что такое сегрегация в образовании
Сегрегация в образовании
В развитие темы образования хотелось бы предложить вниманию наших читателей статью одного из участников сообщества КОБАЛЬТА в vk.
При обсуждении вопросов образования регулярно поднимается тема сегрегации в образовании. Дискуссии бывают жаркими. Собственно, в убежденные сторонники сегрегации массово попадают все родители успешных учеников. Особенно если в классе есть ребятки с проблемным поведением которые мешают их чадам получать знания. Ну а уж если любимых умных детей в школе обижают, то заметная часть родителей просто из сторонников сегрегации превращаются в активных практиков реализующих принципы раздельного обучения прямо здесь и сейчас.
Преподаю в обычной муниципальной школе информатику. В этом году в четырех девятых классах сдавать ОГЭ по информатике выбрали в общей сложности 62 ученика. Это 75% всех выпускников.
Таблица. Результаты пробных ОГЭ по информатике. 9 класс.
№ Фамилия Имя Баллы\расшифровка\вариант
Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Март 2018
1 9 «А» 14 уч отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-5, неуд-0, нет-5 отл-0, хор-4, уд-8, неуд-1, нет-1
2 9 «Б» 18 уч отл-0, хор-0, уд-16, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-4, уд-12, неуд-0, нет-2 отл-0, хор-1, уд-14, неуд-0, нет-3
3 9 «В» 17 уч отл-0, хор-0, уд-12, неуд-3, нет-2 отл-0, хор-0, уд-9, неуд-1, нет-7 отл-0, хор-1, уд-9, неуд-7, нет-0
4 9 «Г» 13 уч отл-0, хор-0, уд-5, неуд-5, нет-3 отл-0, хор-0, уд-6, неуд-4, нет-3 отл-0, хор-1, уд-4, неуд-8, нет-0
Подобную картину наблюдаю каждый год за редчайшими исключениями. Успеваемость четко снижается от «А» класса к классу «Г». Ну как это можно назвать если не сегрегацией?
При переходе в среднюю школу состав классов несколько перетряхивается и сегрегация окончательно закрепляется.
Вполне понятно, что существующий вариант раздельного обучения представляется многим совершенно недостаточным. Сторонников жесткой сегрегации много. Можно например процитировать из Футюха
Здраво ведь и разумно. Взять всех и поделить.
Спасибо за внимание! )
Интересно будет услышать мнение сообщества.
Кастовость в школе: взгляд снизу
Есть школы обычные и «необычные», элитные и не очень, хорошие и «так себе». Спросили у подростков, чувствуют ли они сегрегацию в зависимости от учебного заведения, которое посещают.
Когда наступает пора выбирать школы, многие родители стремятся дать ему то, чего он однозначно достоин — не какую-то захудалую школу через дорогу, а именитый лицей или гимназию с лучшими учителями и безупречным оборудованием. И первоклассник-семилетка, сам того не понимая, становится частью условной «высшей касты». Какой ценой — вопрос уже для его родителей. У каких-то семей же, наоборот, немного возможностей для выбора, и приходится «брать что дают».
Получается, что школьники с самого начала как бы сортируются: умные и не очень, везучие и невезучие, из особенных семей и из обычных. О том, кому на самом деле проще получить путевку в жизнь и как живётся по обе стороны баррикад, мы спросили самих подростков.
«В лицее всем наплевать на твои проблемы»
Первые пять лет я проучилась в физико-математическом лицее. Сказать, что это было ужасно, значит не сказать ничего — меня гнобили настолько сильно, что я приходила домой и плакала. До сих пор не могу понять, за что именно. Может быть, вела себя не так, как все. Может быть, из-за высокого роста.
Читайте также :
В лицее учились обычно либо дети богатых и властных людей, либо с какими-то вообще сверхъестественными математическими способностями. У меня не было ни состоятельных родителей, ни больших перспектив в точных науках, и я чувствовала себя каким-то отщепенцем.
Приходилось врать, что я тоже каждый день хожу с родителями по кино и ресторанам, тоже играю с дорогими гаджетами и тоже ем суши по вечерам. С учительницей легко можно было «договориться». Ей дарили подарки, всё такое… Ну, как это обычно бывает. Поэтому и одноклассники у меня только и умели, что хвастаться родительским достатком.
Я старалась решать все конфликты мирным путем, никак своего характера не показывала, во всём слушалась учителей… Дошло даже до того, что когда в пятом классе нам всем в добровольно-принудительном порядке предложили ходить на углубленную математику в центр для одаренных школьников, я согласилась. При том, что это отнимало много времени, сил и совершенно мне не нравилось. Ну правда, математика – это совсем не моё. Но кто бы меня там об этом спросил? Занимаешься чем-то не по профилю? Значит, не «наша». Всем педагогам просто было на меня наплевать, на мои проблемы. Мол, разбирайся со своими проблемами сама, взрослая уже девочка.
Но в четвертом-пятом классе я была слишком затюкана, чтобы самостоятельно что-то изменить. Мы с мамой приняли решение перейти в обычную школу. И меня приняли сразу. Никто не стал тыкать в меня пальцем из-за роста, никто не стыдил за мои увлечения, никто не интересовался доходом моих родителей. Учителя оказались чуткими и внимательными, отношения со многими сложились даже дружеские. Моя мама тоже работает в этой школе, и я знаю, сколько они получают… В общем, ещё меньше, чем в лицеях и гимназиях. Работают за идею.
Я знаю, что сейчас происходит с моими бывшими одноклассниками. Ходят по кальянным, напиваются — разве это называется «лицеисты»? И все с амбициями, все хотят красивой жизни. А если таких, как они, отдать в обычную школу, то их приструнят там живо и легко научат вести себя по-хорошему. Папины деньги не очень интересуют обычных детей.
Конечно, хорошие и плохие люди есть везде. Учителя тоже бывают разные. Но в целом обстановка в обычной школе кажется мне гораздо более здоровой и правильной.
Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики. Вальдорфская педагогика и кэмпиллское движение. Педагогика Штайнера
Фрагмент текста работы
«Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики»
1. Структура современной российской системы специального образования
Современная российская система спец. образования построена именно на принципах строгой сегрегации: происходит дифференциация детей по типу дефекта и отделение их друг от друга и от остальных детей. Данная система имеет вертикальную и горизонтальную структуру.
Горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер
Структура системы специального образования РФ
Вузы для инвалидов,
Спецгруппы в массовых вузах, спецгруппы в массовых техникумах
И О Н Н Ы Е Ц Е Н Т Р Ы
начальной профессиональной подготовки
Дошкольный период (3-7 лет)
спец. дошкол. образ, учреждения
спецгруппы в массовых ДОУ
дошкольные группы при специальных школах
коррекционные детские дома
нарушения. Для детей с различными проблемами в развитии сегодня существуют:
I. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии, их 8 видов:
1. для глухих детей,
2. для слабослышащих,
4. для слабовидящих,
5. для детей с речевой патологией,
6. для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
8. для умственно отсталых детей.
II. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (могут быть открытого и закрытого типа):
Специальное ( коррекционное) образовательное учреждение I вида.
Данное учреждение создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
«Школьную сегрегацию производят сами жители города»
«Мигрантские» школы в большинстве своем находятся в так называемых «рабочих» районах, рядом с промышленными зонами. Чаще всего это школы 50-60-х годов, времен, когда кварталы строили вокруг заводов.
Основная проблема таких школ в российских городах, по мнению местных жителей, заключается в том, что многие дети мигрантов не говорят по-русски и не могут активно участвовать в школьном образовании. Москвичи с опасением относятся к появлению таких школ и связывают с обострением криминальной ситуации в городе.
Городская vs школьная сегрегация
Европейские и американские исследования объясняют школьную сегрегацию городским пространством, в котором находится школа. В кварталах, населенных преимущественно представителями бедных слоев общества и этническими меньшинствами, дети оказываются в социально и этнически неоднородных школах, в которых качество образования хуже, чем в школах, расположенных в соседних кварталах города. Школы в таких кварталах имеют не только низкий рейтинг, но и неблагоприятные нормативные установки, насаждающие негативное отношение к хорошей учебе.
Дети в таких школах не хотят учиться, не столько потому что им сложно, а потому что их друзья считают, что быть отличником – не круто. Они оказываются в среде, которая не ведет к тому, чтобы ребенок стремился вверх по социальной лестнице. Появляется ощущение, что нужно оставаться в своем кругу.
Деминцева Екатерина Борисовна
Доцент Школы культурологии, заведующая Центром качественных исследований социальной политики Института социальной политики
Однако в постсоветских городах, в отличие от американских, не наблюдается ярко выраженной городской сегрегации. Объясняется это градостроительной политикой, которая существовала еще в советские годы: строительство микрорайонов и социальное смешение. Но нельзя говорить о полном отсутствии сегрегации – социально-экономическая дифференциация пространства, которая была в советское время, сейчас только увеличивается, появляется все больше элитных районов.
Появление «мигрантских» школ
Высокая концентрация детей мигрантов в школе – это результат действий и администрации, и самих родителей. Местные родители, которые заинтересованы в высоком уровне образования, пытаются отдать детей в хорошие школы, и администрация понимает, что нужно поддерживать рейтинг этих школ. Если в школе появится категория учащихся, которую родители не хотят видеть, ребенка переведут в другую. В свою очередь, родители-мигранты также стремятся создать своему ребенку комфортные условия, поэтому отдают его в ту школу, в которой уже учатся знакомые семьи, и куда его точно примут.
«Мигрантские» классы
В больших школах зачастую появляются классы, в которых подавляющее большинство учеников – дети мигрантов. Школа создает такие классы, чтобы помочь детям адаптироваться к русскоязычной среде. Для детей-мигрантов не предусмотрены специальные программы дополнительного образования по изучению русского языка как иностранного. У учителей нет единой программы, по которой они могли бы вести уроки, поэтому каждый придумывает что-то свое – ищут курсы при университетах, остаются с детьми после уроков, отводят классные часы под занятия русским языком.
Потенциал детей мигрантов
Местное население склонно переводить все проблемы, которые существуют в школах, в этническую категорию. Но по результатам исследований, дети-мигранты чаще попадают в изначально неблагополучные школы с низким рейтингом, в которых учатся дети с низким социальным статусом, и в которые родители среднего класса не захотели отдавать своих детей.
Считается, что школы устанавливают барьеры для учащихся мигрантов, потому что опасаются за их невысокую успеваемость. Но наши данные показывают, что в последние годы школы с удовольствием берут детей мигрантов, поскольку эти дети очень мотивированы на обучение и получение образования.
Бысик Надежда Викторовна
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Видео семинара
Школьная сегрегация
Резюме
Социальная сегрегация
Исторический смысл
В историческом смысле сегрегация сродни политике выделения населения по этническим, религиозным или расовым критериям. Затем эта группа населения страдает от политической или экономической дискриминации (или даже от понятия социальной сегрегации ) или пространственно изолирована от других (понятие пространственной сегрегации ). Эта форма сегрегации относится, в частности, к евреям, припаркованным в гетто европейских городов, к политике апартеида, проводившейся в Южной Африке до 1990 года (пространственное разделение белых кварталов, черных или цветных поселков ) или даже к законам сегрегации. введено в действие в Соединенных Штатах с 1870 года и отменено в 1964 году.
Новые формы
По мнению Брюне, более поздние формы сегрегации больше проявляются в повторяющихся, иногда подразумеваемых практиках, чем в законодательстве. Он подпитывается образованием групп, индивиды которых имеют общие социальные характеристики и образуют «внутреннее я». Это может быть выбрано (формирование богатых гетто, закрытых поселков ) или выдержано. В данном случае это приводит к исключению, пространственному расселению населения, не имеющего выбора места жительства.
Школьная сегрегация
Школьная сегрегация является результатом этих новых форм сегрегации. На уровне учебного заведения он может развиваться между учениками по нескольким критериям дискриминации, которые могут быть социальным классом, уровнем образования или этническим происхождением (включая географическое происхождение семьи).
Различные типы школьной сегрегации
Гендерная сегрегация
В настоящее время гендерная сегрегация встречается все реже. Девочки становятся все более и более интегрированными, несмотря на то, что они все еще размышляют о том, что они менее умны. Их интеграция обусловлена смешанным образованием, датируемым концом 1960-х гг. В зависимости от школьной программы существуют различия. Действительно, в программах профессионального обучения больше «мужские» отделения, в то время как программы профессионального бакалавриата больше ориентированы на «женские» рабочие места.
Сегрегация Франция
Точно так же во всех профессиональных направлениях учащиеся из рабочего класса являются наиболее многочисленными. Только на уровне первого и последнего общего мы наблюдаем равенство между учениками народного происхождения, среднего и высшего.
Социальный набор очень хорошо отражает место людей в различных социальных средах. Видно, что дети народного происхождения обычно следуют тому же курсу, что и их родители. В целом это верно и для всех остальных социальных категорий. Продолжительность обучения также зависит от социального происхождения. Мы видим это на уровне докторантуры: около 18,7% учеников рабочего происхождения против 56% учеников высшего. Экономическое и культурное положение семей может быть фактором сегрегации.
Этническая сегрегация
Это касается различий, обусловленных происхождением учеников. Тем не менее, школа, открытая для всех, вызывает разногласия. Снижение числа иностранных учащихся, обучающихся в средних школах, может указывать на то, что школьная система демонстрирует меньшее различие по отношению к иммигрантам, но это не так.
Сегрегация по отношению к инвалидам или больным детям
Людям с двигательными нарушениями необходимы конструкции (например, столы, приспособленные для инвалидных колясок) для прохождения курса. Вот почему они обычно оказываются за этим столом одни. Их оборудование ограничивает их мобильность в классе и, следовательно, неспособность играть с другими учениками.
Во время всех мероприятий, организованных на улице, учителя должны справляться, помимо напряженности между учениками, и унизительными взглядами прохожих. Еще раз, мы можем попытаться понять, что если дети не принимают различия, это может быть связано с отношением родителей.
Средства разрешения
Чтобы решить эти проблемы сегрегации, которые могут быть отключены, в игру могут вступить несколько субъектов.
Министерство и государство
Что касается гендерной сегрегации, министерство принимает меры по продвижению равенства. Консультанты по вопросам образования интересуются пожеланиями семей и студентов, но все чаще предлагают менее традиционные варианты (пример: мальчику может быть предложена работа с эстетическими целями, а девочкам может быть предложен сектор строительства). Видны усилия в отношении прав доступа для инвалидов. Она отметила закон п о 2005-102 от 11 февраля 2005 г. : за равные права и возможности, участие и гражданство людей с ограниченными возможностями. Последнее в настоящее время имеет основополагающее значение для интеграции детей с ограниченными физическими возможностями.
Кроме того, при необходимости может присутствовать AVS ( Auxiliaire de vie scolaire ), чтобы помочь студентам. В некоторых школах открыты классы инклюзивного образования (CLIS) для детей с ограниченными возможностями.
Учреждения
В некотором смысле школы держат судьбу учеников в своих руках. Действительно, они приветствуют максимум учеников и создают для них рамки, налагая санкции в случае ошибок. Учащиеся должны получать одинаковое школьное образование, что бывает не всегда. Во время классных советов мы, в частности, наблюдаем самостоятельный выбор девочек из-за их зачастую более приятного поведения, но также, возможно, из-за того, что они в основном менее амбициозны, как правило, из-за гендерной сегрегации, имевшей место на протяжении всего обучения в школе.
В любом случае, они стараются открыть как можно больше дверей, предоставляя им как можно больше знаний. Это помогает учащимся, но также может привести к сегрегации между школами.
Закон 11 февраля 2005 г. также сделал определенную работу в школах обязательной, тем самым предоставив доступ в школу всем детям с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, открытие классов CLIS (Classe pour l’Inclusion Scolaire), а также наличие AVS также помогают этим детям, а также детям с умственными недостатками.
Частная школа: источник сегрегации в школах
Несмотря на общепринятые представления французского населения, школьная сегрегация присутствует не только в государственных, но и в частных заведениях. Согласно социологу Пьеру Мерле и исследованиям, на которые он опирался при написании своей книги «Школьная сегрегация», в частных учебных заведениях обучается небольшой процент учеников с ограниченными возможностями, низкий процент старшеклассников. Проблемы с обучением, а также дети из рабочего класса микрорайонов, а частные школы объявляют себя «открытыми для всех».
Зона приоритетного образования
ZEP (зона приоритетного образования) стремится предоставить всем учащимся образование, несмотря на недостатки или популярное социальное происхождение. Наблюдение таково, что сегодня в этих школах запускается спираль, называемая «спиралью неудач». Действительно, доступ к школьному образованию для всех учащихся со слабой структурой группирования или без нее с момента ее создания привел к объединению групп населения из рабочего класса.
Мы замечаем, что со временем это приводит к падению образовательного уровня в этих учреждениях, но, прежде всего, к группировке студентов, находящихся в затруднительном положении. Наблюдается все больше и больше насилия и разрушений зданий, в то время как основной целью ZEP была помощь молодым людям. ZEP позволили некоторым учащимся поступить или остаться в школьной системе, так же как ZEP оказались неэффективными перед лицом школьного насилия, а также школьных неудач и отсева, которые это вызывает (учащийся колледжа, который должен заботиться о защите вы будете тратить меньше времени на обучение).