас Кранах Старший (1472-1553), известный, например, своим диптихом портреты Лютера и жены (1529 г.); Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), известный своими алтарями, ранними пейзажами и отдельными шедеврами, такими как Битва при Иссе (1529); Ханс Бальдунг Грин (1484-1545), известный своим алтарем во Фрайбурге; великий Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), известный своими портретами, такими как « Купец Георг Гизе » (1532), « Послы » (1533), Портрет Генриха VIII (1540).
Величайшие скульпторы Северного Возрождения
Величайшие картины Северного Возрождения (1430-1580)
Альбрехт Альтдорфер (1480-1538)
Битва при Александре при Иссе (1529) Старая пинакотека Мюнхена.
Ханс Бальдунг Грин (1484-1545)
Коронация Алтаря Богородицы (1512-16) Фрибург-им-Брайсгау.
Три возраста человека со смертью (около 1540 г.) Прадо, Мадрид.
Иероним Босх (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1504) Музей Прадо, Мадрид.
Страшный суд (Триптих) (1505-10) Венский сецессион, Вена.
Ecce Homo (1515-6) Музей изобразительных искусств, Гент.
Триптих Хейвейн (1516) Прадо, Мадрид.
Дьерек Баутс (1415-1475)
Алтарь Тайной вечери (1464-7) Церковь Святого Петра, Лувен, Бельгия.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Нидерландские пословицы (1559) Государственный музей, Берлин
Битва между карнавалом и Великим постом (1559) Исторический музей, Вена
Безумная Мег Дулле Грит (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Вавилонская башня (1563) Исторический музей, Вена
Резня младенцев (c.1565-7) Исторический музей, Вена
Охотники в снегу (1565) Исторический музей, Вена
Вифлеемская перепись (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Притча о слепых (1568) Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Крестьянская свадьба (1568) Исторический музей, Вена.
Роберт Кампен (1375-1444)
Триптих Зайлерн (Положение во гроб) (1410) Институт Курто, Лондон.
Алтарь Мероде (около 1427) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Алтарь Верля (Диптих) (1438) Музей Прадо, Испания.
Петрус Христос (ок. 1410-1475)
Портрет молодой девушки (1470) Галерея старых мастеров, Берлин.
Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Портрет Лютера и жены (Диптих) (1529) Уффици, Флоренция.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Молодой Заяц (1502) Альбертина, Вена.
Большой кусок дерна (1503) Альбертина, Вена.
Адам и Ева (1507) Музей Прадо, Мадрид.
Четыре апостола (1526) Старая пинакотека, Мюнхен.
Адам Эльшаймер (1578-1610)
Бегство в Египет (1609) Старая пинакотека, Мюнхен.
Ян ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) Святой Бавон Катердал, Гент.
Человек в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Арнольфини (1434) Национальная галерея, Лондон.
Мадонна Ролен (1435 г.) Лувр, Париж.
Хуго Ван дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенхеймский алтарь (1512-15) Музей Унтерлинден, Колмар.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)
Тело мертвого Христа в гробнице (1521) Художественный музей Базеля.
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Портрет Эразма Роттердамского (1523 г.) Национальная галерея, Лондон.
Портрет сэра Томаса Мора (1527) Собрание Фрика, Нью-Йорк.
Портрет дамы с белкой и скворцом (1527–28) Национальная галерея, Лондон.
Портрет купца Георга Гизе (1532 г.) Государственные музеи Берлина.
Портрет Томаса Кромвеля (1532–1532). Национальная портретная галерея, Лондон.
Стефан Лохнер (1400-1451)
Страшный суд (ок. 1440) Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн.
Ганс Мемлинг (1433-1494)
Триптих Страшного суда (1471) Народный музе, Гданьск.
Доннский Триптих (1480 г.), Национальная галерея, Лондон.
Михаэль Пахер (1434-1498)
Алтарь Вольфганга (1471-81) Зальцкаммергут.
Алтарь отцов церкви (1484 г.) Старая пинакотека, Мюнхен.
Иоахим Патенье (Патинье или Патинир) (1485-1524)
Путешествие в подземный мир (1522) Прадо, Мадрид.
Отдых на пути в Египет (1515 г.) Музей Конинклейка.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Снятие с креста (1435-40) Музей Прадо.
Алтарь семи таинств (1445) Музей изящных искусств Конинклейк, Антверпен.
Оплакивание гроба (1450 г.) Галерея Уффици.
Информация о других направлениях и периодах: История искусства.
Что такое северное возрождение?
Прекращать наш культурный разбег в рассмотрении тенденций европейского искусства не хотелось бы, тем более на самом интересном месте. А, так как мы прикипели особой любовью к фламандским живописцам, не лишним будет вспомнить о таком культурном феномене как «Северное Возрождение».
Казалось бы, Ренессанс — он и в Африке Ренессанс. А нет, отличие нидерландского образца от его южных собратьев значительное, если не кардинальное. Если говорить о фламандской живописи в целом, то ей присуща некоторая холодность, ну, и не удивительно, северные народы все-таки.
Северное Возрождение
Влияние географического расположения и климатических условий на развитие культурных тенденций в той или иной стране уже давно вошли в ранг отдельной науки. Скромность, скрытость и осторожность — вот те общие черты, которые присущи северным народам.
И да, действительно, в их возрождении это заметно, в отличие от помпезных, реалистичных обнаженных тел вольготно расположившихся на стенах Рима и Флоренции, строгие, по-средневековому вытянутые лица с картин Брейгеля, кажутся флэшбеком в готическое искусство.
Питер Брейгель Старший «Притча о слепых»
При совместном произношении слов «Возрождение» и «Север», на ум моментально приходит образ Иеронима Босха, творчество которого было освещено ранее. А так же семейство Брейгелей, которых мы тоже не обошли своим вниманием.
При изучении их картин, возникнет вполне логичный вопрос, а в чем же вообще тут Ренессанс? Ведь Возрождение — это возвращение к античным канонам красоты, гармонии и так далее, а тут ни того, ни другого не замечается.
Особого интереса к анатомической детальности северные братья не проявили. Особенностью фламандского возрождения стало намеренное искажение реальности и создание гротескных образов.
Альбрехт Дюрер «Двенадцатилетний Христос среди книжников»
Альбрехт Дюрер, до этого времени, известный нам как один из европейских граверов, был к тому же и талантливым живописцем. Он стал одним из тех, кто умело соединил античную гармоничность и анатомичность, с карикатурностью.
Ян ван Эйк «Потрет четы Арнольфини»
Ваятели Северного Возрождения не вернулись к античности «напрямую», как это сделали итальянские мастера, они пересмотрели каноны прошлого века. Это был новый путь духовного, спиритуалистичного и мистичного искусства.
В творчестве этих людей проявились религиозные тенденции и изменения, бушующие в то время. Реформация, ставшая «свежей кровью» в застоявшемся католическом болоте, в первую очередь повлияла на создание новых христианских образов в живописи.
Фактически, это было возрождение готики, только в ее новой, свежей интерпретации, в силу нового понимания религиозности, как таковой.
Кранах Лукас Старший «Влюбленный старик»
Но при этом, стоит понимать, что в образное разнообразие ворвались и простые смертные. И не какие-то там великие личности, чьи портреты уже красовались на стенах замков, героями этого времени стали чернорабочие, обычные горожане и даже прокаженные. Они стали одновременно и собирательным образом высмеивающим людские пороки, и ярким контрастом с идеализированной светской жизнью аристократии.
Квентин Массейс «Уродливая герцогиня»
Полностью отрицать влияние античности будет бессмысленно. Древнегреческая любовь к сатире и гротескному юмору снова проявила себя к концу средних веков, а в начале Возрождения она проявилась в полной мере уже как в литературе, так и живописи.
Кто мог бы себе представить такой нелицеприятный портрет герцогини ста годами ранее. Увольте, на такое они способны не были, а вот Массейс смог.
Это время ознаменовалось рождением карикатуры, который стал тенденцией целой эпохи, а позже эволюционировал самостоятельно как жанр.
Питер Брейгель Старший «Падение ангелов»
Факторов сформировавших этот удивительный стиль огромное множество. От общих европейских тенденций, до исторических событий и ментальных особенностей. Но одно мы можем сказать наверняка, их стиль стал знаковым в истории искусств, он получил свое отражение в работах множества последователей в разные периоды живописи, графики и даже фотографии. Фантастические фламандские метаморфозы еще не раз будут предметом внимания и «вечного возращения».
Ренессанс: живопись. Эпоха Возрождения: особенности культуры и искусства
Живопись эпохи Возрождения составляет золотой фонд не только европейского, но и мирового искусства. Период Ренессанса пришел на смену темному Средневековью, подчиненному до мозга костей церковным канонам, и предшествовал последующему Просвещению и Новому времени.
Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века.
Историки делят данный период в искусстве на четыре этапа: Проторенессан, раннее, высокое и позднее Возрождение. Особую ценность и интерес представляет, безусловно, итальянская живопись эпохи Возрождения, однако не стоит упускать из внимания и французских, немецких, нидерландских мастеров.
Проторенессанс
Период Проторенессанса длился со второй половины XIII в. по XIV в. Он тесно связан со Средневековьем, в поздний этап которого зародился.
Проторенессанс является предшественником Возрождения и сочетает в себе византийские, романские и готические традиции. Раньше всего веяния новой эпохи проявились в скульптуре, а уже затем в живописи. Последняя была представлена двумя школами Сиены и Флоренции.
Главной фигурой периода был художник и архитектор Джотто ди Бондоне. Представитель флорентийской школы живописи стал реформатором. Он наметил путь, по которому она далее развивалась.
Особенности живописи эпохи Возрождения берут начало именно в этот период. Принято считать, что у Джотто получилось преодолеть в своих работах общий для Византии и Италии стиль иконописи. Он сделал пространство не двухмерным, а трехмерным, используя для создания иллюзии глубины светотень. На фото картина «Поцелуй Иуды».
Представители флорентийской школы стояли у истоков эпохи Возрождения и делали все, чтобы вывести живопись из продолжительного средневекового застоя.
Период Проторенессанса разделился на две части: до и после его смерти. До 1337 года работают самые яркие мастера и происходят важнейшие открытия. После Италию накрывает эпидемия чумы.
Живопись эпохи Возрождения: кратко о раннем периоде
Раннее Возрождение охватывает период продолжительностью 80 лет: с 1420 г. по 1500 г. В это время оно еще не окончательно отходит от прошлых традиций и по-прежнему связано с искусством Средневековья.
Однако уже чувствуется дыхание новых тенденций, мастера начинают чаще обращаться к элементам классической древности. В конечном итоге художники полностью бросают средневековый стиль и начинают смело пользоваться лучшими образцами античной культуры. Отметим, что процесс шел довольно медленно, шаг за шагом.
Яркие представители раннего Возрождения
Творчество итальянского художника Пьеро дела Франческа полностью принадлежит к периоду раннего Возрождения. Его произведения отличает благородство, величественная красота и гармония, точность перспективы, мягкая цветовая гамма, наполненная светом.
В последние годы жизни помимо живописи он углубленно изучал математику и даже написал два собственных трактата. Его учеником был еще один известный живописец, Луки Синьорелли, а стиль отразился на работах многих умбрийских мастеров. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».
Доменико Гирландайо – это еще один яркий представитель флорентийской школы живописи эпохи Возрождения раннего периода. Он являлся основателем известной художественной династии и главой мастерской, где начинал юный Микеланджело.
Гирландайо был знаменитым и успешным мастером, занимавшимся не только фресковыми росписями (капелла Торнабуони, Сикстинская), но и станочной живописью («Поклонение волхвов», «Рождество», «Старик с внуком», «Портрет Джованны Торнабуони» — на фото ниже).
Высокое Возрождение
Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции.
Связано это с восхождением на папский престол честолюбивого, предприимчивого Юлия II, который привлек к своему двору самых лучших художников Италии. Рим стал чем-то вроде Афин во времена Перикла и переживал невероятный подъем и строительный бум.
При этом наблюдается гармония между отраслями искусства: скульптура, архитектура и живопись. Эпоха Возрождения объединила их. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.
Античность изучается в период Высокого Возрождения более основательно и воспроизводится с максимальной точностью, строгостью и последовательностью. Достоинство и спокойствие заменяют кокетливую красоту, а средневековые традиции забываются совершенно.
Вершину Ренессанса знаменует творчество трех величайших итальянских мастеров: Рафаэль Санти (картина «Донна Велата» на изображении выше), Микеланджело и Леонардо да Винчи («Мона Лиза» — на первом фото).
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение охватывает в Италии период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусствоведы и историки сводят произведения этого времени к общему знаменателю с большой долей условности.
Южная Европа находилась под влиянием восторжествовавшей в ней Контрреформации, которая с большой опаской воспринимала всякое свободомыслие, в том числе и произошедшее воскрешение идеалов античности.
Во Флоренции наблюдалось доминирование маньеризма, характеризующегося надуманностью цветов и изломанными линиями. Впрочем в Парму, где трудился Корреджо, он добрался только после смерти мастера.
Свой путь развития имела венецианская живопись эпохи Возрождения позднего периода. Работавшие там до 1570-х годов Палладио и Тициан являются его ярчайшими представителями. Их творчество не имело ничего общего с новыми веяниями в Риме и Флоренции.
Северное Возрождение
Данный термин используется для характеристики эпохи Возрождения во всей Европе, находившейся за пределами Италии в целом и в частности в германоязычных странах. Оно имеет ряд особенностей. Северное Возрождение не было однородным и в каждой стране характеризовалось специфическими чертами.
Искусствоведы разделяют его на несколько направлений: французское, немецкое, нидерландское, испанское, польское, английское и т. д.
Пробуждение Европы шло двумя путями: развитие и распространение гуманистического светского мировоззрения, и развитие идей обновления религиозных традиций. Оба они соприкасались, иногда сливались, но в тоже время были антагонистами. Италия выбрала первый путь, а Северная Европа – второй.
На искусство севера, в т. ч. живопись, эпоха Возрождения практически не оказывала никакого влияния вплоть до 1450 г. С 1500 г. она распространилась по всему континенту, однако в некоторых местах влияние поздней готики сохранилось вплоть до наступления барокко.
Северное Возрождение характеризуется значительным влиянием готического стиля, менее пристальным вниманием к изучению античности и анатомии человека, детализированной и тщательной техникой письма. Важное идеологическое влияние на него оказала Реформация.
Французское Северное Возрождение
Наиболее близкой к итальянской является французская живопись. Эпоха Возрождения для культуры Франции стала важным этапом. В это время активно укрепляется монархия и буржуазные отношения, религиозные идеи Средневековья отходят на второй план, уступая место гуманистическим тенденциям. Представители: Франсуа Кенель, Жан Фуке (на фото фрагмент «Меленского диптиха» мастера), Жан Клуз, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Клуэ.
Немецкое и голландское Северное Возрождение
Выдающиеся работы Северного Возрождения созданы немецкими и фламандо-голландскими мастерами. Существенную роль в этих странах по-прежнему играла религия, и она сильно влияла на живопись. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем.
В отличие от произведения итальянских мастеров художники этих стран человека не ставили в центр вселенной. На протяжении практически всего XV в. они изображали его в стиле готики: легким и бесплотным.
Наиболее яркими представителями голландского Ренессанса являются Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Роберт Кампен, Гуго ван дер Гус, немецкого – Альберт Дюрер, Лукас Кранах старший, Ганс Гольбейн, Маттиас Грюневальд.
На фото автопортерет А. Дюрера 1498 г.
Несмотря на то что работы северных мастеров значительно отличаются от произведений итальянских живописцев, они в любом случае признаны бесценными экспонатами изобразительного искусства.
Живописи эпохи Возрождения, как и всей культуре в целом, свойственен светский характер, гуманизм и так называемый антропоцентризм, или, иными словами, первостепенный интерес к человеку и его деятельности.
В этот период случился настоящий расцвет интереса к античному искусству, и произошло его возрождение. Эпоха подарила миру целую плеяду гениальных скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов и художников. Никогда до этого и после культурный расцвет не носил столь массовый характер.
Северное Возрождение в живописи
Северное Возрождение возникло во Франции, Германии и Нидерландах позже, чем в Италии. Устои средневековья без особой охоты уступали дорогу новым идеям. Эпоха Северного Возрождения ограничивалась первой третью 15 – 16 веками. Готика и мистика слились с классицистическим духом нового времени.
Художественные произведения мастеров кисти Северного Возрождения были острее живописи итальянцев, они показывали интерес к индивидуальности человека и его окружению.
Эти работы ярко выражали принцип Божественной гармонии. А полотна мастеров из Германии, Голландии и Франции в мельчайших деталях показывали религиозность своих авторов. Создается впечатление, что они боготворят листик на дереве и растение на земле. Главной особенностью живописи этого стиля является натурализм.
Чтобы придать персонажам из Библии подобие с натурщиками художники старались подчеркнуть индивидуальность. Это видно в картинах Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера, который соединял натурализм готики с экспрессивностью и идеализированным классицизмом. В отдельных работах натурализм иногда выражался в грубой, и нередко отталкивающей форме.
Еще одной особой чертой искусства данного стиля является экспрессивность. Образ человека на картинах выглядит динамичным, пропорции деформированы. Персонажам, драпировке, одежде также свойственны экспрессия и некая напряженность. В живописи творцов Северной Европы наблюдаются отстраненность и мистика. Художники одевают натурщиков в современные наряды и тщательно выписывают их детали.
Художники Северного Возрождения:
В основу философии Северного Возрождения положен пантеизм (то есть обожествление мира, природы).
Искусство будто растворяет Бога в окружении природы. Поэтому она наделена божественными атрибутами: она вечна, бесконечна, безгранична. Пантеисты утверждали, что всякая природа достойна, чтобы ее изображали. Это представление спровоцировало появление в стиле отдельного жанра – пейзажа.
В конце 15 столетия в немецкой живописи Северного Ренессанса возник портрет. Картины художников из Германии отличались от работ их итальянских коллег.
Последние преклонялись перед человеком и стремились создать идеал красоты, а немецкие мастера были холодны к этой стороне жизни. Они стремились передать характер человека, выразить эмоции образа. Ключевым в Итальянском Возрождении была эстетика, в Северном же – этика.
Портрет Доротеи Канненгисер, Ганс Гольбейн Младший
Адам и Ева, Ганс Гольбейн Младший
Portrait of a Female Donor, Ян Провост
В направлении Северного Ренессанса (особенно в Нидерландах) развился жанр бытового полотна. Нидерландские мастера виртуозно писали свои работы: любую мелкую деталь изображали очень тщательно. Их картины были увлекательны для зрителей: чем дольше смотришь, тем больше видны забавные детали.
Определение Северного Возрождения используют при описании периода Ренесанса в северной части Европы, обобщенно – на всей ее территории за северной границей Италии. Данное направление не было монотонным. Иначе говоря, во всех странах у него были определены специфические характеристики.
Культурология выделяет Возрождение в Испании, Германии, Англии, Франции, Нидерландах. В его основе — гуманизм.
У Северного Возрождения имеется тесная связь с итальянской живописью этой эпохи, однако существует ряд характерных особенностей, а именно: влияние готики, меньший акцент на анатомии и античности, детальная и тщательная манера письма.
Самые известные полотна Северного Возрождения принадлежат живописи Нидерландов, в частности кисти братьев ван Эйк, Р. ван дер Вейдена, Х. Мемлинга, Р. Кампена, Г. ван дер Гуса и прочих.
К позднему периоду относятся работы Босха и Брейгеля. К представителям данного направления в Германии причисляют: М. Грюневальда, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха-старшего, А. Альтдорфера, Гольбейна и других.
Художники по направлению: Северное Возрождение
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология и искусствоведение разделяют немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и другие.
Духовное пробуждение Европы, которое началось в конце XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной.
В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.
Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей): Оба эти течения нередко соприкасались и сливались, но по сути все же выступали как антагонисты.
По первому пути пошла Италия (см. Ренессанс, с его антикизирующими и реалистическими тенденциями), по второму — Северная Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей.
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения представлены фламандо-голландской и немецкой живописью.
В Нидерландах и Фландрии это, прежде всего, Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк, Робер Кампен, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг. Мастера «второго эшелона» — Гертген тот Синт Янс, Квентин Массейс, Бернар ван Орлей.
Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля, а также Иоахима Патинира, Адриана Изенбранта, Яна Провоста, Яна ван Скорела, Корнелис Энгелбрехтсен, Артген ван Лейден.
В Германии — Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах старший, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн, Ханс Бальдунг, Вольф Губер, Мастер M. S. и другие (См. также Дунайская школа живописи).
В Швейцарии — Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515—1532), Никлаус Мануэль по прозвищу Дёйч (Дойч), Ханс Леу младший, Ханс Фриз и Урс Граф.
Во Франции — художники Жан Фуке, Жан Клуэ, Франсуа Клуэ, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Кенель, представители династии придворных художников Дюмустье (династия художников). Дюмустье: Даниель Дюмустье, Косм Дюмустье, Жоффруа Дюмустье, Этьен Дюмустье; ранний Рогир ван дер Вейден. Оригинальным представителем эпохи, не вписывающимся в традиционные рамки представлений о стилях, был Жан Дюве. Своими экспериментами на грани музыки, тайнописи и живописи известен композитор Бод Кордье.
В Великобритании — Уильям Шекспир, знаменитый своими сонетами, трагедиями и комедиями, художник-миниатюрист Исаак Оливер. В Испании — Мигель Сервантес, прославившийся одним из величайших произведений мировой классики — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров
Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV—XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.
Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.
Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность — человек (не считая рабов, конечно).
Возрождение — это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.
Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.
Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов. Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж.
Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.
Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.
1. Джотто (1267—1337 гг.)
Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.
XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.
До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.
Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.
И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.
Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305 гг.). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.
Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.
Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.
Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.
Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.
О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.
Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.
Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.
2. Мазаччо (1401—1428 гг.)
Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425—1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.
Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.
Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.
Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425—1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.
Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.
Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.
Мазаччо. Крещение неофитов. 1426—1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.
Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426—1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.
Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.
Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.
Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.
3. Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.)
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.
Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.
Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.
Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.
Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.
Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.
До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.
Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519 гг. Лувр, Париж.
Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.
Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.
Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.
О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.
4. Микеланджело (1475—1564 гг.)
Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.
Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.
Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.
Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.
Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.
Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.
Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.
Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.
В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.
Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.
5. Рафаэль (1483—1520 гг.)
Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.
Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.
Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.
Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.
Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.
О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.
6. Тициан (1488-1576 гг)
Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562 г. Музей Прадо, Мадрид.
Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.
За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.
Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок. Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.
К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.
Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.
Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.