что такое санкционная премия
Актуальные виды комплаенса в 2021 году
Наличие системы комплаенс в 2021 году — норма в российских организациях. Вопрос больше не стоит в том, что такое комплаенс и нужен ли он компании. Речь идет о выборе приоритетных направлений и инструментов, которые необходимо внедрить в бизнес-процессы.
На сегодня существует более 140 видов комплаенса. Эта цифра в очередной раз доказывает его важность и востребованность для достижения финансовых и репутационных результатов деятельности. Но среди этого многообразия направлений можно выделить наиболее актуальные и универсальные.
Антикоррупционный комплаенс
Его задача — предотвратить нарушение персоналом правил и предписаний по борьбе с коррупцией, а также выявлять реальные факты коррупции в фирме: подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа.
Налоговый комплаенс
Это система контроля бизнес-процессов в компании на соответствие налоговому законодательству. Цель такого комплаенса — предвидеть и предотвратить претензии при налоговых проверках.
Специалисты по налоговому комплаенсу проводят текущий, регулярный или разовый аудит, после которого выявляют риски и предлагают способы их минимизировать. Регулярный аудит обычно проводится за период 1-3 года. Разовый аудит можно проводить перед определенной сделкой, чтоб оценить возможные последствия и предотвратить риски.
Трудовой комплаенс
Чем больше штат сотрудников компании, тем актуальнее этот вид комплаенса. При этом контролировать соответствие нормам трудового права важно для каждого предприятия.
Задача экспертов по трудовому комплаенсу — создать превентивную защиту от нарушений трудового законодательства компанией и ее персоналом, рассмотрение жалоб и заявлений от сотрудников, совершенствование локальной политики по кадровым вопросам.
Санкционный комплаенс
Цель — не допустить прямого или косвенного сотрудничества с контрагентами, находящимися в санкционных списках. Особенно серьезно к этому комплаенсу относятся иностранные корпорации, чьи представительства расположены на территории других государств, ведь нарушения в филиале могут навлечь санкции на головной офис.
Банковский комплаенс
Всем компаниям необходимо регулировать свои взаимоотношения с банками, чтобы соответствовать требованиям финансового мониторинга, антикоррупционного, валютного законодательства и не опасаться блокировки счетов. Эти действия и называются банковским комплаенсом.
Банк может запросить обоснование финансовых онлайн-операций, особенно если получатель платежа находится в неблагонадежной налоговой юрисдикции. Цена ошибки — от блокировки конкретной операции до блокировки счета и внесения фирмы в черный список банка. Ведь банк в свою очередь — такая же коммерческая организация под жестким «присмотром» регулятора.
Антимонопольный комплаенс
Несоблюдение антимонопольного законодательства несет угрозы для компаний в виде санкций, судебных издержек, репутационных потерь. В отдельных направлениях деятельности антимонопольный риск особенно высокий, например, при взаимодействии с конкурентами (совместные предприятия, ассоциации) и контрагентами (условия сотрудничества, скидки, премии), в ценообразовании, закупках. А самые частые нарушения антимонопольного законодательства — сговоры между участниками рынка, государственными органами, недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере закупок.
Понимание актуальных видов комплаенса в 2021 году позволяет создать индивидуальную стратегию комплаенс-системы. Если же собственных сил и опыта комплаенс-офицеров организации не хватает для проработки этой важнейшей задачи, следует прибегнуть к услугам экспертов по комплаенс на аутсорсе.
Управление риском санкций: семь стереотипов и пять элементов
Ключевым инициатором санкций уже долгое время выступают США. Они опережают всех остальных и по числу вводимых ограничений, и по эффективности инструментов. Ни в одной другой стране нет сходного доступа к информации и возможностей принуждения бизнеса к исполнению санкций. К тому же, американцы все более активно используют санкции экстерриториально или же трактуют свою юрисдикцию расширительно. Политика санкций других стран также представляет риск для бизнеса. Развиваются соответствующие механизмы ЕС. В России предпринимаются ответные меры на западные санкции, которые также затрагивают бизнес. Отдельная история – политика Китая. Здесь санкции менее формализованы, но в силу мощи китайской экономики и государства – потенциально и более чувствительны. В долгосрочной перспективе бизнесу придется учитывать все больше различных режимов санкций и адаптироваться к ним. Эффективное управление риском необходимо начинать с американских санкций как наиболее распространенных и глобальных. А также – с оценки рисков, связанных с национальными юрисдикциями, в которых работает бизнес.
Существует несколько распространенных стереотипов, которые могут оказать владельцам и менеджменту бизнеса медвежью услугу
Первый стереотип – если у меня нет злого умысла и компания преднамеренно не нарушает режимы санкций, значит риск для нее не актуален. Действительно, случаи преднамеренного нарушения существуют. Для некоторых велик соблазн получить сверхприбыль. В иных случаях компания может быть попросту агентом правительства или лиц, находящихся под санкциями. Американские регуляторы зачастую применяют к ним жесткие меры – блокируют их (печально известный SDN-List) или даже заводят уголовные дела. Однако существует множество случаев, когда компания попадает под штраф в силу незнания законов или неосторожности. Это хорошо видно по статистике штрафов за нарушение санкций – меры более мягкой в сравнении с блокированием, но все-равно довольно болезненной. С 2009 по настоящее время только Министерство финансов США взыскало штрафы с 216 нарушителей (данные Российского совета по международным делам – РСМД). Из них только в 32 случаев регулятор указывал на преднамеренные нарушения (willful violations). Тогда как в 80 случаях регулятор указывал на безответственную халатность (recklessness) компаний и менеджмента. В остальных случаях речь также в основном о различных формах неосторожности, ошибок в управлении, сбоях в аудите сделок и т.п.
Второй стереотип – государственные регуляторы обращают на нарушения крупных компаний, а средний и малый бизнес им неинтересны. Это ошибка. Да, крупные компании на слуху. Штрафы и иные санкции против них обязательно вызывают резонанс в прессе. Для американских регуляторов сам факт того, что компания является крупным и разветвленным бизнесом является отягчающим обстоятельством (если ты большой, позаботься о соблюдении законов). Среди попавших под штрафы или иные меры крупных компаний много. Но небольшие фирмы также подвержены риску. Можно выделить, как минимум, два десятка таких случаев. Хрестоматийный пример – дело против Epsilon Electronics за нарушение режима санкций против Ирана. В России же одним из наиболее известных стал случай американской Haverly Systems, оштрафованной в связи со сделкой с «Роснефтью».
С делом Haverly Systems связан и третий стереотип – регуляторы не цепляются к мелочам и сомнительным случаям, а обращают внимание только на вопиющие нарушения. Это не так. Штраф против Haverly Systems – результат весьма специфической и неочевидной интерпретации законодательства США. Платежи за услуги Haverly Systems были задержаны из-за проволочек в оформлении налоговых документов. Однако регулятор интерпретировал задержку фактически как кредитование «Роснефти» со стороны Haverly Systems, то есть как нарушение Директивы 2 Исполнительного указа 13662. Другой неочевидный случай, также связанный с «Роснефтью», – наложение штрафа на Exxon Mobil. Несколько контрактов между «Роснефтью» и Exxon Mobil подписал руководитель компании И.И. Сечин. Он находится в «черных списках» Минфина США, но не является держателем 50 или более процентов акций компании. Exxon Mobil была вынуждена заплатить штраф в 2 млн. долларов, однако затем оспорила это решение в суде.
Четвертый стереотип – «санкции за нарушение санкций» не страшны, если работать в иной юрисдикции. Опыт применения санкций США говорит об обратном. Многие страны (включая Россию, Китай и страны ЕС) критикуют Вашингтон за экстерриториальные санкции. Но бизнесу от этого не легче. Риск никуда не исчезает. С высокой долей вероятности американцы начнут расследование, если трансакция с подсанкционными лицами осуществлялась в долларах США, то есть через счета американских банков. То же касается «дочек» американских фирм, работающих за рубежом. Недавние примеры проблем «дочек» – расследования и последующие штрафы против Stanley Black and Decker, Aplichem GmbH, Kollmorgen и целого ряда других. Проблемы возникают при попытках сделок через третьи страны и компании (случай компании Acteon) или даже если нарушение де факто совершила третья сторона в третьей стране без ведома самого «нарушителя». Так недавно произошло с Appolo Aviation Group. Ее оборудование было сдано в лизинг компании из ОАЭ. Она, в свою очередь, передала его компании из Украины. А та – в находящийся под санкциями Судан. Ответчиком в итоге оказалась Appolo, с удивлением узнавшая о затейливой траектории движения своего оборудования и ставшей невольным нарушителем.
Пятый стереотип – если государственные регуляторы сразу не узнали о нарушениях, то о них можно забыть. Как вариант, если компания не знает о нарушениях, значит их нет. К сожалению, немало компаний узнает о нарушениях от регулятора спустя длительное время. По оценкам РСМД, средний промежуток времени между нарушением и заключением соглашения компании и регулятора о штрафе (в случае санкций Минфина США) занимает более 6 лет. Американский регулятор мотивирует компании самостоятельно раскрывать свои нарушения, снижая в этом случае штраф на 50%. Но что делать, если сама компания не знает о них? По данным РСМД, как минимум 135 компаний из 216 за последние 10 лет не раскрыли нарушения добровольно и заплатили штраф Минфину США в значительно большем размере. Многие попросту не знали о своих нарушениях.
Наконец, седьмой стереотип связан с работой в странах, которые находятся под санкциями и вводят контрмеры. Здесь срабатывает страх оказаться между молотом западных санкций и наковальней мер национального регулятора. В России, например, такие страхи подогрело обсуждение в 2018 г. поправок в Уголовный кодекс, которые предусматривали ответственность за соблюдение зарубежных санкций. Несмотря на то, что поправки приняты не были, само обсуждение оказало негативный эффект на восприятие риска деятельности комплаенс. На деле в задачу комплаенс входит объективная оценка всех существующих для компании рисков санкций, где бы не находился их источник. Национальный регулятор страны, находящейся под санкциями, также заинтересован в эффективной работе комплаенс, ведь он работает и на исполнение национальных норм. По крайней мере, вырастает вероятность того, что они будут адекватно проанализированы и оценены.
Какие требование сегодня предъявляются к эффективному санкционному комплаенс?
Год назад, в мае 2019 года Управление по контролю зарубежных активов Минфина США (OFAC) выпустило «Рамочные обязательства по соблюдению санкций». Предложенные ключевые элементы программы санкционного комплаенса следующие: (1) Приверженность (обязательства) руководства, (2) Оценка рисков, (3) Внутренний контроль, (4) Тестирование и аудит системы и (5) Обучение. Предложенные элементы также есть в любой программе комплаенс: антикоррупционной, антимонопольной, по персональным данным, инсайд и др.
Прежде чем внедрять систему санкционного комплаенса важно осознать, а что же такое комплаенс в принципе? Существует множество определений и в научной литературе, и в законодательных актах, приведем одно, отражающее саму суть: комплаенс – это процесс обеспечения нормативно-правового соответствия требованиям законодательства, регуляторов, заинтересованных сторон (акционеры, инвесторы, кредиторы, общество и др.), бизнес-практикам и этическим нормам. Целью же этого процесса является превентивное устранение рисков и потерь. В приведенных выше кейсах ясно видно, что отсутствие превентивных мер как в виде документов, так и специальных бизнес-процессов и ответственности различных категорий менеджмента приводит к применению различных санкций: от штрафов до включения в SDN-списки. Однако штрафы не единственные потери компании, и когда мы читаем новости о суммах штрафов в реальности к ним также необходимо добавить (как правило закрытые цифры) суммы расходов на: юридических консультантов, судебные расходы (в случае судебных споров с регулятором), выплаты бывшим менеджерам (виновникам нарушений) при увольнении, модернизацию IT-систем и внедрение новых комплаенс-контролей, создание комплаенс-подразделения и др., а также убытки акционеров от снижения курса акций и репутационные потери.
OFAC выделяет следующие ключевые обязательства менеджмента для целей создания, поддержания и развития системы санкционного комплаенса: (1) выделение адекватных ресурсов, (2) внедрение процессов санкционного комплаенса в текущую операционную деятельность, (3) поддержка и формализация программы санкционного комплаенса и (4) воспитание культуры комплаенс в компании.
Таким образом, если на уровне советов директоров и высшего исполнительного менеджмента будут приняты все необходимые решения и предоставлены все необходимые полномочия, ресурсы и обеспечена независимость комплаенс-офицерам, можно с большой долей вероятности утверждать, что во-первых, риск совершения сделок, нарушающих санкционные ограничения снизится, а во-вторых, в случае расследования со стороны OFAC наличие системы санкционного комплаенса, поддерживаемого менеджментом, может быть расценено как смягчающее обстоятельство, влияющее на выбор как вида ответственности, так и снижение ее объема.
Для проведения оценки санкционных рисков необходимо учитывать весьма широкий круг параметров, таких как: типы клиентов, продуктов и услуг компании, юрисдикций присутствия и других географических данных. В каком-то смысле оценку санкционных рисков можно сравнить с созданием уникальной мозаики из разных элементов по форме и цвету. Результаты оценки санкционных рисков должны быть использованы с целью минимизации санкционных рисков и в написании политик и процедур, и во внедрении внутренних контролей, и в обучающих коммуникациях и материалах и в процессе принятия решений о сделках, о выходе на новые рынки, заключении партнерств, создании новых продуктов и/или услуг компании.
Типы внутренних комплаенс-контролей для целей санкционного комплаенса аналогичны тем, что используются в любом типе комплаенс-программы. Так, это обычно: (1) политики и процедуры, (2) процесс идентификации рисковых сделок и транзакций, (3) процедура эскалации выявленных рисков, (4) периодическая отчетность и (5) сохранение записей.
Правильным образом составленные документы по санкционному комплаенсу могут не только минимизировать риски компании, но и сохранить репутацию и компании, и вовлеченного менеджмента. Многие крупные компании уже имеют специальные Политики в области соблюдения санкционных и других ограничений международного законодательства в странах присутствия и используют в своих стандартных договорах т.н. «санкционные оговорки» наравне с антикоррупционными оговорками или положениями о конфиденциальности. Однако помимо верхнеуровневых политик также необходимо вносить соответствующие изменения и в регламенты и положения по операционным процессам, а также в должностные инструкции вовлеченных в эти процессы работников.
Комплаенс-офицеры в свою очередь должны быть вовлечены в цепочку согласования сделок и транзакций, а также обладать необходимыми полномочиями для оперативной эскалации выявленных рисков в планируемых к заключению сделок/транзакций/новых продуктов и услуг, а в некоторых случаях обладать и правом вето на совершение таких транзакций. Указанные полномочия могут оградить компании от совершения высокорисковых транзакций.
Дизайн контролей безусловно будет различным и зависеть от многих факторов: организационная структура компании, IT-инфраструктура, принципы работы с дочерними компаниями, регионы присутствия и др. Но безотносительно к каждому выявленному риску необходимо удостовериться, что в компании предприняты адекватные меры, направленные на превентивное устранение рисков, чтобы и через год, и через 3 и через 5 лет можно было иметь в наличие достоверные доказательства предпринятых в компании мер, направленных на минимизацию санкционных рисков.
В первую очередь необходимо проводить аудит силами квалифицированной команды внешних и/или внутренних аудиторов, а также предоставлять команде необходимые полномочия и уровни доступа к документам и IT-системам. Также в этот процесс необходимо вовлекать менеджмент с целью дальнейшего и эффективного реагирования на выявленные в процессе аудита слабости и недостатки внедренной системы, включая недостатки IT-систем, механизмов внутренних контролей и выявленных иных пробелов системы.
По результатам аудита необходимо разработать план по устранению выявленных недостатков, в котором важно закрепить персональную ответственность конкретных менеджеров различного уровня и установить сроки устранения выявленных недостатков. Отдельным сложным решением менеджмента по результатам аудита может быть решение о добровольном раскрытии в адрес OFAC своего нарушения. Целью такого раскрытия в первую очередь будет снижение потенциального штрафа на 50%.
В целях разработки эффективной системы обучения в области санкционного комплаенса для осознания сотрудниками ответственности и последствий для компании за их ежедневные обязанности необходимо сначала ответить на следующие вопросы: (1) какие подразделения вовлечены в бизнес-процессы, связанные с санкционными рисками? (2) какие группы сотрудников принимают решения в отношении трансакций и сделок, а какие исполняют принятые решения? (3) с какими заинтересованными сторонами взаимодействуют сотрудники (такие как: клиенты, поставщики, бизнес-партнеры)? Ответы на эти вопросы помогут создать концепцию обучения с учетом факторов и особенностей организационной структуры, сектора экономики и бизнес-стратегии компании.
Также важным аспектом успешной программы обучения является имплементация и своевременная коммуникация с сотрудниками в отношении изменений требований OFAC, влияющих на деятельность компании и условия взаимодействия с клиентами, поставщиками или бизнес-партнерами. Хорошей практикой также является подготовка обучающих материалов или тренингов для своих поставщиков и клиентов. Наравне с санкционной оговоркой это также может повысить уверенность компании в том, что ее контрагенты надлежащим образом осведомлены о существующих ограничениях и рисках, а также может дать дополнительный аргумент при формировании позиции компании перед OFAC в случае если нарушение все же было совершено и начато расследование.
Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что внедрение эффективной системы санкционного комплаенса приведет к долгосрочным выгодам для бизнеса и позволит принимать акционерам и менеджменту аргументированные и информированные решения по всему кругу вопросов в отношении планируемых сделок, таких как: юрисдикции, регионы присутствия, тип товаров, платежи в сделке, отношения с банками, страхование и ограничение ответственности, рисков акционеров и менеджмента (Совет директоров/Правление в первую очередь), риски связанные с потенциальными партнерами и другие. Ответы на эти вопросы и сами вопросы, возникшие вследствие наличия процессов санкционного комплаенса, помогут избежать компаниям крупных финансовых и репутационных потерь в сегодняшней реальности политических рисков.
Авторы:
Иван Тимофеев
Программный директор Российского совета по международным делам (РСМД)
Рейтинговые агентства оценили влияние новых санкций США на Россию
Второй пакет санкций, введенных Госдепартаментом и Минфином США против России, не окажет непосредственного влияния на оценку ее кредитоспособности — у бюджета сильные показатели и большой профицит, говорится в обзоре S&P Global Ratings, поступившем в РБК. В то же время риск введения более суровых санкций сохраняется, предупреждают эксперты.
«Санкции не ограничивают доступ финансовых институтов США к вторичному рынку суверенных долговых обязательств России, а также не распространяются на заимствования российских государственных корпораций и финансовых институтов», — напомнили в S&P. Санкции также не затрагивают присутствие американских инвесторов на рынке рублевых ОФЗ.
Рост стоимости внешних заимствований
Схожей оценки придерживаются в немецком рейтинговом агентстве Scope Ratings. Scope признает «существенную уязвимость» России к усиливающимся санкциям, но в то же время российские власти повышают устойчивость к таким ограничениям, включая сценарий с полноценными санкциями против суверенного долга, отмечается в комментарии агентства, поступившем в РБК.
«Крупные бюджетные и золотовалютные резервы защищают Россию от немедленного воздействия усилившихся санкций, но перезапуск экономического роста остается главным вызовом», — написал аналитик Scope Якоб Сувальски.
Однако оба агентства полагают, что даже частичные санкции США против валютного госдолга России приведут к некоторому росту стоимости внешних займов для России. S&P также поднимает вопрос о возможном решении американских инвестбанков (JPMorgan, Bank of America Merrill Lynch) исключить российские ценные бумаги из расчета их индексов суверенных облигаций — в таком случае стоимость капитала для России вырастет, потому что управляющие, ориентирующиеся на индексы, автоматически сбросят российские евробонды из своих портфелей.
Санкционная премия в российских бумагах вновь выросла
Суверенные облигации России уверенно росли в цене с начала года, а разница в спредах валютных облигаций развивающихся рынков в целом к американским госбумагам treasuries (измеренная по индексу Emerging Markets Bond Index, EMBI) и российских валютных бумаг сузилась на 68 базисных пунктов (б.п.), из которых около 15 б.п. приходилось на ослабление санкционных рисков в отношении России, говорит РБК старший экономист Oxford Economics Евгения Слепцова. Новые санкции США совпали с глобальными распродажами облигаций, что вновь увеличило спреды между российскими бумагами и бондами развивающихся стран на 35 б.п. «Наша декомпозиция спредов свидетельствует, что около 12 б.п. из этого увеличения обусловлено санкционным эффектом», — отмечает Слепцова. Даже в понедельник, когда охват санкций прояснился, оказавшись более ограниченным, спред по облигациям ориентировочно сохранил эту санкционную премию.
«На будущее наш сценарный анализ предполагает, что риск более широких санкций на российский суверенный долг, включая рублевые ОФЗ, уже по большей части заложен в ценах. То есть если этот сценарий не материализуется (конгресс США не примет дополнительных санкций против госдолга России), санкционная риск-премия может уменьшиться на 20–30 б.п.», — резюмирует Слепцова.
Не страшен даже полный запрет на инвестиции в госдолг
В то же время S&P уже закладывает в свои рейтинговые оценки России возможность более широких санкций против суверенного долга. Россия справится с последствиями даже полного запрета инвестиций в новые суверенные выпуски облигаций, учитывая сильные бюджетные показатели, пишут аналитики S&P: у России ограниченный объем потребностей в госзаимствованиях (около 1,5% от ВВП ежегодно) при значительных остатках средств на счетах федерального казначейства (3% ВВП).
Валютный долг России номинирован в долларах, но его объем невелик — 2,5% ВВП. Важным в S&P считают то, что у российских инвесторов менее половины имеющихся в обращении еврооблигаций. При этом инвесторы США держат около 20% всех российских суверенных еврооблигаций, оценивает S&P.
Несмотря на то что доля нерезидентов в общем объеме рублевых суверенных облигаций (ОФЗ) увеличилась до 31% по состоянию на конец июня 2019 года, новые санкции не распространяются на этот долг, что ограничивает масштаб макроэкономических последствий в случае ускоренной продажи этих облигаций, отмечает S&P. По мнению аналитиков агентства, внутренний спрос на ОФЗ в любом случае сможет заместить спрос со стороны нерезидентов.
Тем не менее прогноз в отношении дальнейших санкций остается крайне неопределенным, считают в S&P.
В «Национальных кредитных рейтингах» считают, что санкции, введенные против российского госдолга, не исключают американские банки ни из списка держателей уже выпущенных еврооблигаций, ни из списка потенциальных покупателей будущих выпусков на вторичном рынке. «Запрет на первичную покупку долларового долга правительства России означает лишь то, что в качестве андеррайтеров будущих выпусков будут, скорее всего, привлечены европейские банки, которых санкции не касаются», — оптимистичны аналитики.