что такое семья для детей 3 4 лет
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для воспитанников 3–4 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
КОНСПЕКТ
«Семья»
для воспитанников 3-4 лет
в рамках городского конкурса
профессионального мастерства педагогов
«Конспект сюжетно-ролевой игры»
Усманова Анна Сергеевна,
воспитатель
Цель: формирование у детей элементарных представлений о семье
посредствам сюжетно-ролевой игры.
— способствовать умению перевоплощаться в персонажи;
— развивать коммуникативные навыки;
— формировать у детей представления о членах семьи.
— развивать умение выбирать роль;
— расширять словарный запас.
Воспитательные:
— воспитывать навыки коллективной игры;
— воспитывать уважение к старшим;
— воспитывать положительное взаимоотношение между детьми.
Приоритетная образовательная область:
Словестные: беседы по теме игры, отгадывание загадок.
Наглядные: рассматривание семейных фотографий, картинок с
изображением семьи.
Практические: игровые ситуации.
Материал и оборудование:
игрушки необходимые для игры в семью: платок, очки, руль,
газета, фартук, посуда, игрушки-угощения (печенье, кекс-пирог,
пирожки, игрушечные деньги и т. д.
просмотр семейных фотографий, картинок с изображением семьи.
Беседы по теме игры: «Семья», «Готовим обед», «Ждем гостей»,
«Идем в гости», «Правила поведения за столом».
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель: Ребята, почтальон принес письмо и посылку. Посмотрите,
какое оно красивое и адрес наш написан. Давайте посмотрим,
Воспитатель открывает письмо.
Воспитатель: Что же это за письмо, давайте посмотрим. Да тут загадки,
Кто стирает, варит, шьет
Просыпается так рано?
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
Воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик.
Воспитатель:Еще одна загадка:
Кто научит гвоздь забить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик.
Воспитатель:Хорошо давайте отгадаем следующую загадку:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Воспитатель: Молодцы, конечно…
Воспитатель достает картинку бабушки и вставляет в панно домик
Воспитатель:Следующая загадка:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
Воспитатель достает картинку дедушки и вставляет в панно домик
Воспитатель: замечательно ребята, но у меня осталась еще загадка,
Кто загадки отгадает
Тот своих родных узнает.
Все родные с кем живете,
Непременно вам друзья,
Дети: Семья.
Воспитатель: А все эти люди вместе называются одним словом – Семья.
Посмотрите, какая у нас семья получилась в нашем домике.
Воспитатель показывает панно «домик» с картинками членов семьи.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что в посылке (платок, очки,
газета, фартук, игрушки, руль, касса, продукты, игрушечные
деньги, волшебная палочка)
Воспитатель предлагает детям поиграть в «Семью».
Роли распределяются по желанию.
Семья очень большая, бабушка и дедушка приезжают в гости.
Воспитатель создает воображаемую ситуацию, используя волшебную палочку и заклинание
Воспитатель: «Будем чудо в гости звать, раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахну своей, превращайтесь поскорей!» (дети
входят в роли мам, пап, дочек / сыночков).
Воспитатель: А сейчас мы отправим маму и дочку в магазин за угощением,
а папа с сыном поедут на такси за гостями.
Поход в магазин и поездка за бабушкой на вокзал
Мама: Здравствуйте! Нам нужны угощения для гостей.
Продавец: Вот возьмите печенье, кекс-пирог и пирожки. С вас 300 рублей.
Мама расплачивается и уходит.
Папа вызывает такси и садится в машину.
Папа встречает бабушку и дедушку, они садятся в такси.
Папа: Теперь едем домой.
Таксист везет всех домой.
Таксист: С вас 100 рублей.
Папа расплачивается, и гости заходят домой.
Хозяева встречают гостей,
рассаживают, предлагая им самые удобные места.
Во время чаепития гостей занимают интересной беседой;
их приветливо угощают
Дочка: Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог.
Сын: Возьмите кусочек кекса. Не хотите ли еще чаю?
Наступает вечер, пора прощаться с гостями.
Папа: Спасибо, что пришли!
Дочка: Приходите к нам еще!
Сын: Мы рады были вас видеть!
Гости в свою очередь благодарят хозяев за вкусные угощения:
Бабушка: Мы рады, что вы нас встретили!
Дедушка: Спасибо за угощения, все было очень вкусно! До свидания!
Воспитатель: Дорогие дети. Вот бабушка с дедушкой уехали домой. А вы
любите ездить в гости в деревню к ним?
Воспитатель: А давайте мы с вами отправимся в гости к ним. Но это будет
«Место сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе для детей трех — четырех лет» Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Ателье» для детей с детским церебральным параличом 6–7 лет (3-й год обучения) Цель: формирование навыков сюжетно-ролевой игры, умение поддерживать речевые диалоги и сюжетные взаимодействия со сверстниками, формировать.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья. Школа. Магазин» Цель: продолжить развивать умения определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей. Программное.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в старшей группе [h3]»Сюжетно-ролевая игра «Семья»[/i][[/h3]/b] Цель: формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных.
Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Семья» Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе Тема: «Семья» Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях.
Атрибут «Кулинарная книга» для сюжетно-ролевой игры «Семья» «Кулинарная книга» для сюжетно-ролевой игры «Семья». В своей деятельности педагогам приходится всё чаще разрабатывать алгоритмы для сюжетно-ролевой.
План-конспект сюжетно-ролевой игры «Транспорт. Шоферы. Поликлиника» для детей 5–6 лет Задачи по областям развития. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: способствовать объединению детей в совместную.
Продукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Семья» Продукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Семья» Автор: Шишкова Елена Сергеевна. Воспитатель ГБОУ средней общеобразовательной школы.
Проект сюжетно-ролевой игры «Семья» во второй младшей группе Дошкольный возраст – это возраст первоначального усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья, работа, отдых» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Звонарёвка Марксовского района Саратовской области ул. Садовая 5 НОД.
Конспект по ознакомления с окружающим миром для детей 3–4 лет «Мама, папа, я — семья»
Цель:Способствовать формированию у детей представления о семье, воспитание любви и уважения к родным и близким.
Задачи: Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях. Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, воспитывать уважение к старшим.
Материалы:Макет домика, мольберт,кукла, картинки (мама,папа,дочь,сын,бабушка,дедушка).
Ход занятия
Воспитатель:Ребята,давайте встанем с вами в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты-мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята,нас пригласила в гости кукла Маша. Живёт она в этом домике (показать макет дома). Ребята,но Маша живет не одна. Вы хотите узнать с кем Маша живет в этом домике (ответы детей).Чтобы нам понять с кем Маша живет в этом домике,нам нужно отгадать загадки. (при правильном ответе на загадку показать соответствующую картинку).
1. Он все может,все умеет
Всех храбрее и сильнее
Штанга для него как, вата
Ну конечно это. (папа)
2. В мире нет ее роднее.
Справедливей и добрее,
Я скажу, друзья вам прямо
Лучше всех на свете. (мама)
3. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
4. Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной,любимый. (дед)
5. Кто веселый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Это младший мой. (братишка)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая. (сестренка)
Воспитатель:Ребята,давайте посмотрим, что же у нас с вами получилось? Получилась картина- мама, папа, Бабушка,дедушка, брат,сестра. Как можно назвать одним словом? (Ответы детей: семья).
Воспитатель: Ребята, семья- это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу. Давайте перечислим из кого кого состоит семья? (Ответы детей: дедушка,бабушка,мама,папа,брат,сестра,я).
Воспитатель:А как мы должны относиться друг к другу в семье (Ответы детей: любить друг друга, уважать,помогать).
Воспитатель:Правильно ребята. В семье все любят друг друга. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи ласково»,я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.
Воспитатель:Молодцы,ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. Все должны любить и уважать своих родных. И никогда нельзя их огорчать, расстраивать,обижать
Воспитатель:Вы ребята молодцы,теперь давайте отдохнем и проведем небольшую физминутку.
Физминутка.
Раз,два,три. четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз,два,три. четыре,пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа,мама,брат,сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два кота (наклоны туловища влево-вправо)
Мой щенок,сверчок и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель:Молодцы ребята! Давайте повторим о чем мы сегодня с вами разговаривали? У каждого из нас есть семья. Состав семьи у всех разный. В состав семьи входят: мама,папа,брат,сестра,я,дедушка,бабушка.
Скажем спасибо кукле Маше за гостеприимство и пригласим её к нам в гости. Всем спасибо.
«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей Книга, в большинстве российских семей, всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией.
Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники» Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники». На занятиях, прогулках и экскурсиях.
Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.
Конспект интегрированного занятия «Папа, мама, дедушки, бабушки и я — вот и вся моя семья» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Цель: ознакомление.
Конспект НОД по познавательному развитию с целью ознакомления с социальным миром «Моя семья» Конспект НОД Возрастная группа: средняя Образовательная область: Познавательное развитие НОД: Ознакомление с социальным миром Тема: «Моя.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.
Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.
Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.
Конспект занятия «Моя семья» для дошкольников 3–4 лет
Анна Парилова
Конспект занятия «Моя семья» для дошкольников 3–4 лет
Конспект занятия на тему «Моя семья»
Цель: формировать у детей понятие «семья», закреплять первоначальные представления о родственных отношениях в семье.
Развивать у детей стремление быть полноправным членом семьи и иметь свои обязанности.
Воспитывать чувство любви, внимания и заботы ко всем членам семьи. Закрепить название животных и их детенышей.
Оборудование: фотографии, картинки с животными, картина с изображением семьи, звуки животных.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий детей, беседа по их содержанию, индивидуальные беседы с детьми о членах семьи, заучивание имени и отчества родителей.
Методы: беседа, рассматривание иллюстрации, решение проблемной ситуации, дидактическое упражнение.
Ход занятия:
В зале появляется цыпленок.
Воспитатель: А кто твои родители?
Цыпленок Я не помню, как их зовут (Цыпленок начинает тихонько плакать).
Воспитатель: Не расстраивайся, цыпленок, мы с ребятками поможем тебе найти твоих родных. Подожди немножко.
Воспитатель: Ребята у всех есть папа и мама у животных и птиц тоже, давайте найдем родителям по детенышу и покажем как они говорят (теленку, жеребенку, гусенку, котенку, львенку и цыпленку).
После того, как малыши нашли фотографию родителей цыпленка (выбрали среди представленных картинок животных петуха и курицу).
Воспитатель: ребята а давайте сейчас поиграем. Где наши ручки.
Этот пальчик большой –
Самый главный, самый умный,
Папа, папочка родной.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – старший брат
Вслед за ним сестренка –
Воспитатель: Дети расскажите а у вас есть семья?. Ребята а у меня есть фотографии вашей семьи, только я совсем забыла куда положила конверты с фото. Вы поможете найти конверты на конвертах написаны цифры от 1 до 5. Дети ищут конверты.
Воспитатель: Посмотрите а чья это фотография? Дети а что изображено на наших фото. Правильно – это ваши семьи. Лена а расскажи про свою семью.
— Правильно, дети, их родители, бабушки и дедушки все вместе – это одна …семья.
Семьи бывают разные: большие и маленькие. Если в семье только мама, папа и ребенок – это маленькая семья, а если есть еще сестра, брат, бабушка и дедушка, то это уже семья большая.
Воспитатель: У кого из вас большая семья
Воспитатель ставит на доску картину с изображением семьи.
— Дети, на этой картине нарисована семья. Как вы думаете, она большая или маленькая? Почему? (назвать всех членов семьи).
Воспитатель: Что делает папа, А мама, А чем заняты бабушка и дедушка (Заняты каждый своим делом)
Воспитатель: А как вы помогаете дома?
(Накрывать на стол, убирать посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и складывать игрушки, самостоятельно одеваться и складывать одежду.)
— Почему родителям надо помогать?
(У взрослых много дел по дому и им будет приятно, если дети им будут помогать)
Чтение проблемной ситуации «Прогулка» Дети посмотрите нам пришло письмо.
«Один мальчик пошел с папой погулять. Им было весело, и они оба смеялись и им очень понравилась прогулка. Когда они возвратились домой, то увидели, что у мамы грустное выражение лица».
Почему мама была грустной? Как должны были поступить мальчик и его папа?
А давайте спросим у нашего цыпленка как бы он поступил?
Воспитатель: А давайте сделаем зарядку что б набраться сил и помогать маме еще лучше!
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает. (Приседания)
Повороты вправо-влево (Повороты всем корпусом)
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой (Бег на месте)
И качаю головой. (Наклоны головой в стороны)
Игра «Назови ласково»
(мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик, сестра – сестричка и т. п.)
Воспитатель: Называете ли вы друг друга в своей семье ласково? Как можно маму назвать ласково –мамочка, мамуля. А папу –папочка, папуля. Если вы чаще будите называть членов своей семьи ласково, они будут чаще улыбаться.
Воспитатель: Ребята, а вы запомнили что такое семья, кого мы можем назвать семьей?
Неделя «Я и моя семья» Неделя «Я и моя семья» Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ ОКТЯБРЬ Познание (ФЦКМ) Моя семья Сформировать представление о семье как о людях, которые.
Проект «Моя семья» (средняя группа) Проект «Моя семья» Цель проекта: Формировать у детей понятие «Семья», расширять знания детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Семья
В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.
Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.
Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.
В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.
Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):
Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.
Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.
В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:
– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)
– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?
– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?
– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?
– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)
Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:
Мама, так тебя люблю,
Я большому кораблю
Маму крепко поцелую,
Мама – солнышко мое.
С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».
– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)
Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.
– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)
– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)
– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)
Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):
Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.
После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.
В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).
Семьи большие и маленькие (5–6 лет)
Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.
Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.
– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.
– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.
– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.
– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.
– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.
– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)
И в нашей квартире
На толстеньких ножках
То с куклой, то с кошкой,
– Сколько детей в этой семье?
– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.
– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)
– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья«. Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.
После игры воспитатель возвращается к беседе:
– У кого дома есть братья или сестры?
– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».
Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.
– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.
Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.
– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья«; стихотворение читается по желанию воспитателя.)
Когда они выросли и поженились,
Они нисколько не изменились:
Шли годы: осень на смену весне.
Не юноша и девушка,
И рассказывают сказки,
В креслах сидя рядом,
– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)
От ходьбы она устает.
Посажу ее в самолет.
Отдохнет она наконец.
– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:
Скажем бабушке: «Спасибо».
– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)
В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).
Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)
В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых
– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.
…Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!
– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.
– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)
– А как еще дети могут заботиться о взрослых?
Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, а я молчу.
– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».
– За что мама была благодарна дочери?
– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?
– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)
– Папа, подари мне барабан.
– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.
– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.
– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.
– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.