что такое сдо в образовании
Система дистанционного образования: что это такое и как в ней работать?
Система дистанционного обучения (СДО, LMS — Learning Management System) — программная оболочка, которая позволяет организовать удаленное обучение. Каковы базовые функции СДО? Что представляет собой СДО для преподавателя и студента? Ответы — в нашей статье.
В отличие от обучения в Skype, когда ученик работают в реальном времени с преподавателем, система дистанционного обучения предполагает наличие специальной программы (веб-сервиса), в которой есть следующие основные возможности:
Интерфейс ученика: доступные модули урока в системе дистанционного обучения на сайте Вектор-успеха.рф
Отчет успеваемости слушателя: преподаватель видит, какие уроки пользователь завершил, а над которыми еще работает
Как правило, системы дистанционного обучения доступны в глобальной сети интернет или в локальной сети предприятия, когда организовано корпоративное дистанционное обучение (очень востребовано в крупнейших организациях, представленных в различных регионах страны и мира, например, система обучения ОАО «РЖД», ОАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России», Мегафон, МТС и т.д.). Также эта технология широко применяется для организации дистанционных курсов повышения квалификации на базе институтов повышения квалификации.
Примеры популярных СДО
Московский технологический институт в качестве СДО использует систему Moodle
Использование системы позволяет значительно снизить затраты на обучение как со стороны учебного центра, так и слушателя курса, ведь не нужно снимать учебные помещения, приезжать и преподавателям, и слушателям к месту занятий, заселяться и т.д. При дистанционном обучении через интернет всех этих моментов можно избежать, при этом качество обучения зачастую только возрастает.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Система дистанционного обучения
Любая система дистанционного обучения (СДО) представляет собой структурированный информационный комплекс, который применяется для планирования и проведения всех удаленных образовательных мероприятий, часто в увязке с программами очного, заочного и вечернего отделений. За рубежом такие системы принято называть Learning Management System, что указывает на их расширенный функционал и существенную роль в работе всего учебного заведения. В РФ название «СДО» говорит о том, что система ориентирована в основном на дистанционное образование.
Основные задачи и цели СДО
Система дистанционного обучения используется для выполнения следующих задач и достижения таких целей:
Типичные функциональные возможности
Все функции, которые выполняют современные системы дистанционного образования, можно разделить на три укрупненные группы задач:
Интеграция СДО в структуру образовательной организации
Построение СДО на базе учебного учреждения предусматривает гармоничную интеграцию совокупности различных информационных комплексов. Основной ресурс, так сказать, скелет системы дистанционного образования обычно дополняется:
Стандарты качества
База спецификации, на которую опирается SCORM, закладывалась в конце 90-х, но за 20 лет рынок дистанционного образования качественно изменился: появились широкоэкранные смартфоны, планшеты, поэтому стало активно развиваться направление Mobile Learning. Все большую популярность набирают новые тренды: неформальное, социальное, смешанное обучение (Informal Learning, Social Learning, Blended Learning), геймификация (Gamification) и другие.
Взамен устаревшего SCORM ADL предложила новый стандарт, соответствующий актуальному положению дел на рынке дистанционного образования, – Tin Can API.
Примеры СДО
Сегодня существует несколько десятков различных систем дистанционного образования. Наиболее популярными в РФ являются:
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
8 систем дистанционного обучения: какую выбрать школе, репетитору, тренеру?
Системы дистанционного обучения достаточно давно известны преподавателям вузов. А вот школы электронное обучение открыли для себя недавно. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Наша статья сегодня посвящена обзору наиболее известных систем дистанционного обучения.
1. Система дистанционного обучения Moodle
Краткое описание
Обзор сервисов дистанционного обучения мы начнем с Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России (сокращено— СДО).
Moodle полностью бесплатен – его можно свободно скачивать, устанавливать, изменять и т.д. Он относится к Open Source системам, т.е. системам с открытым исходным кодом, что позволяет многим программистам создавать дополнительные, очень полезные расширения или модули.
Moodle подходит для организации дистанционного обучения любого уровня – от персональной ДО, или системы электронного обучения крупного образовательного учреждения. Даже если вы частный репетитор – вы можете использовать Moodle.
Стоит отметить, что многие крупные вузы РФ используют Moodle в своей работе.
Что позволяет Moodle?
В целом Moodle отлично справляется с задачами дистанционного обучения. Его преимущества:
Учебные элементы Moodle делятся на относительно пассивные, например, простая страница, файл, папка, которая объединяет несколько файлов, так и активные, например:
Возможности дифференциации обучения в Moodle
Как мы уже выше говорили, Moodle позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Дифференциация может осуществляться двумя механизмами. Первый – создание групп. И для каждой группы можно задать свой контент, свой учебный материал. Второй способ – задать зависимости доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента. Например, не выполнив тестирование по теме 1 нельзя будет перейти к лекции темы 2. «Программировать» можно не только доступ к отдельным учебными активности, но к целой группы учебных элементов.
Плагины (дополнения)
Так как Moodle – программа с открытым исходным кодом, то огромное пользовательское сообщество работает над улучшением функционала Moodle. Другими словами создается большое количество плагинов или дополнений к системе.
Такие дополнения как правило бесплатны, их можно просто скачать и установить для своей системы. Примерами таких плагинов являются:
Обзор лучших плагинов и тем оформления для Moodle – отдельная большая тема для разговора.
Минусы СДО Moodle
Среди недостатков этой системы дистанционного обучения следует отметить:
Этапы внедрения Moodle
Внедрить Moodle сразу и целиком вряд ли удастся, нужна последовательная смена определенных этапов, постепенное включение ДО в образовательный процесс. Можно порекомендовать следующую дорожную карту:
Что такое MoodleCloud?
Если есть желание посмотреть или разобраться в этой СДО, но нет возможности установить Моодл, то можно предложить попробовать облачный сервис от разработчика – MoodleCloud.
Преимущества такого способа:
Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:
В целом, MoodleCloud можно порекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или отличную возможность изучить и попрактиковаться в создании курса в Moodle.
2. Edmodo
Следующее, что мы рассмотрим – это web-приложение Edmodo, т.к. это специальный сервис в сети, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.
Характеристика Edmodo
Логика работы в данном приложении следующая. Учитель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент из других сервисов, например новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент из других сервисов.
Особых наворотов в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).
Преимущества и недостатки Edmodo
Обозначим преимущества сервиса:
Существуют и определенные недостатки:
У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.
3. Google Classroom
Завершает наш обзор бесплатных сервисов для обучения – приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Здесь следует отметить, что Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom. Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom не эффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует, на мой взгляд, большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.
Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.
Из других особенностей Google можно отметить:
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ решения от Google можно назвать:
Выделим и недостатки такого решения:
Тесты в Google Classroom
Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы легким движением руки ….. превращаются в тесты. Я рекомендую попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.
OnLineTestPad
Это бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. Вкратце обозначим особенности OnLineTestPad:
4. iSpring Online
iSpring Online — система для организации дистанционного обучения.
Она позволяет в краткие сроки реализовать принципы дистанционного обучения в образовательном учреждении, предоставляя возможности по регистрации, хранению и сбору информации в режиме Online. Кроме того, облако iSpring Cloud – это универсальное место для хранения созданного учебного материала.
Система работает через интернет. Ее не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно создать аккаунт, загрузить материалы и назначить сотрудников. Управлять системой может один человек.
Преимущества iSpring Online
Недостатки
Познакомиться с возможностями сервисами и интерфейсом можно в следующем видеоролике:
5. Ё-Стади
Ё-Стади – еще один сервис для дистанционного обучения. Платформа подходит для тех, кто хочет проводить обучение в онлайн-формате. Организации используют Ё-Стади для обучения и тестирования сотрудников. Образовательные учреждения запускают онлайн-курсы в дополнение к традиционному формату обучения. Также платформа подходит для людей, которые хотят создать собственный курс.
Как создать курс в Ё-Стади?
Чтобы запустить новый курс, преподаватель должен создать рабочую область. В ней публикуются учебные материалы и задания. На сайт можно загружать и просматривать файлы разных форматов: презентации, документы, таблицы. Поддерживаются курсы в формате SCORM и видео.
После подготовки курса нужно предоставить учащимся доступ к рабочей области. Это возможно двумя способами: преподаватель создает учетные записи путем импорта, или учащиеся самостоятельно регистрируются в системе. Ё-Стади обеспечивает гибкое управление доступом: преподаватель может открывать доступ для группы или отдельных учащихся, а также исключать учащихся с курса.
У системы Ё-Стади есть ряд преимуществ:
Недостатки:
Несмотря на эти недостатки, сервис хорошо выполняет свои основные функции.
Разработчики платформы Ё-Стади работают над улучшением сервиса, внедряют новые инструменты. Например, в их планы входит адаптация системы для мобильных устройств.
6. Getcourse.ru
Преимущества
Недостатки
7. iSpring Market
iSpring Market — платформа для запуска онлайн-школы и продажи курсов. Система работает через интернет: не нужно звать ИТ-специалистов, устанавливать и запускать что-то на компьютере.
Преимущества
Недостатки:
8. Antitreningi.ru
Antitreningi – cервис для удаленного обучения студентов, сотрудников и клиентов.
Преимущества
Недостатки
Онлайн-обучение применяют не только в образовании, но и компании для обучения линейного персонала, инфобизнесмены и бизнес-тренеры для продажи своих образовательных продуктов. К сожалению, на рынке нет единственного решения, которое бы закрывало все бизнес-задачи. В блоге ispring вы можете найти обзор платформ для организации обучения, в котором описаны наиболее популярные сервисы для среднего и малого бизнеса и онлайн-школ.
Система дистанционного обучения: что о ней нужно знать
Что такое система дистанционного обучения
Дистанционное образование, или форма получения знаний на расстоянии с помощью Интернет-технологий, давно заслужило популярность среди студентов по всему миру и продолжает стремительно развиваться и совершенствоваться.
Современные технические средства позволяют студенту прослушивать лекции ведущих профессоров самых престижных вузов, участвовать в видеоконференциях, выполнять практические задания и многое другое.
Система дистанционного обучения – это специальное программное обеспечение для получения удаленного образования. Существуют как коммерческие платформы, так и программы с открытым кодом. Выбор последних довольно широкий, среди самых популярных из них – ATutor, Moodle, Caroline, Dokeos, LAMS, Open ACS.
Преподаватели с их помощью:
Слушатели получают возможность:
Где еще применяется СДО:
Что можно сделать в СДО
В зависимости от выбранной площадки, ее функции могут варьироваться, но основная часть программ дает такие возможности:
1. Получать знания в любой части земного шара.
E-Learning позволяет учиться в комфортном темпе, в подходящее время и в удобном месте.
2. Собирать воедино все необходимые материалы.
Владелец площадки размещает там лекции для скачивания в разных форматах, видео, которыми впоследствии будут пользоваться студенты для освоения тем. Причем открыть доступ к следующему курсу можно, только окончив предыдущий и пройдя все необходимые тесты.
3. Добавлять пользователей и выбирать для них подходящий формат.
Администратор отвечает за приглашение, как сотрудников, так и обучающихся. Слушатели могут быть объединены в группы, либо проходить курс индивидуально.
4. Контролировать прогресс.
Знания чаще всего оцениваются с помощью специально разработанных тестов. СДО тестирование максимально непредвзято, ведь баллы подсчитываются автоматически. Отдельные задания, такие как сочинения или дипломные работы, могут проверяться лично куратором.
5. Общаться.
Платформа позволяет педагогам и ученикам общаться в режиме онлайн. Педагоги консультируют слушателей, отвечают на вопросы, проводят видеоконференции в виртуальной аудитории.
6. Сохранять данные.
Все пройденные материалы с результатами тестирований учеников сохраняются на сервере и доступны для просмотра. Всегда можно вернуться к изученному, если есть вопросы.
Развитие системы дистанционного обучения в России
Впервые ДО возникло в Америке еще в 1960 году. В России же e-Learning начало развиваться примерно с 1997 года. В те времена его использовали только внутри отдельных организаций, сегодня – это уже глобальный Интернет-сервис, который дает возможность учиться круглосуточно, в любое удобное время.
СДО России успешно развиваются, завоевывая все большую популярность. Колледжи, университеты, частные курсы сегодня пользуются ими как для удаленного, так и для очного образования. Даже общеобразовательные школы внедряют e-Learning при работе с одаренными детьми и с теми, кто требует индивидуального подхода или серьезно болеет. Например, в Москве есть i-школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее выпускники получают аттестаты государственного образца.
Дистанционные факультеты есть в Высшей школе экономики, МГУ им. М. В. Ломоносова, Финансовом университете при правительстве РФ, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Современной гуманитарной академии и во многих других. Список вузов постоянно пополняется, так как спрос на подобную форму образования растет.
Преимущества e-Learning очевидны:
Есть, конечно, и свои недостатки. Например, нехватка квалифицированных кадров или перебои в функционировании некоторых программ.
Образование и технический прогресс
Информационно-коммуникационные технологии сегодня – это часть практически всех областей человеческой деятельности, не обошли системы дистанционного обучения стороной и сферу образования. Сначала преподаватели включали аудио и показывали видео на занятиях. Затем в аудиториях появились компьютеры с проекторами, презентации, программы-тренажеры. Все чаще стал использоваться Интернет.
В настоящее время вебинары и skype-конференции стали настолько же обычными для нас, как и традиционные лекции. В некоторых случаях, дистанционные занятия даже более эффективны, чем очные. Хорошо e-Learning прижилось и в России, открывая перед нашими студентами множество новых перспектив.
Что такое система дистанционного обучения (СДО)
Что такое СДО?
Система дистанционного обучения (СДО, система управления обучением, Learning Management System – LMS) — это программная платформа, которая позволяет грамотно организовать и автоматизировать большинство процессов, связанных с обучением сотрудников.
Если пофантазировать и представить себе обучение персонала с помощью аналогии, то система дистанционного обучения в чем-то напомнит навигатор в автомобиле. Можно пользоваться картами или помнить наизусть все маршруты в городе. Но чем больше город, тем сложнее все держать в голове и ориентироваться по картам. Что касается загруженности дорог и состояния дорожного покрытия – тут придется опираться только на опыт.
Система управления обучением, как крутой навигатор, проведет по маршруту обучения, подскажет, где искать нужную информацию, как оптимально спланировать учебный процесс, записаться на нужный курс или вебинар.
Внешний вид интерфейса пользовательской страницы в системе Mirapolis LMS на разных устройствах
Специалистам по обучению персонала платформа позволяет быстро загружать готовый и создавать авторский учебный материал в удобном формате, а также следить за достижениями обучающихся. Сотрудникам – пользоваться всеми доступными инструментами обучения в любом месте, в любое время и с любого устройства, без отрыва от основной занятости.
Какие возможности дает система управления обучением?
Вернемся к аналогии с навигатором: он позволяет построить оптимальный маршрут, чтобы быстрее всего добраться к цели назначения, израсходовав минимум топлива.
Так же и СДО: она позволяет выстроить максимально удобный формат обучения, облегчает доступ к материалам и минимизирует затраты на организацию учебного процесса.
Перечислим основные возможности :
Загрузка учебного материала
Аналогично установке карт в навигатор, тренер может загружать в систему дистанционного обучения готовые курсы в формате SCORM, Tin Can и других. Также он может собирать курсы самостоятельно, сочетая материалы из медиатеки в разных форматах: DOC, PDF, XLS, презентации PowerPoint, аудиозаписи, Wiki, Flash-ролики и видеоуроки. Обучающиеся получают новые знания, следуя установленному маршруту: например, после завершения вводного курса по стандартам компании, им автоматически назначается курс, посвященный более глубокому изучению продуктов. В результате обучение получается логичным, систематизированным, эффективным.
Медиатеку можно пополнять в том числе за счет онлайн-мероприятий: проведенные в вебинарной комнате трансляции сохраняются в медиатеку; их можно сделать частью учебного курса.
Контроль обучения
В системе управления обучением менеджер комфортно управляет и контролирует обучение сотрудников. Можно объединять студентов в группы и настраивать разные права доступа к материалам. Создавать индивидуальные траектории обучения в зависимости от первоначальных знаний сотрудника и результатов тестов. По сути, здесь как в навигаторе задается оптимальный маршрут, только не поездки, а учебного плана. Маршрут можно корректировать как вручную, так и автоматически: анализируя результаты прохождения каждого курса, система может предлагать сотрудникам изучить тему подробнее. Так, она может рекомендовать дополнительный курс или предложит пройти курс для управленцев, чтобы подготовить кадровый резерв.
Изучение аналитики
Прогресс обучения контролируется с помощью преднастроенных отчетов. Как правило, в библиотеке есть готовые формы, используя которые, можно увидеть результаты обучения за определенное время, по конкретному курсу, сотруднику или отделу.
Эффективность обучения оценивают с помощью тестов, практических заданий и других методов. Это позволяет специалисту по обучению персонала следить за достижениями сотрудников.
Получение обратной связи от обучающихся
Мнение пользователей помогает разработчикам навигатора совершенствовать создание маршрутов. А в системе управления обучением обратная связь позволяет специалистам по обучению обновлять курсы с учетом мнения обучающихся. Также здесь доступны разные инструменты коммуникации, сотрудники могут общаться между собой на форуме, делиться опытом и задавать вопросы тренеру прямо в карточке курса. Есть возможность комментировать учебный материал, отмечая, что оказалось наиболее сложным, а что – интересным и увлекательным.
Мобильность
Обучение доступно с любых устройств, тренеры и сотрудники не привязаны к конкретной учебной аудитории. Обучаться можно в удобное время в удобном месте, используя свой смартфон или планшет.
Дополнительные опции
В навигаторе, к примеру, можно активировать функцию «Оплата заправки» или другую на свое усмотрение. В СДО есть возможность подключать дополнительные модули для автоматизации подбора и адаптации персонала, оценки KPI и компетенций, мотивации, вознаграждения и управления карьерой и развитием. Современные системы управления персоналом предлагают инструменты для вовлечения сотрудников с первых дней работы в компании, дальнейшего управления их развитием и карьерным продвижением.
Плюшки для пользователей
В навигаторе можно выбрать голос и вид курсора – намного веселее двигаться по карте на гоночном болиде с подсказками от комментатора «Формулы-1». В системе дистанционного обучения мотивировать и вовлекать сотрудников в обучающий процесс позволяет геймификация. Она превращает процесс обучения в увлекательную игру с поощрениями, присвоением рейтингов и статусов, получением бейджей и вознаграждений в игровой валюте.
Элементы вовлечения в учебный процесс
Кроме того, в системе дистанционного обучения есть возможность персонализировать интерфейс, благодаря виджетной системе блоков. Опыт работы показывает, что блок «Новости» должен быть выше остальных? Не проблема – любой элемент можно переставить так, чтобы было удобно для компании.
Какие задачи решает система управления обучением?
С помощью СДО несколько тренеров могут проводить обучение тысяч сотрудников, независимо от географии, и эффективно оценивать результаты учебы. Это хорошо отслеживается на примере компании «Хенкель Баутехник», офисы которой расположены по всей России – от Владивостока до Калининграда.
В результате система обучения трансформируется в образовательный портал, где сотрудники могут обучаться, общаться, и узнавать последние новости. Хороший пример создания успешной HR-системы – сеть кафе быстрого и здорового питания «ПРАЙМ», где были объединены инструменты Mirapolis Portal и Mirapolis LMS.
Из чего состоит система управления обучением?
Весь инструментарий разбивается на 3 основных блока: управление обучением, работа с учебными материалами, инструменты коммуникации.
Управление обучением включает:
К работе с учебными материалами относятся:
К инструментам коммуникации можно отнести:
Условия доступа к СДО
Первые системы электронного обучения использовались исключительно внутри компании и устанавливались на сервер. Например, такой подход незаменим, если из-за требований безопасности организация не может размещать учебный материал в облаке.
Облачные решения не нужно устанавливать на сервер компании, они хранятся на сервере вендора, после оформления подписки клиенту выдается доступ.
Мобильные приложения позволяют сотрудникам проходить курсы и тесты, добавленные в систему, 24 часа в сутки из любой точки планеты.
Ограничения бесплатных СДО
Рынок предлагает бесплатные и коммерческие системы дистанционного обучения для учебных заведений и бизнеса. Бесплатные решения пользуются популярностью в вузах, но в основном сложны в настройке. Благодаря открытому исходному коду их можно адаптировать под потребности конкретной организации, но для этого нужно иметь в штате технических специалистов.
Коммерческие системы намного проще в использовании, учитывают современные тенденции в обучении и имеют интуитивно понятный интерфейс. Они часто обновляются разработчиками в соответствии с запросами клиентов. Если возникают сложности, всегда можно задать вопрос специалисту техподдержки вендора, и проблема будет решена мгновенно. У вендора обновления и техподдержка обычно включены в лицензию.
Какие выгоды дает внедрение системы управления обучением?
Если вы ищите удобную систему, чтобы быстро организовывать дистанционное обучение в компании, попробуйте готовое решение Mirapolis LMS с интуитивно понятным интерфейсом и максимально полным инструментарием.