что такое сенсорное голодание

Необъятные страдания: как дефицит «обнимашек» ведет к одиночеству

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Что такое сенсорная депривация

Вот краткое объяснение этого термина — ваши органы чувств ограждаются от физического контакта. Это может быть повязка на глаза, чтобы блокировать свет, или беруши, чтобы создавать тишину. Более продвинутые методы включают ограничение обоняния, вкуса и осязания.

Сенсорная депривация стала популярна в 1950-х годах благодаря неврологу Джону Лилли, который изобрел темный, звуконепроницаемый резервуар — ванну с соляным раствором высокой плотности. Погружаясь в такую ванну, человек «парит» на поверхности воды — создается ощущение, близкое к невесомости. Такие камеры используют для расслабления в полной сенсорной изоляции.

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Хотя сенсорную депривацию используют для расслабления, например, при стрессе, ею также можно злоупотреблять. Известно использование таких методов для длительного воздействия на людей в тюрьмах — изоляция в полной темноте, содержание в небольшом замкнутом пространстве, лишение общения, надевание мешка на голову (hooding) и т.д.

ООН расценивает одиночное заключение на срок более 15 дней как психологическую пытку.

Голод прикосновений

Доктор Катерина Фотопулу, профессор психодинамической нейробиологии в Университетском колледже Лондона, считает, что потребность в прикосновении существует на уровне подсознания. До рождения, находясь в околоплодных водах в утробе, плод отличает собственное тело от тела матери через прикосновения. Вся наша концепция «Я» основана на прикосновении, считает Фотопулу. Человеческое тело подсознательно строит все свои модели на основе прикосновений, полученных от матери и тех, кто о нас заботится.

«Прикосновение — это модулятор, который может смягчить эффекты стресса и боли, физические и эмоциональные. В нашем исследовании мы убедились, что отсутствие прикосновения связано с большим беспокойством, — говорит доктор Фотопулу. — Во времена сильного стресса — например, потеря работы или тяжелая утрата — более тесное общение со стороны других помогает нам лучше справляться, особенно в смягчении воздействия [гормона стресса] кортизола». Даже если вы не привыкли, чтобы вас трогали, через некоторое время потребность в контактах может стать физической — иногда ее описывают как «кожный голод» или «голод прикосновения». В таких случаях рекомендуют канистерапию (терапия с помощью собак) или любой контакт с домашними животными, которых можно погладить.

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Анна Кондратьева, ветеринарный врач эрмитажных котов, основатель кафе «Республика кошек и котов», Санкт-Петербург:

«Основной фактор успеха животных-терапевтов в работе с пациентами — способность установить эмоциональный контакт. В отличие от растения (и человека), животные не только отличные слушатели, но и дают возможность двустороннего общения и обратной связи, дарят безусловную любовь. Также не стоит недооценивать физиотерапевтический эффект. Температура тела животного, повышенная по сравнению с человеческой, вибрации мурлыкания, разнофактурность шерсти, наконец, звуки, движения, запахи — все это стимулирует органы чувств.

Как регулярные визиты животных-терапевтов, так и постоянное общение с домашним животным показали свою эффективность. На протяжении 12 лет волонтеры «Республики кошек» проводят сеансы в АНО «Детский хоспис» Ленинградской области и Санкт-Петербурга, ФГБУ «НМИЦ Детской травматологии и ортопедии» и др. Наши подопечные часто испытывают сенсорную депривацию: как комплексную, вызванную длительной изоляцией, так и местную, связанную с дефицитом тактильных ощущений. И в том и другом случае животные могут стать отличными помощниками врачам».

Последствия одиночества и самоизоляции

Согласно отчету Национальной академии наук, инженерии и медицины США (NASEM) за 2020 год, более одной трети взрослых в возрасте 45 лет и старше чувствуют себя одинокими, а почти четверть взрослых в возрасте 65+ считаются социально изолированными, т.е. не имеющими достаточно социальных связей.

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Длительная социальная изоляция и одиночество связаны не только с бессонницей, повышенным уровнем тревожности и депрессией, но и с плохим влиянием на сердечно-сосудистую систему и когнитивные функции. В частности, выяснилось, что:

Наталья Ильина, клинический медицинский психолог, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская Мариинская больница», Санкт-Петербург:

«Соматических расстройств за год пандемии стало больше, возраст пациентов тоже увеличился. Люди, живущие в одиночестве и лишенные привычного общения, чаще страдают депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, неврозами. Уровень этих болезней и астено-депрессивных расстройств стал намного выше, хотя статистика не ведется и точные цифры отсутствуют. Анализы, оценивающие уровень тревоги, агрессии, подавленности, не отслеживаются. Из-за этого в медицинском сообществе нет четкого и осознанного представления о масштабах проблемы. Парадоксально, но пациенты оказываются рады, попав в больницу, где есть общение с людьми и внимание медицинского персонала».

Что происходит с мозгом при касании

Объятия и другие формы несексуальных прикосновений стимулируют мозг выделять окситоцин, известный как гормон привязанности. Это стимулирует высвобождение других гормонов хорошего самочувствия (дофамин и серотонин) при одновременном снижении гормонов стресса (кортизола и норадреналина). Эти нейрохимические изменения делают человека более счастливым и расслабленным. Проще говоря, прикосновения улучшают ваше психическое и физическое благополучие.

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Оказывается, даже простое пожатие руки при встрече заставляет нас больше доверять незнакомцу. От прикосновения вырабатывается окситоцин, который расслабляет и вызывает чувство доверия.

Как поднять уровень окситоцина, если вы одиноки

Что мешает поднятию уровня окситоцина

Источник

Парааутизм – психогенная форма аутизма, проблемы развития и бытия личности. Развитие личности № 3, 2004.- С. 73–82

Парааутизм — психогенная форма аутизма

Определение понятия парааутизма

Термин — парааутизм возник как условное обозначение сходных между собой клинико-психологических феноменов, из группы первазивных расстройств (расстройств развития) у детей, аналогичных по целому ряду клинических признаков истинному аутизму раннего детского возраста (РДА), или эндогенному расстройству шизофренического спектра.

Аутизм— по международным классификациям болезней последних пересмотров — это нарушение развития у детей в виде расстройств социальных связей и коммуникаций — зрительных, вербальных, эмоциональных и др. — с аномальным поведением (стереотипии, феномен тождества, одержимость и др.), отсутствием реципрокности в эмоциональных взаимодействиях.

Приставка — пара — (греч. — рядом, возле, при — стоящее явление) подчеркивает отличие парааутизма от истинного аутизма как клинического состояния, похожего на эндогенный аутизм [1], но таковым не являющегося.

Вычленение парааутизма из недифференцированной клинической картины нарушений психического развития детей раннего возраста имеет некоторую историю.

В 1960–1970-х годах ведущие психологи и психоаналитики, изучавшие психическое развитие детей в раннем возрасте, — Дж. Боулби [2], П. Липтон [3], М. Ансворз [4], А. Фрейд [5], Р. Спиц [6] описали явление госпитализма с нарушением общения у детей из условий приютов. Их выводы были подтверждены современными данными психологии и нейрофизиологии в работах B.C. Мухиной [7], А.С. Батуева [8] и других [9].

В 1980-е годы детские психиатры В.Е. Коган [10], В.В. Ковалев [11] описали психогенный аутизм как симптомокомплекс, основным клиническим проявлением которого было также искажение функции общения, в виде обеднения или полного отказа от коммуникаций, уход в себя. Возникновение данной психической патологии связывалось с повреждающими психосоциальными факторами.

По мнению авторов, и госпитализм и психогенный аутизм были обусловлены отсутствием или недостаточностью материнской ласки и различными формами неправильного воспитания — по типу «золушки», или гипопротекции, обусловленного проживанием в интернатах.

Парааутистические невротические реакции

В.Е. Коган ввел и другое понятие для обозначения подобных нарушений, назвав их — парааутистические невротические реакции у детей раннего возраста в связи с недостаточностью детско-материнского взаимодействия. Эти проявления, по мнению автора, склонны к фиксации и переходу в личностные девиации.

