что такое семья статья
Что такое семья — история, структура, главные функции и для чего нужна семья
Что такое семья — ее значение в жизни человека
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое семья? В чем ее смысл, и какое значение она имеет в вашей жизни? Из школьной программы мы помним, что «семья — это социальная ячейка общества».
Интуитивно понятно, что человек – это существо социальное, а значит он всегда стремится быть частью группы (класс, коллектив, друзья, кружок по интересам, партия). Мало кто способен получать удовольствие от постоянного одиночества. Наверно — только заядлые интроверты.
Большинство страшится остаться одинокими по жизни и выстраивают тесные связи с людьми – это обусловлено устройством нашей психики на уровне инстинктов — что это такое? Получается, что семья – это один из способов «быть с кем-то, чьим-то» в этом мире? Давайте разбираться подробней.
История понятия
По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода содвигала мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой), т.е. за вступление с нею в половые отношения. Последние подпускали к себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство.
Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером. И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой.
Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность. Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.
Что такое семья, с точки зрения законодательства РФ
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим положение российских семей, является Семейный кодекс (СК) Российской Федерации. Он был принят в 1995 году, но регулярно обновляется и дополняется новыми положениями. Последние поправки в него датируются 6 февраля 2020 годом.
Семья – это круг лиц, которые связаны между собой определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключенного брака, родственных связей, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
В российской обновленной Конституции брачные отношения были закреплены исключительно, как союз мужчины и женщины (без вариантов), а приоритетным направлением государственной политики стало воспитание ребенка в семье.
Кто является членом семьи
Понятие члена семьи неоднозначно трактуется российским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса (ЖК) Российской Федерации, к членам семьи относят всех проживающих на одной территории с собственником лиц, его детей, супруга и родителей. На основании ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации в состав семьи включены:
Факт совместного проживания значения не имеет. При этом, например, бабушка членом семьи для внука не является, хотя и относится к его близким родственникам.
Дети остаются членами семьи даже после своего совершеннолетия. Но есть некоторые нюансы: например, дети в семье военных старше 18 лет в большинстве своем по закону «О статусе военнослужащих» уже не входят в состав членов семьи.
Братья и сестры входят в состав семьи, но признаются близкими родственниками.
Бывшие жена или муж, сожители (так называемые гражданские супруги) не являются членами семьи.
Характерные особенности семейных правоотношений
Характерными особенностями семейных отношений являются:
Что такое семья: трактовки разных наук
В наше время существует несколько научных течений, которые по-разному трактуют, что такое семья. Хотелось бы выделить три основных трактовки, которые способны более точно передать смысл термина семья:
Существуют определённые признаки семьи:
Что такое семья простыми словами?
В житейском плане семья представляет собой людей, которые проживают на одной территории. А в дореволюционной России количество членов семьи определяли по числу «едоков», обедающих за одним столом.
Институт семьи в нашей стране почти всегда был под пристальным вниманием. Заключение брака исторически определялось светскими и церковными нормами права. В современной системе семейного права определение слова «семья» выглядит так — это круг лиц, которые связаны правами и обязанностями на основе родства, брака и усыновления.
Какие бывают семьи
Типов семей существует великое множество, поэтому ученые объединили их в классификацию:
Главные функции семьи
1. Репродуктивная. Важной функцией семьи является продолжение рода — деторождение и воспитание детей.
2. Воспитательная. Семья воспитывает новых членов общества, способствует передаче им опыта, норм и знаний. Старшие в семье передают свою жизненную философию и мудрость новым поколениям. С малых лет в своей семье человек усваивает настоящие жизненные ценности и учится нормам морали. Долгая семейная жизнь способствует развитию личности каждого её члена в течение всего времени.
3. Эмоциональная. Человек в любом возрасте находит покой и отдых в своём доме, где близкие люди смогут понять, помочь и поддержать. Эмоционально-психологическое значение семьи специалисты ставят на первое место.
4. Экономическая. С экономической точки зрения, семья — это «копилка», где совместно накапливаются материальные ценности и улучшается личное благосостояние человека, обеспечиваются его финансовые потребности. Для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов, семья — основная материальная поддержка.
5. Развивающая (досуговая). Гармоничная здоровая семья развивает человека. Родители и дети проводят вместе время, путешествуют, учатся и приобщаются к эстетическим ценностям.
6. Сексуальная. Значение этой функции — в удовлетворении сексуальных потребностей между мужем и женой.
Вышеперечисленные функции можно удовлетворить, не находясь в семейных отношениях. Но объединить все функции может только семья.
Что значит семья для детей
Для малыша это место занимает значительную позицию, именно там он произносит свое слово «мама», совершает свои достижения – первые шаги, полностью выученный алфавит. Родители всеми силами стараются дать ему все, в чем он нуждается – забота, любовь, поддержка, понимание, ласка. Они прививают ему моральные устои, рассказывают о традициях, способствуют познанию окружающего мира.
Дети не могут оценить всю ценность обладания полноценной семьей, пока не повзрослеют. Взрослые должны описывать ему значимость семейных отношений, чтобы малыш понимал, куда ему обратится в трудный момент за поддержкой.
Зачем создавать семью и кому лучше не стоит этого делать?
Вопрос «Как создать семью?» обычно задают люди, которые не имеют спутника жизни, ищут новых знакомств и мечтают обрести любовь. В некоторых случаях один из партнёров (чаще мужчина) может быть и не готов к серьёзным семейным отношениям
Когда оба человека в паре любят и уважают друг друга, имеют схожие взгляды и приоритеты, вопрос о том, как завести семью, не возникает. Всерьёз думать о браке и детях можно лишь после того, как встретишь подходящего партнёра. Психологи не советуют делать смыслом и целью жизни создание семьи, так как в этом случае человек становится одержим идеей, что обычно не приводит ни к чему хорошему.
Наиболее частые причины, по которым люди создают семьи:
Так как времена, жизнь, общество и нормы сильно изменились и продолжают трансформироваться, современный человек в светском государстве волен сам выбирать, с кем ему жить и стоит ли эти отношения оформлять в органах ЗАГСа.
Взрослый человек, который знает свои желания и потребности и осознаёт себя как личность, не будет поддаваться чужому влиянию, а будет слушать только свой внутренний голос.
Обязательна ли семья взрослому человеку?
Зачем заводить семью? Есть несколько общих причин, по которым жизнь с партнёром и детьми многим кажется выгоднее и безопаснее:
Кому лучше не стоит заводить семью
Обычно с созданием семьи психологи советуют не спешить людям, которые:
Многие женщины и мужчины, создав семью под давлением обстоятельств или других людей, вскоре начинают жалеть, устают и разочаровываются, но вынуждены продолжать жить в нелюбви из-за детей, жилья, страха и т. д.
Только встретив действительно своего человека, близкого по духу, мышлению и целям, можно создать по-настоящему прочный союз. В этом случае вопросы типа «Стоит ли заводить семью и детей, в каком возрасте это делать?» даже не возникают.
«Мне и одному хорошо»
Иногда даже взрослые, состоявшиеся и умные люди, которые вроде бы довольны своей одинокой холостяцкой жизнью, под влиянием окружения начинают сомневаться в собственной нормальности. Родители недоумевают, почему дочь или сын не хочет заводить семью, не понимая, что такими вопросами и настойчивостью ухудшают жизнь своему ребёнку. Семейные подруги, друзья и коллеги постепенно отдаляются, общих интересов становится меньше, и человек начинает сомневаться: может, действительно к определённому возрасту обязательно нужно заводить семью и детей.
На одинокого взрослого человека в нашем обществе до сих пор смотрят с недоверием: его начинают подозревать в нетрадиционной ориентации, каких-либо болезнях, психических отклонениях, отвратительном неуживчивом характере. Таким людям приписывают разгульный образ жизни либо затворничество, обвиняют в эгоизме, украдкой посмеиваются над ними и жалеют.
Человек, который по-настоящему счастлив, который нашёл своё предназначение, умеет получать удовольствие от жизни, не может быть неполноценным только лишь из-за отсутствия семьи. Важно всегда слушать свой внутренний голос. Если мужчине или женщине действительно не комфортно от одиночества и хочется найти свою вторую половинку, это повод задуматься. Но если человек живёт полной жизнью, не имея семьи, и это не приносит ему проблем или беспокойства, он не должен оглядываться на мнение других (пусть даже близких) людей и меняться в угоду их взглядам и желаниям.
В чём же суть Семьи
Все давно забыли о том, что семья прежде всего создается для удобства мужчины и женщины, а не для удобства их родственников, государства, общества и т.д. Она нужна, чтобы обеспечить базовые потребности каждого из партнеров. Это две самостоятельные личности, живущие рядом, не более того. Они не обременены взаимозависимостями, хотя доверяют друг другу и могут положиться друг на друга в любой ситуации. Семья — это равноправное партнерство без взаимопоглощения, взаимопожертвования. Многие забывают о партнере и о себе, начиная работать на образ правильной успешной семьи у них в голове, а семья — это просто двое.
Назревает вопрос, почему же большинство семей не могут выстроить здоровые отношения внутри семьи? Ответ очень прост: никто из них изначально не являлся самостоятельной личностью, у нас общество не взрослых людей, а трудоустроенных детей. Многие вступили в брак только затем, чтобы отсрочить свое взросление и вступление в самостоятельную жизнь, переложив на партнера те обязанности, которые выполнять не хочется или не умеется. Многие до вступления в брак, не чувствуют себя полноценными людьми, и только находясь в браке, склеившись полностью с партнером и его умениями в единое целое, чувствуют себя полноценными. (МЫ это сделали…, МЫ смогли…, У НАС получилось…)
Такое поведение характерно для связки Родитель-Ребёнок, а не Мужчина-Женщина. По сути в современный брак вступают не две зрелые личности, готовые познать друг друга, а люди, нашедшие в партнёре аналог родителя или ребенка.
Не спешите плеваться ядом, ссылаясь на всякие шизотерические источники, в которых говорится, что семья должна быть единым целым, мужчина и женщина должны слиться воедино, заботиться друг о друге и прочее, прочее. Да, это действительно так, но речь тут идет о Мужчине и Женщине, о полноценных самостоятельных личностях, которые УЖЕ полностью познали себя и готовы к тому, чтобы познать, а не поработить Вселенную другого.
Вывод очевиден: перед тем как создавать полноценную семью, необходимо самим стать полноценными, самостоятельными, понять, чего от жизни хочется. К слову сказать, такое психологическое взросление не только улучшит семейный быт, но и в первую очередь поможет решить много личных проблем, а также избавит вас от неадекватного выбора партнера, основанного на комплексах, обидах на родителей, желании что-то кому-то доказать и т.д.
Решиться на изменения очень сложно, но смелым всегда Вселенная дарит подарки.
Семья в современном обществе
Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания.
История пока не дала альтернативы семье. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, а также здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий деградации общества.
Представления о семье бывают самыми разными. Для одного это наивысшая ценность, для другого – пустой звук. Ячейка общества, островок безопасности, пережиток прошлого или предел мечтаний – каждый из нас по-своему понимает, что такое семья. Кто-то включает в неё себя и мужа, кто-то гражданского партнёра и собаку. Для кого-то она невозможна без родителей и детей. А кто-то видит себя как члена большого рода.
Семья есть малая социально-психологическая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, все члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются.
Семья является первичной ячейкой общества. На ней, так или иначе, отражаются все процессы, происходящие в обществе. В 20 веке классическая семья представляла собой мужчину и женщину в официальном браке, с детьми и общим хозяйством. Сегодня же бывает по-разному.
Какие же перемены произошли с институтом семьи? Хотим мы или нет, современная семья отличается от той, что была раньше.
•Появились альтернативные виды брака: гражданский, гостевой, сезонный, открытый и другие. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) – пока еще в России явление редкое, но уже существующее. «Заграничные» браки распространяются все больше. Возрастает число лиц, которые предпочитают браку одиночество или осознанное решение женщины материнские семьи. Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи: «семья-конкубинат»: мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка. В сфере интимной жизни изменился идеал любви. Романтический идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». «Чистые отношения» в отличие от романтических не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное эмоциональное и интимное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.
• Повысился возраст вступления в первый брак (28 лет и старше). Это связано с тем, что, чтобы стать взрослым,человеку требуется больше времени для подготовки: современный восемнадцатилетний по определённым параметрам не готов к включению во взрослую жизнь, поэтому ему требуются промежуточные стадии «адаптации» к ней.
• Ответственность между матерью и отцом делится поровну. Уменьшается численность семьи, а её состав упрощается. В своем развитии семья стремительно идет от многодетности и среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества и в целом на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.
•Происходит разделение супружества и родительства: увеличивается доля бездетных семей, и количество семей, где родители не состоят в браке.
• Снижается ценность брака и детей для семьи. Если классическая семья (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. У молодых людей отсутствует страх потери семьи. Они знают, что всегда можно разбежаться, поделив при этом не только имущество, но и детей. Молодые люди менее ответственно подходят к отношениям, меньше сил вкладывают в них, воспринимая каждое новое взаимодействие лишь как один вариант из множества возможных.
• Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Развод перестал быть пугающим. Общественное мнение стало воспринимать его как нормальное явление, а в некоторых ситуациях даже как благотворное. Причинами этого процесса часто оказываются неспособность к адаптации и грубость супругов, а также алкоголизм. Наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека.
• Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.
• На первый план выходят ценности индивидуализма, демократии. Каждый из членов семьи стремится удовлетворять свои индивидуальные цели. Повышается уровень ожиданий по отношению друг к другу, но реализовать его многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей. Появляются так называемых «двухкарьерные» семьи, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. Демократизация отношений в семье в первую очередь изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. Происходит переход от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности и функции, к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. В современной семье отмечается тенденция перехода к биархату, то есть отсутствию доминирования одного из партнеров по моногамному браку.
• Ослабление влияния семьи на воспитание молодого поколения и все возрастающее влияние средств массовой информации, несущее во многом неадекватную информацию.
• Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства.
В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи.Воспитывать своих детей мешает:
• нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей.
• усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез;
• недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
• неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».
• общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха,отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и вне учебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.
•недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).
• разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
• усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.
Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.
Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.
Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.
Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.
Опросник для тематической проверки по разделу «Ребенок в семье и обществе; патриотическое воспитание» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию вопросы для тематической проверки по одному из разделов работы в области «Социально-коммуникативное.
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту «Безопасность в современном мире». Но каждой группе нужно было взять.
Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.