что такое семиотика в искусстве
Что такое семиотика в искусстве
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
Семиотика. Семиотика искусства
Цикл лекций «Семиотика» (общая, семиотика искусства)
Лектор Александр Маркова — доктор филологических наук, кандидат философских наук, преподаватель РГГУ, МГУ
Пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем, связанных с пониманием и передачей смыслов, сосредоточенных в художественном произведении. Наибольший вклад в разработку художественно-семиотической проблематики внесли R Барт, Р. Якобсон, П. Флоренский, В. Шкловский, Г. Шпет, В. Пропп, М. Бахтин, Ю. Лотман, У. Эко, Б. Успенский, В. Топоров, Вяч. Иванов и др.
Семиотика как таковая и семиотика искусства в частности складывались на протяжении всего XX в. Для названия этой дисциплины было использовано понятие семиотики, некогда введенное в научный лексикон английским философом Дж. Локком, который считал, что задача учения о знаках заключается в том, чтобы исследовать «природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим».
В проблемной сфере, образуемой культурной динамикой функционирования знаков и значений в пространстве духовной и социальной жизни, важное место занимают обширные комплексы философских, культурологических, социологических и социально-психологических проблем.
Значительный вклад в развитие семиотики внес структурализм — философское направление, сложившееся и оформившееся в XX в. в социогуманитарных исследованиях К. Леви-Стросса, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакана и др., опирающихся на применение структурного метода. Структура как ключевое понятие данного метода означает комплекс устойчивых связей и взаимозависимостей между элементами системы, сохраняющими общий строй своих отношений при всех тех изменениях, которые происходят как с системой, так и с окружающей ее средой. Структурный метод предполагает следующие аналитические процедуры:
1) выявление в социокультурном пространстве совокупности тех элементов, между которыми возможно существование структурных связей;
2) анализ тех отношений, которые имеют структурообразующий характер и создание общего концептуального эскиза обозначившейся структуры;
3) выявление всех наличных и вероятных последствий, которые открываются перед теоретическим сознанием, сосредоточившимся на анализе данной структуры. Наибольшая продуктивность структурного метода обнаружилась при внимании к знаковым системам и при исследованиях таких сфер, как культура, язык, мифология, религия, искусство, литература и т. д. На социальном фоне почти всеобъемлющей идеологизированности проявлений духовной жизни XX в. позиция структуралистов изначально несла в себе установку на полную свободу от всех форм вненаучной ангажированности. Их теоретическая мысль проникала в такие уровни форм и содержания знаковых систем, которые складывались под влиянием бессознательных устремлений бесчисленных множеств человеческих индивидов.
В процессе становления семиотики возникло внутреннее разграничение нескольких проблемных сфер:
— прагматика, исследующая взаимоотношения человека со знаками, в том числе вопросы социальной коммуникации, обслуживаемой знаками, из которых складываются естественные языки
— семантика, предметом которой являются отношения между знаками и значениями
— синтаксис, изучающий взаимодействия знаков со знаками.
Категории знака и значения составляют в семиотике базовую концептуальную диаду. Она используется везде, где человек наделяет окружающие его и создаваемые им предметы и формы важными для него смыслами. Знаки — это чувственно воспринимаемые формы, вещи, предметы, явления, выступающие представителями других вещей и явлений, позволяющие людям обмениваться информацией и взаимодействовать. Язык, слова имеют способность переводить отдельные вещи из объективного пространства в знаковую реальность. При этом происходит определенная унификация, нивелировка их особенных свойств. Среди всего многообразия знаков наиболее распространенной и общедоступной их формой являются слова естественного языка.
Существует несколько концептуальных подходов к пониманию природы знака:
— знак — обладающая структурой целостность, состоящая из означающей формы и означаемого содержания, связь между которыми имеет социально-конвенци- альный характер (Ф. де Соссюр);
— знак — стимул, побуждающий к определенным реактивным, т. е. ответным действиям (бихевиористский подход);
— знак — символ, фиксирующий индивидуальные и коллективные бессознательные влечения (психоаналитический подход);
— знак — сигнал, указывающий на определенные социальные отношения (символически-интеракционистский подход);
— знак — информативное послание, функционирующее внутри коммуникативной системы, направленное от одного субъекта к другому с тем, чтобы последний его понял (Ю. М. Лотман).
Знаки могут быть неизменны в своих значениях. Но возможно и такое, что знак меняется за счет того, что в нем происходит потеря особенных свойств за счет приобретения общих, либо, напротив, утрата общих качеств за счет обретения индивидуальных.
Значения — это содержательные формулы, выражающие суть конкретных смыслов, ценностей, норм, играющих определяющую роль в психоментальной жизни и социокультурной деятельности человеческих сообществ. Знаки являются носителями значений и способны заменять явления и предметы, сущности и феномены. Из знаков складываются коммуникативные системы, которыми люди пользуются при общении и социальном взаимодействии. Чем сложнее система значений, тем содержательнее сопряженные с нею знаки. Это отчетливо проступает в науках и искусствах — математике, музыке, живописи, балете и т. д.
Каждое конкретное творение культуры, будь то алгебраическая формула, геометрическая фигура или художественный образ, — это система знаков и значений, аккумулирующих социальный, духовно-практический опыт людей и предполагающих, что одни субъекты, используя их, посылают общественно значимую информацию, а другие воспринимают ее и стараются расшифровать, чтобы понять смыслы значений. Из таких знаковых систем складываются сверхсистемы индивидуального и коллективного социокультурного опыта. Каждый человек обладает внутренним миром, содержание которого складывается из бесчисленного множества знаков и значений, а его психическая, духовная жизнь представляет собой совокупность разнонаправленных процессов, в ходе которых значения видоизменяются, смыслы группируются, дифференцируются, трансформируются, взаимообогащаются и т. п.
Социальное поведение каждого человека, отдельной группы, большого сообщества всегда имеет знаковый характер и представляет собой макросистему значений.
«Некоторой условной исходной точкой можно взять стадное поведение и/или поведение генетически унаследованное, которое не было ни индивидуальным, ни коллективным, поскольку не знало этого противопоставления. То, что не входило в этот обычный тип поведения, являлось знаково не существующим. Этому “нормальному” поведению, не имеющему признаков, противостояло только поведение больных, раненых, тех, что воспринимались как “несуществующие”. Так, например, Толстой в “Войне и мире” глубоко показал сущность этой древней стадной психологии, описав, как во время отступления пленных русских вместе с отходящей французской армией погибает Платон Каратаев. Пьер Безухов, вместе с ним совершающий этот трудный поход, перестает замечать своего друга. Даже момент, когда французский солдат убивает Платона Каратаева, Пьер видит/не видит — происходит расслоение психологического и физиологического зрения. Следующий этап состоит в том, что нетиповое поведение включается в сознание как возможное нарушение нормы — уродство, преступление, героизм. На этом этапе происходит вычленение поведения индивидуального (аномального) и коллективного (“нормального”). И только на следующем этапе возникает возможность индивидуального поведения как примера и нормы для общего, а общего — как оценочной точки для индивидуального, то есть возникает единая система, в которой эти две возможности реализуются как неразделимые аспекты единого целого» (Ю. М. Лотман. Семиосфера).
Лотман обозначил целый комплекс культурно-исторических проблем, неразрывно связанных с трансформациями знаковых систем в процессе социально-исторической жизни и тем самым прочертил магистральное направление возможного продуктивного взаимодействия семиотики с социогуманитарными дисциплинами.
Как система знаков, выстроенных в определенной последовательности, соответствующей правилам данного языка, текст является носителем информации. Бахтин рассматривал текст как связный знаковый комплекс, образующий целостное художественное произведение и предполагающий с одной стороны — автора, замышляющего и осуществляющего его, а с другой — истолкователя. Он выделял три разновидности текста — письменный, устный и подразумеваемый, полагая, что каждый из них несет в себе потенциальную возможность диалога с воспринимающим его субъектом. Так возникают разные смысловые плоскости, на уровнях которых текст может существовать.
Тексту, как правило, сопутствует контекст, представляющий собой еще более обширную и масштабную систему знаков. Не растворяясь в контексте, текст сохраняет свою уникальность, хотя и несет на себе различные семантические «блики» контекста.
Существуют общие психологические закономерности восприятия текста, предполагающие ряд этапов — чувственное восприятие знаков, их узнавание, затем понимание их значений в рамках данного контекста и, наконец, включение содержания текста в контекст собственного миросозерцания и миропонимания.
Согласно Лотману, текст может существовать как текст, т. е. как социально осознаваемая, социально функционирующая реальность только в тех случаях, когда ему уже предшествовал другой текст. Это равнозначно тому, как развитой культуре должна предшествовать развитая культура.
Структура проблемного пространства семиотики искусства. В проблемном пространстве семиотики искусства выделяются три крупные исследовательские сферы.
Первая — это область художественно-эстетической сигнификации. Сюда входят вопросы генерирования творческим сознанием знаков, образов, символов, составляющих структурные основания конкретных художественных микросистем. Вся система искусства предстает как совокупность огромного множества конкретных моделей сигнификации, где у каждого крупного художника существует своя манера устанавливания связей между знаками и значениями.
Вторая — область эстетической коммуникации. Она включает разнообразие вопросов, связанных с функционированием каналов, по которым эстетическая информация мигрирует в культурном пространстве.
Третья — сфера проблем, связанных с закономерностями, согласно которым происходят смены и обновления моделей сигнификации и коммуникации. В каждый конкретный исторический момент культурная система в целом и художественный мир в частности располагают своим набором доминирующих и периферийных систем эстетической сигнификации и коммуникации. Общественное мнение, властные институты, устоявшиеся традиции поощряют одни из них и оттесняют на задний план другие. С радикальными переменами в институциальных сферах модели могут менять свое положение на шкале социальной значимости. В отдельных случаях может происходить полная замена одних моделей другими, новыми.
Юрий Лотман. «Статьи по семиотике культуры и искусства»
Книга Ю. М. Лотмана (1922–1993), выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма — культуры.
Что такое Семиотика
Семиотика или семиология (греч. sēméion — «признак», «знак») — это научная дисциплина, которая изучает знаки, их совокупность и их взаимоотношение (т. е. знаковые системы).
Эти знаки служат для того, чтобы сгенерировать какую-то информацию, а потом сохранить её.
Семиотика также изучает реакцию людей на знаки, каким образом знак понимается и истолковывается.
Примеры семиотики
Человек присваивает предмету или явлению какое-то значение. Так они становятся знаками.
Американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) предложил разделять знаки на следующие типы:
Знаки-символы
Посмотрев на символ, мы не сможем определить информацию, которую он несёт. Нам нужно заучить, что означает тот или иной знак-символ.
Поэтому в каждой культуре знаки-символы различны. Например:
Сюда же относится язык, то есть обозначаемые словами вещи и предметы: кошка, лошадь, книга. Видя книгу, мы понимаем, что это, потому что ещё в детстве узнали и заучили, что означает этот предмет.
Знаки-индексы
Это такие знаки, которые формируют причину и следствие.
Когда мы видим флаг на здании, мы понимаем, что это здание государственное (напр., посольство или министерство). Здесь флаг на здании — причина, государственность здания — следствие.
По этой схеме причина-следствие можно привести ещё примеры знаков-индексов:
Иконические знаки
Эти знаки похожи на то, что они призваны изобразить.
К иконическим знакам относятся также слова с характерным звучанием, которое призвано имитировать сам предмет: чирикать, пыхтеть, жужжать.
И иероглифы, изображение которых похоже на предмет: китайский иероглиф 山 (shān) похож на гору и означает гору.
История возникновения семиотики
Особое внимание семиотике стало уделяться в конце 19 века.
Эту научную дисциплину связывают с именами трёх философов: Фердинанда де Соссюра, Чарльза С. Пирса и Чарльза У. Морисса.
Семиотика Соссюра
Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) говорил о том, что знак как единица языка состоит из означающего и означаемого.
Означающее — это визуальный образ, то, что мы видим. Это какой-то объект, звук, рисунок, слова, которые несут какое-то значение.
Означаемое — это то, что мы понимаем, о чём думаем. Это наше индивидуальная интерпретация означающего.
Семиотика Морриса
Американский философ Чарлз Уильям Моррис (1901–1979) выделял три области в семиотике:
Семантику, которая изучает отношения между тем, что мы видим (означающее), и тем, что мы понимаем, думаем (означаемое)
Синтаксис, который изучает как знаки соотносятся между собой.
Прагматику, которая изучает отношение между знаками и теми, кто их интерпретирует.
Семиотика Пирса
А благодаря трудам Чарльза Сандерса Пирса появилась типология знаков и они стали разделяться на знаки-символы, знаки-индексы и иконические знаки.
Семиотика в искусстве
Изучает скрытые и явные символы, которые присутствуют в произведениях искусства.
Семиотика в литературе
Например, в романе «Повелитель мух» в начале произведения Уильям Голдинг описывает происходящее, используя яркие краски.
Затем краски сгущаются как в сюжете романа, так и в описании событий и окружающей обстановки.
Яркий краски в начале символизируют чистоту мальчиков, их наивность и детскую непосредственность.
А тёмные краски — символ дикости, агрессии и жестокости.
В стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» ядовитое дерево обозначает «ядовитость» неограниченной власти.
Топор в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» символизирует расплату, казнь.
Семиотика в кино
В кино также часто появляются знаки-значения.
Как, например, чёрно-белое кино «Список Шиндлера». Ведь в начале, до войны, фильм цветной. И только с началом военных действий и массовых расстрелов из кино «уходят» все краски.
Таким образом, режиссёр хотел показать своё отношение к войне.
Семиотика в медицине
Изучает знаки и символы, но уже болезней.
Например, повышенная температура, увеличение внутренних органов изменение цвета кожи и т. д. говорят о различных заболеваниях.
Мы знаем, что отёки на ногах могут говорить о венозной болезни, а ломкие ногти — о недостатке кальция.
Семиотика в рекламе
Семиотику в рекламе используют маркетологи. Они изучают влияние знаков (картинок, пиктограмм, символов) на то, как человек получает и анализирует информацию.
Семиотика и семиология: в чём отличие?
По своей сути эти два понятия — синонимы.
Соссюр изучал семиологию. Термин семиотика был введён Пирсом.
Поэтому последователи идей Соссюра говорят о семиологии, а те, кому ближе идеи Пирса — о семиотике.
Семиотика и творчество
Часть 2. Семиотика и художественное творчество.
Знаки и знаковые системы, как известно, играют большую роль в общественной жизни человека.
К ним относятся, например, различного рода обряды и многочисленные символы и виды сигналов, а еще и денежные знаки и формы одежды, как профессионального, так и национального характера. И тут же языки и языки искусственные, созданные для узкого потребления в науках и сообществах и тому подобное. Мир наш весь из знаков состоит – 7 нот звучат и в космических далях вселенной.
Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.
Ставя целью раскрасить свойства знаковых процессов, семиотика стремится со своих позиций исследовать и такие явления культуры, как искусство и литература.
По своей природе словесный язык – знаковое явление. Литература и искусство, подобно языку, также представят собой знаковые системы. В сущности, важнейшие свойства языка, в значительной степени, автоматически переносятся на литературу в целом, ее отношение к действительности, ее функцию.
Языковый знак, слово, не только замещает материальную действительность, но проявляет себя по отношению к ней активно, влияя на её понимание и на действия по отношению к ней.
«Природная» условность искусства отнюдь не является препятствием к воплощению жизненной правды.
Мифологическая символика получила широкое развитие в искусстве. Символика получила широкое распространение в народном творчестве. Если обратиться, например, к русской народной лирике, то следует отметить, что она богата бытовой, природной символикой. Калина, цветущая яблонька – здесь выступают как символы молодой девушки и – более широко – красоты, юности. Сокол – это воплощение смелости, силы, он обозначает молодого человека, нередко жениха, но также и храброго человека вообще. Образ кукушки часто используется как символ одинокой, тоскующей женщины. Соловей знаменует собой счастье, любовь, радость. Ворон же – предвестник беды, несчастья, лишений. Символ печальной доли, горя замужней женщины в русской народной лирике выступает ива, «верба склоненная долу» и так далее.
Но почему же тогда эстетические знаки часто производят сильное художественное воздействие?
Тут следует напомнить, что людей увлекают не только жизненная правда, но и иллюзии, не только неотразимые истины, но и гипотезы, не только реальность, но и мечта. Иллюзия и мечта, желаемое и ложное вызывают эмоции.
Именно поэтому в искусстве присутствуют знаки. И нельзя не знать или отвергать значение семиотики.
В статье «Судьба романа» К. А. Федин писал: «… видение мира только и побуждает романиста избрать тот, а не другой материал для своего произведения. Взгляд (на окружающее) на человеческое общество как разумно организуемый людьми мир отвечает тому, что я нахожу в действительности, и она обогащает меня доказательствами моей правоты. Когда я стал обладателем их, моя работа (была) уже обусловлена природой добытого материала, и я вижу форму, органичную ему».
Это, конечно, не означает, что всегда в результате обращения к новому жизненному материалу рождаются новые стилевые явления. Вследствие разности самого материала и в силу индивидуальных особенностей писателя, воздействие объекта творчества оказывается неодинаковым.
Но еще более важное значение, чем материал действительности, в формировании стиля произведения имеет внутренняя ориентация на читателя. Поэт Михаил Светлов, отмечал значение внутренних связей с читателем. Он характеризовал эти связи как беседу, придавая этому понятию расширенный смысл. Он заявлял: «Все искусство, даже пейзаж – беседа».
Желание художника выразить идеи и образы, которые волнуют его, неотделимо от стремления убедить читателя в их жизненной, эстетической значимости, увлечь читателя всем строем повествования, лирического ли высказывания или развитием драматического конфликта.
Литературное произведение только тогда становится явлением искусства, когда оно обладает энергией эстетического воздействия.
Конец.
Семиотика искусства
Полезное
Смотреть что такое «Семиотика искусства» в других словарях:
СЕМИОТИКА — (семиология) (от греч. знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… … Энциклопедия культурологии
СЕМИОТИКА — (от греч. semeiot знак) общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким системам относятся естественные языки, письменные и устные, разнообразные искусственные языки, начиная с формализованных … Философская энциклопедия
Семиотика (в языкознании) — Семиотика (греч. semeiotikón, от seméion ‒ знак, признак), семиология, наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения «знак ‒ означаемое», распространённого … Большая советская энциклопедия
СЕМИОТИКА — (греч. semeion знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены от… … История Философии: Энциклопедия
СЕМИОТИКА — (греч. semeion знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены от… … Новейший философский словарь
СЕМИОТИКА — (от греч. sēméion знак), наука о знаках и знаковых системах.Современная С. получила исходные импульсы в трудах американского философа Ч. Пирса (18391914) и швейцарского филолога и антрополога Ф. де Соссюра (18571913),… … Литературный энциклопедический словарь
Семиотика — (от греч. σημεῖον знак, признак) (семиология) 1) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе … Лингвистический энциклопедический словарь
Семиотика — I Семиотика (греч. semeiotikón, от seméion знак, признак) семиология, наука, исследующая свойства Знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения «знак означаемое»,… … Большая советская энциклопедия
семиотика — (греч. sem?ion – знак), наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и представляет собой особого рода надстройку над целым рядом наук, использующих понятие знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в т. ч.… … Литературная энциклопедия
семиотика — (от греч. semeion знак, признак) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (главным образом естественных и искусственных языков). Рубрика: литература и наука Прочие ассоциативные связи: знак, знаковая система, структурализм, язык Споры … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Семиотический метод в искусствоведении
Семиотический метод исследования появляется в искусствоведении как результат переноса готового подхода, детально разработанного в другой дисциплине — семиотике (в зарубежной традиции: семиологии). Специфика этого метода заключается в том, что он трактует изобразительное искусство и архитектуру как сферу коммуникации, которая осуществляется при помощи особых средств, но при этом вполне может изучаться по образцу коммуникации вербальной.
Семиотика — комплексная дисциплина, развившаяся в XX в. из взаимодействия философии языка, идей структурализма, лингвистики и литературоведения. Отдельные ее концепции имели отношение к психологическим исследованиям поведения (психолингвистика), теории информации, а также к политическим идеологиям. Название дисциплины указывает на ключевой предмет анализа: знаки и языки (знаковые системы). Во второй половине XX в. семиотика предложила всем гуманитариям рассматривать сферу культуры как поле сложного обмена информацией, в котором можно под одним и тем же углом изучать любые случаи создания сообщений (иначе: текстов) и процесс их истолкования другими людьми.
Феномен знака, типология знаков, знаковые системы, разные модальности коммуникативных средств – обсуждались в новой дисциплине очень интенсивно, с построением сложных моделей коммуникации, вполне готовых для использования учеными других специальностей. Предполагалось, что обыденный язык и сообщение, сделанное вербальными средствами, послужат образцом для анализа при изучении материала языков/кодов культуры, в том числе, выразительных средств разных видов искусства.
Например, рекламный плакат, в котором одновременно использованы вербальная и визуальная модальность — сопоставим с полностью вербальным текстом. Плакат имеет автора и заказчика (адресанта). У него есть четкая коммуникативная функция, направленная на перестройку поведения адресата. По этому же принципу разбираются тексты изобразительные (например, живописные), архитектурно-пространственные, аудиальные (музыка) и т. п. Специфика творческой работы, ее отличия от прямой коммуникации и информирования — могут стать предметом специального обсуждения в семиотике, но в целом они оказались на периферии внимания исследователей. То же можно сказать и о различиях использования обыденного языка как знаковой системы и языков искусства, выделенных по модальности средств, а не по признаку системности и особому типу освоения.
К последним десятилетиям XX в. область семиотических исследований достигла высокого уровня специализации и сложности. Освоение семиотической концепции, ее понятийного аппарата и принципов моделирования коммуникативных процессов оказалось трудным для гуманитариев-искусствоведов. Однако эффектные результаты семиотического анализа художественной фотографии, графики и произведений кино говорили о принципиальной новизне и перспективности метода. Он стал ассоциироваться с прогрессом детального понимания произведений искусства, процессов восприятия и интерпретации смысла. Семиотический анализ отдельного произведения иногда рассматривался как альтернатива формального. У нового метода появились сторонники, а кто-то даже увидел в нем глобальную методологическую реформу гуманитарной области знания.
Эти ожидания не оправдались в полной мере. В частности, семиотические исследования изобразительного искусства, ДПИ и архитектуры так и не получили действительно широкого распространения. Это достаточно редкие исследовательские проекты. Как и в случае с социологией искусства, семиотический метод почти не используется в комплексных по методологии исследованиях, хотя принципиально комбинируется с другими инструментами анализа. Можно говорить о факте узкой специализации искусствоведов-семиотиков, последовательно и долговременно работающих с этим методом и типичными для него задачами (прежде всего, интерпретацией произведения).
В наследии авторов, создававших в XX в. семиотический метод для всех гуманитариев, необходимо выделить различные статьи, демонстрирующие эффекты применения метода при изучении вариантов визуальной коммуникации (рекламный плакат, документальная и художественная фотография, кинематограф и т. п.). Большой интерес представляют также семиотические исследования, перетолковывающие глобальные феномены истории искусства (выразительные средства, стиль, жанры, изобразительный канон). Подобные частные вопросы поднимаются у Р. Барта (1915 — 1980), У. Эко (1932 — 2016), Ю. М. Лотмана (1922 — 1993). Книга У. Эко «Отсутствующая структура» (1968) может быть использована и как учебное пособие по семиотическому методу.
Исходя из вышесказанного, семиотикой искусства (семиотическим методом исследования искусства) правильно будет называть использование концепции, аналитического инструментария и терминологии семиотики в сфере профессиональной ответственности искусствоведения (традиционные виды изобразительного искусства, художественная фотография, ДПИ, дизайн, искусство моды, архитектура, визуальные практики наподобие перфоманса и художественных акций и т. п.).
Типичными задачами семиотического исследования в нашей науке можно считать: 1) интерпретацию отдельного произведения; 2) семиотическое переосмысление каких-то частных или глобальных явлений искусства и практики его восприятия зрителями. Основная тематика семиотических исследований в искусствоведении: искусство с выраженной коммуникативной функцией; изобразительная риторика и другие феномены, общие для вербальной и визуальной отраслей духовной культуры; комплексные по модальности сообщения (политический плакат, лубок и т. п.); идеологическая пропаганда средствами искусства и архитектуры; феномен официального искусства и т. п.
Примеры обращения к семиотическому методу в искусствоведении при решении конкретных исследовательских задач можно найти в публикациях Ю. М. Лотмана, М. М. Алленова, С. М. Даниэля, Б. А. Успенского.