что такое сатанинская библия
Сатанинская Библия
«Сатанинская библия» (англ. The Satanic Bible ) — книга, написанная Антоном Шандором ЛаВеем в 1969. Она включает в себя собрание эссе, наблюдений и базовых сатанинских ритуалов и описывает основы сатанинской философии, которую ЛаВей сформировал под влиянием идей ряда личностей — таких, как Никколо Макиавелли, Фридрих Ницше, Рагнар Рыжебородый, Айн Ранд, Калиостро и многих других. Книга служит, в основном, унификатором некоторых принципов сатанизма, и самими сатанистами рассматривается скорее не в качестве какой-нибудь жёсткой доктрины, которой кто бы то ни было обязан следовать, а в качестве общих рекомендаций и введения в сатанинское мировоззрение.
Содержание
История
«Сатанинская библия» впервые была опубликована в 1969 году издательством «Avon Books», с тех пор она многократно переиздавалась. Основной текст всегда оставался неизменным, однако раздел с благодарностями по сравнению с самым первым изданием претерпел изменения (первое издание содержало знаменитый расширенный раздел с благодарностями, позже сокращённый), а вступление несколько раз заменялось и дополнялось. Бёртон Вульф ( Burton Wolfe ), журналист и член Церкви Сатаны с её раннего периода, является автором вступления, которое публиковалось в книге в течение многих лет. Питер Гилмор, в данное время являющийся Верховным Жрецом Церкви Сатаны, написал новое введение, которое заменило собой текст Бёртона Вульфа и теперь, начиная с 2005, включено в издание «Сатанинской библии». «University Press» издало «Сатанинскую библию» и «Сатанинские ритуалы» в твёрдой обложке, однако эти издания давно не переиздавались и превратились в букинистические (некоторые копии на
Разделы «Сатанинской библии»
«Сатанинская библия», помимо вступления, написанного другими авторами, разделена на четыре раздела под следующими названиями:
Книга Сатаны
«Книга Сатаны», первый раздел «Сатанинской библии», носит подзаголовок «Инфернальная диатриба» и содержит «изложение того, что может быть названо «дьявольским негодованием»», в виде нескольких стихов. Критики считают, что этот раздел в сравнении с другими сформулирован в наиболее эмоциональной форме и в нём не столько даётся ответ на вопрос «почему сатанизм?», сколько обличаются ортодоксальные общественные догматы и под вопрос ставятся сами понятия «добро» и «зло».
Отчасти содержание «Книги Сатаны» восходит к произведению Рагнара Рыжебородого «Сила есть право, или Выживание наиболее приспособленных», однако тот текст, который был в ней использован, ЛаВей отредактировал или немного изменил с целью сделать его более понятным и уместным. Тот факт, что ЛаВей считал это необходимым, явил себя во вступлении, которое он написал для издания «Сила есть право».
В «Книге Сатаны» раскрываются также и некоторые основные положения сатанинской философии. Например, скептический принцип проявляется в цитате «Я ставлю под сомнение все явления», — в том числе и в отношении «высокомерных моральных догм»: «Слушай и смотри: всё это обман!». Христианский же принцип любви к врагу отметается: «…если человек ударит тебя по одной щеке, СОКРУШИ его в другую! порази весь бок его, ибо самосохранение — высший закон!» Человеческая мораль вообще не признаётся в качестве чего-то ригидного, неизменного и непрекословного. Одно из ведущих положений заключается в необходимости отказаться от бездеятельного ожидания жизни после смерти и принять свою жизнь «здесь и сейчас». Кроме того, большое значение придаётся идеалам свободы личности.
Книга Люцифера
Второй раздел, «Книга Люцифера», имеет подзаголовок «Просвещение» и содержит основной текст «Сатанинской библии». Он состоит из двенадцати эссе по различным темам, от свободного секса и сексуальной раскрепощённости до жизни после смерти.
Антон ЛаВей поясняет принцип ответственности для ответственных, противопоставляя его идеям, выражающимся во фразах «это произошло согласно Божьему промыслу, дочь моя» или «он в руках Божьих, сын мой»:
В этом разделе ЛаВей также впервые вводит в обращение термин психический, или духовный, вампир, который относит к людям, которые «вытягивают жизненные силы из других людей». Сейчас этот термин, синонимом которого можно считать словосочетание «энергетический вампир» (вероятно, чаще употребляемый в русском языке), входит в активный словарь многих людей. Автор предлагает избегать каких бы то ни было отношений с психическими вампирами, которые пытаются играть на человеческом чувстве вины. В заключении «Книги Люцифера» ЛаВей предупреждает о «псевдосатанистах».
Книга Белиала
«Книга Белиала» — третий раздел «Сатанинской библии», имеющий подзаголовок «Власть над землёй». Этот раздел посвящён ритуальной, или церемониальной, магии и содержит пять подразделов, которые рассматривают более частные вопросы по сравнению с «Книгой Люцифера».
Антон ЛаВей прибегает здесь к следующему определению магии: магия — «изменение ситуаций и событий в соответствии с собственной волей, которое при использовании обычных методов не было бы достигнуто». Он считает, что разделение магии на «белую» и «чёрную» надуманно, ибо «нет никакой разницы между „белой“ и „чёрной“ магией, за исключением чопорного лицемерия, страдающей комплексом вины праведности и самообмана самого „белого“ мага». Вместе с тем, ЛаВей соглашается с иной классификацией, подразделяющей магию на большую магию ( greater magic ), или ритуальную, и малую магию ( lesser magic ), или манипуляторную, для осуществления которой не нужны ритуалы. Первый тип магии более подробно разбирается в «Сатанинских ритуалах», тогда как последний, малая магия, — в «Сатанинской ведьме».
Книга Левиафана
Последний раздел «Сатанинской библии» — «Книга Левиафана», которая носит подзаголовок «Неистовствующее море», — посвящён более специфическим вопросам большой, или ритуальной, магии. Этот раздел содержит инструкции по проведению ритуалов, ориентированных на плотские желания, разрушение и помощь, а также список «инфернальных имён» и «Воззвание к Сатане». Каждое воззвание к Сатане в «Книге Левиафана» заканчивается словами «Шемхамфораш!» (ивр. שם המפורש , дословно «обозначенное имя». Поскольку в Торе словом шем (שם) иногда обозначается бог, вероятно «Шемхамфораш» обозначает «Рекомый Бог», «Провозглашенный Бог») и «Слава Сатане!».
В заключении «Книги Левиафана» ЛаВей приводит сатанинскую интерпретацию девятнадцати «Енохианских ключей» Джона Ди.
Сатанинская Библия
Осторожно, деликатная тема! Posmotre.li никого ни к чему специально не поощряет, юношество — и подавно. В частности, она никого не поощряет вступать в секты (или тайные общества) и совершать какие-то обряды, а также конфликтовать с кем бы то ни было. Меньше рецептов, больше культурных отсылок. |
Балалайка докладывает: Posmotre.li не интересуется политикой и не считает одну религию хуже другой. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить). |
« | Здесь же вы найдете правду и фантазию. Каждая необходима для существования другой, но должна приниматься за то, чем она является на самом деле. | » |
— Антон Шандор ЛаВей, Сатанинская библия |
Сатанинская библия — книга, написанная лидером Церкви Сатаны Антоном ЛаВеем в 1969 году. Состоит из четырёх частей: в первой принципы веры описываются поэтично и метафорично, во второй те же мысли разбираются прозаично и подробно, в виде сборника эссе по разным темам, в третьей автор описывает общие принципы ритуалов и магии (которые весьма близки к некоторым психологическим приёмам и вообще наставляют пользователя скорее использовать «магию» для эмоциональной разрядки, чем реально пытаться кастовать фаерболы), четвёртая посвящена, собственно, сатанинским текстам и ритуалам, почти полностью заимствованным у Кроули. Основное содержание мало кого могло эпатировать уже в лавеевские времена (собственно, сам автор не раз подчёркивал то, что он не выдумывает что-то новое, а призывает принять уже де-факто существующее и перестать лицемерить), зато знатно проезжалось как по распространённым религиям, так и по стереотипному образу беснующегося культиста в чёрном балахоне. Поэтому его мало кто читал. Книга Белиала с принципами магии куда как популярнее, книгу Левиафана с большим количеством непонятных слов даже цитируют иногда. Стоит зайти разговору о сатанизме, как поминают именно их. В большинстве случаев, однако, хватает только названия и, в лучшем случае, оглавления: на стереотипы ложиться прекрасно и звучит угрожающе. Автор любил троллить названиями ещё задолго до Панчина с его «Защитой от тёмных искусств», но многие, книги вовсе не читавшие, шутки не заметили и приняли за чистую монету. Как среди борцов за нравственность, так и среди дьяволопоклонников-кошкорезов.
В массовом сознании данная книга выглядит намного веселее, чем в реальности, и стоит на одной полке с Некрономиконом и более мелкими гримуарами, часто обмениваясь с ними функциями. В результате достаточно мирная книга обрастает человеческими жертвоприношениями, супами из младенцев, расчленёнкой, открытием врат в Ад и прочими деталями, теряя при этом связь с оригиналом вплоть до полной инверсии.
Ирония судьбы — автор Сатанинской библии отдал душу… ну, кому он там думал ее отдать… не где-нибудь, а в католическом госпитале.
Блеск и нищета «Сатанинской библии» Лавея
«Сатанинская библия» была написана в 1969 году в США, в том же году она была опубликована издательством «Avon Books», с тех пор неоднократно переиздавалась. Основной текст оставался одним и тем же, изменения вносились в раздел с благодарностями, несколько раз изменялось вступление. Вступление для раннего издания «Сатанинской библии» написал Бартон Вулф, в последующих изданиях это вступление было изъято и заменено вступлением, написанным Питером Гилмором. При написании статьи был использован вариант с предисловием Бартона Вулфа. К сожалению, автору не удалось найти напечатанный экземпляр «Сатанинской библии», поэтому пришлось обратиться к интернету. Сравнив ряд размещенных на разных сайтах вариантов «Сатанинской библии», автор пришел к выводу, что основные отличия состоят в наличии или отсутствии предисловия Вулфа, а также в качестве перевода. Судя по всему, было сделано несколько переводов, отличающихся в деталях, при этом смысловое значение книги фактически не меняется. Названия глав, в зависимости от перевода, могут звучать немного иначе, но все равно узнаваемы. «Сатанинская библия» разделена на четыре раздела: «Книга Сатаны», «Книга Люцифера», «Книга Белиала» и «Книга Левиафана». В сносках автор решил эти названия не упоминать, так как, по его мнению, для поиска цитаты в книге достаточно названия главы. Учитывая, что найти «Сатанинскую библию» на русском языке в интернете не составляет никаких проблем (на взгляд автора, их даже слишком много!), автор не указывал какие-то конкретные ресурсы, на которых она размещена. Любой желающий сможет найти эту книгу без труда, конечно, если у него еще останется желание ее читать, после ознакомления с данной статьей.
Читайте также по теме:
Начнем знакомство с перечисления девяти сатанинских заповедей, с которых Лавей начинает свою книгу. Автор приведет эти заповеди без всяких комментариев.
1. Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание!
2. Сатана олицетворяет жизненную суть вместо несбыточных духовных мечтаний.
3. Сатана олицетворяет неоскверненную мудрость вместо лицемерного самообмана!
4. Сатана олицетворяет милость к тем, кто ее заслужил, вместо любви, потраченной на льстецов!
5. Сатана олицетворяет месть, а не подставляет после удара другую щеку!
6. Сатана олицетворяет ответственность для ответственных вместо участия к духовным вампирам.
7. Сатана представляет человека всего лишь еще одним животным, иногда лучшим, чаще же худшим, чем те, кто ходит на четырех лапах; животным, которое вследствие своего «божественного, духовного и интеллектуального развития» стало самым опасным из всех животных!
8. Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению!
9. Сатана был лучшим другом Церкви во все времена, поддерживая ее бизнес все эти годы!
Как нужно относиться к ближним согласно «Сатанинской библии»? Лавей писал о воздаянии другим: «Сатанизм придерживается измененной формы Золотого Правила [21]. Наша интерпретация его такова: «Воздай другим то, что воздали тебе они», потому что если «Воздаешь ты каждому, как воздали бы тебе они» а они, в ответ, относятся к вам плохо, самой человеческой природе противно продолжать относиться к ним с уважением. Вы могли бы воздать другим, как если бы воздали они вам, но если ваша обходительность не была возвращена, к ним следует относиться с заслуженной ими яростью» [22].
Главными сатанинскими праздниками являются Вальпургиева ночь (ночь на первое мая) и Хеллоуин (канун дня всех святых, 31 октября), а также день рождения сатаниста. Лавей писал: «Сатанист полагает: «Почему бы не быть честным с самим собой, и, если уж бог создается по моему образу и подобию, почему бы этим богом не считать себя?» Каждый человек является богом, если он считает себя таковым. Так что сатанист празднует свой день рождения как самый важный праздник в году» [35].
К кому из предшествовавших ему лидеров сатанизма Лавей относился с симпатией? Он считал, что ближе всего ему по духу были ритуалы, созданные знаменитым сатанистом Алистером Кроули (Aleister Crowley). Но и у него Лавей нашел ряд недостатков: «Кроме очаровательной поэзии, альпинизма и поверхностного знания некоторых магических безделушек, жизнь Кроули явила собой пример позерства и попыток казаться хуже, чем он был на самом деле. Как и его современник, Преподобный (?) Монтегю Саммерс, Кроули, без сомнения, провел свою жизнь с прижатым к щеке языком, но сегодняшние последователи Кроули ухитряются прочесть эзотерический смысл в каждом его слове» [40]. По сути, вершиной сатанизма Лавей считал себя, что, впрочем, неудивительно учитывая тот эгоцентризм, который лежит в основе всего его учения.
Как уже было отмечено выше, сатанизм состоит из множества групп, которые могут иметь значительные различия в своих учениях и практике. Лавей отнюдь не является общепризнанным авторитетом в среде сатанистов, многие из них относятся к нему критически. Поэтому будет целесообразно сказать несколько слов о той критике, что они подвергли Лавея, хотя эта критика и не носит характера «богословской» полемики [41].
В самом начале статьи, излагая биографию Лавея, мы упомянули, что она не совсем соответствует историческим фактам. Обратимся к ее критикам. Были проведены исследования его биографии, которые вылились в написание следующих трудов: Альфред Кнопф «Святые и грешники» (Knopf, A. «Saints andSinners», New York, 1993) и Майкл Акино [42] «Церковь Сатаны» (Aquino, M. «The Church of Satan», SanFrancisco: Temple of Set, 1983). С некоторыми выводами этих исследований автор хочет познакомить читателей [43].
Прежде всего, по свидетельствам родственников Лавея, его бабушка была не цыганкой, а украинкой. В возрасте пятнадцати лет Лавей не играл в Большом Симфоническом оркестре Сан-Франциско, так как в 1945 году такого оркестра просто не существовало. В 1947 году Лавей не убегал из дома и не присоединялся к цирку, об этом свидетельствовали его родственники и бухгалтерские книги цирка Клайда Битти. Мерилин Монро также никогда не была любовницей Лавея. Более того, она никогда не работала стриптизершей в том клубе, где ее якобы встретил Лавей. Об этом свидетельствовал владелец клуба «Mayan Burlesque Theatre» Пол Валентин. Лавей никогда не работал фотографом в Департаменте Полиции Сан-Франциско. По крайней мере, архивы этого учреждения не имеют никаких сведений о нем. Мифом является, и история о том, что в Вальпургиеву ночь в 1966 году Лавей объявил о создании «церкви сатаны». В реальности, в это время Лавей подрабатывал, читая лекции по оккультизму, что приносило очень маленький доход, и будущий издатель его книг Эдвард Вебер порекомендовал ему создать собственную «церковь», с целью привлечения внимания журналистов. Так летом 1966 года в объявлениях о своих лекциях Лавей впервые стал называть себя «священником церкви сатаны». Мифом является, и утверждение, что Лавей был техническим консультантов в фильме «Ребенок Розмари», снятом режиссером Романом Полански, да к тому же еще и сыграл в нем роль дьявола. В реальности, по словам продюсеров этого фильма Вильяма Кастла и Джина Гутовски, никаких «технических консультантов» в фильме не было. Более того, Поланский и Лавей никогда не были знакомы. А роль дьявола в фильме сыграл никому не известный молодой танцор. Какое же отношение Лавей вообще имел к фильму «Ребенок Розмари»? В 1968 году, на премьере этого фильма в Сан-Франциско, администрация кинотеатра, в котором он должен был быть показан, обратилась к Лавею с просьбой его прорекламировать, что Лавей и сделал. Теперь по поводу знаменитой книги Лавея «Сатанинская библия». В конце шестидесятых годов двадцатого века в Америке отмечался большой интерес к сатанизму, и издательство «Avon Books» предложило Лавею написать книгу, посвященную данной теме. Был подписан договор, но Лавей не успевал написать книгу к срокам, оговоренным в договоре, и тогда он прибегнул к плагиату. В его «Сатанинской библии» есть заимствования из следующих книг: Рагнар Редбирд «Сила суть закон» (Ragnar Redbeard, «Might is Right», Port Townsend: Loompanics (reprint), 1896), Алистер Кроули «Равноденствие» (Equinox), Эйн Рэнд «Атлас пожимает плечами» (Atlas Shrugged). Умер Лавей не 31 октября 1997 года в Хеллоуин, как утверждают его последователи, а 29 октября, об этом сказано в свидетельстве о смерти №380278667, подписанном доктором Джайлсом Миллером.
Учитывая, что в России, главным оппонентом сатанизма является христианство, будет уместно вопросу отношения Лавея к христианству уделить особое внимание. Читая «Сатанинскую библию», автор статьи поражался, как можно исказить и оболгать его. Впрочем, вполне возможно, это связано не только с желанием Лавея принизить христианство, но и с элементарным невежеством автора «Сатанинской библии» в данном вопросе. В любом случае, автор не просто попытается описать основные обвинения, выдвинутые Лавеем против христиан, но и дерзнет дать им собственную оценку, а также разобраться, насколько эти обвинения состоятельны. Итак, как Лавей относился к христианству?
В «Сатанинской библии» утверждается что: «… церкви базировали свое учение на поклонении духу и отрицании плоти и интеллекта. Он (Лавей. – В.П.) же осознал необходимость церкви, которая снова возвела бы разум человеческий и его плотские желания в ранг объектов поклонения» [53]. Хочется заметить, что данное утверждение является ложью. Если бы Лавей более внимательно изучал Библию [54], то узнал бы, что она учит иному, в частности в ней говорится: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь» (Прит.2:10-12). Более того, христианство отрицает слепую веру, апостол Павел призывал все испытывать и держаться хорошего (1Фесс.5:21). А отрицание плоти свойственно не христианам, а манихеям [55], с которыми христианство боролось. Манихеи считали материю злым началом, с которым боролись, в частности, через умерщвление плоти. Христиане же, наоборот, отвергали такие идеи, как утверждение что материя может быть злом. Какое же материя зло, если в нее Бог облекся [56]? Материя сотворена Богом, а Бог ничего злого не творил (Быт.1:31). Цель аскетической практики в христианстве не в борьбе с плотью ради ее уничтожения, это было бы самоубийством, непрощаемым грехом, а в обуздании страстей, в контроле над плотью, что далеко не одно и то же.
Можно было бы и дальше продолжить разбор обвинений, выдвинутых Лавеем против христиан, но, на взгляд автора, приведенного материала достаточно, чтобы сделать вывод о том, что Лавей слабо был знаком с христианством.
Прежде, чем мы завершим нашу работу, скажем несколько слов о христианском понимании сатаны, и последствий контактов с ним. Прежде всего, нужно отметить, что сатана есть падший ангел, дух, являющийся личностью. Он, как и все ангелы, был сотворен по «образу и подобию» Бога, но возгордился и захотел стать богом без Бога. Но именно Бог является источником всякой жизни и, отринув Бога, сатана стал отцом смерти, так как в самом себе он не имеет источника жизни. Его стремление стать богом не оправдалось, он потерпел фиаско, но его гордыня не позволяет ему этого признать. Как и все гордецы, источник всех своих проблем он ищет не в себе, а в окружающих, и если путь к обожению (попытке нравственно уподобиться Богу, и через это стать со-творцом Богу) для сатаны и его слуг закрыт, то путь к противодействию в этом стремлении тем, кто может этого достичь, т.е. людям, открыт. Поэтому основная деятельность сатаны и его слуг, от сотворения человека, заключается в том, чтобы мешать людям духовно возрастать в Боге, соблазняя их на путь, на который они стали сами. Так они стремятся всевозможными способами пробуждать в людях гордыню, толкать их к противлению Богу. В Священном Писании эта деятельность сатаны отображена в притче о сеятеле Мф.13:24-30. Закончится это все для сатаны и его слуг очень плохо [71]. Он в аду останется наедине со своими глупыми почитателями, у которых будет очень много времени подумать о том, какую большую глупость они совершили, живя на земле, став на путь сатанизма.
Примечание
1. Лавей А. Ш. Сатанинские ритуалы. М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1997.
2. Лавей А. Ш. Сатанинская библия (ruwiki.com). М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
3. Ниже будет приведена информация, которая опровергает многие утверждения этой биографии.
5. Фильмография Лавея: «Invocation of my Demon Brother»(исполнитель роли сатаны, 1969); «The Devil’s Rain» (технический консультант, роль Верховного Жреца, 1975); «The Car» (творческий консультант, 1977); «Doctor Dracula», или «Svengali» в американском прокате (технический консультант, 1981); «Charles Manson Superstar» (консультант по исследованиям, 1989); «Death Scenes» (рассказчик/ведущий, 1989); «Speak of the Devil» (участник, 1995); Satanis: The Devil’s Mass» (участник, 1970; фильм издан на DVD компанией Something Weird Video, 2003).
6. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Ад, Дьявол и как продать свою душу.
7. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
9. См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. http://apologet.narod.ru/
10. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Жизнь после смерти через удовлетворение эго.
13. Современные ученые подвергли большой критике состоятельность теории Дарвина. См.: Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004.
14. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие Бартона Вулфа.
17. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
18. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
19. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Некоторые признаки новой сатанинской эры.
20. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Потворство вместо воздержания.
21. Золотое правило нравственности: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. В Священном Писании это правило звучит так: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
22. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
23. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
26. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
28. А сатанист готов это сделать?
29. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
31. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. К вопросу о человеческом жертвоприношении.
33. Театральная пародия на богосложение. Судя по всему, собственные обряды Лавей тоже считал психодрамами цель которых была вызвать эмоциональную реакцию.
34. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Черная месса.
35. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Религиозные праздники.
36. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Теория и практика сатанинской магии.
37. Такие заявления можно найти в теософии. См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. http://apologet.narod.ru/
38. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
39. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие.
40. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Черная месса.
41. Это не означает что ее нет, просто автор считает, что рассмотрения этого вопроса будет явным перебором в данной работе.
42. Был последователем Лавея, потом откололся и создал собственную сатанинскую организацию «Храм Сета».
43. Среди критиков Лавея была даже его дочь Зина. Которая в 1998 году опубликовала документ под названием «Антон Лавей: миф и реальность». Сторонники Лавея парировали критику обвинениями в ее предвзятости.
44. См.: Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия.
45. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
46. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Бог, которому ты поклоняешься, может быть тобой.
47. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Потворство… но не принуждение.
48. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Жизнь после смерти через удовлетворения эго.
49. См.: Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих. М., Политическая литература. 1959.
50. Например, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru/
51. Человек, который, по сути, не имел никакого христианского образования и воспитания. Который делал грубейшие исторические и богословские ошибки в изложении христианского вероучения и истории. Делает такие заявления. Как это можно назвать? Разве что самонадеянной глупостью? Хочется воскликнуть: а судьи кто?
52. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие издателей.
53. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие Бартона Вулфа.
54. Вполне возможно, что он ее вообще не читал. По крайней мере, никаких ссылок или цитат из нее в его книге нет.
56. Не путать с пантеизмом. Бог не есть материя. Здесь имеется в виду воплощение Иисуса Христа. Бог снизошел и тем преобразил материю, при этом, не сделав ее частью Себя.
57. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
58. См.: Гобри И. Лютер. М., Молодая гвардия. Палимпсест. 2000.
63. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог – живым или мертвым.
64. Возможно, на Западе есть такие люди, которые магически воспринимают Таинство Покаяния, но христианами их назвать уже нельзя, это по сути это уже язычники, собратья Лавею.
66. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
68. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека, полностью лишенного украшений.
70. Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Ад, Дьявол и как продать свою душу.
71. См.: Иерей О. Давыденков. Догматическое богословие. М. ПСТГУ. 2006.