что такое серверная часть приложения
Архитектура взаимодействия клиентской и серверной частей Web приложения
Хотел рассказать, как я вижу устройство архитектуры взаимодействия серверной и клиентской частей. И хотел бы узнать спросить хабровчан, чем плоха или хорошо такая архитектура.
Клиентская структура
Даже устаревшие браузеры предлагают нам набор возможностей для создания полнофункциональных интерактивных Web-приложений. А благодаря таким библиотекам как jQuery, которые предлагают не скромные кроссбраузерные и мультиплатформенные решения, разработка клиентских частей ускоряется во много раз. Чем веб-мастера и пользуются на полную катушку, используя при этом самые разнообразные интерфейсы для взаимодействия серверной и клиентской частей.
Конечно, многие из нас начинали изучение jquery с циклов статей для новичков, внедряя на свои сайты и динамическую подгрузку содержимого, и проверку форм на серверной части, и многое другое.
Со временем размер кода вырос: в проекте появилось множество обработчиков ответов от серверной части. Где-то запрашивается целая страница и из нее вырывается кусок контента, где-то идет запрос на различные файлы, где-то ожидается JSON, а кое-где XML. Все это надо прибирать, чтобы и кода было меньше, и работал он быстрее, и работать с ним было проще.
Во-вторых, надо сократить количество точек входа для AJAX запросов. Если запросы отправлялись и на index.php, и на request.pl, и на upload.xml, то это огромный объем работы, и нередко бывает, что сделать это невозможно не переписав заново всю серверную часть. Хотя это надо сделать, если хочется быстро и просто расширять клиентскую часть. Как и у всех правил, у этого есть исключения. О них чуть ниже.
В третьих, самое главное: необходимо унифицировать обработчик ответа.
Например, у нас в проекте все ajax-запросы идут только на файл ajax.php. Он всегда возвращает некоторые данные в виде XML, довольно просто структурированные.
Единый обработчик ответа парсит XML и раскладывает по полочкам:
• Список js-файлов, которые необходимы для обработки ответа.
• Сallback-функции, которые необходимо запустить, и какие аргументы в эти функции надо передать.
• Куски HTML-кода, которые будут применены в вышеуказанных функциях.
• Список css файлов, которые нужны для украшения html кода.
Когда все разложено, загружаем недостающие js-файлы. Возможно, один или несколько запрошенных скриптов уже были загружены ранее загружены, поэтому сначала проверяем это. Методы проверки зависят от общей архитектуры javascript кода.
Потом загружаем стили. Механизмы загрузки скриптов и стилей практически идентичны. Конечно, стили нужны только в момент отображения данных пользователю, но к этому моменту они должны быть уже загружены.
Когда все скрипты загружены, запускаем callback-функции.
Надо обратить внимание, что для ускорения загрузки все js файлы загружаются асинхронно, и соответственно здесь может возникнуть проблема с запуском callback-функций. Ведь они могут быть в этих файлах.
Решением этой проблемы может стать создание зависимостей функций от js файлов. Это, в свою очередь, порождает проблемы контроля этих зависимостей программистом и передаче их вместе с ответом клиентской стороне.
Второе решение — это дождаться загрузки абсолютно всех запрошенных файлов и уже потом начать выполнения функций.
Как сделать это красиво, можно послушать в этом чудесном подкасте habrahabr.ru/blogs/hpodcasts/138522
Я для своих проектов выбрал самое простое решение — второе. Я исходил и того, что подгрузка необходимых js файлов нужна крайне редко, потому что все скрипты объединяются на серверной стороне в пакеты. И обычно пакет заранее содержит все необходимые callback`и. А если подгрузка файлов и будет нужна, то потребует максимум один-два файла, что не сильно задержит обработку ответа.
Напомню, что пользователь к этому моменту все еще не видит изменений на экране. Что ж, покажем ему их — начнем выполнять функции. Главное, что стоит учитывать — все функции-обработчики ответа должны быть независимыми друг от друга. Они могут зависеть от одного крупного компонента (например, функций ядра проекта), но не должны друг от друга. Это позволит перемещать и интегрировать callback`и в другие части проекта без каких-либо особых заморочек. Например, выводить всплывающие окна с сообщениями об ошибках может потребоваться на всех страницах.
Функции выполнены, пользователь работает дальше.
Обработка запросов сервером
Теперь я бы хотел разобрать ситуацию, когда был послан запрос, который сервер не смог разобрать по какой-то причине.
У нас все запросы не только посылаются на один файл, но и все данные в нем посылаются методом POST. На серверной стороне ожидается некоторый POST-параметр «action». Значение этого параметра определяет то, какой модуль сайта должен отработать. Сами пары с ожидаемыми значениями и именами модулей записаны в конфигурационном файле. Если в конфигурации есть соответствующий модуль – он запускается, если нет — запускается дефолтный модуль, который настроен на возврат сообщения об ошибке.
Также, мы можем записать в серверный лог все параметры запроса. Анализ лога потом позволит быстро отследить и исправить ошибку. Или во время выполнения скрипта забанить IP пользователя на минут 15 за перебор значений, если есть уверенность, что ошибок в нашем приложении нет. Но это уже крайность.
Обработка ошибочных запросов на клиентской стороне
Нельзя забывать про обработку сорвавшихся запросов, например по таймауту или внезапному отключению пользователя от сети.
Кэширование
Вернемся к вопросу про точки входа. C точки зрения написания красивого кода, указывание только одного адреса для точки входа не совсем правильное решение. Это ни в коем случае не противоречит моему второму совету. Попробую разобрать все стороны данного вопроса.
Как можно было бы сделать все красиво? — Отправлять запросы на определенные адреса. Например, ajax.php?action=feedback или ajax.example.com/feedback. Это избавило бы запрос от лишнего мусора. Когда определен модуль, который будет обрабатывать данные, эта информация ему уже не нужна. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Красиво? Красиво.
Если POST параметров в запросе вообще нет, то это хорошая возможность использовать возможности кэширования на промежуточных проксях или кэш браузера.
В рекомендациях от Google для Web-мастеров сказано, что отсутствие GET-параметров в http-запросе провоцирует прокси-сервера использовать кэш. Поэтому запрос без POST и GET параметров, например ajax.mysite.com/footer, будет идеальным для добавления его в кэш прокси сервером. Из дополнительных плюсов отмечу, что если ответ будет от прокси сервера, то это немного разгрузит и наш сервер.
Когда это вообще может понадобится? Когда мы подгружаем части страницы через ajax. При этом они являются неизменными в течение долгого времени.
Но использовать ajax-запрос без GET или POST параметров не стоит, раз существует вероятность получения не актуальных данных.
Предположим, что у нас чат и мы не используем веб-сокеты. Каждую секунду долбимся на сервер, чтобы посмотреть новые сообщения. Пользователь попался за каким-то прокси сервером. Первый запрос пройдет удачно и вернет, что сообщений нет. На все последующие запросы, прокси сервер будет возвращать первоначальный ответ. А это нарушит всю работу чата. Проблем поможет избежать добавление параметра в запрос. Что, в свою очередь, создаст тот самый мусор, которого мы так старались избежать.
В вопросах кэширования каждый раз нужно подходить индивидуально и использовать то, что необходимо для проекта.
Изобретая велосипед
В нашем проекте данные в запросе отправляется только методом POST, потому что механизм кэширования у нас заложен в том самом едином интерфейсе отправки ajax-запросов. По умолчанию абсолютно каждый запрос и ответ на него запоминается на 3600 секунд. При последующем аналогичном запросе отработает кэш, возьмет из коробочки ответ и запустит сразу все механизмы по его анализу, без отправки непосредственно запроса на сервер. Ведь мы уже уверены, что все стили и скрипты уже на месте.
Если запоминать пару запрос-ответ не нужно или надо просто уменьшить время жизни кэша, то серверная сторона сообщает об этом в первоначальном ответе, изменяя время кэша на 0 или другое количество секунд.
Почему только POST, а не совмещенный вариант? Так проще сравнивать запросы.
Данные отправляемые через функцию ajax в jQuery, это js-объект.
Запрошенные данные довольно быстро сравниваются перебором с объектами в кэше, конечно, если у клиента современный браузер. Если браузер старый, приходится принудительно отключать кэш.
В итоге
В итоге мы получаем устойчиво работающую связку клиентской и серверной частей. И эта связка позволяет нам создавать безопасные и простые для дальнейшего расширения Web приложения.
Пост написан во имя спасения наносекунд и множества нервных клеток программистов, создающих свои прекрасные творения.
Стек технологий для разработки веб-приложений: что важно знать бизнесу
Время чтения: 10 минут
Отправим вам статью на:
Один из наиболее важных шагов, которые нужно предпринять, когда дело доходит до разработки приложения, — это выбрать правильный стек технологий. Этот вопрос значительно влияет на успех проекта, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Почему? Стек технологий для разработки веб-приложений влияет на стоимость проекта, сроки выпуска продукта на рынок, безопасность и масштабируемость приложения. Грамотно подобранный стек позволяет получить стабильный, безопасный и удобный в обслуживании продукт, который не только завоюет сердца ваших клиентов, но и позволит вам масштабировать бизнес.
Веб-приложение: что такое, из чего состоит, виды
С точки зрения архитектуры веб-приложения состоят из двух частей: клиентской и серверной. Клиентская часть также называется фронтэнд. По сути это то, что пользователи видят на экране устройства. Серверная часть, или бэкенд — программно-аппаратная часть сервиса. Это набор средств, которые реализуют логику приложения.
Взаимодействие клиентской и серверной частей веб-приложения
Клиентская часть приложения
Фронтэнд, т.е. клиент представляет собой интерактивную часть программы, которая исполняется в веб-браузере на компьютере, смартфоне или планшете. Клиентская часть реализует пользовательский интерфейс веб-приложения и загружается в виде динамических веб-страниц.
Рассмотрим основные компоненты стека интерфейсов.
Каскадные таблицы стилей (CSS) — это язык разметки, который определяет оформление и макет элементов HTML. Таким образом, HTML задаёт структуру, а CSS — стиль. С помощью CSS задаются шрифты, цвета, стили, расположение отдельных элементов, а также отображение страниц на разных устройствах.
JavaScript
JavaScript — это язык программирования, который помогает реализовывать сложное поведение веб-страницы. В большинстве случаев JavaScript используется для создания адаптивных интерактивных элементов для веб-страниц, которые улучшают взаимодействие с пользователем. С помощью JavaScript можно создавать меню, анимацию, видеоплееры, интерактивные карты и даже простые игры в браузере.
Чтобы эффективнее разрабатывать на JavaScript, разработчики используют фреймворки, которые также являются важной составляющей технологического стека. Фреймворк — это рабочая среда, своего рода каркас, который помогает эффективнее создавать и поддерживать программные продукты. Далее мы перечислим некоторые из фреймворков и библиотек, которые мы обычно используем в проектах.
Популярные фреймворки и библиотеки JavaScript
Одна из ключевых особенностей React — универсальность. Эту библиотеку можно использовать на сервере и на мобильных платформах с помощью React Native.
Ещё одна важная особенность библиотеки — декларативность. С помощью React разработчик описывает, как компоненты интерфейса выглядят в разных состояниях. Декларативный подход сокращает код и делает его понятным.
Angular — это фреймворк от компании Google. Прежде всего он нацелен на разработку SPA-решений.
Эта среда разработки известна прежде всего потому, что она предоставляет разработчикам лучшие условия для объединения JavaScript с HTML и CSS. К веб приложениям на Angular.js относятся Google и Youtube.
Vue — это прогрессивный фреймворк для создания пользовательских интерфейсов. В отличие от фреймворков-монолитов, Vue подходит для постепенного внедрения. Он легко интегрируется с другими библиотеками и существующими проектами. Также Vue пригоден, чтобы создавать сложные одностраничные приложения, если использовать его совместно с современными инструментами и дополнительными библиотеками.
Серверная часть приложения
Под серверной частью понимают набор аппаратно-программных средств, с помощью которых реализована логика работы приложения. Это то, что происходит вне браузера и компьютера пользователя. К бэкенду относится панель администрирования, управление данными, логика их передачи по запросам фронтенда.
Задача серверной разработки — сделать так, чтобы ответ от сервера доходил до клиента и спроектированные блоки функционировали нужным образом. А также создать для заказчика удобную и безопасную среду для наполнения и обновления контента на сайте.
PHP в основном применяется, чтобы «оживить» статичные HTML страницы. Почти всегда пользователи приходят на сайт за информацией, которая всё время меняется, и нужно отображать её актуальное состояние. Например, показать прогноз погоды. Если использовать только HTML, то решить такие задачи не получится. Здесь может помочь PHP: он принимает входящий запрос от веб-сервера, выполняет сценарий и возвращает результат в виде готового HTML-кода. Сервер отправляет этот результат в браузер пользователю, который, в свою очередь, отображает её пользователю. После этого пользователь видит актуальный прогноз погоды.
Для создания веб-приложений на PHP мы используем фреймворк Laravel. Его особенности: поддерживает функциональное, интеграционное и юнит-тестирование, позволяет легко масштабировать приложения, следует лучшим практикам разработки и предлагает большой выбор шаблонов проектирования. Всё это помогает поддерживать чистую, минималистичную и эффективную кодовую базу, которую легко модифицировать.
Также из PHP фреймворков применяем Yii2 и Symfony.
Для разработки веб-приложений на Java мы используем фреймворк Spring. Он обеспечивает комплексную модель разработки и конфигурации для современных бизнес-приложений: от ecommerce-проектов до крупных порталов, от образовательных платформ до правительственных ресурсов. Ключевой элемент Spring — поддержка инфраструктуры на уровне приложения, поэтому разработчики могут сосредоточиться на бизнес-логике без лишних настроек в зависимости от среды исполнения.
Также из фреймворков Java применяем Hibernate. Он упрощает разработку Java приложения для взаимодействия с базой данных.
Node.js
Node.js — кроссплатформенная среда, которая выполняет код JavaScript вне браузера. Node.js позволяет разработчикам использовать JavaScript, чтобы получить инструменты командной строки. На стороне сервера с его помощью можно запускать сценарии для обработки динамического содержимого веб-страницы, перед тем как она будет доступна в веб-браузере пользователя.
Базы данных в разработке веб-приложений
Также веб-приложению требуется место для хранения данных, и для этого используется база данных. Существует два типа баз данных: реляционные и нереляционные. Различия между ними заключаются в том, как они спроектированы, какие типы данных поддерживают, как хранят информацию.
Реляционные БД хранят структурированные данные, которые обычно представляют объекты реального мира. Например, это могут быть сведения о человеке или о содержимом корзины для товаров в магазине, сгруппированные в таблицах, формат которых задан на этапе проектирования хранилища.
Нереляционные БД устроены иначе. Например, документо-ориентированные базы хранят информацию в виде иерархических структур данных. Речь может идти об объектах с произвольным набором атрибутов. То, что в реляционной БД будет разбито на несколько взаимосвязанных таблиц, в нереляционной может храниться в виде целостной сущности.
Внутреннее устройство различных систем управления базами данных влияет на особенности работы с ними. Например, нереляционные базы лучше поддаются масштабированию.
В инфографике ниже мы собрали основные технологии разработки веб-приложений, которые мы используем.
Заключение
Подпишитесь
Оставьте адрес, и каждый месяц мы будем высылать свежую статью
о новых трендах в разработке програмного обеспечения.
Клиент-серверная архитектура в картинках
Знакомая картинка? А вы ведь постоянно сталкиваетесь с этой архитектурой — когда покупаете билет в кино онлайн, бронируете путевку на море или записываетесь к врачу.
На клиент-серверной архитектуре построены все сайты и интернет-сервисы. Также ее используют десктоп-программы, которые передают данные по интернету. Поэтому ИТ-специалисту нужно понимать, что это такое и как работает.
Об этом я и расскажу в статье. Объясню на пальцах, с примерами и забавными картинками =) Если вы больше любите видео-формат, можно посмотреть мой ролик на youtube на ту же тему.
Содержание
Что это и как работает
Вот есть у нас некий Вася, который решил купить машину. Такую, как в рекламе — быструю, мощную, красивую! Только стоит она как хвост самолета, у Васи таких денег нет.
Конечно, Вася может подкопить несколько лет, а потом уже покупать машину. Но ведь хочется здесь и сейчас! Да и средство передвижения нужно…
А еще Вася не умеет копить — получил зарплату, закупился основным, оплатил жилье, всё! Остальное можно потратить. Для таких людей есть банки, куда можно прийти и взять деньги в кредит.
Конечно, потом вы будете переплачивать, возвращая их назад. Проценты-то конские. Но зато уже сейчас можете позволить купить себе что-то дорогое.
Вася подумал, прикинул и сказал:
— Да, хочу именно так! 100 рублей с зарплаты платить в банк могу, а откладывать — нет. Потрачу.
Поэтому Вася идет в банк и говорит:
— Я Василий Иванов, хочу автокредит на 1000р.
У Кати есть специальная программа для проверки данных по клиентам. Эта программа может быть как web, так и desktop:
Катя вбивает в программу «Василий Иванов» и получает информацию по клиенту — есть ли он в черных списках? Была ли кредитная история раньше? И так далее. Но что происходит в потрохах приложения?
Катя ввела данные на клиенте. Но когда она нажала «проверить», клиент отправил запрос на сервер:
— Дай мне информацию по Васе Иванову!
Сервер отправил запрос в БД, базу данных:
— Select * from clients where fio = ‘Василий Иванов’. (Дай мне всю информацию по ФИО ‘Василий Иванов’)
— Вот тебе все, что нашла.
Сервер вернул эту информацию клиенту:
А клиент уже отрисовал ее для Кати:
— Ага, кредитная история хорошая.
И делает предложение Васе:
— Пожалуйста, если хотите взять кредит, то мы готовы выделить 1000р на 12 лет под 80% годовых. Устроит?
— Да, меня всё устраивает, давайте скорее деньги, и я побежал за машиной!
Все счастливы, все довольны.
Катя даже не догадывается, какой путь проделали данные в программе, когда она вбила туда ФИО своего клиента. Но мы с вами должны узнать, что же это за путь такой? И к чему все эти сложности? Почему именно такая структура? Почему есть клиент, почему есть сервер?
Зачем нужен клиент
Тут все просто — с клиентом работает пользователь. Он нужен, чтобы превратить байтики программного кода в красивую и понятную картинку. Пользователь — не программист, он не понимает язык программирования или sql. Он понимает формочки и кнопочки. Их в клиенте и рисуем.
Зачем нужен сервер
Клиентов может быть много. В примере с банком у нас может быть по 10 отделений в 10 городах России, а в каждом отделении по 10 операционисток. Тысяча Катек, и у каждой отдельный компьютер.
А мы ведь хотим, чтобы приложение работало быстро. Чтобы оно не тупило и не зависало, нервируя операциониста и заставляя клиента ждать. Значит, машина нужна мощная. Но если делать мощным каждый компьютер операциониста, денег придется вложить очень много!
Поэтому мы выносим всю основную логику на сервер. И вот его уже делаем мощным! А клиентские машины могут быть дешевыми, потому что на них остается лишь логика в стиле «запросить информацию и красиво отрисовать».
Нет дублирования кода
Если бы у нас были только клиентские машины, на каждой из них хранился бы одинаковый код по обработке логики, лежала вся база данных, все справочники террористов и прочая. Но так как сервер и БД вынесены в отдельные звенья, с клиентской машины освобождается куча места… И кода.
Не надо дублировать код, ведь вся основная логика вынесена на более мощный сервер.
На сервере и в базе хранится информация, недоступная простому операционисту. Это:
Есть операционисты, готовые за денюшку слить информацию о клиентах. Есть нечистые на руку люди, готовые невзначай заглянуть через плечо. А, может, клиент сам такой человек. Представляете, отпихивает Вася хрупкую Катю, садится за ее компьютер, и переводит себе на счет миллионы, пока его не повяжет охрана.
Зачем нужна база
При чем же тут БД? Вот у нас есть наш сервер, пусть он и хранит всю информацию. Бывает и так, иногда база просто не нужна и у нас остается двузвенная архитектура клиент-сервер.
В таком случае все данных сервер хранит в памяти. Вот только если сервер упадет, или просто перезагрузится — вся информация будет потеряна. Все, что было в памяти, стирается при выключении системы.
БД (база данных) — отдельный программный продукт, который позволяет:
Да, базы может не быть. Но когда она есть, мы уверены в сохранности данных и легко можем по ним поискать.
Плюсы архитектуры
Резюмируем плюсы архитектуры:
Минусы архитектуры
Упало одно звено — все отдыхают
Если упал сервер или отвалилась база, то есть испортилось 1 звено — всё, все в ступоре, все отдыхают. Сотни, тысячи, да хоть миллионы клиентов если есть — никто не может работать. Все операционистки грустно смотрят на окно «Простите, что-то пошло не так» и разводят руками перед клиентом.
Именно поэтому в бизнес-критичном ПО архитектуру усложняют и даже дублируют. Банк с тысячами операционистов не может позволить себе простой. Поэтому они используют кластер серверов — один упал, остальные работают.
Как в таком случае клиент понимает, куда ему отправлять запрос?
Перед серверами ставят балансировщик, и клиент шлет запрос туда. Сколько бы серверов не поставили в кластер, клиенту это не интересно. У него есть один URL — адрес балансировщика.
И вот с клиента поступает запрос:
— Дай мне всю информацию по Васе Иванову.
— Ребята, новый запрос! Кто меньше загружен?
— У меня 5 запросов в очереди стоит.
Балансировщик отправляет запрос второму серверу.
Такая схема используется для высоконагруженного приложения — когда запросов поступает так много, что один сервер с ними просто не справляется.
Facebook, amazon, google — туда заходят миллионы пользователей. Один сервер с ними не справится. Поэтому ставят кластер, а балансировщик делит между ними нагрузку. И в таком случае в кластере может быть не 2 сервера, а 10, 15, сколько нужно, столько и ставим.
При этом мы можем точно также балансировать базу данных. У нас может быть несколько копий баз данных на самых разных машинах, и балансировщик отправляет запросы то к одной, то ко второй.
Такая схема называется горячий резерв — когда у нас есть несколько серверов, работающих в параллель, и балансировщик распределяет нагрузку между ними.
При этом может быть и схема холодного резерва — когда у нас второй сервер является резервной копией «на всякий случай». Все запросы идут на первый сервер, второй отдыхает.
Но если с первым сервером что-то случится и он помрет, балансировщик перенаправит нагрузку на второй сервер:
В это время у администраторов будет время разобраться с проблемой на сервере 1.
Схема холодного резерва используется тогда, когда один сервер способен выдержать нагрузку и выдавать хорошую скорость работы. Но приложение при этом бизнес-критичное и простой неприемлем.
Простой может быть не только потому, что случилось что-то плохое. Есть еще штатное обновление приложения. Обе схемы резервирования позволяют обновляться безболезненно. Если в кластере два сервера, обновление будет выглядеть так:
Таким образом, схемы резервирования помогают нам устранить проблему «упало 1 звено — все отдыхают». Клиент никогда не узнает, что один или несколько серверов в кластере сдохли, у него всё как работало, так и работает.
Высокая стоимость оборудования
Сервера стоят дорого. Туда нельзя поставить обычный SSD как для домашнего компьютера. Почему? Потому что к железу для серверов совсем другие требования по надежности + есть поддержка специфичных функций:
— у HDD это специальная микропрограмма контроллера, которая оптимизирована для работы диска в RAID, дома это не нужно.
— у SSD это наличие группы конденсаторов, которые хранят энергию на случай отключения питания, чтобы хватило времени скинуть из DDR кэша данные в энергонезависимую память и данные не побились.
SSD — быстро работающий диск, HDD — обычный. RAID — когда мы N дисков вместе соединили, а DDR кэш — это оперативная память
Плюс у серверных решений гарантия обычно гораздо дольше: 5 лет, а не год.
По цене отличаются в 2 раза. Например, SSD:
Вроде не сильно отличается, да? Но смысл в том, что для дома 1 тб хватает за глаза — и фоточки все влезут, и кино, и куча приложений… А для базы данных иногда и 10 тб будет мало. А если делать кластер, то умножаем стоимость на 2, если не больше. Поэтому и разница в цене кажется огромная, но при пересчете на гигабайт небольшая выходит.
Не забывайте, что дома вам просто надо свои фоточки держать, да и те обычно в облаке. А на сервере бизнес-критичный функционал, который жрет дофига ресурсов и который надо дублировать на случай «вдруг первый сдохнет».
Нужно нанять сисадмина ツ
Нам нужно нанять сисадмина, который будет следить за всеми нашеми серверами приложения и БД. Добавляем его зарплату к стоимости оборудования!
Что тестировать
Чтобы понимать, что тестировать, надо понимать, с чем имеет дело человек.
Пользователь работает с клиентом. Это может быть web или desktop приложение, не суть. Операционистке Кате дали рабочее место, показали какую программу запускать и как с ней работать. Она знать не знает о наличии серверов и БД, она работает только с клиентом.
Поэтому тестировщик в первую очередь проверяет клиент! Потому что сервер может работать идеально, вы можете даже написать тесты на уровне API и они все будут зелененькие, и кажется, что все зашибись! А пользователь загрузит отчет и увидит ошибку. Ой.
Сервер работает, на клиенте ошибка. И плевать на сотни «зеленых» автотестов. У пользователя все равно ошибка. И наша задача — посмотреть с его точки зрения.
Однако, если у вас есть доступ к серверу приложения и его базе данных — стоит проверять и их тоже! Так мы можем увидеть «будущий баг». Например:
— Ну, наверное, их и не заполняли.
А их заполняли! Просто сохранение криво сработало. Поэтому, если у нас только черный ящик, то нужно проверять, «а реально ли сохранились данные?». Сохранили? Откройте карточку в новом окне или вызовете информацию через API-метод.
Если доступ к базе есть — просто проверьте по ней, что все хорошо. Если есть доступ к серверным логам — проверьте их на наличие ошибок.
Помимо простых пользователей бывают злые люди, которые пытаются встрять в наше приложение и своровать деньги / данные. Они используют не клиент или сервер — туда у них доступа нет. Они пытаются перехватить данные в пути от клиента к серверу, или от сервера к БД.
Ну а раз нехорошие люди могут это сделать, то тестировщик тоже должен это уметь! Потому что тестировщик предоставляет информацию о нашем продукте.
Тестировщик изучает уязвимости и потом рассказывает команде:
— Ребята, вот я проверил, у нас есть такие-то и такие-то потенциальные дыры. Давайте подумаем, надо нам их как-то закрывать или нет.
То есть не факт, что исправлять проблему будут. Может, у вас некритичное приложение — данные не утекут, деньги вы не храните. Тогда и заморачиваться лишний раз никто не будет, потому что тестировать на защищенность — дорого, специалистов мало.
Но какие-то базовые проверки типа sql-иньекций или XSS-атак стоит изучить и проверить на своем приложении. Хотя бы чтобы понять их критичность. Ведь если атака сломает клиент — ну и пусть, сам себе буратино. А если атака положит сервер, это уже не очень хорошо. И надо хотя бы знать, от чего это бывает.
Итого
Клиент — та программа, с которой работает пользователь. Он знать не знает, это у него на компьютере программа целиком, или где-то за ней прячутся сервер с базой, а то и целый RAID. Он работает в браузере или с desktop-приложением. И всё, что ему нужно знать — это «куда тут тыкать».
Клиенту не нужно много памяти, места на диске и других ресурсов. Поэтому рабочие места относительно дешево стоят. А это именно то, что нам нужно, особенно если нужно закупить оборудование для тысяч операционисток банка.
Сервер — компьютер, на котором хранится само приложение. Весь код, вся логика, все дополнительные материалы и справочники. Например, справочник адресов ФИАС или справочник юр лиц ЕГРЮЛ — они тоже занимают место, как сами по себе, так и в памяти приложения.
Иногда говорят «сервер приложения» и «сервер БД». Это нормально, ведь фактически сервер — это просто машина, компьютер. А базу и сервер приложения обычно хранят на разных машинах, ради безопасности. В таком случае, если говорят «сервер приложения» — речь о втором звене нашей схемы.
Приложения бывают самые разные. Есть ресурсоемкие, им нужно много памяти и места на диске. Есть «легкие», которые можно развернуть даже на домашнем компьютере.
БД (база данных) — хранилище данных. Тут вы можете легко поискать информацию + уверены в том, что она сохранится, даже если в приложении что-то сломается. Подробнее о ней — в статье «Что такое База Данных (БД)»
Сколько места нужно под базу, зависит от количества данных. Есть огромные базы в банках, где и 1тб будет мало. А есть совсем небольшие, которые вы можете установить на своей машине. Например, XAMPP можно поставить. И врядли вы напихаете туда столько данных, что у вас не останется под них место.
Отдельной базы может не быть, тогда структура станет двузвенной: клиент-сервер. И все!
Схема условная, в реальной жизни у нас как минимум будет больше клиентов. А если приложение высоконагруженное, то будет несколько серверов и несколько баз данных:
PS — больше полезных статей ищите в моем блоге по метке «полезное». А полезные видео — на моем youtube-канале