что такое сбалансированный бюджет

Сбалансированность бюджетов (дефицит и профицит)

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) влечёт за собой снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Профицит бюджета

Глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» из БК РФ исключена. Ранее она содержала правила использования (устранения) профицита бюджета, вытекающие из принципа сбалансированности бюджета:

Дефицит бюджета

Ст. 92 гл. 13 БК РФ определяет, что дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (в общем случае) не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (ст. 92.1 БК РФ).

Методы бюджетного планирования

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Классификация бюджетного дефицита

1. По характеру возникновения:

2. По продолжительности:

3. По отношению к плану:

Источник

сбалансированный бюджет

Смотреть что такое «сбалансированный бюджет» в других словарях:

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ — (balanced budget) Равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг (government… … Экономический словарь

Сбалансированный бюджет — равенство правительственных расходов c общими поступлениями за вычетом государственных займов. По английски: Balanced budget См. также: Баланс государственного бюджета Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам … Энциклопедический словарь экономики и права

Сбалансированный бюджет — (BALANCED BUDGET) достигается, когда государственные расходы на товары и услуги (g) равны налоговым поступлениям за вычетом трансфертных платежей (t); … Современные деньги и банковское дело: глоссарий

Циклически сбалансированный бюджет — равенство правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах экономического цикла. При этом возникающий в периоды спада деловой активности дефицит бюджета компенсируется бюджетным профицитом в периоды… … Финансовый словарь

БЮДЖЕТ — Цивилизация это стадия развития общества, на которой ничего нельзя сделать без финансирования. Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований. Морис Станс, директор Бюджетного бюро США Идеальный политик голосует за все… … Сводная энциклопедия афоризмов

БЮДЖЕТ СБАЛАНСИРОВАННЫЙ — (см. СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Бюджет Циклически Сбалансированный — равенство объема расходов государства на товары и услуги объему налоговых поступлений в долгосрочном периоде. Дефицит бюджета, возникающий в периоды спада деловой активности, компенсируется бюджетным избытком в периоды процветания. Словарь бизнес … Словарь бизнес-терминов

бюджет циклически сбалансированный — Равенство объема правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах экономического цикла: возникающий в периоды спада деловой активности дефицит бюджета компенсируется бюджетным избытком в периоды… … Справочник технического переводчика

сбалансированный нейтронный бюджет — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN balanced neutron budget … Справочник технического переводчика

Источник

Сбалансированность бюджета

Комментариев пока нет. Будь первым! 55,477 просмотров

Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Цели и функции

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.

Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Методы сбалансированности

Сбалансированность бюджета достигается разными методами, одни из них применяются при формировании бюджета, другие – при его исполнении.

К методам сбалансированности бюджета относятся:

Сбалансированность бюджета – это также планирование направлений бюджетных расходов, сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения лишних затрат, а также использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования, мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами, использования бюджетных резервов и т.д.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:

Источник

Тема 4. Сбалансированность бюджета

Цель изучения данной темы — рассмотреть состояния, в которых может находиться бюджет, изучить сущность и функции государственного кредита, принципы и методы управления государственным долгом.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

Содержание

4.1. Понятия дефицита и профицита бюджета

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фондадефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.

Дефицит бюджета — расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо.

Профицит бюджета — положительное сальдо бюджета — представляет собой превышение доходов над расходами.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Причины этого отставания могут быть различными, в частности:

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что текущие расходы бюджетов субъекта РФ и местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующих бюджетов.

При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета (также без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов).

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (Вступает в силу с 1 января 2011 года.)

Сбалансированность федерального бюджета РФ 1995-2003 гг. (% от ВВП)

Годы

Расходы

Доходы

Дефицит(-), профицит(+)

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

4.2. Теории бюджетной сбалансированности

В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, одной из важнейших задач современной бюджетной политики большинства государств мира стало решение проблем стимулирования экономического роста в стране и проблем сбалансированности бюджетов различных уровней.

Современные финансовые теории допускают наличие бюджетного дефицита на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в дефицитности бюджета во время спада (с целью стимулирования совокупного спроса) и наличии компенсирующего профицита в период подъема и стабилизации.

Иначе говоря, достаточно, чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла, ежегодная же сбалансированность бюджета ослабляет стабилизирующее значение фискальной роли государства и снижает возможности властей по стимулированию экономического роста.

Признание возможности использования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к увеличению значения механизмов государственного кредита и расширению сферы его использования.

4.3. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений, в которой одной из сторон является государство, а другой (кредиторами или заемщиками) — физические и юридические лица.

Государство может выступать:

В отличие от банковского кредита государственный характеризуется прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и идут на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Л. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране».

Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение: «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».

Учитывая российскую специфику, можно полагать, что государственный долг — это вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них, к определенному моменту времени.

Иными словами, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики, т. е. неоплаченный госзаказ, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и т. д. Практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который вдобавок не выплачиваются проценты.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:

Основные функции государственного кредита.

Государственный кредит играет важную роль в:

4.4. Классификация государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

4.5. Принципы и методы управления государственным долгом

Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 60 %, предельный объем долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 70 %, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Управление государственным долгом — это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:

Реструктуризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.

Важное значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Методы управления государственным долгом:

Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Источник

Необходимость формирования сбалансированного бюджета

что такое сбалансированный бюджет. Смотреть фото что такое сбалансированный бюджет. Смотреть картинку что такое сбалансированный бюджет. Картинка про что такое сбалансированный бюджет. Фото что такое сбалансированный бюджет что такое сбалансированный бюджет. Смотреть фото что такое сбалансированный бюджет. Смотреть картинку что такое сбалансированный бюджет. Картинка про что такое сбалансированный бюджет. Фото что такое сбалансированный бюджет что такое сбалансированный бюджет. Смотреть фото что такое сбалансированный бюджет. Смотреть картинку что такое сбалансированный бюджет. Картинка про что такое сбалансированный бюджет. Фото что такое сбалансированный бюджет что такое сбалансированный бюджет. Смотреть фото что такое сбалансированный бюджет. Смотреть картинку что такое сбалансированный бюджет. Картинка про что такое сбалансированный бюджет. Фото что такое сбалансированный бюджет

что такое сбалансированный бюджет. Смотреть фото что такое сбалансированный бюджет. Смотреть картинку что такое сбалансированный бюджет. Картинка про что такое сбалансированный бюджет. Фото что такое сбалансированный бюджет

что такое сбалансированный бюджет. Смотреть фото что такое сбалансированный бюджет. Смотреть картинку что такое сбалансированный бюджет. Картинка про что такое сбалансированный бюджет. Фото что такое сбалансированный бюджет

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Концепции сбалансированности госбюджета:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, т.к. любое сознательное воздействие правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)

2) концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. В периоды подъема формируется бюджетный резерв. В периоды спада может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)

3) концепция функциональных финансов (главная цель финансов гос-ва – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать эк рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)

Как известно, в целом состояние сбалансированности бюджета зависит от трех основных параметров:

· основных направлений и применяемых инструментов текущей государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета;

· определенной стадии экономического цикла развития экономики страны;

· приоритетов и перспектив на долгосрочный период поступлений в бюджет налоговых и иных обязательных платежей, а также сумм других государственных доходов (в том числе заемных).

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Его результатом является недостаток свободных оборотных средств вэкономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

до 12 августа 2000 г. в бюджетный кодекс входила глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которая была затем исключена (Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

что такое сбалансированный бюджет. Смотреть фото что такое сбалансированный бюджет. Смотреть картинку что такое сбалансированный бюджет. Картинка про что такое сбалансированный бюджет. Фото что такое сбалансированный бюджет

Депутаты Госдумы предлагают вернуть в бюджетное законодательство норму о профиците бюджета. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму (в январе 2014 г).

Предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ порядок использования профицита бюджета. Так, установлено, что бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет) должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета.

При этом в случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета предписывается осуществить сокращение профицита бюджета. Для такого сокращения предусмотрены действия в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если указанные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

В соответствии же с российским законодательством бюджет не должен быть ни дефицитным, ни профицитным. Нормой для экономик большинства стран является именно состояние сбалансированности доходов и расходов. Поэтому не случайно из БК РФ вообще была исключена глава 12.

Центральным направлением расходования профицитных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются эти средства и на увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *