что такое селтер у башкир

селтәр

1 селтәр

2 селтәр бәшмәк

3 селтәр пәрҙәләр

4 селтәр шәл

5 селтәргә сигелгән

6 селтәргә төшөрөлгән сигеү

7 селтәрләп бәйләнгән бирсәткә

8 селтәрле

9 селтәрле тәҙрә пәрҙәһе

10 селтәрле фильтр

См. также в других словарях:

Селт — Селт, Мэттью Мэттью Селт … Википедия

селтәнү — 1. Селтәү хәрәкәте ясау 2. Сугарга, бәрергә кизәнү. күч. Һөҗүм итәргә маташу яки итеп карау. Зурдан кубып тәнкыйтьләргә маташу классикларга селтәнү 3. күч. Әһәмиятле, кыен бер эш эшләргә, кыйммәтле берәр нәрсәгә ирешергә омтылу … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

селтәү — 1. Болгау, селкү. Кизәнеп болгау. Изәү. Җилпеп селкү 2. Ыргыту, чөю 3. Сугу (гадәттә кизәнеп, селтәнеп) 4. күч. Кулга төшерү, алу. Урлау … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

Селт, Мэттью — Мэттью Селт Дата рождения Место рождения … Википедия

айкану — Селтәнү … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

Гран-при 2007 (снукер) — Снукерные турниры Royal London Watches Grand Prix Абердин, Шотландия … Википедия

Шанхай Мастерс 2009 (снукер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шанхай Мастерс 2009. Снукерные турниры Шанхай Мастерс … Википедия

Sangsom 6-red Snooker International 2008 — Снукерные турниры Sangsom 6 Red World Grand Prix Бангкок, Таиланд … Википедия

Australian Goldfields Open 2011 — Снукерные турниры Australian Goldfields Open Бендиго, Австралия … Википедия

Гран-при 2009 (снукер) — Снукерные турниры Royal London Watches Grand Prix Глазго, Шотландия … Википедия

Открытый чемпионат Уэльса по снукеру 2010 — Снукерные турниры Открытый чемпионат Уэльса Ньюпорт, Уэльс … Википедия

Источник

Что такое селтер у башкир

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Цель исследования: Исследование нагрудных украшений.

— изучение происхождения нагрудных украшений башкир;

— изучение современных тенденций моды в изделиях;

— прорисовка эскизов изделий;

— разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;

Практическая значимость: Проект может использоваться учителями изобразительного искусства, технологии, истории и культуры Башкортостана образовательных школ во время уроков, на спецкурсах, кружковых объединения х в качестве наглядно-методического материала.

Объект использования: Селт ә р.

Предмет исследования: Нагрудники.

1. Поисковый (сбор, анализ) материала;

2. Изучение теоретического материала;

4. Анализ полученных материалов.

Из истории башкирских нагрудных украшений

Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIX в. приравнивались по цене лошади или корове), они были многочисленны еще в начале нашего века. Довольно много их попало в музейные фонды. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫ акал, һ акал, яга, муйынса, башкиҙеу, алми ҙ еу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. (Приложение 1)

В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.

Народный орнамент соединяет в себе пласты, различающиеся по времени формирования и породившей их этнической среде. В нем архаические мотивы, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие, соседствуют с новейшими. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценным свидетелем истории народа. Башкирский народ — часть большого тюркского мира. Башкиры находятся на северно-западной его периферии, занимая пространства по обе стороны Южного Урала.

Мастерицы старшего поколения в группе счетных гладевых вышивок выделяют супяэу — вышивку набором. В этой технике нить проходит во всю ширину орнамента или одноцветного фрагмента то с лицевой, то с изнаночной стороны, образуя позитивный и негативный варианты узора. Орнамент счетных вышивок при переходе от холстов к покупным тканям не исчез, не потерял художественных достоинств; он был приспособлен к новой основе и преобразован. Сейчас башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и других изделий.

2.1 Композиционное строение и цвет орнамента

Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка).

Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.

Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».

Чёрный – цвет земли и плодородия.

C иний цвет – цвет неба, свободолюбия, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир.Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность». В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. (Приложение 3)

Особенности национального башкирского костюма

Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Немаловажным было сочетание вещей в ансамбле. Неповторимый колорит вносило художественное оформление костюмного комплекса. Веками складывался стиль одежды, который, наряду с другими качествами, а порой и более выразительно, отличал один народ от другого.

Атрибуты одежды башкирских женщин

Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой [5]. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка [3]. Верхняя часть костюма символизировала небесное начало и наделялась особой значимостью. Самым важным её смысловым элементом являлся головной убор, бывший и наиболее декоративным в системе одежды. Женские головные уборы имели множество разновидностей. Их условно можно подразделить на два типа. Один представлен в форме своеобразной шапочки, а другой – в виде платков и покрывал. Башкирские женские головные уборы кашмау, кэлэпуш и девичья шапочка такыя своей формой напоминали форму кочевого жилища – юрты, а использование в декоре серебра и кораллов указывало на их соотнесённость с небесным сводом. Кашмау представлял собой плотно охватывающую голову шапочку, с отверстием на макушке и застёжкой под подбородком. Края головного убора, у лица и на затылке, где имелось отверстие, в местах окончания форм, наиболее уязвимых для внешнего мира, декорировались серебряными монетами и подвесками. Остальные его элементы обильно украшались кораллами, бисером и раковинами. На лоб под кашмау надевалась повязка хараус, покрытая зооморфными и антропоморфными изображениями. (Приложение 5)

3.Выполнение творческой работы

Основными материалами для выполнения работы являются: льняная ткань, фурнитура, монеты, бисер, украшения.

Инструменты и приспособления: игла, нити и ножницы.

Техника выполнения:вышивка бисером.

3.1 Технологическая карта:

— Подготовка основы селт ә р (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3 );

— Вышивание основы бисером (Рисунок 4, Рисунок 5);

— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 6);

— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 7);

— Моя работа (Рисунок 8).

4. Экологическая оценка

При выполнении моего изделия, окружающая среда не загрязнялась. Все было выполнено из экологически чистых материалов.

4.1 Оценка качества и сложности проекта

Когда я выполняла эту работу, у меня возникли сложности с бисером. Пришлось несколько раз переделывать узор, но результат оправдал все мои ожидания. Очень понравилось вышивать бисером, ведь это не только увлекательно, но и полезно: развивает моторику, внимание, память, усидчивость и терпение.

Источник

Проектно- исследовательская работа на тему: Башкирский нагрудник «САКАЛ»

Выбранный для просмотра документ Проект-нагрудник.docx

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества»

городского округа город Октябрьский

БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАГРУДНИК

Руководитель: педагог дополнительного

образования Мусина Р.Р.

1.Организационно-подготовительный (исследовательский) этап……………..6

1.1.Изучение происхождения нагрудных украшений башкир…………………6

1.2.Сравнительный анализ башкирских нагрудников по территориальному отношению………………………………………………………………………. 8

1.3 Изучение современных тенденций использования культурных традиций в изделиях…………………………………………………………………………..10

1.4.Обдумывание и выбор лучшей идеи……………………………………….11

1.5.Выбор материалов и инструментов………………………………………. 11

2.1.Разработка технологической документации…………………………….…12

2.2.Правила техники безопасности……………………………………………..14

2.3.Создание нагрудного украшения…………………………………………. 14

3.1.Экономическая и экологическая оценка проекта………………………….15

3.2.Рекламный проект изделия………………………………………………….15

Я считаю, что беда нашего общества в том, что наша одежда обезличена, мы не носим на себе символов своих корней и традиций и потому медленно теряем связь с предками. Мне кажется, что именно во время национальных праздников возникает чувство единства со своим народом, потому что мы погружаемся в мир прошлого, имеем возможность слушать народные песни, кушать национальные блюда, смотреть на артистов в национальных костюмах. Поэтому чем чаще и дружнее мы будем привносить в свой образ национальные элементы, тем больше шансов сохранить нашу национальную идентичность. Сегодня в Башкортостане, как и в целом по России, тенденция использования культурных традиций этнического костюма стремительно набирает обороты, и является актуальной на сегодняшний день.Таким образом, я приступила к проекту «сакал– нагрудные украшения».

Цель работы –изучение традиционных башкирских украшений, через изготовление нагрудного украшения- «сакал».

Данная цель определяет решение ряда задач:

— расширить знания о башкирских национальных украшениях;

— отработать технологию вышивания бисером;

— отработать правила безопасной работы с материалами и инструментами;

— обучить правилам работы с эскизами;

— формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— развивать художественный вкус, фантазию и творческие способности;

— развивать инициативу, самостоятельность, умение самоутвердиться и реализовать себя в жизни.

1.Организационно-подготовительный (исследовательский) этап

1.1.Изучение происхождения нагрудных украшений башкир

1.2.Сравнительный анализ башкирских нагрудников по территориальному отношению

1.3 Изучение современных тенденций использования культурных традиций в изделиях

1.4.Обдумывание и выбор лучшей идеи

1.5.Выбор материалов и инструментов

2.1.Разработка технологической документации

2.2.Правила техники безопасности

2.3.Создание нагрудного украшения

3.1.Экономическая и экологическая оценка проекта

3.2.Рекламный проект изделия

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1.ИЗУЧЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАГРУДНЫХ УКРАШЕНИЙ БАШКИР

В традиционном наборе разнообразных украшений, эффектно дополняющих женский костюм, центральное место занимали нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце 19в. приравнивались по цене лошади или коровы), они были многочисленны. При изготовлении украшений отдавалось предпочтение серебру и кораллам. Эти материалы, помимо декоративных качеств обладали в представлении людей магическими свойствами. Серебро, кораллы издавна употреблялись мусульманами в качестве талисманов и оберегов. С ними нередко была связанна охранная и усилительная магия, способствующая плодовитости.Этнографы неоднократно подчеркивали социально-знаковую функцию украшений. Монеты, кораллы и другие предметы роскоши являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. [1]

Ограниченным местным производством ювелирных изделий объясняется распространение у башкир составных украшений: способом нашивки монет, кораллов, раковин на плотную суконную или тканевую основу изготавливали нагрудники.

Распространение украшений типа нагрудников у народа, издавна имевшего распашную одежду в качестве праздничной не случайна. Манера носить праздничные халаты, не запахивая полы, предполагала наличие элемента костюма, защищающего грудь. Именно такова, по-видимому первоначальная функция нагрудника. [6]

По существу, все виды нагрудников имеют долговременную местную историю. В конце 19-20в.в. они сохраняли почти все свои функции: этническую (маркирующую), социально-знаковую (определение возрастной группы, семейного положения и престижности в обществе), даже сакральную. Нагрудники были принадлежностью свадебного костюма, их надевала женщина при выходе за пределы усадьбы.[3,4]

Назывались нагрудники по-разному: сакал, яга, муйынса и др. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир и имело определенную территориальную привязку: юго-восточный- селтэр, восточный – яга, северо-восточный- муйынса, юго-западный- сакал.

1.2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАШКИРСКИХ НАГРУДНИКОВ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ

Селтер (юго-восточный)-массивный закрывал грудь и спускался ниже талии на 15-20 см. Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложносоставные подвески «сулпы». Между низом и верхом располагалось несколько рядов монет. Украшение удерживались лямками.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкирчто такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Яга (восточный)- форма такого нагрудника приближается к трапеции, четко выделяется полукруг. Дословный перевод – воротник. В оформлении использовались все те же приемы, что и на юге-востоке, но композиция была несколько иной. Преобладал металл. Кораллы обрамляли воротник и края нагрудника, свисали снизу бахромой, проглядывали слегка между монетами.

Муйынса (северо-восточный)-сравнительно небольшой чуть ниже талии нагрудник. Для этого нагрудника использование кораллов не было типично. Тканевую поверхность зашивали чешуеобразно монетами. Нижний ряд состоял из рублевиков, выше помещались мелкие монеты. Иногда среди монет прикреплялись ювелирные медальоны из синего, красного, зеленого стекла. Эти нагрудники были менее красочными, чем южные и восточные нагрудники.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкирчто такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

1.3 . ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ИЗДЕЛИЯХ

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкирчто такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

1.4.ОБДУМЫВАНИЕ И ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ

Сравнительный анализ башкирских нагрудников, показал, что можно выделить четыре основных вида, которые я могу выбрать для выполнения проекта.

Критерии выбора идеи изделия:

Я проанализировала основные виды нагрудников, на соответствие критериям выбора. Решение: нагрудник «сакал».

1.5.ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ

Материалы – фетр красный 0,5м, бисер красный 5 упк, нитки, косая бейка 1 м, монеты.

Инструменты – иголка, ножницы, дрель для сверления отверстий в монетах.

2.1.РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Инструменты, оборудование, материалы.

Сделать выкройку нагрудника, прорисовать эскиз расположения монет и бисера.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Бумага, карандаш, ножницы.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Фетр, портновский мел, выкройка нагрудника, ножницы.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Фетр, косая бейка, ножницы, иголка, нитки.

Наметить расположение монет и бисера на фетре.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Фетр, портновский мел.

Сделать отверстия в монетах.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Пришить бисер и монеты по краю нагрудника и в верхней части

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Бисер, нитки, иголка, ножницы.

Пришить все оставшиеся монеты.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Монеты, нитки, иголка, ножницы.

2.2.ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Техника безопасности при работе с иглами.

Храните иглы в игольнице.

Не оставляйте иглу без нитки.

Передавайте иглу в игольнице.

Не берите иглу в рот, не играйте с ними.

Не втыкайте иглу в одежду, а только в игольницу.

До и после работы проверьте количество игл.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

При работе внимательно следите за направлением резания.

Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

Не держите ножницы лезвием вверх.

Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

Не режьте ножницами на ходу.

Не подходите к товарищу во время работы.

Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

2.3.СОЗДАНИЕ НАГРУДНОГО УКРАШЕНИЯ

Изготовитьнагрудник в соответствии с составленным планом, выполнить каждую технологическую операцию, проверить качество работы

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Учитывая, что подобные нагрудники, выполненные из бисера и не серебряных монет, стоят от 2500 тыс. руб. Мои затраты были минимальны. При выполнении и эксплуатации моего изделия, окружающая среда не загрязнялась, потому что все было выполнено из экологических чистых материалов, не промышленным, а ручным способом.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Я изготовила нагрудник в соответствии с составленным планом, выполнила каждую технологическую операцию, проверила качество работы. В процессе выполнением проекта, у меня возникли трудности с вышивкой бисером, так как это сложный и трудоемкий процесс, и прежде чем у меня получилась ровная поверхность, я корректировала свою работу и устраняла недостатки.

Источник

Что такое селтер у башкир

‒ раскроить из ткани-основы четыре прямоугольника со следующими параметрами: H = 42 см, В (нижняя) = 36 см, В (верхняя) = 25 см;

‒ раскроенные детали стачать, а затем выстегать.

‒ раскроить из красной ткани два прямоугольника с предыдущими параметрами плюс 0,5 см. Если ткань очень тонкая, то скроить четыре детали;

‒ раскроенные детали стачать, за исключением горловины и места соединения нагрудника с лямками;

‒ швы проутюжить, вывернуть и приутюжить.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

‒ Сетка плетется отдельно на подушке, а затем нашивается на основу.

‒ Следует приготовить иглы, булавки, красные нитки, подушку, ножницы, мелкий бисер. Измерить параметры нижней части полученной детали основы.

‒ Заправить нить в четыре слоя в иглу, закрепить на подушке, оставляя конец для последующего регулирования. Нанизать один ряд и закрепить булавкой на подушке, после чего начинать плести второй ряд: в начале ряда нанизать семь бисеринок и две для стойки, затем нить оборачивают через нить, проходящую между 2-й и 3-й бисеринками первого ряда, и обратно нить идет через стойку.

‒ Далее весь ряд нанизывают уже по 4 бисеринки и 2 для стойки. Число бисеринок в ячейках должно быть всегда четным, за исключением при повороте – там 5.

‒ Если нить заканчивается, то другие нити только прикручиваются, ни в коем случае не привязываются, так как они быстро распускаются.

‒ При плетении сетки нитки сильно не стягивать, так как при носке они будут перетираться о бисеринки и просто порвутся.

«Тояк» — это висячая бахрома с монетой в конце, захватывающая две ячейки сетки и располагающаяся по всей полосе нижнего края сетки. Ранее ширину нагрудника измеряли количеством «тояк». В среднем украшение состоит из 20‒25 «тояк».

Изготавливают «тояк» сразу по окончании сетки, не обрывая нить.

Нанизывают 8 бисеринок (самое оптимальное число, так как если брать 10‒12, то «тояк» получится длинным и при постоянном качении нити будут перетираться и рваться) плюс 2, затем монету (обмотать дважды) и обратно через 8 бисеринок. Далее нанизать 2, нити закрепляют в середину 1 ячейки последнего ряда сетки и обратно через последнюю бисеринку. Образовывается кисть. И так до конца сетки.

Бисер для выполнения «тояк» отбирается самый ровный и красивый, а монеты должны быть все одинаковые.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

«Сейчас происходит усиление этнической идентификации на фоне ослабления традиционной национальной бытовой культуры. На протяжении всей истории человечества одежда является одним из значимых элементов оформления внешности человека, которая может дать представление о его социальной принадлежности, культурном и этническом статусе, уровне материального достатка, ‒ говорит Инзира Хабибрахманова. ‒ Я всегда хотела носить башкирский нагрудник как можно чаще, ведь он очень красивый. Но он и тяжелый — около трех-пяти килограммов. Такой я носила исключительно по праздникам, и после у меня очень болела шея. Всегда хотелось иметь элемент в одежде, который мягко подчеркивает национальность, отражает историю моего народа. Первую футболку с нагрудником сделала себе в марте 2016 года – друзьям и знакомым, даже случайным прохожим она пришлась по душе. Люди стали просить меня сделать такие же футболки. Потом возникла коллекция из восьми видов, которая продолжает пополняться».

Интерес и спрос на этно-футболки есть. Основная целевая аудитория, конечно, женщины. Молодые девушки берут чаще. Много футболок берут в подарок. Например, увозят друзьям и родственникам, живущим за границей. Есть и коллективные заказы, рассказывает собеседница.
С коллекцией этно-футболок можно ознакомиться
в Instagram на странице maturufa.

Технология изготовления не сложная и занимает порядка 40 минут: разрабатывается компьютерный дизайн и на хлопчатобумажной футболке с покрытием печатается рисунок нагрудника. За основу берутся настоящие нагрудники, которые производят в Абзелиловском районе. Фото для печати будущих принтов Инзира Шамсулловна делает сама. Фотопринт практичен и износостоек.

По мнению собеседницы, в одежде испокон веков отражались особенности хозяйства, рост и развитие экономики и даже особенности семейного быта. Национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.

По данным портала ufa-gid.com, фигуру русской женщины скульптор Михаил Бабурин лепил со своей дочери, а чтобы выразить в бронзе национальный башкирский характер, он вместе с помощниками ездил по аулам. Были сделаны натурные зарисовки, отобрано самое характерное, типичное. Тем не менее моделью для фигуры женщины-башкирки, входящей в ансамбль памятника, скульптор выбрал педагога московского вуза Зухру Муратову – уроженку Уфы. Сначала она отказывалась, но все же согласилась – позировала четыре месяца.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

Платье башкирской женщины украшает нагрудник. По словам автора книги «Башкирский костюм: Технология. Конструкция. Декор» Айгуль Камалиевой, украшение похоже на стилизованный нагрудник.

«Скорее всего, это стилизованный нагрудник, но точно не могу утверждать. Я видела очень много нагрудников. Было бы сложно отлить традиционный нагрудник, сделанный по всем историческим канонам. Но это точно нагрудник — длина у него до талии, прикрывает грудь, а выпуклостиэто так изобразили монеты. Как правило, нагрудники бывают с чешуйчатой зашивкой — все сшивается целиком, а здесь, у скульптуры, монеты расположены местами, единично», — отмечает Айгуль Камалиева.

что такое селтер у башкир. Смотреть фото что такое селтер у башкир. Смотреть картинку что такое селтер у башкир. Картинка про что такое селтер у башкир. Фото что такое селтер у башкир

«Башкирский национальный костюм настолько многослоен, если так можно выразиться, его обязательно нужно рассматривать через призму истории», — считает кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан Айгуль Камалиева.

По мнению эксперта, длительные исторические контакты с племенами, периодически появлявшимися на территории Южного Урала, оставляли свой след в культуре, в данном случае, в одежде.

«Если не знать историю, костюм не понять вообще. Но и этого недостаточно, нужно изучить фольклор, мировоззрение, философию, обряды народа – словом, всё, чем жили те люди, в эпоху которых костюм создавался. Научная работа Светланы Шитовой в первую очередь ценна тем, что она выделила исторические пласты. То время для учёного было сложным, но одновременно и благодатным по той причине, что у населения всё ещё сохранялись натурные образцы одежды, имеющие длительную историю. Это платья, народные костюмы, головные уборы. А насколько ценны и богаты с исторической точки зрения нагрудники!» — отмечает Айгуль Камалиева.

По ее словам, сейчас появилось много рукодельниц, которые интерпретируют народные мотивы в современной одежде.

«Здесь важно иметь чувство вкуса – врождённое чувство вкуса, гармонии. Более того, нужно изучить мировоззренческую основу костюма, его философию. Нужно понимать, что народный костюм — это родное, близкое, неприкасаемое, и если кто-то начинает интерпретировать костюм в ультрамодных тенденциях, люди могут это воспринять как личное оскорбление. Но если соблюсти все традиции, создать гармоничный костюм, то восприятие будет совершенно другое. Ещё один немаловажный аспект: народный костюм – это нравственность, в его основе лежит духовная составляющая. Поэтому не стоит сомневаться, что прекрасно выполненный в лучших традициях нагрудник, который будет надет на неприкрытую грудь, вызовет возмущение. Когда народный костюм относят только к материальной культуре – это неправильно: в народном искусстве духовное и материальное было единым, одно питало другое и наоборот. Костюм башкир складывался веками, в него вложено мировоззрение целого народа. Например, нагрудник – это один из самых древнейших элементов костюма. Даже его прототип, если почитать книгу Нияза Мажитова «История Башкортостана. Древность. Средневековье», был извлечён из памятника синташтинской культуры эпохи бронзы (IIначало I тыс. до н.э.). Учёные извлекли детали, отдельные элементы металлического нагрудника, которые в древности пришивались на кожаную основу. Кожа растворилась в земле, а металлические элементы остались лежать в таком положении, в каком их пришивали. Сейчас нагрудники делают из тканевой основы в несколько слоёв, чтобы ткань не порвалась в местах пришивания монет. Если сравнить композиционное расположение деталей древнего нагрудника и современного, то они очень похожи»,рассказывает эксперт.

Айгуль Камалиева считает, что использование элементов народного костюма в современной повседневной одежде требует большой деликатности. Она уверена, что в каждом из нас живут воспоминания о наших бабушках в длинных платьях и с платками на головах, о дедушкиных тюбетейках и др. И по ее мнению, с этими символами наших корней «нужно обращаться очень бережно и ответственно».

Авижанская С.А. Украшения из кораллов, бисера и монет //Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет: [альбом-кат.]. Уфа, 2006.

Камалиева А.С. Конструктивные решения башкирской народной одежды: Монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 188 с., табл., рис.

Шитова С.Н. Башкирская народная одежда, — 1 изд. — Уфа: «Китап», 1995.

Из книги С.Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»

Забельский һаҡал / Архив отдела этнографии ИИЯЛ Уфимского научного центра.

Восточно-зауральский Яға/ Руденко С. И. Башкиры: опыт этнологической монографии. Быт башкир //Записки /Рус. Географическое общество. СПб, 1925. Т. 43, вып. 2. С. 145, рис. 131.

Схема нагрудников и виды – с сайта «Башкирская энциклопедия»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *