что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования
Сетевое взаимодействие как условие эффективной работы с детьми с ОВЗ
Вторушина О.И., заместитель директора по УВР МБОУ «Шпалозаводская СОШ» с.Новоильинск, Заиграевского района Республики Бурятия
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В МБОУ «ШПАЛОЗАВОДСКАЯ СОШ»
Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Образовательный процесс с детьми с ОВЗ в начальных классах обеспечивается специальными программами: АООП НОО для обучающихся с ЗПР; АООП НОО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка стало нормой работы школы, в которой исходя из современных социально-экономических условий, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, учитывая запрос со стороны потребителей образовательных услуг, организовано инклюзивное образование.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
В 2015 году школой был разработан и реализуется в настоящее время проект по сетевому взаимодействию «Мы вместе», который имеет 2 направления: «Разноцветное детство», которым руководят учитель истории и учитель начальных классов, направлено на духовно-нравственное воспитание, и «Тропинка к здоровью», под руководством учителя физической культуры формирует правильное отношение к сохранению и поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
Для работы над проектом по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья был создан волонтерский отряд «Новые тимуровцы», в его работе совместно участвуют педагоги и обучающиеся.
В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.
Представленный проект предлагает способ преодоления некоторых из этих противоречий.
Цели проекта: развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте; организация среды, способствующей социализации детей с ОВЗ; обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди других образовательных учреждений села.
Задачи проекта: расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе; развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия); вовлечение в занятия, способствующие развитию моторики через активную деятельность.
Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей.
Работая над проектом третий год, можно сделать некоторые выводы и отметить результаты: разработана система комплексного изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время; созданы условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей; используется ситуация успеха, что позволяет выработать у ребенка с ОВЗ положительное эмоциональное отношение к общению со сверстниками и со взрослыми; познакомившись поближе с интересами и потребностями детей с ОВЗ, к выбору средств и методов мы стали подходить более индивидуализировано; каждая акция, мероприятие стали событием в жизни обучающихся школы и детей с ОВЗ; накоплен определенный опыт общения между коллективом школы и детьми с ОВЗ и их семьями.
Иванов Е.С. Проблема задержки психического развития и дифференцированный подход в учебном процессе // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. – СПб., 1994.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
УДК 37.04-053 А.С.Поддубная
КУ «Нижневартовская общеобразовательная
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
С 2010 года Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа продвигает идею инклюзивного образования. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а школа должна приспособиться под ребенка. Наша школа первое образовательное учреждения в округе, которое организует обучение детей с диагнозом ранний детский аутизм. Другая категория, по которой специализируется наша школа – незрячие дети. Сначала такие дети обучались на дому. В настоящее время 6 детей обучаются в общеобразовательных классах наравне со здоровыми детьми и еще 7 детей посещают школу частично, изучая учебные предметы по выбору. Участниками инклюзивной системы становятся: дети с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагоги, администрация и персонал, родители.
Организационная. Современная школа не может прогрессировать в рамках одного образовательного учреждения, необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения, к повышению качества образования.
Информационная. Потребность удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса. Открытая образовательная сеть способствует массовому распространению передовых и эффективных практик инклюзивного образования, достижению нового качества образования.
Социальный заказ. Необходимость получения дополнительного и непрерывного образования в условиях современного развития экономики и общества.
Доступность. Ограниченный доступ информации для большинства обучающихся с ОВЗ и инвалидов, стремящихся повысить свой уровень образования и компетентности, разные возможности усвоения информации.
Субъективность. Традиционная система образования основана на личном контакте педагога и ученика. Поэтому субъективные аспекты процедуры контроля так или иначе выходят на первый план. В условиях обучения, педагоги имеют дело в основном не с личными особенностями обучающегося, а с продуктами его деятельности. Отсюда результаты образования в сети становятся более объективными. Раскрытые причины указывают на то, что именно сетевое взаимодействие будет способствовать эффективной деятельности школы по повышению качества образования, развитию компетентностей каждого обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС. Сетевое взаимодействие предоставляет дополнительную реальную возможность реализовать идеи самореализации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Построение модели эффективного и успешного сетевого взаимодействия в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» происходит в соответствии со следующими принципами:
Педагогами нашей школы разработана в рамках программа социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья по трем направлениям: психолого-оздоровительное, социально-коммуникативное и сетевого взаимодействия.
Направление сетевого взаимодействия – высшая ступень в интеграции детей с ОВЗ в общество, включающая общение, поездки по городу, знакомство с праздничной и повседневной жизнью в условиях взаимодействия с большим количеством социальных партнеров.
Анкетирование родителей детей с ОВЗ показало, что не в меньшей степени, чем в образовательной интеграции, они заинтересованы в социальной интеграции. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо перемещаться по городу в комфортных условиях. Они должны знать большой мир: музеи, театры, стадионы, культурно- просветительские учреждения. Они должны иметь возможность посещать все те места, где бывают и обычные дети. Они должны иметь свободу. Эту свободу мы организуем с помощью школьного автобуса и программ изучения городской среды, общения детей друг с другом, с учителями, родителями и с новыми людьми.
Существуют и еще две очень важные причины необходимости сетевого взаимодействия. Это забота о родителях детей с ограниченными возможностями здоровья (без инклюзивной школы их борьба за особого родного ребенка превращается в настоящий кошмар) и огромный воспитательный потенциал социального партнерства для детей без особых потребностей, обучающихся совместно. Инклюзивное образование предполагает не просто посещение школы детьми с ограниченными возможностями здоровья, а совместное обучение разных детей. И это дает здоровым детям очень много. Опыт, показывает, что после года совместного обучения стираются границы между детьми здоровыми и имеющими проблемы, дети становятся добрее и толерантнее даже по отношению друг к другу.
Но границ школы недостаточно, поэтому сетевое взаимодействие вызвано к жизни как внешними, так и внутренними потребностями образовательного учреждения, социума микрорайона, общества.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, создании образовательных сетей.
Сетевое взаимодействие направлено на реализацию программ дополнительного образования во внеурочной деятельности. В результате этого взаимодействия создается образовательная среда школы и учреждений-партнеров, которая представляет систему сетевого взаимодействия между ними.
За последние годы школа установила партнерские отношения:
-МУ «БИС» (Библиотечно-информационная система);
-Городская детская библиотека;
-Школы искусств №1, №3;
-Театр кукол «Барабашка»;
-Общественная организация «Лучик света»;
-МАУДОД «Центр детского творчества»;
-Нижневартовское городское общество слепых;
-БУ «Реабилитационный центр «Таукси»;
-Тюменская городская библиотека для слепых детей.
Дети с ОВЗ имеют возможность посещать эти учреждения вместе с одноклассниками, таким образом, им проще социализироваться, ведь друзья помогают и объясняют. Сложнее происходит с учреждениями спорта, их особые дети посещают только в сопровождении родителей.
Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, создание дополнительных условий по поддержке и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, повышения качества образования.
Совместная деятельность учреждений в образовательной сети направлена на достижение общей цели, решения общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, дает возможности совершенствовать образовательный потенциал школы, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми потребностями.
Исходя из понимания сущности сетевого взаимодействия, мы понимаем, что на сегодняшний день существует ряд проблем:
отсутствие сетевых образовательных программ, проектов в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
недостаток кадров в партнерских учреждениях, имеющих навыки работы в специальных условиях и с особыми детьми.
1. Бойко, Е. Л. Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО) [Текст] : метод. пособ. / Е. Л. Бой- ко, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – 207 с.
2. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
Опыт сетевого взаимодействия между учреждениями в условиях инклюзивной практики
Опыт сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями
в условиях инклюзивной практики.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №68
Сетевое взаимодействие в системе образования рассматривается как достаточно широкий феномен. В самом общем виде под «сетевым взаимодействием» понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве. Иногда под сетевым взаимодействием понимают взаимодействие посредством служб сети Интернет. Исследователи (педагоги, психологи, социологи и др.) в качестве базовых рассматривают различные элементы этого многоаспектного феномена. Под сетевым взаимодействием понимается такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообогащения друг друга в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами. А управление происходит не директивно, а конвенциально [1]. Для сетевого образования характерны «неоднородность, неправильность, ассиметрия, сложность, динамичная картина сгущений и разряжений, что свойственно живым явлениям и процессам» [3]. В образовании сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые тематические семинары, конференции, образовательные проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; сетевые консультации и видеолектории и др.
Выделяются следующие показатели сетевого взаимодействия: независимость членов сети (свобода выбора задач, ответственность за них); множественность лидеров (лидер – носитель ресурса, актуального для работы сети, готовый использовать его на благо сети, а не только личное); объединяющая цель (индивидуальный интерес каждого члена сети, недостижимый вне сети); добровольность связей (возможность гибкого изменения структуры и состава сети, быстрого изменения объема ресурсов в сети); множественность уровней взаимодействия (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую) [4].
Существенным является вопрос о способах сетевого взаимодействия. Наиболее широкой формой взаимодействия выступают совместная деятельность и общение, в ходе которых осуществляется:
Прогнозирование направлений деятельности сетевых организаций на основе анализа результатов диагностических (мониторинговых) исследований, изучения стратегических документов развития системы образования и других способов;
Разработка нормативной базы локального уровня (на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации);
Проектирование(разработка) и реализация проектов в установленный временной период и с учетом планируемых результатов сетевого взаимодействия;
Разработка образовательных продуктов и их презентация на промежуточном и завершающем этапе деятельности сети;
Экспертиза полученных результатов с точки зрения оценки их эффективности, инновационного характера, возможностей тиражирования;
Апробация инновационного продукта, созданного участниками сети, его распространение (диссеменация) в системе образования.
Движущей силой совместной деятельности является общая цель, которая должна сохранятся на протяжении всего взаимодействия. Каждый участник совместной деятельности вносит в нее свой вклад, опыт, что позволяет получить «общий фонд информации» [2].
Идеи социального партнерства в системе образования и за ее пределами, предусматривающего использование ресурсов сотрудничества, эффективных взаимоотношений различных заинтересованных участников образовательного процесса, напрямую связанны с сетевым взаимодействием. Это подтверждают федеральные нормативно-правовые документы.
В частности, ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.10.1) подчеркивает, что система образования включает в себя: объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [5]. В приказе Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (п. 19.11) прописано, что система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения (далее – ОУ), а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия) [6]. Аналогичная ситуация представлена в приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО» (п. 18.3.2) [7].
Таким образом, анализ приказов, связанных с введение ФГОС на разных уровнях образования, а также учитывая Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в качестве обязательных условий определяет необходимость, значимость взаимодействия с социальными партнерами внутри системы образования и за ее пределами. В его основе – широкий круг вопросов, в том числе – участие в разработке ООП и АООП, развитие внутришкольной социальной, информационно-образовательной, развивающей среды и др.
В общеобразовательных учреждениях с 1.09.2016 года реализуется ФГОС НОО для детей с ОВЗ, вместе с этим возникли серьезные трудности. Общеобразовательная школа, принявшая ребенка с ОВЗ, сталкивается с проблемами, которые можно условно разделить на две группы – проблемы организационного и социального характера.
К первым относятся:
•отсутствие специалистов, способных эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями в системе общего образования
• недостаточная осведомленность родителей детей с ОВЗ о правах и перспективах развития детей.
Ко вторым относятся:
• негативное общественное мнение по вопросам совместного обучения детей
• отсутствие мотивации и личностной готовности педагогов общеобразовательных учреждений к обучению детей с ОВЗ
• нежелание родителей нормально развивающихся школьников и их самих обучаться вместе с детьми с ОВЗ.
Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями. Особое место в этом взаимодействия принадлежит учителям коррекционных школ, обладающим такими компетенциями, как:
умение соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации;
умение проводить индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;
умение организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соот ветствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
умение проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;
знание особенностей развития детей с разными типами нарушений развития для организации воспитательной и образовательной деятельности.
Именно поэтому в ряде регионов РФ, а также на Дальнем Востоке специальные (коррекционные) образовательные учреждения были определены ресурсными центрами по развитию инклюзивных процессов и по организации психолого- педагогической поддержки процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Согласно этому система специального образования является неотъемлемой частью общего образования и может рассматриваться как социальный индикатор отношений между государством и обществом.
Именно совместная работа позволила создать систему взаимодействия педагогического сообщества разных структурных подразделений по вопросам применения новых методических практик в своей работе.
Практика показывает, что включение ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы предполагает в первую очередь перестройку образовательной деятельности школы. Это создание доступной среды, которая подразумевает физическую доступность (школьного здания, классов, всех помещений школы); академическую программную доступность, которую определяет учебный план, организацию процесса обучения посредствам введения различных форм адаптации и поддержки; социальную доступность (взаимоотношения со сверстниками и персоналом школы). Очень важным условием успешного обучения ребенка с ОВЗ является активное взаимодействие с коррекционными учреждениями, где накоплен уникальный опыт работы с обучающимися разных нозологических групп.
Таким образом, активное сетевое взаимодействие систем общего и специального (коррекционного) образования позволяет:
• выявить противоречия, существующие на современном этапе развития общего, интегрированного и инклюзивного образования и попытаться их преодолеть;
• разработать ряд документов, регулирующих эти отношения (договор между школами, родителями);
• выявить потребности учителей общеобразовательных школ в вопросах обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и разработать систему повышения их квалификации.
Сетевое партнерство в образовании. – М.: Эврика, 2004. 144 с. – Библиотека культурно-образовательных инициатив.
Сетевое взаимодействие в системе образования. – М.: АКАДЕМКНИГА, 2014 27 с.
Цирульников А. «Сетевое образование: контуры новой парадигмы» // Газета «Первое сентября», Издательский дом «Первое сентября», № 02, 2002
Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. М., 1999
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ
Статья «Организация сетевого взаимодействия в системе инклюзивного образования»
Тема : «Организация сетевого взаимодействия в системе инклюзивного образования».
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Глава 1.Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.
Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.
В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры.
В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют особые потребности обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процессадля детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии сих возможностями4
получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
реализация себя в обществе;
повышение качества жизни;
улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.
Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:
— между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;
— между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;
— между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;
— между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии.
Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства.
Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. В настоящий момент рабочей группой авторитетных экспертов России подготовлена специальная глава по инклюзивному образованию Проекта нового Закона РФ об образовании, разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ. В Воронежской области нормативные акты по инклюзивному обучению детей с ОВЗ пока не разработаны.
Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях отделения от общества.
Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
· социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
· психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
· психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
· индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
· компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
· повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
· рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
· тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
· адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
· адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
· адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
· адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
· сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
· ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Освоение основной образовательной программы должно обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.
Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования.
Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть:
· организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
· организация временного режима обучения;
· организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
· технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);
· технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);
· специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования;
Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждениипредполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в обычный класс и отработку индивидуального подхода к обучению по стандартной программе. Индивидуальный подход учителя предполагает обстоятельное знакомство ребенка с образовательной средой; изучение индивидуальных особенностей ребенка и подходов работы с ним; персональное обращение и четкое инструктирование; индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания; подключение помощников и посредников из среды одноклассников; сотрудничество со специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором), тесное взаимодействие с семьей и др. Такой педагогический подход осуществим при условии методической обеспеченности и творческого поиска учителя, поддержки в педколлективе.
Глава 2.Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ Нижнемарьинской СОШ.
Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенного по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми испособствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении. Создание подобных условий предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В настоящее время в школе такая работа ведется. В образовательном учреждении оборудован кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет социального педагога, закуплено необходимое оборудование. Планируется оборудование сенсорной комнаты.
В основе работы с детьми ОВЗ в средней школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычном классе образовательного учреждения, осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья варьируются в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе используются обучение в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.
Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:
• учреждение реализует программы начального общего и основного общего образования;
• групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
• индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;
• коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом;
• Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирают формы получения детьми образования.
В школе обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении.
В школе работает учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог. Занятия проводятся по утверждённому администрацией школы расписанию. Группы формируются по заявлению родителей и рекомендации муниципального ПМПК.
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья учителя и специалисты школы, работающие с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ проходят обязательное обучение по программе повышения квалификации «Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах».
Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала в школе разработаны меры материального стимулирования деятельности работников, осуществляющих обучение учащихся-инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, предоставление им социальных льгот и гарантий, а также мер их морального поощрения.
Все учителя используют принцип индивидуального подхода в обучении. Этот принцип превалирует над другими. В этом направлении педагогический коллектив школы работает над следующими задачами:
• адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
• развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
• создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна.
Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива (класса);
овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.
В нашей школе обучается 3 детей, требующих особого внимания. Это дети-инвалиды, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ОВЗ. Среди них – 2 детей с диагнозом «Умственная отсталость».
Двое обучающихся при обучении в первом классе испытывали трудности в восприятии, понимании и усвоении учебного материала по общеобразовательной программе. При обследовании специалистами школы они были рекомендованы для рассмотрения дальнейшего обучения во 2 классе на школьный консилиум, где было вынесено решение направить их на обследование территориальной ПМПК. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования у детей выявлены трудности в обучении, обусловленные лёгкой умственной отсталостью, смешанными специфическими расстройствами психологического характера. Обучение детей по заключению ПМПК проводится по адаптированной основной общеобразовательной программе 2 класса, ведутся коррекционно-развивающие занятия со специалистами школы.
Ещё один ребёнок был обследован при поступлении в первый класс на ПМПк, где были даны рекомендации родителям по дальнейшему обследованию ребёнка (у психоневролога). Артём пришёл в нашу школу в третий класс из другой школы. После года обучения в 3 классе направлен на ПМПк (и по просьбе мамы) на обследование в территориальную ПМПК по причине инвалидности (умственная отсталость). Артёму требуется помощь в усвоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении. По решению комиссии ребёнок обучается по адаптированной программе и получает помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога.
Алексей обучается на дому по адаптированной программе по рекомендации школьного консилиума и решению территориальной ПМПК, у него инвалидность (умственная отсталость). Алексей с большим трудом усваивает и эту программу. Интеллектуальное развитие мальчика не соответствует возрастной норме. С Алексеем 2 раза в неделю проводятся педагогом-психологом коррекционные занятия.
Все дети обучаются по индивидуальному учебному плану, идут по индивидуальному образовательному маршруту, ведётся отслеживание динамики развития.
Работа педагога с детьми с ОВЗ затрудняется тем, что нет ранней комплексной помощи таким детям, их умения адаптироваться в детском коллективе до периода обучения в школе. Не хватает современного взгляда педагога на процесс обучения ребёнка с ОВЗ, нестандартных методов и технологий в обучении, программы, учитывающей способности детей и педагога. Пока ещё есть трудности дифференцированного подхода к таким детям, проблема создания условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Позиция родителей, заинтересованных в раскрытии потенциала своих детей, также должна помогать педагогам, но такая заинтересованность встречается не всегда.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Организация инклюзивного обучения в МКОУ Нижнемарьинская СОШ предполагает:
на 1-м этапе – создание условий и отработку принципов, подходов, форм и технологий инклюзивного обучения в общеобразовательном учреждении ( Устранение барьеров архитектурной и физической недоступности. Создание образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обеспечение психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.)
на 2-м этапе – распространение опыта по организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ на другие образовательные учреждения.
Создание образовательной модели инклюзивного образования, которая позволит успешно обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получат адекватные их потребностям образовательные услуги и психолого-педагогическую поддержку;
Методические рекомендации для педагогических работников (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель), сопровождающего по организации эффективной работы в инклюзивных классах.
Условия для успешной социализации личности;
Воспитывающая среда, основанная на толерантности, сотрудничестве и других морально-нравственных качествах.
Хочется отметить, что инклюзивное образование важно не только само по себе. Возможности и методики инклюзивного образования могут работать на всех детей. Образовательная среда инклюзивной школы должна формировать у всех детей убеждённость в ценности образования для достижения жизненного успеха, толерантное отношение к людям в чём-то отличающихся от большинства, умение сопереживать и помогать тому, кто рядом, кто этом нуждается, проявлять лучшие свои человеческие качеств в конкретной повседневной практической деятельности.
«Определение уровня развития ребенка с ОВЗ. Мониторинг» под редакцией Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального развития: Методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева, А.А. Еремина, Е.Н. Моргачева. Подред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 92 с.
ФГОС для родителей. Авторы: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
«Методические рекомендации учителю, работающему с умственно отсталыми детьми Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Составитель: ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого ИПК и ПП работников образовании Попов. В. С., 2013