что такое сервотроник на бмв е39
Сервотроник
Однажды ехал себе никого не трогал и тут бац — руль задубел. Приехал на стоянку сразу проверил уровень жидкости ГУР — всё в норме. Ещё раз завёл — руль крутится легко. Ну подумал что какой-то глюк и пошёл домой. Утром как ни в чём не бывало выезжаю на работу и только отъехал 2 метра руль опять задубел. Самый прикол в том, что глушишь машину, заводишь — руль крутится легко, только трогаешься — дубеет. Сразу начал грешить на сервотроник. На следующий день подключил комп: в блоке DSC всё чисто, в блоке ZKE висела ошибка short circuit servo-valve or cable. Стирание ошибки не помогало. Если вручную задавать PWM значение напряжения для клапана — всё работало(усилие на руль изменялось плавно и без проблем). Стоило только тронуться — руль дубел. Прокатился с дигностикой — блок ZKE скорость видит нормально. Если вручную выставлять скорость больше 0 км/час — руль дубеет. Включил значение силы тока, которое поступает на клапан: на месте 897 мА, только трогаюсь — значение начинает прыгать в диапазоне 400-800 и потом падает в 0 — руль задубел. Дальше начал подозревать блок ZKE, снял его — плата в целосности и сохранности(обычно на обратной стороне выгорает большой резистор).
Решил проверить сопротивление клапана, оно должно быть в районе 9 Ом. Для того, чтобы это сделать, необязательно лезть под машину: снимает блок ZKE и в большой чёрной фишке меряем сопротивление между 9-ой и 11-ой ножкой.
В итога полная мистика, всё вроде целое, а глюки продолжаются. Естественно всё указывает на проблемы в электронике, а именно на блок ZKE. Разузнав наличие и стоимость блока на разборке уже собрался его покупать, но предварительно договорился с big-denchik что подкину его блок на проверку. И вот уже за день до намеченой даты проверки мой сервотроник чудным образом оживает(позже я назвал это предсмертной агонией). Всё заработало, руль крутился легко как и раньше. Покатался я так недельки полторы и однажды руль снова задубел, но теперь навсегда — перезапуск мотора не помогал и даже на месте руль крутился туго. Через какое-то время я опять снял бардачёк и полез к ZKE, на этот раз клапан даже не прозванивался. Решил проверить проводку(мало ли где-то обрыв). Находим под капотом жгут проводов в котором идут провода на сервотроник, согласно цветам в WDS находим нужные провода и режем их
Проверяем проводку: из под капота к ZKE сигнал есть, из подкапота на клапан — нету. Ну что ж, приходится лезть по машину. Т. к. гаража, а тем более подъемника или ямы у меня нету, решено было делать всё подручными способами, а именно — снять левое колесо и оттуда добраться к сервотронику.
Немножко не удобно, но лучше чем ничего. Снимаем стопорное кольцо с фишки и двумя плоскими отвёрточками(вставив их в соответствующие вырезы) снимаем фишку.
Прозваниваем клапан — сопротивление 8.4 Ом, заглядываю в фишку, а там грязь и вода… Контакты окислились. Вытаскиваю фишку на верх и всё аккуратно отмываю WD-шкой и иголочкой прочищаю контакты. Прозваниваю проводку от фишки к блоку — всё гуд. Одеваю фишку и вуаля — руль опять лёгкий. Дабы всё не собирать назад сначала подключил INPA, проверил работу клапана задавая скорость — всё работало на ура. Фишку плотно обмотал изолентой. Всё собрал назад и проехался по двору, уже успел даже отвыкнуть от мягкости руля(т. к. почти месяц ездил с тугим рулём).
Таким вот образом поимел мне мозг этот долбаный сервотроник, благо всё обошлось и главное что клапан оказался целым.
Servotronic на BMW: что это такое и как работает
В 1985 году концерн BMW представил систему Servotronic предназначенную для регулировки рулевого управления в зависимости от скорости. Данная система позволяет уменьшить усилия, необходимые для поворота рулевого колеса в зависимости от скорости движения или дорожных условий. Ввиду конструктивных особенностей Servotronic может быть установлен только на автомобили с гидравлическим или электрическим усилением руля. Наличие такой системы положительно сказывается на комфорте и точности управления транспортным средством.
Устройство и принцип работы Servotronic
Система Servotronic делится на три основных сегмента: информирующий, вычислительный и исполнительный. Каждый из них состоит из определенных узлов и компонентов. Сегмент сбора данных состоит из ряда датчиков:
Датчики Сервотроника собирают информацию о скорости движения авто, угле поворота руля относительно колес и других параметров авто. Собранные данные поступают в вычислительный блок, где интерпретируются в инструкции для исполнительных механизмов.
Сегмент исполнительных механизмов включает в себя камеру с обратным поршнем. В камере размещен электромагнитный клапан, управляемый сигналами вычислительного блока. Клапан и поршень, соединенный с золотником гидроусилителя и выполняют основные функции системы.
Во время поворота рулевого колеса золотник открывается, пропуская гидравлическое масло в цилиндр гидроусилителя. Одновременно с этим электромагнитный клапан получает данные, интерпретированные вычислительным блоком, и наполняет камеру обратного хода.
Так давление в цилиндре ГУР снижается, поршень в камере обратного хода, в свою очередь, блокирует золотник. Усилие на руль возрастает вместе с ростом комфорта управления.
В случае с электрическим усилением руля сигналы вычислительного блока поступают на сервопривод, который связан с рулевой стойкой через планетарный блок. Механическое соединение рулевой стойки и рейки в таком случае сохраняется. В случае выхода из строя сервопривод блокируется, и возможность управления транспортным средством сохраняется.
Во время движения автомобиля по прямой гидравлическое масло циркулирует в основной магистрали между насосом ГУР и накопительной емкостью. Поворот руля служит сигналом для изменения путей циркуляции. В зависимости от стороны поворота, жидкость поступает в одну из камер силового цилиндра. Из противоположной камеры она отправляется в накопитель. В результате получается разность давлений, которая передает усилие на рулевую рейку. Та, в свою очередь, давит на рулевые тяги и происходит поворот.
Наибольшая эффективность гидравлического усилителя руля отмечается при работе на небольших скоростях, к примеру, во время маневрирования по городу или парковки. Так происходит из-за обратной зависимости скорости работы гидравлического насоса и скорости движения автомобиля. Чем ниже вторая, тем выше первая.
Плюсы и минусы Сервотроника
Servotronic – сравнительно новая и специфическая технология. У нее есть свои приверженцы и те, кто выражает антипатию. Определиться с собственным мнением поможет приведенный ниже список достоинств и недостатков.
Достоинства
Недостатки
Читайте также: Что такое ГУР в автомобиле и для чего он нужен.
Эпопея с сервотроником BMW E39 — тяжесть руля побеждена!
В общем купил машину я с зависшим в «трассе» рулём. На больших скоростях, конечно, круто это всё и рулится машина как утюг, но на парковке и в пробках ни разу не комильфо, особенно на M-размерах резины)))
Когда 39-ку только взял, закинул пост в клубе владельцев на Д2 с вопросом где народ вообще чинит свои машины. Чтоб не бегать по граблям) Двое в личку дали контакты некоего Вадима в районе Южного Порта, двое — некоего Булата в районе Свиблово) Я на момент желания поехать и поковырять сервотроник был ближе к югу — так что к Вадиму погнал) Сначала он мне вообще говорил, что типа у всех БМВ руль тяжёлый и так должно быть, но я всё же был убежден, что БМВ с завода не могли выпустить автомобиль, который необходимо парковать, качая дельтовидные мышцы, причём обе)))) Машину в итоге подняли, отсоединили клапан, и подали напряжение напрямую и — вуаля, мы внезапно получили 123-й Мерседес)) Можно крутить руль мизинцем. Т.е. вроде как обрыв в цепи от блока комфорта. Его искать было уже долго, решили отложить. По крайней мере я знал куда копать и что клапан «рабочий»…
Артикул оригинального клапана (датчика) сервотроника E39: BMW 32106767407
А таким был старый…
Плюс ещё один блок комфорта и работа у Булата — 5,5 К. В конечном итоге руль на месте крутится одним пальцем) Ура!
А можно было обойтись лишь блоком комфорта за 1-2 рубля… 🤷♂️
Также сейчас по машине проводится ещё ряд важных работ, о которых напишу по их завершении.
А пока — пока)
Для правильной работы сервотроника E39 нужно…
1) серворейка [с рабочим клапаном и гидротрансформатором] (рис.1)
2) диагностический блок «HIGH» (если у вас «LOW») [лучше всего блок ставить последним так как есть много не рабочих] (рис.2)
К серворейке подключается разъем с двумя проводами (их желательно вместе с разъемом взять на разборке [нужно немного распороть подкапотную проводку]). Этот провод лучше всего проложить через компьютерный блок (правое крыло). Часто бывает что болты прикипают или ржавеют и тяжело снять верхнюю крышку, но если немного помучится… после чего из салона сверлится маленькая дырочка и порядок.
Диагностический блок «HIGH» находится под бардачком. Находим пустые каналы на (3) широком разъеме (рис.2), [9] и [11] пин, вставляем их не важно какой куда.
Теперь нужно подключить самое главное «показания спидометра». Здесь тоже желательно взять кусочек провода с пином.
(Рис.2) В среднем (2) разъеме ищете 23 канал, вставляете. (рис.3)
Далее вам нужно найти коричнево-красный провод на блоке управления ABS так как он самый ближайший (рис.4)
Проще всего запитываться со стороны разъема [если не ошибаюсь 40 пин по средине], чем распутывать жгут проводов. У меня коричнево-красный был один!
После того как все правильно подключено можно проверять…
При заведенной машине идет подача на серворейку — 375 mLv
[тестером берем (+) от одного из проводов на серворейку, (—) от масы, я подключал все к широкому 3 разъему(рис.2)]
Чем больше скорость тем меньше mLv подается!
После смены блока необходимо произвести привязку всех ключей.
1. Сядьте в автомобиль и закройте дверь водителя.
2. Поверните на короткое время ключ зажигания в замке рулевого колеса в положение 1(вкл зажигание) (не дольше 5 с) и снова поверните его назад.
3. Выньте ключ зажигания, нажмите клавишу (2) и держите ее. Трижды нажмите клавишу (1) (не дольше 10 с.) Одновременно удерживайте клавишу (2).
4. Отпустите клавишу (2).
5. Двери должны закрыться и открыться как подтверждение об успешной привязке.
6. Второй ключ привязывать с (3) пункта не позже чем через 30 секунд после первого ключа.
Так же могут быть глюки с люком. Может помочь исправить — поднять люк вверх и снова нажать центральную клавишу и задержать ее на 20 секунд до небольшого характерного движения.
Если!
При заведенной машине руль легкий, а после скорости в 50 км резко становиться тяжелым и не возвращяеться при остановке, значит происходит ошибка данных скорости спидометра то есть не правильно что-то подключено или не рабочий диагностический блок «HIGH» или же сама серворейка
При заведенной машине руль тяжелый(такой же как и на обычной рейке) значит либо это гидротрансформатор либо не правильно что-то подключено либо не рабочий диагностический блок «HIGH»
Оснащение опции: S216A SERVOTRONIC )
Всем Привет!))) Недавно стал обладателем данной опции:S216A SERVOTRONIC
Гидроусилитель руля — Сервотроник
В крации обьясню что это такое:
Высокая маневренность при парковке без лишних усилий, высокая чувствительность рулевого управления и устойчивость на высоких скоростях: Servotronic регулирует усиление рулевого механизма в зависимости от скорости, обеспечивая более комфортное вождение за счет снижения усилия, необходимого для поворота рулевого колеса.
Блок управления системы Servotronic регулирует величину усиления в соответствии со скоростью движения автомобиля. С помощью электромагнитного клапана осуществляется точное управление величиной прилагаемого гидравликой усилия, что позволяет получить необычайно высокую точность рулевого управления, полностью соответствующую текущему режиму движения. В отличие от описываемой системы, традиционные системы усиления рулевого механизма регулируют величину усиления относительно числа оборотов двигателя. В системе рулевого управления с электроусилителем EPS для достижения того же эффекта применяется электромотор.
Благодаря системе Servotronic движение по узким улицам и парковка становятся менее утомительными, поскольку для вращения рулевого колеса требуется лишь минимальное усилие. Коэффициент усиления уменьшается по мере роста скорости автомобиля, что обеспечивает более высокую курсовую устойчивость, точность управления и плавность хода.
Своими словами хочу сказать))) Обалденная штука. Усилие меняется от скорости и оборотов двигателя. На месте он вертится буквально пальцем. С ростом оборотов и скорости примерно на 80ти км/ч, руль становится туже и информативнее.
Вобщем доволен ужасно! 🙂