что такое сарацин в истории
Сарацины
Содержание
Другие значения
Сарацином в Средние века называли тренажёр для рыцарей. Тренажёр в классическом варианте представлял собой деревянный торс человека (собственно сарацина), в одной руке держащего небольшой щит, а в другой цепь или верёвку с утяжелителем (например, мешок с песком) на конце. Торс устанавливался так, чтобы свободно вращаться на столбе. Задача рыцаря — на полном скаку поразить копьём щит сарацина и успеть при этом увернуться от удара мешком. Сарацины часто применялись на рыцарских турнирах, как отдельное состязание.
Примечания
См. также
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Сарацины» в других словарях:
САРАЦИНЫ — Название европейцами первоначально арабов, потом вообще магометан, нехристиан, против которых проповедовались крестовые походы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАЦИНЫ в средние века название… … Словарь иностранных слов русского языка
САРАЦИНЫ — (сарачины старин.), сарацин, сарацина, муж. (ист.). 1. У античных историков кочевое дикое племя в Аравии. 2. В языке средневекового рыцарства и крестоносцев мусульмане вообще. «Выезжают погулять…, руку правую потешить, сарачина в поле спешить.»… … Толковый словарь Ушакова
Сарацины — (Saracens), кочевники из племен, живших в Сирийской или Аравийской пустыне; во временакрестовых походов христиане наз. С. всех мусульман. На волне исламских завоеваний они вторглись в Святую землю (Западную Палестину), проникли на С. на терр. М.… … Всемирная история
Сарацины — (Saraceni, Σαρακηνοί) народ, упоминаемый Аммианом Марцеллином (см.) и Птоломеем, живший на С Счастливой Аравии. Название это, означавшее первоначально кочующее разбойническое племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сарацины — мн. 1. Название арабского населения северо западной Аравии (у античных историков). 2. Название арабов, мусульман и некоторых других народов Ближнего Востока (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
САРАЦИНЫ — • Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле … Реальный словарь классических древностей
Сарацины — кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее на всех мусульман … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
сарацины — сарац ины, ин, ед. ч. ц ин, а … Русский орфографический словарь
Сарацины — в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев. Зап. Аравии и Синайского п ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест никами пров. Аравия. Византийцы и … Древний мир. Энциклопедический словарь
Сарацины — (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев. зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров … Словарь античности
Армии сарацинов 11-13 в.
Крестоносцам на Средиземном море приходилось сталкиваться с различными мусульманскими армиями. И, хотя литературные первоисточники разделяют турок, персов, египтян, но для европейцев они чаще всего были просто сарацины.
Первым противником на пути крестоносцев были сельджуки Рума (Малой Азии). Конийский султанат был частью Империи Великих Сельджуков – государства, образованного турками (тюрками) – огузами наследниками Сельджука. В Палестине крестоносцы столкнулись с фатимидами – Египетским халифатом. Нужно отметить, что на руку крестоносцам играли внутренние распри между сельджуками, а так же между сельджуками и фатимидами. Можно добавить, что сельджуки были сунитами, а египтяне шиитами. Во второй половине 12 в. империя Сельджуков распалась, а власть в Египте захватил Саладин и его наследники – айюбиды. В середине 13 в., во время похода Людовика 9 в Египет и битвы под Мансурой власть в Египте захватили мамелюки, выдвинувшие из своей среды талантливого полководца Бейбарса. Разбив новых завоевателей – монголов, мамелюки в 1291 году взяли Акру и окончательно выбили крестоносцев со Святой Земли.
Армии сарацин состояли из следующих основных контингентов. Профессиональные войны из рабов – гулямы (позднее название – мамелюки), в том числе гвардия – аскара, которая могла быть конной и пешей. Ополчение икта – похожее на европейский арьербан или наших “поместных”. Икт – это доход с земельных владений, который позволял содержать воинов его владельцу. Отряды вассальных государств. Наемники и добровольцы. Добровольцы могли служить в армии бесплатно из религиозных соображений или для участия в добыче – гази\муттавия.
В Малой Азии у сельджуков Рума были значительные контингенты кочевников турок – огузов, которые были прекрасными стрелками из лука, но которых трудно было контролировать.
В Египте лучники и копейщики могли быть негры из Судана или Нубии, легкая конница помимо турок комплектовалась бедуинами, которые могли использовать даже верблюдов. У Великих Сельджуков встречались в армии слоны, например у газневидов, но это не касается битв с крестоносцами.
Гулямы\мамелюки – основная ударная сила сарацин. Жан де Жуанвиль, “Жизнь Людовика Святого”: “Мы отлично знали, что лучшие воины в его войсках были иностранцами, которых купцы доставляли на продажу из других земель и которых сарацины с удовольствием покупали, даже за очень высокую цену. Эти люди, которых купцы привозили в Египет, обычно были родом с Востока, потому что, когда один восточный правитель одерживал верх над другим, тех бедняг, которые становились его добычей, он продавал купцам, а те, в свою очередь, перепродавали их египтянам.
Некоторые из этих подростков росли в покоях султана, пока у них не начинала пробиваться борода. Султан наблюдал, как они справлялись с луками, отвечающими их силам, и по мере того, как они взрослели, легкие луки отправляли в арсенал, а главный оружейник снабжал юношей все более мощными луками, которые они могли согнуть.
Эти ребята, которых называли бахариз (или люди с моря), имели привилегию носить те же гербы — они были золотыми, — что и сам султан. Как только у них вырастала борода, он делал их рыцарями. Они продолжали носить его гербы, но теперь в них появлялись различия в виде добавлений темно-красного цвета, таких как розы, полосы, птицы или что-то другое по их выбору.
Теперь они были известны под названием халка (или королевские телохранители), потому что спали в шатрах султана. Когда он был в лагере, они располагались поблизости от него и неотступно охраняли султана.
Когда султан вел войну, те его рыцари из халка, которые достойно проявили себя в сражениях, становились эмирами и получали под свою команду двести или триста рыцарей. Чем чаще они доказывали свою доблесть, тем больше при них становилось рыцарей.
Турки видели, что наши люди понесли огромный ущерб и очень устали, и взяв луки в левую руку и тогда атаковали [наших людей] с помощью мечей и булав, так что они обрушились на головы пилигримов и заставили их отойти назад к обозному каравану.”
Доспехи их были достаточно тяжелыми. Когда заходит речь о том, что крестоносцы не могли догнать убегающих турок, то речь идет в первую очередь о легкой коннице, которая могла рассыпаться в разные стороны, заманивая противника. В остальных случаях прекрасно догоняли. Gesta Francorum: “Тогда языческая рать, завидев рыцарей Христа, разделилась и образовала два отряда. Но наши, воззвав к имени Христа, так стремительно обрушились на неверных, что каждый рыцарь поразил своего противника. Удостоверившись, что им не одолеть доблесть франков, полностью объятые ужасом, они повернули спины; преследуя их почти четыре мили, наши многих из них прикончили…”
Я бы подправил название на «Армии сарацинОВ…» и далее в тексте. А то звучит как «армии генерал»
Но наши, воззвав к имени Христа, так стремительно обрушились на неверных, что каждый рыцарь поразил своего противника. Удостоверившись, что им не одолеть доблесть франков, полностью объятые ужасом, они повернули спины; преследуя их почти четыре мили, наши многих из них прикончили…”
Заметка о пороховых империях ислама и, внезапно, о Русском царстве
Пороховая империя — это устоявшийся в историографии термин, соответствующий таким государствам, как Османская Империя, Сефевидский Иран и Империя Великих Моголов в 15-18 веках, предложенный американским историком Уильямом Макниллом. Идея заключается в том, что пороховая военная революция привела к структурным изменениям исламского мира. Как работает эта концепция, почему эти страны стали «лебединой песней ислама» и причём тут Россия — в этой заметке.
Предыдущие заметки по теме:
а) Заметка о тюрках [прошу прощения за низкое качество]
б) Заметка о кочевниках и близлежащих городах
в) Заметка об исламской монархии
Корень могущества пороховой империи — это устойчивая государственность, возникшая до пороховой революции, то есть — совершенно абсурдным со средневековой точки зрения образом. В предыдущей заметке уже была затронута эта тема, но её нужно повторить — в условиях экономической автономности регионов никому в обществе, кроме самого дворца, не нужен император. Появление надрегиональной и наднациональной политической силы — это всегда чудо. Первый и последний раз в истории, когда обществу экономически и политически было необходимо наднациональное государство — это эпоха пороховой революции.
Османская Империя овладела порохом до выхода за пределы национальных границ — когда пал Константинополь в 1453 году, а его стены разрушала исполинская пушка «Базилика», Османское государство оставалось этнически и религиозно монолитным. Сефевидский Иран пережил фантастически интересную игру престолов в 15-16 веке — я рекомендую каждому с ней ознакомиться, она интереснее английской или японской — после чего Аббас Первый, Великий, смог создать в полуосёдлом Иране сильную центральную власть, предшествующей пороховой революции 17 века. Империя Великих Моголов схожие процессы переживала при Акбаре Великом, но приведённый ниже антагонизм в ней выразился наиболее сильно, что предопределило её наибольшую нежизнеспособность.
В 18 веке все язвы «пороховых империй» вскрылись и они одна за другой были поглощены европейскими державами. С этого момента и до второй половины 20 века колониализм привёл к деградации всех общественно-политических институтов, кроме откровенно средневековой уммы, племенного самосуда и религиозного суда, а также базовой вертикали власти, основывающейся на личной солдатской преданности. Поступательное развитие исламского мира пресеклось и возродилось во второй половине 20 века с нулевой политической, экономической и культурной точки — за исключением Турции, Марокко и развиваемой Советским Союзом Средней Азии. Увы, последняя разделила судьбу своего патрона с печальным для себя результатом.
Напоследок — Россия. Я приведу ниже соответствие событий отечественной хронологии событиям пороховых империй ислама.
1) Собирание земель по объединяющему признаку — национальному или религиозному.
Россия. 1380 (Куликовская битва) — 1478 (Присоединение Новгорода к Москве) года.
Турция. 1324 (смерть Османа I) — 1453 (штурм Константинополя) года.
Иран. 1427 (установление шиизма в религиозном ордене Сефевие) — 1524 (смерть Исмаила I) года.
2) Формирование сильной централизованной государственной власти со стабильной преемственностью.
Россия. 1533 (гибель Василия III) — 1612 (избрание Михаила Романова) года
Турция. 1494 (воцарение Сулеймана I) — 1558 (смерть Хюрем и установление Женского султаната) года
Иран. 1629 (смерть Аббаса Первого) — 1642 (смерть Сефи I, сосредоточие власти в руках великих визирей) года
Россия. 1550 год (создание стрелецкого войска)
Турция. XVI век (постепенное перевооружение янычар)
Иран. Начало XVII века (военные реформы Аббаса Первого)
Наконец, да простят меня славянофилы, коренные реформы, сравнимые с аббасскими, сулеймановскими или акбаровскими, в России совершил Пётр I, окончательно сломив феодально-боярскую вольницу Табелем о рангах, заменивший стрельцов рекрутской повинностью и создавший металлургическое и военное производство по североевропейскому образцу.
Сила географии (2)
Продолжаем знакомиться с книгой Тима Маршалла «Сила географии. Десять карт, которые раскрывают будущее нашего мира».
3. Саудовская Аравия
Начало было положено союзом локального эмира Мухаммада ибн Сауда с религиозным кланом Ваххабов в восемнадцатом веке. Тогда и было принято работающее и сегодня положение о том, что мусульмане должны беспрекословно подчиняться лидеру, а взамен тот должен править по строгим принципам Ислама. Девятнадцатый век принёс Саудам, сидевшими в центре полуострова, взлёты и падения, из которых падений было больше. В конце века династии пришлось сбежать в Кувейт. Где в 1901 году титул «султан Неджда» принял 26-летний Абдул-Азиз ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд. Проблема была в том, что Неджд был не под его властью.
Ибн Сауд умер в 1953 году, оставив наследникам крепкую страну. Отношения с Израилем привели к снижению лояльности к Штатам и нефтяному эмбарго 1973 года. Цена барреля взлетела тогда втрое. В ответ на это президент Никсон предположил негромко, что стоило бы американским пехотинцам показать своё присутсвие как-нибудь при случае. Фейсал одумался. Сначала топливо потекло в закрома американского флота, а потом было снято и эмбарго.
Стратегически Саудам придётся по-прежнему держаться с американцами, пытаясь сохранить хорошие отношения с Китаем, экономическое сотрудничество с которым продолжает расти хорошими темпами. С Израилем мы видим умягчение риторики в последние годы, и вполне возможно, что отношения рано или поздно нормализуются. Панарабский национализм не находил и не будет находить поддержки со стороны монархии. С соседями лучше торговать, а не экспортировать власть с идеями.
Блестяще и со знанием дела. Респект. Смею лишь предположить, что рэкетом политических конкурентов коррупцию в стране искоренить не получится.
Великобритания не имеет особых географических преимуществ, кроме одного: доступ к океанам. Он позволил захолустной стране стать центром мировой Империи. Вода защищала англичан от военных конфликтов на континенте. Вода сформировала психологию обособленности, которая сегодня отложилась в результате голосования по Брекзиту. Несмотря на все неопределённости, функция моста между Европой и Штатами осталась. Как остался и европейский рынок, и образование, и предприимчивость. И океаны.
Не было преувеличением говорить, что в Империи никогда не заходило солнце. Но всему есть свой конец. Подросли новые конкуренты, которые не стали тратить сил попусту, а покусились конкретно на богатства и рынки Британии. В 1871 году немцам надоело воевать друг с другом. Возник новый гегемон, сравнимый по масштабу с Наполеоном. Параллельно за океаном американцы проводили в жизнь промышленную революцию. Им довольно быстро стало тесно в пределах своей страны. Последовала англо-германская гонка вооружений, потом Первая мировая, в которой, по словам автора «проиграли все» (ну, я бы не назвал Штаты проигравшими, более того, были те, кто проиграл меньше других).
Но Германия осталась крупнейшей страной Европы. Реваншизм привёл континент на край пропасти, куда он и свалился через 21 год после Компьенского перемирия. И снова британцев спасли Ла-Манш и флот. И ещё авиация. Но ценой победы послужила Империя. Британия не только практически обанкротилась, ей пришлось уступить американцами и большинство своих военно-морских баз в оплату за военные корабли. Баланс сил сместился за океан.
Что можно было сделать в новых условиях? План А: подружиться с американцами и вступить в НАТО в надежде, что те не тронут Империю. Суэцкий кризис 1956 года продемонстрировал, что она им таки мешает. Англичанам показали их новое место в мировой иерархии. План Б: подружиться с американцами в надежде сохранить хотя бы влияние. Тоже не получилось, по крайней мере поначалу. План В: попытаться играть особую роль в первых рядах объединённой Европы, но пользуясь особыми отношениями со Штатами. Сидеть на двух стульях удавалось четыре десятилетия. Но усесться было нелегко: мешал генерал Де Голль. Он считал, что англичане будет сами по себе: у них свои связи, свои рынки. Он не станут способствовать европейскому единству, а начнут интриговать, продолжая многовековую традицию формирования альянсов. В конце концов они послужат троянским конём, будучи глазами и ушами Вашингтона. Ну что сказать. Старик знал, что говорил. Попадание 100%.
Глава заканчивается утверждением, что британцы снова идут по свету, на этот раз, не как завоеватели, а как друзья и равные. Но не всегда будет получаться, ни с дружбой, ни с равенством.
Лично мне непонятно, почему Британия послужила материалом для отдельной главы в книге.
Сарацин
Сараци́ны (греч. Σαρακηνός — «восточные люди») — народ, упоминаемый древнеримскими историками IV века Аммианом Марцеллином и Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границ Сирии. Со времени крестовых походов европейские авторы стали называть сарацинами всех мусульман, часто используя в качестве синонима термин «мавры».
В настоящее время термин используется историками по отношению к населению Арабского халифата в период до завоевания халифата Аббасидов Хулагу, в результате ближневосточного похода монголов. [1] (VII век — XIII век).
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сарацин» в других словарях:
сарацин — араб, мусульманин Словарь русских синонимов. сарацин сущ., кол во синонимов: 2 • араб (6) • мусульманин … Словарь синонимов
сарацин — а, м., одуш. (ср. лат. saracēnus … Словарь иностранных слов русского языка
САРАЦИН — название, употреблявшееся в 4 в. по отношению к бедуинам, живущим вдоль границ Сирии. В Средние века сарацинами называли арабов и всех мусульман. Этот термин обычно используется современными историками в отношении населения мусульманской империи… … Энциклопедия Кольера
Сарацин — м. см. сарацины Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сарацин — сарацин, сарацины, сарацина, сарацин, сарацину, сарацинам, сарацина, сарацин, сарацином, сарацинами, сарацине, сарацинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
сарацин — (2 м); мн. сараци/ны, Р. сараци/н … Орфографический словарь русского языка
сарацин — див. сарацини … Український тлумачний словник
сарацин — см. сарацины; а; м … Словарь многих выражений
сарацин — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови
Арабские федераты у римских границ
Между восточной границей Римской империи и Парфянской, а позже пришедшей ей на смену Персидской державой лежит обширная область пустынь. Их обитателями были мелкие арабские племена, пасшие свой скот и кочевавшие по обе стороны границ. Одни из этих племён тяготели к римской, другие к парфянской или персидской ориентации. Постепенно вдоль границ обеих империй возникла цепь буферных государств. Их правители участвовали в больших войнах, которые вели друг против друга могущественные покровители, и сами непрерывно враждовали друг с другом. Такая картина сохранялась вплоть до времени возникновения ислама и начала мусульманской военной экспансии.
Арабы или сарацины?
Ареал распространения арабских кочевых племён пустыни простирался широкой полосой от Северной Месопотамии до Акабского залива, Синайского полуострова и побережья Красного моря. Писавшие о них греческие и римские авторы Страбон, Диодор Сицилийский, Плиний Старший и Аммиан Марцеллин обычно называли их «скинитами» (от σκηνή — «палатка»), то есть буквально «живущими в палатках». О палатках из козьей шерсти как характерной детали быта кочевников пустыни постоянно говорили и более поздние мусульманские авторы.
Арабы имели общее происхождение и говорили на родственных диалектах. Племена разделялись на родовые общины (δυναστέιαι), во главе которых стояли вожди-филархи (φύλαρχοι). Кочевники пасли свой скот на краю пустыни, торговали с оседлыми народами, часто служили проводниками и караванщиками у торговцев и не брезговали разбоем. Чтобы обезопасить границы от их грабежей, наместники провинций посылали щедрые подарки арабским филархам. Взамен они получали от бедуинов товары на продажу, информацию о том, что происходит на землях по ту сторону границы, и военную помощь.
В конце II — начале III века в источниках всё чаще стало встречаться новое название — сарацины (saraceni). Впервые его употребил Плиний Старший, который называл сарацинами дальних соседей набатеев. Клавдий Птолемей упоминал название местности Саракена (Σαρακηνα) в северной части Синайского полуострова и её обитателей (ςαρακηνοί), живших в северной части Хиджаза. Впоследствии римские авторы распространили это имя на все арабские племена, кочевавшие вдоль римской границы Сирии. Его происхождение неясно. По одной гипотезе, оно является производным от семитского корня srq — «украсть, ограбить» и означает грабителей и мародёров пустыни. По другой версии, оно происходит от šrq — «восток» и šrkt — «племя» или «союз племён». Позднеантичные христианские авторы переосмыслили этимологию имени сарацинов в контексте библейской истории. Исидор Севильский, энциклопедист и отец церкви, сообщал:
«Сарацины так называются или потому, что они считаются потомками Сары, или потому что, как говорят язычники, они происходят из Сирии (Siria), как сиригини (quasi Sirigini); они населяют обширную пустыню. В соответствии с Книгой Бытия, их также называют измаилитами, как потомков Измаила, или кедаритами от имени сына Измаила, или агарянами, от Агари».
Новая угроза
Примерно тогда же, когда имя сарацинов широко распространилось, участились и их нападения на римскую территорию. Кочевники угоняли крестьянский скот, убивали и уводили в плен людей, сжигали деревни. «Волками Аравии» их называл Кирилл Скифопольский, сам немало натерпевшийся зла от этих разбойников. Меры, предпринимаемые против них римским военным командованием, оказались недостаточны. В 189 году кочевники разгромили военную экспедицию, направленную против них сирийским наместником Песцением Нигром. Подробности этого столкновения остаются неизвестными.
О напряжённой ситуации, сложившейся на приграничной территории, свидетельствует римское крепостное строительство эпохи Северов. Надпись из аль-Коссейры в 18 км северо-восточнее Дамаска, датированная 211 годом, рассказывает о строительстве здесь форта «против нападения арабов-скинитов». Частью этой строительной программы является ряд ранних укреплений Арабского лимеса. В 231 году император Александр Север посчитал необходимым перевести III Галльский легион в новый лагерь в Данабе в Южной Сирии, где он мог быть использован для обороны рубежей провинции.
Во второй половине III века нападения кочевников стали представлять собой серьёзную проблему, которую более нельзя было игнорировать. В 290 году военную экспедицию против них снарядил император Диоклетиан. В результате этой кампании «на сарацин были надеты цепи рабства». Кроме того, Диоклетиан значительно реорганизовал систему обороны восточных провинций. Византийский историк Иоанн Малала писал:
«Диоклетиан возвёл форты вдоль лимеса от Египта до персидской границы, разместив в них солдат лимитанеев и поставив в провинциях дуксов, чтобы они с многочисленными войсками осуществляли охрану по эту сторону от фортов»
В ходе предпринятых Диоклетианом пограничных преобразований отношения между Римской империей и сарацинами изменились. Римское командование всё чаще стало заключать соглашения (σπονδή или foedus) с филархами сарацин, которые брали на себя обязательства охранять прилегающие к границе территории от врагов, пресекать здесь беспорядки и грабежи мирного населения, а также предоставлять по требованию командования свои вспомогательные отряды для военной службы. За это они получали от правительства ежегодные субсидии, подарки и почётные должности. Один из первых договоров такого рода заключил в 275 году император Аврелиан, включивший сарацин в состав своей армии во время кампании против Пальмиры. Его примеру последовали и другие императоры, выделявшие арабам-федератам приграничные районы Сирии, Палестины и Аравии. В «Расписании должностей» (Notitia Dignitatum) для Восточной половины Римской империи, датируемом IV–V веками, зафиксирован ряд набранных из числа сарацин римских регулярных военных частей (equites sagittarii indigenae, Saraceni indigenae и Saraceni). Как правило, речь идёт об отборных кавалерийских отрядах, находившихся под командованием пограничных дуксов Аравии и Палестины.
Аммиан Марцеллин подробно рассказывал об участии сарацин в персидском походе императора Юлиана в 363 году. Их вожди явились в римский лагерь, разбитый у Каллиника на левом берегу Евфрата. Император охотно принял предложенную помощь, поскольку римское командование признавало опыт сарацин в набегах и стычках. Арабы действительно существенно помогли римлянам: вернувшись из разведки, они привели пленных, за что получили богатые подарки.
Особый интерес представляют сообщения Аммиана Марцеллина о том, что некоторые арабские племена состояли на службе у персов. Одним из них был «царь по имени Подосак, филарх сарацин гасанидских, известный разбойник, со всяческой свирепостью в наших пределах давно буйствовавший». Речь здесь, безусловно, идёт о Гассанидах — династии, которая в V–VI веках прославилась в качестве союзника Восточной Римской империи. Тем удивительнее видеть предков Гассанидов, сражавшихся по другую линию фронта.
В целом Аммиан Марцеллин относился к арабам весьма негативно. С досадой он писал о том, что римлянам лучше бы не иметь этих грабителей ни друзьями, ни врагами на границе:
«… так как они блуждают или ездят туда и сюда и в кратчайшее время опустошают всё, до чего могут добраться. Они подобны хищникам коршунам, которые хватают добычу, высматривая её с высоты, и тотчас улетают, если им не удалось нанести удар».
«Царь всех арабов»
Одним наиболее важных свидетельств установления союзнических отношений между римлянами и арабскими вождями-филархами является эпитафия из пяти строк, написанная набатейскими письменами на базальтовой плите из Намары, расположенной примерно в 100 км южнее Дамаска:
«Это гробница Имру’-л-Кайса, сына ‘Амра, царя всех арабов по прозванию «Владыка Асада и Маххиджа». Он покорил асадийцев, и они были побеждены со своими царями, и обратил в бегство Маххидж. Затем пришёл, преследуя их, ко вратам Неджрана, града Шаммара, и покорил Маадд, и обходился великодушно с племенной знатью. Он назначил их наместниками, и они стали всадниками (федератами) для ромеев. И ни один царь не сравнился с ним в его свершениях. Затем он скончался в год 223 на седьмой день месяца каслул. Сколь счастливы те, кто был ему друзьями!»
Имру ал-Кайс, которому принадлежала эпитафия, был первым известным правителем арабов-Лахмидов (бану Лахм). Согласно дошедшим до нас арабским историческим преданиям, предки Лахмидов были родом из Йемена, откуда во II веке переселились на северо-восток Аравийского полуострова. Здесь их столицей стала Хирта, расположенная у современной Куфы (Ирак). В середине III века Лахмиды оказались в вассальной зависимости от персидских царей Сасанидов.
Как следует из надписи, Имру ал-Кайс вёл обширную завоевательную политику вдоль границ Римской империи и Персии, на землях, некогда принадлежавших Пальмире. Здесь он подчинил племя Асад и покорил маадеев — большое племя, известное как по греческим, так и по сирийским источникам. «Бану Маххидж» отказались ему покориться и спаслись бегством. Целью другого похода был важный торговый центр Неджран (Йемен), в котором правил царь химьяритов Шамир Йухариш. Эта кампания также была успешной и привела к выплате дани или установлению каких-то других форм зависимости. Южноарабские надписи позволяют датировать правление Шамира в Неджране примерно 320 годом, что находится в полном хронологическом соответствии с рассматриваемым текстом.
Эти победы позволили Имру ал-Кайсу принять титул «царь всех арабов», прежде принадлежавший царям Хатры. После завоевания города Сасанидами в 241 году титул оставался вакантным. Под давлением персов Имру ал-Кайс обратился за помощью к римлянам и стал их союзником. Из сообщения арабского историка Хишама ибн ал-Калби известно, что перед смертью Имру ал-Кайс принял христианство, хоть этот факт не очевиден из текста самой эпитафии.
Гассаниды
Гассаниды (бану Гассан) являлись одной из наиболее известных арабских правящих династий пограничной зоны. Они принадлежали к той же ветви племени азд, что и их противники Лакхмиды. По арабскому преданию, Гассаниды во II веке мигрировали с юга Аравийского полуострова. Вначале они не играли особой роли в политике и платили дань Салихидам, доминировавшим в это время в зоне римского предполья лимеса, — по динарию с человека. С упадком могущества Салихидов после 468 года Гассаниды смогли воспользоваться этой ситуацией в своих интересах. Их правитель Габала первоначально держал сторону Сасанидов и опустошал набегами земли пограничья провинции Палестины. Потерпев в 498 году жестокое поражение от дукса Палестины Романа, он решил сменить сторону, принял христианство и в 502 году заключил союзный договор с императором Анастасием.
Подобно другим арабским филархам на римской службе этого времени, Гассаниды обязывались защищать юго-восточную границу империи от нападений персов и набегов других кочевников в обмен на ежегодную денежную субсидию. Они также должны были принимать участие в набегах и стычках, ежегодно проходивших вдоль линии персидской границы. В 502–506 годах Габала сражался на стороне римлян против персов, а в 513 году напал на Хиру, столицу персидских союзников Лахмидов. Его собственной резиденцией была Джабия, расположенная в 80 км к югу от Дамаска на Голанских высотах.
Его сын Харит ибн Габала был одним из наиболее выдающихся правителей Гассанидов. В 526–532 годах он участвовал в войне против персов и их арабских союзников. По просьбе императора Юстиниана в 529 году Харит ибн Габала жестоко подавил вспыхнувшее в Палестине восстание самаритян. В 531 году он командовал 5-тысячным отрядом сарацин в битве при Каллинике. В благодарность за службу после заключения «вечного мира» с персами в 532 году император дал Хариту ибн Габале царский титул и поставил его во главе всех арабских филархов пограничной территории. Очевидно, это было сделано, чтобы уравновесить влияние авторитетного лахмидского правителя аль-Мундара, контролировавшего арабские племена со стороны персов. Римское военное командование на территории провинций Аравии и Палестины при этом упразднялось, а административное управление было передано в ведение гражданского наместника. Охрану всей восточной границы империи от Египта до Месопотамии полностью взяли на себя Гассаниды.
Харит ибн Габала, а также его преемники оставались верными союзниками Восточной Римской империи. Несмотря на официально сохранявшийся мир с персами, на границе ни на минуту не прекращались столкновения между арабскими союзниками обеих сверхдержав. Как правило, Гассаниды оказывались более успешными в этих столкновениях. В 554 году они одержали крупную победу над своими противниками, правитель которых аль-Мундар пал от руки самого Харита ибн Габалы.
Тенью на отношениях между императорским двором и Гассанидами лежал религиозный вопрос: арабы исповедовали монофизитскую разновидность христианства и являлись покровителями яковитской сирийской церкви. В 580 году преемник Харита ибн Габалы, его сын аль-Мундар, отважный воин и правитель, был арестован в Константинополе и выслан на Сицилию. Это спровоцировало разрыв между Гассанидами и Восточной Римской империей. Четверо сыновей аль-Мундара, и особенно старший ан-Нуман, ответили серией набегов на римскую территорию, однако не смогли повлиять на ситуацию. В конечном итоге ан-Нуман, как и его отец, попал в плен и оказался в ссылке.
В 584 году император Маврикий разделил владения Гассанидов между пятнадцатью арабскими племенами. Император Ираклий (610–641) попытался восстановить субсидии Гассанидам, однако юго-восточная граница империи была предельно ослаблена после бушевавшей на протяжении тридцати лет войны с персами и рухнула при первом же натиске арабов-мусульман со стороны пустыни. В 636 году императорская армия и их союзники Гассаниды потерпели жестокое поражение в битве на реке Ярмук.
Последний гассанидский правитель Джабаль ибн аль-Айхам перешёл было на сторону победителей, но так и не смог с ними ужиться. После конфликта с новыми хозяевами Сирии он вернулся в христианство, получил в Константинополе прощение и поселился в византийских владениях в Малой Азии вместе со значительной частью своего народа. Территории, некогда принадлежавшие Гассанидам в Сирии, заняло большое племенное объединение таит.