что такое сенсорный профиль

Сенсорные профили

Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Разные ссылки и их обсуждение / Сенсорные профили

Страницы: 1что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль

АвторСообщение
galatima

Сообщений: 1349
что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль

Добавлено: 15-01-2008 09:55
Интересные статьи из ЖЖ Sensory Processing Disordres:
Речь о том, что проблемы модуляции ( излишняя чувствительность,пониженная чувствительность, сенсорный поиск итд) есть не только в тактильной системе. Речь о проблемах сенсорной регуляции во всех сенсорных системах организма.

-Тактильной
-Вестибулярной
-Проприоцептивной( сильные прикосновения)
-Аудиторной
-Визуальной
-Вкус и запах
-Оральной ( область рта)

Совокупность симптомов, указывающих на расстройство в системе сенсорной регуляции ( речь о различных системах в мозговом стволе, лимбической системе итд).

Аудиторная система перегружена. Что может случиться?

Второй профиль, более редкий.Поиск не как часть профиля (как в профиле сверх-реагентность есть поиск в регулирующих системах или поиск в выключенной системе при шатдаун).Поиск, как самостоятельный профиль. Проофиль тяжелый и тяжелый для терапии.
(сразу скажу- я еще не тестировала ни одного реебнка с этим профилем. Все,что пишу- для меня теория).

Ребенок находится в постоянном активном поиске стимуляции.Это некая постоянная потребность в стимуляции, не поддающаяся удовлетворению. Поиск бессмысленный- пустой, просто стимуляция,ради самой стимуляции.Без какой либо цели.Нет плана и нет результата.
БОльшая часть времени такого ребенка посвящена поиску сенсорной стимуляции.

В отличие от прошлого профиля, где сенсорный поиск (в регулирующих системах)ведет к успокоению и улучшению состояние ребенка, поиск здесь ведет к ухудшению.Стимуляция приводит к перегрузке системы (הצפה) но ребенок не может остановиться сам, перегрузка выражается в еще большем поиске, крайней сверхактивности, беспричинном смехе итд.

Мышь
Администратор
Сообщений: 6045
что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль
Добавлено: 15-01-2008 21:57
и где здесь про диету?
мама Миши

Сообщений: 3659

Добавлено: 15-01-2008 23:13
У нас у всех троих полно тараканов.А у меня признаюсь есть еще проблема с мытьем рук,постоянно мою,в метро не могу держаться за поручни,только в перчатках.Кажется прямо вижу этих гадов,которые по рукам ползают.Вот.Но это к делу не относится.
galatima

Сообщений: 1349
что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль

Добавлено: 16-01-2008 10:02
Где эта диета корректирующая описана? Может вправду что-то существенное. В свете наших желудочно-кишечных проблем может появится просвет? Галя! Жду!

Нина, я не поняла. что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль
Ты ждешь описания диеты? Попробуй в поисковике набрать, я просто не знаю о чем речь. что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль

galatima

Сообщений: 1349
что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль

Добавлено: 31-01-2008 12:20
Продолжение.
Уровень активации;
Диагностика;
Терапия

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

Источник

Что такое сенсорный профиль

Общайтесь с ребенком с самого рождения, разговаривайте с ним, пойте песенки, качайте под музыку, глядя ему в глаза; приближайте свое лицо к личику ребенка, чтобы он лучше вас разглядел.

Младенцы лучше всего концентрируют взгляд ярких предметах, расположенных поблизости. Больше всего их привлекает контраст белого и черного, а также красный цвет. Кроме того, дети с рождения с повышенным интересом относятся к человеческим лицам. Позвольте малышу чаще разглядывать ваше лицо, мимику, пока вы разговариваете с ним или поете ему песенки. Старайтесь, чтобы ребенок как можно дольше концентрировал внимание на вашем лице: стройте рожицы, издавайте всякие забавные звуки. Поставьте на кровать зеркало, лягте рядом с ребенком и стройте рожицы, пусть малыш разглядывает ваше лицо и свое. Подражайте мимике ребенка.

Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)

Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».

Приближайтесь к личику ребенка, а затем отодвигайтесь. Проделывайте это медленно.

Иногда можно пошалить – надеть смешной головной убор, очки или приклеить себе на щеку или на лоб наклейку. Малышу будет интересно: а что он увидит в следующий раз?

Когда малыш освоил взгляд «глаза в глаза», и может удерживать взгляд на вашем лице, играйте с ребенком в прятки и их простейший вариант «ку-ку», когда вы прячете свое лицо за ладонями, или личико младенца под пеленкой.

Умение следить взглядом за движущимся предметом возникает не сразу. Предоставляйте ребенку возможность научиться этому с помощью ярких предметов, издающих интересные звуки. Например, водите перед глазами ребенка вправо-влево игрушечную собачку и приговаривайте «ав-ав». Для более старшего ребенка можно выдувать мыльные пузыри и следить за тем, как они летят, или играть с воздушным шариком. Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок все больше времени мог уделить рассматриванию объекта и наблюдению за движущимися объектами.

Чтобы тренировать умение фиксирование взгляд на объекте, вначале вам придется просто называть каждый предмет, на котором случайно задержался взгляд младенца. «Это кукла», «Вот твоя бутылочка». Ищите вместе с ребенком нужный предмет: «Где бутылочка? Вот она! Вот бутылочка!». Далее ребенок должен научиться посмотреть на вас, проследить, на что вы смотрите, и также уделить внимание этому предмету («Посмотри, какая птичка!»). Это умение в дальнейшем пригодится для основного этапа в развитии речи – когда вы будете говорить ребенку, как называется тот или иной предмет.

Возьмите яркую игрушку, например, мяч, и держите ее рядом со своим лицом; когда ребенок посмотрит на вас, медленно отводите игрушку от своего лица и сами следите за ней взглядом. Комментируйте «уход» игрушки, модулируя громкость и высоту голоса, это побудит ребенка следить за движущимся объектом. Эмоционально называйте слово, повторяйте название неоднократно: «Мяч, мяч, смотри на мяч!».

Всем родителям хочется видеть ответную реакцию. Некоторые дети с синдромом Дауна будут очень живо реагировать на все, тогда как другие младенцы будут лежать безучастно. Не опускайте руки, старайтесь вызвать реакцию, рано или поздно вы увидите интерес в глазах ребенка! Постепенно он научится фокусировать взгляд, рассматривать ваше лицо, радоваться вам, если вы будете проводить больше времени с ним, давая ему возможность научиться это делать.

Для зрительной стимуляции поиграйте с выключателем, включая и выключая свет в темной комнате (темно-светло).

Если у ребенка есть проблемы со зрением – обязательно обратитесь к специалисту.

Малышам с синдромом Дауна предстоит научиться не только слышать разнообразные звуки, но и концентрироваться на их восприятии (подобно тому, как младенцы учатся фокусировать взгляд). Старайтесь, чтобы ребенку предъявлялось не слишком много разнообразных звуков в каждый отдельный момент. Многим детям мешают слишком громкие звуки, другим же трудно выделять наиболее важные звуки (голос матери) на фоне шума.

Старайтесь имитировать звуки, которые издает ваш младенец. Повторите так точно, как только можете, а потом поиграйте, повторив его высоким, тонким голосом, потом низким, грубым голосом.

Устанавливайте для ребенка связь между объектом и производимым им звуком. Взяв игрушечную утку, назовите ее «утка, уточка», сообщите ребенку: «Утка говорит: кря-кря. Как говорит утка? Кря-кря». Привлекайте игрушки в форме зверюшек, детские музыкальные инструменты (колокольчик динь-динь, барабан бам-бам). Конечно, малыш еще долго не сможет повторить это за вами, но стимуляция не пропадет даром.

Приготовьте побольше погремушек, колокольчиков, издающих разнообразные звуки. Играя с ними, давайте малышу послушать и сравнить эти звуки, но не забывайте также давать ему возможность самому их извлечь. Постепенно он установит логическую связь между источником звука и звуком!

Пришейте бубенчики на резинку для волос и наденьте ее младенцу на ручку или на ножку. Он поймет, что звуки раздаются тогда, когда он двигает ручкой/ножкой. Только не оставляйте ребенка без присмотра с этой игрушкой!

Часто называйте ребенка по имени. Если он пока не отзывается на свое имя, привлеките его взгляд яркой игрушкой и снова несколько раз назовите его по имени.

Разговаривая с ребенком, держите лицо так, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит, когда плачет или гулит. Повторите то, что он «сказал», потом сделайте паузу, как бы ожидая от него ответа. Это должно стать вашим золотым правилом. Разговаривая с ребенком во время одевания, купания и т.д., всегда делайте паузы, как бы ожидая ответа от него. Если он издаст какой-то звук, отвечайте естественно, например, «Да что ты говоришь!» или «Неужели?». Старайтесь, чтобы ваша беседа выглядела, как настоящий разговор.

Важно добиться того, чтобы ребенок обращал внимание на окружающие его звуки. Ставьте для него различную музыку, пойте песенки, рассказывайте ритмичные стихи. Очень хороши в этом плане песенки и стихи с действиями («Вот идет корова», «Мишка косолапый»), они учат ребенка уделять внимание тому, что он слышит.

В работе над слуховым восприятием, важно научиться определять, откуда же исходит привлекший ребенка звук. Чтобы научить его этому, используйте различные источники звука: свистки, колокольчики, мятый целлофан, кастаньеты, маракасы, хлопайте в ладоши и так далее. Сначала издавайте звук в поле зрения ребенка, прямо перед его лицом. Затем переместите источник звука вправо или влево от ребенка. Если он не обращает внимания, скажите ему: «Слушай! Что это? Ну-ка посмотри!». Тренируйте малыша, чтобы он следил взглядом, а затем и поворачивался к источнику звука. Если малышу трудно поворачиваться, посадите его к себе на колени так, чтобы источник звука был вне его поля зрения. Прослушайте звук, скажите: «Ой, что это?» и сами поверните ребенка лицом к источнику звука. Наградите малыша улыбкой и объятием за то, что он повернулся. Играйте в такие маленькие игры несколько раз в течение дня. Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

Ребенку необходимо понять, какие звуки имеют смысл, на какие звуки надо обращать внимание (голос мамы), а на какие – не обязательно (шум холодильника, тиканье часов). Если малыш не научится этому, может произойти «перегрузка» и даже «отключение» сенсорной системы. В более старшем возрасте это умение не раз ему пригодится, например, во время занятий в школе: надо слушать, что говорит учитель, а не что говорят одноклассники.

Давайте ребенку возможность слушать голоса родных по телефону. Комментируйте: «Это баба говорит. Слышишь, это баба!». Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

Соберите «звуковую шкатулочку». Туда можно положить свисток, колокольчик, дудочку, маракас, две деревянные ложки, контейнер из-под киндер-сюрприза с фасолью или крупой внутри и так далее. Поиграйте с ребенком.

Старайтесь постепенно увеличивать период времени, в течение которого малыш может сосредотачиваться на активном слушании: пойте ему более длинные песенки, разговаривайте с ним подольше.

Многие родители говорят с малышами так, как нужно, не задумываясь об этом. Однако все же отметим, как именно следует говорить с младенцем: высоким (тонким) голосом, короткими предложениями, гораздо медленнее, чем обычно, повторяя слова и фразы по многу раз. Когда ребенок станет старше (2-3 года), вы уже не будете пищать при разговоре с ним, однако необходимость в коротких фразах и повторениях не отпадет еще долго.

Если у вашего ребенка есть какие-то проблемы со слухом, обязательно обратитесь к специалисту.

Если малыш сам не тянет предметы в рот, можно использовать мягкую зубную «щеточку» для массажа десен, внутренней поверхности щек и язычка ребенка.

Приобретите или сделайте специальную книжку, в которой на каждой странице будет кусочек какого-то материала, который можно потрогать (мех «киски», наждачная бумага и так далее). Она вам пригодится и в дальнейшем, когда вы будете работать над расширением словарного запаса ребенка (мягкий, пушистый, шершавый…).

Позволяйте ребенку играть с различными на ощупь предметами, например, желе, взбитыми сливками или вареными макаронами.

Прикасайтесь к ребенку предметами различной текстуры. Растирайте личико ребенка мягким, а потом более жестким полотенцем, например. Для разнообразия используйте массажное масло или лосьон.

Чистите зубы и десны ребенка специальной детской зубной щеткой.

Растирайте и массируйте тело ребенка. Можно ласково или быстро потереть лицо, щеки и язычок ребенка чистым полотенцем. Прикасайтесь к лицу малыша ваткой, кусочком бархата, кусочком жесткой ткани… Играйте с ребенком в игры, требующие прикосновений к лицу («Лес, полянка, горка, ямка…» и прочие). Умывайте личико ребенка, дотрагиваясь до разных частей лица («водичка, водичка, умой мое личико».

Побуждайте ребенка имитировать ваши мимические движения: облизывание губ, прищелкивание языком и т.п. Старайтесь держать лицо поближе к лицу ребенка, чтобы ему было хорошо видно, что именно вы делаете.

Старайтесь подражать действиям ребенка. Если он хлопнул по столу, и вы хлопните. Тогда у него будет больше мотивации подражать вашим действиям. Пробуйте разные действия и побуждайте ребенка подражать вам. Выбирайте такие действия, которые ребенок может выполнить (хлоп-хлоп по столу, топ-топ по полу ножкой, плюх-плюх по воде в ванной). Поначалу можно помогать ребенку, махать его руками, шагать его ножками и т.п., чтобы он понял, что от него требуется.

Скажу несколько слов о таком важном виде деятельности, как кормление ребенка.

Помните, что кормление важно не только само по себе, для роста и развития ребенка, но и как способ тренировки всех тех органов, которые нужны для речи, а также, для коммуникации ребенка со взрослым!

Зачастую родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с проблемами при налаживании кормления. Это может быть связано с низким тонусом (гипотонусом) мышц. Если малышу трудно сомкнуть губы на соске, потрите его губки, помассируйте подбородок и участок под ним. Когда ребенок не занят едой, можете попробовать приложить к ротику кусочек льда, чтобы помочь ему почувствовать свои губки и язык. Можете попробовать помассировать язычок: ритмично похлопайте по нему сосочкой или чистым пальцем. Когда тонус языка улучшится, вы это почувствуете. Тогда можете попробовать стимулировать движения язычка вверх-вниз, вправо-влево, стимулировать язычок прогнуться – сформировать центральный «желобок».

Постепенно младенец осознает, как именно движутся его губы, язычок и другие органы.

Когда ребенок начинает есть с ложки, рекомендуется использовать маленькую и неглубокую ложечку, давая небольшие «порции». Старайтесь давать ребенку разнообразную по фактуре пищу для стимуляции тактильных ощущений внутри рта: детскую растворимую кашку, фруктовое пюре, овсянку, творожок, картофельное пюре, затем пюре из мяса, йогурт, супы. Как только ребенок будет готов к поглощению более твердой пищи, вы должны предоставлять ему возможность научиться жевать, совершать и совершенствовать движения язычка в горизонтальной плоскости.

Дети с повышенной чувствительностью могут оказаться большими привередами в еде. Они могут отказаться есть блюдо, для которого вы смешали несколько ингредиентов. Они могут предпочитать только горячее или только теплое, отказываясь от еды другой температуры.

Как и чем заниматься с ребенком в период с одного года до трех лет.

В повседневной жизни нужно продолжать заниматься сенсорной стимуляцией, формировать сенсорные эталоны и закреплять познавательные навыки. Такие как:

Усвоение ребенком понятия величины.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую; сравнивать два колечка от пирамидки и выбирать большое, чтобы нанизать его первым;

играть с большим и маленьким мишкой, укладывать их спать в большую и маленькую кроватки; учить подбирать крышки к двум кастрюлям по размеру и т.д.

Усвоение ребенком понятия формы.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных форм, вызывающих интерес и внимание ребенка: мячики, кубики. Использовать совместную игру с ребенком и комментировать, что «Мяч катится. Смотри как. Покатай мяч», «Кубик не катится. Поставим кубик на кубик. Получилась башня» и т.д.

Для обучения соотнесению форм используем различные сортеры, вкладыши с геометрическими фигурами, доску Сегена, рамки Монтессори и т.д.

Усвоение ребенком понятия цвета.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных цветов, вызывающих интерес и внимание ребенка.

Сортировать по цветам мячики двух цветов, прищепки, крышечки от питания «Фрутоняня», кубики, детали Лего и т.д.

Для этого обращать внимание ребенка на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.)

Развитие вкусовых ощущений:

Для этого предлагать ребенку, если нет пищевой аллергии или других ограничений, продукты различного вкуса (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.

Помните, что сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с физическим развитием ребенка: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. Организация зарядок, ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна, поскольку, формирование крупной и мелкой моторики- неотъемлемая часть сенсорной интеграции.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую работу, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается.

При обучении навыкам самообслуживания развиваются сенсорные анализаторы, когнитивные навыки, речь, умение пользоваться жестами и многое другое.

Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию.

Огромную роль в развитии детей играет создание условий для сенсорного развития.

Для тактильной, вестибулярной и проприоцептивной стимуляции эффективно использование специального оборудования:

утяжеленных одеял, гамаков, батутов, тоннелей, тележек, гимнастических мячей, сухого бассейна и др.

природных материалов: песка (кинетического, обычного), каштанов, морской гальки, шишек, фасоли, воды и пр.

разнообразных колючих мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни.

Важно понимать, что ребенок сам интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, которые нужны для развития именно ему. Мы, взрослые, должны лишь дать ему возможность изучать потенциал собственного тела, формировать адаптивные ответы и, главное, найти для этого время и место.

Учеными отмечено, что даже обычные объятия дают большой положительный эффект в сенсорном развитии ребенка.

Необходимо внимательно отнестись к потребностям ребенка к игре и не заменять ее ранним обучением, компьютером и телевизором. Сначала ребенок должен все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигаться в пространстве, проползти, подлезть или залезть на все, что манит, – только так он приобретет опыт, необходимый для развития.

Последнее время все чаще и чаще сравнивают жизнь детей поколения шестидесятых-семидесятых годов и жизнь нынешних малышей. И приходят к неутешительным выводам. Отсутствие и недостаточность сенсорного опыта и замена естественных для детского возраст игр на компьютерные, в значительном мере усиливают сенсорную дезинтеграцию детей, отрицательно влияют на развитие познавательных навыков, воображения, фантазии. Многие ли из сегодняшних дошкольников смогут придумать, как сделать все оборудование для игры в магазин из подручных средств и «доставить» туда продукты из песка, глины, листьев, палочек и прочего мусора, и грязи, сколько мальчишек в три года сумеют придумать, как приладить ложку к грузовику, чтобы получилась снегоуборочная машина? Сколько малышей смогут все это до того, как родители купят им блестящие пластмассовые игрушки, в которых за них всё уже сделали, – и игрушечные пакетики, и весы для магазина, и все виды уборочной и прочей техники?

Как было сказано выше, сенсорная интеграция нужна всем детям. Конечно, ребенку с двигательными нарушениями или с нарушениями зрения нужна будет дополнительная помощь специалистов, чтобы дать ему необходимый сенсорный опыт, помочь «изучить» окружающую среду, схему тела, понять, как он может двигаться в пространстве, взаимодействовать с окружающей средой.

Во время занятий постоянно разговаривайте с ребенком, даже, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его сигналы, почувствовать его намерения и желания. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, отмечайте любые его попытки в приобретении самостоятельного опыта, хвалите его действия, радуйтесь его успехам. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты.

В Санкт-Петербурге успешно работают центры по развитию сенсорной интеграции, где эффективно реализуются множество программ по сенсорному развитию детей с особыми потребностями. Это широко известное Пространство для детей и родителей «Каштан» и Центр помощи детям с нарушениями восприятия и адаптации «Сова-Нянька».

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль

Д. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»

Е. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Л. Кумин «Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна»

Источник

Особенности развития сенсорных эталонов у детей с РАС

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профиль Ирина Михайлова
Особенности развития сенсорных эталонов у детей с РАС

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Существует несколько классификаций сенсорных систем. Как правило,все они выделяют:

При расстройствах аутистического спектра часто наблюдаются нарушения функционирования одной или нескольких сенсорных систем, эти нарушения проявляются особыми формами поведения, которые могут выполнять защитную или компенсирующую функцию.

На особенностифункционирования тактильной системы могут указывать такие поведенческие феномены как:

– избегание определенных видов одежды или материалов (например, шероховатых или с грубой текстурой). Или же,наоборот: необычные предпочтения в одежде или материалах (к примеру, мягких тканей, длинных штанин или рукавов);

– стремление стоять в конце ряда, чтобы не контактировать с другими;

– стремление уклониться от прикосновения (когда оно носит ожидаемый характер) или взаимодействия, связанного с прикосновениями, включая избегание прикосновений к лицу;

– избегание игр, связанных с телесным контактом, что иногда проявляется стремлением играть в одиночестве;

– отвращение или сопротивление, когда ребенка ловят, обнимают или

Также ребенок часто:

– испытывает дискомфорт при мытье и расчесывании волос, стрижке

– сопротивляется при чистке зубов;

– испытывает отвращение к материалам для творчества, например, избегает пальчиковых красок, теста или песка.

Важно не пытаться заставить ребенка преодолеть отрицательные реакции и не следует убеждать его, что не нужно так себя вести!

Помимо перечисленного выше, при проблемах в тактильной сфере

– не узнавать объекты на ощупь, не может сказать без зрительного

контроля, до какой части тела дотронулись;

– лить на себя очень холодную или очень горячую воду;

– иметь пониженную чувствительность к боли;

– неаккуратно одеваться, например, не замечая перекрученных штанин, развязанных шнурков и т. п. ;

– испытывать трудности в мелкомоторных движениях, все делать

только под зрительным контролем;

– любить сидеть в бассейне с шариками, фасолью, лежать под тяжелым одеялом.

Проприоцепция (проприорецепция) – это способность к ощущениям, возникающим в результате обработки информации от специализированного вида рецепторов, дающих информацию о положении мышц, суставов и сухожилий.

Проблемы в проприоцептивной сфере можно заподозрить в тех случаях,если ребенок:

– приходит в волнение, когда его конечности двигаются активно,

мышцы сжимаются или растягиваются;

– избегает движений, связанных с преодолением собственного веса

(например, не хочет прыгать, бегать, ползать, крутиться, скакать, и

других физических действий, которые способствуют сильным проприоцептивным ощущениям;

– если двигается, то движения слабо дифференцированы, ребенок движется всем телом, плохо манипулирует мелкими предметами. Также особенности функционирования проприоцептивной системы могут приводить к тому,что ребенок:

– имеет низкий мышечный тонус;

– может врезаться и наталкиваться на предметы вокруг себя, «набивать синяки»;

– может стучать пятками о пол или стул;

– может модулировать уровень возбуждения, включаясь в самостимулирующую деятельность, например, биться головой, кусать ногти, сосать палец, хрустеть суставами пальцев, скрипеть зубами;

– любит, чтобы его крепко завернули в одеяло или потискали перед

– прикладывает неоправданно большие усилия, когда что-либо делает,

поэтому часто ломает предметы;

– любит постоянно жевать предметы, например, воротничок рубашки, завязки от шапочки, манжеты, грызть карандаши, игрушки и резинки, может любить еду, которую нужно долго жевать.

Функция вестибулярной сенсорной системы состоит в обеспечении мозга информацией о положении головы в пространстве, о действии гравитации и сил, вызывающих линейные или угловые ускорения. Эта функция необходима для поддержания равновесия, т. е. устойчивого положения тела в пространстве, и для пространственной ориентации человека. Адекватными раздражителями вестибулярной системы являются гравитация и силы, сообщающие телу линейное или угловое ускорение. Специфическая особенность вестибулярной системы состоит в том, что значительная часть перерабатываемой в ней сенсорной

информации используется для автоматической регуляции функций, осуществляемых без сознательного контроля. Гиперчувствительность в вестибулярной системе проявляется в виде гравитационной неуверенности и в виде опаски при движениях,

когда тело отклоняется от вертикального положения, или когда ноги оторваны от земли.

При гравитационной неуверенности, часто встречающейся при РАС, бывает,что:

– ребенок старается держаться в стороне от других людей, чтобы его кто-то не подвинул, не толкнул;

– медленно ходит по лестнице, чаще других хватается за перила;

– не любит наклоны головы, перекаты, кувырки;

– ребенок не любит, боится прыжков, качелей, каруселей;

– боится упасть и редко падает;

– испытывает сложности с выполнением заданий, в которых голова не

находится в вертикальном положении, или ноги оторваны от земли;

– ребенок очень боится ездить на эскалаторе, лифте.

Усиление проприоцептивных ощущений давления на суставы, мышцы и туловище уменьшает гравитационную неуверенность!

Непереносимость движения проявляется по отношению к тем перемещениям, которые большинству людей показались бы безвредными.

Быстрое перемещение или вращение ребенка приводит к сильному дискомфорту. При этом наблюдается бурная реакция вегетативной нервной системы (тошнота, рвота, головокружение, потоотделение).Ребенок с непереносимостью движения:

– не любит качели, карусели, пугается, если кто-то двигает его;

– избегает лифты, эскалаторы;

– испытывает дискомфорт при движениях, связанных с наклоном головы (зарядке, завязывании шнурков);

– испытывает трудности при прыжках, стоянии на одной ноге. Нередко проблемы, связанные с особенностями функционирования вестибулярной сенсорной системы, приводят к тому,что ребенок:

– быстро устает, ему тяжело держать голову, он постоянно ложится,

«растекается» по парте;

– может раскачиваться из стороны в сторону, трясти ногой, головой;

– находится в постоянном движении, кружится, не испытывая головокружения;

– плохо координирует движения конечностей, в связи с этим он испытывает трудности с завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т. п. ;

любит сильные неожиданные движения: подбрасывание, сильное

раскачивание на качелях и др. ;

– не замечает, когда падает, не выбрасывает руки вперед, пытаясь защититься.

Ощущение движения в пространстве: качание, кружение или повороты головы доставляют особое наслаждение и стимулируют вестибулярную систему детей с РАС. Но взрослым следует избегать сильной стимуляции детей!

С участием обонятельного анализатора осуществляется ориентация

в окружающем пространстве, и происходит процесс познания внешнего

мира. Он оказывает влияние на пищевое поведение, принимает участие

в апробации пищи на съедобность, в настройке пищеварительного аппарата на обработку пищи (по механизму условного рефлекса, а также – на оборонительное поведение, помогая избежать опасности благодаря способности различать вредные для организма вещества. У человека обоняние эффективно способствует извлечению информации из памяти. Таким образом, реакция на запахи — это не только работа обоняния,но и социальный опыт. Через запахи мы способны восстановить атмосферу прошлых лет или обрести воспоминания, связанные с конкретными жизненными обстоятельствами.

Чувствительность обонятельной системы довольно велика: один обонятельный рецептор может быть возбужден одной молекулой пахучего вещества, а возбуждение небольшого числа рецепторов приводит к возникновению ощущения. При длительном действии пахучего вещества можно наблюдать адаптацию обонятельного анализатора. По отношению ко многим пахучим веществам довольно быстро наступает полная адаптация, т. е. их запах перестает ощущаться. Человек перестает замечать такие непрерывно действующие раздражители как запах своего

тела, одежды, комнаты и т. п. По отношению к ряду веществ адаптация происходит медленно и лишь частично. Иногда, особенно при частом действии одного и того же вкусового или обонятельного раздражителя, в коре больших полушарий возникает стойкий очаг повышенной возбудимости. В таких случаях ощущение вкуса или запаха, к которому возникла повышенная возбудимость, может появляться и при действии различных других веществ. Мало того, ощущение соответствующего запаха или вкуса может стать назойливым, появляясь и при отсутствии каких-либо вкусовых или обонятельных раздражителей.

Гиперчувствительность в сфере обоняния может приводить к тому,

– отказывается заходить в определенные места с ярко выраженными

запахами (например, в туалет);

– отказывается принимать определенную пищу из-за запаха;

– может испытывать неприязнь к людям с определенным запахом,

ароматом духов, шампуня и т. д.

При гипочувствительности обонятельной системы ребенок может:

– не замечать или игнорировать неприятные запахи;

– выпить или съесть что-то ядовитое.

В процессе эволюции вкус сформировался как механизм выбора или отвержения пищи. В естественных условиях вкусовые ощущения комбинируются с обонятельными, тактильными и температурными, получаемыми человеком в процессе еды. Сочетание всех этих раздражений создает ощущение вкуса и формирует адекватную реакцию на пищу. Важным обстоятельством является то, что предпочтительный вкусовой выбор отчасти основан на врожденных механизмах, но в значительной мере зависит от связей, выработанных в процессе жизни.

У разных людей абсолютные пороги вкусовой чувствительности к разным веществам существенно отличаются вплоть до «вкусовой слепоты» к отдельным веществам. Абсолютные пороги вкусовой чувствительности во многом зависят от состояния организма (они изменяются в случае голодания, беременности и т. д.).

Проблемы в работе вкусовой сенсорной системы могут приводить к негативной реакции на многие вкусовые раздражители, в связи с чем ребенок ест только определенные продукты, его рацион питания очень ограничен, или он любит есть очень соленую или острую еду.

В некоторых случаях вкусовые ощущения могут быть основным источником получения информации о внешнем мире. Тогда ребенок может облизывать, брать в рот или есть несъедобные предметы.

Слуховая система – одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека. Ее функция состоит в формировании слуховых ощущений в ответ на действие акустических (звуковых) сигналов, которые представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Гиперчувствительность в слуховой сфере приводит к тому, что многие шумы воспринимаются преувеличенно, а многие звуки — искаженно.У ребенка с гиперчувствительностью в поведении присутствуют следующие признаки:

– ребенок выглядит рассеянным, ошарашенным, зажимает уши, когда все вокруг смеются, шумят, разговаривают;

– ребенок может слышать звуки, разговор на большом расстоянии.

Кроме того, на проблемы в слуховой сфере могут указывать такие

особенности ребенка как:

– трудности при распознавании или игнорирование определенных

– стремление издавать громкие ритмичные звуки, стучать предметами

Зрительная система – важнейший сенсорный канал, который связывает человека с внешним миром. Зрительная система воспринимает видимый свет –узкую часть диапазона электромагнитных излучений с различными длинами волн: от сравнительно коротких (красный цвет) до более длинных (синий цвет).

При проблемах в зрительной сенсорной системе ребенок может демонстрировать особые формы поведения, например, избегать яркого света, видов активности, при которых необходимо групповое движение, глазного контакта. Также он может пугаться движущихся предметов, плохо оценивать расстояние. В других случаях, наоборот, детей привлекают движущиеся, яркие и мигающие объекты, а на неподвижных объектах они с трудом удерживают внимание. Они сами двигаются, крутят головой, например, во время письма. Таким образом, при расстройствах аутистического спектра очень часто отмечаются особенности функционирования сенсорных систем.

Это могут быть повышенная и/или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам, нарушения фильтрации, проблемы адаптации и взаимодействия сенсорных систем и др. Эти особенности приводят к специфическим формам поведения, которые собственно и указывают на наличие сенсорной дисфункции. Некоторые из них имеют защитную функцию, другие помогают ребенку успокоиться в стрессовой для него ситуации, третьи обусловлены необходимостью компенсировать нарушения в других сенсорных сферах. При этом одни и те же поведенческие феномены могут быть обусловлены различными причинами. Например, ребенок отказывается мыть руки. Это может быть связано как с повышенной тактильной чувствительностью, так и с непереносимостью запахов (например, мыла) или слишком ярким светом в ванной. Отказ от определенных видов пищи может быть вызван специфическими вкусовыми ощущениями, которые она вызывает, или неприятными для ребенка тактильными или проприоцептивными ощущениями в ротовой полости. С другой стороны, один и тот же сенсорный стимул может

вызвать целый спектр поведенческих реакций: так неприятный звуковой стимул может привести к тому, что ребенок будет закрывать уши, кричать, или начнет жевать воротник, или кусать себя. Понятно, что описанные сенсорные дисфункции могут серьезно затруднять даже повседневную жизнь дома, не говоря уже о посещении

школы, дошкольных учреждений и других мест вне дома. Они могут препятствовать обучению и взаимодействию с другими людьми. В связи с этим помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. В настоящее время разработаны и широко применяются специальные методы и программы, цель которых – улучшение функционирования сенсорных систем. В частности, широкое распространение приобрело направление, в котором разработаны методы, направленные на

улучшение сенсорной интеграции. А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей описывают сенсорную интеграцию как неврологический процесс, организующий сенсорные ощущения, поступающие извне и от собственного тела, и дающий возможность использовать тело в окружающей среде наиболее эффективно. Сенсорно-интегративная терапия – это программа вмешательства, включающая виды деятельности, которые характеризуются усиленными ощущениями, особенно тактильными, вестибулярными и проприоцептивными. Занятия в рамках этой и других аналогичных программ приносит ребенку с сенсорными дисфункциями ощутимую пользу, но они не исключают необходимости оказания помощи дома, в детском саду, школе и т. д. Первое и самое главное условие эффективности такой помощи – понимание причин, лежащих в основе тех или иных проблем ребенка.

Очень важно, чтобы окружающие относились к такого рода особенностям детей и с пониманием, и с уважением, не раздражаясь от поведения ребенка, вызванного трудностями, которые он постоянно испытывает, а оказывая ему необходимую помощь.

Для того чтобы помощь была целенаправленной, необходимо определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка имеются, иначе говоря, определить его сенсорный профиль, который для каждого является уникальным. Для определения сенсорного профиля часто используют сенсорный опросник как простой, удобный в использовании информативный способ диагностики особенностей функционирования сенсорных систем.

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профильДидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профильИгры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать.

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профильКонсультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профильМастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профильОпыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профильОтчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

что такое сенсорный профиль. Смотреть фото что такое сенсорный профиль. Смотреть картинку что такое сенсорный профиль. Картинка про что такое сенсорный профиль. Фото что такое сенсорный профильПлан работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *