что такое сердце в библии

Что такое сердце в библии

что такое сердце в библии. Смотреть фото что такое сердце в библии. Смотреть картинку что такое сердце в библии. Картинка про что такое сердце в библии. Фото что такое сердце в библии

Во-первых, следует отметить очевидное: эта статья – не о сердце как о жизненно важном органе, мышце, качающей кровь по телу. Она также не о романтических, философских или литературных понятиях.

Вместо этого мы сосредоточимся на том, что говорится о сердце в Библии. В Писании человеческое сердце упоминается почти 300 раз. По сути, в нем говорится, что сердце – это наша духовная часть, где обитают наши эмоции и желания.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о человеческом сердце, следует упомянуть, что, поскольку Бог имеет эмоции и желания, можно сказать, что у Него также есть «сердце». У нас есть сердце, потому что оно есть и у Бога. Давид являлся человеком, который был «по сердцу» Господу (Деяния 13:22). Бог благословляет Свой народ лидерами, которые знают и следуют воле Его сердца (1 Царств 2:35; Иеремии 3:15).

Сердце человека, в своем естественном состоянии – зло, коварно и лживо. Как сказано в Иеремии 17:9: «Коварно сердце человека, оно неисправимо. Кто может знать его?» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Иными словами, падение проникло вглубь нас – наш разум, эмоции и желания запятнаны грехом, и мы не замечаем того, насколько велика эта проблема.

Мы можем не понимать своего собственного сердца, но Бог понимает. «Знает Он, что таится в сердце!» (Псалом 43:22; см. также 1 Коринфянам 14:25). Иисус «не нуждался в том, чтобы кто-нибудь рассказал Ему о людях, Он сам знал, что у человека в душе» (Иоанна 2:24-25). Основываясь на знании человеческих сердец, Бог может судить справедливо: «Я, Господь, Я вижу сердце, испытую душу, чтобы каждому воздать по поступкам, по плодам дел его!» (Иеремии 17:10).

Иисус указал на падшее состояние наших сердец в Евангелии от Марка 7:21-23: «Изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы, ведущие к разврату, кражам, убийствам, супружеским изменам; оттуда исходят жадность, подлость, коварство, наглость, зависть, сквернословие, гордость, глупость. Все это зло исходит из человека, оно и делает его нечистым». Наша величайшая проблема не внешняя, а внутренняя, – у всех нас проблемы с сердцем.

Для того, чтобы человек был спасен, его сердце должно измениться. Это может сделать только Господь в ответ на веру. «Кто верит сердцем – будет оправдан» (Римлянам 10:10). В Своей благодати, Бог может дать нам новое сердце (Псалом 50:12; Иезекииля 36:26). Он пообещал: «Дух удрученных Я оживлю, оживлю сердца скорбящих!» (Исаии 57:15).

Бог, создавая в нас новые сердца, подвергает их испытаниям (Псалом 16:3; Второзаконие 8:2) и заполняет новыми идеями, новой мудростью и новыми желаниями (Неемии 7:5; 3 Царств 10:24; 2 Коринфянам 8:16).

Сердце является основой нашего бытия, и Библия придает большую важность сохранению наших сердец в чистоте: «Оберегай свое сердце пуще сокровищ, потому что оно – источник жизни» (Притчи 4:23).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Сердце

Сердце

(HEART) Орган тела, эмоциональный центр личности. В еврейском, в греческом и в современных языках «сердце» указывает на физический орган, а также на центр эмоций человека. «Сердце» (еврейское leb\ греческое kardia) употребляется в Библии около 1000 раз, хотя при переводе часто используются другие слова. Существует очень много значений этого понятия. Сердце как физический орган. В 1Цар 25:37-39 упоминается, что биение сердца символизирует жизнь, хотя Навал в указанный момент еще не умер. Физическая пища и вино оказывают воздействие на сердце ( Суд 19:5 ; Пс 103:15 ; Деян 14:17 ), оно может дрожать и слабеть. Положение физического сердца вполне объясняет, почему оно считается центром ( Мф 12:40 ).

Психологическое сердце. Сердце воспринимает происходящее интеллектуально ( Иер 12:11 ); оно разумеет ( Ин 12:40 ) понимает ( 3Цар 3:9 ), спорит ( Мк 2:6 ), размышляет ( Лк 2:19 ), помнит ( Лк 2:51 ), думает ( Втор 8:17 ), воображает ( Лк 1:51 ), обладает мудростью ( Еккл 1:17 ), навыками ( Исх 28:3 ) и так далее. В эмоциональном отношении сердце может испытывать возбуждение опьянения ( 1Цар 25:36 ), радость ( Ис 30:29 ), веселье ( Ин 16:22 ), печаль ( Неем 2:2 ), тоску ( Рим 9:2 ), горечь ( Притч 14:10 ), беспокойство ( 1Цар 4:13 ), отчаяние ( Еккл 2:20 ), любовь ( 2Цар 14:1 ), доверие ( Пс 111:7 ), привязанность ( 2Кор 7:3 ), похоть ( Мф 5:28 ), ожесточение ( Мк 3:5 ). ненависть ( Лев 19:17 ), страх ( Быт 42:28 ), ревность ( Иак 3:14 ), желание ( Рим 10:1 ), разочарование ( Чис 32:9 ), симпатию ( Исх 23:9 ), гнев ( Втор 19:6 ), неуверенность ( 2Пар 13:7 ) и многое другое. Что касается волеизъявления, то сердце способно замышлять ( 1Кор 4:5 ), склоняться к чему-то ( 1Цар 14:7 ), побуждать ( 4Цар 12:4 ; Притч 4:23 ), упорствовать ( Деян 11:23 ), желать ( Исх 35:22 ), замышлять зло ( Деян 5:4 ) или следовать за своим «сокровищем» ( Мф 6:21 ).

В моральном отношении сердце может быть смиренным и кротким ( Мф 11:29 ), святым ( 1Фес 3:13 ), преданным ( Неем 9:8 ), правдивым ( Пс 96:11 ), целенаправленным ( Иак 4:8 ), чистым ( Деян 15:8 ), любящим Бога ( Мк 12:30 ) и других ( 1Пет 1:22 ), ожесточенным и чувствительным ( Иез 11:19 ).

Писание подчеркивает, что в сердце может заключаться зло ( Быт 6:5 и другие места); оно может обманывать себя ( Иак 1:26 ), обманывать других ( Иер 17:9 ), может быть жадным ( Мф 6:19-21 ), похотливым ( Мф 5:28 ), высокомерным ( Ис 9:9 ), нечестивым ( Деян 7:51 ), извращенным ( Пс 100:4 ) и нераскаявшимся ( Рим 2:5 ).

Ничто не оскверняет человека больше, чем его собственное грешное сердце ( Мк 7:18-19 ).

Тем не менее сердце человека может быть благим ( Лк 6:45 ; Лк 8:15 ).

Даже если обстоятельства пугают или разочаровывают, намерения сердца могут оставаться добрыми ( 3Цар 8:18 ; Мф 5:28 ).

Из-за противоречий между добром и злом в сердце человека идет борьба, и Писание часто призывает воспитывать в себе совершенное, целое, истинное сердце ( Быт 20:5 ; Пс 85:11 ; Деян 8:37 ). «Сердце» символизирует все «я» человека, скрытый центр его бытия ( 1Пет 3:4 ), с которым он общается, который изливается в молитвах, словах и делах ( Пс 61:9 ; Мф 15:18-19 ).

Это подлинное «я», в отличие от внешности, общественного положения и физического присутствия ( 1Цар 16:7 ; 2Кор 5:12 ; 1Фес 2:17 ).

Это природа, характер и склонности человека ( Втор 4:16 ; Втор 7:4 ; Мф 12:33-37 ).

Духовное сердце. Для Библии в особенности важно религиозное понятие сердца. Тайны скрытого «я» полностью известны Богу и Христу ( Иер 17:10 ; Лк 9:47 ; Рим 8:27 ).

В сердце сосредоточены наши знания о Боге ( 2Кор 4:6 ).

Видение Бога зависит от состояния сердца ( Мф 5:8 ); сердце говорит с Богом ( Пс 26:8 ); там пребывает божественное ( 2Кор 1:22 ; Гал 4:6 ; Еф 3:17 ).

С другой стороны, моральное зло в сердце в Библии рассматривается как грех против Бога. Нечувствительное сердце темно, втайне полно идолопоклонства, далеко от Бога, неправо перед Ним ( Втор 29:18-19 ; Мф 15:8 ; Деян 8:21 ; Рим 1:21 ).

Однако Господь не отворачивается от людей с разбитым и страждущим сердцем ( Пс 50:19 ).

Когда сердце человека обращается к Богу, Он делает его чувствительным к духовному, обновляет и очищает ( Втор 4:29 ; 4Цар 23:25 ; Пс 50:12 ; Иоиль 2:13 ; Иез 36:25-27 ).

Божий закон в таком случае запечатлевается в сердце, для внутреннего наставления и побуждения ( Иер 31:33 ; Евр 8:10 ; 2Кор 3:2-3 ).

Выражаясь христианским языком, такое преображение происходит, когда человек начинает верить в Благую Весть «в добром и чистом сердце», создавая плодородную почву для Слова Божьего ( Лк 8:15 ; Рим 10:9 ).

Правдивое сердце приближается к Богу, любит Его всем разумом, чувством и волей ( Лк 10:27 ; Евр 10:22 ).

Тогда Бог дает сердцу верующего силу, награду, рождение свыше, благодать, мир и радость ( Пс 72:26 ; Ис 57:15 ; Деян 2:46 ; Флп 4:7 ; Евр 13:9 ).

Снова стало возможно достичь древнего идеала: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему» ( 1Цар 13:14 ; Деян 13:22 ).

Источник

Сердце – это место обиталища души, место соединения земного и небесного, это святая святых храма души, центр рождения нового, это врата, через которые на Землю снисходит Любовь. Сердце – это центр духовной, сакральной жизни человека. (Сакра;льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу) – в широком смысле – всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от
обыденных вещей, понятий, явлений.)

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч.4:23).

В Библии слово «сердце» встречается около 1000 раз.

Более ста лет назад один подвижник Божий написал книгу «Поле битвы – сердце человеческое». В ней он описал процессы, происходящие с человеком на Божьем пути. Все они базируются в сердце. По сути – всё, что происходит на Земле, вся борьба между Светом и тьмой – всё это ради спасения и совершенствования души. А душа, как известно, живет в сердце. Поэтому всё, происходящее на Земле, вращается вокруг сердца человеческого, в котором – «источники жизни». А критерий качества сердца – это Любовь. Любовь – есть основа и суть всех добродетелей, суть всего благого, что происходит на Земле и за ее пределами.

Сердце – это мерило качества жизни человека. Состояние сердца показывает абсолютно всё – состояние души, раскрытие сознания, чистоту мыслей, желаний, внутреннюю гармонию, духовный уровень, потенциал, глубину и высоту.

Мы читаем в Писании:

«. В сердце у них зло…» (Пс 27:3)

«. Сердце их – пагуба. » (Пс 5:10)

«. Закон Бога его в сердце у него. (Пс 36:31)

«. Сердце разумного приобретает знание. » (Притч 18:16)

«. Чтобы нам приобрести сердце мудрое. » (Пс 89:12)

«. Ожирело сердце их, как тук…» (Пс 118:70).

«. Веселое сердце делает лице веселым..» (Притч 15:13).

Понятие «сердце», как и понятие «любовь» – очень многозначно. «Сердце» – может означать – душу человека, может означать его чувства. Это может означать наполненность и побуждение его действий, его истинные намерения, исток его мыслей, желаний, поступков. Оно может означать совесть, а может – то, что для человека важно и дорого, что является сокровенным. Сердце – это сердцевина существа человека и, говоря о сердце, часто имеют в виду то, кем человек является на самом деле, его глубину.

Когда мы говорим о духовном сердце, мы имеем в виду вместилище души – место, где открываются Врата в Божий Мир. Все то, что идет вне духовного сердца – тленно, потому что в нем нет Любви, нет небесных корней. Все побуждения человека вне сердца – это страсти, мудрствование, иллюзия, ложь. Все нечистые духи, как и нечистые цивилизации, боятся открытого, горящего сердца, и потому они стараются увести человека с пути сердца, с пути Любви.

Открывая Свой Закон, Господь показывает следствия нарушения его для человека. Одно из проявлений – это трепещущее сердце – т.е. сердце, не имеющее опоры, а потому подверженное воздействию любых внешних факторов.

«. И Господь даст тебе там трепещущее сердце. » (Втор 28:65 ).

В отличие от этого, те, кто всё отдал в руки Бога и живет Его Законом – имеют твердое сердце:

«…Сердце его твердо, уповая на Господа» (Пс.111:7).

Мы не раз говорили о том, что вследствие первородного греха, человечество пошло путем накопления внешних благ, а не внутренних, путем рассудка, а не путем сердца. Потому, сердце духовное оказалось на задворках цивилизации. Его проявление воспринималось как эмоциональность, страстность, как слабость и чрезмерная чувствительность, или как инаковость, присущая блаженным и юродивым.

Настоящий же характер, значимость духовного сердца показал нам Иисус Христос. Своей Жизнью, Любовью, Жертвенностью, Прощением, Своим Огненным Сердцем Он повел всех, кто вверился Ему – в Свой Мир, в котором правит Любовь. Христос во всём Своем учении поставил во главу угла именно духовное сердце. Каждая фраза двух заповедей, на которых «держатся и Закон и Пророки» – начинается со слов «Возлюби»! Учение Христа – это учение вышней Любви, учение обращения к сердцу, возвращение через него к единению с Богом.

Только через сердце происходит соединение разрозненных начал воедино, только через сердце происходит возвращение к целостности. Через сердце, путем покаяния, восстанавливается то, что разбито грехом.

«…Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»; «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:19,12).

В какие бы ловушки ни попал человек, на каком бы духовном уровне ни находился – выход из всех искажений, заблуждений, болезней – лежит через духовное сердце. Это – вера, смирение, любовь… Не нужно продолжать запутанные нити, искать и мудрствовать, перебирая в голове причины и следствия поступков. Нужно отпустить абсолютно всё и опуститься на колени перед Богом – так, будто ты еще стоишь на первой ступеньке Божьего Пути. И пусть говорит только сердце…

Господь говорил нам:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21).

Всё, что человек помещает в сердце – начинает руководить его жизнью, переводя жизнь человека в тот мир, которому он отдал свое сердце. Насколько открыто духовное сердце – настолько и освещена жизнь человека – сердце оживляет все качества, проявления, сферы. Можно сказать, что человек жив настолько, насколько его сердце открыто.

Сердце многомерно. Оно, как Храм имеет несколько врат, за каждым из которых открывается более высший, таинственный мир. Есть внешний двор, внутренний, ступени, преддверие храма, внутренняя часть, где происходят служения и рождаются молитвы, а есть – святая святых, а в ней – таинственный ковчег Завета, где является Бог. За этими Вратами исчезает граница между человеком и Богом. Как открываются эти Врата? Этот вопрос всегда волновал тех, кто искал Бога. Врата сердца открываются через жертвенность. Сначала человек жертвует своими грехами, греховными привычками, потом жертвует своими интересами, поднимаясь над своим эго, обретая способность сострадания. Потом он жертвует своими привязками, ради свободы духа в его жизни, ради служения. Последние врата открываются тогда, когда Любовь к Богу заполняет всё и у человека не остается никаких опор, кроме Него, никаких целей, кроме цели быть с Ним и Им жить.

Поскольку сердце – это центр сакральный, священный – никто не может вносить в него то, что принадлежит миру греха. Библия говорит:

«Не любите мира и того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:16).

Здесь, как мы понимаем, имеется в виду, не мир, сотворенный Богом, ибо все, в чем есть Его частица – прекрасно и может служить во благо. Мир здесь – это мир иллюзии, суеты, мир лжи, мир греховный, с его законами, построенными на жажде иметь, на эгоизме. Любые страстные привязки – принадлежат миру сему, потому что идут не от Любви. Все, чему человек отдает свое сердце, вне Бога – есть идолы. Когда человек так поступает и вносит чуждое Богу в свое сердце – идет осквернение и вирус мира сего начинает проникать в душу. Потому врата сердца закрываются и человек теряет связь с высшим, связь с Богом.

В святая святых не могут входить внешние люди, не могут входить прихожане, но только первосвященник в своем высшем состоянии. Это может быть только душа, открытая своему духу. Переживания, беспокойство, страхи, обиды, разочарования – рождаются от воздействия мира сего. Все это затмевает сердце, сбивает его с правильного ритма, выбивает из колеи.

«. Тоска на сердце человека подавляет его. » (Притч 12:25)

Проходя ситуации, заставляющие страдать сердце, иногда происходит так, что человек выходит из них, но на сердце остается нечто, подобное пеплу, который отягощает его. Постепенно теряется радость, сердце становится хмурым, уставшим. Все вокруг будто покрывается дымкой. Следом уходит вдохновение, теряется вкус жизни.

«. Сердце знает горе души своей. » (Притч 14:10).

Почему так происходит? Потому что задачи были решены не в полноте – что-то не смогли отпустить, где-то не простили до конца, в том числе и себя, не хватило доверия Богу, веры в Его Промысл. Т.е. человек сделал поступок, но внутри до конца не согласился с ним – сделал его не от любви, а на какой-то процент – от страха, потому что не видел другого выхода. Еще бывает такое, что сердце сковывает непонимание происходящего. Человек продолжает жить дальше, но внутри остается какая-то скорбь из-за того, что он не понимает ситуацию, она не раскладывается в его сознании, простыми словами – у него не получается ее переварить. Конечно, будучи людьми, мы не в состоянии увидеть причин и сути того, что происходит. Но, где не хватает понимания – нужно заменять любовью, смирением, благодарностью. И, рано или поздно, но состояние сердца изменится – и оно освободится от своей ноши.

Сердце – это тончайший орган чувств. Если его загружать страданиями – он выходит из строя. Есть страдания, которые очищают, а есть – которые отягчают. В чем отличие? Сердце обладает способностью не только чувствовать боль, но и пережигать ее. Если, ощущая боль, человек возводит поток вверх – это смирение, покаяние, любовь, благодарность – то включаются механизмы пережигания, а за ними – утончения. Потому что Господь дарует Свою Благодать и Милость.

Если страдания вызывают поток вниз – это обида, ропот, сетование, страх, сомнения, гнев – то сердце отягчается, забиваются его тонкие лепестки и каналы и оно покрывается чем-то, похожим на накипь.

Что мешает открыть сердце? В первую очередь – любое проявление гордыни. Ведь именно гордыня сместила центр человека с сердца духовного в сторону своего личного, земного «я», его воли. Другими словами – центр личности съехал с духовного сердца, через который есть прямая связь со всеми сферами, началами существа человека – в сторону солнечного сплетения, которое отвечает за проявление личной воли, и в котором гнездится земной рассудок – этот центр так и называют – «нижний мозг». В этом смысл числа зверя – человек на вершине всего, а не Бог – человеческий разум, его достижения. Не хватает лишь любви сердца, чтобы всё в жизни человека было освещено Светом Божьим. Человек расширяет свой рассудок, пытаясь доказать, что он сам руководит своей жизнью, что он сам причина всех благ в своей жизни – а не Бог.

«Мудрость твоя и знание твое – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня»» (Ис.47:10).

Любое проявление гордыни и порожденных ею грехов – блокирует духовное сердце. Кроме того, сердечный центр напрямую связан с центром воли. Любовь не может быть пассивной – она всегда действенна. Все болезни воли блокируют духовное сердце. Это страх, неуверенность, теплохладность, а также и самоуверенность, упрямство, наглость и т.д. Так, о грехе упрямства, строптивости, непокорности в Библии сказано немало:

«. И сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву» (2Пар 36:13).

Мы знаем, что сердце выступает центром молитвы, которая есть живая нить с Богом.

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6).

Это описание сердечной молитвы – когда человек затворит двери от всего мирского, и из самой своей глубины – т.е. через сердце – обратится к Богу. Только такую молитву слышит Бог. Иисус Христос сказал:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19,20).

Когда люди в согласии обращаются к Богу – у них единое сердце. Это и есть качества Божьей Церкви:

«. И над Иудеею была рука Божия, даровавшая им единое сердце» (2Пар 30:12 ).

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян.4:32).

О рождении Божьей церкви в едином сердце сказано и в пророческом откровении Иезекииля:

«И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез.11:19,20).

Часто люди спрашивают – зачем надо что-то просить у Бога – ведь Он и так все знает. Да, конечно, Бог Всеведущ, но молитва – это не только сообщение Богу своих потребностей, проблем – хотя, в первую очередь, она должна быть передачей Богу своей любви и благодарности. В любом случае, молитва – это создание канала к Богу, открытие пути для Его проявления. Наш мир погружен в некое подобие тумана, через который слабо проникает Божий Свет. Огненная молитва веры раздвигает этот туман, подобно тому, как жезл Моисея разверз Красное море. И по этому пути в нашу жизнь устремляется Божья Сила, Его Огонь, Его Помощь. Потому здесь нужна сильная вера и искренняя Любовь – ничто другое не сможет победить туман иллюзии.

В Библии есть много примеров силы молитвы. Это было и в Ветхом Завете – в жизни Иосифа, Иакова, Авраама, Моисея, Даниила. В Новом Завете, кроме чудес, совершенных Христом, описано много чудесных проявлений по молитвам учеников Христа. Это и исцеления, воскрешения, освобождение из темницы.

Апостол говорит: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Всегда люди знали, что есть на Земле молитвенники, на которых держится Земля. Сейчас, когда идет Суд Божий, мы не случайно находимся на Земле. Необходима серьезная стабилизация всех происходящих процессов, присутствие живых проводников, которые протянут канаты Божьей Силы через свои сердца. Земля меняет свой облик, раскрываются ее центры, идет очищение, освобождение от накопленного негатива. Это может быть взрывом, а может – более спокойным путем, если найдутся те, чьи души всегда открыты Богу.

Когда-то праотец Авраам выпрашивал у Бога спасти город, если найдутся там хотя бы 10 праведников. Жители Ниневии упали в покаянии перед Богом и город не был разрушен. Царица Есфирь и евреи, жившие в Ассирии слезно просили Бога о помиловании народа и Господь помог им, обратив их печаль в ликование. Во времена Маккавеев народ молил Бога о помощи и Тот явил им спасение, смущая врага небесными явлениями, вводя царя в забвение и сон, не допуская осквернение Храма нечестивыми царями и военачальниками.

Молитву нельзя понимать, как заказ в бюро услуг – Бог помогает нам, но на первом месте всегда стоит спасение души, созидание Божьей Церкви. Иногда человеку нужно что-то пройти, чтобы обрести силу, опыт, избавится от страха, освободится от греховных уз – мы не можем думать, что у нас все должно быть гладко и без проблем, ведь мы – воины, а не отдыхающие в санатории. Но, когда мы просим – нам подсказывают – о чем именно должна быть молитва, куда нужно направить ее, чтобы достичь максимального воздействия на события, не помешать, но выровнять.

Когда мы читаем слова: «…Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24:21,22) – то это произойдет по молитве праведных душ и по молитве Утешителя.

Когда человек зациклен на своих проблемах, просит только за себя – его сердце закрывается и он не сможет ни услышать, ни пропустить через себя нужный в данный момент поток, да и его молитва услышана не будет. Но когда мы в согласии просим, имея единое сердце – то становимся Его действующей армией, строителями Нового Мира, участниками таинства, где незримыми путями созидается на Земле Божье Царство и утверждается Его Воля. И тогда и каждая клеточка получает выздоровление и все то, что ей необходимо, чтобы полноценно жить и служить Богу.

Источник

О сердце человека

А вот духовные стихи:

В этом стихотворении преподобный Варсонофий Оптинский называет чистое сердце человека храмом Бога Живого.

В Книге притчей Соломоновых написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое» (Притч. 4: 23). Если обратиться с такими словами к современному невоцерковленному человеку, то он, скорее всего, воспримет это как предписание врача: не переутруждаться, не нервничать, соблюдать диету и прием лекарств. Но так ли надо понимать этот текст? Чтобы разобраться в этом, надо обратиться к толкователям Библии – святым отцам. Приступая же к этой теме, нельзя в восхищении не согласиться с пророком Давидом: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63: 7). Тут целый мир, целая вселенная, и даже Тот, Кто является Творцом вселенной.

Так что, когда Священное Писание и святые отцы говорят о сердце, они имеют в виду как вышеестесственное (духовное), так и плотское (физическое) сердце. Как же разобраться современному человеку, когда речь идет о духовном, а когда о плотском сердце? Каково значение и место сердца в составе человека по писаниям святых отцов и современным научным данным? Об этом и пойдет речь.

Значение и место сердца в составе человека по Священному Писанию и толкованиям святых отцов

Мы показали, какое место отводится сердцу в Священном Писании. Но при первом рассмотрении творений святых отцов, занимавшихся систематическим изложением христианских догматов веры (нас особенно интересует антропология), замечаешь: слово «сердце» (καρδια) практически не встречается. Логично предположить, что оно заменено каким-то другим словом. И здесь нас ожидает еще одно открытие – терминологическое.

Отцы Церкви обычно различают в составе человека душу и тело. В душе же три «силы». Учение о трехчастности души (разумное начало – раздражительное начало – вожделевательное начало) идет от Платона (см. в его «Государстве») [5] и стало классическим в восточном богословии начиная с Евагрия Понтийского, а систематическое изложение получило у преподобного Иоанна Дамаскина. Кратко остановимся на этом учении.

Самому элементарному уровню (который не всегда четко обозначен и часто включается в расширенную концепцию второго уровня) соответствует растительная, или жизненная, сила, которой обладают все живые существа: люди, животные и растения. Ее основные функции – питание, рост и размножение. С другой стороны, именно она является источником жизни в организме и обеспечивает жизнедеятельность важных органов.

На втором уровне находится животная сила, общая для людей и животных. Вместе с растительной силой она составляет неразумную часть души, которую еще называют пожелательной и страдательной. Помимо способности чувствовать и воспринимать, она включает два начала: «раздражительное», или гнев (θυμοσ), откуда проистекают все формы агрессивности, и «вожделевательное» (επιθυμητικον), порождающее желания.

Вот почему отцы в одних случаях характеризуют ум как сущность, то есть сердце, с которым он в этом случае отождествляется, в других же описывают как энергию, то есть мысли, помыслы и тончайшее внимание, которое рассеивается через органы чувств и должно быть возвращено в сердце. Это и значит, что в святоотеческом богословии ум связывается и отождествляется с сердцем. Поэтому все, что мы написали выше об уме, можно отнести и к сердцу.

Конечно же, это общий принцип, но бывают и исключения, и самому не стоит толковать Писание, а обязательно обращаться в спорных случаях к святым отцам.

Из древнегреческой антропологии отцы Церкви забрали все лучшее и синтезировали учение о душе в святоотеческое учение о человеке. Так как в греческой философии термин «ум» (νουσ) занимал ведущее положение, поэтому он и перешел из эпохи богословских споров в наше время, до сих пор внося терминологическую путаницу.

Евангелие же проповедовалось по большей части людям простым, не книжным и даже неграмотным. А таким людям Господь открывается в сердце, поэтому в Писании так много о сердце. И все же учение о духовном сердце, его болезнях и способах лечения было раскрыто не одной только «антропологией богословских трактатов», а совместно с «антропологией пустыни, монашеских келий и мистических прозрений». Поколения аскетов и созерцателей выработали свое учение о человеке, основанное больше на внутреннем самоуглублении, на изучении своего сокровенного сердца, чем на богословской диалектике и предпосылках античной философии.

Этим разрешается путаница терминов, что позволяет нам перейти к тому, чтобы попытаться понять роль плотского сердца человека и его связь с духовным сердцем.

Значение и место плотского (физического) сердца в составе человека по современным научным данным и его связь с духовным сердцем

Сердце с научной точки зрения изучается уже несколько веков. Удивительное устройство камер и сосудов сердца, нервной системы и клапанов, его эффективность и долговечность, идеальная согласованность с другими компонентами системы кровообращения вызывают восхищение у современных ученых. Приведем несколько примеров из медицинской науки, чтобы показать уникальность этого органа.

Начнем с эмбриологии – науки об изучении зародышей. По данным современных эмбриологов, сердце первым формируется в зародыше человека, и уже к первому месяцу жизни основные структуры его выглядят так же, как у новорожденного младенца.

Что же сказали физиологи о сердце? А физиологи сказали, что сердце обладает уникальными свойствами, такими как автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и рефрактерность. Автоматизм (от греч. αυτοματοσ – «самодвижущийся») – это свойство сердца работать в самостоятельном, независимом от других органов режиме. Даже извлеченное из организма, сердце продолжает работать определенное время. Проводимость – это свойство мгновенно передавать нервный импульс по собственной проводящей системе. Возбудимость – это свойство сердца каждую секунду быть готовым к мышечному сокращению. Сократимость – это свойство сердца, сокращаясь, перекачивать без устали кровь на протяжении всей жизни человека. Рефрактерность (лат. refractorius – «невосприимчивый») – свойство сердца, которое характеризуется снижением или отсутствием возбудимости в определенные моменты своей жизнедеятельности.

Есть органы, имеющие функцию проводимости, возбудимости и сократимости, но не имеющие автоматизма. Лишь только сердце имеет такое уникальное сочетание способностей. Для чего же? Все ученые главной функцией плотского сердца называют насосную. Сердце перекачивает кровь в организме по большому и малому кругам кровообращения. Начинаются и заканчиваются эти круги в сердце. Но кровь вращается не только по этим кругам. Само сердце вращается вокруг своей оси и выбрасывает в аорту кровь тоже с вращением. К этим кругам и вращениям мы позже вернемся.

Главная функция физического сердца – кровоснабжение других органов. Но как же кровоснабжается само сердце?

Тоже необычно. Одно сердечное сокращение, или сердечный цикл, состоит из систолы (в этот момент сердце максимально сокращается, выбрасывая кровь в сосуды) и диастолы (в этот момент сердце расслабляется, и происходит заполнение кровью полостей сердца). Но собственные артерии сердца в момент систолы сжаты и перекрыты мышцами, поэтому кровоснабжение сердца происходит не как у всех остальных органов, а в период расслабления, который длится миллисекунды.

Какие же можно провести аналогии между физическим и духовным сердцем? Таких аналогий можно привести очень много. Ограничимся основными.

В-пятых, одним из свойств духовного сердца является жертвенность. По этому же принципу работает и физическое сердце, кровоснабжая весь организм, себя же питая в последнюю очередь.

В-шестых, наше физическое сердце работает день и ночь, спит ли человек или бодрствует. Как не вспомнить слова из Священного Писания: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5: 2). Или заповедь апостола Павла «непрестанно молиться» (1 Фес. 5: 17), то есть днем и ночью. Мы знаем о святых, у которых молитва никогда не прекращается. И такая молитва называется сердечной.

Таким образом, между научными данными о нашем физическом сердце и писаниями отцов Церкви о духовном сердце можно найти много общего. Но принимаются ли такие духовные аналогии современным научным миром?

Трансплантация сердца как точка пересечения различных мировоззрений

Мы подошли к вопросу, что же такое человеческая личность и какими свойствами она обладает. Когда человек жив как личность, а когда он умирает? Если ранее это имело лишь академический интерес, то теперь из сферы теоретических дискуссий и споров философов эта проблема перекочевала в иные области: она все больше и больше интересует тех, кто работает в научных центрах, медицинских учреждениях и органах правопорядка. В научных центрах всего мира идет огромная работа по созданию искусственных органов человека, так как донорских органов катастрофически не хватает. В медицинских учреждениях проводятся тысячи операций трансплантаций сердца и постоянно совершенствуются результаты лечения. Все эти массовые трансплантации породили много юридических проблем, которыми заняты законодательные органы, суды и адвокатские конторы.

Прежде чем попытаться ответить на поставленные нами вопросы, сделаем небольшой экскурс в историю медицины.

Западная (или европейская) медицина тесно связана с развитием естествознания, возникновением и развитием в эпоху Возрождения новых мировоззренческих концепций. С началом Реформации европейцы пришли к выводу, что смогут обрести власть над природой. Сформировался новый набор ценностей и верований, при помощи которого можно было объяснить мир. Такой новой «религией» стала наука, а ее жрецами – математики, физики и инженеры-механики.

Становление западной врачебной традиции шло параллельно с успехами в научном естествознании. Наука и промышленность позволили медицине действовать на массовых началах. Та же механистическая философия, которая вдохновила массовое производство в промышленности, вызвала к жизни массовые медицину и здравоохранение. Подобный союз науки, промышленности и медицины породил эпоху новшеств и специализаций. В результате тело и душа человека были разобщены и дробились на все более мелкие элементы, а исследования в области медицины разделялись на все большее число специальностей. Такие узкие специалисты разделили тело на системы и по аналогии с механизмами создали структурные описания органов. В системе кровообращения сердце играет роль механического насоса, легкие подобны воздуходувным мехам, а нервная система – сложной электрической сети. В такой ситуации узкопрофильный специалист не видит больного человека в целом, его интересует поврежденный орган или система. Так нарушается основополагающий принцип клинической медицины – «врач, лечи не болезнь, а больного». Больного человека не воспринимают как личность, не заботясь о его душевном и духовном здоровье. Пациент даже не воспринимается как частное лицо, а только как сумма поврежденных органов. Такое потребительское отношение к телу и породило потребность в установке диагноза смерти мозга, который в современной медицине и приравнивается к смерти человеческой личности.

Каков святоотеческий взгляд на личность?

Отсюда явствует, что духовное сердце – это то место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором является Христос. Это известно человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха. У падшего же человека, живущего далеко от Бога, сердце закрывается и становится совершенно неведомым. Человек не знает, существует ли оно. Но человеку, живущему по Богу, сердце известно. Для него оно является реальностью.

Вот мы и подошли к точке, где пересекаются два мировоззрения: святоотеческое и современное рационально-материалистическое.

Для первого известны устроения души и тела, известно духовное сердце, его болезни и способы исцеления.

Для второго – точные данные анатомии, физиологии, химии и десятка узкопрофильных научных дисциплин, перечисление которых заняло бы много времени; при этом отрицается существование души и духовного сердца.

Целью первого является обоживание человека через очищение сердца. Целью второго является победа любой ценой над физической смертью, если можно назвать это целью.

Ну, хорошо, оставим Фауста, хотя его след тянется из средневековья в наши дни.

Но как можно преодолеть «мифическое» отношение к сердцу? Как можно преодолеть эти слова: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50: 12)? Или эти: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8)? Или эти: «Дай мне, сыне, сердце твое» (Притч. 23: 26)? Как можно «преодолеть» слово Божие? «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24: 35), – говорит Спаситель. Мы же верим и знаем, что слово Спасителя истинно.

Поэтому уже сейчас публикуются мнения ученых, не согласных с потребительским отношением к человеческому сердцу и личности.

Заключение и выводы

Как и в начале нашей работы, предложим еще раз современному человеку бессмертные слова Соломона: «Больше всего хранимого храни сердце твое» (Притч. 4: 23). Если и после всего нами приведенного у него останется скептическое отношение, он может, конечно, ответить: «Ну, это говорится иносказательно о сердце».

Вывод 1. Чтобы избежать иносказательного трактования Священного Писания, нужно обратиться к толкованиям святых отцов.

Сознавая успехи современной медицины, особенно в кардиологии и сопредельных ей дисциплинах, изучающих плотское (физическое) сердце, нужно признаться в ограниченности нашего познания. И вслед за лауреатом Нобелевской премии по химии из Брюссельского университета И. Пригожиным сказать: «Отбросим иллюзии: никакие исследования не дадут нам возможности понять до конца крайнюю сложность самого простого организма».

Может, и не стоит во чтобы то ни стало, не считаясь с силами и средствами, стремиться понять все до конца. Может, по примеру академика и физиолога И.П. Павлова, смиренно изучая творение Божие, восхищаться Творцом. И на вопрос: «Как же это всемирно известный ученый может верить в Бога?», спокойно, как и он, отвечать: «Когда я изучаю кровь человека, не то что верующим, а даже святым можно стать».

Вывод 2. Значение сердца в составе человека огромно, роль его – ведущая, а место – центральное.

Вывод 3. При этом плотское (физическое) сердце непосредственно связано с духовным сердцем, и все его физические свойства имеют аналоги в духовной сфере.

Одним из нерешенных вопросов современности является отношение к трансплантации. Так как этот вопрос в прямом смысле стоит у грани жизни и смерти человека, то не может оставить равнодушными ни духовных лиц, ни православных врачей, ни самих трансплантологов. Этот вопрос вскрывает коренное отличие мировоззрения современной медицинской науки и святоотеческого отношения к человеку. Пока можно сформулировать предварительный следующий вывод.

Как было видно из приведенного нами краткого обзора научных данных, главной целью современной медицины является борьба с физической смертью человека, но так как это недостижимая задача, то хотя бы отодвигание момента смерти. В структуре причин смерти современного человека на первом месте – болезни сердца. Трансплантация сердца не решает задачи, так как донорских сердец катастрофически не хватает. Идет огромная работа по созданию механического сердца, способного заменить человеческое. Но как у всякого подобия, такое искусственное сердце имеет много недостатков. Но инженеры не сдаются. Срок работы такого сердца-насоса сейчас продлен до двух лет. В перспективе планируется улучшить качество и начать массовое применение таких сердец. Сбывается пророчество старца Паисия Афонского: «Умножились механизмы, умножились и проблемы; из человека сделали машину, и теперь машины командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными». Что же будет с человеком, если действительно его сердце станет железным?

К сожалению, современная медицинская наука, как и Фауст, не избежала искушений знаниями (тщеславием), богатством (сребролюбием) и мирскими наслаждениями (сластолюбием). Мы же знаем, Кто победил эти искушения. И поэтому сегодня как никогда актуальны эти слова Спасителя – «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

Вывод 5. Только в гармоничном союзе с христианской верой современная медицинская наука может принести пользу духовному и телесному здоровью человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *