что такое сбытовая цепочка

Комплексная методика создания логистической сбытовой цепи

Производитель и потребитель представляют собой исходную и конечную точки движения материальных потоков в системе сбытовой логистики. Эти два элемента связаны между собой распределительным каналом. Как было отмечено выше, распределительный канал – это частично упорядоченное множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя). Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.

Таким образом, логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) – это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Следует подчеркнуть, что в сбытовой логистике оптимизация цепей продвижения материального потока является ключевым (и одновременно самым сложным) управленческим решением, которое самым непосредственным образом влияет на все другие решения, связанные с управлением потоковыми процессами.

Методика проектирования любого процесса основывается на первоначальном выборе последовательности действий с последующим наполнением этих действий: организационными, ограничительно-целевыми, оптимизационными и информационными решениями.

Структура процесса формирования ЛСЦ базируется на традиционном алгоритме процесса принятия управленческих решений, который включает организационную фазу (связанную с анализом действующей и проектированием желаемой сбытовой цепи) и эксплуатационную (мониторинг процесса функционирования сформированной цепи).

Другими словами, организационная фаза включает стадии предпроектной подготовки и непосредственного проектирования, а эксплуатационная фаза концентрируется в стадию внедрения.

Основными процедурами, реализуемыми на стадии предпроектной подготовки, являются идентификация действующей сбытовой сети и укрупненное построение идеальной. Идеальная сеть отличается от реальной отсутствием системы ограничений, факторов и условий, которые имеют место в действительности относительно конкретного объекта исследования.

На практике формирование системы сбыта происходит чаще всего методом проб и ошибок. Нередко организации бросают все силы на поиск какого-либо нестандартного решения, эффективность которого оказывается в конечном итоге невысокой.

Тем не менее существует апробированный подход к формированию системы каналов, который не только значительно облегчает стадию разработки, но и позволяет комплексно учесть требования конкретного потребителя. Он состоит в превентивном построении идеальной системы каналов.

Для этого на нижнем уровне системы позиционируются типовые требования субъекта к поставщикам данного вида продукции или услуг, например самая низкая цена на рынке, способность предоставить кредит, способность оперативно доставлять небольшие партии товара, предоставление консультаций по установке и использованию и т. д.

Затем определяется совокупность поставщиков, которые могут наилучшим образом удовлетворить данную потребность. Допустим, быструю доставку небольших партий может обеспечить посредник, находящийся в том же регионе, что и клиент. А потребитель, который ищет самую низкую цену, скорее всего не нуждается в дополнительных услугах, а готов самостоятельно звонить производителю товара. Таким образом, постепенно вырисовывается система каналов, которая идеально и адекватно отвечает нуждам всех значимых групп покупателей.

Чрезвычайно важным этапом является сравнение идеальной структуры с реально существующей, а также формулировка и анализ специфичных условий рынка, государственных и прочих ограничений, которые затрудняют функционирование идеальной системы. Очевидно, что эффективность реальной сбытовой цепи тем выше, чем лучше совпадают варианты схем. Если же идеальная система идентична реально существующей, то, вероятно, направления совершенствования следует искать в организационных механизмах взаимодействия внутри каналов, в повышении квалификации персонала сбытовой сети на разных уровнях горизонтальной и вертикальной иерархии.

Предпроектная подготовка завершается разработкой задания на проектирование, в котором укрупненно излагаются и обосновываются основные проектные мероприятия.

Самыми популярными на сегодняшний день критериями являются условия и порядок поставок (логистика поставок) и политика транспортирования. Количество вариантов здесь очень велико, начиная от самовывоза и заканчивая хорошо организованными поставками с использованием оптимальных транспортных схем: выбор наименее затратных способов доставки, минимизация порожних поездок, использование соответствующей транспортной тары, соблюдение сроков поставок, что особенно важно при организации доставки небольших партий скоропортящегося товара в большое число торговых точек. Довольно часто доставка товара является сопутствующей услугой, которая повышает привлекательность поставщика.

Значимым критерием является связь ценообразования и мотивации посредника. Речь идет о ценовой политике производителя во взаимосвязи с интересами посредника. Зачастую ценообразование происходит не систематично, а практически случайным образом «себестоимость + прибыль».

При расчете цен необходимо учитывать ряд условий: жизненный цикл товара, его уникальность, ценность для потребителя, известность марки, цены конкурентов, наличие дополнительных поддерживающих услуг. Кроме базовой стоимости продукта, имеет смысл говорить о дифференцированных ценах на группы товаров. Зачастую номенклатура продукции расширяется, чтобы предложить покупателю ряд смежных товаров, т. е. проводится ассортиментная политика.

При расчете цен необходимо учитывать ряд условий: жизненный цикл товара, его уникальность, ценность для потребителя, известность марки, цены конкурентов, наличие дополнительных поддерживающих услуг. Кроме базовой стоимости продукта, имеет смысл говорить о дифференцированных ценах на группы товаров. Зачастую номенклатура продукции расширяется, чтобы предложить покупателю ряд смежных товаров, т. е. проводится ассортиментная политика.

Дифференциация цены подразумевает возможность сбывать отдельный товар либо по средней стоимости, либо по заниженной, либо по цене, превышающей среднюю. Производитель, варьируя цены, может привлечь дополнительное число покупателей. В этой связи важно разделять товар на основной и дополнительный, стоимость которого отличается с минусом или плюсом от среднерыночной.

Второй вид дифференциации – скидки за объем, период оплаты, надбавки за срочность поставки. Расчет рациональной цены на товар требует учета многих факторов, и стоимость должна быть дифференцированной.

В основе любой оптимизационной модели (именно к этому виду моделирования относится ЛСЦ) лежит определенный критерий оптимальности. В данном случае, учитывая многоуровневость и гибкость ЛСЦ, в качестве критерия оптимальности (главного оценочного показателя) следует выбрать компромисс (оптимальное соотношение) между уровнем логистического сервиса потребителей и величиной логистических издержек (затратами на его осуществление).

Коэффициентом эффективности ЛСЦ является отношение логистических затрат субъекта к полученным результатам.

Отдельно требуется остановиться на проблеме определения и вычленения логистических затрат ЛСЦ.

Затраты ЛСЦ изменяются в широком диапазоне за счет использования разных факторов. В среднем они составляют от 30 до 70 % от себестоимости производства, а по данным некоторых аналитиков могут доходить до 300 % и более по различным отраслям и компаниям.

В заключение сформулируем «три золотых правила» сбытовой логистики:

1. ЛСЦ должна проникать как можно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться как можно чаще и осуществлять транспортировку на как можно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц (transaction units), обеспечивающих получение как можно больших вместимостей.

2. В ЛСЦ необходимо использовать минимальное количество TU (transaction units) независимо от их вместимости.

Минимальное количество TU согласуется с концепцией количества оборота этих единиц, т. е. количества раз, когда эти TU могут быть предоставлены потребителям вовремя. Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации TU при перевозке многими видами транспорта.

Применение данного правила требует, чтобы в сфере сбыта производились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроуровнях.

3. Стационарный склад (если нельзя избежать его создания) должен располагаться в центре ЛСЦ: компромисс между близостью к исходному производственному процессу и к конечным торговым точкам.

В идеальном случае, когда темпы производства и потребления примерно одинаковы, возможен нулевой запас. В реальных же условиях избежать запаса практически нельзя. Применение этого правила открывает возможности выбора его месторасположения – на местном рынке или у продуцента. Другими словами, необходим выбор между скоростью и надежностью сбыта.

Источник

Построение каналов сбыта товара

Под каналами сбыта товаров или продукции подразумевают цепочку компаний или физических лиц, участвующих в их движении от производителя к потребителю. Каналы характеризуются количеством звеньев, задействованных в процессе, а так же каким образом между ними распределяются функции.

Сама цепочка состоит из производителя, посредников и конечного потребителя. Посредники – это не агенты и не продавцы. Но они являются полноценным звеном процесса. Сами каналы – это структура, целью создания которой является реализация продукции.

Основное деление предполагает две категории:

Непрямые виды сбыта

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочкаНепрямые виды каналов сбыта принято подразделять на:

Когда компания-производитель выбирает вид реализации продукции по магистрали, необходимо помнить, что она должна быть оптималена для конкретного товара, поскольку все перечисленные имеют свои преимущества и недостатки.

Прямое движение товара имеет крайне ограниченное количество целевых рынков, а так же предполагает накопление продукции на складах.

Кроме этого, производитель в этом случае будет самостоятельно решать проблемы поддержки продукции после продажи. Это требует финансовых вложений и наличия ресурсов.

Непрямой или косвенный канал сбыта предполагает полное отсутствие контакта производителя и потребителя. Но они существенно увеличивают количество целевых рынков, осваивают масштабные потребительские аудитории, увеличивают объемы сбыта, таким образом, прибыль производителя увеличивается.

Организация цепочки

Магистрали реализации продукции могут быть организованы по разному, поэтому управление каналами сбыта осуществляется с помощью различных механизмов:

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочкаСпецифика каналов сбыта заключается в том, что однажды сделав выбор, производителю будет крайне сложно что-то поменять.

Поэтому прежде чем осуществить выбор в пользу той или иной цепочки реализации, необходимо сделать анализ ряда факторов:

Факторы могут быть и иными, они зависят от специфики отрасли, в которой функционирует производитель.

Но перечисленные положения играют значимую роль в эффективности выбранной схемы распределения продукции. Стратегия выбора проста: выбирается магистраль, которая по совокупности факторов является наиболее рабочей.

Каналы реализации

В современной России непрямые или косвенные каналы сбыта являются насущной реальностью.

Даже просто в силу масштабной территории государства, которую сложно освоить в одиночку. Выбирая тот или иной канал, а их на сегодняшний день существует множество, необходимо учитывать следующие факторы:

Главные функции посредников в цепочке сбыта:

Производителям, выбирающим канал сбыта своей продукции (с включением посреднических организаций), необходимо понимать одну простую вещь: координироваться не по минимализации затрат, связанных с организацией и поддержанием конкретного канала сбыта, а на то, как потребители воспринимают данного посредника: доверяют, обращаются, предпочитают его. Таким образом, репутация посредника играет немаловажную роль в эффективности канала сбыта. Этот фактор необходимо учитывать в начале создания цепочки распределения продукции.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

На уровне фирмы

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

Основные виды деятельности

Все пять основных видов деятельности имеют важное значение для создания добавленной стоимости и создания конкурентного преимущества, а именно:

Компании могут использовать конкурентное преимущество в любом из пяти видов деятельности в цепочке создания стоимости. Например, создавая высокоэффективную исходящую логистику или сокращая транспортные расходы компании, это позволяет либо получить больше прибыли, либо передать экономию потребителю за счет более низких цен.

Вспомогательные мероприятия

Использование вспомогательных мероприятий помогает сделать основные действия более эффективными. Увеличение любого из четырех видов вспомогательных действий помогает по крайней мере одному основному виду деятельности работать более эффективно.

Виртуальная цепочка создания стоимости

На отраслевом уровне

Глобальные цепочки создания стоимости

Трансграничные / межрегиональные производственно-сбытовые цепочки

Глобальные цепочки создания стоимости в развитии

Анализ производственно-сбытовой цепочки также использовался в секторе развития как средство определения стратегий сокращения бедности путем обновления производственно-сбытовой цепочки. Хотя обычно это связано с торговлей, ориентированной на экспорт, специалисты-практики в области развития начали подчеркивать важность развития национальных и внутрирегиональных цепочек в дополнение к международным.

Значимость

Концепция производственно-сбытовой цепочки распространилась за пределы отдельных фирм. Это может применяться ко всем цепочкам поставок и распределительным сетям. Доставка набора продуктов (товаров и услуг) конечному потребителю задействует различные экономические факторы, каждый из которых управляет своей собственной цепочкой создания стоимости. Синхронизированное взаимодействие этих локальных цепочек создания стоимости в масштабах отрасли создает расширенную цепочку создания стоимости, иногда глобальную по своим масштабам. Портер называет эту более крупную взаимосвязанную систему производственно-сбытовых цепочек «системой ценностей». Система создания ценности включает в себя цепочки создания стоимости поставщика фирмы (и их поставщиков на всем пути назад), саму фирму, каналы сбыта фирмы и покупателей фирмы (и, предположительно, распространяется на покупателей их продукции и т. Д.).

Анализ цепочки создания стоимости также успешно использовался в крупных организациях по техническому обслуживанию нефтехимических заводов, чтобы показать, как выбор работы, планирование работы, график работы и, наконец, выполнение работы (если рассматривать ее как элементы цепочки) могут помочь в реализации бережливых подходов к техническому обслуживанию. Подход цепочки создания стоимости обслуживания особенно успешен при использовании в качестве инструмента для помощи в управлении изменениями, поскольку он считается более удобным для пользователя, чем другие инструменты бизнес-процессов.

Подход цепочки создания стоимости может также предложить значимую альтернативу для оценки частных или государственных компаний при отсутствии общедоступных данных о прямой конкуренции, когда рассматриваемая компания сравнивается, например, с известной отраслью переработки и сбыта, чтобы иметь хорошее представление о ней. его ценность за счет построения полезных корреляций с дочерними компаниями.

Более того, он может предложить понимание того, как электронная коммерция и мобильная коммерция (мобильная коммерция) повышают ценность потока действий и процессов, задействованных на рынках «бизнес-потребитель».

В 2019 году компания AXELOS выпустила ITIL 4. В ITIL 4 включена цепочка создания стоимости услуг. Центральным элементом системы создания стоимости услуг ITIL является цепочка создания стоимости услуг.

Используйте с другими инструментами анализа

После анализа стоимости и определения участвующих частей организации можно использовать другие модели в сочетании с цепочкой создания стоимости для оценки того, как эти области могут быть улучшены или извлечены из них. Например, SWOT-анализ может использоваться в рамках функции «исходящей логистики», чтобы понять, каковы ее сильные и слабые стороны, и какие возможности могут быть для улучшения этой области или выявления угроз тому, что может быть критической частью стоимости. система доставки.

Точно так же можно использовать другие модели для оценки производительности, риска, рыночного потенциала, экологических отходов и т. Д.

Совет по цепочке поставок, глобальный торговый консорциум, в состав которого входят более 700 компаний-членов, правительственные, академические и консалтинговые группы, участвовавшие в последние 10 лет, управляет Справочником по операциям цепочки поставок (SCOR), де-факто универсальной эталонной моделью для Цепочка поставок, включая планирование, закупки, производство, управление заказами, логистику, возврат и розничную торговлю; Дизайн продуктов и услуг, включая планирование дизайна, исследования, прототипирование, интеграцию, запуск и пересмотр, а также продажи, включая CRM, сервисную поддержку, продажи и управление контрактами, которые соответствуют структуре Porter. Структура SCOR была принята сотнями компаний, а также национальных организаций в качестве стандарта качества ведения бизнеса, а Министерство обороны США приняло недавно запущенную структуру Design-Chain Operations Reference (DCOR) для проектирования продуктов в качестве стандарта для использования. для управления процессами их развития. В дополнение к элементам процесса эти эталонные структуры также поддерживают обширную базу данных стандартных показателей процесса, согласованных с моделью Портера, а также большую и постоянно исследуемую базу данных предписывающих универсальных передовых практик для выполнения процессов.

Смотрите также

Цепочка создания стоимости человеческих ресурсов призвана помочь повысить эффективность бизнеса за счет использования всех возможностей людей.

Источник

Методика создания логистической сбытовой цепи

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

Логистическая сбытовая цепь – это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Процесс создания логистической сбытовой цепи можно разделить на следующие группы действий и операций:

1 фаза – организационная – заключается в анализе действующей и проектировании желаемой сбытовой логистической цепи.

1 стадия – предпроектная подготовка:

1 этап – идентификация действующей сбытовой сети, выбор метода построения структуры сети – осуществляется на основании информации из окружающей макроэкономической среды;

2 этап – формирование идеальной сбытовой сети – определение ограничений и типовых требований покупателей к поставщикам продукции (услуг); позиционирование поставщиков, удовлетворяющих сформулированным требованиям;

3 этап – анализ соответствия реальной сбытовой сети моделируемой сети – обоснование и выбор параметров сравнения; формирование направлений совершенствования действующей сбытовой сети; формирование требований к реальной сбытовой сети. Этот этап осуществляется на основе логистической стратегии продуцентов и потребителей материального потока;

4 этап – оценка и выбор укрупненного варианта логистической сбытовой цепи.

5 этап – разработка задания на проектирование, которое включает в себя целевую функцию и основные ограничения построения модели, а также укрупненное изложение и обоснование основных проектных мероприятий.

2 стадия – проектирование:

1 этап – идентификация продуцентов и потребителей материального потока в соответствии с ассортиментом товаров и услуг (зависит от методологии проектирования сбытовой цепи);

2 этап – выбор типа и основных характеристик каналов сбыта (селективного или эксклюзивного, мощности канала и т.д.);

3 этап – определение уровней каналов предполагает использование факторов и оценочных показателей выбора посредников;

4 этап – формирование маршрутов движения материального потока через пункты трансформации (зависит от внутренних и внешних факторов ограничения проектирования сбытовой цепи);

5 этап – формирование организационно-правовых взаимоотношений между участниками сбытовой цепи;

6 этап – технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения сбытовой цепи и эффективности ее функционирования (зависит от критериев оптимизации сбытовой цепи).

2 фаза – эксплуатационная – заключается в управлении сформированной сбытовой логистической цепью.

1 этап – внедрение – выполнение мероприятий по созданию спроектированной сбытовой цепи на реальном предприятии;

2 этап – мониторинг деятельности системы и контроль выполнения запланированных показателей деятельности системы.

Источник

Торговля как инструмент развития в 21 веке

Статьи

Торговля как инструмент развития в 21 веке

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

Глобальную производственно-сбытовую цепь (ГПСЦ) можно назвать системой, в рамках которой компании, распределенные по всему миру, производят различные компоненты (ресурсы, детали и так далее), которые затем поставляются в другие точки, где собираются в готовую продукцию. Возможность такой кооперации зависит от множества факторов: политики различных стран, договороспособности партнеров, особенностей налогообложения и так далее. В связи с этим любые изменения в данной системе могут нарушить целостность цепочки. Более того, для участия и развития в рамках ГПСЦ необходимо выполнение целого ряда условий.

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

ГПСЦ не способна обеспечить равномерное распределение благ

Несмотря на то что глобальная производственно-сбытовая цепь создает условия для развития целых регионов (открытие рабочих мест, увеличение объемов продаж и так далее), блага, которые она создает, распределяются неравномерно. А в ряде случаев ГПСЦ негативно сказывается на состоянии окружающей среды, нанося ей серьезный (подчас, непоправимый) ущерб.

Неравномерность в распределении благ отмечается как между странами, так и внутри отдельного государства. Крупные компании с целью сокращения себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, снижения издержек переносит производство в развивающиеся регионы мира. Это позволяет им повышать наценку на создаваемые изделия, что ведет к росту общих доходов. Однако из-за такого подхода со стороны крупных корпораций конечные потребители, являющиеся участниками ГПСЦ, не ощущают эффекта от снижения себестоимости продукции. Одновременно с этим производители из развивающихся стран уменьшают наценку на товар. В частности, выпускаемые в Индии предметы одежды стоят заметно дешевле, чем в США.

Развивая торговлю со странами, население которых получает меньший доход, на фоне внедрения новых технологий, крупные корпорации тем самым способствуют перераспределению добавленной стоимости от труда к капиталу в пределах отдельно взятого государства. Это отчасти провоцирует нарастание неравенства между квалифицированными рабочими кадрами и лицами, не имеющими специализации, в размерах получаемых доходов. Развитие ГПСЦ вызывает ряд проблем в реализации своих трудовых навыков и у женщин. Прогресс глобальной производственно-сбытовой цепи открывает новые рабочие специальности для данной категории населения. Но у женщин становится меньше возможностей для реализации своего потенциала. Как следует из статистических данных, эта категория рабочего персонала в основном занята в сферах с небольшой добавленной стоимости. Также женщин реже занимают руководящие посты как в мелких, так и в крупных организациях.

Развитие ГПСЦ наносит достаточно серьезный ущерб окружающей среде. Это происходит из-за того, что на фоне расширения зон торговли увеличивается расстояние, которое преодолевают промежуточные товары (продукты, которые не поступают в открытую продажу, а используются в производственных процессах). В итоге расширение логистической цепочки провоцирует рост объема углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. Дополнительно увеличивается количество отходов. Последнее обусловлено тем, что большинство товаров (включая и промежуточные) комплектуется в отдельные упаковки.

Кроме того, экономический рост, спровоцированный развитием ГПСЦ, может увеличить нагрузку на природные ресурсы. Особенно ярко этот процесс прослеживается в тех случаях, когда корпорации получают различные субсидии и дотации, стимулирующие перепроизводство. Однако, несмотря на это, в настоящий момент пока компании не переносят производственные процессы в страны, законодательство которых не предъявляет жесткие требования в части соблюдения экологических стандартов.

Рисунок 1. Влияние автоматизации производства на объемы импорта комплектующих из развивающихся стран в развитые

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

На приведенном выше рисунке показана взаимосвязь между ростом импорта комплектующих из развивающихся стран в развитие на фоне активной автоматизации производственных процессов. Информация представлена за период с 1995 по 2015 годы. Изменение объемов показано в логарифмических единицах (увеличение на 0,1 указывает на рост импорта примерно на 10%).Внедрение новых технологий способствует развитию ГПСЦ.

Внедрение новых технологий в итоге способствует развитию глобальных торговли и производственных процессов. Однако этот процесс несет в себе как блага, так и риски. Появление на рынке новых продуктов, развитие производства, внедрение ранее недоступных способов автоматизации и другое — все это и многие другое провоцирует прогресс в области ГПСЦ и мировой торговли.

Инновации открывают новые направления для развития глобальной производственно-сбытовой цепочки. Статистика показывает, что в 2017 году 65% от общего товарооборота приходились на товары, которые еще 25 лет назад не существовали.

Внедрение новых технологий положительно сказывается и на глобальной торговле. Автоматизация производственных процессов заставляет страны отказываться от трудоемких методов выпуска товаров, вследствие чего снижается спрос на продукцию, которую создают развивающие государства. Но, вместе с тем, крупные корпорации пока не стремятся вернуть производство из-за рубежа. При этом внедрение методов 3D-печати и новых методов автоматизации способствуют увеличению объемов и расширению масштабов выпуска продукции. В результате описанные процессы провоцируют рост спроса на комплектующие, которые поставляют развивающие страны (об этом прямо свидетельствует рисунок 1).

Не менее выраженный прогресс демонстрируют компании, которые работают на цифровых платформах. Последние позволяют не только сократить торговые издержки, но и сравнительно просто выйти за пределы домашнего рынка. Однако, как показывают результаты различных исследований, расширение присутствия подобных фирм негативно сказывается на распределение выгод от торговли.

Рисунок 2. Примеры национальных политик стран, демонстрирующие особенности перехода к сложным моделям участия в ГПСЦ (ИКТ — информационные и коммуникационные технологии, НТМ — нетарифные меры)

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

За счет национальной политики страны могут увеличить свое присутствие в ГПСЦРазделение и, как следствие, упрощение производства различных товаров (особенно наукоемких и сложных типа компьютеров или автомобилей) затронуло не только крупные или мелкие компании, но и целые страны. За счет децентрализация выпуска продукции государства, находящиеся на ранних этапах развития, включаться в ГПСЦ. Благодаря этому такие страны получают возможности для запуска производства более простых компонентов, необходимых для создания сложной продукции. Однако наличие подобных способностей не означает, что государство сможет включиться в глобальную производственно-сбытовую цепочку.

Вероятность участия в ГПСЦ зависит от множества факторов: географического положения, наличие/отсутствие запасов определенных природных ресурсов, институты, размеры рынка. Не меньшую роль в этом играет и проводимая политика. Так, если руководство страны активно привлекает прямые иностранные инвестиции (ПИИ), то оно тем самым может компенсировать недостаток технологий и других необходимых ресурсов.

Внутренний рынок в силу ряда особенностей (ограниченность ресурсов, недостаточная конкуренция и так далее) не дает компаниями развиваться. Такую «узость» способна решить политика либерализации торговли как на домашнем, так и на глобальном рынках. А для устранения проблем, связанных с географической удаленностью производства, необходима модернизация инфраструктуры транспорта и связи. Одновременно нужно увеличить (усилить) конкуренцию в этих сферах. Кроме того, глубокая интеграция между странами заставит правительства реформировать государственные институты и сферу экономической политики. Но для этого потребуются внедрение новых технологических решений и финансовая помощь.

Рисунок 2 отражает результаты анализа, которые показывают, какую именно политику следует проводить для того, чтобы стать участников ГПСЦ. Главное, что должно понимать руководство стран — политические решения нужно претворять в жизнь с учетом особенностей конкретного государства и планах его правительства на участие в глобальной производственно-сбытовой цепи.

При этом для планомерного развития страны-участницы ГПСЦ необходимо постоянное привлечение ПИИ. Для этого руководству государств потребуется обеспечить защиту прав инвесторов, организовать благоприятный инвестиционный климат, создать открытый и стабильный рынок. Сегодня страны применяют различные подходы для привлечения ПИИ. Ряд государств Юго-Восточной Азии создают благоприятные условия для иностранных инвесторов, которые вкладывают деньги в развитие товарного производства. Но, вместе с тем, правительства этих стран ограничивают участие зарубежных партнеров в секторе услуг. Другие государства предоставляют льготы и субсидии для иностранных инвесторов. Однако такой подход может негативно сказаться на кооперации со странами-партнерами и в конечном итоге спровоцировать снижение деловой активности. А некоторые страны (Малайзия, Коста-Рика и Марокко) привлекают трансформационные ПИИ в ГПСЦ со стороны крупных иностранных корпораций, проводя эффективную политику по стимулированию инвестиций.

Страны, обладающие значительными «запасами» рабочей силы, но при этом поддерживающие высоким курс национальной валюты и ограничивающие трудовое законодательство, не способны в полной мере реализовать свой потенциал. Например, в Бангладеше специалисты, занятые в сфере обрабатывающей промышленности, получают столько же, сколько и в среднем остальные жители. А во многих африканских странах стоимость рабочей силы в 2 раза превышает размер подушевого дохода.

Либерализация торговли позволяет государствам выходить на рынки, которые могут удовлетворить потребности в недостающих ресурсах. Так, в 2000-х годах руководство Перу провело масштабное снижение тарифов. Благодаря этому страна смогла нарастить производительность, заметно увеличить объемы выпускаемой продукции и диверсифицировать свой экспорт в рамках ГПСЦ. Заключая новые торговые соглашения, страны открывают для себя новые возможности за счет входа на ранее закрытые рынки. Этот подход, в частности, способствовал включению Маврикия, Лесото, Мадагаскара, Бангладеша, Гондураса и Доминиканской республики в ГПСЦ.

В последние годы усилилась взаимосвязь между экономиками товаров и услуг. Из-за этого необходимы изменения в ГПСЦ. Потребуется реформирование политики развития различных направлений сферы услуг: финансы, транспорт, электросвязь и других. Эта необходимость обусловлена глобализацией торговых взаимоотношений.

Для целого ряда товаров задержка в поставках на одни сутки сегодня вызывает повышение цены на 1%. Для снижения торговых издержек, возникающих под влиянием временных факторов и сопутствующих рисков, потребуется повышение конкуренции между логистическими компаниями, усовершенствование таможенных процедур и пограничного контроля, модернизация портов и системы управления ими. Также необходимо найти решения проблем, связанных с географической удаленностью отдельных участников ГПСЦ.

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

В связи с тем что для успешного развития глобальной производственно-сбытовой цепи нужно гибкое объединение мировых корпорацией в сети, важно уделять повышенное внимание как условиям, так и обязательствам по выполнению заключаемых контрактов. В частности, потребуется создать условия, обеспечивающие стабильное выполнение договоренностей между компаниями, которые действуют в рамках одной сети. Если участники ГПСЦ занимаются производством и сбытом инновационной и сложной продукции, то им необходима защита прав интеллектуальной собственности. Для этого, например, нужно усовершенствовать подход к тестированию и сертификации продукции, приведя его к общемировым стандартам. Данные изменения должны проводить руководство стран-участниц ГПСЦ.

В современном понимании глобальной производственно-сбытовой цепи инструменты промышленной политики (субсидии, налоговые льготы и так далее), которые применяются уже несколько десятилетий, могут исказить модели производства. Большим потенциалом обладают другие меры:

Улучшение делового и инвестиционного климата нередко требует значительных временных и денежных затрат. В связи с этим страны-участницы ГПСЦ организуют на своих территориях особые экономические зоны (ОЭЗ). Однако в настоящий момент положительных результатов достигают немногие ОЭЗ. В основном такие зоны помогают устранить недостатки отдельных рыночных или политических механизмов. Чтобы создать действительно рабочие условия, необходимые для улучшения инвестиционного климата, даже на ограниченной территории требуется обеспечить доступ ко всем ресурсам: электроэнергии, связи, воде, земле, рабочей силе и другим. Одновременно с этим нужно минимизировать риски, возникающие в связи с действующими регуляторными барьерами. Примером успешно функционирующих особых экономических зон являются ОЭЗ, организованные Китаем, ОАЭ и Панамой.

Другие меры, обеспечивающие справедливое распределение выгод от ГПСЦ

Не только политические решения необходимы для справедливого перераспределения выгод от участие в ГПСЦ и снижения сопутствующих издержек. Для этого потребуется реализация и других мер, действие которых направлено на достижение указанных целей. В частности, необходимо проводить мероприятия и внедрять решения, которые смогли бы обеспечить соблюдение действующего трудового законодательства, помочь работникам, пострадавшим из-за структурных изменений, а также сохранить окружающую среду.

Рост ГПСЦ не влияет равномерно на все структуры экономики. Например, от этого могут выиграть представители одной профессии, но пострадать — другой. Поэтому им и требуется поддержка, которая особенно важна для стран со средними и высокими доходами. Важно обеспечить условия для адаптации участников рынка труда к ситуации, изменяющейся в связи с появлением ГПСЦ. Указанные мероприятия, прежде всего, направлены на повышение мобильности среди работников. Также потребуются меры по формированию навыков у специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.

Если учесть, что безработица, часто возникающая после произошедших структурных изменений, со временем приобретает хронический характер, необходимо создать условия для страхования прежней заработной платы. Такой подход поможет сохранить специалистов на прежних местах за счет того, что размер их доходов не уменьшится. В долгосрочной перспективе страхование заработной платы принесет положительные результаты. Например, в Дании местное законодательство незначительно ограничивает работодателей в плане приема на работу и увольнения. Однако для безработных здесь предусматриваются достаточно большие пособия. Благодаря такому сочетанию удалось создать гибкий рынок труда и гарантировать занятость для населения.

Нормы трудового законодательства (при условии их грамотной проработки и постоянного соблюдения) способны обеспечить защиту работников. Частные компании также должны принимать участие в изменении порядка и условия найма и сотрудничества со специалистами. Это особенно важно для тех представителей бизнеса, чьим клиентам небезразличны условия труда на предприятиях.

Показательную роль в разработке соответствующих норм способны сыграть такие организации, как Международная финансовая корпорация и Международная организация труда. Они помогли качественно повысить условия работы специалистов во Вьетнаме. Однако правительство этой страны предприняло и ряд собственных мер, направленных на улучшение условий занятости населения. Оно опубликовало список компаний, которые не соблюдают трудовое законодательство.

С целью снижения вреда окружающей среды, которое оказывает ГПЦС, необходимо вводить сборы за ухудшение экологической обстановки. Такой подход заставит участников глобальной производственно-сбытовой цепи внимательнее относится к расходованию ресурсов. Но возникающие в связи с этим расходы будут включены в наценку на выпускаемые товары. Внедрение указанных сборов также запустит процессы по разработке новых, инновационных методов защиты окружающей среды и создания экологически чистых товаров.

Как уже было отмечено, субсидирование промышленности и энергетического сектора способно исказить рыночные механизмы. Из-за дотаций невозможно добиться справедливого перераспределения ресурсов. Кроме того, отсутствие налогов, взимаемых за вырабатываемые парниковые газы, не способствует снижению выброса CO2. Изменив это, внедрив новые природоохранные нормы, действие которых направлено на определенные категории промышленности, и изменив правила использования ряда загрязняющих веществ, можно снизить ущерб, который наносят окружающей среде связанные с ГПСЦ транспортные и промышленные компании.

Выгоды от участия в ГПСЦ, полученные благодаря развитию международного сотрудничества

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

ГПСЦ напрямую зависит от условий развития международного сотрудничества. Характер взаимодействия участников данной цепи меняется с учетом принятия (непринятия) определенных политических мер в отдельно взятой стране. В итоге это может тем или иным образом сказаться на потребителях и компаниях из другого государства.

Развитие международного сотрудничества способно нивелировать особенности национальной политики стран, тем самым улучшив результаты торговой деятельности. Меры протекционизма увеличивают общие издержки предприятий. Особенно ярко это проявляется в отношении тех компаний, товары которых многократно пересекают границы. Поэтому применительно к ГПСЦ снижение торговых барьеров окажет заметное влияние на развитие бизнеса.

Глобальная производственно-сбытовая цепь неразрывно связана с ПИИ. И участникам ГПСЦ жизненно важно обеспечить оптимальные инвестиционные условия. Это наиболее актуально для стран, которые испытывают острый дефицит капитала.

Не менее остро стоят вопросы протекционизма, когда дело касается развивающихся государств, участвующих в ГПСЦ. Для последних важно в рамках данной цепи разработка и соблюдение твердых правил ведения торговли и предотвращение дискриминации внутри такой системы. Также необходимы стимулирование реформаторской деятельности, открытие доступа к мировым рынкам и оказание помощи в урегулирование спорных вопросов, возникающих с крупными игроками (странами, корпорациями).

Однако сегодня добиться указанных результатов достаточно сложно из-за высокого давления, которое испытывает международная торговля. В течение трех десятилетий развивающиеся страны вели активную работу по наращиванию экономического потенциала, который позволил бы им догнать развитые государства. Но это привело к негативным последствиям. Такие действия спровоцировали неравномерное перераспределение доходов между отдельными внутри отдельных стран и между государствами..

Сегодня сложилась ситуация, при которой рост благосостояния одной страны одновременно вызывает усиление протекционистских мер. И ранее применяемая система торговли, которая могла приспособиться к изменяющимся условиям, сейчас не работает должным образом. В итоге даже внутри Европейского союза часто возникают разногласия между отдельными странами по различным вопросам.

Серьезные изменения повлекла за собой торговая война, разразившаяся между Китаем и США. Из-за этого обе страны усилили протекционистские меры. Данная война спровоцировала неопределенность на мировой политической арене, что подрывает ГПСЦ. Из-за торгового конфликта снизилась уверенность в среде инвесторов. Это, в свою очередь, может стать причиной падения мировой экономики и, как следствие, увеличения числа безработных. По предварительным подсчетам, в ближайшее время за чертой бедности (бедными признаются люди, которые ежедневно получают менее 5,5 долларов США) окажется свыше 30 миллионов человек. А совокупный доход всего мира (предприятий, государств и так далее) опустится до отметки в 1,4 триллиона долларов. И даже при условии, если США и Китай найдут способы достичь договоренности, торговая война, вероятно, приведет к неблагоприятным последствиям.

Для создания и поддержания открытой торговли необходимо внедрять комплекс мер. Главным приоритетом в данном направлении видится углубление традиционного сотрудничества. Одновременно с этим необходимо устранить барьеры, мешающие свободному товарообмену, и другие факторы, которые негативно сказываются на ведении торговой деятельности (государственные субсидии и иное). Также потребуется развитие сотрудничества не только в сфере товарного обмена, но и налогообложения, регулирования, формирования соответствующей инфраструктуры.

Углубление традиционного торгового сотрудничества

В перспективе развития ГПСЦ одной из важных задач является углубление и расширение правил и обязательств, которых придерживаются участники традиционной торговли. В современных условиях компании (как мелкие, так и крупные) и страны не имеют доступа к открытому рынку. В частности, уже много лет поднимается вопрос о либерализации торговли продукцией и услугами сельскохозяйственного сектора экономики. А на некоторых рынках ограничивается протекционистскими настроениями либо нетарифными мерами товарообмен изделиями промышленного назначения. Так, в ряде беднейших стран проводится политика по снижению тарифов. Однако эти меры не затрагивают импортируемые товары. В других странах проводимая местными властями политика по внедрению специальных и дифференцированных режимов торговли препятствует как реформам, так и их участию в ГПСЦ.

Кроме того, руководство отдельных государств проводит протекционистскую политику в отношении продукции с высокой добавленной стоимостью. Эти меры негативно сказываются на производственном процессе в трудоемких областях в развивающихся странах: агропромышленный комплекс, кожевенное и швейное дело и других. Также правительства нередко заключают международные соглашения, в которых ограничивают круг потенциальных поставщиков. Субсидирование отдельных сфер экономической деятельности негативно сказывается на конкуренции. А некоторые нормы не создают условия для нормальной конкурентной борьбы.

что такое сбытовая цепочка. Смотреть фото что такое сбытовая цепочка. Смотреть картинку что такое сбытовая цепочка. Картинка про что такое сбытовая цепочка. Фото что такое сбытовая цепочка

Не проводятся либеральные реформы в секторе услуг. Последние нововведения не оказали заметного влияния на эту область экономической деятельности. Некоторые виды услуг, тесно связанных с ГПСЦ (например, морские и воздушные перевозки), нуждаются в более скоординированных действиях в части либерализации. Однако достигнутые ранее договоренности на международном уровне препятствуют реформированию этого сектора.

Торговые переговоры будут приносить положительные результаты при условии, если:

Такая совокупность подходов позволит углубить традиционную торговлю.

Расширение сотрудничества в области защиты конкуренции, налогообложения и потоков информации

Децентрализация производственных процессов, развитие наукоемких секторов и другие факторы создает определенные сложности перед разработчиками законов в области налогообложения. Поэтому в данном секторе тоже требуется международное сотрудничество. Оно, в частности, поможет развитым странам найти возможности для оказания поддержки гражданам, потерявшим работу, а развивающимся — средства для создания новой и развития имеющейся инфраструктуры. Придерживаясь единого подхода к вопросам налогообложения, правительства смогут уменьшить отток капитала за рубеж, так как у компаний не останется для этого никаких стимулов. Однако, прежде чем внедрять подобные меры, необходимо оценить возможные последствия от таких изменений для развивающихся стран.

Конечные потребители в последние годы озабочены вопросом неприкосновенности частной информации, которую получают крупные IT-компании, а также ущемление прав сторонних разработчиков со стороны этих гигантов, активно навязывающих свои цифровые платформы. Отчасти в связи с этим правительства достаточно жестко ограничивают передачу информации за границу и вводят новые правила работы с такими данными внутри страны.

Внедряемые законы о конкуренции, прежде всего, призваны защитить национальные интересы. Поэтому договоренности между странами носят преимущественно ограниченный характер. Решить эту проблему можно, введя нормы, согласно которым иностранные компании обязуются защищать интересы потребителей в стране-импортере, а последняя — предоставить доступ к открытому рынку.

Проводя указанные мероприятия, необходимо сохранить за развивающимися странами возможность участия в ГПСЦ. То есть нельзя избегать их интересов при достижении договоренностей. Для этого потребуется поддержка мирового сообщества, которое поможет развивающимся странам взять на себя обязательства по развитию сфер, главных для них с точки зрения экспорта товаров и услуг. Одновременно с этим необходимо, чтобы партнеры данных государств обеспечили открытый доступ к собственным рынкам.

Еще один фактор, который необходимо учитывать при развитии ГПСЦ — сбой в координации инвестирования в инфраструктуру негативно сказывается на всей цепочке товарообмена. В этом ключе играет важную роль условия взаимодействия стран, имеющих одну границу. Так, Гватемала и Гондурас существенно сократили время таможенного оформления товаров (с 10 часов до 15 минут), внедрив единую систему обмена информации и организовав таможенный союз.

В свою очередь, ВТО тоже оказывает поддержку стран с низкими доходами. Им организация предоставляет финансовую помощь, которая идет на развитие местной инфраструктуры и других секторов экономики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *