что такое селедочная каша
Ревельская каша с селедкой
Ревельская каша с селедкой
На это блюдо нужен хороший, мучнистый картофель, который тщательно обчищают, потом разрезают на куски и, прибавив достаточно воды, варят таким образом, чтобы он сильно кипел, причем должно чисто и часто снимать пену и прежде, чем картофель сварится и развалится, слить всю воду дочиста и, закрыв картофель, дать ему преть в собственном пару. Потом его истирают мелко или пропускают через сито; далее смешивают с? бутылки хороших сливок, 3/8 фунта свежего масла, четырьмя яичными желтками, небольшим количеством соли и варят на огне, пока все превратится в густую кашу, которую ставят пирамидообразно на блюдо, намазанное маслом и выдерживающее жар; затем чайной ложечкой делают на нем разные фигуры, наполняя отверстия разведенным маслом и 15–20 минут дают колероваться в сильном печном жару. Снизу кругом обкладывают этот картофель венчиком из кусков жареной селедки, которую приготовляют следующим образом: обмыв 3 селедки и дав им пролежать часов 12 в воде, их очищают от костей, снимают кожу и половинки селедок на время мочат в молоке, чтобы соль как можно более вытянуло. После того их обсушивают на полотенце, каждую половинку разрезывают еще раз, в то же время мешают? фунта растопленного масла с яйцом, катают в нем селедки, которые потом посыпают крошенной булкой и, наконец, поджаривают на масле с обеих сторон.
Читайте также
36. Винегрет с селедкой
36. Винегрет с селедкой 500 г филе слабосоленой сельди • 3 картофелины • 2 моркови • 2 свеклы • 4 ст. ложки консервированного зеленого горошка • 100 г квашеной капусты • 2 малосольных огурца • 1 головка репчатого лука • 2 ст. ложки растительного масла • 1/2 ч. ложки 6 %-ного
84. Солянка с селедкой
84. Солянка с селедкой 500 г филе слабосоленой сельди • 2 ст. ложки оливок без косточек • сок 1 лимона • дольки 1/2 лимона • 1 морковь • 1 помидор • 2 ст. ложки растительного масла • 1 ст. ложка острого томатного соуса • 1 пучок укропа • соль.Сельдь нарежьте кусочками, залейте
91. Окрошка с селедкой
91. Окрошка с селедкой 1,5 л кваса • 150 г филе соленой сельди • 250 г куриной ветчины • 3 картофелины • 1 головка репчатого лука • 1 пучок редиса • 2 яйца • 1 пучок зелени укропа • сахар • соль.Сельдь и ветчину порежьте. Добавьте отварной и нарезанный кубиками картофель и
286. Блинчики с селедкой и луком
286. Блинчики с селедкой и луком 10 готовых блинчиков • 300 г пресервов сельди • 1 головка репчатого лука • сок 1 лимона • майонез • зелень укропа.Репчатый лук очистите, нарежьте полукольцами, сбрызните соком лимона, дайте постоять 10 минут. Блинчики смажьте майонезом. С
287. Блинчики с селедкой и сыром
287. Блинчики с селедкой и сыром 10 готовых блинчиков • 300 г пресервов сельди • 2 картофелины • 150 г сливочного сыра • 2–3 корнишона • зелень петрушки • соль.Картофель отварите в соленой воде, очистите, остудите, натрите на крупной терке. Соедините с мелко нарезанными
Расстегай с селедкой
Расстегай с селедкой 400 г муки, 3 ложки масла, 25–30 г дрожжей, 1,25 ст. молока, 3 луковицы, несколько щепоток черного перца, 5 сельдей, 1 яйцо, 1 столовая ложка толченых сухарей.Тесто приготовить и разделать, как в предыдущей рецептуре.Для фарша: мелко нарезанный лук обжарить на
Борщ с селедкой
Борщ со сметаной или с селедкой
Борщ со сметаной или с селедкой Сварить бульон из кореньев и сушеных боровиков, процедить. Испечь 400 граммов свеклы, потом очистить ее, мелко нашинковать, сложить в кастрюлю, залить бульоном из кореньев, влить свекольного, отдельно отваренного рассола, сметаны, подогрев до
Картофель с селедкой или с сардинками
Картофель с селедкой или с сардинками 1 кг отваренного и очищенного картофеля нарезать ломтиками.Вымоченные 2 сельди или 6 сардинок очистить от костей, мелко изрубить.Поджарить 1–2 мелко нарезанные луковицы в 3–4 ложках масла, смешать с селедкой и картофелем, поперчить,
Расстегаи с селедкой
Расстегаи с селедкой Ингредиенты400 г пшеничной муки, 350 мл молока, 25–30 г дрожжей, 5 сельдей, 3 луковицы, 2 яйца, 3 столовые ложки сливочного масла, 1 столовая ложка толченых сухарей, черный молотый перец, соль.Способ приготовленияДрожжи разведите в теплом молоке, добавьте в
Расстегаи с селедкой
Расстегаи с селедкой 400 г пшеничной муки, 350 мл молока, 25–30 г дрожжей, 5 сельдей, 3 луковицы, 2 яйца, 3 столовые ложки сливочного масла, 1 столовая ложка толченых сухарей, черный молотый перец, соль.Дрожжи разведите в теплом молоке, добавьте в эту смесь муку и замесите тесто.
Запеканка из картофеля с селедкой
Запеканка из картофеля с селедкой Ингредиенты200 г сельди (соленой), 200 г пшеничного хлеба, 200 г яблок, 70 г сливочного масла, 1/2 кг картофеля, 1 луковица, 1 столовая ложка 3 %-ного уксуса, 2 яйца, 300 г огурцов, 300 г помидоров, 1 стакан сметаны, зелень укропа или петрушки, черный
41.ЯЙЦА, ФАРШИРОВАННЫЕ СЕЛЕДКОЙ
Савдвич с селедкой по-датски
Винегрет с селедкой
Винегрет с селедкой 300 г соленой селедки, 4 вареных картофелины, 1 луковица, 1 ст. ложка подсолнечного масла, 1 ч. ложка горчицы, перец, 1 ч. ложка уксуса, зелень.Картофель нарезать тонкими ломтиками. Селедку очистить и мелко нарезать, лук мелко нашинковать. Картофель, селедку,
Запеканка из картофеля с селедкой
Запеканка из картофеля с селедкой Требуется: по 200 г соленой сельди, пшеничного хлеба и свежих яблок, 70 г сливочного масла, 1/2 кг картофеля, 1 головка репчатого лука, 1 ст. л. 3 %-го уксуса, 2 яйца, по 300 г свежих огурцов и помидоров, 1 стакан сметаны, черный молотый перец, зелень
Что такое селедочная каша
Говоря о главном труде Сильвестра – «Домострое», важно понять: впервые за столетия в нем дана относительно полная картина русского быта, организации хозяйства, манеры питания и набора традиционных продуктов. Впрочем, описываются в книге не только праздничные обеды. Вот характерное описание повседневной кухни, ежедневного питания хозяев и наемных работников:
«Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой и ключнику поручать, как челядь кормить в какой день: в скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крутая с салом, и мясо, если будет, дадут к обеду: а на ужин щи да молоко или каша; а в постные дни щи да житная каша, иногда с вареньем, когда и горох, а когда и сущик, когда печеная репа. Да в ужин капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья. По воскресеньям да праздникам к обеду какиенибудь пироги, или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет».
Вообще, каша – основной претендент на роль русского национального кушанья. Если в чем и была разнообразна русская кухня, так это в блюдах растительного происхождения. А это действительно главным образом каши, приготовленные из разнообразных сельскохозяйственных культур – овса, ржи, пшеницы, гречихи, ячменя и т. д. Но, как вы видите из текста источника, каши делали и с добавлением более экзотических продуктов – ветчины, селедки и т. п. Впрочем, что это за «селедочная каша» – бог весть.
Только не надо нам говорить: «Ну как же бог весть?» Ведь общеизвестно, что каша – древнейшее русское блюдо. Ведь еще летопись 1239 года сообщает, как Александр Невский «в Торопце ту кашу чинил, а в Новгороде – другую». Да и сам В. В. Похлебкин пишет: «В X–XIV веках каши приобрели значение массового ритуального блюда, которыми начиналось и завершалось любое крупное мероприятие… княжеская свадьба и т. п.» [10].
Ну что здесь сказать? В какойто степени это так. Только есть тут некоторая тонкость, которую хотелось бы сразу объяснить. Действительно, в ранних русских летописях имеются упоминания о тех или иных продуктах, или, скажем точнее, встречаются слова, напоминающие сегодняшнему читателю названия блюд. А вы уверены, что, переписанные не один десяток раз с перерывами в сотни лет, эти документы несут первоначальный смысл? О каше (блюде) ли вообще идет речь или же о «массовом мероприятии» с учетом того, что в русском языке есть слова «однокашники», раньше употреблялось выражение «мы с ним в одной каше» (т. е. компании, артели). Очень жаль, но в данном случае лингвистические предположения в значительной степени выдаются за якобы исторические факты. Ну вот смотрите сами.
Что это за исходный документ, откуда взята цитата про кашу, и все ли с ним ясно и однозначно? На самом деле, это – «Повесть о житии Александра Невского», литературное произведение XIII века. Среди прочего в нем рассказывается и о состоявшейся в 1239 году в Торопце (где, собственно, и «чинили» ту самую кашу) свадьбе новгородского князя Александра Невского с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава. А теперь задумайтесь над тем, что там была за каша в исходном тексте, если сама «Повесть…» дошла до нас в различных редакциях XIII–XVIII веков. «История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным… На протяжении нескольких веков первая редакция неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи»[11]. Вот такая вот достоверность текста получается. Это мы не к тому, что каш в XIII веке в Новгороде не было. Да были, конечно! Только рассуждать «со знанием дела», из чего там они готовились и как елись, – дело неблагодарное.
Умиляют вот такие рассуждения современных «кулинарных» авторов. Так, П. В. Романовым делаются многозначительные выводы о древности и «даже священном характере»[12] каши. «Если два племени враждовали, а потом решали помириться, вожди вместе варили кашу и ели ее из одного горшка», – пишет уважаемый профессор и заслуженный деятель искусств. У него же встречаем: «После того, как Дмитрий Донской отказался ехать варить кашу в Нижний Новгород, в дом будущего тестя, молодые встретились на середине пути… в Коломне (именно там варилась свадебная каша)».[13]Ну разве не понятно, что слово «каша» здесь не более чем синоним слова «пир», «застолье». Этак можно договориться до того, что главным угощением индейцев Северной Америки был табак – ведь они приглашали других вождей на «трубку мира».
Но обратимся снова к «Домострою». Как мы уже отмечали во введении, это произведение (в его бытописательной части) не более чем «сборник полезных советов». Вообще ряд исследователей всерьез считают, что произведение это «не описательное, а дидактическое», «ряд описаний, вытекающих из отвлеченного идеала»[14]. То есть речь идет о некоем идеальном построении быта и домашнего хозяйства, представлявшемся автору. «Вот так вот жить надо, а вы… Эх!» – казалось, хочет сказать он своим современникам.
«Да на ужин всё, как прежде сказано. А женкам челяди и девкам, и ребятишкам тоже, да и рабочим людям та же еда, но с прибавлением остатков со столов господского и гостевого. Лучших же людей, которые торгуют или в приказе служат, тех господин за свой стол сажает. Те же, кто подает гостям за стол, вдобавок после стола доедают блюда из столовых остатков. А госпожа мастерицам и швеям так же – сама за столом их кормит и подает им от своей еды. Пить же челяди пиво из отжимок, а в воскресенье и в празднике браги дадут, и приказчикам тоже брага всегда; другими напитками господин пожалует сам или прикажет ключнику, а для удовольствия и пивца велит дать».
Чтобы немножко вернуть на землю читателя («Вот ведь жили же люди! Было время!»), приведем еще цитату из этого описания идеального мироустройства. Рядом с положительными житейскими правилами «Домострой» гораздо подробнее описывает отрицательные от них отклонения. Эти оговорки – драгоценный материал для бытового историка, в них ярко отпечатываются живые, непосредственные наблюдения. Когда «Домострой» предписывает мужу наказывать свою жену «вежливо, плетью, наедине», а не перед людьми, и «не бить ее за всякую вину по уху, по видению, под сердце кулаком, пинком, посохом железным», в общем, понимаешь, что действительно с царящими в русском обществе нравами надо было чтото делать.
А так вообще все было очень даже прилично. Скажем, о разнообразии блюд и кушаний, подаваемых на барский стол, может свидетельствовать перечень запасов, предназначенных к хранению в летний период:
«А в погребах, и на ледниках, и в кладовых хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана, лук и чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и пресный мед, и еда готовая, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, свежая и соленая, и репа, и разные овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и вишни в патоке, и малиновка, и яблоки с грушами, и дыни и арбузы в патоке, лимоны, и сливы, и левашники, и пастилы, и напитки яблочные, и вода брусничная, и вина сухие и горькие, и меды различные, и пиво на меду и простое, и брага – и весь тот запас ведать ключнику»[15].
Похлебкин В. В.Национальные кухни наших народов. М., 2009. С. 33.
Почему вы бы не стали есть русскую средневековую еду
Репа – удивительный продукт. Добавишь в мясо – создашь пикантность, остроту, сочность. Подмешаешь к ней изюм, мед и курагу – получится роскошный десерт, с многоплановым, непривычным, но ярким вкусом. Только вот сегодня трудно найти человека, который не то чтобы ел – а даже видел репу. Или полбу. Или брюкву. Гастрономический пробел решил восполнить государственный музей-заповедник «Куликово поле».
Фото: «МК в Туле», а также Государственного музея-заповедника «Куликово поле»
Селедочная каша «Домостроя»
Поесть и попить – первоочередная человеческая потребность. Это в музее-заповеднике «Куликово поле» поняли давно. После экскурсии, какой бы насыщенной она не была, как бы не напитала ум, все одинаково хотят есть: и профессор, и студент, и искусствовед, и работяга.
Праздник на Куликовом поле
В 2014-м году вышла книга рецептов, подготовленная музейщиками. Она которая рассказывала о блюдах и способах их приготовления в XVIII-XIX веках в окрестностях Куликовской битвы.
После открытия музейного комплекса в Моховом – с центром для приема посетителей, и, самое главное, с кафе и возможностью готовить, музейщики начали практические эксперименты на тему «поесть-попить».
Но оказалось, что воссоздать блюдо, которым, к примеру, позавтракал перед Куликовской битвой Дмитрий Донской или закусил Челубей – невозможно. Кулинарные книги, как сборники рецептов с технологией приготовления, появились лишь в период новейшей истории.
Методист музейного комплекса Наталья Новикова
Все, что глубже – сплошные загадки. Даже «Домострой» включает лишь названия блюд.
Наталья рассказывает, что и среди историков, и среди профильного интернет-сообщества мирная, в общем-то, тема русской кухни вызывает такие баталии, которые могут затмить бой Пересвета с Челубеем.
«Если спросить об этом всезнающих блогеров – сразу начинается жуткий базар, друг в друга плюют западники и славянофилы. Кто-то говорит, что нет никакой русской традиционной средневековой кухни, мы ели все то же самое, что и Европа. Кто-то наоборот, возвеличивает и возносит русскую еду. Но я, чтобы не провоцировать скандалы в интернете, фамилии «экспертов по русской средневековой кухне» не буду называть»,- Наталья Новикова.
Праздник на Куликовом поле
Экофуд от Балды
Чтобы ни с кем не ссориться и угодить вкусу современного путника, застигнутого голодом на Куликовом поле, в музейном кафе сразу и официально заявляют: предложенные в меню блюда – лишь фантазия на средневековую тему. То, что ели в средние века, современным россиянам пришлось бы не по вкусу: незнакомые продукты, незнакомые сочетания, непривычный способ готовки.
Потому одним из первых кулинарных «проникновений в былое» стали. современные бургеры – «Хан-», «Князь-» и «Rose-бургер», с черной, белой и розовой булкой и котлетами из курицы, свинины и говядины.
В ресторанное меню вошли три обеда – русского и татарского воина, а также генуэзца. В обед русского воина входит овощная похлебка, солидная порция полбы, жареный карп, квашеная капуста, кулебяка и чай из трав Куликова поля.
«Обед русского воина»: овощная похлебка, полба с карпом, квашеная капуста с клюквой, расстегай, чай из трав Куликова поля
Полба, которой питался Балда на услужении попа в сказке Пушкина, – это древняя пшеница, особый вид зерновой культуры. По сравнению с современными сортами, она менее урожайная, и более грубая. Готовить ее, как и перловку, надо предварительно замочив. А потом еще варить около трех часов. В блюде полба ощущается непривычно – без соуса от музейных кулинаров это была бы на редкость пресная и жесткая крупа. Но именно «недостатки» полбы сегодня делают ее модной, экологичной и правильной едой.
При дороговизне мяса и частом запрете на него спасением, для русского человека была рыба на столе. А квашеная капуста для русского крестьянина была аналогом баночки с витаминными комплексами, единственное спасение от авитаминоза и цинги.
И хотя современные исследования опровергли участие генуэзцев в Куликовской битве, фантазия на фряжскую тему в кафе-ресторане тоже есть. В обед генуэзца вошли суп митроне, лазанья, кофе и булочка с ветчиной.
«Горшочек, вари!»
Средневековая еда была пресной, малопитательной, и не всегда, по современным понятиям, здоровой. Обилие овощей, поедание их сырыми вызывало вспышки кишечных заболеваний. Понятия «детское питание» также практически не существовало. Дети рано приучались ко взрослой пище, опять же, малопитательной и скудной.
Специи и приправы были драгоценны, фрукты до определенного периода – недоступны, и появлялись на столе лишь у очень обеспеченных людей. Прочим, как в поговорке, доставалась «щи да каша».
Селедочная каша что это такое
На вкус это не так страшно, как на слух.
Ну, а Похлёбкин утверждает, что подобная пища была характерна не только для наших предков, но и для западных литвинов, и для финно-угров.
Селёдку берём малосольную, свежую, крепенькую. Филируем аккуратно, костей не оставляем.
Варим, а лучше запариваем гречневую кашу.
Обжариваем на сливочном масле лук.
Соединяем кашу, рыбку, яйца, сметану.
Солим, перчим и ставим в духовку на 180 градусов до готовности.
Вот и вся хитрость. В качестве начинки для пирога такая каша была бы поинтереснее.
Каша из селедки с луком
Всем славянским народам давным-давно известно, что к рюмке водки нет лучше закуски, чем селедка с луком. Данная закуска, разумеется, более благородна, хотя и содержит те же основные ингредиенты. В целом рецепт очень прост как своим составом так и приготовлением и не отнимет более 20 минут вашего времени. Хорошо подать к такой закуске блинчики, приготовленные не на молоке, а на смеси темного пива со сметаной.
1. Луковицу очистите и мелко нарежьте.
2. У селедки отрежьте голову, удалите внутренности и хорошо промойте рыбу под проточной водой. Читать далее.
толокно это крупа такая, батвинья- каша такая, селедочная каша из селедки, остальное по поиску в интернете пробивай
Су́щик — сушёная в русской печи мелкая рыба: преимущественно ерши, снетки, мелкие окуни и корюшка, а также и другие сорта рыбы.
Этот способ приготовления рыбы получил распространение в северо-западных районах России — Архангельская область, Вологодская область, Карелия.
Сущик используется, в частности, для приготовления так называемой онежской (лачской) ухи.
заносите эти понятия по очереди в Яндекс и читаете
Каша – тема хоть и не самая популярная, но полезная и исконная. В общем-то, не лебеди и осетры, не кулебяки и поросята составляли основу русской кухни. А самая что ни на есть простая каша.
Впрочем, простая, да не очень. С кашей у нас вообще все не просто. Хотя с чем в нашей истории вообще просто, спрашиваю я себя, вздыхая. Но каша в этом ряду – не самая последняя загадка.
Вообще, каша – основной претендент на роль русского национального кушанья. Если в чем и была разнообразна русская кухня, так это в блюдах растительного происхождения. А это действительно главным образом каши, приготовленные из разнообразных сельскохозяйственных культур – овса, ржи, пшеницы, гречихи, ячменя и т. д.
Тех же, кто смог досмотреть наше видео про историю в течение 5-6 минут, ждет сюрприз. Во второй половине мы приготовим для вас замечательную рисовую кашу в тыкве. Самый сезон ведь!
1 ст. круглозерного риса
соль и сахар по вкусу
2 ст. ложки сливочного масла
Сварить до полуготовности риса молочную кашу.
Посолить и по вкусу добавить сахара. По желанию можно добавить корицу, изюм, курагу.
Срезать с тыквы крышку и тщательно вычистить внутренности.
Духовку разогреть до 160 градусов.
Переложить кашу в тыкву, положить сливочное масло.
Закрыть крышечкой от тыквы и поставить в духовку.
Готовить до полной мягкости тыквы. Подавать кашу вместе с тыквенной мякотью.
Ну, а наслаждаясь этим блюдом, вспомните о долгой и нелегкой судьбе каши за нашим русским столом.
Существуют даже правила принятия этой священной пищи.
Ну и наконец. Я была бы не я, если бы не предложила сварить овсяную кашу утром после Шабаша.
. и можно без селёдки :))
Андрей Савостьянов
Источник: ‘На Здоровье! Просто, вкусно, полезно!’
Было это как раз после Наполеоновской кампании. Сразу же по приобретении жилья граф соблаговолил сделать визит вежливости. Георгий Владимирович Юрисовский к тому времени уже вышел в отставку по ранению и безвыездно пребывал в своем имении, стараясь наладить разоренное войной хозяйство. Граф оказался человеком европейски образованным и, относительно домоседа майора,— весьма беспокойным и любознательным. Он непрестанно путешествовал. Ему не терпелось увидеть и узнать новое. Застать его в имении было чрезвычайной удачей. Удивила майора-драгуна также искренняя щедрость соседа. Бегло осмотрев состояние дома и двора, граф безо всяких просьб—по велению сердца—ссудил значительную сумму на восстановление усадьбы, даже не уточнив срок возврата. К тому же Геоки и ремонта собственного достаточно большого имения свободными деньгами граф вряд ли располагал. Теперь же, узнав, что министр выкроил время и несколько дней пробудет на даче, майор с самого утра послал к нему нарочного с приглашением отобедать. Хотя Георгию Владимировичу отдавать долг было пока и в тягость, сделать он это все же намеревался, несмотря на недовольное жужжание жены. Старый солдат, полностью отдавший долг Родине, иных долгов иметь категорически не желал. Дмитрий Иванович прибыл секунда в секунду. По своему обыкновению, едва раскланявшись, стремительно осмотрел усадьбу, похвалил хозяина за разительные успехи в реконструкции, засим они и сели за стол.
Рассказчиком Дмитрий Иванович был отменным. Про всякое блюдо на столе он мог поведать занимательную историю: где и когда было впервые изготовлено, как и кем изобретено. Какие истории и анекдоты были про сие кушанье придуманы, каким оно было первоначально, как и почему преобразилось. Всю беседу мы приводить не будем, как не касающуюся цели повествования, а возьмем ту часть, когда майор, бывалый солдат, произнес фразу: «Все эти яства хороши, но ничего нет вкуснее солдатской каши—да после перехода! Хоть и пища холопская, а кажется слаще меда. » Незначительная, казалось бы, реплика постепенно переросла в увлекательнейшую беседу.
— Хоть и говорят на Руси: «каша—мать наша», но что касается пищи для простонародья, то здесь я поспорю. Великий князь Василий Иванович после свадьбы ходил с молодой женой в мыльню и там молодожены ели кашу. Часто каша была единственной едой молодых на свадебном пиру. Да и свадебный пир в Древней Руси называли не иначе, нежели «Каша». В Новгородской летописи 1239 года о браке Александра Невского говорится: «венчался в Троице, ту кашу чинили, а в Новгороде другую». А вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского! Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по существовавшему в ту пору обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу своей невесты. Однако князь московский счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и предложил ему прибыть в Москву. Но нижегородский князь упал бы в собственных глазах и в глазах своих соседей, согласись он на такое оскорбительное предложение. Тогда решили : кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а посереди—в Коломне. Конечно, все знают, насколько хлопотное дело—затеять свадьбу, но мало кто догадывается, что выражение «заварить кашу» пошло именно от обряда готовить кашу свадебную. Да вот вы, Георгий Владимирович, прошли почти всю войну, а знаете ли, откуда пошло выражение «с ним каши не сваришь»?
— Ну, как же! Еще отец сказывал! Я ведь офицер во многих поколениях. Отцу моему с Суворовым посчастливилось воевать, а тот часто эту поговорку употреблял. Молвит, а потом с прищуром спрашивает: «С чего так говорить повелось?» Незнающим Суворов объяснял, что существовал раньше обычай: при заключении мира бывшие враги садились за общий стол и, в знак союза и дружбы, ели вместе специально сваренную для этого случая кашу. После того усмехался и добавлял:»Усвоил? Не жмись—с другим поделись!»
Мария Егоровна, жена майора, не утерпела и тоже вмешалась в разговор:
— А сколько с кашей поверий да гаданий связано. Помню, еще бабка моя на Васильев день кашу варила аж «до света»! При этом крупу из амбара должна была принести старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца — старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог дотронуться, пока не истопится печь.
А как истопится, все семейство садилось за стол, и бабушка начинала помешивать крупу, приговаривая: «Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали-позывали гречу в Царь-град; со князьями с боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидались у каменных врат; встречали гречу князья да бояре; сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать!» Это грече особенная хвала. Ее даже княгиней величали! Но бабушка знала причитанья и для других каш… После хвалы все вставали, и хозяйка с поклонами ставила горшок в печь, при этом все семейство ждало, когда каша «допреет». Когда же «дойдет», хозяйка со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром!»—вынимает кашу из печи и перво-наперво осматривает горшок, в котором она варилась. Не было большего горя в семье, если каша вылезла из горшка или, того хуже, горшок треснет! Тогда — открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если «княгиня» получалась красная, хорошо разваренная—быть семье счастливой в новом году. Бледный же цвет—предвестник несчастий. А еще был забавный обычай гадания на каше, когда нужно определить—будет ли урожай в новом году. Хозяин должен был зачерпнуть полную ложку каши-кутьи и швырнуть ее в потолок.
Чем больше зерен прилипнет к потолку, тем богаче будет урожай.
— А вот моя бабушка делала кашу, которой вообще сложно дать название!—похвасталась Мария Егоровна.—Да и вкус ее заранее не предскажешь. Мужчины изобразили любопытное выжидание.
— Называлась та каша «обетная» и готовилась в день Аграфены-купальницы. Двадцать третьего июня, по возвращении из бани или после купания, девушки из разных домов приносили крупу, которую не жалко. Все это размалывали и варили «мирскую кашу», которой кормили нищих.
— Забавно! — добавил граф.— Как я уже говорил, в Древней Руси «кашей» называли свадебный, даже и княжеский, пир, а вот ныне — работную артель! Поскольку едят из одного котла, они и кашу зовут «артельной». Вот и пошло гулять выражение: «мы с ним из одной каши»,— хватив еще штофик крепкой наливки, граф раскраснелся и пуще раззадорился:—О каше, друзья мои, я знаю все! Я, можно сказать, собаку вместе с кашей съел! Многие забытые старинные рецепты восстановил! К примеру, знаменитый еврейский форшмак — навсего забытая у нас селедочная каша. Каши—это религия русского народа. Ведь даже блины произошли из каши, в которую переложили крупы. В этом вопросе меня уж ничем не удивишь. — с тем развеселившийся граф несильно хлопнул ладонью по столу и, крякнув, опрокинул еще шкалик.
— вы, может, и съели,— с ухмылкой разглаживая усы, протянул майор,— но кашу, которую делает мой крепостной Захар, наверняка не пробовали.
среднее между пирогом и тортом. Запеченный до золотистого цвета каравай был украшен кусочками грецкого ореха, цукатами, пьяной вишней… Граф с явным недоумением, скептически скривившись, отколупнул ложку «каши-незнакомки». Задумчиво подержал во рту, как профессиональный дегустатор. Потом повторил. После второй пробы его лицо стало сосредоточенным, как у игрока в покер:
— Ваш долг, майор, я проспорил. Даю еще столько же за рецепт!
Лицо майора растаяло облегченной улыбкой:
—Ох, ваше сиятельство, уж больно мудрен тот рецепт! Позовите Захара. Может, растолкует.
— Так послать за ним!—нетерпеливо потребовал граф.
КАША БЕЗ ДУШИ—ПУСТАЯ
Небольшой человек с лицом иконописного пахаря, одетый в штопаную льняную рубаху, с головой, повязанной чистою белой тряпицей, сразу понравился графу. Потому что в глазах его было столько света и доброты, что не ответить на эту искреннюю улыбку казалось просто кощунством.
— Чего изволите, барин?—тихо спросил Захар.
— Можешь ли ты изложить Дмитрию Ивановичу рецепт твоей каши?—строго, насколько был способен, спросил отставной майор.
— Так вить можно,— лукаво прищурился Захар.— Да сотворить—никак! у вас хранцузские, а такую кашу без хвалы-причитания произвести совсем неможно. Да и душу хранцузскую она не примет! Каша без души—пустая…
Вот и пришлось Дмитрию Ивановичу Гурьеву выкупать крепостного Захара Кузьмина вместе с женой и детьми. Но никогда в жизни он не пожалел об этом. Каша, названная впоследствии гурьевской, изумляла без исключения всех— даже самых «отъявленных» гурманов из самых благородных семей! Любитель путешествий, граф и по заграницам брал с собой Захара Кузьмина, «дабы изумить «немцев» яствомдиковинным!»,—и прославила сия каша фамилию Гурьевых в веках гораздо более, нежели деятельность Дмитрия Ивановича на посту министра. Впоследствии многие авторы кулинарных книг отдавали авторство изобретения «гурьевской каши» самому господину Гурьеву, который якобы приурочил создание оной к победе русской армии в Наполеоновской кампании, но мы знаем, как это было на самом деле…
Уже для своего нового хозяина Захар Кузьмин изобрел особенные Гурьевские скороспелые блины
Ревельская каша с селедкой
На это блюдо нужен хороший, мучнистый картофель, который тщательно обчищают, потом разрезают на куски и, прибавив достаточно воды, варят таким образом, чтобы он сильно кипел, причем должно чисто и часто снимать пену и прежде, чем картофель сварится и развалится, слить всю воду дочиста и, закрыв картофель, дать ему преть в собственном пару. Потом его истирают мелко или пропускают через сито; далее смешивают с? бутылки хороших сливок, 3/8 фунта свежего масла, четырьмя яичными желтками, небольшим количеством соли и варят на огне, пока все превратится в густую кашу, которую ставят пирамидообразно на блюдо, намазанное маслом и выдерживающее жар; затем чайной ложечкой делают на нем разные фигуры, наполняя отверстия разведенным маслом и 15–20 минут дают колероваться в сильном печном жару. Снизу кругом обкладывают этот картофель венчиком из кусков жареной селедки, которую приготовляют следующим образом: обмыв 3 селедки и дав им пролежать часов 12 в воде, их очищают от костей, снимают кожу и половинки селедок на время мочат в молоке, чтобы соль как можно более вытянуло. После того их обсушивают на полотенце, каждую половинку разрезывают еще раз, в то же время мешают? фунта растопленного масла с яйцом, катают в нем селедки, которые потом посыпают крошенной булкой и, наконец, поджаривают на масле с обеих сторон.
Похожие главы из других книг:
36. Винегрет с селедкой 500 г филе слабосоленой сельди • 3 картофелины • 2 моркови • 2 свеклы • 4 ст. ложки консервированного зеленого горошка • 100 г квашеной капусты • 2 малосольных огурца • 1 головка репчатого лука • 2 ст. ложки растительного масла • 1/2 ч. ложки 6 %-ного
84. Солянка с селедкой 500 г филе слабосоленой сельди • 2 ст. ложки оливок без косточек • сок 1 лимона • дольки 1/2 лимона • 1 морковь • 1 помидор • 2 ст. ложки растительного масла • 1 ст. ложка острого томатного соуса • 1 пучок укропа • соль.Сельдь нарежьте кусочками, залейте
91. Окрошка с селедкой 1,5 л кваса • 150 г филе соленой сельди • 250 г куриной ветчины • 3 картофелины • 1 головка репчатого лука • 1 пучок редиса • 2 яйца • 1 пучок зелени укропа • сахар • соль.Сельдь и ветчину порежьте. Добавьте отварной и нарезанный кубиками картофель и
286. Блинчики с селедкой и луком 10 готовых блинчиков • 300 г пресервов сельди • 1 головка репчатого лука • сок 1 лимона • майонез • зелень укропа.Репчатый лук очистите, нарежьте полукольцами, сбрызните соком лимона, дайте постоять 10 минут. Блинчики смажьте майонезом. С
287. Блинчики с селедкой и сыром 10 готовых блинчиков • 300 г пресервов сельди • 2 картофелины • 150 г сливочного сыра • 2–3 корнишона • зелень петрушки • соль.Картофель отварите в соленой воде, очистите, остудите, натрите на крупной терке. Соедините с мелко нарезанными
Расстегай с селедкой 400 г муки, 3 ложки масла, 25–30 г дрожжей, 1,25 ст. молока, 3 луковицы, несколько щепоток черного перца, 5 сельдей, 1 яйцо, 1 столовая ложка толченых сухарей.Тесто приготовить и разделать, как в предыдущей рецептуре.Для фарша: мелко нарезанный лук обжарить на
Борщ со сметаной или с селедкой Сварить бульон из кореньев и сушеных боровиков, процедить. Испечь 400 граммов свеклы, потом очистить ее, мелко нашинковать, сложить в кастрюлю, залить бульоном из кореньев, влить свекольного, отдельно отваренного рассола, сметаны, подогрев до
Картофель с селедкой или с сардинками 1 кг отваренного и очищенного картофеля нарезать ломтиками.Вымоченные 2 сельди или 6 сардинок очистить от костей, мелко изрубить.Поджарить 1–2 мелко нарезанные луковицы в 3–4 ложках масла, смешать с селедкой и картофелем, поперчить,
Расстегаи с селедкой Ингредиенты400 г пшеничной муки, 350 мл молока, 25–30 г дрожжей, 5 сельдей, 3 луковицы, 2 яйца, 3 столовые ложки сливочного масла, 1 столовая ложка толченых сухарей, черный молотый перец, соль.Способ приготовленияДрожжи разведите в теплом молоке, добавьте в
Расстегаи с селедкой 400 г пшеничной муки, 350 мл молока, 25–30 г дрожжей, 5 сельдей, 3 луковицы, 2 яйца, 3 столовые ложки сливочного масла, 1 столовая ложка толченых сухарей, черный молотый перец, соль.Дрожжи разведите в теплом молоке, добавьте в эту смесь муку и замесите тесто.
Запеканка из картофеля с селедкой Ингредиенты200 г сельди (соленой), 200 г пшеничного хлеба, 200 г яблок, 70 г сливочного масла, 1/2 кг картофеля, 1 луковица, 1 столовая ложка 3 %-ного уксуса, 2 яйца, 300 г огурцов, 300 г помидоров, 1 стакан сметаны, зелень укропа или петрушки, черный
Винегрет с селедкой 300 г соленой селедки, 4 вареных картофелины, 1 луковица, 1 ст. ложка подсолнечного масла, 1 ч. ложка горчицы, перец, 1 ч. ложка уксуса, зелень.Картофель нарезать тонкими ломтиками. Селедку очистить и мелко нарезать, лук мелко нашинковать. Картофель, селедку,
Запеканка из картофеля с селедкой Требуется: по 200 г соленой сельди, пшеничного хлеба и свежих яблок, 70 г сливочного масла, 1/2 кг картофеля, 1 головка репчатого лука, 1 ст. л. 3 %-го уксуса, 2 яйца, по 300 г свежих огурцов и помидоров, 1 стакан сметаны, черный молотый перец, зелень