что такое семинар практикум в доу для воспитателей

Статья «Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Семинар-практикум ДЮЦ.doc

Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.

Ершова Валентина Анатольевна,

c тарший воспитатель, первая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.

Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:

групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);

индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

— совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

— развитие творчества и фантазии педагогов;

— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

— создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;

2) организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

4) практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.

«Значение народных игр для развития детей раннего возраста»

Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.

I .Подготовительная работа.

Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.

II . Организационный момент.

Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора дидактических игр выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем команды обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных игрушек в педагогической практике.

III . Теоретическая часть.

1) Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Исследователями отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.

По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.

Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.

С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.

Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.

С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.

2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:

1. Матрешка классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.

3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.

5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.

7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.

8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).

9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.

10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.

13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.

15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.

16. Шершавые парные фигуры. Наборы пластинок или рамок с фигурками разной текстуры. Ребенку предлагают с закрытыми глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Игра способствует сенсорному развитию, тактильного восприятия и соотнесения.

Кроме того, малыши очень любят играть с деревянными пазлами, мозаиками, палочками, домино, лото, конструкторами и строительными наборами, разнообразными музыкальными инструментами и материалами М. Монтессори.

IV . Практическая работа.

Каждой команде предлагается познакомить коллег с изготовлением народных дидактических игр из заранее приготовленных экологически чистых доступных материалов, а противоположной команде сформулировать развивающую ценность продукта творчества.

Заполнение участниками семинара-практикума демонстрационной схемы:

что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Смотреть картинку что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Картинка про что такое семинар практикум в доу для воспитателей. Фото что такое семинар практикум в доу для воспитателей

Средство познавательной активности

Средство исследования и экспериментирования

Источник

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ»

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

§ Формирование у ребенка потребности вести здоровый образ жизни.

§ Значение искусства в эстетическом развитии человека.

§ Воспитание творческой личности.

§ Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников. Речевая азбука для родителей.

§ Подготовка ребенка к посещению детского сада.

§ Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Приложение 1. Схема «Изучение потребностей на образовательные услуги».

Схема «Педагогическое просвещение родителей».

Приложение 2. « План изучения семьи».

Приложение 3. Анкета «Изучение потребностей родителей, дети которых

скоро станут или уже являются воспитанниками ДОУ».

Приложение 4. Практический материал «Формы работы с родителями».

семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе».

Приложение 6. Анкета для родителей «Причины, стимулирующие или сдержи вающие Ваше желание приходить в детский сад»

Приложение 7. Анкета для воспитателей «Причины нежелания родителей общаться с педагогами»

Приложение 8. Анкета для родителей по адаптации ребенка к ДОУ «Давайте познакомимся».

Приложение 9. Самодиагностика для родителей (материал для «Родительского уголка»).

Приложение 10. Анкеты для родителей: «Понимаем ли мы своих детей», «Физическое развитие и оздоровление ребенка в семье».

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Дошкольные образовательные учреждения предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому воздействию детского сада и семьи.

В статье № 18 Закона РФ «Об образовании говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.

Детский сад должен осуществлять интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с разными категориями родителей: семьями своих воспитанников; семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения; с будущими родителями.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышению раздражительности и утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. В современных семьях наблюдается уменьшение «Воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальна. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться определенной тактикой. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

*При демократическом стиле, прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

*При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

*При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.

Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

— Принимать активное участие в жизни семьи;

— Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

— Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

— Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

— Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

— Уважать право ребенка на собственное мнение;

— Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:

· отказ от критики участников процесса обучения;

· обеспечение свободы мнения;

· уважение плюрализма жизненных позиций;

· удовлетворение познавательного интереса.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Уставом детского сада одной из основных задач дошкольного учреждения является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Данное взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1. изучение потребностей родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

2. формирование у родителей установки на активное сотрудничество с педагогами;

3. просвещение родителей с целью повышения правовой педагогической культуры.

* развитие умственных и творческих способностей;

* художественно – эстетическое развитие детей;

* повышение социальной компетентности дошкольников.

Формирование у ребенка потребности вести здоровый образ жизни.

Здоровье детей зависит не толь от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения, образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране. Родители, пренебрежительно относящиеся к свому здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка

С этой позиции в центре работы по полноценному развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, на основе учета их интересов и особенностей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

— ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей и их психомоторного развития;

— участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

— целенаправленное просвещение (гигиенические условия, рациональный режим, сбалансированное питание, закаливание, оптимальный воздушный и температурный режим и т.д.);

— обучение конкретным приемам и методам оздоровления;

— ознакомление с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления (фитотерапия, аромотерамия, точечный массаж).

Для реализации этих задач широко используются такие формы работы как:

· информация в родительских уголках, в папках – передвижках;

· родительские собрания, общие собрания ДОУ;

· устные журналы и дискуссии, с участием медиков, психолога, специалиста по физическому воспитанию, а так же родителей с опытом семейного воспитания;

· деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций, видеосъемкой;

· «открытые дни» для родителей;

· совместные физкультурные праздники и развлечения.

Прежде чем начать совместную работу необходимо знать о семье:

*социологическая характеристика семьи;

*психолого – педагогическая компетентность по данному вопросу;

*изучить удовлетворенность родителей работой ДОУ по оздоровлению;

*выявить образовательные потребности родителей по физ. воспитанию;

*определить уровень включенности родителей в совместную работу;

*выявить особенности физ. воспитания в семье;

Самой эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществлять полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому здоровью ребенка через родителей, которые досконально знакомы с проблемами здоровья своего ребенка. Занятия могут быть как теоретическими, так и практическими. Важно чередовать виды деятельности на таких занятиях, чтобы поддерживать постоянный интерес и заинтересованность родителей в положительном результате физкультурно – оздоровительной работы.

Работа воспитателя с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей может осуществляться в три этапа: 1)анкетирование и тестовые рисунки; 2)практические мероприятия (конкурсы, проекты на спортивную тематику, праздники и развлечения, семейные журналы и т.д.); 3) тестовый рисунок.

1) На первом этапе проводится анкетирование родителей по выявлению потребности в оздоровительных услугах для детей. Как правило, большинство родителей считают, что детям необходимы оздоровительные услуги. Важность семейных традиций в физическом воспитании подтверждают одна треть родителей, другие считают, что это дело специалистов, профессионалов. Так же детям и родителям предлагается нарисовать (тестовый) рисунок на тему: «Мой выходной день». Чаще всего на таких рисунках дети изображают совместные занятия с родителями: чтение книг, прогулки, рисование, просмотр телевизора и т.д. Изображение совместных занятий спортом встречается крайне редко.

2) На втором этапе, с целью приобщения детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья проводится ряд мероприятий, например:

— конкурс «Спортивный фотоальбом моей семьи». Чаще всего на фотографиях встречаются застолья в праздничные даты или отдых на природе. Это хороший повод поговорить с родителями о формировании в семьях традиций здорового отдыха.

— конкурс «Спортивное генеалогическое древо моей семьи». Для развития мотивации ребенка в выборе того или иного вида спорта, важно, чтобы ребенок принимал активное участие в творческой работе над «семейным деревом».

— конкурс «спортивная эмблема моей семьи», для поднятия спортивного духа своей семьи.

— конкурс «Хроника одного дня», который особенно пришелся по душе и ребенку, и родителям.

— спортивный праздник «Всей семьей на старт».

— проекты: дневник «Будь здоров малыш!», В олимпийцы всей семьей!», «Я и мое тело», «Я расту».

— семейные журналы « Я и мой папа (мама) – чемпионы!».

Игровая комната «Будь здоров, малыш!», для совместных занятий спортом, родителей и детей.

3) На заключительном, третьем этапе, вновь предлагается нарисовать «Мой выходной день!». Чаще всего, у тех семей, которые активно участвовали в мероприятиях организованных детским садом, по приобщению детей к здоровому образу жизни, на рисунках появляются: члены семей в спортивных костюмах, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, ракетки …), совместные игры, здоровый отдых на природе, походы на спортивные состязания.

Родители начинают обращать активное внимание на здоровье собственных детей, на формирование правильных привычек с детства и интереса к физической культуре.

Значение искусства в эстетическом развитии человека.

Воспитание творческой личности.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая формирует личность каждого независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества.

Ребенок с рождения окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации как совокупности материальных ценностей и представлений социально – эстетического идеала.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр и т.д.

В художественно – творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать, чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.

Процесс и результат художественно – творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого ребенка, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно – творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослому: созерцание, размышление и практическая реализация идеи.

Общение с искусством воспитывает эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, композитора, писателя, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Оно способствует совершенствованию чувств, очеловечиванию различных явлений жизни и природы.

Именно поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке.

Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.

Каковы же возможности каждого вида искусства в плане эстетического воздействия на человека? Каждый из них обладает своим художественно – образным языком, спецификой воссоздания действительности. Не все стороны жизни подвластны изображению, каком то одном виде искусства. То, что подвластно музыке, не всегда может выразить скульптура, то, что изображает литература, не может быть полностью выражено средствами живописи.

В живописи основные изобразительные задачи решаются с помощью линии, в музыке – с помощью мелодии; в живописи эмоциональное настроение картины достигается при помощи колорита, в музыке – при помощи лада; в живописи композиция существует как соотношение цветовых пятен, в музыке – как соотношение гармонических построений.

Художественно – творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.

Как помочь детям полюбить и понять музыку?

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, а «прекрасное пробуждает доброе».

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Оно будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

Но музыка – действенно средство воспитания лишь тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком, когда он чувствует ее настроение.

Семья должна помочь детям полюбить музыку, понять ее. К сожалению, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям или детям, у которых есть музыкальные способности, а если ребенок не испытывает интерес а к музыке, то и приобщать его к ней совсем необязательно.

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у детей интерес к музыке, умение не только слушать ее, но и слышать? Прежде всего, необходимо создать такие условия, при которых наилучшим образом будет формироваться художественный вкус ребенка.

Нельзя забывать и личном примере взрослых, который выражается в собственном отношении к музыке. Если после концерта мама или папа увлеченно говорит прослушанное произведение – одно из лучших, то и ребенок начинает задумываться о том, понравилось ему или нет, а главное почему. Чем раньше ребенка начинают приобщать к музыке, тем успешнее идет его развитие в целом.

Родители должны постоянно интересовать, чем ребенок занимается на музыкальных занятиях: какие песни поет, какую слушает музыку. Интерес родителей к занятиям ребенка тем самым поддерживает стойкий интерес и у самого ребенка к музыкальным занятиям, желанию музицировать. Дети, чьи родители знают детский репертуар (по информации в родительских уголках) чаще поют дома, двигаются под танцевальную или просто лирическую музыку, эти дети более коммуникабельны, раскрепощены, музыкальны.

Конечно, у родителей могут быть свой музыкальный вкус, который формировался под воздействием социума, но нельзя ограничивать собственного ребенка. Важно иметь дома в своей фонотеке музыкальные произведения разных жанров, возможно, самые известные, которые более понятны и интересны большинству. У ребенка должен быть выбор и возможность формировать свой собственный музыкальный вкус. Если таких произведений дома нет, то родители могут обращать внимание ребенка на концерты, которые транслируются по телевидению. Это не только серьезная классическая, русская народная музыка. Есть концертные произведения для маленьких: музыкальные сказки, оперно – балетные утренники (для детей и с участием детей).

Дети дошкольного возраста, вместе с родителями, могут посещать театр. В это возрасте они уже вполне готовы к восприятию детских спектаклей: оперы, балета, мюзикла. При этом важно, чтобы родители: высказывались свои впечатления об увиденном; интересовались мнением ребенка; поясняли сюжет спектакля; обсуждали выразительные средства, с помощью которых артисты передали образы.

Для самостоятельных занятий музыкой дома нужно создавать условия, при которых ребенок имеет возможность проявить свои музыкальные способности. Это могут быть детские музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (барабан, металлофон, бубен). Нужно поощрять самостоятельные занятия музыкой ребенка (даже если оно не очень удачное и раздражат слух). Если ребенок издает резкие, громкие звуки, объяснить, что это отрицательно влияет на слух, снижаю его чувствительность и восприимчивость. Взрослый может показать, как правильно держать инструмент, как и какие звуки должен извлекать музыкальный инструмент, чтобы было красиво и нравилось окружающим.

Дети приходят в этот мир «чистыми». Они в праве требовать от нас открытия для них нового и неизведанного. Мы – окружающие их взрослые заполняем их духовностью, нравственностью, формируем детскую личность.

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс успешного обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислалии.

Родители, сталкиваясь с трудностями в обучении, начинают задавать бесчисленные вопросы о причинах плохой успеваемости ребенка по русскому языку. Поэтому взаимодействие педагогов детского сада и родителей – необходимое условие полноценного, а главное своевременного, речевого развития или коррекция речевого развития, если есть нарушения (и они вовремя выявлены). Начинать работу над речью ребенка надо с раннего детства и, особенно, когда ребенок приходит в детский сад и у родителей есть возможность сравнить речь своего ребенка с речью его сверстников. Воспитатели и специалисты учреждения всегда могут дать грамотную консультацию и советы по речевому развитию.

Для правильной оценки речевых способностей ребенка и дальнейшего плодотворного взаимодействия с педагогами детского сада необходимо учесть следующие моменты:

· Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

· Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи сложный процесс, в котором освоение письменной формой является лишь составной частью.

· Необходимо весьма осторожно относиться к раннему внедрению иностранных языков в жизнь ребенка. Почти все языки вступают в некоторое противоречие между собой. Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считают речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьезной работы по исправлению.

Важно не игнорировать «домашние задания», которые даются воспитателями и логопедом, так как они направлены на:

-формирование различных речевых навыков, например: артикуляции;

-выявление уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: фонематического слуха.

«Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуется «играть в кухне». Например: предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите в кухне. Вы заняты, а ребенок постоянно где – то рядом. Предложите ему побыть «Золушкой», перебрать горох, гречку и т.д. Тем самым это и посильная помощь Вам и развитие моторики рук.

Волшебные палочки» Можно предложить ребенку выложить изображение из счетных палочек (или подготовленных заранее для этой цели спиче). Выкладывая простейшие геометрические фигуры, ребенок предлагает вам отгадать изображение. Вас это не отвлечет, достаточно только мимолетного взгляда, а ребенок развивает творчество и воображении, пальцы рук.

Можно проводить игры, не требующие специальной подготовки, игры на обогащение словаря:

· «Давайте искать в кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? (капуста, лук, морковь …); какие из винегрета? Какие из кухонного шкафа?

· «Угощаю». Угости меня ……? (вкусным: пирожное, мороженое); (кислое: лимон, слива; соленым: рыба, чипсы; сладким: конфета …).

Одна из рубрик «домашней игротеки» «Мастерская Золушки». Для развития мелкой моторики можно предложить ребенку выложить узор из пуговиц, ниточек на пластелиновую основу или бархатную бумагу (пока вы шьете, зашиваете и у Вас под рукой пуговицы и цветные нитки.

По дороге из детского сада домой можно предложить поиграть в игры:

Игры на слоговую структуру слов:

· Перепутаница». Жили – были слова. Однажды они все танцевали и перепутались. Давай поможем им распутаться? Босака – собака, ловосы – волосы, посали – сапоги.

· «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает. Ворона каркает, а воробей … (чирикает), сова летает, а заяц … (прыгает, бегает).

Игры на развитие грамматического строя речи:

· «Упрямые слова». Расскажите ребенку об «упрямых» словах. Которые никогда не меняются: пальто, кофе, шампунь, кино, платье. И придумайте разные предложение с использованием таких слов. (У мамы красивое пальто. Саше купили новое пальто, Мы повесили свои пальто на вешалку).

Подвижные игры и игры малой подвижности:

Подготовка ребенка к посещению детского сада.

«Подготовка ребенка к посещению детского сада»

Уважаемые родители! Скоро Вам и вашему ребенку предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить несколько рекомендаций.

1.Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности общественного воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними.

Легче и быстрее привыкают к новым условиям дети, у родителей которых нет альтернативы в детском саду.

2.Расскажите ребенку, что такое детский сад и почему вы хотите, чтобы он, как и другие дети, тоже его посещал. Содержание беседы зависит от возраста ребенка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы и ты тоже познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы и стулья, маленькие кровати, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь едят, гуляют, играют.

«Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, что бы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже был интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошел день, а я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своего ребенка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить. Но сначала нам надо готовиться».

4. Познакомьте ребенка с режимом в детском саду. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее ребенок воспримет новые правила.

Спрашивайте, куда он будет складывать свои вещи после прогулки, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Такими вопросами вы сможете проконтролировать, как ребенок усвоил последовательность режимных моментов в дошкольном учреждении. Детей пугает неизвестность, когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствует себя увереннее.

Максимально приблизьте домашний режим к распорядку жизни в детском саду.

5. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он должен сделать. Например: «Если ты захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю». Попробуйте все возможные ситуации проиграть дома, например вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет так, как он захочет. Объясните, что в группе много детей, поэтому воспитатель, например, не сможет сразу одеть всех, придется немного подождать.

6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку». В течении лета складывайте в нее небольшие игрушки, лоскутки ткани, маленькие книжки с картинками, которые привлекательны для вашего малыша обрадуют других детей. Возможно, вы владеете техникой оригами – тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного кораблика или собачку.

С игрушками в детский сад и веселее идти, и проще завязывать отношения со сверстниками.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои.

8. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. В присутствии своего ребенка называйте этих детей по имени. Говорите дома о новых знакомых – Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9. Чем лучше ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку к новым условиям.

10.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сотрудников детского сада.

11. Разработайте вместе с малышом несложную систему знаков прощания, и он будет легче отпускать вас.

12. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться не один месяц. Рассчитывайте свои возможности, силы и планы.

13. Если через месяц ваш ребенок не привык еще к детскому саду и вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами – психолог ждет Вас!

14. Будьте терпеливы.

Прогноз возможной адаптации ребенка

Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают его в случае необходимости. С доверием относятся к специалисту, проявляют в общении инициативу.

Родители не доверяют ребенку, часто делают ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо. Со специалистами они бывают либо откровенны, либо сохраняют дистанцию. Как правило, рекомендации специалистов принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

3. Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком можно установить только через родителей или вообще не удается установить. Малыш выглядит тревожным, замкнутым, переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, старается не отходить от мамы.

Речь развита плохо. Замечание или похвала оставляют ребенка безучастным или пугают – он обращается за поддержкой к родителям, но не всегда ее получает.

Родители сомневаются в том, что их ребенок сможет освоится в детском саду, а встречу со специалистом воспринимают как экзамен или, наоборот, вступают в дискуссию, демонстрируя свою компетентность по всем вопросам.

Алгоритм прохождения адаптации

Ребенок находится в детском саду 2 часа.

Цель. Заложить основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю; способствовать эмоциональному восприятию сверстников, подробно познакомиться с расположением помещений в группе; начать вырабатывать привычку принимать пищу за общим столом.

Ребенок находится в детском саду 2 часа.

Цель. Установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком; способствовать развитию игры рядом; побуждать к самостоятельным действиям; закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования; формировать привычку принимать пищу за общим столом; поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Ребенок находится в детском саду с 08.00. до 12.00

Цель. Приучать ребенка к самостоятельному приему пищи; привлекать к совместным играм; учить слышать голос воспитателя, откликаться на его просьбу, призыв; формировать навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур.

Ребенок находится в детском саду с 08.00. до 16.00

Цель. Обеспечить психологический и физиологический комфорт ребенка в группе; развивать уверенность в своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативу; подготовить ребенка к расширению круга общения – с другими сотрудниками; поощрять самостоятельность при выполнении гигиенических процедур.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *