что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка дошкольника
Консультация «Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте»
Понятие, развитие, значение и виды сенсорных эталонов. Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается до предметов, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах.
В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов.
Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове «лимон» или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.
Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон.
Что такое сенсорный эталон?
Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека.
Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:
Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.
Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов.
Игры для формирования понятия «величина»
Педагогами придумано огромное количество дидактических игр, которые используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром. Перечислим самые популярные среди дошкольных работников: «Назови правильно». «Расставь по порядку». » Зоопарк». «Подбери рыбкам аквариум». «Найти коробки для обуви». «Три медведя» и т. д. Изучение величин происходит как на занятиях, так и во время игровой деятельности, используются настольно-печатные игры или игрушки, сделанные по методике Монтессори.
Развитие сенсорных эталонов звука
Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Большое значение для умственного развития играет речь сначала взрослого, а затем и самого ребенка. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность.
Изучение цветовых эталонов
С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Дети легче запоминают цвета в процессе игры, поэтому все игрушки делают такими яркими и красочными. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде.Используют следующие игры: «Найди пару». «Найди вторую рукавичку». «Собери сервиз». «Найди для бабочки цветок». «Поставь цветок в вазу». «Собери бусы». «Чего не хватает?» и т. д. Эталоны формы
Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно. Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре. С самого раннего возраста дети играют с игрушками-вкладышами, кубиками и деталями конструктора. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры «Найди в комнате предметы. (например, прямоугольной формы)» ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу. Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры: «Что изменилось?» «Составь картинку». «Пазлы». Лото «Найди предметы такой же формы». «Подбери ключ к двери». «Чем отличаются домики?» и т. д. Как видите, сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе. Это важный этап в развитии ребенка, который поможет ему стать успешным в выбранной профессии. Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.
Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.
Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.
Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте», которую я подготовила для.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).
Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.
Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.
Консультация «Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста»
Татьяна Павлова
Консультация «Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие,его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих двух моментов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так,в области формы- это геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т. д. ; в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвет. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, однако, человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир, как бы «сквозь призму» общественного опыта.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно выяснить, какому из имеющихся образцов или какому их сочетанию соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду определено, как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком, в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того на сколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат содержательной деятельности, увлекающей ребенка. Таким образом в условиях для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности – рисование, лепка, конструирование.
Для того, чтобы ребенок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому подготовлен соответствующим образом. Само же усвоение эталонов и овладение способами обследований – процесс, длящийся несколько лет и включающий постепенный переход к более сложным формам восприятия.
В первые 3 года жизни ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства привлекают его внимание, приобретают для него то или иное жизненное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях. Известно, что восприятие детей раннего возраста, очень неустойчиво, чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Обычно выделяются те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий, чаще всего это бывает форма.
Это не значит, что надо применять в работе с детьми бесчисленное множество разновидностей форм и цвета. Речь идет об основных разновидностях, тех, которые потом выступят в роли эталонов – семь цветов спектра, белый и черный цвета, геометрические формы, как овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник. Полноценное усвоение названий возможно только в связи с овладением сенсорными эталонами. Пока же желательно,чтобы дети запоминали название самих свойств: «форма» и «цвет».
Несколько по другому обстоит дело с величиной предметов. Здесь нет такого рода разновидностей, как в области формы и цвета. Величина – свойство относительное,оно познается ребенком только в сравнении с другой величиной: больше, меньше, такое же. Эти представления и надо вырабатывать.
На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий – складыванием простейших построек из кубиков, выкладыванием мозаики и т. д. Но на первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учитывает свойств предметов. Если взрослый показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, ребенок подражая действиям взрослого, не обращает никакого внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу не понимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них. Воспитание такой ориентировки – важнейшая задача сенсорного воспитания на втором-третьем году жизни. Свойства (цвет, форма, величина) должны выступить для детей, как постоянные признаки предметов, по которым они узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий. Это необходимая предпосылка всей дальнейшей работы по развитию детского восприятия.
С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения.
Прежде, чем провести занятие, надо научить детей спокойно сидеть, слушать воспитателя, выполнять его требования и указания. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами. Так успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня развития ребёнка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детейувлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов, и т. д. Задачи сенсорного характера на данном возрастном этапе не являются ведущими.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Тематическое планирование материала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим миром.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, величиной, формой, предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Предусмотрено также ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов /круглой – квадратной формы, красным – синим цветом /, затем с более близкими признаками / круглой- овальной формы,жёлтым –оранжевым цветом /.Особое внимание требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить диффренцированно При планировании методов обучения маленьких детей,как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию, чётко просматривается постепенность изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребёнку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию,то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Особое внимание требует анализ проведённых занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения.
После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам для самостоятельных игр. Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться, только при естественном освещении. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Обучение должно включать формирование у детей обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой ка раз и является обобщённым способом, формирующихся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различие цвета, формы, величины. Поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания отдельных цветов, форм.
Принципы системы сенсорного воспитания требуют так же усвоения детьми «сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этапе раннего детства при накоплении сенсорных представлений? На втором году жизни детям доступно «опредмечивание» формы цвета. Этот приём приводит к успешному выполнению заданий. Следовательно, дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет, как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого ещё далеко до усвоения «сигнального значения», при котором изменение цвета, форы связывается с закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учат цвета, формы, величины объектов, является необходимым условием выполнения предметных действий.В качестве таких действий могут выступать: раскладывание предметов на две группы,размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков-втулочек в отверстие доски.
Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении сенсорных задач важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии, при знакомстве с величиной,и наконец прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по свойствам.
Обучение в условиях детского сада проводится в основном на занятиях, которые являются одной из эффективных форм обучения детей. В ходе занятий детям дают образцы выполнения действий, произнесения слов, сообщают элементарные сведения о предметах. Ребёнок постепенно начинает подражать тому, что показывает воспитатель. Активное использование знаний и умений, полученных на занятиях, происходит в быту, где дети получают возможность выполнять разнообразные действия в естественных условиях
Большое значение для развития умения детей имеет также и самостоятельная игра, во время которой инициатива в выборе игрушек, содержания игры зависит от самого ребёнка. В этот период ещё нет необходимости вырабатывать у детей представления о каких-либо разновидностях формы или цвета.
Ребёнок ещё не готов к тому, чтобы понять значение этих разновидностей, как образцов, с которыми следует сравнивать свойства разнообразных предметов. Цветная полоска, квадратик, кружок, шарик или кубик остаются для него такими же единичными, конкретными предметами.
Поэтому, имеющаяся в теории и в практике воспитания детей трёх лет установка, знакомит их с двумя-тремя цветами и формами, добиваться усвоения названия форм и цветов представляется мало целесообразной. Идя таким путём, мы рискуем объединить восприятие, заслонить от ребёнка всё многообразие свойств окружающих предметов скудным набором элементарных представлений. Специальные опыты по восприятию детьми цвета, показали, что, ребёнок знает, например,жёлтый цвет, но не знает оранжевого, он ошибочно оранжевый, воспринимает как жёлтый. Подчёркивание в этот период каких-либо разновидностей свойств не развивает восприятие, а лишь искажает его ослабевает внимание ребёнка ко всем остальным, не подчёркиваемым специально разновидностям.В то же время важно как раз обратное: максимально обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений, с тем, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных элементов.
Презентация «Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста» Слайд 1 Мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. В последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос.
Проектная деятельность «Роль игрушки в развитии музыкальных способностей детей раннего возраста» 1Актуальность Актуальность проблемы и темы исследования. Изменения, происходящие в социально – экономической жизни России, оказывают существенное.
Роль детской книги в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста Носкова Вера Александровна, воспитатель, МДОУ №17 «Дюймовочка», г Волжск, Р МЗ Роль детской книги в речевом развитии детей раннего дошкольного.
Роль дидактической игры в развитии детей раннего возраста Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное,.
Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности.
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста. «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». В наше время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь.
Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста Винокурова Анна Анатольевна Воспитатель, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №61 Красносельского района Санкт-Петербурга Игровые технологии.
Сенсорное развитие детей раннего возраста: сенсорные эталоны, формы и методы работы по сенсорному развитию Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать.
Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами
Марина Лупина
Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами
Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики»
При подготовке данной работы мы руководствовались следующими нормативно –правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (из этого документа, мы брали задачи для своей работы, требования к РППС, целевые ориентиры младшего дошкольного возраста);
3. Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 257». (В своей работе мы ориентировались на данный нормативно –правовой документ ДОО, где прописаны формы организации детей, задачи, методы и приемы, результаты возрастного периода. Их мы и использовали).
Многие отечественные педагоги доказали, что процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе.
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами мы помогаем ребенку освоить перцептивные действия (обследовательские). При помощи, которых ребенок может познавать окружающий мир. Ему становится интересно познавать новое. Т. о. развитие познавательного интереса и любознательности определяется уровнем развития сенсорных эталонов и мелкой моторики.
Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).
С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др. в своих работах доказали, что специально организованные занятия с дидактическим материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Цель нашей работы: развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.
Исходя из цели,мы поставили следующие задачи:
(из Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 257»)
Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитияразных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного.
— Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить
детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов,
сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Развивать мелкую моторику обеих рук.
Развивать познавательный интерес к окружающим предметам, желание активно действовать с ними, доводя свои действия до результата.
Ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики обеих рук являются условиями для развития познавательного интереса и любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Первый этап- ознакомление с сенсорными эталонами – цвет и величина (большой-маленький, но лишь в сравнении с другими предметами);
Третий этап- закрепление знаний о сенсорных эталонах, группировка предметов.
Средством реализации является:
• развивающая предметно- пространственная среда.
Методы и приемы используемые в ходе работы с детьми:
игровые (игровые персонажи, создание игровых ситуаций, дидактические игры);
наглядные (показ, иллюстрации, картины, раздаточный материал);
словесные (загадки, стихи, чтение художественных произведений);
практические (экспериментирование, наблюдения, практические действия с предметами)
Формы работы с детьми:
• Непосредственно – образовательная деятельность (подгруппа детей);
• Совместная деятельность взрослого и ребенка
— индивидуальная работа (дидактические игры и упражнения);
• Самостоятельная деятельность детей
(дидактические игры по желанию и предпочтению детей)
В ходе нашей работы был разработан:
Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса, любознательности через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики
Составляя его мы учитывали следующие принципы: сложность, системность, постепенность. План состоит из подбора дидактических игр по ознакомлению с сенсорными эталонами: цвет, форма, величина на 8 месяцев.
Нашу работу мы начинали с октября месяца, т. к в сентябре у детей нашей группы адаптационный период.
В конце плана мы прописали цели для развития мелкой моторики обеих рук, т. к. данные цели присутствуют практически в каждой игре, они идентичны.
РППС. Для развития познавательного интереса у детей в группе развивающая предметно – пространственная среда построена с акцентом на освоения детьми сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук. Создан центр «сенсорного развития», где меняется дидактический материал в зависимости от сезона, поставленной задачи, тематики недели.
Групповое пространство решает все задачи сенсорного воспитания (цвет, величина, форма):
— игровая деятельность (сенсорный кукольный стол, подбор посуды по цвету, величине, куклы в одеждах 4 цветов);
— двигательная деятельность (цветной круг и все пособия подобраны по цвету);
— познавательная деятельность представлена «центром сенсорного развития», (пирамидки, искалки, сенсорный стол, стол песка и воды, сенсорные контейнеры);
— коммуникативная деятельность (подобраны книги с произведениями о сенсорных эталонах).
Центр сенсорного развития пополнился авторскими и модифицированными пособиями и дидактическими играми.
В ходе работы были пополнены и разработаны:
-Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей
-Методические рекомендации для родителей по вопросам сенсорного развития детей
-Дидактические пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Для активизации родителей нами были использованы следующие формы работы с родителями :
• Анкетирование «»Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития «
• Папка- передвижка «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в детском саду и дома» (для наглядной информации по данной теме).
• Мастер класс для родителей «Изготовление дидактических игр и пособий по сенсорному развитию своими руками» (для привлечения внимания к данной проблеме)
• Выставка дидактических игр и пособий по сенсорному развитию, изготовленных руками родителей и воспитателей «Нескучные игрушки»
Оценка результатов проделанной работы была проведена на основе данных индивидуальных карт развития, критерии которых были разработаны на основании задач и результатов освоения Основной образовательной программы ДОО и на основании рекомендаций Н. В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет).
•Система заполнения индивидуальных карт включает в себя следующую оценку освоения ребенком основной образовательной программы:
• Н – не сформировано;
• Ч – частично сформировано;
• Основной метод диагностики наблюдения за ребенком во время деятельности.
• Были проанализированы выбраные показатели познавательного развития, которые относятся к показателям сенсорного развития в начале и конце учебного года (октябрь – май).
представлены критерии оценки, по которым проводилось оценивание освоение детьми сенсорных эталонов:
— действует с интересом и удовольствием со взрослыми с дидактическими игрушками и материалами;
— действует с интересом и удовольствием самостоятельно с дидактическими игрушками и материалами;
-группирует в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине (отдельно оценивали цвет, форму и величину);
-начинает пользоваться общепринятыми словами – названиями, цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Результаты проделанной работы позволили сделать выводы:
• систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на эффективное освоение сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики детьми раннего возраста;
• ознакомление детей с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики рук, а так же новые дидактические игры позволили развить у детей познавательный интерес и любознательность;
Результатами работы так же стали:
• обогащение РППС по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами и на развитие мелкой моторики рук;
• повышение компетентности родителей в вопросах сенсорного развития.
Перед собой поставили следующие перспективы работы:
— продолжать работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами и развитию мелкой моторики обеих рук;
Развитие познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе Цель: 1. Ознакомить с явлениями неживой природы, представителями животного и растительного мира, проводить их сравнительный анализ, устанавливать.
Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами дома» Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами дома» Развитие сенсорного восприятия.
Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками» На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.
Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии» I.Пояснительная записка Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это.
Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.
Развитие интереса к книге у младших дошкольников Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна,как никогда. Техника (аудио-,.
Развитие познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников в игре Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Определение ведущего вида деятельности дано А. Н. Леонтьевым: это деятельность,.
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «река времени» Технология «река времени» как средство развития познавательного интереса у дошкольников Пульникова Г. А., студентка 41 до группы специальности.
Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.
Консультация «Развитие у логопедических детей познавательного интереса посредством проведения исследовательской деятельности» Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.