что такое сенсорное напряжение
Гиперстимуляция: что такое сенсорная перегрузка и как с ней справиться
Если вы сверхчувствительный человек, вам наверняка хорошо знакомо чувство перевозбуждения — главное «побочное свойство» организации вашей нервной системы. Вы быстрее устаете, а то, что другие считают пустяками, может перегрузить вас интеллектуально или эмоционально? Психолог Екатерина Тихонова объясняет, как работает гиперстимуляция, почему не стоит избегать перегруза и как управлять своим состоянием.
В предыдущей статье о том, как объяснить свою сверхчувствительность себе и другим, я упомянула метод DOES, который помогает определить высокую чувствительность. В этой аббревиатуре буква «О» — это гиперстимуляция (overstimulation), которая возникает из-за способности сверхчувствительной нервной системы глубоко обрабатывать информацию.
Чрезмерная стимуляция — это перегруженность информацией. В таком состоянии трудно, а иногда почти невозможно полностью обработать информацию, которую вы получаете.
В то же время именно способность к глубокой обработке информации помогает людям с высокочувствительной нервной системой добиваться успеха: они способны различать множество нюансов и быть внимательными к тому, что другие игнорируют. Многие просто не замечают столько же, сколько сверхчувствительные: например, гирлянды на улице кажутся им не такими яркими, а музыка в баре — не такой громкой. Обычная нервная система обрабатывает интонации и мимику собеседника не так внимательно и подробно, поэтому такие люди устают от того же потока событий медленнее, чем сверхчувствительные.
«„Обычные“ люди могут подумать, что мы странные. Или встревоженные. Или просто скучные. Если бы они только знали, как много мы переживаем внутри себя в каждый момент. Стимуляция присутствует всегда — мы единственные, кто ее замечает».
Из статьи Дженн Граннеман Get Overstimulated Easily? You Might Be a Highly Sensitive Person
Как ощущается гиперстимуляция
Сенсорная перегрузка может проявляться как ощущение стресса, переутомления, подавленности, беспокойства или как чувство «я не могу больше с этим справиться». В этом состоянии трудно концентрироваться, может заболеть голова, а каждая мелочь начинает раздражать. По большому счету, в этот момент нервная система человека работает на пределе возможностей.
Иногда сложно отличить перевозбуждение нервной системы от переживания страха: в обоих случаях появляется тремор, учащается сердцебиение.
Иногда сверхчувствительный человек из-за чрезмерной стимуляции может испытывать панические атаки: физиологическое возбуждение вызывает чувство страха и невозможности с ним справиться.
Такие атаки отличаются от тревожных панических: они могут прекратиться, если объяснена причина и предложено несколько мер по преодолению (на эту тему можно почитать главу о клинической оценке чувствительности сенсорной обработки у Элейн Эйрон, а также сборник The Highly Sensitive).
то
Когда нервная система перегружается?
Гиперстимуляцию можно описать как усталость от избытка внешних или внутренних раздражителей.
Источники стимуляции окружают нас повсюду и бывают очень разными:
Подобные стимулы воздействуют на наш мозг постоянно, поэтому не нужно думать, что вы слишком быстро устаете, хотя «ничего не происходит» — происходит очень много всего. Мы привыкли не обращать внимание на накопление перегруза и игнорировать свои внутренние ощущения. Но знание об источниках гиперстимуляции поможет понимать, сколько всего обрабатывает наш мозг даже во время такого простого действия, как поход в магазин.
Что делать?
Высокая чувствительность — нейтральная черта (у нее есть и плюсы, и минусы). Но если постоянно испытывать эмоциональную перегрузку, то может возникнуть ощущение, что чувствительность делает нас слабыми и уязвимыми.
Главная проблема в том, что нас не учат быть внимательными к своим ощущениям, замечать риск перегрузки заранее и успокаивать себя. А ведь есть много способов снижать уровень стимуляции, чтобы дать себе время отдохнуть и восстановиться.
Важно понимать, как можно повлиять на стимуляцию, которая окружает нас повсюду, начиная с шума в метро и заканчивая неотрезанной биркой на одежде. Умение эффективно управлять чрезмерной стимуляцией поможет восстановить баланс нервной системы, а если внимательно относиться к своим ощущениям, можно увидеть множество положительных сторон высокой чувствительности.
Да, избегать стимулирующих ситуаций невозможно: наша жизнь без событий стала бы абсолютно скучной. Чтобы жить активной и наполненной жизнью, необходимо рисковать и следовать своим целям, поэтому чрезмерная стимуляция сверхчувствительной нервной системы просто неизбежна. И хотя это и неприятно, но эта ситуация временная и не вредна для здоровья (кроме хронических случаев, когда у нервной системы просто нет возможности отдохнуть).
Поэтому людям с чувствительностью сенсорной обработки жизненно необходимо научиться в трудные моменты использовать навыки эмоциональной регуляции для утешения и заботы о себе.
А еще — отказаться от соблазна критиковать себя за то, что «в этот раз снова не справились»: это только увеличивает эмоциональное возбуждение и совсем не помогает быстрее успокоиться.
Если у вас чувствительная нервная система, вам просто необходимы сенсорные паузы. Слишком много внешнего воздействия и недостаток отдыха могут привести сверхчувствительного человека к панике, путанице в голове и в конечном итоге к бегству в ближайший возможный «выход». Такой побег может быть неуместен, например, если накрыло на работе или важном мероприятии.
Вот несколько способов помочь себе справиться с гиперстимуляцией:
Краткосрочные способы справиться с гиперстимуляцией
1. Найдите место потише и ненадолго закройте глаза
Ситуативно снизить стимуляцию помогает уединение в тихом месте, где вас, скорее всего, не побеспокоят.
2. Не перегружайте себя день за днем
Если вы знаете, что завтра вас ждет важное и сильно стимулирующее вас мероприятие, не стоит проводить слишком активно сегодняшний день. Лучше отдохните в тишине.
3. Выходите из ситуации, если вы на грани гиперстимуляции
Когда вы чувствуете, что переутомились, не стесняйтесь уходить со встречи или вечеринки раньше. Если вы понимаете, что с вами происходит, вы всегда можете объяснить это другим: «Слушай, у меня сегодня был тяжелый день, и мой мозг просто устал от обилия информации и переживаний. Со мной всё в порядке, и настроение у меня хорошее, я просто устал. Для меня это нормально».
Помните, что это именно ваша ответственность — понимать, что с вами происходит и что вы можете сделать для себя в этот момент. После того как вы разобрались, необходимо сообщить о своем состоянии и намерениях людям, которые вас окружают. Это не всегда просто, но именно выстраивание границ (умение донести, что вам нужно или не нужно) — залог того, что вы научитесь контролировать свое эмоциональное возбуждение.
4. Организуйте сенсорное расслабление после сильной стимуляции.
Кому-то лучше посидеть в ванной или постоять под душем. Кому-то — прогуляться по ближайшему парку с собакой, покормить белок, встретить закат. Наличие таких же чувствительных друзей и встреча с ними после тяжелого дня может быть хорошим способом отдохнуть, расслабиться и обсудить впечатления, которые ни вам, ни ему не покажутся чрезмерными.
Читайте также
Долгосрочные способы справиться с гиперстимуляцией
1. Ежедневные практики релаксации
Часто к релаксации ошибочно относят время перед экраном за просмотром очередного сериала или фильма. Но в таком случае органы чувств остаются в рабочем состоянии: вы продолжаете испытывать эмоции и переживать за героев. А для восстановления психических сил необходимо активизировать естественную реакцию расслабления организма. Это может быть йога, цигун, медитация.
Уделяя каждый день немного свободного времени (20 минут) расслаблению, можно значительно снизить уровень тревоги и депрессии. Исследование показало, что у людей, которые практикуют медитацию, сильнее связь между префронтальной корой (она управляет реагированием) и миндалевидным телом (которое запускает эмоциональные реакции).
2. Майндфулнес и тренировка внимательности
Внимательность, или mindfulness — это способ взаимодействия с реальностью, когда человек сосредоточен на том, что происходит в настоящий момент, и на восприятии этого без осуждения (так ее определяет Джон Кабатт-Зин — автор всемирно известной программы по снижению стресса с помощью практик внимательности). Тренировка осознанности может помогать снижать уровень стресса. Сюда относятся MBSR, MBCT и АСТ — психологические практики, которые основаны на управлении вниманием.
3. Выстраивание подходящих для вас личных границ с другими людьми
Человеку с нарушенными личными границами всегда сложно сказать «нет». В нашей культуре культивируется жертвенность, особенно среди женщин. Принято уговаривать, давить, отказ воспринимается как неуважение. Отстаивание своих границ может превратиться в настоящую борьбу за свои потребности или личное пространство. Поэтому и требуется много времени и сил, чтобы справиться с неожиданно обрушившимся трудностями, которые появляются, когда вы решаетесь выстроить свои, удобные для вас границы.
4. Выработка способности чувствовать предел своих возможностей
Научиться различать нюансы своих состояний — значит понимать, сколько «заряда» осталось в вашей батарее, и не допускать, чтобы он опускался до критического уровня, когда уже очень трудно справляться с эмоциями и наступает естественная разряда, будь то слезы или крик.
5. Навыки успокоения и эмоциональной регуляции
С выработкой навыков успокоения и эмоциональной регуляции может помочь регулярная работа с психологом, которая позволит вам лучше познакомиться со своими особенностями и больше понимать себя. Вот некоторые из техник самоуспокоения:
6. Эмоциональная регуляция
Важный навык для сверхчувствительных людей. Психотерапевт Элейн Эйрон писала, что любой чувствительный человек может стать экспертом в эмоциях, если захочет:
Универсальной техники релаксации нет: для каждого важно найти свои способы нормализации состояния.
Помните, что вам необходимо поддерживать оптимальный уровень возбуждения и избегать чрезмерной стимуляции — и в конкретных ситуациях, и в образе жизни в целом.
Иногда чрезмерная стимуляция может подкрасться к вам внезапно, поэтому не забывайте почаще проверять себя: обращайте внимание на свое физическое самочувствие, настроение и мысли. Эти небольшие чекапы помогут вам определить, не перевозбудились ли вы, и предупредить вас о том, что стоит сбавить обороты.
Что такое напряженность труда
Напряженность труда (НТ) – характеристика рабочего процесса. Определяется на основании целого ряда критериев. Используется при аттестации рабочего места.
Вопрос: Какие данные об условиях труда на рабочих местах вписывать в трудовые договоры с работниками, если в организации не проводились ни аттестация рабочих мест, ни специальная оценка условий труда?
Посмотреть ответ
Что представляет собой напряжённость труда?
НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.
Классы напряжённости труда
Рассматривают три класса НТ:
Вопрос: В организации руководителю подразделения установлены надбавки к заработной плате за качество и напряженность. Если работник отсутствует на работе по причине нетрудоспособности или находится в отпуске, как начисляются надбавки: с учетом отработанного времени или без учета?
Посмотреть ответ
Третий класс подразделяется еще на три категории:
Класс напряженности влияет на организацию условий труда, обустройство рабочего места.
Разновидности нагрузок
Каждая из нагрузок характеризуется особыми критериями оценки.
Интеллектуальные нагрузки
Выделяют следующие показатели:
При оценке принимается во внимание целый комплекс параметров. Рассмотрим некоторые признаки усложненных задач:
Это характерные черты, присущие именно сложному труду.
Сенсорные нагрузки
Сенсорные нагрузки подразумевают нагрузку на органы чувств. Выделяются следующие параметры:
Большое количество параметров определяется в процентном соотношении.
К примеру, одна смена рабочего составляет 10 часов. Это 100%. Непосредственная нагрузка на глаза длится в течение 2 часов. То есть сенсорная нагрузка составляет 20% от смены.
Эмоциональные нагрузки
Различают следующие значения нагрузок:
Наибольшие эмоциональные нагрузки фиксируются у крупных руководителей.
Монотонность нагрузок
Выделяют следующие параметры монотонности нагрузок:
Наибольшие нагрузки наблюдаются у участников конвейерного производства.
Режим работы
Можно выделить следующие параметры:
Во внимание принимается, опять же, совокупность всех параметров.
Как оценить напряжённость труда?
Оценка напряжённости труда выполняется в соответствии со следующими принципами:
Рассмотрим критерии, по которым за специальностью закрепляется определенный класс:
Данные правила закреплены соответствующими гигиеническими нормативами.
Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)
Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от “колючего” свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он не любит кататься на качелях, часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство, закрывает уши от громких звуков, отдергивает руку от прикосновений, что это «так и должно быть», и малыш «перерастет». Необходимо срочно обратить внимание на его сенсорное развитие.
Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это способ сбора информации мозгом об окружающем мире от всех органов чувств.
Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.
Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, он не может понять того, что он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, это будет плохо сказываться на его обучении и поведении в дальнейшем. И сейчас эти «странности» являются первым «звоночком», что что-то не так.
На наших занятиях мы уделяем огромное внимание сенсорному развитию детей с самого раннего возраста, так как это является важнейшим и первым шагом для интеллектуального и социального развития ребенка.
В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;
– закрывает уши от громких звуков;
– отдергивает руку от прикосновений;
– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;
Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»
Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.
Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.
Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).
СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;
Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.
Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.
Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.
Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.
Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)
Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.
Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.
Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.
Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:
Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.
Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.
Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.
Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.
Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.
Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). И в последствие может привести к серьезным проблемам обучения.
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.
Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.
Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.
Занятия могут проходить в «мокрой» среде, в сенсорной комнате, в Монтессори пространстве, в солевой комнате со множеством стимуляторов, массажным оборудованием, тренажерами, балансировочными и тактильными дорожками, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.
Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.
В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.
Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.
Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.
Научная электронная библиотека
3.3 Состояния человека в труде как следствие особенностей трудовой деятельности
1) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности работой или безразличия к ней и т.п.) в большинстве случаев отражают общий психологический настрой коллектива.
2) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают они под влиянием различного рода неполадок и неурядиц в производственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.
3) Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много (например, состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).
Общие подходы к анализу и классификации состояний человека в труде
а) распознать (разобрать, диагностировать, оценить и т.д.);
б) преобразовать (из «чего-то» во «что-то», а также сохранить);
в) изыскать (в том числе найти что-то неизвестное, нетривиальное, дать новое решение производственной, организационной или др. задачи).
В зависимости от соотношения трех указанных элементов деятельности у человека в процессе труда возникают различные состояния, которые будут рассмотрены ниже.
1) Самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, получать от руководителя, принимать ответственные решения и т.д.).
2) Вести самостоятельный поиск средств (и способов) деятельности, «конструировать» их или «реконструировать» имеющееся оборудование, знания, информацию применительно к конкретной производственной ситуации.
Составляющие условий труда
Осознание цели
Достаточность средств
Очевидность результата
Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудовой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр соответствующие им психологических состояний. Ниже приводятся характеристики состояний, находящихся в диапазоне между рассмотренными выше двумя крайними позициями таблицы 3.1. При этом мы исходим из того, что психологические (функциональные, праксические) состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора оптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятельности.
Состояние ожидания результата, отсутствие результата при чрезмерных затрачиваемых усилиях вызывает чувство утомления. Недаром говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В состоянии психического утомления человек чувствует себя «выжатым лимоном». Он готов работать, так как знает, зачем и что нужно делать, но не имеет для этого достаточно сил: запоминается все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внимание. Снижение интенсивности психической деятельности может вызывать депрессию, а вместе с ней приходит раздражительность и вспышки гнева по отношению к ни в чем не повинным людям, чаще всего самым близким.
С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:
б) со стороны физиологических механизмов;
в) со стороны снижения производительности и качества труда.
В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние (по Н.Д. Левитову), включающее следующие компоненты:
1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать работу.
3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимают участие в работе. (Например, если человек долго читает без перерыва, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности).
4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.
5. Ухудшение памяти и мышления.
6. Ослабление воли.
Степень утомления со временем изменяется, при продолжительной работе усиливается проявление того или компонента, характеризующего фазу утомления, появляются и развиваются последующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о динамике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.
а) Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.
б) Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую относится только к качеству, а не к количеству труда.
в) Остро переживаемое утомление, которое может принимать форму переутомления. Показатели работы либо резко снижаются, или же принимают «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускориться, но оказаться неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек чувствует невозможность продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.
Психическая напряженность
Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:
— дефицит средств: информации, условий, оборудования (вышло из строя, или «неготовность» средств, имеющихся у специалиста);
— предельная интенсивность психических процессов, связанных с «обеспечением» деятельности.
Ин— необходимое количество информации (для решения поставленной задачи, удовлетворения потребности и т.д.), то есть прогноз;
Ир— реальное (или фактическое) количество имеющейся у человека информации.
Психическая напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:
Состояние психической напряженности возникает в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкновения с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных действий.
В зависимости от степени напряженности, это состояние по-разному влияет на результативность деятельности. В одних случаях оно ухудшает показатели деятельности, приводит к дезинтеграции личности. В других случаях, напротив, оказывает благоприятное воздействие. Более того, некоторые люди могут эффективно работать только в состоянии психической напряженности и поэтому сами создают себе определенные трудности, например, откладывая до последнего момента выполнение важного дела, а потом на волне энергетического подъема («Позади Москва, отступать некуда») за короткое время выполняют множество дел.
Отсутствие мотивации
Состояние отсутствия мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояния психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответственных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат (Таблица 3.1). Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания.
Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утомления, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики психического утомления. Если в последнем случае человек нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.
Стресс и стрессогенные факторы
При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.