Несколько ранее ряд детских психиатров — Г.В. Козловская [12], Л.М. Барденштейн, В.Ф. Матвеев [13] выявили симптомы псевдоаутистического поведения у детей с сенсорными дефектами — у слепых и глухих. Электрофизиолог и нейропсихолог Т.А. Строганова [14] отметила сходство изменений биопотенциалов мозга у детей с РДА и у слепых детей.

В начале 1990-х годов группа исследователей НЦПЗ РАМН — Г.В. Козловская, М.Е. Проселкова [15], изучая психическое здоровье детей-сирот раннего возраста, которые с периода младенчества находятся в условиях детского приюта, описали сходные состояния нарушений общения, предложив новый термин для их обозначения, а именно депривационный парааутизм, как более отвечающий клиническому содержанию данного симптомокомплекса.

Остановимся на термине «парааутизм», его клиническом содержании, причинах возникновения, некоторых представлениях о его патогенезе, способах коррекции.

Парааутизм — это нарушение формирования коммуникативных функций, которые возникают при разных формах психической депривации у детей в раннем онтогенезе.

Сам термин «депривация» обозначает недостаточность наличия того или иного фактора, лишение его. Психическая депривация — это недостаточность стимуляции собственно психических функций человека. Наиболее известны следующие формы психической депривации:

Последствия психической депривации и ее роль в психическом дизонтогенезе, ввиду распространенности этого явления, активно изучается последние годы, с медицинских и немедицинских сторон, однако многие аспекты этой проблемы, в т. ч. и особенности нарушений коммуникативных функций у детей в результате разных форм психической депривации, остаются малоизученными.

Диапазон клинических проявлений парааутизма очень широк — от симптомов акцентуаций и преклинических состояний риска, до выраженных нарушений, которые имеют настолько схожую картину с эндогенным аутизмом, что требуют детальной дифференциальной диагностики.

Рассмотрим известные варианты парааутизма.

Формы парааутизма при различных типах депривации

Парааутизм при материнской депривации (истинное сиротство с момента рождения) в описании Дж. Боулби [16] проявляется у младенцев на первом-втором годах жизни в виде следующих расстройств — вялость эмоциональных реакций, аутоагрессия, патологические привычки, в дальнейшем — интеллектуальное отставание, безэмоциональный характер, неуверенность в себе, неумение устанавливать контакты.

В основе парааутизма при материнской депривации лежит тревога, неуверенность в себе и окружающем мире, падение психической активности, редукция любознательности, замкнутость, нежелание познавать мир и общаться.

Парааутизм при других формах депривации (сенсорной, социальной) имеет много общего с вышеописанными проявлениями этого симптомокомплекса и выражается, прежде всего, нарушением контактов с окружающими, эмоциональной индифферентностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики (сглаженность мимики, отсутствие выразительных жестов, недостаточность тонкой и общей моторики, ее дисгармоничность и диспластичность). На этом фоне наблюдаются разнообразные двигательные стереотипии, как заместительные компенсаторные феномены, уменьшающие повреждающее воздействие фактора депривации. При сенсорной депривации (слепоте) они особенно выражены, имеют сходство с гиперкинезами. У слепых детей наблюдается компенсаторное фантазирование с визуализацией представлений, в меньшей степени редуцированы эмоциональные реакции и стремление к общению. У детей из ситуации физического насилия более представлены депрессивный фон настроения, эмоциональная взрывчатость, депрессивный аутизм в сочетании с расторможением влечений и агрессивность.

Важным фактом является заключение, что парааутизм является функциональным и обратимым нарушением психического развития депривационного генеза. При нормализации условий воспитания до трехлетнего возраста детей симптомы парааутизма могут редуцироваться. В более позднем возрасте это расстройство, как и другие депривационные нарушения, с трудом поддается коррекции и или сближается с проявлениями истинного аутизма, или переходит в патологическое формирование личности [18].

Клинический парааутизм и эндогенный аутизм

Несмотря на определенные различия состояний парааутизма, возникающего при разных формах психической депривации, большего внимания заслуживает их сходство не только между собой, но, что особенно важно, с истинным аутизмом типа РДА.

В случаях РДА и парааутизма одним из главных проявлений является — нарушение, обеднение или даже полная блокада функций коммуникаций в большей или меньшей степени выраженности. Данный факт объясняется, по-видимому, некоторыми общими механизмами возникновения данных нарушений.

В международной классификации болезней МКБ–10 [19] диагноза, отвечающего клинической картине психогенного аутизма (парааутизма) или экзогенного аутизма, нет. Относительно сходное состояние обозначено рубрикой — реактивное расстройство привязанности в детском возрасте. Последнее характеризуется эмоциональными нарушениями и стойкими расстройствами социальных взаимодействий ребенка, являясь реакцией на изменение средовых условий в первые пять лет жизни. К основными проявлениями этого состояния отнесены тревожность, боязливость и неспособность к дифференцированным социальным взаимодействиям, агрессия к себе и другим, слабость и диффузность эмоциональных связей в сочетании с навязчивой прилипчивостью и неразборчивостью общения, трудностью установления доверительных коммуникаций, приостановка физического развития.

Парааутизм и феномен привязанности

Как видно из приведенного перечня, два сравниваемых клинического феномена (парааутизм и реактивное расстройство привязанности в детском возрасте) при их некотором подобии, по существу, являются разными состояниями. В расстройстве привязанности в детском возрасте основное место принадлежит нарушениям эмоционального развития в виде слабости эмоционального резонанса и недифференцированности эмоционального реагирования, в то время как состояния парааутизма характеризуются прежде всего нарушением функций общения.

Кроме того, парааутизм по структуре клинической картины более объемен и полиморфен, чем только нарушение привязанности, причем патология эмоциональной сферы входит в данный симптомокомплекс как сопутствующий, дополнительный компонент.

Но до настоящего времени остается открытым вопрос о первичности и приоритете функций — общения или эмоциональных, лежащих в основе феномена привязанности в раннем онтогенезе человека. Вполне закономерен вопрос — парааутизм (или его аналог по МКБ –10 — расстройство привязанности) является нарушением социальных или эмоциональных психических функций? Ответ на него немаловажен не только для дифференциально-диагностического анализа психического состояния ребенка, но и для разработки конкретных психопрофилактических и коррекционных мероприятий при выявлении парааутизма.

Разберем некоторые известные и вероятностные механизмы возникновения феномена парааутизма.

Приоритет социальных потребностей в раннем онтогенезе

Основоположники психиатрии раннего возраста (микропсихиатрии — в отечественной терминологии) неврологи, педологи, психиатры и нейрофизиологи — В.М. Бехтерев и его сподвижники — Н.М. Щелованов, Н.П. Фигурин, М.П. Денисова [20] в начале XX века изложили концепцию раннего психического онтогенеза человека, ведущая роль в котором принадлежит, по их мнению, формированию и проявлению потребности впечатленияили социальным потребностям в общении, равноценным, а в ряде случаев и превалирующим над органическими нуждами в пище и тепле. Последние снимают отрицательные эмоциональные реакции у малыша и создают почву для эмоций положительных, которые возникают в ответ на удовлетворение социальных потребностей. Сами же только органические потребности не могут заменить социально-эмоциональные нужды ребенка.

Позднее эти положения развивали отечественные и зарубежные нейропсихологи и физиологи — Л.С. Выготский [21], П.В. Симонов [22], К.В. Судаков [23], П.К. Анохин [24], А.Н. Леонтьев [25], А. Фрейд [26] и другие, утверждавшие приоритет положительных эмоций, которые создают условия для генерализованной интеграции психофизических функций организма, повышая тем самым общий жизненный тонус и психическую активность в виде первичной социальной активности ребенка.

Базовые инстинкты и их трансформация

В основе первичной социальной активности лежит один из базовых инстинктов — ориентировочный, который на первых же этапах онтогенеза трансформируется в рефлексы свободы, любознательности и сенсорного голода, составляющие фундамент функции общения, требующей, однако, для своего воплощения и развития активного соучастия среды.

Исследования в области младенческой психиатрии, педопсихиатрии и психологии в западных странах — М. Эриксона [27], Г. Липтона [28], Е. Антони [29], В. Бразелтона [30] и других выявили новые данные о приоритете в раннем онтогенезе человека развития потребности в социальных взаимодействиях и эмоциональных связях. Начало их функционирования отводится, по мнению одних авторов, к первым трем месяцам жизни, по мнению других — к первым часам новорожденного, не отрицая в развитии человека факта импритингаили феномена запечатления, установленного в 24 часа после рождения у животных. Время наступления последнего, возможно, растянуто на первые месяцы жизни младенца.

В эти критические периоды у ребенка начинают действовать «функциональные органы» [31] — улыбка и плач, с помощью которых младенец устанавливает первые контакты с миром (с матерью или лицом, ее заменяющим). Эти «функциональные органы» младенца являются и его врожденными свойствами, а, по мнению Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, будучи прологами функции общения, являются и приобретенными или социально-биологическими свойствами.

Из приведенных фундаментальных работ известно, что первичные комплекты адаптивного поведения младенческого периода, возникшие в ответ на окружающую среду настолько устойчивы, что производят впечатление наследственных, хотя таковыми не являются.

Первичная социализация и психическое развитие

В новых работах американского психолога С. Гринспина [32] также приводятся факты о значимости первичных контактов, которые устанавливаются в первые дни и недели жизни младенца. Их свойства заключаются в том, что те или иные формы социализации, раз возникнув, оказываются малообратимыми. Кроме того, выявлено, что ребенок способен инициировать контакт со взрослым ограниченное число раз, после чего утрачивает интерес к этому действию, а затем и к общению.

Механизмы аутизма и парааутизма

Отсюда становится понятным, что нарушения в первичной социализации, в основе которой лежит психическая депривация в той или иной форме, приводит к деформации психического развития ребенка, причем всех его психических, а в некоторых случаях и физических функций, но с преобладанием нарушений в сфере общения.

Остается интересным факт значительного сходства аутизма типа РДА с некоторыми формами парааутизма. Сравним известные механизмы происхождения РДА с параутизмом. Они различны по сути своего генеза. Эндогенный спектр расстройств при РДА и экзогенный психогенного ряда параутизм. Однако и при РДА, и при парааутизме присутствуют общие точки приложения повреждающего фактора (психической депривации) на подкорковые образования и третичную кору головного мозга. Можно предположить, что при РДА, в силу блокады сенсорных фильтров, по данным Л. Ерленмейер-Кимлинг [33] и наличия чувствительной гиперпатии, аутистическое поведение формируется по защитному механизму. При этом фронтальная и теменная области коры не получают необходимой средовой стимуляции и потому задерживаются в развитии. При парааутизме тот же феномен наблюдается в результате экзогенного обеднения стимулирующей роли среды. Тем не менее следует отметить, что, несмотря на сближение в некоторых своих клинических проявлениях, парааутизм и синдром РДА остаются принципиально разными состояниями по своей природе.

Парааутизм —обратимое состояние

Парааутизм является обратимым состоянием, особенно при своевременном — до трехлетнего возраста ребенка — начале коррекционной работы. Однако и у более старших детей коррекционные мероприятия вызывают редукцию проявлений парааутизма.

Основное содержание коррекционной работы — это насыщение среды активизирующими факторами — сенсорными, когнитивными, эмоциональными, со стимуляцией базисных психобиологических систем — психической активности, эмоционального резонанса или адекватной эмоциональной откликаемости, когнитивной компетентности ребенка и др.

Из сказанного можно сделать следующее заключение: психогенный, депривационный или экзогенный аутизм — парааутизм — расстройство в рамках нарушений раннего психического онтогенеза, где фактор среды играет основную роль в возникновении патологии, наряду и с предрасположением к ней.

Депривация в различных ее формах является пусковым механизмом для нарушений психического развития в форме парааутизма.

Чем раньше и массивнее будет воздействие депривационного фактора, тем более выражены и его последствия.

Чем раньше по срокам начата психокоррекционная работа, тем оптимистичнее прогноз при парааутизме.

Источник

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Сенсорная интеграция

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

что такое сенсорное голодание. Смотреть фото что такое сенсорное голодание. Смотреть картинку что такое сенсорное голодание. Картинка про что такое сенсорное голодание. Фото что такое сенсорное голодание

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

При высокой сенсорной чувствительности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *